Введение 3
Глава 1. Теоретические основы цифровизации
государственного управления на региональном уровне
1.1 Понятие, этапы и задачи цифровизации государственного
управления
1.2 Взаимодействие участников цифровизации государственного
управления на разных уровнях
1.3 Международный опыт цифровизации государственного управления
Глава 2. Анализ текущего состояния государственного
управления на региональном уровне в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика РФ»
2.1 Структура государственного управления на федеральном и
региональном уровнях
2.2 Анализ результатов реализации нацпрограммы «Цифровая
экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое
государственное управление»
2.3 Основные проблемы и их причины в процессе реализации
нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» и федерального
проекта «Цифровое государственное управление»
Глава 3. Перспективы развития цифровизации
государственного управления на региональном уровне
3.1 Разработка параметров проекта «Налоговый мониторинг» в
рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ»
3.2 Основные риски реализации проекта «Налоговый мониторинг»
для совершенствования цифровизации процессов государственного управления
3.3 Разработка рекомендаций по минимизации проявления
негативных последствий в системе государственного управления
при реализации проекта «Налоговый мониторинг»
Заключение 96
Список используемых источников 99
В современном мире экономика и управление стремительно меняются и трансформируются из традиционных форм в цифровые. Цифровая экономика связана с появлением совершенно новых продуктов (в т.ч. на онлайн- платформах) и возникновением практик экономической деятельности не похожих на те, которые существовали раньше. Среди ключевых изменений, связанных с информационными технологиями - абсолютно новые возможности по накоплению, обработке и анализу данных.
Цифровые тренды затрагивают все общественные и государственные сферы. К таким сферам можно отнести интернет вещей и автоматизацию производства (создание «умных предприятий»); цифровое моделирование и проектирование; машинное обучение; технологии, позволяющие получать удаленный доступ к информации, рабочему месту и пр. (актуальность этих технологий получила дополнительное обоснование в связи с ситуацией в мире, вызванной пандемией COVID-19); кросс-канальные технологии, позволяющие использовать мобильные устройства более эффективно.
К перспективным технологиям, которые наиболее сильно повлияют на цифровизацию экономики относят: аналитика «big data» («больших данных»); технологии искусственного интеллекта и робототехника; машинное обучение; облачные вычисления и облачное хранение информации; интернет вещей.
Однако цифровые технологии скорее не заменят уже имеющиеся виды экономических операций, а помогут им стать более эффективными, за счет имеющегося неиспользованного потенциала [51].
Параллельно с внедрением новых цифровых технологий в экономику, во всем мире происходит процесс цифровизации государственного управления. Данный процесс происходит неравномерно и у каждой страны уровень цифровизации государственного управления находится на разном уровне. У государственного управления есть несколько трансформационных перспектив, которые позволят минимизировать время на оказание государственных услуг, принятие управленческих решений, не забывая об информационной безопасности:
1 направление - электронное правительство, способное обеспечить кибербезопасность, как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне;
2 направление - электронное правительство, способное прогнозировать стихийные бедствия заблаговременно для своевременного выполнения предупредительных мер, а также мер по минимизации последствий;
3 направление - электронное правительство, способное интегрировать свои функции по направлению к различным слоям общества, с целью минимизации цифрового развития среди населения.
Развитие цифровой экономики, равно как и цифровизация государственного управления ставит перед государствами вызовы по управлению новой реальностью.
Цель данного исследования - на основании анализа национальных и федеральных проектов «Цифровая экономика РФ», «Цифровое государственное управление» определить перспективы цифровизации государственного управления в Свердловской области
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Рассмотрены теоретические основы цифровизации как функции государственного управления на региональном уровне;
- Проанализировано выполнение национального и федерального проектов «Цифровая экономика РФ», «Цифровое государственное управление» и выявлены основные проблемы организации и контроля процесса цифровизации в РФ в Свердловской области;
- Рассмотрены перспективы совершенствования системы управления цифровизацией на примере взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов-налогоплательщиков.
Предметом исследования является система управления цифровизацией в сфере общественных отношений на региональном уровне.
Объект исследования - органы государственной власти и взаимодействующие с ними хозяйствующие субъекты.
Методологический инструментарий - анализ, сравнение; экономическая модель: функциональный анализ, график, диаграмма.
