ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ
ГОРОДЕ 9
1.1. Анализ подходов к исследованию креативности 9
1.2. Креативность в представлении экспертов индустрий 21
1.3. Екатеринбург в зеркале теории креативного города 32
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
ЕКАТЕРИНБУРГА 57
2.1. Деятельность субъектов креативных индустрий в пространстве
Екатеринбурга 57
2.2. Типы креативных индустрий в пространстве Екатеринбурга 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа социологического исследования... 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Анкета 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Кодификатор информантов 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Гайд интервью 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 5- Таблицы линейного распределения, диаграммы.140
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Диск с транскриптами интервью
Рост благосостояния современных городов на протяжении длительного времени обеспечивался за счет развития промышленных индустрий. Изобретение конвейерного способа производства привело к образованию новых крупных предприятий, притягивающих многочисленную рабочую силу в города. Техническое и технологическое развитие промышленности постепенно приводит к высвобождению трудовых ресурсов, а изменения стратегий городского развития, появление концепции устойчивого развития заставило по-новому рассмотреть проблему драйверов роста города.
В нашей стране ситуация замещения драйверов роста городов сопровождается экономическим кризисом, что обостряет необходимость поиска новых источников благосостояния и занятости. Экономический упадок многих городов, а также снижение рабочих мест на производствах, перемещение производства за пределы городов требует новых стратегий развития, например, направленных на культурное производство, символический капитал и творческие индустрии.
Усовершенствование технологий и создание инновационных продуктов требует высокого уровня знаний и требований от специалистов в любой сфере деятельности.
На смену индустриализации пришла эра креативного мышления, способная из интеллектуального труда преобразить городское пространство, добавив креативный вектор развития. Культурная деятельность предполагает желание горожан изменять свой город. Главные носители креативного мышления и двигатели креативной индустрии - креативные личности, способные создавать продукты, работать в командах над проектами без применения ресурсов промышленного производства. Именно креативные личности, сообщества, предприниматели образовывают синергию в культурном воспроизводстве творческих продуктов и выводят экономику городов на достойный уровень, делая их привлекательными для инвестиций.
Стратегии развития культурной деятельности направлены на создание специфической конфигурации социального пространства современного города, в котором выделяются креативные кластеры, позволяющие развивать свой потенциал. Таким образом, диссертационное исследование направлено на исследование процесса формирования кластеров креативных индустрий в пространстве постиндустриального города.
Объект исследования - социальное пространство
постиндустриального города.
Предмет исследования - формирование креативных индустрий в социальном пространстве постиндустриального города.
Цель исследования: проанализировать формирование креативных индустрий в социальном пространстве постиндустриального города
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения креативности и креативных индустрий
2. Выявить дискурсы креативности в пространстве
постиндустриального города
3. Описать и типологизировать субъектов креативных индустрий
4. Проанализировать деятельность субъектов креативных индустрий
5. Составить карту креативности г. Екатеринбурга
При изучении темы диссертации рассматриваются источники по определениям креативности, креативных индустрий, креативного города. Для полного анализа креативной индустрии Екатеринбурга определяются в первую очередь понятия «креативности», которые мы можем рассмотреть среди идеологов концепций «креативного класса» - Ричарда Флориды, а также при анализе «креативного города» Чарльза Лэндри. Методологические проблемы креатива и творчества изучает авторский коллектив российских исследователей - О.А. Карлова, Н.С. Беседова, Е.В. Буренко, Н.Д Вавилина, И.А. Карлов, О.О. Мельникова. Авторы разводят понятия «креатив», «инновации» и «творчество» и предоставляют характеристики художественного и научно-технического творчества. О связи креативности с инновациями говорят исследователи - Ю.А. Карпова, П. Попов. Креативность в их понимании является необходимым элементом инновационной сферы. Социологическое определение термина «креативность» вводит российский социолог Ю.Г. Волков, указывая его как результат производства новых социальных продуктов. Креативность в контексте управленческих практик рассматривает О.А. Худякова, и определяет как комплекс современных требований к самоактуализации. Рассматривает подходы к определению «креативности» ещё один российский исследователь - И.Н. Емельянова.
В диссертации анализируется современная дискуссия о креативности, основными представителями которой являются А. Пратт, Д. Пек Е. Вивант, Д. Роддвел, Р. Замидио, Ф. Базар, Д. Дюан.
Критика концепции креативности и креативного класса представлена работами Елены Трубиной, Джейми Пека и другими авторами. В работе подробно анализируется концепция городского пространства Дэвида Харви, в которой он рассуждает о неолиберальной урбанизации, и роли политики государства в отношении городов. Феномен культуры городов изучает социолог Шарон Зукин, которая рассматривает символическую экономику в пространстве города, а также различные аспекты «городских культур». Российский исследователь - Дмитрий Галкин изучает культурное пространство современных городов, а также вырабатывает стратегии культурного развития. В контексте понимания анализа креативного города основным показателем является «креативная экономика», способная производить продукты и результаты интеллектуального труда креативных личностей и сообществ. Понятия «креативная экономика», «инновационная экономика», «экономика знаний» исследуются в концепции креативноинновационной экономики Ирины Дубиной.
Вопросы креативной экономики обсуждаются в различных журналах, и особенно популярным является журнал «креативная экономика», он издаётся с 2007 года и входит в перечень ВАК. Журнал посвящён исследованиям аспектов проявления творчества в экономике как источника инноваций и механизмов экономического роста. В журнале вопросы креативной экономики и человеческих ресурсов рассматривают такие авторы как Н. А. Горелов, О. Н. Литун, О.Н. Мельников. Авторы приходят к выводу о том, что развитие высокотехнологичных предприятий приводит к необходимости повышения уровня интеллектуально-креативных ресурсов работников. Креативную индустрию как сектор экономики исследует Е.Р. Хакимова, указывая на значимость и влияние творческого и интеллектуального потенциала в инновациях.
Креативные индустрии являются основным понятием, среди изучаемых явлений в городском пространстве. Вопросы государственного регулирования творческих индустрий изучает А.С. Лавриненко...
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам. Социологический анализ аспектов креативности и творчества предполагает разведение понятий, а также наделение их разными смысловыми нагрузками. Анализ и концептуализация теоретико-методологических понятий «креативности» и «креативной индустрии» говорит о существовании дискурса, отражающегося в городском пространстве Екатеринбурга. Дискурс креативности является ключевой категорией для анализа креативных индустрий Екатеринбурга. На основании обработки эмпирического материала диссертационного исследования было выявлено три измерения креативности, что говорит об актуальной проблематике к подходу понимания креативности в городе среди специалистов творческих индустрий. Критическое понимание и отрицание креативности является четвёртым концептом для глубинной оценивания и анализа креативных индустрий Екатеринбурга.
В диссертационном исследований был проведен сравнительный анализ концепций развития городов, понятия «креативный город». При рассмотрении теоретических суждений о креативном городе возникла необходимость апробировать их в отношении города Екатеринбурга. В результате обработки теоретических и эмпирических данных было установлено три понятия, говорящих о соотнесении смыслов креативного города и городского пространства Екатеринбурга: «Екатеринбург - креативный город»; «Екатеринбург - некреативный город»; «Екатеринбург - с потенциалом и предпосылками креативного». На основании данных был сделан вывод о том, что Екатеринбург нельзя назвать креативным городом, но в потенциале он может им быть при существовании условий для реализации креативных личностей, эффективном сотрудничестве власти, сообществ и бизнеса, а также государственного финансирования креативных организаций.
На основании проведения социологического анализа креативного города была выявлена необходимость о подробном рассмотрении теоретических материалов «креативной экономики», которая является составной и важной часть креативной индустрии городов. Креативные индустрии Екатеринбурга включают в себя несколько акторов. Акторы - участники креативных индустрий, которые взаимодействуют между собой и производят креативные продукты, реализовывают идеи и проекты, и создают креативные пространства в городе, тем самым воспроизводят культурное производство. Акторами креативных индустрий Екатеринбурга являются креативные сообщества и организации, креативные предприниматели и население города. Характеристики креативных сообществ, а также микроклимат внутри организаций являются важными качествами при оценке креативной индустрии в городе. При обработке интервью экспертов креативных организаций выявлены качества креативных личностей, которые необходимы при осуществлении креативной деятельности в городе. Кроме креативных организаций в городе существуют креативные предприниматели, которые занимаются организацией бизнеса в сфере культуры, а также созданием культуры потребления среди населения. Креативные предприниматели реализуют различные направления в городе, среди рассматриваемых в исследовании установлены: производство продуктов ручной работы; развлекательная сфера - клубы, бары, рестораны авторской кухни; УЛРБ; ВагЬегшу.
В ходе диссертационного исследования установлено, что проблемой развития и функционирования креативных индустрий в городах является отсутствие связи и сотрудничества между структурами города - организациями, властью, бизнесами. Отсутствие диалога между структурами приводит к автономии отдельных организаций и их неспособности финансирования для развития пространств. Отсутствие интереса к сфере культуры со стороны власти - ещё одна проблема для развития креативных организаций в городе.
В работе описаны особенности формирования творческих кластеров на промышленных площадках городов. Наиболее всего задействовано промышленных пространств под реализацию деятельности творческих индустрий в Москве и Санкт-Петербурге. Исторические здания, промышленные опустевшие площадки и заводы актуальны для реализации деятельности творческих организаций, а также удобны по большой площади проведения мероприятий. В ходе эмпирического исследования выявлено, что большинство креативных организаций Екатеринбурга осуществляют свою деятельность в исторических зданиях. Промышленные пространства менее популярны из-за трудностей доступа и разрешения для осуществления деятельности креативных сообществ.
В результате проведённого эмпирического исследования креативной индустрии Екатеринбурга разработана типология креативных пространств города, которая отражает различные направления деятельности организаций и формирует уникальную творческую площадку объединений. Выработано пять направлений креативных пространств, которые горожане и туристы могут посетить исходя из собственных интересов и приоритетов. Для удобства выбора направлений создана карта креативных пространств, позволяющая увидеть в какой части города находятся интересующие для горожан и туристов креативные площадки. Самым большим креативным пространством Екатеринбурга является Ельцин-центр, объединивший в себе несколько площадок для творческой деятельности и взаимодействия горожан. Элементы креативного пространства Ельцин-центра активно взаимодействуют между собой, предоставляют городу и горожанам широкий выбор для посещения мероприятий.
Таким образом, в работе удалось продемонстрировать существующие креативные индустрии Екатеринбурга и проблемы возможностей увеличения креативных пространств города. Екатеринбург на сегодняшний день не является креативным городом, но имеет потенциал стать таковым, если будет более активно инвестировать в человеческий, культурный и социальный капитал горожан, а также привлекать креативных предпринимателей из других территорий...
1. Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н., Железовская Г.И. Креативная среда как фактор творческого развития личности // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 120 - 125.
2. Арт-пространство «Флигель». Режим доступа:
https://kudago.com/spb/place/art-prostranstvo-fligel (дата обращения: 04.04.2017)
3. Афанасьев К.С. Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных» кварталов // управление социальноэкономическими системами и процессами. - 2013. - № 12. - С. 41 - 42.
4. Афанасьев К.С. Роль качества городской среды в формировании
благоприятного инвестиционного климата территории//Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 2. - С.19 - 25.
5. Бадлуева М.П. Трансформация социально-культурной среды как фактор регионального развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 2 (35). - С. 128 - 132.
6. Бокова А. В. Креативные индустрии: административный и
научные подходы к определению понятия // Вестник Томского
государственного университета. - 2014. - № 389. - С. 98 - 101.
7. Болдырев Н. Откуда к нам придет экономический прорыв //
Российская газета - Экономика. Режим доступа: 11Пр:/А«у«.
rg.ru/2004/02/26/kadannikov.html. (дата обращения: 02.02.2017).
8. Боровинская Д.Н. От теории творчества к теории креативности. В сборнике: Социальные процессы Западной Сибири. Сборник научных трудов. Горно-Алтайск. - 2015. - С. 54 - 58.
9. Великая Н.М. Культурная интервенция в российскую
провинцию: Опыт социологического анализа. Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С.16-29.
10. Вирт Л. Избранные работы по социологии. Сборник переводов / РАН ИНИОН. Центр социальных научно- информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии. Пер. с англ. - Николаев В.Г.; Отв. ред. Гирко Л.В. М.: ИНИОН, 2005. 244 с.
11. Волков Ю. Г. Интересы креативного класса в общественной жизни российского общества // Власть. - 2013. - № 1. - С.15 - 19.
12. Волков Ю.Г. Креативность в контексте формирования российской идентичности // Гуманитарий Юга России. - 2014. - № 1. - С. 25 - 40.
13. Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011. 328 с.
14. Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации // Гуманитарий Юга России. - 2013. - № 1. - С.167 -172.
15. Волков Ю.Г. Креативный класс - альтернатива политическому радикализму // Социологические исследования. - 2014. - № 7. - С. 84-92...