ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА 6
1.1. Выгорание в контексте различных теорий 6
1.2. Профессиональное выгорание педагогов высшей школы 20
1.3. Роль стресса как отдельного фактора развития синдрома
выгорания 31
1.4. Феномен тревожности и особенности его влияния на степень
выгорания педагогов 39
Выводы по главе 45
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 47
2.1. Организация исследования 47
2.2. Описание методик исследования 47
2.2.1. Диагностика эмоционального выгорания личности
(В. В. Бойко) 48
2.2.2. Методика диагностика профессионального выгорания 50
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
2.2.3. Тест на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности 54
2.2.4. Методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лин 54
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Выводы по главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Здоровье, в том числе психологическое, является основополагающим фактором для благополучного и успешного становления человека, от его уровня зависит полнота, качество и активность жизни. Положительное состояние психологического здоровья, является одним из важнейших элементов, благодаря высоким адаптационным возможностям организма, повышаются показатели стрессоустойчивости и уменьшается риск выгорания. Синдром выгорания, часто встречается среди профессий, тесно связанных с постоянной коммуникацией. Одной из наиболее уязвимых групп можно назвать работников сферы образования - педагогов.
На сегодняшний день, проблема исследования выгорания, в том числе педагогов высшей школы, не является новой, но актуальность данной проблемы не угасает, а продолжает расти. Это связано с тем, что в современных реалиях, учитывая уровень нагрузки, увеличение количества обязанностей и возлагаемой ответственности на преподавателей высшей школы, число испытывающих эмоциональное и профессиональное выгорание растет, а уровень освещения проблемы среди педагогов, остается на прежнем уровне. Поэтому противостоять психологическому выгоранию, человеку, не углубляющемуся в психологию - сложно, а иногда невозможно.
Как следствие мы можем наблюдать снижение эффективности работы, субъективной удовлетворенности работой, негативное отношение к труду и организации, ухудшение физического здоровья и снижение качества жизни. Именно поэтому важно исследовать факторы, влияющие на выгорание среди педагогов и предупреждать возникновение симптомов.
Разработанность темы: Исследованием выгорания занимались многие зарубежные авторы: H. Freudenberger, С. Maslach, S. Jackson, A. Pine, Е. Aronson, Е. Edelwich. А также отечественные ученые: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Т.В. Рябова, Е.А. Чикарева и другие. На сегодняшний день было найдено мало работ по теме исследования факторов выгорания педагогов высшей школы (И.А. Новикова, В.А. Винокур, А.В. Бардеева).
Проблема исследования: на сегодняшний день профессия педагога насыщенна многообразными задачами, которые возникают не только на рабочем месте, но зачастую переносятся и на домашний быт. Многозадачность и высокий уровень стресса неблагоприятно влияют на здоровье педагога, как следствие, могут сказываться на его профессиональных качествах, для того, чтобы минимизировать последствия стресса и не доводить до выгорания, необходимо найти факторы, которые влияют на выгорание у педагогов высшей школы.
Объект: эмоциональное выгорание педагогов высшей школы.
Предмет: факторы влияющие на профессиональное выгорание педагогов высшей школы.
Цель: опираясь на теоретико-методологическое исследование и комплексный анализ, изучить факторы профессионального выгорания педагогов высшей школы.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы профессионального выгорания педагогов высшей школы.
2. Изучить факторы выгорания педагогов высшей школы.
3. Провести исследование и статистическую обработку данных, проанализировать результаты исследования.
4. На основании проведенного исследования выделить факторы профессионального выгорания педагогов высшей школы.
Гипотеза исследования:
Профессиональное выгорание педагогов высшей школы, вероятно, обусловлено: высокими показателями тревожности, организационным стрессом, стажем педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в выделении и обосновании факторов выгорания.
Практическая значимость исследования: благодаря проведенному исследованию, выявлению факторов выгорания у педагогов представляется возможным разработка профилактических мер, способных предотвратить появление синдрома выгорания у педагогов, своевременно провести коррекционную работу и минимизировать последствия стресса.
