Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Работа №100312

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
1.1 Региональный энергетический комплекс как объект
исследования 7
1.2 Концессия как наиболее эффективный источник финансирования
инвестиционных проектов в энергетике 13
1.3 Методические подходы к оценке экономической эффективности
концессии регионально-энергетического комплекса 25
2 РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 36
2.1. Финансовая модель реализации концессионного соглашения (на
примере энергетического комплекса) 36
2.2. Информационная основа оценки экономической эффективности
концессии регионального энергетического комплекса 45
2.3. Развитие методики оценки экономической эффективности
концессии регионального энергетического комплекса 51
3 НАПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 55
3.1. Развитие регионального стратегического планирования с учетом
реализации подходов государственно-частного партнерства 55
3.2. Использование усовершенствованной методики оценки
экономической эффективности концессии регионального
энергетического комплекса с целью повышения инвестиционной привлекательности территории 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одним из основных направлений развития экономической обстановки в регионах является применение государственно-частного партнёрства в целях реализации масштабных проектов и экономии материальных, социальных ресурсов для решения совместных целей. Партнёрство частного сектора и властей реализуется разнообразными способами, одним из которых является - концессия. Концессионное соглашение позволяет объединить ресурс двух сторон для решения экономических и социальных проблем регионального, а иногда и национального контекста.
Концессии активно используются в экономике разных стран. Но, если раньше они находили применение преимущественно в сырьевых отраслях и добывающих производствах, то с 1990-х годов эта форма хозяйствования начинает играть всё возрастающую роль в отраслях региональной и муниципальной экономики-общественном транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, тепло- и водоснабжении. Распространение концессий на новые сферы экономики и, одновременно, совершенствование их механизма - главная характерная черта развития концессий в настоящее время.
Таким образом, концессии, позволяя привлечь в государственный сектор экономики дополнительные инвестиции, ослабить остроту бюджетных проблем, и, одновременно, сохранить передаваемые в концессию объекты в государственной собственности, являются перспективным механизмом развития экономики регионов.
В России концессии пока еще не стали активно применяемой формой хозяйствования ни на национальном, ни на региональном уровне. Это объясняется не только тем, что не до конца сформировано законодательство, регулирующее концессионные отношения и пока еще, слаба экономическая заинтересованность инвесторов в участии в концессионных проектах, но и тем, что отечественной экономической наукой не решен ряд методологических проблем государственного регулирования деятельности концессионных предприятий, обоснования ответственности сторон и организации мониторинга выполнения проектов. Это дополнительно актуализирует направление данного исследования.
Однако точная методика расчёта и оценки эффективности проектов, связанных с ГЧП отсутствует, что формирует запрос актуальности выработки данной методики как для частного сектора, так и для государства.
Таким образом целью дипломного проекта будет являться развитие теоретических и практических аспектов методики экономической эффективности концессии регионального энергетического комплекса.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы оценки экономической эффективность концессии регионального энергетического комплекса;
- развить методику оценки экономической эффективности концессии регионального энергетического комплекса;
- представить направление практического использования авторской методики оценки экономической эффективности концессии регионального энергетического комплекса.
Объектом исследования в данном дипломном проекте будет считаться энергетический комплекс, а именно: объекты энергетической инфраструктуры, способствующие теплоснабжению, водоснабжению, генерации тепла и электроэнергии, возобновляемая энергетика и др.
Степень разработанности темы исследования незначительна. По различным аспектам концессионного соглашения России проведено немало исследований, на государственном уровне разработаны различные концепции реформирования, обеспечения, однако конкретная методика отсутствует.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработать авторское определение понятия региональный энергетический комплекс, что позволит более точно охарактеризовать данную комплексную корпоративную структуру с целью стратегирования подходов к ее администрированию;
- разработать методику оценки экономической эффективности концессии регионального энергетического комплекса, призванную обеспечить формирование объективного информационного базиса принятия региональных управленческих решений
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения разработанной методики для выработки комплексного понимания региональный энергетический комплекс с целью стратегирования подходов к ее администрированию. Разработанная методика поможет сформировать объективный информационный базис для принятия управленческих решений.
