Введение 3
1 Организация и осуществление образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования в Российской Федерации 9
1.1 Сущность, роль и особенности среднего профессионального образования... 9
1.2 Нормативно-правовая база и специфика реализации программ среднего
профессионального образования 23
1.3 Управление портфелем образовательных программ 33
2 Анализ портфеля образовательных программ на примере ГАПОУ СО
«Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» 46
2.1 Особенности реализации портфеля образовательных программ в системе
среднего профессионального образования в современных условиях 46
2.2 Характеристика Колледжа и анализ основных результатов деятельности.. ..62
2.3 Анализ форм, технологий и механизмов реализации образовательных
программ Колледжа 79
3 Проблемы и направления совершенствования портфеля основных образовательных программ в сфере среднего профессионального образования в
Российской Федерации 89
3.1 Проблематика и возможные пути оптимизации образовательных программ
Колледжа 89
3.2 Разработка мероприятий и рекомендаций по оптимизации организации и
осуществления образовательных программ Колледжа 97
Заключение 110
Список использованных источников 117
Приложение А 128
Приложение Б 129
Приложение В 130
Приложение Г 137
Приложение Д 154
Современные мировые тенденции, появление новых компьютерных, интернет-технологий - все это ускоряет темпы нашей жизни. Изменения происходят во всех сферах и областях, в том числе в сфере профессионального образования.
Постоянно меняющиеся условия развития общества, требования экономического и социального развития страны, научно-технический прогресс и экономика нового технологического поколения - цифровая экономика - выдвигают новые требования к профессиональному образованию. Современный рынок труда, работодатели все активнее вносят свои коррективы в процесс формулировки целей, задач, содержания профессионального образования. По этой причине система профессионального образования постоянно модернизируется и совершенствуется.
При этом быстро меняющиеся социально-экономические условия и, как следствие, появление нового поколения студентов с иными стандартами мышления, приоритетами и запросами провоцируют возникновение проблем в процессе реализации образовательных программ. Новое молодое поколение студентов - потребителей образовательных услуг - так называемое «поколение 2» способно и готово к большей мобильности, к новым форматам обучения, в том числе в вопросе получения профессионального образования, к освоению и применению новых образовательных ресурсов.
Серьезным испытанием в 2020 году стала случившаяся пандемия СОУГО- 19. Необходимость и условия карантина, дистанционного обучения обозначили и акцентировали внимание на необходимости рассмотрения новых подходов к организации и осуществлению образовательных программ в образовании, в целом, и в системе среднего профессионального образования, в частности.
При реализации программ среднего профессионального образования используются различные образовательные ресурсы и технологии. Сегодня на первый план по актуальности выходят информационные образовательные ресурсы, как совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, что, в свою очередь, формирует информационную образовательную среду профессиональной образовательной организации.
Перечисленные выше проблемы среднего профессионального образования так или иначе возвращают нас к вопросу управления образовательными программами, повышения качества предоставления образовательных услуг. Данное обстоятельство подтверждает актуальность вопроса о повышении качества менеджмента образования.
В этой связи одним из существующих актуальных вопросов в рамках организации и осуществления образовательных программ в системе среднего профессионального образования и требующих решения уже сегодня, является вопрос оптимизации сроков освоения основных профессиональных образовательных программ, что обуславливает актуальность темы исследования «Управление портфелем образовательных программ в сфере среднего профессионального образования».
Цель выпускной квалификационной работы: обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по управлению портфелем образовательных программ в сфере среднего профессионального образования, для оптимизации сроков и механизмов реализации основных профессиональных образовательных программ.
Задачи исследования:
- исследовать теоретические аспекты сущности, специфики реализации и особенностей процесса управления портфелем образовательных программ в системе среднего профессионального образования в РФ;
- проанализировать образовательную деятельность, формы, технологии и механизмы реализации образовательных программ учреждения профессионального образования;
- разработать мероприятия и рекомендации по оптимизации организации и осуществления образовательных программ для учреждения профессионального образования Свердловской области.
