Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ СОТРУДНИКОВ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №100359

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы120
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Управление системы мотивации: современные подходы 8
1.1 Современные тенденции развития мотивации персонала в дошкольном
образовательном учреждении 8
1.2 Особенности мотивации деятельности педагогов образовательного
учреждения 27
1.3 Основные концепции стратегического развития в дошкольной
образовательной организации 40
2 Анализ условий формирования системы мотивации педагогических
сотрудников 52
2.1 Общая характеристика организации и ее специфика 52
2.2 Стратегический анализ организации МБДОУ № 62 60
2.3 Эмпирическое исследование педагогического коллектива МБДОУ - детский
сад комбинированного вида № 62 г. Екатеринбург 66
3 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала МБДОУ
№ 62 773.1 Организация работы по повышению системы мотивации персонал МБДОУ
№ 62 77
3.2 Разработка и описание основных способов реализации проекта по
совершенствованию системы мотивации педагогических сотрудников в
дошкольном образовательном учреждении 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 104


Реалии современной рыночной экономики ставят перед образовательные организации разного рода задачи, от правильного решения которых зависит результативность их работы. Следовательно, одним из главных направлений менеджмента становится эффективное управление кадровыми ресурсами, что подразумевает под собой понимание потребностей персонала, его мотивов, что, в свою очередь, будет основой для правильного выбора стимулов к труду.
Мы полагаем, что руководство любой организацией, стремящейся к эффективности своей деятельности, обязано разрабатывать такую концепцию стимулирования и мотивации труда своих сотрудников, которая будет удовлетворять их потребности в труде и потребности в саморазвитии.
Обучение на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогов является необходимым условием и традицией, сложившейся еще с советских времен. Вместе с тем, требования к уровню профессиональной подготовки педагогических сотрудников неуклонно и значительно увеличиваются. Следовательно, для руководства педагогическим коллективом создание системы управления, побуждающей педагогов к постоянному процессу обучения и совершенствования педагогического мастерства и, как следствие, эффективной деятельности становится первоочередной задачей.
Результативность педагогического труда в огромной мере зависит от уровня заинтересованности в осуществлении собственных обязанностей зависит педагогов. Система управления отвечает за то, чтобы трудовая деятельность персонала была максимально качественной для этой структуры в установленных условиях. Для этого руководителю дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) необходимы навыки мотивационного менеджмента.
Важность и актуальность проблем, связанных с мотивацией персонала, лежащих в менеджериальной плоскости обусловлена необходимостью ориентации на достижение не только организационных, но и индивидуальных целей.
Основная сложность практической организации системы мотивации персонала определяется слабой изученностью особенностей мотивации и мотивационных триггеров сотрудников дошкольных образовательных учреждений, а также все увеличивающейся формальной или «внеучебной» нагрузкой. Вышеизложенное порождает ряд управленческих проблем, обусловленных:
- новыми требованиями к педагогам дошкольных образовательных учреждений и отсутствием эффективной системы мотивации, которая позволит повысить общую результативность и качество деятельности педагогов;
- идеей повышения качества образования и отсутствием путей создания и реализации эффективной системы мотивации в практике управления дошкольным образовательным учреждением;
- необходимостью руководителям учреждения повышать эффективность предоставляемых образовательных услуг и отсутствием у них комплексной программы управленческой деятельности, позволяющей реализовать новые направления системы мотивации в организации.
Актуальность и практическая востребованность проблематики обусловили цель, задачи и структуру диссертационного исследования.
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала ДОУ.
Объект исследования: муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Екатеринбурга.
Предмет исследования: управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития мотивационной системы ДОУ.
Гипотеза исследования: грамотно построенная система мотивации профессионального совершенствования педагогов, применение различных способов стимулирования будут в полной мере способствовать формированию профессиональных кадров и, как результат, увеличению эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, если будут выполнены следующие условия:
- определена стратегическая значимость каждого педагогического сотрудника ДОУ;
- активное внедрение эффективных способов материально и нематериального стимулирования со стороны руководителя и восприятие этих способов сотрудниками ДОУ;
- разработаны эффективные способы совершенствования системы мотивации ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы и современные тенденции мотивации труда и её роли в повышении эффективности деятельности персонала ДОУ;
- исследовать существующие способы по совершенствованию системы мотивации педагогических сотрудников ДОУ;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала ДОУ в современных условиях.
Исследованиям систем управления дошкольным образовательным учреждением и определения содержания деятельности руководителя образовательного учреждения посвящены труды К.Ю. Белой, Ю.В. Васильева, М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, М.Н. Скаткина, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной, Т.И. Шамовой.
