Правовое и патриотическое воспитание в общеобразовательной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО И
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие правового воспитания, его специфика и значение в современном
обществе 6
1.2 Понятие патриотизма и патриотического воспитания. Ключевые
проблемы современного патриотического воспитания 9
1.3 Содержание, формы, направления и методы правового и патриотического
образования в условиях общеобразовательной школы 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1 Исследование уровня правового и патриотического воспитания учащихся
общеобразовательной школы 23
2.2 Организация эффективного процесса по правовому и патриотическому
воспитанию школьников с учетом их психологических особенностей 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34
3.1 Разработка комплекса мероприятий по правовому и патриотическому
воспитанию в общеобразовательной школе 34
3.2 Содержание комплекса мероприятий по правовому и патриотическому
воспитанию в общеобразовательной школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО И
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие правового воспитания, его специфика и значение в современном
обществе 6
1.2 Понятие патриотизма и патриотического воспитания. Ключевые
проблемы современного патриотического воспитания 9
1.3 Содержание, формы, направления и методы правового и патриотического
образования в условиях общеобразовательной школы 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1 Исследование уровня правового и патриотического воспитания учащихся
общеобразовательной школы 23
2.2 Организация эффективного процесса по правовому и патриотическому
воспитанию школьников с учетом их психологических особенностей 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34
3.1 Разработка комплекса мероприятий по правовому и патриотическому
воспитанию в общеобразовательной школе 34
3.2 Содержание комплекса мероприятий по правовому и патриотическому
воспитанию в общеобразовательной школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема правового и патриотического воспитания учеников общеобразовательных школ является достаточно существенной и злободневной для любого учебного учреждения, а если взглянуть шире - для любого государства. Правопонимание и патриотизм являются фундаментом сильного гражданского общества, без которого в свою очередь невозможно построение сильной державы. Во все времена, государственное управление, так или иначе, стремилось воспитывать в своих гражданах патриотическое начало и прививать правовую культуру со школьной скамьи.
Ситуация, которая формируется сегодня в молодежной среде, когда среди несовершеннолетних формируется безнравственная позиция по отношению к государству, основанная на правовом нигилизме; ширится движение неонацистких организаций, жестко выступающих против людей неславянской внешности, на основе которых строится «новый» патриотизм, обостряет актуальность проблемы, ведь молодежь - это будущее страны, и от того, на какие ценности они будут опираться в своей взрослой жизни, зависят многие аспекты жизни государства. Молодые люди должны быть подготовлены к современным общественным отношениям. Они должны стать полновесными гражданами с развитой правовой культурой, патриотами своей страны. Воспитание таких граждан это одна из важнейших задач, с которой сталкивается школа.
Несмотря на высокую значимость перечисленных аспектов, необходимо отметить, что зачастую в средней общеобразовательной школе, не уделяется достойного внимания работе по правовому и патриотическому воспитанию учеников. Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, а степень развития их патриотизма оставляет желать лучшего.
Рассматривая степень научной разработанности проблемы правового и патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы, в условиях современной России, стоит обратить внимание на работы А.В. Зосимовского, Н.Д. Никандрова, И.Ф. Харламова, А.И. Долговой, В.Н. Кудрявцева, Здеревой Г.В.
Отдельно особенности патриотического воспитания обсуждаются у Ю.А. Копцевой, В.И. Руденко, Е.В. Чекунова. Поиск и разработка новых путей и методик по воспитанию правосознания и патриотизма у школьников отражены в трудах А.К. Быкова, Л.И. Котруцы, С.В. Галкина, Е.И. Корнеевой.
Правовое воспитание является объемным процессом, затрагивающим проблему социализации личности, аспекты которого отражены в исследованиях А.А. Кваша, Т.И. Акимовой, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика, А.А. Реана.
Особый интерес вызывают исследования, в которых рассматриваются вопросы практики правового воспитания непосредственно в школе Е.В. Белоглазовой, К.Х. Каюмовой, Т.Ю. Крамаровой, О.Е., Тишкова, Т.В. Худойкиной.
Объектом нашего исследования выступают школьники общеобразовательных школ.
Предметом исследования является правовое и патриотическое воспитание в условиях общеобразовательных школ.
Целью исследования становится изучение правового и патриотического образования в общеобразовательных школах, его современной методики, проблематики и развития.
Задачи работы:
- определение сущности понятий правовое воспитание и патриотическое воспитание
- знакомство с современной политикой Российской Федерации в сфере правового воспитания и патриотического воспитания
- рассмотрение современной методологии правового и патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы
- определение основных проблем связанных с правовым и патриотическим воспитанием в школах
- разработка методического комплекса мероприятий по правовому и патриотическому воспитанию.
В роли гипотезы было выдвинуто предположение о том, что правовое и патриотическое воспитание в современных общеобразовательных школах России, будет проходить наиболее продуктивно при условии:
- учета индивидуальных психологических особенностей каждого учащегося
- использования комплексного и системного подхода к правому и патриотическому воспитаю, включающего в себя не только школу и педагогический коллектив, но и семью, центры дополнительного образования
- включения в процесс воспитания всех средств и возможностей, имеющихся в общеобразовательной школе
В ходе работы используется комплекс исследовательских методов: синтез, анализ, сравнение.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенного комплекса методов по правовому и патриотическому воспитанию на практике, в условиях типичной общеобразовательной школы.