Исследовательская работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, имеет 72 листа печатного текста, а также содержит 6 рисунков и 2 таблиц.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени разработанности проблемы, определены цель и задачи работы, раскрыты три пункта научной новизны, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе под названием «Теоретико-методологические основы оценки экономической эффективности регионального энергетического комплекса» автором раскрывается теоретическая база государственно-частного партнёрства, а также концессионного соглашения, как частного случая ГЧП. Проводится аналитика топливно-энергетического комплекса Свердловской области, стратегий и программ взаимодействия до 2025 года.
Проводится пример методики расчёта общего подхода к инвестициям в виде расчёта таких важных параметров как дисконтированных чистых доход и т. д.
Во второй главе, именуемой «Развитие методики оценки экономической эффективности концессии регионального энергетического комплекса», автором непосредственно разрабатывается сама методика расчёта с учётом специфики регионального комплекс ТЭК Свердловской области и с учётом разработанного автором определения регионального энергетического комплекса.
В третьей главе под названием «Направление практического использования усовершенствованной методики оценки экономической эффективности концессии регионального энергетического комплекса» автором предоставляются варианты использования разработанной методики, а также варианты усовершенствования последней.
В заключительной части автором приводятся выводы о полезности и применимости проведенной работы, а также о целесообразности применения разработанной методики для принятия важных стратегических решений регионального масштаба

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на распространенность ГЧП в различных сферах бизнеса, ученые не пришли к общему мнению относительно основной методики расчёта эффективности вышеуказанного взаимодействия. В данной работе было сделано обобщение существующих точек зрения относительно трактовки изучаемого понятия, были выделены общие черты, выделяемые большинством авторов, изучающих данный вопрос, а также дискуссионные аспекты.
Государственно-частное партнёрство и концессионное взаимодействие, как частный случай ГЧП, играет огромную роль в развитии регионального энергетического комплекса. В данной диссертационной работе была разработана основная методика оценки эффективности региональной энергетической концессии регионального энергетического комплекса с учётом применения среднегеометрической оценки бюджетных индексов по отраслям энергетического комплекса. Так же было расширенно понятие «энергетический комплекс», что позволит в дальнейшем углубиться в методологическую часть рассматриваемого вопроса, выделить важные аспекты развития регионального бизнеса на основании ГЧП и выработать методики формирования стратегий и программ как регионального, так и национального масштаба.
В диссертационной работе автором так же были рассмотрены важные аспекты оценки социально-экономического взаимодействия между государством и частным сектором, как в случае бюджетных денежных вливаний, так и в случае оценки концессии с точки зрения бизнеса. Приведена история взаимодействия государства и бизнеса в развитых странах в отношении взаимодействия государственно-частного партнёрства, приведена статистика полученных выгод и методика принятия решений в зависимости от данной статистики. Страны с повсеместным применением ГЧП ушли далеко вперёд в экономическом развитии по сравнению со своими европейскими соседями.
Таким образом концессия, как частный случай ГЧП, способствует выработке стратегически важных решений административного характера в целях развития регионального энергетического комплекса, что способствует развитию социально-экономической обстановки региона в целом.
Благодаря представленной в работе методике расчёта влияния ГЧП на частный сектор и решения административного характера, представляется возможным оценить факторы, влияющие на общий экономический и социальный эффект. Таким образом складывается общее понимание и оценка качества эффективности взаимодействия государственного сектора и бизнеса в целом. Значимость данной методики для оценки развития регионального энергетического комплекса с учётом концессионного соглашения переоценить сложно, что досконально доказывается в проведенной автором исследование с отсылкой на факты, статистику и логическую концепцию приведенной методики. Отдельные элементы разработанной методики могут применяться в различных отраслях региональной концессии с целью выявления необходимых закономерностей, оценки рисков государственного формат и частного.