Теория мотивации труда рассматривалась в работах отечественных и зарубежных теоретиков и практиков - А. Альберт, У. Брэддик, О.С. Виханский, Ф. Герцберг, Е.П. Ильин, С.Б. Каверин, Р.Л. Кричевский, А. Маслоу, М. Мексон, Е.Г. Молл, А.И. Наумов, Э.А. Уткин и другие.
Положения теории развития личности развивались представителями психологических отраслей знания - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и другие, - ведущие идеи теории личностного и профессионального самоопределения представлены в работах таких исследователей как Л.И. Божич, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжникова, В.Ф. Сафина и других. Проблемы профессионального роста педагогов рассматривают такие ученые как А.А. Бодалев, Т.Г. Браже, Б.З. Вульф, П.Т. Долгов, Л.М. Митина. Исследованиям проблем мотивации педагогов посвящены труды В.Г. Асеева, А.Б. Бакурадзе, В.В. Гузеева и других.
Положения, содержащие элементы научной новизны:
- уточнено понятие «мотивационная среда ДОУ» как совокупность условий, способствующих трансляции внешних мотивов деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения во внутренние мотивы, связанные с самореализацией, стремлением к саморазвитию;
- разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала ДОУ.
Теоретическая значимость. В диссертационном исследовании обозначены основные особенности системы мотивации, характерные для мотивации педагогических сотрудников ДОУ. Выделены основные принципы, обеспечивающие эффективность внедрения данной системы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические рекомендации могут быть использованы заведующими или методистами ДОУ при разработке и совершенствовании системы мотивации воспитателей.
В исследовании использовались системный подход, способы анализа и синтеза, логического сравнения и сопоставления, опрос методом анкетирования и интервьюирования, методики анализа мотивации Т. Элерса и К. Замфира, PEST- и SWOT-анализ.
Информационной базой исследования послужили научная, учебно-методическая, справочная литература, законодательные и нормативные акты, материалы периодической печати, материалы информационно - коммуникационной сети Интернет, освещающие вопросы организации оплаты и стимулирования труда.
Эмпирическая база исследования включает в себя эмпирические данные, находящиеся в открытых источниках, данные собственных эмпирических исследований: экспертное интервью, глубинное интервью педагогов МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 62, внутренняя отчетность по деятельности МБДОУ № 62.
По результатам диссертационного исследования магистра опубликованы 2 работы общим объемом авторского текста 1 п.л.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, выполнена на 127 страницах, включает 13 рисунков и 22 таблиц и 1 приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты мотивации сотрудников ДОУ. Раскрыты определения мотивации, стратегического развития ДОУ, особенности деятельности педагогов ДОУ и особенности их мотивации.
Во второй главе проведен стратегический анализ МБДОУ № 62, и анализ педагогического коллектива данной организации.
В третьей главе представлена разработка основных способов для совершенствования системы мотивации персонала МБДОУ № 62 города Екатеринбурга и также было разработано «Положение об оплате труда и стимулировании труда сотрудников МБДОУ № 62 г. Екатеринбурга».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Управление процессом мотивации персонала в современной компании - это вид необходимой деятельности, заключающийся в реализации эффективного функционирования экономического субъекта на конкурентном рынке услуг в определенный момент времени. Чтобы гарантировать корректную работу персонала, необходимо выстроить эффективную систему управления, как совокупность взаимосвязанных подсистем: подбор и распределение, оценка и аттестация персонала, адаптация, обучение и развитие персонала, мотивация.
Мотивация - извечная проблема, возникшая одновременно с необходимостью совместной деятельности. В то же время это один из центральных вопросов современного менеджмента.
В процессе данной работы, посвящённой совершенствованию системы мотивации дошкольного образовательного учреждения, были решены следующие задачи:
- Рассмотрены существующие модели и методы стимулирования работы педагогического состава.
- Аналитически обоснована необходимость разработки проекта по совершенствованию системы мотивации МБДОУ №62 в г. Екатеринбурге.
- Разработана программа управленческих мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала в современных условиях.
В рамках теоретической части работы рассмотрены теоретические основы системы мотивации персонала дошкольной образовательной организации в соответствии с классической и современной теориями мотивации.
В рамках практической части работы был проведен анализ основных элементов системы мотивации персонала детского сада МБДОУ № 62 с использованием PEST- и SWOT-анализа, и специальных метрик для изучения мотивации профессиональной деятельности.
Полученные данные позволяют сформулировать следующие выводы: детский сад должен четко определить свои цели, ценности, миссию, политику и тактику, гарантирующие привлекательность для ближайших социальных клиентов; стабильность и успешность работы и развития детского сада в меняющемся обществе.