Методы и методики исследования: для проведения эмпирического исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко).
1. Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
2. Тест на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности (Ч. Спилбергер, Ю. Ханин).
3. Методика «Шкала организационного стресса» (Мак-Лина в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
Методы исследования. Теоретический: анализ литературы по теме исследования. Эмпирический: психодиагностические тесты. Методы обработки данных: количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе университетов г. Екатеринбурга, выборку составили преподаватели высшей школы, в общем числе 80 человек.
Структура работы: работа состоит из содержания, введения, 2 глав, заключения, списка литературы, 2 приложений.
В теоретической части исследования была изучена психологическая литература литературу таких авторов, как: Г. Фрейденберг, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко, К. Маслач, В.А. Абрамов, М.И Дьяченко, Р.В Куприянов и др.
Мы рассмотрели процесс формирования понятия синдрома выгорания, через понимание его вышеприведенными учеными. Проанализировав исследования, мы можем сделать вывод о том, что в выделении понятия выгорания нет однозначности, однако, большинство исследователей сходятся во мнении, что эмоциональное выгорание - это защитная реакция психики на продолжительный, нарастающий, не имеющий разрядки стресс. Большинство специалистов говорит о необходимости учета минимум трех фаз для определения наличия выгорания.
Нами был описан формат профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, проанализирован феномен выгорания применительно к данной профессии, описаны кризисы профессионального становления педагога и факторы стресса.
Понятие выгорания и стресса тесно связаны между собой, постоянный стресс ведет к возникновению психических и физических отклонений, развитию психосоматических заболеваний. Вследствие постоянного стресса истощаются адаптационные и защитные системы организма. Синдром эмоционального выгорания, является защитной реакцией на постоянный профессиональный стресс, выделяемый в нашем исследовании, как фактор профессионального выгорания.
Основываясь на теоретической базе и исследованиях, мы пришли к выводу о том, что повышенную тревожность необходимо выделить как фактор профессионального выгорания, так как негативное эмоциональное состояние напрямую связано с развитием защитных реакций организма.
Чем выше уровень тревожности, тем быстрее педагог начинает ощущать симптомы выгорания, что подтвердили исследования А. Ю. Нагорной.
Во второй главе нами были рассмотрены и описаны различные подходы и методики к исследованию факторов выгорания, тревожности и восприимчивости к организационному стрессу. В практической части исследования нами была предпринята попытка выявления факторов, оказывающих влияние на развитие СВ.
Данные исследования показали следующую картину: по методике эмоционального выгорания В.В. Бойко, у педагогов высшей школы была выявлена фаза «Резистенция», находящаяся в процессе формирования, фазы «Напряжение и «Истощение» - сформированы не были. В целом в выборке был выявлен высокий уровень профессионального выгорания по методике профессионального выгорания К. Маслач. Диагностика показала высокий уровень эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений. Взаимосвязи стажа и выгорания найдено не было.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: профессиональное выгорание педагогов высшей школы, вероятно, обусловлено: высокими показателями тревожности, организационным стрессом, стажем педагогической деятельности.
Для анализа гипотезы о связи профессионального выгорания педагогов высшей школы с показателями тревожности и восприимчивости к организационному стрессу был использован корреляционный анализ. Были выявлены положительные корреляционные связи практически по всем шкалам, исследующим профессиональное выгорание и шкалами тревожности, а также организационного стресса, что может говорить о подтверждении предположения взаимосвязи организационного стресса с выгоранием и повышенной тревожности с выгоранием.
Предположение о том, что профессиональное выгорание педагогов связано со стажем педагогической деятельности не подтвердилась, что может объясняться среднем возрастом по выборке 45,3 года. Мы можем говорить лишь о частичном подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
В результате выполнения работы удалось выделить факторы профессионального выгорания педагогов высшей школы им стали личностная и ситуативная тревожность, а также восприимчивость к организационному стрессу.