В заключительной главе автором была рассмотрена методика с точки зрения прикладного применения, усовершенствования, а также приведена статистика фактического применения с точки зрения привлечения иностранного капитала и развития отечественной экономики Российской Федерации. Исследования показали, что значимость ГЧП и концессии для стратегического развития региона сложно переоценить и иностранный опыт развития ГЧП является лишним тому подтверждением.



1. Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов / В.В. Максимов. - М.: Альпина Паблишера, 2010. - 178 с.
2. Сухарев О.С. Синергетика инвестиций: учеб.-метод. пособие / О.С. Сухарев, С.В. Шманев, А.М. Курьянов; под ред. Профессора О.С. Сухарева. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
3. Ходос Д.В., Степанова Л.В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы развития // Российское предпринимательство. 2012. № 11. с. 10-15.
4. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство сегодня
современная экономика: регулирование и партнерство // Российское
предпринимательство. 2009. № 8-2. С. 22-28.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998.-448 с.:ил.
6. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. - К.: Эльга, Ника- Центр, 2004.— 720 с.— (Серия "Библиотека финансового менеджера"; Вып. 9)
7. Бочаров Корпоративные финансы. - СПб: Питер, 2001. - 256 с.: ил. - (Серия «Ключевые вопросы»)
8. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». - М., 2010. - с.128.
9. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора, М.: «Наука», 2005 г. - с.315.
10. Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России: Издание Совета Федерации. - 2009 г. - с. 129.
11. «ГЧП-журнал» - 2013 г. - №1.
12. Дерябина М.А., Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства// Доклад подготовлен при финансовой поддержке РГНФ проекты № 06-02-00189а и № 04-02-00131а.
13. Законопроект № 238827-6 Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации
14. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Дело АНХ, 2010. - с. 120.
15. Кабашкин В.А., О.М. Махаева Государственно-частное партнерство в Великобритании и Ирландии: Серия: «Мировая экономика. Современное взаимодействие власти и бизнеса» - М.: ООО «МИЦ», 2010 - с. 132.
16. Мамченко О.П., Долженко И.А. Экономическая сущность и роль государственно-частного партнерства в реализации региональной экономической политики // Научный журнал «Известия» Алтайского государственного университета. - 2010 г. - №2. - с. 246.
17. Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. - М.: Норма, 2003, № 2.
18. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора. Мир перемен. 2004, №2.
19. Лихачева О. Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие /под ред. И.Я Лукасечева. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 288 с.
20. Мардаровская Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. Учебное пособие. М.: ОО «Издательство» «Элит», 2007. - 272 с.
21. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: ДЕЛО, 1997. - 493 с.
22. Остапенко В.В. Финансы предприятий: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2003. - 304 с.
23. Попова Р.Г. Финансы предприятий. - СПб: Питер, 2001. - 224 с.: ил.
24. Слепов В.А., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2005. 283 с.
25. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие/ В.А. Щербаков, Е. А. Приходько. - М. : КНОРУС, 2005. -272 с.
26. Финансы: учебник/под ред. А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 504 с.: ил.
27. Финансовый менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.М.Ковалевой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 284 с. - (Серия «Высшее образование»)
28. Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. - Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 495 с.
29. Амунц Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №12.
30. Барьеры развития механизма ГЧП в России. - М.; НПФ «Экспертный институт», 2010.
31. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2009.
32. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2010.
33. Любинин Д.А. Развитие частно-государственного партнерства в России // Российский экономический журнал. - 2007. - № 10-11.
34. Любинин Д.А. Партнерство государства и бизнеса: сложности этапа становления // Российское предпринимательство. - 2008. - № 1.
35. Любинин Д.А. Повышение социальной ответственности бизнеса в обеспечении условий становления и развития государственно-частного партнерства. - М. - 2009. - 2,75 п.л.
36. Сосна С. Л. О концепции общественного достояния. Государство и бизнес: институциональные аспекты // Государство и право. - 2011. - № 2.
37. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. - 2010. - № 2.
38. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций
в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. М.: Национальный центр
государственночастного партнерства, 2018. 78 с.
39. Швецов А.Н. Стратегическое планирование муниципального
развития: полезное начинание или бюрократическая кампания? //
Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 3. С. 6.
40. В России нет регионов с максимально развитой инфраструктурой //
Ведомости. 2018. 1 августа. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/
articles/2018/08/01/777166-rossii-regionov-maksimalno-infrastrukturoi
41. Gratias A., Boyd M. Beyond Government: Can the Public Sector Meet the Challenges of Public-Private Partnering? // Optimum. 1995. № 26 (1). P. 3—14.
42. Брагина З.В. Государственно-частное партнерство: механизмы развития / З.В. Брагина, В.В. Орлов, Н.Ю. Андреева. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 188 с.
43. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. № 2. С. 8—22.
44. Marty F., Voisin A., Trosa S. Les Partenariats Public-Priv . Р.лLa DD couverte, 2006. Р. 5—7.
45. Partenariats Public-Priv : L’irrDsistible Inflation // France Inter. 28.02.2017. URL: https://www. franceinter.fr/economie/partenariat-public-prive-du- transfert-dedetenus-a-la-collecte-de-l-eco-taxe-les-5-marches-les-plus-etonnants
46. Балашова С. Опыт функционирования ГЧП в развитых странах // Государственно-частное партнерство в условиях кризиса: материалы науч.- практ. конф. M., 2009. С. 281—282.
47. Юрьева Т. Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах // Региональная экономика и управление: электронный журнал. 2016. № 4 (48). URL: https://eee-region.ru/article/4833/
48. Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства 2017—2018 гг. М.: Национальный центр ГЧП, 2018.
49. Двенадцать процентов проектов Программы поддержки проектных
инициатив предлагается реализовать по 224-ФЗ. Сайт Национального центра государственно-частного партнерства. URL: http://pppcenter.ru/29/
novosti/pppcenter-news/12-proektov-programmyi-podderzhki-proektnyix- inicziativpredlagaetsya-realizovat-po-224-fz.html
50. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере. М.: Агентство стратегических инициатив, Центр развития государственно-частного партнерства, 2016.
51. Стратегия социально-экономического развития Московской области
до 2030 г. URL: http://www.mosoblduma.ru/upload/site1/document_file/
hHrGCMXUIH.pdf
52. Как Санкт-Петербург привлекает инвесторов в государственно- частное партнерство // Ведомости. Специальный проект. 25 мая 2018 г. URL: https:// www.vedomosti.ru
53. Панов П. Развить положительные тенденции // Известия iz. 15 февраля 2018 г. URL: https://iz.ru/709357/pavel-panov/razvit-polozhitelnye- tendentcii
54. В Подмосковье за счет внебюджетных средств появится 9 путепроводов. URL: http://www.pppi.ru/news/v-2019-2020-gg-v-podmoskove-za- schetvnebyudzhetnyh-sredstv-poyavitsya-9-puteprovodov
55. Строительством трамвайной сети до Петергофа заинтересовались крупные инвесторы // Ведомости. 6 июня 2018 г. URL: https://www.vedomosti. ru/economics/articles/2018/06/06/771926-tramvainoi-seti-do-petergofa
56. Доклад о результатах деятельности Комитета по инвестициям СанктПетербурга в 2017 г. // Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. URL: http:// spbinvestment.ru/ru
57. Инвестируй в Свердловскую область // Инвестиционный портал Свердловской области. URL: http://invest.midural.ru/pages/147
58. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. URL: http://economy.samregion.ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2030.pdf
59. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» на период до 2030 года.
60. Стратегия социально-экономического развития городского округа Кинель Самарской области на период до 2025 года. URL: http://xn-- е1 acblj imlat3k. xn--p 1 ai/gorod_segodna/potr/strategia.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