Из анализа сильных и слабых сторон организации выяснилось, что руководству приюта необходимо улучшить концепцию мотивации, чтобы рассматривать ее не как источник расходов, а как источник повышения эффективности организация в целом. Совершенствование системы мотивации должно стать органичной частью кадровой политики компании: она должна быть понятной для персонала. При совершенствовании системы мотивации необходимо учитывать, как нематериальные, так и материальные формы стимулирования, а также некоторые мотивационные профили персонала.
Анализ мотивов воспитателей позволил выделить наиболее значимые с точки зрения повышения эффективности работы: хорошие отношения в коллективе; признание и любовь учеников; разумность требований менеджмента; высокая степень ответственности и авторитета руководителя; признание от родителей. Основными мотивами достижения более высокого уровня компетентности педагогического коллектива являются: желание быть услышанным, быть современным, стремление к расширению профессиональных возможностей, необходимость соответствовать требованиям времени, удовольствие от развития, любознательность, интерес. Наиболее действенными мотивами являются: стремление к позитивному представлению в профессиональном сообществе, стремление к успеху, расширение индивидуальных профессиональных ресурсов, профессиональный успех, признание коллег, родителей и учеников.
На основе полученных данных с помощью инструментов управления проектами мы предложили создать рабочую группу для создания системы мотивации воспитателей с учетом морального и материального стимулирования педагогической работы в детском саду. Разработано и принято к внедрению «Положение об оплате и поощрении работников МБДОУ № 62 в Екатеринбурге».



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития образования на 2016-2020 годы» от 29 декабря 2014 года № 2765-р.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» от 8 апреля 2017 г. № 293.
4. Приказ Министерства образования и науки "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. № 1155
5. Аллин О.Н. Кадры для результативного бизнеса. Подбор и мотивация персонала // Аллин О.Н., Сальникова Н.И. М.: Генезис, 2014. 248 с.
6. Акинфеев Н.В. Особенности управления изменениями в образовательной среде // Акинфеев Н.В. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. С. 1-3
7. Афанасьева Т.П. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Кн. 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: методическое пособие // Афанасьева Т.П., Немова Н.В. М.: АПКиПРО, 2015. 116 с.
8. Афанасьева Т.П. Руководство педагогическим коллективом: модели и способы // Афанасьева Т.П., Лазарев В.С., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. М.: 2016. 157 с.
9. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. // Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2015. 554 с.
10. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» // Г.Х. Бакирова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 439 с.
11. Балашов Ю. К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Балашов Ю.К., Коваль А.Г. // Кадры предприятия. М.: Издательство «Дело и сервис», 2017. №7. С. 52-59.
12. Баринов В.А. Стратегический менеджмент // Баринов В.А., Харченко В.Л. М.: Инфра-М, 2015. 294 с.
13. Бордовская Н.В. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) // Педагогика: учебник для вузов // Бордовская Н.В., Реан А.А. СПб: Питер. 2015. 304 с.
14. Бурмистров А.Н. Какие способы мотивации персонала являются наиболее действенными? // Бурмистров А.Н., Газенко Н.В. / Управление персоналом. М.: Издательский дом, 2016. №7. С. 48-50.
15. Васильев В. П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов // Васильев В. П., Деханова Н. Г., Холоденко Ю. А. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 307 с.
16. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе // Веснин В.Р. М.: Юрист, 2015. 496 с.
17. Гарина В.Ю. Проблемы мотивации в сфере образования // Гарина В.Ю., Грищук В.А., Ключникова В.Р., Хэгай О.А // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. №
18. С. 114-125.
18. Гаудж П. Исследование мотивации персонала // П. Гаудж; перевод Свиридюк М.А. Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2014. 272 с.
19. Данилюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебное пособие // Данилюк А. А. Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2015. 304 с.
20. Дружинин Е.С. Управление персоналом организации: ситуации, технологии, решения: учебно-практическое пособие // Дружинин Е.С. М.: РАГС, 2016. 232 с.
21. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие // Егоршин А.П. М.: Инфра-М, 2015. 464 с.
22. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник // Еникеев М.И. М.: Норма, 2019. 224 с.
23. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент // Зайцев Л.Г., Соколова М.И. М.: Магистр, 2016. - 528 с.
24. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы // Ильин Е. П. М.: Питер, 2015. 512 с.
25. Кардашов, В.В. Мотивация персонала: теория и практика // В.В. Кардашов // Человек и труд. 2019. № 10. С. 47-48
26. Коваленко Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов // Коваленко Н.В. // Управление современной школой. Завуч. М.: Издательский Дом «Педагогический поиск», 2015. № 8. С.32-34.
27. Комарова Е.С. Развитие дошкольного образования // Комарова Е.С. // Электронный журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения». иРЕ: йЛрз://е.гикбоЬга.ги/, 2016 №11. С. 58-67.
28. Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ // Копытова Н.Н. М.: Детство- Пресс, 2017. 495 с.