1. Абрамов, В.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания
на этапе мета обзоров. Ч. 1 / В.А. Абрамов, И.С. Алексейчук, А.И. Алексейчук // Журнал психиатрии и медицинской психологи. - 2008. - № 1 (18). - С. 117-123.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: 2001. - 288 с.
3. Белановская, О.В. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч.ст.: в 2 ч. / Под общ.ред. Е.Л. Касьяник.- Минск: РИПО, 2014. - Ч.2. - С. 32-33.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 350 с.
5. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания»
в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
6. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1978. - 145 с.
7. Емельяненкова, А.В. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» личности специалистов различных профессий системы «человек- человек» / А.В. Емельяненкова, Н.Н. Сафукова // - М., 2014. - С. 106-110.
8. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология / Е.В. Ермакова. - 2010. - Т 6. - № 1. - С. 27-39.
9. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. / З.Ф. Есараева. - Л.: Изд-во Ленинградский университет, 1993.
- С 152.
10. Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Народное образование. - 2005. - №3. - С.118-123.
11. Иванникова, Н.Н. Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания / Н. Н. Иванникова. - М.: Дашков и Ко, 2009.
- 207 с.
12. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
13. Калмыкова, О.Ю. Управление конфликтами в организации на основе развития мотивационного потенциала работников / О.Ю. Калмыкова, А. В. Гагаринский. - Самара: СамГТУ, 2012. - С. 82.
14. Карелин, А.А. Психологические тесты в 2-х т. / А.А. Карелина.
- Т. 1. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 312 с.
15. Крапивина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: автореферат дис. ... канд. псих. наук / О.В. Крапивина. - Тамбов, 2004. - 55 с.
16. Куприянов, Р.В. Психодиагностика стресса: практикум/
Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
17. Лешукова, Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / Е.Г. Лешукова // Вестник РАТЭ1П1. - 1995. - С. 34-37.
18. Ложкова, Г.М.. Особенности мотивации инновационной деятельности преподавателей высшей школы / Г. М. Ложкова, Е. В. Маняпова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 2. - С. 43-50.
19. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
20. Мадди, С.Р. Теории личности: сравнительный анализ // Пер. с англ. / С.Р. Мадди. - СПб : Издательство «Речь», 2002. - С. 88.
21. Малышев, И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализации в экстремальных условиях / И.В. Малышев // Известия саратовского университета. Философия, психология, педагогика. - Т. 10. - № 4. - Саратов, 2010. - С. 74-78.
22. Мандель, Б.Р. Психология стресса / Б.Р. Мандель. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2019. - 252 с.
23. Нагавкина, Л.С., Татарникова, Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: учебно-методическое пособие / Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татарникова. - СПб.: КАРО, 2005. - 272 с.
24. Нагорнова, А.Ю. Влияние тревожности педагогов
на эффективность их деятельности / А.Ю. Нагорнова // Общество, социология, психология, педагогика. - 2014. - № 4. - С. 28.
25. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. - С. 76-97.
26. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2013.
- Т. 22. - № 1. - С. 90-101.
27. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
28. Пасмурцева, Н.А. Эмоциональное выгорание педагогов школ / В. А. Пасмурцева, Н.А. Паточкина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Челябинск: Южно-Уральский гос. ун-т, 2011.
- С. 23-26.
29. Петровский, А.В. Введение в психологию: учеб. для студентов вузов / А.В. Петровского. - М.: Академия, 2005. - 380 с.
30. Подповетная, Ю.В. Концепция развития научнометодической культуры преподавателя вуза: монография / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович.
- М.: ВЛАДОС, 2012. - 258 с.
31. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 2004. - 217 с.
32. Романова, Е.В., Построение эффективной модели управления стрессом в образовательном процессе у преподавателей вузов / Е.В. Романова, Н.А. Пронина // Научно-методический электронный журнал. Педагогические науки. - 2021. - №4. - С. 67.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: монография
в 2 томах / С.Л. Рубинштейн. Т. 1. - М.: Инфра, 2009. - 488 с.
34. Рябова, Т.В. Феномен эмоционального выгорания / Т.В. Рябова // Экология и жизнь. - 2015. - № 10 (83). - С. 78-81.
35. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
36. Селье, Г. «Стресс без дистресса / Г. Селье. - М., 1982. - 302 с.
37. Сиворд, Бр. Л. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту / Бр. Л. Сиворд. - М.: Издательская группа «Весь», 2010. - 310 с.
38. Фармагей, А.А. Психическое выгорание / А.А. Фармагей. - М., 2009. - 320 с.
39. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 2011. - №6. - С.28-46.
40. Хусаинова, Р.М. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности / Р.М. Хусаинова, О.П. Гредюшко // ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт Педагогики и психологии. - Казань, 2012. - С. 2.
41. Чикарева, Е.А. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде / Е.А. Чикарева. - Хабаровск, 2018. - С. 6.
42. Черкасова, М.А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России: диссертация ...канд. психол. наук: 19.00.06 / М.А. Черкасова. - Вологда, 2014. - 187с.
43. Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство
за работников и боссов растет / К. Чернисс // Журнал практического психолога. - 2003. - № 9. - С. 17-19.
44. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Издательство «Наука», 1982. - 185 с.
45. Шмелева, Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации
и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника / Н.Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. - 1997.
- №1. - С. 115-124.
46. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
47. Ядгарова, Н. Психологические особенности личностной тревожности современного учителя / Н. Ядгарова, А. Турсынбаев, А. Мариева, А. Ануарова, Д. Куралбаева, Г. А. Момбиева / Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 11-2. - С. 30.
48. Cox, Т. The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis / T. Cox, A. Griffits. - L., 1998. - P. 39.
49. Dion, G. Le burnout chez les educatrices et garderie: proposition d'un modele theorigue / G. Dion // Apprentissage et Socialisation. - 1989. - V. 12 (4).
- P. 205-215.
50. Edelwich Е., Brodsky A. Stages of Disillusionment in the Helping Professions / E. Edelwich, A. Brodsky. - N. Y., 1980. - 453 p.
51. Maslach, С. Bumout: A multidimensional perspective / C. Maslach // Professional bumout: Recent developments in the theory and research . - Washington D.C: Taylor & Trancis, 1993. - P. 19-32.
52. Maslach, С. Maslach Bumout Inventory Manual / C. Maslach, S. E. Jackson, M. P. Leiter. - Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. - 685 p.
53. Maslach, C.The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in / C. Maslach, M. P. Letter. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. - 437 p.
54. Perlman, B. Burnout Summary and Future and Research / B. Perlman, E. A. Hartman // Human relations. - 1982. - V. 35 (4). - P. 34-38.
55. Schaufeli, W.B. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. - Washington DC: Taylor and France, 1999. - 560 p.
56. Гроза, И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757(дата обращения: 23.05.2021).
57. Концепция типов поведения Фридмана и Розенмана [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://psyisland.wordpress.com/2013/01/23/16-
концепция типов-поведения-фридмана-и/ (дата обращения: 16.03.2018).
58. Методика «Шкала организационного стресса» (Маклин) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/sos(дата обращения: 15.03.2020).
59. Подповетная, Ю.В. Основные составляющие технологии развития
научно-методической культуры преподавателя вуза // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических наука [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-sostavlyayuschie-tehnologii-razvitiya- nauchno-metodicheskoy-kultury-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 10.03.2021).
60. Управление персоналом Словарь-справочник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyfactor.org/personal/personal14-06.htm(дата обращения 01.05.2021).
61. Усманова, М.Н. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога: сайт / М.Н. Усманова, М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов. //Наука. Мысль. Электронный периодический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwenews.esrae.rU/pdf/2014/6/51.pdf(дата обращения 12.03.2021).
62. Шкала самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханиан
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://painmed.ru/wp-
content/uploads/2020/03/SHkala-samootsenki-urovnya-trevozhnosti-Spilberga- Hanina.pdf (дата обращения 29.04.2021).