Ситуация, которая формируется сегодня в молодежной среде, когда среди несовершеннолетних формируется безнравственная позиция по отношению к государству, основанная на правовом нигилизме; ширится движение неонацистких организаций, жестко выступающих против людей неславянской внешности, на основе которых строится «новый» патриотизм, обостряет актуальность проблемы, ведь молодежь - это будущее страны, и от того, на какие ценности они будут опираться в своей взрослой жизни, зависят многие аспекты жизни государства. Молодые люди должны быть подготовлены к современным общественным отношениям. Они должны стать полновесными гражданами с развитой правовой культурой, патриотами своей страны. Воспитание таких граждан это одна из важнейших задач, с которой сталкивается школа.
Несмотря на высокую значимость перечисленных аспектов, необходимо отметить, что зачастую в средней общеобразовательной школе, не уделяется достойного внимания работе по правовому и патриотическому воспитанию учеников. Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, а степень развития их патриотизма оставляет желать лучшего.
Рассматривая степень научной разработанности проблемы правового и патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы, в условиях современной России, стоит обратить внимание на работы А.В. Зосимовского, Н.Д. Никандрова, И.Ф. Харламова, А.И. Долговой, В.Н. Кудрявцева, Здеревой Г.В.
Отдельно особенности патриотического воспитания обсуждаются у Ю.А. Копцевой, В.И. Руденко, Е.В. Чекунова. Поиск и разработка новых путей и методик по воспитанию правосознания и патриотизма у школьников отражены в трудах А.К. Быкова, Л.И. Котруцы, С.В. Галкина, Е.И. Корнеевой.
Правовое воспитание является объемным процессом, затрагивающим проблему социализации личности, аспекты которого отражены в исследованиях А.А. Кваша, Т.И. Акимовой, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика, А.А. Реана.
Особый интерес вызывают исследования, в которых рассматриваются вопросы практики правового воспитания непосредственно в школе Е.В. Белоглазовой, К.Х. Каюмовой, Т.Ю. Крамаровой, О.Е., Тишкова, Т.В. Худойкиной.
Объектом нашего исследования выступают школьники общеобразовательных школ.
Предметом исследования является правовое и патриотическое воспитание в условиях общеобразовательных школ.
Целью исследования становится изучение правового и патриотического образования в общеобразовательных школах, его современной методики, проблематики и развития.
Задачи работы:
- определение сущности понятий правовое воспитание и патриотическое воспитание
- знакомство с современной политикой Российской Федерации в сфере правового воспитания и патриотического воспитания
- рассмотрение современной методологии правового и патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы
- определение основных проблем связанных с правовым и патриотическим воспитанием в школах
- разработка методического комплекса мероприятий по правовому и патриотическому воспитанию.
В роли гипотезы было выдвинуто предположение о том, что правовое и патриотическое воспитание в современных общеобразовательных школах России, будет проходить наиболее продуктивно при условии:
- учета индивидуальных психологических особенностей каждого учащегося
- использования комплексного и системного подхода к правому и патриотическому воспитаю, включающего в себя не только школу и педагогический коллектив, но и семью, центры дополнительного образования
- включения в процесс воспитания всех средств и возможностей, имеющихся в общеобразовательной школе
В ходе работы используется комплекс исследовательских методов: синтез, анализ, сравнение.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенного комплекса методов по правовому и патриотическому воспитанию на практике, в условиях типичной общеобразовательной школы.
Правовое воспитание понимается как целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, опыта, идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от поколения к поколению. Правовое воспитание имеет целью становление правового сознания человека, развитие правовой культуры общества в целом, призвано формировать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями правового государства.
Правовое воспитание гражданина невозможно без развития любви и уважения к своей малой родине, к своей стране, без развития чувства патриотизма.
Патриотизм с давних времен считается важной нравственной основой жизнеспособности т развития государства, и выступает в роли краеугольного внутреннего мобилизующего ресурса становления высокоорганизованного общества. Помимо этого, патриотизм способствует развитию активной социальной позиции личности, ее готовности к служению на благо Родины.
Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью по становлению у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и к защите интересов Родины.
Личность с развитым правовым сознанием, с чувством своего достоинства, может развиться лишь в правильной среде. Правовое и патриотическое воспитание неразрывно связаны и работают в сопряжении.
Сегодня и правовое и патриотическое воспитание граждан являются одними из ключевых задач поставленных государством. Это отражено в Федеральном законе об образовании, в государственных программах и концепциях развития образования и воспитания. Воспитание правовой грамотности и патриотизма в Российской Федерации определено обязательным условием для стабильного развития государства, его экономики и безопасности.
Правовое и патриотическое воспитание это серьезная и трудоемкая задача, решение которой в школьном возрасте только начинается.
