Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ОППОРТУНИЗМОМ ТРУДОВОГО ПЕРСОНАЛА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №100363

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы140
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы управления оппортунизмом трудовых
отношений в сфере образования 7
1.1 Содержание и функции менеджмента в образовании 7
1.2 Сущность и характерные особенности оппортунизма трудового
персонала 16
1.3 Инструменты и механизмы противодействия трудовому
оппортунизму 37
2 Анализ причин возникновения и форм проявления трудового
оппортунизма в дошкольной организации 55
2.1 Характеристика особенностей рынка дошкольного образования
Свердловской области 55
2.2 Исследование рынка труда педагогических кадров 61
2.3 Общая характеристика и оценка форм проявления трудового
оппортунизма дошкольной образовательной организации 68
3 Разработка и формирование системы управления
оппортунистическим поведением трудового персонала в дошкольной образовательной организации 84
3.1 Разработка комплексного алгоритма управления
оппортунистическим поведением трудового персонала в дошкольной образовательной организации 84
3.2 Программа мероприятий по управлению оппортунистическим
поведением персонала дошкольной образовательной организации 107
3.3 Оценка результативности управления оппортунистическим поведением трудового персонала в дошкольной организации 121
Заключение 124
Список использованной литературы 127

Актуальность диссертационного исследования.
Рост значимости проблем трудового оппортунизма в дошкольной образовательной организации обуславливается тем, что на рынке труда педагогических кадров и рынке образовательных услуг складывается неблагоприятная ситуация, связанная с дефицитом педагогических кадров в системе дошкольного образования, оттоком квалифицированных специалистов из дошкольных организаций и проблемой старения кадров. В этих условиях возникает риск снижения качества образовательных услуг и конкурентноспособности дошкольной образовательной организации, что требует внедрения новых подходов в системе управления персоналом. При этом могут возникать серьезные предпосылки для оппортунистического поведения работников. В то же время практических рекомендаций по снижению оппортунизма трудового персонала, учитывающих специфику дошкольной образовательной организации, на сегодняшний день недостаточно.
В настоящее время оппортунистическое поведение работников оборачивается для дошкольной организации издержками, как прямыми, когда работники недобросовестно выполняют свои обязанности, так и издержками «упущенных возможностей», в результате чего дошкольная образовательная организация не в полном объеме использует имеющиеся ресурсы для достижения более высоких результатов.
Вместе с тем, на практике мы видим, что механизмы снижения оппортунизма персонала в дошкольной организации применяются не в полном объеме, системного подхода в управлении персоналом и развитии механизмов выявления и ограничения оппортунистического поведения в дошкольных образовательных организациях нет.
Таким образом, проблема управления оппортунистическим поведением персонала дошкольной организации обусловлена возникновением противоречий между необходимостью разработки новых подходов и механизмов выявления и ограничения оппортунистического поведения работников и отсутствием критериев оценки оппортунизма персонала, характеристик форм проявления и мер по минимизации транзакционных издержек и оппортунистического поведения на всех этапах трудовых отношений в дошкольной образовательной организации.
Актуальность тематики и дискуссионность подходов к проблеме оппортунистического поведения персонала дошкольной организации предопределили цель и задачи, обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Цель исследования - научное обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по снижению оппортунизма трудового персонала, учитывающих специфику дошкольной образовательной организации. Постановка данной цели предопределила решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы управления оппортунизмом в сфере трудовых отношений;
- проанализировать причины возникновения и формы проявления оппортунизма трудового персонала в дошкольной организации;
- разработать практические рекомендации по формированию системы управления оппортунистическим поведением трудового персонала в дошкольной организации.
Объект исследования: процессы формирования и проявлений оппортунистического поведения трудового персонала в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе проявления и нивелирования оппортунизма трудового персонала в дошкольной образовательной организации.
Методы научного исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблематике, сравнение, обобщение, анализ статистических и эмпирических данных, находящихся в открытом доступе, анализ факторов текучести кадров, опрос методом анкетирования.
Степень разработанности проблемы.