Изучению вопросов государственного управления посвящены работы А.Г. Аганбегяна, Г.В. Атаманчука, С.Ю. Глазьева, Т. Геблера, Н. Мэннинга, Д. Осборна, Н. Парисона, Ш. Хака и других. Цифровизация рассмотрена в работах О.А. Морозовой, М. Петрова и соавторов.
Основной пункт научной новизны данного исследования заключаются в определении «цифровизации» как новой функции менеджмента, практическая значимость заключается в разработке проекта суперсервиса «Налоговый мониторинг».
Эмпирическая база исследования сформирована из ряда источников, включающей материалы Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, материалы Росстата, данные отчетов Счетной палаты об исполнении бюджета в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ», материалы Правительства Свердловской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 102 наименования, основное содержание изложено на 111 страниц.
В 1 главе выпускной квалификационной работы был рассмотрен процесс цифровизации как новой функции менеджмента и дано определение «цифровизации» как процессу изменения (государственного) управления (а также различных отраслей и секторов экономики и социальной сферы) путем качественного изменения подхода к процессам организации, планирования, прогнозирования, управления и контроля с применением цифровых технологий и современных подходов к эффективному управлению.
Практическая часть цифровизации заключается в применении базовых функций менеджмента в системе взаимодействия как для органов государственного управления, так и для хозяйствующих субъектов (точки соприкосновения в процессе цифровизации экономики и управления).
Также были определены понятие, этапы и задачи цифровизации государственного управления; выявлено взаимодействие участников цифровизации государственного управления на разных уровнях; рассмотрен международный опыт цифровизации государственного управления.
Во 2 главе выпускной квалификационной работы рассмотрена структура государственного управления на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации процесса цифровизации экономики и управления; проведен анализ результатов реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление»; выявлены основные проблемы организации и контроля процесса цифровизации в РФ в Свердловской области.
Особое внимание уделено ключевым целям нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Рассмотрены целевые показатели нацпрограммы, а также федерального и регионального проекта «Цифровое государственное управление». Выделены кураторы, руководители и администраторы национальной программы, федерального проекта, регионального проекта.
Рассмотрено достижение целевых показателей через организацию работы портала Госуслуг, «Электронное правительство» и электронный документооборот. Выделены проекты регионального уровня «Умный регион» и «Умный город».
Проанализированы показатели выполнения нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». На 1 января 2020 года кассовое исполнение расходов федерального бюджета в рамках Программы составило 73 816,8 млн рублей (73,3 %).
Низкое исполнение бюджета связано, в том числе, с большим количеством внесенных изменений в программу (33 запроса), а также с отставкой главы Минкомсвязи и профильного вице-премьера, курирующего проект, в связи с отставанием от графика выполнения, что говорит о пристальном внимании со стороны руководства страны к процессу цифровизации.
По данным на 1 ноября 2020 года в нацпроекте «Цифровая экономика» исполнение всех федеральных проектов находилось в диапазоне 26,2%-49,6%.
Выявлены проблемы, возникающие в ходе реализации нацпрограммы и проектов: «пробелы» в нормативном регулировании, согласование с военными в вопросах высокоскоростного интернета 50, негибкость госконтрактов в сфере ИТ. Промежуточные результаты проведенного анализа обнажают проблемы эффективности организации и контроля государственного управления в процессе цифровизации.
В исследовании фокус внимания был направлен на решение проблемы, которая напрямую затрагивает органы государственного управления и ФНС, а также бизнес - это нежелание со стороны бизнеса поддерживать цифровизацию экономики и управления (в части суперсервисов), нежелание выходить из теневого сектора (нежелание предоставлять достоверные сведения финансовой и налоговой отчетности).
В 3 главе научно исследовательской работы рассмотрены перспективы совершенствования системы управления цифровизацией с помощью разработки проекта «Налоговый мониторинг» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ»; проведена оценка эффективности предложенного проекта; определены основные риски реализации проекта «Налоговый мониторинг» для управления процессом цифровизации государственного управления; разработаны рекомендации по минимизации проявления негативных последствий при реализации проекта «Налоговый мониторинг».
Проект «Налоговый мониторинг» рассмотрен как инструмент внедрения новой функции менеджмента одновременно для трех сторон: органов государственной власти, ФНС и бизнеса.
В ходе оценки проекта выделены преимущества и недостатки, определены риски, а также разработаны рекомендации по устранению выявленных рисков.