Предмет исследования: экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе оптимизации образовательных программ, позволяющие обобщить механизмы оптимизации управления портфелем образовательных программ в сфере среднего профессионального образования.
Объектом исследования является портфель образовательных программ в сфере среднего профессионального образования на примере учреждения профессионального образования Свердловской области.
В исследовании применены общенаучные методы (обобщения, сравнения, аналогии, индукции, дедукции, абстрагирования, наблюдения, моделирования), специальные методы (нормативный, статистический, метод опроса посредством анкетирования).
Степень разработанности темы. На сегодняшний день в исследованиях представителей профессионального образования предложено обоснование теоретических положений о сущности и значении различных понятийных категорий, рассматривающих принципы индивидуализации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Отдельно активно изучаются и обсуждаются вопросы теории и практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Данные направления рассматриваются в основном безотносительно к теме интенсификации и оптимизации образовательного процесса.
На сегодняшний день в изучении и разработке вопросов интенсификации и оптимизации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования предложены модели интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации сроков подготовки обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, разработанные Федеральным институтом развития образования Российской государственной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в 2019-2020 гг. в рамках проекта по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (50 профессий и специальностей) за счет оптимизации сроков освоения образовательных программ и интенсификации освоения их содержания, а также с целью информационного и экспертного сопровождения внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях.
Основные пункты научной новизны:
- сформулированы дополнения в подходах характера влияния внешних и внутренних факторов на деятельность профессиональных образовательных организаций, на качество предоставляемых последними образовательных услуг: расширена интерпретация характера влияния факторов, в том числе с точки зрения активации внутренних резервов, внешних возможностей и оптимизации стратегии деятельности профессиональных образовательных организаций;
- сформулирован авторский подход комплексного применения моделей интенсификации образовательного процесса (модель интенсификации срока освоения образовательных программ среднего профессионального образования и оптимизации сроков подготовки обучающихся через построение индивидуальных траекторий освоения образовательных программ, которые приводят к оптимизации сроков подготовки, и модель внедрения новых технологий освоения образовательных программ, включающих применение цифровых электронных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, призванных интенсифицировать образовательный процесс), сформулированы выводы о возможных рисках, предложены рекомендации по их минимизации.
Практическая значимость исследования заключается:
- в проведенном исследовании и предложении дополнительных вариантов и направлений применения индивидуального учебного плана;
- в проведенном исследовании проблематики в реализации образовательных программ ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»;
- в предложении профессиональной образовательной организации возможных путей, мероприятий и рекомендаций по оптимизации организации и осуществления образовательных программ, в целях интенсификации образовательного процесса через дополнение традиционных направлений индивидуального учебного плана новыми возможностями, посредством применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также сайта профессиональных образовательных организаций.
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организаций среднего профессионального образования;
- статистические данные - статистические формы СПО-1 и ВПО-1 о результатах деятельности профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего профессионального образования (за период с 2017 по 2019 гг.);
- сайты профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования города Екатеринбурга (для анализа приемной кампании и выявления конкурентной среды для ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»);
- научные тексты по теме исследования;
- сайт, нормативные документы, финансовые отчеты ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»;
- результаты анкетирования преподавателей ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»;
- методические материалы Федерального института развития образования Российской государственной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по теме нашего исследования.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации магистерской диссертации докладывались, обсуждались и были одобрены:
- на Международной конференции студентов и молодых ученых «Весенние дни науки», проводимой ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 24-25 апреля 2020 г.;
- на региональной научно-практической конференции «Управление качеством среднего профессионального образования: модели и механизмы», проводимой ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» 24.09.2020 г.;
- на XV Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен», проводимой ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 14.11.2020 г.
Публикации. По результатам диссертационного исследования магистранта опубликовано три публикации общим объемом авторского текста 0,9 печатных листов.
Структура диссертационной работы. Выполненное диссертационное исследование включает 156 страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Диссертационная работа содержит 16 таблиц, 6 рисунков и 5 приложений. Список использованных источников включает 61 наименование.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования в РФ.