Среди российских ученых проблематику трудового оппортунизма развивают В.И. Беляев, О.Г. Бодров, Р.И. Капелюшников, М.В. Курбатова, Е.В. Попов, В.Л. Симонова, А.Е. Шаститко, В.В.Чащин и другие. Несмотря на наличие достаточно большого количества научных публикаций, посвященных оппортунистическому поведению, формы его проявления в дошкольной организации исследованы слабо.
Исследованием механизмов и инструментов противодействия оппортунизму занимались В.И. Беляев, К.А. Данилова, О.Н. Пяткова, Н.Ю. Богданова, О.А. Красиков, И.В. Рощина, Е.А. Косьмина и другие.
Понятие менеджмента в образовании, а также сущность и функции системы управления кадрами в значительной степени раскрыты в трудах таких авторов как Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, О.В. Пастюк, М.М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова.
Внедрению современных концепций менеджмента в практику управления образовательными организациями посвящены работы А.И. Барановского, В.Н. Введенского, В.А. Ситарова, В.В. Чащина, М.В. Рожковой и других.
Практическая значимость работы. Теоретические выводы, содержащиеся в работе, могут служить обоснованием принципов построения программы мероприятий по управлению оппортунистическим поведением персонала дошкольной организации, обеспечивающей достижение значимых социально-экономических эффектов:
- удовлетворённость персонала системой стимулирования, возможностью профессионального роста;
- снижение текучести квалифицированных кадров;
- удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг, системой управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающей достижение значимых социально-экономических эффектов:
а) для педагогов дошкольной организации - удовлетворённость системой стимулирования, возможность профессионального роста, саморазвития, профилактика профессионального выгорания;
б) для руководителей, администрации - снижение текучести квалифицированных кадров, привлечение молодых специалистов устранение дефицита кадров, повышение конкурентноспособности дошкольной организации на рынке образовательных услуг;
в) для Министерства образования - снижение социальной напряженности, снижение оттока кадров, удовлетворенность качеством образовательных услуг;
г) для родителей - повышение степени удовлетворенности качеством образовательных услуг.
Основные этапы научной новизны работы. Выявлены специфические факторы проявления оппортунистического поведения трудового персонала дошкольной организации:
- особенности образовательных услуг;
- отсутствие четких критериев, позволяющие определить качество дошкольной образовательной услуги и личного вклада труда педагога;
- невозможность и нецелесообразность полного контроля;
- формализованность подотчетности и мониторингов.
Разработан комплексный алгоритм управления оппортунистическим поведением трудового персонала дошкольной образовательной организации, включающий следующие этапы:
- исследование факторов внешней и внутренней среды;
- разработку диагностического инструментария;
- разработку гибкой организационной структуры проектного управления;
- разработку кадровой концепции дошкольной организации и внедрение технологий кадрового менеджмента, внутреннего маркетинга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационной работе рассмотрена проблема оппортунизма трудового персонала дошкольной организации, как одного из типов социально-трудовых отношений.
Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что образовательная деятельность в дошкольной организации характеризуется рядом специфических особенностей, которые могут стать основаниями для возникновения оппортунистического поведения персонала.
Во-первых, специфика образовательной услуги. Образовательная услуга относится к доверительным благам, в вопросе определения качества, объемов, содержания и результатов потребления образовательной услуги ее потребитель полностью доверяет ДОУ и полагается на него [3].
Во-вторых, результат образования отдален от оценки реального вклада педагогов настолько, что делает трудоемким и затратным разработку объективных критериев для оплаты труда персонала и контроль за их выполнением; педагоги не видят конкретной связи между уровнем зарплаты и результатами своего труда и заменяют реальный труд «маркерами» публичной активности [4].
В-третьих, уровень реальных возможностей и способностей детей настолько индивидуален, что достижение стопроцентного успеха в обучении каждого ребенка никто гарантировать не может.
Таким образом, специфика в организации образовательного процесса обуславливает возникновение рисков недобросовестного поведения персонала, что требует внедрения современных научных технологий управления в систему дошкольного образования.
Во второй главе проведен анализ рынка системы дошкольного образования и качества образовательных услуг на уровне Российской Федерации, Свердловской области и г. Екатеринбурга, анализ рынка труда и исследования в конкретном ДОО. По результатам анализа выявлено, что в дошкольных образовательных организациях существуют такие кадровые риски, как старение и отток педагогических кадров, обусловленные повышением требований к уровню квалификации в условиях увеличения педагогической нагрузки и интенсивности труда. Кроме того, выявлены особенности рынка дошкольного образования Свердловской области: сокращение возможностей раннего развития в местах в ДОО для детей от двух месяцев до трех лет; увеличение укомплектованности дошкольных групп и групп раннего возраста; отсутствие равной доступности образования в удаленных от центра территориях Свердловской области для детей с ОВЗ; низкий уровень соответствия квалификации выпускников системы профессионального образования. Эти факторы увеличивают риск оппортунистических проявлений персонала при выполнении трудовых обязанностей.
В процессе нашего исследования определены методы и показатели оценки уровня развития социально-трудовых отношений в дошкольной организации, такие как трудовая мотивация, степень удовлетворенности персонала системой поощрения, выявление ведущих потребностей и различных практик оппортунистического поведения персонала ДОО. Для исследования факторов, влияющих на проявления разных практик оппортунизма, был подобран диагностический инструментарий, разработаны анкеты для анонимного опроса персонала по использованию практик трудового оппортунизма в дошкольной организации.
Анализ результатов диагностики оппортунистического поведения персонала подтвердил умеренное распространение отлынивания как формы проявления постконтрактного оппортунизма: разные практики отлынивания используют почти половина (46,7%) педагогов дошкольной организации, в том числе имитация трудовой активности для скрытия резервов рабочих мест для своих личных целей. Оппортунистический способ действия персонала проявляется в замещении содержательной деятельности «работой на показатель», а также выбором «показателя», позволяющего демонстрировать свою «эффективность» руководству с наименьшими для педагога затратами и максимальной личной выгодой.
В третьей главе на основе проектного подхода нами разработан комплексный алгоритм управления оппортунистическим поведением персонала МАДОУ № 103 г. Екатеринбурга, включающий 6 этапов:
- исследование факторов внешней и внутренней среды;
- разработка диагностического инструментария;
- разработка гибкой организационной структуры;
- разработка программы мероприятий;
- оценка затрат и социально-экономических эффектов;
- контроль эффективности и возможных рисков при реализации комплексного алгоритма.
Результаты внедрения комплексного алгоритма включают:
- формирование среды педагогического сотрудничества,
минимизирующей риски оппортунистических действий персонала;
- вовлечение персонала в управленческую деятельность, способствующей повышению профессиональной активности каждого члена коллектива; использование резервов и возможностей коллегиальных органов управления для разработки и принятия управленческих решений; делегирование полномочий и предоставление самостоятельности в разработке и принятии конкретных управленческих проектов.
- формирование персональной ответственности за результат работы;
- формирование системы материальной мотивации, стимулирующей добросовестное исполнение обязательств: вознаграждение, ориентированное на результат, гласное распределение стимулирующего фонда оплаты труда, согласно изменениям в Положении.
В ходе реализации проекта выявлено, что система проектного управления является эффективным механизмом для предотвращения и снижения трудового оппортунизма в процессе формирования системы мотивации, стимулирующей добросовестное исполнение обязательств персоналом дошкольной образовательной организации.



1. Постановление Правительства Свердловской области от 24.01.2019. № 27-ПП. ГИБ :https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_8870338 (дата обращения 22.09.20.).
2. Постановление Правительства Свердловской области от от 11.06.2020 № 400-ПП. ГИБ :https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_8870338 (дата обращения 22.09.20.).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2016.
4. Устав МАДОУ ЦРР детский сад №103 «Родники»
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
7. Барановский А.И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 25-28.
8. Бас А. Б. Регулирование оппортунистического поведения экономических субъектов //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4. С. 53-5 6.
9. Беляев В.И. Институционализация трудовых отношений и преодоление оппортунизма персонала на промышленных предприятиях // Беляев В.И., Кузнецова О.В., Пяткова О.Н., Шихалева О.Н. / Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 61-70.
10. Беляев В.И. Трудовой оппортунизм: сущность и формы проявления // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 169-177.
11. Беляев В.И., Кузнецова О.В. Теория, методология, практика системного решения проблем трудового оппортунизма на предприятиях // Вестник Томского государственного университета: Экономика. 2017. № 37. С. 69-84.
12. Беляева М.Г. Оппортунизм работодателя: причины и тенденции в условиях экономической нестабильности // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. № 9/2 (131). С. 9-18
13. Богданова Н.Ю. Оппортунистическое поведение: к формулировке понятия / Н. Ю. Богданова // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. № 2 (10). С. 199-204.
14. Бодров О.Г. Оценка причин трудового оппортунизма персонала // Вопросы экономики. 2014. № 12 (588). С. 41-51.
15. Введенский В.Н. Эволюционное развитие профессионального образования // Педагогика. 2015. №3. С. 61 - 66.
16. Волобуева Л. М. Проблемы современного менеджмента ДОО / Л. М. Волобуева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2016. № 7. С. 16-24.
17. Вольчи, В. В., Маслюкова Е. В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Есопошхсиз. 17(2). 2019. С.146-162.
18. Гордеева Д.С. Экономика образования [Текст]: учебное пособие для студентов / Д.С. Гордеева, Н.А. Дегтярева. Челябинск: «Цицеро», 2017. 95 с.
19. Дошкольные организации Свердловской области, 2019:
статистический сборник // Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Екатеринбург, 2020. ПРЕ :https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения:
24.09.2020).
20. Дудина О. Н. Управление персоналом в системе образования: эволюция научных взглядов // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 421 -423. ПРЕ :https://moluch.ru/archive/104/24284/ (дата обращения: 24.09.2020).
21. Капелюшников Р. И. Феномен старения населения: экономические эффекты. // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 2. С. 8-63.
22. Кисилева Е.В. Методы организационной диагностики в управлении персоналом: учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений // Киселева Е.В., Крутцова М. Н., Приятелева Л. Г., Рудко А. М., Скворцова Л. И., Старцева С.Г. ; под ред. Е.В. Киселевой. Вологда: Вологодский фил. РАНХиГС, 2016. 422 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. М.: Academia, 2005. 173 с.
24. Козлова Е.В. Экономические механизмы выявления и ограничения оппортунистического поведения в российских корпорациях // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Экономика. 2012. № 10. Вып. 38. С. 117-121.
25. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. 224 с.
26. Кондрашова, Н. В. Современная система оценки и управления качеством дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 7. С. 18-27.
27. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер, А. Гари. М.: Вильямс, 2015. 752 c.
28. Кощиенко И.В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития системами / Кощиенко И.В., Рыжкова А.А. // Образование и наука: современные тренды ; гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 91-98.
29. Красиков О. А., Рощина И.В. Оппортунизм и трудовой оппортунизм работников: общие и специфические черты, причины проявления // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42. С. 119-128.
30. Курбатова М.В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей ВУЗов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // ЖурналJournal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований),2016. С. 116-136.
31. Лазарев С.В. Формирование системы менеджмента качества
производства // Компетентность. 2018 №7(158). С. 36-37.
32. Мартюкова Е.Г. Оппортунизм и издержки оппортунистического поведения в российской экономике: идентификация и оценка. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. СПб.: Изд-во ПетрГУ, 2013. 23 с.
33. Маслова Т.Ф., Михайличенко Н.А. Технологии анализа регионального рынка труда педагогов и проблем управленческих решений : Учебное пособие // Ставрополь : Ставролит, 2019. 52 с.
34. Микляева Н.В. Особенности стратегического управления в современном детском саду // Управление дошкольным образовательным учреждением: науч.-практ. журн. 2015. № 3. С. 112-119.
35. Михеева С. А. Управление образованием и педагогический менеджмент: терминологический аспект // Управление образованием: теория и практика: науч-метод. журнал. 2018. № 2 (30). С. 11-24.
36. Оппортунизм в структуре социально-трудовых отношений. Монография / коллектив авторов под ред. В.И. Беляева, А.Н. Мельникова, Р.А. Самсонова. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2015. 236 с.
37. Официальный портал по трудоустройству в России. URL :
https://www.trud.com/ (Дата обращения 15.05.2020).
38. Официальный сайт вакансий города Екатеринбурга. URL :
https://ekb.zarplata.ru/ (Дата обращения 23.07.2020).
39. Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 103 «Родники». URL :
https://103.tvoysadik.ru(дата обращения 17.09.2020).
40. Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 389. URL :https://389.tvoysadik.ru/(дата обращения 17.09.2020).
41. Официальный сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 102. ПРЕ : https://102.tvoysadik.ru/(дата обращения17.09.2020).
42. Официальный сайт Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 361. ПРЕ :https://361.tvoysadik.ru/(дата обращения 17.09.2020).
43. Панфилова Е.А Категоризация оппортунистического поведения экономических субъектов // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 31.
44. Пастюк О.В. Менеджмент в дошкольной организации России: миф или реальность // Детский сад от А до Я. 2014. № 1. С. 14-28.
45. Плетнев Д.А., Козлова Е.В. Особенности проявления оппортунизма в российских корпорациях // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27. С. 74-80.
46. Попов Е. В., Симонова В. Л. Оппортунизм экономических агентов. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2007. 186 с.
47. Попов Е.В. Трансакции. Екатеринбург: УрО РАН, 2011. С. 648-676.
48. Попов Е.В., Ерш Е.В Оппортунизм на производственных предприятиях // Управленец. 2015. № 2 (54). С. 60-64.
49. Пяткова О.Н. Трудовой оппортунизм на предприятиях: содержание, формы проявления и пути преодоления // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров / Материалы II Международного экономического форума / О.Н. Пяткова, В.И. Беляев, О.В. Кузнецова. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2019. С. 49-55.
50. Ружанская Л.С. Теория организации: учебное пособие / Ружанская Л.С., Яшин А.А., Солдатова Ю.В.; под общ. ред. Л.С. Ружанской. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2015. 200 с.
51. Симонова В.Л. Институты управления эндогенным оппортунизмом в системе принципал-агент: дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2006.
52. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент или управление
образованием? // Вопросы новой экономики. 2014. № 3(31). С. 101-104.
53. Сулеева М.Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с
педагогическим коллективом // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 11-14. ЦИЕ :https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11645/(дата обращения: 16.10.2020).
54. Третьяков П.И. «Оперативное управление качеством образования в школе». М.: Скрипторий, 2014. 568 с.
55. Федеральная служба государственной статистики ЦИЕ : https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 08.06.2020).
56. Фурин А.Г. Специфика трансакционных издержек в сфере образования в условиях формирующейся экономики знаний // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2014. С.11-15
57. Фурин А.Г. Трансакционные издержки при оказании платных
образовательных услуг: особенности, виды и формы проявления // Интернет- журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. № 5. Т. 8. ЦИЕ :
http://naukovedenie.ru/PDF/29EVN516.pdf (дата обращения 13.09.20.).
58. Чащин В.В. Маркетинг персонала как инструмент управления неопределенностью внутренней среды предприятия при адаптации персонала // Российское предпринимательство. 2011. № 4. Т. 12. С. 85-90.
59. Чащин В.В. Формирование системы маркетинга персонала на рынке труда: автореферат дис. ... д. экон. наук : 08.00.05 / Чащин В. В. ; [Место защиты: Рост. гос. эконом. ун-т "РИНХ"]. Ростов-на-Дону, 2013. 57 с.
60. Чащин В.В. Экономический иллюзион. Игры о лжи и обмане. М.: КНОРУС, 2017. - 516 с
61. Чащин В.В., Рожкова М.В. Маркетинг персонала: актуальные проблемы и практические приложения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9. С. 262-271.
62. Яковлева Г. В. Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении // Теория и практика управления образованием. 2015. № 4. С. 5-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