Первое преимущество - это способность обойтись без процедуры проверки в классическом ее понимании с очным взаимодействием сотрудников компании и ФНС(особенно выездной проверки). Налоговый мониторинг также позволит решать спорные моменты в режиме «реального времени», т.е. предупреждать нарушения, а не исправлять их.
Второе преимущество - это вероятность для менеджмента компании проектирования бизнеса с учетом убеждений фискального органа, заранее согласованных с помощью мотивированных мнений.
Преимущества применения налогового мониторинга также определены для Федеральной налоговой службы России и заключаются в возможности быстро и оперативно, предусмотрительно и, соответственно, лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
Эффективность проекта подтверждается Актом о внедрении проекта.
1. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за январь - сентябрь 2019г. [Электронный ресурс] URL: :http://audit.gov.ru/promo/analvtical-report-federal-budget-2019-3/index.html(дата обращения 21.12.2020)
2. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Применение свободного программного обеспечения в госсекторе: доводы «за» и «против». 11 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] URL: https://www. itweek.ru/upload/iblock/260/11-kudriashov.pdf. (дата обращения 24.11.2018)
3. Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163¬194.
4. Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В.
«Государство как-платформа»: подход к реализации высокотехнологичной
системы государственного управления // Государственная служба. 2018. С. 6-17.
5. Всемирный банк (2016). Цифровое правительство 2020. Перспективы для России.
6. Всемирный банк. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации. Доклад о цифровой экономике в России. 2018. С. 25.
7. Городецкий А. Е. Государственное управление и экономическая безопасность. О дисфункциях государственного управления // Аудит и финансовый анализ 2016. № 6. С. 426-436.
8. Гришковец А.А. «Органы государственного управления: сущность и
компетенция» [Электронный ресурс] URL:
file:///C:/Users/I521934/Downloads/organ-gosudarstvennogo-upravleniva-sushnost-i-kompetentsiva.pdf(дата обращения 21.10.2019)
9. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Александров О. В. Внедрение управления по результатам в рамках реализации административной реформы в Российской Федерации: на пути к созданию новой модели государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 28-47.
10. Добролюбова Е. И. Подходы к оценке результативности и эффективности переданных полномочий // Вопросы управления. 2017. № 2 (45). С. 40-49.
11. Ефремов А. А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика // Закон. 2018. № 3. С. 45-56.
12. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. 2017. № 12. С. 3-12.
13. Инфографика реализации национальных проектов [Электронный ресурс] URL:https: //futurerussia.gov.ru/documents(дата обращения 01.12.2020)
14. Клименко А. В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 8-51.
15. Клилэнд, Д. Управление заинтересованными сторонами в проекте. В кн. «Управление проектами» под ред. Дж. К. Пинто. М.: Питер, 2004.
16. Конституция РФ [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst= 100049,0&rnd=0.4893696721748213#05106669191898432(дата обращения 16.05.2019)
17. Косолапова Д.И., Львова М.И. Основные проблемы и их причины в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление» Весенние дни науки: сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. 24 - 25 апреля 2020 г., 2020, С. 382-386
18. Косолапова Д.И., Львова М.И. «Налоговый мониторинг» как один из суперсервисов в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление»; «Актуальные проблемы экономики и управления» Сборник научных статей Восьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Екатеринбург, 20 - 21 октября 2020 г.), 2020, С. 124¬128
19. Корчагин C., Польшиков Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль. 2018. № 1 (1667). С. 23-36.
20. Кочеткова С. А. Опыт внедрения системы оценки регулирующего воздействия в субъектах РФ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1154-1157.
21. Медведев Д. А. Россия-2024. Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10 С. 5-28.
22. Морозов А. Н. Альтернативные источники статистической информации как основа принятия политических решений // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 50-70.
23. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2013) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/(дата обращения 13.02.2020)
24. Наркевич Н.В. Статья «Налоговый мониторинг как форма
налогового контроля» [Электронный ресурс] URL:
file:///C:/Users/I521934/Downloads/nalogov-y-monitoring-kak-forma-nalogovogo-kontrolya.pdf(дата обращения 25.02.2020)
25. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/rugovclassifier/614/events/(дата обращения 01.12.2020)
26. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный
ресурс] иВЕ: https://cdn.tass.ru/data/files/ru/cifrovaya-ekonomika.pdf(дата
обращения 01.12.2020)
27. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» [Электронный
ресурс] иВЕ::
http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%Л1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%Э1 %8Т: %В0%9В%В0%В0%В 1 %86%В0%В8%В0%ВЕ%В0%ВВ%В0%В0%В0%ВВ%Э 1 %8С%В0%ВВ%В0%В0%В 1 %8Т%Э0%ВТ%Э 1 %80%Э0%ВЕ%Э0%В3%Э 1 %80%Р0%В0%Б0%ВС%Б0%ВС%Э0%В0%Б0%Л6%Б0%В8%01 %84%Э 1 %80%В0%ВЕ%В0%В2%В0%В0%В 1 %8Т%Э 1 %8В%В0%ВЛ%Э0%ВЕ%В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%ВС%В0%В8%В0%ВЛ%В0%В0%В0%Л0%В0%ВЕ%Э1 %81 %Э 1 %81 %В0%В8%В0%В9%Э 1 %81 %В0%ВЛ%В0%ВЕ%Э0%В9%Э0%Л4%В0%В5%В0%В4%В0%В5%В 1 %80%Э0%В0%Э 1 %86%Э0%В8%Э0%В8#/00.97/00.В0/00.ВР/01.83/01.81/00.ВЛ/00.В0/00.В5/01.82/01.81/01.8Р/00.ВС/00.ВЕ/00.ВВ/00.В8/01.82/00.ВЕ/01.80/00.В8/00.ВВ/00.В3/00.В2/01.8В.В0.ВР/00.ВЕ/00.ВВ/00.ВВ/00.В5/00.ВВ/00.В8/01.8Р/00.ВС/00.В5/01.80/00.ВЕ/00.ВР/01.80/00.В8/01.8Р/01.82/00.В8/00.В9.С2.ЛВ/00.Л6/00.В8/01.84/0
I. 80/00.ВЕ/00.В2/00.ВЕ/00.В9/01.8Э/00.ВЛ/00.ВЕ/00.ВЭ/00.ВЕ/00.ВС/00.В8.Э0.ВЛ.Э0.В8.С2.ВВ(дата обращения 14.03.2019)
28. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный
ресурс] иВЕ: https://cdn.tass.ru/data/files/ru/cifrovaya-ekonomika.pdf(дата
обращения 02.04.2019)
29. Ноженко Д.Ю., Львова М.И. «Направления инвестиционно - инновационного развития» Научные труды Вольного экономического ,общества России, 2020, Т.221, С. 508-511 (дата обращения 02.04.2020)
30. Облгазета.ш «Думающие» города и бизнес «в облаках»: кто и как
создает цифровую реальность в Свердловской области [Электронный ресурс] НВЕ: https://www.oblgazeta.ru/society/science/102654/(дата обращения
II. 10.2019)
31. Открытые данные России [Электронный ресурс] URL: https://data.gov.ru/search?query=%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D 1 %8F%20%D 1 %8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 21.12.2020)
32. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. М.: Центр стратегических разработок, 2018.
33. Планы мероприятий программы «Цифровая экономика РФ»
[Электронный ресурс] URL: https: //dis.midural .ru/article/show/id/1236(дата
обращения 16.05.2019)
34. Полбин А. Повышение НДС с 18 до 20%: макроэкономические эффекты // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. № 12 (73). [Электронный ресурс] URL: https://www.ranepa.ru/images/docs/monitoring/2018_12-73_June.pdf.
35. Понкин И. В. К вопросу об agile-подходе в государственном управлении // Административное право и процесс. 2017. № 12. С. 38-40
36. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс] URL:
https://programs.gov.ru/Portal/ (дата обращения 11.03.2019)
37. Проект «Умный регион» [Электронный ресурс] URL:
https://dis.midural.ru/article/show/id/1241 (дата обращения 11.03.2019)
38. Проект «Умный город» [Электронный ресурс] URL:
https: //dis.midural .ru/article/show/id/10015 (дата обращения 11.03.2019)
39. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.
40. Пряников М. М., Чугунов А. В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы. International Journal of Open Information Technologies. 2917. Т. 5. № 6. С. 49-55.