Во второй главе анализируются особенности реализации портфеля образовательных программ в системе среднего профессионального образования в современных условиях на примере ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты».
В третьей главе формулируется проблематика и возможные пути оптимизации реализации образовательных программ ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» посредством предложенных мероприятий и рекомендаций.
Система среднего профессионального образования - важная составная часть российского образования. Оно развивается, как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.
Наше исследование было направлено на изучение и анализ вопросов, связанных с управлением образовательными программами, с повышением качества предоставления образовательных услуг, с повышением качества менеджмента образования. В этой связи был рассмотрен один из существующих актуальных вопросов в рамках организации и осуществления образовательных программ в системе СПО и требующих решения уже сегодня - вопрос оптимизации сроков освоения ОПОП в системе СПО.
В рамках проведенного анализа сущности, роли и особенностей среднего профессионального образования в РФ было выявлено:
- как в системе СПО, так и в системе ВПО имеет место тенденция к сокращению количества образовательных организаций при одновременном росте количества образовательных программ. Совершенствование системы профессионального образования, повышение требований государства к качеству предоставляемых образовательных услуг привело к тому, что часть ПОО ушла с рынка соответствующих услуг. При этом современные экономические условия, связанные с этим изменения на рынке труда выдвигают требования к созданию новых, актуальных профессий и специальностей, что приводит к росту количества реализуемых образовательных программ;
- как в системе СПО, так и в системе ВПО имеет место общая тенденция к увеличению количества как поданных, так и принятых заявлений от абитуриентов. Рост данных показателей, можно предположить, связан с улучшением демографической ситуации в стране и увеличением количества абитуриентов. При этом данные количественные показатели наглядно показывают примерно одинаковые темпы роста спроса у молодежи как на ВПО, так и СПО;
- в вопросе востребованности специальностей в СПО в РФ среди студенческой молодежи: на протяжении последних трех лет наблюдается постоянный интерес в большей степени к таким отраслям, как «медицина», «образование», «экономика», «информационные системы»;
- уровень подготовки специалистов в системе СПО в РФ дает возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, что востребовано миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации.
В рамках изучения нормативно-правовой базы и специфики реализации программ СПО был проведен анализ, сформулированы внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность ПОО, на качество предоставляемых последними образовательных услуг, предложена интерпретация этих факторов, сформулирован авторский подход характера влияния данных факторов. В качестве внешних факторов рассмотрены: нормативно-правовые документы, органы государственного контроля, социально-экономические условия в стране и регионе, конкурентная среда в регионе. Акцентировано внимание на внутренних факторах: организационно-управленческие, кадровые, финансовые, материальные, социально-экономические, социально-культурные,
маркетинговые. Разные факторы взаимосвязаны и в той или иной степени детерминируют друг друга. В совокупности они призваны активировать внутренние резервы и внешние возможности ПОО, оптимизировать стратегию деятельности.
В рамках анализа сущности процесса управления портфелем образовательных программ проведен сравнительный анализ имеющихся исследований классификаций образовательных программ, предложен вариант классификации образовательных программ СПО по критериям, общим для всех программ и отвечающих текущим реалиям. В качестве критериев предложены следующие: по цели подготовки, по форме предоставления услуг, по признанию соответствия качества, по использованию информационных образовательных технологий и другие критерии.
Рассмотрены теоретические аспекты планирования и построения индивидуальных траекторий освоения образовательных программ, вопросы применения современных образовательных технологий на примере дистанционных технологий, электронного обучения. Рассмотрены особенности системы электронного обучения МооШе.
Проведен сравнительный анализ двух понятий: «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Таким образом, выявлено принципиальное отличие электронного обучения от дистанционных образовательных технологий: дистанционные образовательные технологии не включают в себя контент, а являются только средствами и способами его обработки и доставки до обучающегося.
