Введение 2
1 Теоретические основы оценки эффективности хозяйствующих субъектов 7
1.1 Понятие, виды и значение оценки эффективности деятельности
хозяйствующих субъектов 7
1.2 Методы оценки эффективности управления доходностью предприятия 16
1.3 Государственное регулирование систем управления доходностью
предприятий гражданской авиации 26
2 Анализ систем управления доходами в акционерных обществах 37
2.1 Анализ текущего состояния систем управления доходностью 37
2.2 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Авиакомпания
«Уральские Авиалинии» 45
2.3 Анализ управления доходностью авиакомпании на уровне рейсов 55
3 Пути повышения эффективности управления доходностью авиакомпании на
уровне рейсов 68
3.1 Основные проблемы управления доходностью авиакомпании на уровне рейсов 68
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления
доходностью авиакомпании на уровне рейсов 75
Заключение 84
Приложения 87
Приложение А 87
Приложение Б 89
Список использованных источников 91
На сегодняшний день услуги предприятий гражданской авиации - это обязательный атрибут жизни практически каждого человека. Именно гражданская авиация позволяет обычным людям преодолевать огромные расстояния за короткий промежуток времени. Другими словами, именно предприятия гражданской авиации позволяют людям экономить их самый ценный ресурс - время.
Воздушный транспорт, будучи частью единой транспортной сети, является не просто наиболее оптимальным решением в случае доставки груза на большие расстояния (более 1000 км), но зачастую и вовсе единственным, так как доставка грузов другим транспортом в отдаленные районы просто невозможна. В результате этого воздушный транспорт способствует быстрому освоению новых районов и вовлечению их в общегосударственный и международный товарооборот, например, освоение месторождений нефти на севере России.
Средняя протяженность маршрутов пассажирских перевозок на автомобильном транспорте составляет 100 км, на железнодорожном - 850 км, а на воздушном - более 2300 км (имеется в виду междугороднее сообщение) [21].
Воздушный транспорт сегодня находится на втором месте по перевезенным пассажирам, первое занимает железнодорожный. Доля воздушного транспорта в суммарном пассажирообороте, выполненном всеми видами транспорта в междугороднем и международном сообщениях за последние десять лет, достигла 35%.
Если обратиться к статистике, то ежегодно регулярные рейсы авиакомпаний перевозят более 1,6 млрд. пассажиров, а это означает, что приблизительно каждый четвертый человек является потребителем авиационных услуг [44]. Все это происходит по причине того, что авиационный транспорт обладает очевидными преимуществами.
Воздушный транспорт, взаимодействуя с другими отраслями экономики, способствует социально-экономическому развитию страны. Его роль особенно значима для Российской Федерации в связи с особенностями ее географических масштабов. В отдаленных и слабо освоенных в транспортном отношении районах Севера, Сибири и Дальнего Востока воздушный транспорт становится едва ли не единственным средством сообщения с центральными районами страны.
С ростом экономической активности возрастают и объемы деловых поездок, а вместе с тем начинают расти потребности в скорости и удобстве, которые являются основной характеристикой услуг воздушного транспорта [28]. В настоящее время на долю воздушного транспорта России приходится более 80% пассажирооборота магистральных видов транспорта в международном сообщении, а его удельный вес в междугородных перевозках пассажиров составляет более 20% от общего пассажирооборота.
Проведение рыночных реформ в экономике России вызвало на воздушном транспорте как позитивные, так и негативные последствия. Увеличение эксплуатационных расходов авиакомпаний вследствие необоснованно резкого роста цен на авиационное топливо, повышение стоимости воздушных судов, снижение платежеспособности населения, пандемия, а также неготовность авиационного менеджмента применять гибкие рыночные механизмы регулирования спроса и предложения негативно отразились на возможности авиапредприятий и органов государственного регулирования активно влиять на состояние авиатранспортного рынка и рост объемов перевозок.
Повышение конкурентоспособности воздушного транспорта России, обеспечение безопасности, регулярности и эффективности его функционирования невозможно без подготовки высококвалифицированных авиационных специалистов, способных решать задачи по управлению и стратегическому развитию авиапредприятий [21].
На сегодняшний день имеют сертификат эксплуатанта 120 коммерческих перевозчиков [44]. Доля 15 ведущих авиакомпаний в общем объёме пассажирских перевозок составляет почти 88% по количеству перевезенных пассажиров и почти 92 % по пассажирообороту [44]. Более 98% всех перевозок пассажиров выполняют 35 авиакомпаний [44].
Действующий коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолетов, 137 грузовых самолетов, 1111 вертолетов [44]. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолетов достигла 63% [44].
Количество аэропортов - 315 [44]. Численность персонала, занятого в отрасли, составляет более 200 тысяч человек [44].
Таким образом, масштабы деятельности гражданской авиации, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок, обеспечение безопасности и эффективности функционирования требуют решения задач по управлению и стратегическому развитию авиапредприятий.
Цель: оценить эффективность управления доходностью предприятия гражданской авиации на примере ОАО «Авиакомпания «Уральские Авиалинии» и дать рекомендации по ее повышению.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления доходностью на предприятиях гражданской авиации;
- оценить текущее состояние систем управления доходностью на предприятиях гражданской авиации;
- определить критерии эффективности управления доходностью на предприятии и провести соответствующий анализ;
- дать рекомендации по управлению доходностью авиакомпании на уровне рейсов на основе существующей информации о рынке.
Объект исследования: предприятия гражданской авиации.
Предмет исследования: системы управления доходностью предприятий гражданской авиации.
Методами исследования в магистерской диссертации являются: анализ литературы, метод дедукции и метод сравнения.
Научная новизна данной работы заключается в следующих пунктах:
- конкретизация существующих способов управления доходностью на предприятиях гражданской авиации;
- детализация проблем текущего состояния систем управления доходностью авиакомпаний;
- разработка системы показателей для оценки эффективности управления доходностью авиакомпаний на уровне рейсов;
- создание комплекса мероприятий, направленных на повышение доходности предприятий гражданской авиации в условиях пандемии.
Структура выпускной магистерской диссертации включает в себя введение, теоретическую часть, аналитическую часть, блок рекомендаций, заключение и список использованных источников.
В теоретической части дано определение методам оценки эффективности работы предприятий, описаны основные показатели эффективности деятельности компаний, а также примеры расчета этих показателей. Аналитическая часть работы состоит из трех параграфов, в которых реализованы поставленные в данной работе задачи. Блок рекомендаций включает в себя список рекомендаций, а также их денежное обоснование. В заключении определены основные выводы по работе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для целей повышения эффективности работы предприятий гражданской авиации.
В данной работе были проанализированы ключевые показатели управления доходностью авиакомпании на уровне рейсов за летний период 2017-2019 гг.
В мировом авиационном бизнесе управление доходами - один из крае-угольных камней успешной коммерческой работы компаний. Данную сферу деятельности можно охарактеризовать как «смесь науки и искусства». Некоторые эксперты высказываются об управлении доходами следующим образом: «На словах все выглядит предельно просто: нужно в правильно время продать правильному пассажиру правильное место по правильной цене. Однако трудности возникают в поиске баланса между ценой билета и возможностью максимальной загрузки воздушного судна (а это в свою очередь неизбежно означает применение скидок и дешевых тарифов) и получения максимального дохода (что может быть достигнуто и продажей гораздо меньшего количества дорогих билетов). Если к этому добавить необходимость анализировать и учитывать текущие и «исторические» тенденции развития рынка, предпочтений пассажиров, то процесс принятия решения в каждом конкретном случае потребует обработки огромного объема данных».
Авиационный транспорт характеризуется в первую очередь скоростью и комфортабельностью. Именно по этим причинам имеется большой поток постоянных клиентов. Однако даже с учетом этого невозможно предсказать спрос, а услуга по авиаперевозке имеет ограниченное время существования. Так как гражданская авиация предполагает огромные затраты, авиакомпаниям приходится ежедневно думать об увеличении показателей выручки, поэтому важным представляется разделение спроса на соответствующие категории с тем, чтобы потребности каждого пассажира были в максимальной степени удовлетворены, т.е. с позиции авиакомпании каждый клиент должен иметь возможность купить билет по максимальной, но тем не менее приемлемой для него цене в конкретный момент времени.
Для максимизации выручки авиакомпании должны уметь находить оптимальную структуру распределения ресурсов. Несмотря на то, что в авиации такая структура требует постоянного мониторинга данных о клиентских заявках и большей автоматизации процессов управления доходами, данная проблема ставит перед управленцами вопрос о выявлении алгоритмов и методов оптимизации управления доходами.
Снижая затраты всегда приходится сталкиваться с проблемами ценообразования. В таком случае авиакомпаниям нужно ответить на вопрос: кому, за какое время до вылета и по какой цене продавать билеты так, чтобы увеличить доход с каждого рейса? Именно поэтому авиакомпании не могут позволить себе продавать билеты по максимальной цене, а вынуждены продавать их, используя динамическое ценообразование, т. е. используют шаблоны бронирования, которые основаны на ретроспективных данных с целью повышения коэффициента загрузки. Так как все авиаперевозчики ведут свой бизнес по-разному, в алгоритмы, применяемые при сбыте билетов, заложены уникальные для каждой авиакомпании переменные. Авиакомпания может сохранять только эффективные мощности и таким образом повышать коэффициент загрузки, или же расширять возможности для увеличения пассажиропотока. На основании проведенного анализа можно заключить, что применение технологий управления доходностью способствует повышению конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости международных авиаперевозчиков.