41. Региональные проекты в рамках нацпрограммы «Цифровая
экономика РФ» [Электронный ресурс] URL:
http : //midural .ru/proj ect office/100831/ (дата обращения 11.13.2019)
42. Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг [Электронный ресурс] URL:https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/854/(дата обращения 11.02.2020)
43. Суперсервисы: госуслуги без бумажных документов и визитов в госорганы [Электронный ресурс] URL:https : //www. gosuslugi.ru/superservices(дата обращения 11.02.2020)
44. Талапина Э. В. Правовое регулирование цифрового правительства
в России: возможности учета требований ОЭСР // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 3. С. 20-25., Царенко А. С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий
в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 79-104.
45. Устав Свердловской области [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&nd=160031350&page=1&rdk=9&fulltext=1&scrolltop=26311.333984375#I0 (дата обращения 17.01.2020)
46. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ [Электронный ресурс] URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630 (дата обращения 17.01.2020)
47. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ [Электронный ресурс] URL:http : //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 14058/ (дата обращения 17.01.2020)
48. Федеральная программа «Цифровое государственное управление» [Электронный ресурс] URL:https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/(дата обращения 10.02.2019)
49. Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 100-116.
50. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского
бизнеса. Аналитический доклад Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] ПВЕ:
ййрз://1штйзе.ги/4а1:а/2017/10/07/1159564192/!Цифровая%20экономика%20-%20глобальные%20тренды%20и%20практика%20российского%20бизнеса.рбГ(стр. 103) (дата обращения 17.01.2020)
51. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского
бизнеса. Аналитический доклад Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. - С. 12-17. [Электронный ресурс] ИВЕ:
ййрз://1Ш1.йзе.ги/ба1а/2017/10/07/1159564192/!Цифровая%20экономика%20- %20глобальные%20тренды%20и%20практика%20российского%20бизнеса.рбГ
52. Электронное правительство РФ - эл. статья; режим доступа:
Ьйр7/^^^ЭабуЦегги/1пбех.рЬр/%П0%А1%Ы%82%О0%В0%В1%82%О1%8С%Э1 %8Е: %П0%ЛВ%П0%ВВ%В0%В5%П0%ВЛ%В 1 %82%Э 1 %80%Э0%ВЕ%Э0%ВВ%В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%В5%В0%ВР%В1%80%В0%В0%В0%В2%В0%В8%Э 1 %82%В0%В5%В0%ВВ%Э 1 %8С%Э 1 %81 %Э 1 %82%Э0%В2%Э0%ВЕ%В0%Л0%Э0%ВЕ%П 1 %81 %Э 1 %81 %Э0%В8%Э0%В8 (дата обращения
17.01.2020)
53. Южаков В. Н., Александров О. В., Добролюбова Е. И., Клочкова Е. Н. Внедрение управления по результатам в деятельность органов государственной власти: промежуточные итоги и предложения по дальнейшему развитию. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.
54. Южаков В. Н. Государственное управление по результатам: о подготовке проекта федерального закона «Об основах государственного управления в Российской Федерации» // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 129-148.
55. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И., Александров О. В., Клочкова Е. Н. Потенциал и инструментарий государственного управления по результатам // Государственное управление: в поисках результативности: сб. науч. статей / под науч. ред. В. А. Мау и С. Е. Нарышкина. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. С. 7-53.
56. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И., Талапина Э. В., Тихомиров Ю. А. Анализ возможностей учета требований ОЭСР к качеству государственного управления в целях развития правового регулирования российского государственного управления. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. С. 257-274, 340-355.
57. Южаков В. Н., Талапина Э. В., Добролюбова Е. И., Тихомиров Ю. А.
Перспективы развития законодательного регулирования процесса государственного управления в Российской Федерации. 2017. Available at SSRN. [Электронный ресурс] URL: https://ssrn.com/abstract=2959422 or
http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2959422.
58. Южаков В. Н., Талапина Э. В., Клочкова Е. Н., Ефремов А. А.
Г осударственное управление в сфере стимулирования развития
информационных технологий : проблемы и направления совершенствования // Журнал юридических исследований. 2017. Т. 2. № 3. С. 89-100.
59. Юзвович Л.И., Мокеева Н.Н., Львова М.И., Родичева В.Б., Слепухина Ю.Э., Трофимова Е.А. «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики», 2020
60. Accenture (2014). Digital Government Pathways to Delivering Public
Services for the Future. [Электронный ресурс] URL:
https://www.accenture.com/_acnmedia/Accenture/Conversion- Assets/DotCom/Documents/Global/ PDF/Industries_7/Accenture-Digital-
Government-Pathways-to-Delivering-Public-Services-for-the-Future.pdf.