В рамках проведенного анализа форм, технологий и механизмов реализации образовательных программ на примере деятельности ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» и анализа основных результатов деятельности Колледжа рассмотрены и проанализированы показатели финансовой деятельности Колледжа. Выявлено, что в течение периода 2017-2019 гг. в целом наблюдается увеличение как доходной, так и расходной части финансово-хозяйственной деятельности Колледжа.
В соответствии с лицензией в Колледже реализуется портфель образовательных программ СПО по 13-и специальностям по 6-и укрупненным группам. В течение трех предыдущих лет в Колледже имеет место общая тенденция увеличения количества поданных заявлений в рамках приемных кампаний, а также увеличение количества обучающихся, принятых на места по договорам об оказании платных образовательных услуг. Данная тенденция может быть связана, с одной стороны, с ростом числа абитуриентов в связи с улучшением демографической ситуации в стране и Свердловской области, в частности. С другой стороны, это может свидетельствовать о повышении интереса абитуриентов к данной образовательной организации.
Перечень наиболее востребованных специальностей в Колледже: 43.02.10 Туризм, 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, 43.02.12 Технология эстетических услуг, 43.02.11 Гостиничный сервис, 43.02.13 Технология парикмахерского искусства.
Проведен анализ рынка конкурентов Колледжа по реализации образовательных услуг по наиболее востребованным специальностям посредством мониторинга интернет-сайтов 31-й образовательной организации СПО города Екатеринбурга (по данным разделов «Абитуриентам», в планах приема 2020 г.). В результате выявлены ПОО-конкуренты по всем, вышеперечисленным специальностям.
В качестве конкурентного преимущества выявлен факт подготовки в Колледже по специальностям из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Приказ Министерства труда РФ № 831 от 02.11.2015 г.). Из 13 предлагаемых образовательных программ 3 относятся к «Топ-50»: 43.02.12 Технология эстетических услуг, 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.14 Гостиничное дело. Проанализированы и другие характеристики Колледжа, свидетельствующие о привлекательности для потребителей образовательных услуг, а также обозначены возможные ограничения для продвижения Колледжа на рынке образовательных услуг, акцентировано внимание на маркетинговых задачах и возможностях.
Обозначено участие Колледжа в современных инновационных образовательных проектах: участие в чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia); участие в отборочных соревнованиях «Навыки мудрых» по компетенции «Эстетическая косметология» в возрастной категории «50 +»; проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО с использованием независимой оценки компетенций по компетенциям «Парикмахерское искусство», «Эстетическая косметология». Проанализирована инновационная инфраструктура Колледжа, партнеры на рынке образования и партнеры-работодатели.
Проанализирована практика применения ИОТ в Колледже. Проведен анализ и дана оценка реализации в Колледже Проекта «Информатизация образовательного процесса в ГБОУ СПО СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» через внедрение дистанционных образовательных технологий», разработанного в октябре 2018 г. Подведены первые итоги экстренного и массового внедрения дистанционных образовательных технологий в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией. При этом, к уже имеющимся актуальным вопросам управления портфелем образовательных программ добавилась необходимость оценки качественных показателей применения дистанционных образовательных технологий: уровня адаптированности технологий, уровня удовлетворенности преподавателей и студентов, наличие трудностей и возможностей оперативного их устранения и других показателей.
В рамках формулировки проблематики и предложения возможных путей оптимизации образовательных программ на примере ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» были обозначены вопросы, которые требуют конкретизации и актуализации.
Для обеспечения качественного анализа и подведения итогов реализации Проекта «Информатизация образовательного процесса в ГБОУ СПО СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» через внедрение дистанционных образовательных технологий» был проведен опрос методом анкетирования среди преподавателей Колледжа. В результате выявлены положительные и отрицательные составляющие первого опыта массового внедрения цифровизации. В качестве положительного опыта обозначено интенсивное (в короткие сроки) и в целом успешное освоение преподавателями и студентами новых цифровых ресурсов. Кроме этого, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе СПО, в Колледже стало единственно возможной альтернативой организации образовательного процесса в условиях эпидемиологической опасности и неопределенности, в условиях массового карантина. Выявленные отрицательные моменты применения цифровых образовательных технологий связаны, например, с имеющими место трудностями в работе, возникающими и у преподавателей, и у студентов Колледжа, с вопросами адаптированности к новым технологиям, с вопросами технического обеспечения ПОО, преподавателей и студентов, с сомнениями относительно объективности оценки результатов освоения студентами образовательных программ, с трудностями повышения учебной мотивации студентов.
