ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО И
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие правового воспитания, его специфика и значение в современном
обществе 6
1.2 Понятие патриотизма и патриотического воспитания. Ключевые
проблемы современного патриотического воспитания 9
1.3 Содержание, формы, направления и методы правового и патриотического
образования в условиях общеобразовательной школы 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1 Исследование уровня правового и патриотического воспитания учащихся
общеобразовательной школы 23
2.2 Организация эффективного процесса по правовому и патриотическому
воспитанию школьников с учетом их психологических особенностей 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34
3.1 Разработка комплекса мероприятий по правовому и патриотическому
воспитанию в общеобразовательной школе 34
3.2 Содержание комплекса мероприятий по правовому и патриотическому
воспитанию в общеобразовательной школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема правового и патриотического воспитания учеников общеобразовательных школ является достаточно существенной и злободневной для любого учебного учреждения, а если взглянуть шире - для любого государства. Правопонимание и патриотизм являются фундаментом сильного гражданского общества, без которого в свою очередь невозможно построение сильной державы. Во все времена, государственное управление, так или иначе, стремилось воспитывать в своих гражданах патриотическое начало и прививать правовую культуру со школьной скамьи.
Ситуация, которая формируется сегодня в молодежной среде, когда среди несовершеннолетних формируется безнравственная позиция по отношению к государству, основанная на правовом нигилизме; ширится движение неонацистких организаций, жестко выступающих против людей неславянской внешности, на основе которых строится «новый» патриотизм, обостряет актуальность проблемы, ведь молодежь - это будущее страны, и от того, на какие ценности они будут опираться в своей взрослой жизни, зависят многие аспекты жизни государства. Молодые люди должны быть подготовлены к современным общественным отношениям. Они должны стать полновесными гражданами с развитой правовой культурой, патриотами своей страны. Воспитание таких граждан это одна из важнейших задач, с которой сталкивается школа.
Несмотря на высокую значимость перечисленных аспектов, необходимо отметить, что зачастую в средней общеобразовательной школе, не уделяется достойного внимания работе по правовому и патриотическому воспитанию учеников. Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, а степень развития их патриотизма оставляет желать лучшего.
Рассматривая степень научной разработанности проблемы правового и патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы, в условиях современной России, стоит обратить внимание на работы А.В. Зосимовского, Н.Д. Никандрова, И.Ф. Харламова, А.И. Долговой, В.Н. Кудрявцева, Здеревой Г.В.
Отдельно особенности патриотического воспитания обсуждаются у Ю.А. Копцевой, В.И. Руденко, Е.В. Чекунова. Поиск и разработка новых путей и методик по воспитанию правосознания и патриотизма у школьников отражены в трудах А.К. Быкова, Л.И. Котруцы, С.В. Галкина, Е.И. Корнеевой.
Правовое воспитание является объемным процессом, затрагивающим проблему социализации личности, аспекты которого отражены в исследованиях А.А. Кваша, Т.И. Акимовой, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика, А.А. Реана.
Особый интерес вызывают исследования, в которых рассматриваются вопросы практики правового воспитания непосредственно в школе Е.В. Белоглазовой, К.Х. Каюмовой, Т.Ю. Крамаровой, О.Е., Тишкова, Т.В. Худойкиной.
Объектом нашего исследования выступают школьники общеобразовательных школ.
Предметом исследования является правовое и патриотическое воспитание в условиях общеобразовательных школ.
Целью исследования становится изучение правового и патриотического образования в общеобразовательных школах, его современной методики, проблематики и развития.
Задачи работы:
- определение сущности понятий правовое воспитание и патриотическое воспитание
- знакомство с современной политикой Российской Федерации в сфере правового воспитания и патриотического воспитания
- рассмотрение современной методологии правового и патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы
- определение основных проблем связанных с правовым и патриотическим воспитанием в школах
- разработка методического комплекса мероприятий по правовому и патриотическому воспитанию.
