Корпоративная социальная ответственность как инструмент повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
1.2 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ И ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ 22
1.3 СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 43
2.1 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 43
2.2 АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 55
2.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 66
3 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА 85
3.1 МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 85
3.2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
1.2 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ И ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ 22
1.3 СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 43
2.1 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 43
2.2 АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 55
2.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 66
3 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА 85
3.1 МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 85
3.2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования определяется тем, что процессы развития современного российского бизнеса во многом взаимосвязаны с тем, насколько предприятия разумно и своевременно воспримут основные принципы и теоретические основы концепции корпоративной социальной ответственности. При положительном исходе российская бизнес-среда сможет стать двигателем позитивных перемен в наиболее значимых сферах современного общества, а также формировать и поддерживать оптимальные, достойные условия труда сотрудников отечественных предприятий.
На протяжении последнего десятилетия концепция корпоративной социальной ответственности интенсивно развивает уровень оказываемого влияния не только в деловой сфере, но и прикладных академических областях, в таких как экономическая социодинамика, стратегический менеджмент, организационное поведение, управление конкурентоспособностью и ряд других.
На сегодняшний день одним из важных факторов актуализации, возрастающей инициации и практической значимости реализации концепции корпоративной социальной ответственности является повышение эффективности, формирование конкурентных преимуществ, устойчивое развитие и рост международной конкурентоспособности предприятия в результате интегрирования концепции корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса.
Безусловная актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается наличием необходимости выстраивания конструктивных отношений между предприятиями малого и среднего бизнеса и обществом, собственным персоналом и органами власти всех уровней, основываясь на принципах корпоративной социальной ответственности, выступающих в качестве важнейшего фактора гармоничного функционирования субъектов хозяйствования, оказывающего непосредственное воздействие на уровень конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в развитии методических основ исследования корпоративной социальной ответственности в качестве инструмента повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель исследования определила следующий перечень задач, которые требуют решения:
- изучить теоретические и методические вопросы формирования конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса;
- исследовать специфические особенности реализации корпоративной социальной ответственности на предприятиях малого и среднего бизнеса и охарактеризовать такие практики в качестве инструмента повышения уровня конкурентоспособности;
- разработать методику оценки влияния практик корпоративной социальной ответственности предприятий малого и среднего бизнеса на уровень их конкурентоспособности;
- апробировать разработанную методику и определить направления её возможного совершенствования.
Объект исследования - корпоративная социальная ответственность предприятий малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования - механизмы и способы влияния практик корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса.
Методы исследования включают в себя следующий перечень:
- контент-анализ научной периодики и учебно-методической литературы по теме диссертационного исследования;
- критический теоретический анализ имеющихся подходов к исследованию изучаемой проблематики;
- методы статистического анализа (описательная статистика, корреляционный анализ);
- метод анкетного опроса.
Степень разработанности проблемы.Проблематика влияния корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса сегодня является весьма острой и актуальной. Несмотря на тот факт, что имеется значительное количество исследований в данной предметной области, проблема корпоративной социальной ответственности и уровня ее воздействия на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса является малоизученной.
Исследованием сущности обозначенной проблемы и поиском путей ее решения занимались в своих исследованиях следующие авторы: О.П. Аникеева, Ахмадуллин И.Р., Ю.Е. Благов, М.С. Васин, А.В. Гизатуллин, Ф.Н. Завьялов, Е.А. Иванова, А.А. Калинина, А.А. Кострова, Т.В. Комарова, Е.Н. Крамарова, В.И. Кузнецов, Д.В. Кухарчук, Ю.Ю. Петрунин, Т.О. Плакасов, Е.В. Нехода, В.С. Раковская, Л.В. Рожкова, О.В. Сальникова, А.Р. Сарданян, Г.Н. Тугускина, Т.Н. Якубова и другие авторы.
Новизна исследования состоит в следующих аспектах:
- разработан концептуальный подход к исследованию корпоративной социальной ответственности как инструмента повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, включающий в себя: выделение наиболее значимых субъектов конкурентоспособности, на которых могут быть направлены практики корпоративной социальной ответственности; формирование набора экономико-статистических индикаторов, позволяющих оценивать влияние практик корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятия в разрезе каждого выделенного субъекта; описание механизма (способа) воздействия практик корпоративной социальной ответственности на каждого выделенного субъекта конкурентоспособности; определение перечня возможных положительных эффектов, возникающих вследствие воздействия практик корпоративной социальной ответственности на каждого субъекта конкурентоспособности; формализацию процесса оценки положительных эффектов на базе статистических методов, что развивает инструментально- методические основы исследования конкурентоспособности и положения теории управления предприятием;
- предложена методика исследования влияния практик корпоративной социальной ответственности, реализуемых в отношении сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса, на уровень их конкурентоспособности, предполагающая выделение и систематизацию показателей, способов и эффектов от влияния таких практик на уровень конкурентоспособности; разработку инструментария исследования на основе анкетного опроса сотрудников; определение этапов и организационных параметров исследования, что позволяет получать количественные (статистические) оценки влияния таких практик на уровень конкурентоспособности и формировать информационно-аналитический базис обоснования необходимости более широкого внедрения корпоративной социальной ответственности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость состоит в возможности применения разработанной методики предприятиями малого и среднего бизнеса для оценки степени влияния практик корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности бизнеса, что создает информационно-аналитическую основу для принятия более эффективных управленческих решений и выработки эффективных стратегий и тактик дальнейшего развития предприятия.