На основании материала аналитической главы исследования, а также данных проведенного опроса преподавателей Колледжа сформулирована проблематика и возможные пути оптимизации образовательных программ Колледжа.
В рамках разработки мероприятий и рекомендаций по оптимизации организации и осуществления образовательных программ в ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» был проведен анализ возможностей применения ИУП (как способа формализации индивидуальной траектории освоения обучающимися ОПОП СПО) и информационной образовательной среды ПОО (объединяющей цифровые средства обучения, цифровые электронные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, а также сайт ПОО), что позволило комплексно рассмотреть данные механизмы интенсификации образовательных программ СПО, реализуемых в Колледже, предположить возможные риски и предложить возможные рекомендации по их минимизации.
Проведенный анализ вариантов дополнения традиционных направлений ИУП новыми возможностями позволяет, на наш взгляд, рекомендовать ПОО применить данные выводы в качестве рекомендаций для обучающихся. Решение проблемы ограниченности знаний и представлений студентов о ИОТ (ИУП), формирование у обучающихся «правильного» понимания ИУП, по нашему мнению, будет способствовать развитию умений студентов организовывать учебную работу в самостоятельном формате, что может положительным образом повлиять на степень учебной активности студентов, повысить учебную мотивацию.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] / КонсультантПлюс : справочно¬правовая система - 1Ж1. :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 01.04.2020).
2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204. - 1Ж1. : http://kremlin.ru/acts/bank/43027(дата обращения: 29.03.2020).
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 28.07.2018 г. № 885 / КонсультантПлюс : справочно-правовая система - ИРЬ : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303876/ (дата обращения: 02.04.2020).
4. Постановление Главного санитарного врача РФ «Об утверждении
СанПин 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» от 23.07.2008 г. № 45 / КонсультантПлюс : справочно-правовая система - ИРЬ :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79255/ (дата обращения: 15.04.2020).
5. Письмо Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» от 20.07.2015 N 06-846 / КонсультантПлюс : справочно-правовая система - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252252/(дата обращения: 12.03.2020).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования» от 18 апреля 2013 г. № 291. - URL : http://knask.ru/images/docs/2017/NMRabota/291_18042013.pdf(дата обращения: 23.03.2020).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14.06.2013 г. № 464. - URL :
http://knask.ru/images/docs/2017/NMRabota/464_14062013.pdf(дата обращения: 23.03.2020).
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 08.09.2015 г. № 608н / КонсультантПлюс : справочно-правовая система - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/(дата обращения: 01.04.2020).
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении
списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» от 02.11.2015 г. № 831 / КонсультантПлюс : справочно-правовая система - URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188401/(дата обращения: 20.03.2020).
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 26.12.2019 г. № 832-н - URL : https://rg.ru/2020/06/03/mintrud- prikaz832-site-dok.html(дата обращения: 16.03.2020).
11. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» от 29.10.2013 г. № 1199 / КонсультантПлюс : справочно-правовая система - URL : http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_157270/(дата обращения: 19.03.2020).
12. Приказ Федеральной службы государственной статистики «Об
утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере среднего профессионального образования» от 16.08.2019 г. № 455 / КонсультантПлюс : справочно-правовая система - URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332017/ (дата обращения: 03.04.2020).
13. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б.М.
Бим-Бад. М., 2002. - С. 27 - URL :
http: //nlr. ru/cat/edict/PDict/index 1. html?mainwin=http%3A//nlr. ru/cat/edict/PDict/19 _1.htm. (дата обращения: 19.03.2020).