В роли гипотезы было выдвинуто предположение о том, что правовое и патриотическое воспитание в современных общеобразовательных школах России, будет проходить наиболее продуктивно при условии:
- учета индивидуальных психологических особенностей каждого учащегося
- использования комплексного и системного подхода к правому и патриотическому воспитаю, включающего в себя не только школу и педагогический коллектив, но и семью, центры дополнительного образования
- включения в процесс воспитания всех средств и возможностей, имеющихся в общеобразовательной школе
В ходе работы используется комплекс исследовательских методов: синтез, анализ, сравнение.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенного комплекса методов по правовому и патриотическому воспитанию на практике, в условиях типичной общеобразовательной школы.
Правовое воспитание понимается как целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, опыта, идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от поколения к поколению. Правовое воспитание имеет целью становление правового сознания человека, развитие правовой культуры общества в целом, призвано формировать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями правового государства.
Правовое воспитание гражданина невозможно без развития любви и уважения к своей малой родине, к своей стране, без развития чувства патриотизма.
Патриотизм с давних времен считается важной нравственной основой жизнеспособности т развития государства, и выступает в роли краеугольного внутреннего мобилизующего ресурса становления высокоорганизованного общества. Помимо этого, патриотизм способствует развитию активной социальной позиции личности, ее готовности к служению на благо Родины.
Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью по становлению у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и к защите интересов Родины.
Личность с развитым правовым сознанием, с чувством своего достоинства, может развиться лишь в правильной среде. Правовое и патриотическое воспитание неразрывно связаны и работают в сопряжении.
Сегодня и правовое и патриотическое воспитание граждан являются одними из ключевых задач поставленных государством. Это отражено в Федеральном законе об образовании, в государственных программах и концепциях развития образования и воспитания. Воспитание правовой грамотности и патриотизма в Российской Федерации определено обязательным условием для стабильного развития государства, его экономики и безопасности.
Правовое и патриотическое воспитание это серьезная и трудоемкая задача, решение которой в школьном возрасте только начинается.
При организации правового воспитания используются методы, характерные воспитанию как таковому, однако, изучая тему, удалось выяснить, что преобладание в воспитательных программах активных методов обучения и воспитания наиболее целесообразно.
Такие активные методы обучения и воспитания как презентации, дискуссии, диспуты, семинары, деловые игры и другие стимулируют познавательную деятельность учащихся, что выражается в их стремлении учиться, преодолевая трудности. Рациональное построение воспитательной деятельности, развивающей у учащихся мышление, самостоятельность, способности, интересы, склонности, означает не универсализацию одного активного метода, а применение различных методов в связке. При этом важно выбирать методы соответствующие возрастным особенностям учеников и специфике содержания материала.
Планомерная и систематическая педагогическая работа, применение различных методов воспитания, общие усилия школы и семьи, непременно принесут положительные плоды и станут крепким фундаментом для дальнейшей работы по правовому и патриотическому воспитанию человека.
От эффективности и плодотворности методик школьного правового и патриотического воспитания во многом зависит не только достижение его конечного результата - формирование личности с высокой правовой культурой и развитым чувством патриотизма, но и успешное развитие страны, ведь патриот своей страны с сильным правовым сознанием - это тот гражданин, который составляет основу крепкого, динамично развивающегося правового государства.
Решая проблему правового и патриотического воспитания школьников, важно концентрировать внимание на формировании ценностного отношения к явлениям социально-общественной жизни. Необходимо принимать во внимание возрастные, а отсюда психологические особенности воспитания подростков, использовать активные методы обучения и воспитания, следовать принципу системности воспитательного процесса.
Нами был разработан комплекс мероприятий по правовому и патриотическому воспитанию школьников. Содержание комплекса нацелено на формирование высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, расширяет представления у школьников о правовых нормах и институте права, побуждает развитие интереса к саморазвитию.
Комплекс мероприятий соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Его содержание способствует развитию правовой культуры учащихся и формированию патриотизма.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, успешно решены. Цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
4. Азарова А.В. К вопросу об истории развития патриотизма в России [Текст] / А.В. Азарова // Вестник военного университета. - 2015. -№3. С. 21-25
5. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Текст] / Т.И. Акимова. - Тамбов: Першина,
2004. - С. 66-71.
6. Анушкина Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст] / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина,
А.О. Дмитриева ; под ред. В.Г. Лихачевой - Томск : В. Спектр, 2010. 212 с.
7. Быков А.К. Концептуальные подходы к современной государственной системе патриотического воспитания [Текст] / А.К. Быков, В.И. Лутовинов. - М.: Планета, 2010. 335 с.