При организации правового воспитания используются методы, характерные воспитанию как таковому, однако, изучая тему, удалось выяснить, что преобладание в воспитательных программах активных методов обучения и воспитания наиболее целесообразно.
Такие активные методы обучения и воспитания как презентации, дискуссии, диспуты, семинары, деловые игры и другие стимулируют познавательную деятельность учащихся, что выражается в их стремлении учиться, преодолевая трудности. Рациональное построение воспитательной деятельности, развивающей у учащихся мышление, самостоятельность, способности, интересы, склонности, означает не универсализацию одного активного метода, а применение различных методов в связке. При этом важно выбирать методы соответствующие возрастным особенностям учеников и специфике содержания материала.
Планомерная и систематическая педагогическая работа, применение различных методов воспитания, общие усилия школы и семьи, непременно принесут положительные плоды и станут крепким фундаментом для дальнейшей работы по правовому и патриотическому воспитанию человека.
От эффективности и плодотворности методик школьного правового и патриотического воспитания во многом зависит не только достижение его конечного результата - формирование личности с высокой правовой культурой и развитым чувством патриотизма, но и успешное развитие страны, ведь патриот своей страны с сильным правовым сознанием - это тот гражданин, который составляет основу крепкого, динамично развивающегося правового государства.
Решая проблему правового и патриотического воспитания школьников, важно концентрировать внимание на формировании ценностного отношения к явлениям социально-общественной жизни. Необходимо принимать во внимание возрастные, а отсюда психологические особенности воспитания подростков, использовать активные методы обучения и воспитания, следовать принципу системности воспитательного процесса.
Нами был разработан комплекс мероприятий по правовому и патриотическому воспитанию школьников. Содержание комплекса нацелено на формирование высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, расширяет представления у школьников о правовых нормах и институте права, побуждает развитие интереса к саморазвитию.
Комплекс мероприятий соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Его содержание способствует развитию правовой культуры учащихся и формированию патриотизма.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, успешно решены. Цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Правовое воспитание гражданина невозможно без развития любви и уважения к своей малой родине, к своей стране, без развития чувства патриотизма.
Патриотизм с давних времен считается важной нравственной основой жизнеспособности т развития государства, и выступает в роли краеугольного внутреннего мобилизующего ресурса становления высокоорганизованного общества. Помимо этого, патриотизм способствует развитию активной социальной позиции личности, ее готовности к служению на благо Родины.
Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью по становлению у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и к защите интересов Родины.
Личность с развитым правовым сознанием, с чувством своего достоинства, может развиться лишь в правильной среде. Правовое и патриотическое воспитание неразрывно связаны и работают в сопряжении.
Сегодня и правовое и патриотическое воспитание граждан являются одними из ключевых задач поставленных государством. Это отражено в Федеральном законе об образовании, в государственных программах и концепциях развития образования и воспитания. Воспитание правовой грамотности и патриотизма в Российской Федерации определено обязательным условием для стабильного развития государства, его экономики и безопасности.
Правовое и патриотическое воспитание это серьезная и трудоемкая задача, решение которой в школьном возрасте только начинается.
При организации правового воспитания используются методы, характерные воспитанию как таковому, однако, изучая тему, удалось выяснить, что преобладание в воспитательных программах активных методов обучения и воспитания наиболее целесообразно.
Такие активные методы обучения и воспитания как презентации, дискуссии, диспуты, семинары, деловые игры и другие стимулируют познавательную деятельность учащихся, что выражается в их стремлении учиться, преодолевая трудности. Рациональное построение воспитательной деятельности, развивающей у учащихся мышление, самостоятельность, способности, интересы, склонности, означает не универсализацию одного активного метода, а применение различных методов в связке. При этом важно выбирать методы соответствующие возрастным особенностям учеников и специфике содержания материала.
Планомерная и систематическая педагогическая работа, применение различных методов воспитания, общие усилия школы и семьи, непременно принесут положительные плоды и станут крепким фундаментом для дальнейшей работы по правовому и патриотическому воспитанию человека.
От эффективности и плодотворности методик школьного правового и патриотического воспитания во многом зависит не только достижение его конечного результата - формирование личности с высокой правовой культурой и развитым чувством патриотизма, но и успешное развитие страны, ведь патриот своей страны с сильным правовым сознанием - это тот гражданин, который составляет основу крепкого, динамично развивающегося правового государства.
Решая проблему правового и патриотического воспитания школьников, важно концентрировать внимание на формировании ценностного отношения к явлениям социально-общественной жизни. Необходимо принимать во внимание возрастные, а отсюда психологические особенности воспитания подростков, использовать активные методы обучения и воспитания, следовать принципу системности воспитательного процесса.
Нами был разработан комплекс мероприятий по правовому и патриотическому воспитанию школьников. Содержание комплекса нацелено на формирование высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, расширяет представления у школьников о правовых нормах и институте права, побуждает развитие интереса к саморазвитию.
Комплекс мероприятий соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Его содержание способствует развитию правовой культуры учащихся и формированию патриотизма.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, успешно решены. Цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Военно-патриотическое воспитание обучающихся средствами
культурно-досуговой работы в общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД АНТРОПОЛОГА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2025 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