61. Australian Government Digital Transformation Agenda. 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.dta.gov.au/what-we-do/transformation- agenda/.
62. Bannister F., Connolly. R. ICT, public values and transformative government: A framework and programme for research // Govern ment Information Quarterly. 2014. Vol. 31. No. 1. P. 119-128.
63. Berman S. J. Digital transformation: Opportunities to create new business models // Strategy and Leadership. 2012. Vol. 40. No. 2. P. 16-24.
64. Bondar K. What is in reality Industry 4.07.2017. [Электронный ресурс] URL: http://innovacima. com/en/2017/11/09/what-is-industry-4-0.
65. Conseil d’Etat. Etude annuelle 2017. Puisance publique et platformes numeriques: accompagner l”uberisation. Paris, 2017
66. Deloitte Artificial Intelligence in Government. Using cognitive technologies to redesign public sector work— A Global Perspective. Deloitte Centre for Government Insights. 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte. com/uk/en/pages/public-sector/articles/artifi cial-intelligence-ingovernment.html.
67. Deloitte. The State Policy Road Map: Solutions for the Journey Ahead.
2018. P. 24. [Электронный ресурс] URL:
https: //www2. deloitte. com/content/dam/insights/us/collections/4227_State- leadership-2018/images/StateLeadership_ V2.6.18.pdf.
68. Dobrolyubova E., Alexandrov O. E-government in Russia: Meeting growing demand in the era of budget constraints. Proceedings of the Conference Digital Transformation and Global Society // Communications in Computer and Information Science. 2016. Vol. 674 P. 247-257.
69. Dobrolyubova E., Yefremov A., Aleksandrov O. V. Is Russia ready for digital transformation? Communications in Computer and Information Science. 2017. Т. 745. P. 431-444.
70. Gartner. 5 Levels of Digital Government Maturity. November 6, 2017.
Available at: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5 -levelsof-digital-
government-maturity.
71. Gardner, J. R., Rachlin R. & Sweeny, H.W.A. Handbook of Strategic Planning. New York: John Wiley & Sons, 1986
72. Gray J., Rumpe B. Models for the digital transformation // Software & Systems Modeling. 2017. Vol. 16. No. 2. P. 307-308.
73. Heidelberg C. A. Citizens, not Consumers in Weerakkody, V., Janssen, M., and Dwivedi, Y. eds. Handbook of research on ICT-enabled transformational government: A global perspective. 2009. IGI Global. [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.4018/978-1-60566-390-6
74. HM Government. Horizon Scanning Program. Emerging Technologies:
Big Data. 2014. [Электронный ресурс] URL:
https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/fi le/389095/Horizon_Scanning_-_Emerging_Technologies_Big_Data_report_1.pdf.
75. How States Engage in Evidence-Based Policymaking. A national
assessment. A report from the Pew-MacArthur Results First Initiative. Jan 2017. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.pewtrusts.org/~/media/assets/2017/01/how_states_engage_ in_evidence_based_policymaking.pdf.
76. ITU Global ICT Regulatory Outlook. 2017. [Электронный ресурс] URL:https: //www. itu.int/dms pub/itu-d/opb/pref/D-PREF -BB.REG OUT01-2017-SUM-PDF-E.pdf.
77. ITU (2018) Gsr-18 Best Practice Guidelines on New Regulatory Frontiers
to Achieve Digital Transformation. [Электронный ресурс] URL: https://www.itu.int/net4/ ITU-D/CDS/GSR/2018/documents/Guidelines/GSR-
18_BPG_Final-E. PDF.
78. Janssen M., Estevez E. Lean government and platform-based governance -Doing more with less // Government Information Quarterly. 2013. Vol. 30. P. 1-8.
79. Landefeld S. Uses of Big Data for Official Statistics: Privacy, Incentives,
Statistical Challenges, and Other Issues. 2014. [Электронный ресурс] URL: https: //unstats .un.org/unsd/trade/events/2014/beij ing/Steve%20 Landefeld%20-
%20Uses%20of%20Big%20Data%20for%20official%20 statistics.pdf.
80. Lindgren I., Veenstra A. F. van/ Digital government transformation: a
case illustrating public e-service development as part of public sector transformation // dgo’18 Proceedings of the 19th Annual International Conference on Digital Government Research. 2018. [Электронный ресурс] URL:
https://doi.org/10.1145/3209281.3209302.