8. Галиев Ф. Х. Современные параметры правовой культуры [Текст] / Ф.Х. Галиев // Евразийский юридический журнал. - 2011. - № 4 (35). С. 51-54.
9. Галустов В.У. Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении [Текст] / В.У. Галустов // Молодой ученый. - 2014. - №20 (79). С. 465-467.
10. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 440 с.
11. Ефиценко Н.М. Сущность правового воспитания и мероприятия по повышению его эффективности в современном российском обществе [Текст] / Н.М. Ефиценко // Образование и право. - 2013. - № 2 (79). С. 78-83.
12. Карасартова М.М. Роль правового воспитания в становлении правовой культуры [Текст] / М.М. Карасартова, Т.С. Косенко // Философия образования. - 2012. - №1(40). - С. 210-217.
13. Кваша, А.А. Правовые установки граждан [Текст] : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.01 / А.А. Кваша ; Рост.юрид. инст. - Ростов - на- Дону, 2002. - C. 160.
14. Костецкая Г.А. Патриотическое воспитание школьников как условия обеспечение этнической безопасности [Текст] / Г.А. Костецкая, И.А. Пономарева // Образование и этническая безопасность : сб. ст / науч. ред. - И.Л. Набока. СПб., 2014. - С. 256.
15. Курзанова Н. И. Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденции развития [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 / Н. И. Курзанова ; - рос. акад. упр., социол. и социал.-психол.
- Москва, 2013. - 12 с.
16. Лебедева Н.Н. Право. Личность [Текст] / Н.Н. Лебедева. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 170 с.
17. Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса / И.А. Малинина // Молодой ученый. — 2011. — №11.— С. 166-168.
18. Нечаев М.П. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы [Текст] / М.П. Нечаев, П.И. Третьякова. - М.: АПКиППРО, 2010. - 147 с.
19. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова - М.: Российское педагогическое издательство, 1996. - 374 с.
20. Ожегов С.И. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Шведова Н.Ю. - М. : Мир и Образование, Оникс, 2011. - 733 с.
21. Павлов В.В. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества [Текст] : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.01 / В.В. Павлов ; Влад. юрид. инст. - Владимир,
2005. - C. 172.
22. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву [Текст] / Е.А. Певцова.
- М.: Владос, 2003. - 400 с.
23. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2010. - 256 с.
24. Попов В.Ф. Патриотизм - как основоположный принцип в научно-педагогическом наследии Л.Ф. Лесгафта, основателя русской научной системы физического образования и воспитания [Текст] / В.Ф. Попов // Вестник Тамбовского университета. - 2006. - №1 С.141-151
25. Тиллаев Б.А. Патриотическое воспитание молодежи как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи [Текст] / Б.А. Тиллаев // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2014. - № 4 (94). С. 146-148.
26. Тюялева Т.И. Гражданское образование в российской школе [Текст] / Т.И. Тюляева. - М. : Астрель, 2013. - 56 с.
27. Федотова О.А. Правовое регулирование предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними [Текст] / О.А. Федотова // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. - 2016. - № 1 (3). С. 171-174.
28. Фомченкова Г.А. Патриотизма как основа духовной безопасности современной молодежи [Текст] / Г.А. Фомченкова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №7. С. 77
29. Хасанова С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе [Текст] / С.А. Хасанова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - №3. - С. 114-125.
30. Хилько М.Е. Возрастная психология [Текст] / Е.М. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Райт, 2010. - 194 с.
31. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов [Текст] / Т.В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 11 (56). С. 206-208.
32. Шеланков В. А. Социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
B. А. Шелканов ; Свердл. инж.-пед. ин-т. - Екатеринбург, 1993. - С. 19.
33. Шумилина Ю.В. Патриотическое воспитание как необходимое условие духовно-нравственного воспитания [Текст] / Ю.В. Шумилина, Е.А. Мезенцева // Система ценностей современного общества. - 2016. № 49.
C. 154-158.
34. Яковлев Д.В. Совершенствование работы по организации гражданско- патриотического воспитания в образовательных организациях [Текст] / Д.В. Яковлев // Вестник академии детско - юношесткого туризма и краеведения. - 2014. - №1. - С. 90-102