14. Блинов В.И. Перечни профессиональных образовательных программ: состояние и возможные пути модернизации / В.И. Блинов, Л.Н. Куртеева, Б.А. Сазонов // Образование и наука. - 2018. - № 10. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/lists-of-vocational-education-programmes-status-and- possible-ways-of-modernisation(дата обращения: 01.04.2020).
15. Вилкова, И.А. Современные образовательные технологии в
обучении студентов учреждений среднего профессионального образования / И.А. Вилкова // Царскосельские чтения. - 2016. - № 20. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v- obuchenii-studentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya(дата обращения: 11.01.2020).
16. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.
/ А.С. Воронин // ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет - УПИ». - 2006. - 106 с. - НЕЕ :
http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf(дата обращения: 20.03.2020).
17. Гончарова, Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров / Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 3-11.
18. Гончарова, Н.А. Образовательная программа как компонент
высшего образования / Н.А. Гончарова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 35. - НЕЕ :
ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/оЬгагоуа1е1пауа-ргодгатта-как-котропеп1- vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 01.04.2020).
19. Г ончарова, Н.А. Проектный подход к управлению образовательными программами в вузе / Н.А. Гончарова // Вестник Гуманитарного университета. - 2015. - № 4. - С. 37-42. - НЕЕ : https://e.lanbook.com/journal/issue/296389 (дата обращения: 18.03.2020).
20. Гринько, М.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов / М.А. Гринько // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 18-22.
21. Гураков, А.В. Технологии электронного обучения: учебное пособие
/ А.В. Гураков, В.В. Кручинин, Ю.В. Морозова, Д.С. Шульц; Министерство образования и науки РФ, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Томск : ТУСУР, 2016. - 68 с. - НЕЕ : http://ЬiЬ1ioc1uЬ.гu/index.php?page=Ьook&id=480813 (дата обращения:
05.01.2020).
22. Гурулева, Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации / Т.Л. Гурулева // Высшее образование в России. - 2018. - № 12. - НЕЕ : Ьйрз://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/зоутез1пуе- oЬгazovate1nye-pгogгammy-гossii-i-kitaya-sostoyanie-i-pгoЬ1emy-realizatsii (дата обращения: 01.04.2020).
23. Демьяненко, А.В. Аспекты конкурентоспособности вуза / А.В. Демьяненко, И.Р. Карамян // Вестник экспертного совета. - 2017. - № 1 (8) - С. 120. - 1Ж1. : https://cyberleninka.rU/article/n/aspekty-konkurentosposobnosti-vuza(дата обращения: 31.03.2020).
24. Зверева, Н.А. Применение современных педагогических технологий
в среднем профессиональном образовании / Н.А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной
конференции (г. Казань, май 2015 г.). - Казань : Бук, 2015. - С. 161-164. - 1Ж1. : https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/(дата обращения: 01.03.2020).
25. Зеер, Э.Ф. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, М.В. Зиннатова, Е.В. Лебедева // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 266-279.
26. Зенкина, С.В. Аналитический обзор современных информационных образовательных технологий / С.В. Зенкина, О.П. Панкратова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2014. - № 1. - 1Ж1. : https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskiy-obzor-sovremennyh-informatsionnyh- obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 05.01.2020).
27. Ильюшин, Ю.В. Классификация современных образовательных программ по функциональному назначению / Ю.В. Ильюшин, И.Н. Киваев, И.М. Новожилов // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. - 2017. - Т. 1. - С. 104-107. - 1Ж1. : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30675927 (дата обращения: 01.04.2020).
28. Ковалёва, Т. М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева [и др.] - М.: Тверь: СФК-офис, 2012. - 245 с.
29. Корчак, Т.А. Организационно-методическое управление содержанием профессионального образования в соответствии с обновленным ФГОС СПО: методические рекомендации для руководящих работников профессиональных образовательных организаций Свердловской области / Т.А. Корчак // Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2020. - 84 с.
30. Лазарева, О.И. Индивидуальная траектория обучения студента как форма реализации личностно-ориентированного подхода: моногр. / О.И. Лазарева, Л.А. Найниш. - Пенза : ПГУАС, 2016. - 120 с.
31. Лескина, Н.В. Эволюция внешнего измерения европейского высшего образования / Н.В. Лескина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2017. - № 3. - ИВЕ : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/evolyutsiya- vneshnego-izmereniya-evropeyskogo-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 01.04.2020).
32. Литвинова, О.И. Эффективность труда преподавателей как фактор
роста конкурентоспособности вуза / О.И. Литвинова, В.Е. Черкасов // Креативная экономика. - 2012. - № 8. - С. 2. - ИВЕ :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/effektivnost-truda-prepodavateley-kak-faktor-rosta- konkurentosposobnosti-vuza (дата обращения: 30.03.2020).
33. Макеева, Т.В. Роль и значение профессионального образования в
процессе формирования социального капитала у молодежи / Т.В. Макеева // Профессиональная ориентация. - 2017. - № 2. - С. 67. - ИВЕ :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-i-znachenie-professionalnogo-obrazovaniya-v- protsesse-formirovaniya-sotsialnogo-kapitala-u-molodezhi (дата обращения: 25.03.2020).
34. Маркова, С.М. Методика исследования содержания
профессионального образования / С.М. Маркова, А.К. Наркозиев // Вестник Мининского университета. - 2019 - №1 (26) - ИВЕ :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-issledovaniya-soderzhaniya- professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2020).
35. Методические рекомендации с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков
освоения образовательных программ среднего профессионального образования / Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
2019. - 21 с. - 1Ж1. : https://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/veb-meropriyatiya/625- Гдоз-зро-поу2019-1 (дата обращения: 06.09.2020).
36. Методические рекомендации по вопросам интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в рамках реализации программ среднего профессионального образования (Проект) / Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
202 - 57 с. - ПРЬ : http://spo-new-fgos.firo-
nir.ru/images/konf_2020_proj ect_metod_recomendaciy.pdf (дата обращения:
20.09.2020).
37. Методические рекомендации по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Министерство просвещения РФ. - ПРЬ :
https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/ (дата
обращения: 30.03.2020).
38. Модели интенсификации освоения образовательных программ и
оптимизации сроков подготовки обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы СПО - ПРЬ : http://spo-new-fgos.firo-
nir.ru/images/modeli_intensifikacii.pdf (дата обращения: 06.09.2020)
39. Мрдуляш, П.Б. Классификация проектно-ориентированных
образовательных программ / П.Б. Мрдуляш // Системная психология и социология. - 2017. - № 1(21). - С. 99-107 - ПРЬ :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29861950 (дата обращения: 01.04.2020).
40. Мухаметзянова, Ф.Г. Проектирование индивидуальной
образовательной траектории и маршрута студента вуза-будущего бакалавра / Ф.Г. Мухаметзянова, Р.В. Забиров // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-1. - 1Ж1. : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/proektirovanie-individualnoy-
obrazovatelnoy-traektorii-i-marshruta-studenta-vuza-buduschego-bakalavra (дата обращения: 06.01.2020).
41. Мухаметзянова, Ф.Г. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе / Ф.Г. Мухаметзянова, Р.В. Забиров, В.Р. Вафина // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений. - Рязанский государственный университет. - 2015. - С. 81-85.
42. Образование в цифрах: 2017: краткий статистический сборник / Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг, О.Б. Жихарева и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 80 с.
43. Олейникова, О.Н. Некоторые теоретические особенности
систематизации международных совместных образовательных программ / О.Н. Олейникова, А.И. Горылев // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3 (128). - НКБ : https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/nekotorye-teoreticheskie-osobennosti- sistematizatsii-mezhdunarodnyh-sovmestnyh-obrazovatelnyh-programm (дата
обращения: 01.04.2020).
44. Пакет методических рекомендаций для образовательных
организаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования / Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. - 104 с. - НКБ : http:ZZspo-new-fgos.firo-
nir.ru/images/sbornik_paket_metodocheskih_rekomendaciy_dlya_oo.pdf (дата
обращения: 20.09.2020)
45. Родионова, З.В. Обзор современных инструментов электронного
обучения / З.В. Родионова // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2014. - № 2. - НИЕ :
https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sovremennyh-instrumentov-elektronnogo- оЬисИешуа (дата обращения: 05.01.2020)
46. Романченко, М.К. Педагогические технологии - основа модернизации профессионального образования / М.К. Романченко, Л.В. Шалбаева // Международный научно-исследовательский журнал «Педагогические науки». - 2016. - № 11 (53), часть 3. - С. 70-73.
47. Рыбалова, Е.А. Управление проектами: учебное пособие /
Е.А. Рыбалова // Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. - Томск: Факультет дистанционного обучения ТУСУРа, 2015. - 206 с. -НИЕ
: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480900 (дата обращения:
28.01.2020).
48. Сагинова, О.В. Маркетинг образовательных услуг. / О.В. Сагинова // Интернет-журнал «Маркетинг в России и за рубежом». - 1999. - № 1. - НИЕ : http://www.mavriz.rU/articles/1999/1/32.html(дата обращения: 15.03.2020).
49. Сазонов, Б.А. Классификация профессиональных образовательных
программ в российской Федерации: проблемы и возможные решения / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. - НИЕ :
https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-professionalnyh-obrazovatelnyh- programm-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-vozmozhnye-resheniya (дата
обращения: 01.04.2020).
50. Сайт ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» - НИЕ : http://eppc.ru(дата обращения: 20.09.2020).
51. Сайт Федерального института развития образования Российской
государственной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - НКЕ :
https://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/veb-meropriyatiya/630-spo-nov2019- 6#prezentatsii_(дата обращения: 20.09.2020).
52. Сайт Федеральной службы государственной статистики - 1Ж1. : https://www.gks.ш_(дата обращения: 20.03.2020).
53. Селиванов Владислав. Колледж и техникум: в чем разница? / В. Селиванов // Поступи онлайн. - 2018. - 1Ж1. : https://postupi.online/journal- spo/faq/kolledj-i-tehnikum-v-chem-raznitsa/ (дата обращения: 10.03.2020).
54. Стукалова, А.А. Оценка эффективности продвижения образовательных программ в условиях высоко конкурентного рынка. / А.А. Стукалова // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015 - № 3. - Т. 7. - С. 3. - НКР : http://naukovedenie.ru/PDF/182EVN315.pdf(дата обращения: 10.03.2020).
55. Сысоев, П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 5. - С. 2-11.
56. Терентьева, Т.В. Факторы, влияющие на эффективность
образовательных услуг вуза в современном обществе / Т.В. Терентьева, М.Н. Кулакова // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2012. - № 5. - НКЕ : https://science-
education.ru/ru/article/view?id=7123 (дата обращения: 21.03.2020).
57. Тимошина, Т.А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента / Т.А. Тимошина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сборник статей 2 -й Международной научно-практической конференции (Рязань, 7-9 октября 2010 г.). Рязань, 2010. - С. 315-320.
58. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в контексте
цифровой экономики Российской Федерации / О.Н. Филатова, Н.В. Васильева,
М.В. Фирсов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. - С. 258. - URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/professionalnoe-
obrazovanie-v-kontekste-tsifrovoy-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii (дата
обращения: 25.03.2020).
59. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Издательство Московского государственного университета, 2003. - 415 с.
60. Шапошникова, Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия / Н.Ю. Шапошникова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 5. - С. 39-44.
61. Шеманаева, М.А. Алгоритм разработки индивидуальной
образовательной траектории / М.А. Шеманаева // Концепт. - 2017. - № S12. - URL : https: ZZcyberleninka.ru/articleZn/algoritm-razrabotki-individualnoy-
obrazovatelnoy-traektorii (дата обращения: 06.01.2020)