81. Lukau, E. 5G Cellular Network for Machine to Machine Communication (thesis). 2015. Doi: 10.13140/RG.2.1.4193.3520.
82. Margetts H., Dunleavy P. The second wave of digital-era governance: a quasi-paradigm for government on the Web // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2013. Vol. 371. No. 1987. [Электронный ресурс] URL: http://dx.doi.org/10.1098/rsta.2012.0382.
83. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital Transformation Strategies // Business and Information Systems Engineering. 2015. Vol. 57 No. 5. P. 339-343.
84. Mitchell, R.K., Agle, B.R., Sonnenfeld, J.A. Who Matters to CEOs. An Investigation of Stakeholder Attributes and Salience, Corporate Performance and CEO Values // Academy of Management Journal (1999), Vol. 42, No. 5, p. 507-525.
85. OECD Recommendation of the Council on Digital Government Strategies. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/gov/digital- government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf.
86. OECD Digital Government Strategies for Transforming Public Services in the Welfare Areas. OECD Publishing, Paris. 2016.
87. OECD Government at a Glance 2017. OECD Publishing, Paris. 2017.
88. OECD Embracing Innovation in Government. Global Trends 2018.
OECD Publishing, Paris. 2018. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/gov/ innovative-government/embracing-innovation-in-
government-2018. pdf.
89. Osborne S., Radnor Z., Strokosch K. Co-Production and the Co-Creation of Value in Public Services: A suitable case for treatment? // Public Management Review. 2016. Vol. 18. No. 5. P. 639-653.
90. Raskin M. The Law and Legality of Smart Contracts. Georgetown Law Technology Review. 2017. Vol. 1 (304).
91. O’Reilly T. Government as a Platform // Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2011. Vol. 6. No. 1. P. 13-40.
92. Reis J., Amorim M., Melao N., Matos P. Digital Transformation: A Literature Review and Guidelines for Future Research. In: A. Rocha et al. (Eds.): WorldCIST’18 2018, AISC745, pp. 411-421, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://doi. org/10.1007/978-3-319-77703-0_41.
93. Rigby D. K., Sutherland, J., Takeuchi, H. Embracing agile // Harvard Business Review. 2016. Vol. 94, No. 5. P. 40-50.
94. Scorza G. The Digital Administration Code (CAD): promises we’ve kept and targets we’ve missed. [Электронный ресурс] URL: https://medium.com/team- per-latrasformazione-digitale/italian-digital-administration-code-corrective-decree- cad-council-of-ministers-pa-reform-8df2a923ef5a.
95. Smartphone app to target underperforming public service workers. //
Canberra Times. 24 August 2016. [Электронный ресурс] URL: https://www.canberratimes. com.au/public-service/dud-public-servants-theres-an-
app-forthat-20160824-gqzxnh.html(gara обращения 2018-05-22)
96. Stolterman E., Croon Fors A. Information Technology and the Good Life. In: Kaplan B., Truex D., Wastell D., Wood-Harperand A.T., DeGross J. (eds) Information systems research: relevant theory and informed practice. Kluwer Academic Publishers, Boston, 2014. P. 687- 692.
97. Styrin E., Dmitrieva N. Expert assessment of open government in Russia: methodology, results and implementation impeding factors. International Journal of Electronic Governance. 2016. Vol. 8. No. 3. Р. 229-243.
98. The United Nations E-Government Survey 2018: Gearing E-Government
to Support Transformation towards sustainable and resilient societies. - P. 84. [Электронный ресурс] URL:
https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018- Survey/E-Government%20 Survey%202018 Chapter%205.pdf
99. The United Nations E-Government Survey 2018: Gearing E-Government
to Support Transformation towards sustainable and resilient societies. - P. 25. [Электронный ресурс] URL:
https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%202018%20Preliminary%20pages.pdf
100. UK Department for Digital, Culture, Media, and Sport (2017). UK Digital
Strategy 2017. [Электронный ресурс] URL:
https://www.gov.uk/government/publications/ukdigital-strategy/uk-digital-strategy.
101. Viechnicki P. and Eggers W. How much time and money can AI save government? Deloitte University Press, April 26, 2017.
102. Westerman, G., Calmé jane, C., Bonnet, D., Ferraris, P., McAfee, A. Digital Transformation: A Roadmap for Billion-Dollar Organizations. 2011. PP. 1-68. MIT Sloan Management, MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting.