Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере АО “ПО”УОМЗ им. Э.Я. Яламова”)

Работа №100281

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1 Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия, сущность, методы
оценки 6
1.1 Понятие и сущность конкуренции 6
1.2 Понятие конкурентоспособности, уровни конкурентоспособности 9
1.3 Методические основы оценки конкурентоспособности 19
2 Оценка конкурентоспособности АО «ПО «УОМЗ» 32
2.1 Сущность динамического метода оценки конкурентоспособности
предприятия 32
2.2 Анализ внутреней и внешней среды АО «ПО «УОМЗ» 42
2.3 Оценка конкурентоспособности АО «ПО «УОМЗ» по существующей
методике 50
3 Разработка методики оценки и выявления резервов повышения
конкурентоспособности предприятия 59
3.1 Новые подходы к оценке и выявлению резервов повышения
конкурентоспособности предприятия 59
3.2 Оценка конкурентоспособности АО «ПО «УОМЗ» по сегментам
рынка 67
3.3 Сравнительный анализ конкурентоспособности АО «ПО «УОМЗ» по
существующей и разработанной методике 78
Заключение 86
Список использованной литературы 88
Приложение 95

Актуальность темы исследования
Поддержание и повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов для современной России является центральной проблемой, решение которой играет ключевую роль в обеспечении оборонного, экономического и технологического развития страны. Особую значимость проблема повышения конкурентоспособности предприятий приобретает в связи с процессами глобализации и ростом открытости российской экономики.
Конкурентоспособность интегрально характеризует положение страны на мировом рынке. Вместе с тем, поле конкуренции для российских предприятий значительно расширилось: отечественным
товаропроизводителям приходится конкурировать с зарубежными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Как показывает практика, многие отечественные предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы, выявлению и завоеванию конкурентных позиций. Основными причинами создавшейся ситуации являются недостаточная проработанность теоретических и методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационных механизмов реагирования на изменения внутренней и внешней среды.
Все это свидетельствует о целесообразности, как с научной, так и с практической точек зрения, развития теории и методологии оценки конкурентоспособности предприятия, разработки теоретико­-методологических основ построения систем обеспечения ее повышения на основе соответствующих методов и механизмов.
Степень разработанности проблемы
Роль конкуренции в рыночной экономике в разное время рассматривали П. Буагильбер, Л. Вальрас, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Хайек, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер.
В некоторой степени проблема сущности конкурентоспособности на разных уровнях рассмотрена в работах В.А. Быкова, О.Ю. Ворожбит, Н.И Герчиковой, Е.А. Горбашко, Ю.И. Коробова, В.А. Маневича, Н.А Савельевой, Л.Н. Сафиуллина, А.З. Селезнева, И.А. Спиридонова, Р.М. Тихонова, Т.Г Философовой.
Основные положения конкурентоспособности на уровне хозяйствующих субъектов всесторонне изучены в трудах отечественных ученых Г.Л. Азоева, Ю.П. Анискина, М.И. Бухалкова, В.Н. Васильева, И.Б. Гуркова, И.В. Ершовой, В.С. Ефремова, П.В. Забелина, Г.А. Краюхина, А.И. Пригожина, И.И. Пичурина, В.Н. Родионовой, Н.И. Третникова, В.Л. Тамбовцева, А.Ю. Юданова. Среди зарубежных исследователей следует отметить труды И. Ансоффа, П. Дойля, П. Друкера, Р. Каплана, Г. Минцберга, Д. Нортона, М. Портера, П. Сраффы, А. Томпсона, Й. Шумпетера.
В работах И.И. Белоусова, Г.П. Бутко, Д.С. Воронова, Н.А. Дробитько, П.В. Забелина, П.С. Завьялова, А.В. Короткова, В.В. Криворотова, А.Н. Литвиненко, Х.А. Фасхиева, Р.А. Фатхутдинова, В.Н. Фомина подробно рассмотрены методические основы оценки и управления
конкурентоспособностью предприятий.
Несмотря на значительное количество работ, до настоящего времени в экономической науке не сформирована целостная теория конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. И как следствие не выработана универсальная методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий.
Таким образом, практическая значимость и недостаточная научная разработанность вопросов оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов определили выбор темы и цели диссертационного исследования.
Цель исследования - разработка методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
• проанализировать понятие конкуренции и конкурентоспособности. Выявить уровни конкурентоспособности, а так же исследовать существующие методические основы оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
• оценить конкурентоспособность промышленного предприятия АО «ПО «УОМЗ» по существующей методике;
• разработать методику оценки конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность промышленного предприятия АО «ПО «УОМЗ» по разработанной методике и выявить основные направления повышения конкурентоспособности.
Объект исследования: промышленные предприятия (на примере акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико­механический завод» имени Э. С. Яламова).
Предмет исследования: организационно-экономические отношения, формирующиеся в процессе обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных авторов в области конкуренции, конкурентоспособности, управления развитием субъектов рыночной экономики. В исследовании использовались методы экономико-математического моделирования, математической статистики, факторного анализа и другие методы.
Информационную базу исследования составили нормативные и методические документы всех уровней управления, экономические обзоры, данные отчетности хозяйствующих субъектов, а так же иная собранная и обобщенная экономическая информация.
Основные результаты, обладающие научной новизной, полученные в ходе исследования:
Развит существующий методический подход к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счет формирования методики определения интегрального коэффициента конкурентоспособности предприятия на основе системы показателей эффективности деятельности, стратегического позиционирования и финансовой устойчивости по каждому виду продукции, что позволяет объективно оценить уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и выработать управленческие (стратегические) решения по улучшению его деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования применимы для оценки, анализа и выявления основных направлений повышения конкурентоспособности отечественных
промышленных предприятий. Исследования, проведенные на примере промышленного предприятия АО «ПО «УОМЗ» показали актуальность обозначенных проблем и полученных в ходе исследования результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отсутствие единой терминологии в определении понятия конкурентоспособности предприятия обусловило необходимость изучения таких понятий, как конкуренции, так и конкурентоспособности.
Конкуренция может быть определена, как соперничество между хозяйствующими субъектами на доступных для них сегментах рынка, за получения более выгодных условий приобретения, производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг), в условиях ограниченности производственных ресурсов и потребительского спроса.
Микроэкономическая сущность конкурентоспособности хозяйствующего субъекта заключается в том, что конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики является обобщающей характеристикой деятельности хозяйствующего субъекта, отражающей уровень эффективности использования предприятием экономических ресурсов в сравнении с эффективностью использования экономических ресурсов конкурентами.
Предложена методика оценки конкурентоспособности предприятия, базирующаяся на динамическом методе оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и отличающееся учетом веса каждого вида продукции в общем объеме продаж, что позволяет объективно оценить уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и принять управленческие (стратегические) решения по улучшению деятельности.
Выполнена оценка конкурентного статуса машиностроительного предприятий АО «ПО «УОМЗ», а так же разработаны мероприятия по улучшению деятельности исследуемого предприятия. В частности, основными направлениями дальнейшего повышения конкурентоспособности АО «ПО «УОМЗ» является разработка мероприятий по улучшению стратегического позиционирования предприятия и увеличению доли рынка по сегменту «оптическое и геодезическое оборудование».
В числе направлений дальнейших исследований следует отметить практическое применение разработанной методики. В частности, предложенная методика позволяет выявлять ключевые показатели деятельности предприятия по сегментам рынка, в наибольшей степени влияющие на конкурентоспособность предприятия (предприятий). Что, в свою очередь, позволяет объективно оценить уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и выработать управленческие (стратегические) решения по улучшению деятельности.


1. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» - Режим доступа: https://rg.ru/2011/01/25/energosberejenie-site-dok.html
2. «Программа развития медицинского приборостроения на ФГУП «ПО «УОМЗ» до 2017 года и перспектива до 2020 года», Екатеринбург 2017.
3. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и
медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» - Режим доступа:
http: //docs. cntd.ru/document/902266357
4. Абаева Н. П., Старостина Т. Г. Конкурентоспособность организации. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 91 с.
5. Абрамова И. Г., Абрамов Д. А. Конкурентоспособность продукции как основа выбора стратегии развития предприятия авиационного комплекса // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №1-2.
6. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
7. Александрова Ю.Ю. Современное содержание механизма конкуренции // Проблемы современной экономики. -2007. - № 1(21).
8. Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории / Б.Ф. Андреев. - СПб.: Лениздат, 2013. - 440с.
9. Белкин В.Г. Конкурентная среда и конкурентоспособность экономических объектов: монография / В.Г. Белкин, Ю.Д. Шмидт, И.М. Романова. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. - С. 95.
10. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, нглийская, немецкая, испанская терминология: в 2 -х тт. Т.1: Пер. с фр. - М.: Междунар. отношения, 1994. - С. 218.
11. Брулев Е.С. Управление конкурен- тоспособностью предприятий: авторефе­рат / Е.С. Брулев. 2006. 26 с.
12. Бурдина А.А. Влияние рисков на конкурентоспособность предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2006. №2.
13. Бурганова Р. А. Анализ и выбор конкурентных позиций предприятия. Казань, 1998. - 44 с.
14. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособ-ности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №2 [электронный ресурс] http : //www.mavriz.ru/articles/2006/2/4109. html.
15. Воронов А.А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001. № 5...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