29. Кочеткова А. И. Организационное действие и организационное моделирование. Психологические механизмы // Кочеткова А.И. Кочетков П.Н. : учебник. М.: Юрайт. 2016. в 3 ч., ч. 2. 386 с.
30. Латфуллина Г. Р. Организационное действие // Латфуллина Г. Р., Громовой О.Н.; под ред. Латфуллина Г. Р. СПб.: Питер. 2017. 432с.
31. Лепешова Е.М. Мотивирование педагогов ОУ // Лепешова Е.М. // Справочник заместителя директора школы. М.: ООО «Актион-диджитал», 2015. № 5. С. 79-84
32. Лукаш Ю.А. Деятельность по подбору, оценке и контролю персонала // Лукаш Ю.А. М.: Финпресс, 2015. 208 с.
33. Магура М.И. Оценка работы персонала // Магура М. И., Курбатова М.Б. М.: Интел-Синтез, 2015. 264 с.
34. Магура М.И. Современные персонал-технологии // Магура М.И., Курбатова М.Б. М.: Интел-Синтез. 2015. 376 с.
35. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов // Маклаков А. Г. СПб.: Питер. 2017. 583 с.
36. Маркетинг менеджмент: Учебник // Пед ред. Ф. Котлер. Санкт- Петербург. 2015. 800 с.
37. Маркетинг образовательных организаций // Под ред. И. В. Захаровой : учебник для магистратуры. М.: КНОРУС, 2021. 244 с.
38. Маркова С.М. Интенсификация профессионального обучения // Маркова С.М., Полунин В.Ю. / Проблемы современного педагогического образования. Крым : Изд-во Крымск. фед. ун-та им. В.И. Вернадского, 2018. № 58-3. С. 175-178.
39. Маркова С.М., Петровский А.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. М.: ИДАЕ, 2016. № 6-3. С. 597-600.
40. Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс, 2015. 492 с.
41. Мескон М. Основы менеджмента: учебное пособие для Вузов // Мескон М. и др. М.: Дело. 2015. 672 с.
42. Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. и др.; под ред. Митиной Л.М. М.: Академия, 2016. 336 с.
43. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя // учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 320 с.
44. Надеждина В. Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат // Надеждина В. М.: Харвест, 2015. 254 с.
45. Никишина И.В. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию». ПРЕ :http://vmeste.opredelim.com/docs/75100/index-9096.html(дата обращения 15.05.2020).
46. Потемкин В.К. Управление персоналом: инновационное развитие, экономическая и социальная ответственность, социально -трудовые отношения. СПб.: Питер, 2016. 426 с.
47. Садыкова Т.Н. Проблемы воздействия на позитивную мотивацию педагогических сотрудников образовательных учреждений // Челябинский гуманитарий. Челябинск, 2016. № 2 (27). С. 81-86.
48. Садыкова Т.Н. Проблема повышения мотивации воспитателей к педагогической деятельности в целях улучшения работы дошкольного образовательного учреждения в условиях новых ФГОС // Челябинский гуманитарий. Челябинск, 2015. № 4 (29). С. 69-76.
49. Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема. // Управление персоналом. М.: Издательский дом, 2015. №7. С. 62-66.
50. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2016. 136 с.
51. Смирнова М.Е. Критерии эффективности системы стимулирования труда персонала // Управленческие науки в современном мире, 2016. Т. 2. №2. С. 230-233.
52. Сотникова С.И. Экономика и управление персоналом: энциклопедический словарь // С.И. Сотникова и др. 2-е изд., перераб, и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. 371 с.
53. Станкевич Е.Ю. К вопросу оценки качества образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. 1ЖЕ:http://human.snauka.ru(дата обращения: 12.05.2020).
54. Сыманюк Э.Э. Нематериальная мотивация педагогов // Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. // М.: Народное образование, 2011. № 7. С. 94-99.
55. Титова Н.Ю. Оценка педагогического труда // ПРЕ:
http://pedsovet.org/component/ (дата обращения: 09.10.2020).
56. Фролова С.В. Мотивационная сфера педагогов: ориентиры,
потребности и способы их удовлетворения // Директор школы, 2015. № 2. С.17-20. ПКЬ :https://direktor.ekiosk.pro/ (дата обращения: 26.08.22020)
57. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Управление процессом социального проектирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2018. № 7-Том 2 (33). С. 207-211.
58. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала // Шапиро С. А. М.: ГроссМедиа, 2005. 224 с.
59. Шапиро С.А. Факторы повышения эффективности труда персонала Монография // Шапиро С.А., Шилаев А.В. М.: АТИСО, 2012. 222 с.
60. Щеглин И.М. Мотивация персонала: теория, методики исследования // URL:http://www.hr-portal.ru/pages/ (дата обращения: 15.05.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