Так, проанализировав ключевые показатели за летний период 2017-2019 гг., можно сказать следующее.
Составляя план на летний период 2020 г., необходимо учитывать большое количество факторов. Такие показатели как загрузка рейсов, величина среднего тарифа, продаваемая емкость очень сильно коррелируют между собой. Для обобщения результатов необходимо смотреть на показатели маржи.
Также при планировании нужно учитывать не просто показатели прошлого года, но и уметь применять их к сегодняшней реальности. Реальность такова, что в связи с закрытием границ авиакомпании лишены возможности выполнять высокомаржинальные рейсы за пределы России, поэтому в летний период 2020 г. основная нагрузка ложится на плечи внутренних воздушных линий. Однако из-за пандемии коронавируса многие граждане боятся совершать авиаперелеты, детский отдых и различные спортивные мероприятия для детей были перенесены на середину июля или же вовсе отменены.
Лето 2020 г. определенно можно охарактеризовать непростым периодом для всех авиакомпаний, так как основной приток маржи поступает именно в летний период. Сейчас основной задачей для всех предприятий гражданской авиации стоит вопрос удержания финансовых ресурсов, а также поиск новых возможностей получения доходов.
В данной работе были выполнены все поставленные задачи и сделаны со-ответствующие выводы:
- в результате анализа тематических литературных источников и соответствующих Интернет-ресурсов было дано определение экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, методы оценки эффективности, а также было рассмотрено государственное регулирование систем управления доходностью авиакомпаний;
- была проведена оценка финансового состояния ОАО «Авиакомпания «Уральские Авиалинии» за 2017-2019 гг.;
- были определены критерии эффективности управления доходностью авиакомпании, а также проведен их анализ за летний период 2017-2019 гг.;
- был предложен комплекс мероприятий по управлению доходностью авиакомпании на уровне рейсов на основе существующей информации о рынке.
1. Конституция Российской Федерации [Текст].
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Текст].
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Текст].
4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Текст].
5. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147- ФЗ [Текст].
6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ [Текст].
7. Постановление Правительства РФ от 13.05.2020 N 661 «О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции» [Текст].
8. Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» [Текст].
9. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» [Текст].
10. Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» [Текст].
11. Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (ред. от 27.12.2019) «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» [Текст].
12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [Текст].
13. Абрютин Д.А., Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 2018. - 256 с. [Текст]
14. Алексейчева Е.Ю., Магомедов М.Д., И.Б. Костин И.Б. Экономика организации (предприятия). М.: Дашков и Ко, 2015. - 292 с. [Текст]
15. Арзуманова Т.И., М.Ш. Мачабели М. Ш. Экономика организации. М.: Дашков и Ко, 2015. - 240 с. [Текст]
16. Бланк. И. А. Управление финансовыми ресурсами. М.: Эльга, Оме- га-Л, 2015. - 768 с. [Текст]
17. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2018. - 336 с. [Текст]
18. Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. Экономика организации. М.: Магистр, 2016. - 304 с. [Текст]
19. Герасимова Е.Б., Бариленко В.И., Петрусевич Т.В. Теория экономического анализа. М.: Инфра-М, Форум, 2015. - 368 с. [Текст]
20. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. М.: Юрайт, 2015. - 704 с. [Текст]
21. Губенко А.В. Экономика воздушного транспорта. «Питер», 2015 - 290 с. [Текст]
22. Дыбаль С.В., Дыбаль М.А. Финансовый анализ. Теория и практика. Учебное пособие. М.: КноРус, 2019. - 328 с. [Текст]
23. Екимова К.В., Шубина. Т.В. Финансы организаций (предприятий). М.: ДРОФА, 2015. - 384 с. [Текст]
24. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий). М.: Экзамен, 2017. - 496 с. [Текст]
25. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект. М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2015. - 220 с. [Текст]
26. Касимов Ю.Ф. Финансовая математика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. - 464 с. [Текст]
27. Конищева М.А., Курган О.И., Черкасова Ю.И. Финансы организаций. Учебное пособие. М.: Инфра-М, Сибирский федеральный университет СФУ, 2017. - 384 с. [Текст]
28. Корж С. Коммерческая авиация. Борьба за рынок и идеи. История соперничества Америки и Европы на воздушных трассах «пятого океана». Часть 1. Первые шаги. 1919-1926. М.: СПб. СРП «Павел» ВОГ, 2018. - 288 с. [Текст]
29. Коршунов В.В. Экономика организации (предприятия). М.: Юрайт,
2015. - 400 с. [Текст]
30. Кувшинов М.С. Бухгалтерский учет и анализ. Учебное пособие. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. - 248 с. [Текст]
31. Левчаев П.Г. Финансовые ресурсы фирмы. М.: Palmarium Academic Publishing, 2017. - 300 с. [Текст]
32. Маевская Е.Б. Экономика организации. Учебник. М.: Инфра-М,
2016. - 324 с. [Текст]
33. Мокий М.С., Азоева О.В., Ивановский В.С. Экономика организации. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2018. - 284 с. [Текст]
34. Наумов В.В., Ковальчук В.М. Финансы организаций (предприятий). М.: Книга, 2017. - 112 с. [Текст]
35. Никитина Н.В., В.В. Янов В.В. Корпоративные финансы. М.: Кно- Рус, 2018. - 512 с. [Текст]
36. Перцовский Н.И. Маркетинг. Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов. М.: Дашков и Ко, 2016. - 140 с. [Текст]
37. Погодина Т.В. Финансовый менеджмент. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. - 352 с. [Текст]
38. Просветов Г.И. Финансовый менеджмент. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2017. - 340 с. [Текст]
39. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Финансовый менеджмент. М.: Юрайт, 2015. - 542 с. [Текст]
40. Руденко Л.А., Караулов В.Б., Арасланова О.В. Экономика органи-заций. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 372 с. [Текст]
41. Самарина В.П., Черезов Г.В., Карпов Э.А. Экономика организации. Учебное пособие. М.: КноРус, 2015. - 320 с. [Текст]
42. Слабинская И.А., Ровенских В.А. Бухгалтерская (финансовая) от-четность. Теория и практика. М.: ТНТ, 2015. - 360 с. [Текст]
43. Словарь финансово-экономических терминов и определений. М.: ИВЭСЭП, 2015. - 128 с. [Текст]
44. Суринов А.Е. Россия в цифрах. Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики, 2018. С. 520. [Текст]
45. Сухарев О.С. Управление экономикой. Введение в теорию кризисов и роста. М.: Финансы и статистика, 2016. - 280 с. [Текст]
46. Федорович В.О., Н.В. Конципко Н.В. Экономика организаций. Учебное пособие. М.: Проспект, 2017. - 240 с. [Текст]
47. Филатова Т.В. Финансовый менеджмент. М.: Инфра-М, 2016. - 240 с. [Текст]
48. Фридман А.М. Экономика организации. Учебник. М.: РИОР, 2018. - 240 с. [Текст]
49. Чаадаева Л.А. Экономика организации. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. - 436 с. [Текст]
Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика организации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 384 с. [Текст]
51. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Финансы. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 384 с. [Текст]
52. Глава «Уральских авиалиний» - РБК: «Пытаемся убедить пассажиров летать»
https://www.rbc.ru/interview/business/02/06/2020/5ecfb86b9a79475b3d9c0ca1[Электронный ресурс]
53. Коронавирус назвали поводом сокращения авиаперевозок впервые за 12 летhttps://www.rbc.ru/business/21/02/2020/5e4eff799a79478946fc6c46[Электронный ресурс]
54. Небо над карантином
https://novayagazeta.ru/articles/2020/03/19/84395-nebo-nad-karantinom [Электронный ресурс]
55. Официальный сайт ЗАО «Сирена-Трэвел»https://www.sirena- travel.ru[Электронный ресурс]
56. Официальный сайт ОАО «Авиакомпания «Уральские Авиалинии» https://www.uralairlines.ru [Электронный ресурс]
57. Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта https://favt.ru [Электронный ресурс]
58. Официальный сайт Amadeus IT Group https://amadeus.com/ru [Электронный ресурс]
59. Рубцов А.В. Гражданская авиация через призму пандемии корона-вируса и не толькоhttps://www.aviapanorama.ru/2020/05/33179/ [Текст]
60. Управление доходами и авиационный ритейл: два процесса в одной
связке https://www.airht.info/главная-тема/управление-доходами-и-
авиационный-ри.Ь1ш1 [Текст]
61. Центр раскрытия корпоративной информацииhttps://www.e- disclosure.ru[Электронный ресурс]
62. Шелудкова И. IATA: восстановление рынка авиаперевозок будет
долгимhttps://ru.euronews.com/2020/04/22/iata-says-passenger-flights-recovery-will-take-time [Текст]