Эмпирическая база включает в себя:
- учебно-методическую и научно-исследовательскую литературу;
- данные российской официальной статистики федерального и регионального уровней;
- данные корпоративной статистики;
- данные проведенного автором опроса сотрудников трех предприятий малого и среднего бизнеса (ИП Лодкин А.С., ООО «ФОРМАТЭК» и ООО «Завод бурового инструмента «Геобурмаш»), нацеленного анализ и оценку влияния практик корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности.
Структура работы. Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении представлена актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель и главные задачи исследования, определен его объект и предмет, сформулирована научная новизна, а также представлен перечень методов, которые были использованы в исследовании.
В первой главе диссертации рассматриваются теоретические и методические подходы к исследованию конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, в первом параграфе малый бизнес рассматривается как субъект рыночных отношений; во втором - исследуется феномен конкурентоспособности; в третьем параграфе представлены способы и методы её оценки.
Во второй главе исследуется корпоративная социальная ответственность предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, в первом параграфе корпоративная социальная ответственность рассматривается как теоретическая концепция, во втором - исследуются актуальные направления научных исследований корпоративной социальной ответственности малого и среднего бизнеса, в третьем параграфе представлены современные практики корпоративной социальной ответственности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
В третьей главе магистерской диссертации корпоративная социальная ответственность предприятий малого и среднего бизнеса рассматривается как инструмент повышения уровня их конкурентоспособности. В частности, в первом параграфе исследуются механизмы влияния корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса, во втором - проводится оценка влияния корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
В заключении представлены основные выводы, полученные в результате исследования, направления его дальнейшего развития и рекомендации по использованию полученных результатов.
На протяжении последнего десятилетия концепция корпоративной социальной ответственности интенсивно развивает уровень оказываемого влияния не только в деловой сфере, но и прикладных академических областях, в таких как экономическая социодинамика, стратегический менеджмент, организационное поведение, управление конкурентоспособностью и ряд других.
На сегодняшний день одним из важных факторов актуализации, возрастающей инициации и практической значимости реализации концепции корпоративной социальной ответственности является повышение эффективности, формирование конкурентных преимуществ, устойчивое развитие и рост международной конкурентоспособности предприятия в результате интегрирования концепции корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса.
Безусловная актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается наличием необходимости выстраивания конструктивных отношений между предприятиями малого и среднего бизнеса и обществом, собственным персоналом и органами власти всех уровней, основываясь на принципах корпоративной социальной ответственности, выступающих в качестве важнейшего фактора гармоничного функционирования субъектов хозяйствования, оказывающего непосредственное воздействие на уровень конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в развитии методических основ исследования корпоративной социальной ответственности в качестве инструмента повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель исследования определила следующий перечень задач, которые требуют решения:
- изучить теоретические и методические вопросы формирования конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса;
- исследовать специфические особенности реализации корпоративной социальной ответственности на предприятиях малого и среднего бизнеса и охарактеризовать такие практики в качестве инструмента повышения уровня конкурентоспособности;
- разработать методику оценки влияния практик корпоративной социальной ответственности предприятий малого и среднего бизнеса на уровень их конкурентоспособности;
- апробировать разработанную методику и определить направления её возможного совершенствования.
Объект исследования - корпоративная социальная ответственность предприятий малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования - механизмы и способы влияния практик корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса.
Методы исследования включают в себя следующий перечень:
- контент-анализ научной периодики и учебно-методической литературы по теме диссертационного исследования;
- критический теоретический анализ имеющихся подходов к исследованию изучаемой проблематики;
- методы статистического анализа (описательная статистика, корреляционный анализ);
- метод анкетного опроса.
Степень разработанности проблемы.Проблематика влияния корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса сегодня является весьма острой и актуальной. Несмотря на тот факт, что имеется значительное количество исследований в данной предметной области, проблема корпоративной социальной ответственности и уровня ее воздействия на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса является малоизученной.
Исследованием сущности обозначенной проблемы и поиском путей ее решения занимались в своих исследованиях следующие авторы: О.П. Аникеева, Ахмадуллин И.Р., Ю.Е. Благов, М.С. Васин, А.В. Гизатуллин, Ф.Н. Завьялов, Е.А. Иванова, А.А. Калинина, А.А. Кострова, Т.В. Комарова, Е.Н. Крамарова, В.И. Кузнецов, Д.В. Кухарчук, Ю.Ю. Петрунин, Т.О. Плакасов, Е.В. Нехода, В.С. Раковская, Л.В. Рожкова, О.В. Сальникова, А.Р. Сарданян, Г.Н. Тугускина, Т.Н. Якубова и другие авторы.
Новизна исследования состоит в следующих аспектах:
- разработан концептуальный подход к исследованию корпоративной социальной ответственности как инструмента повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, включающий в себя: выделение наиболее значимых субъектов конкурентоспособности, на которых могут быть направлены практики корпоративной социальной ответственности; формирование набора экономико-статистических индикаторов, позволяющих оценивать влияние практик корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятия в разрезе каждого выделенного субъекта; описание механизма (способа) воздействия практик корпоративной социальной ответственности на каждого выделенного субъекта конкурентоспособности; определение перечня возможных положительных эффектов, возникающих вследствие воздействия практик корпоративной социальной ответственности на каждого субъекта конкурентоспособности; формализацию процесса оценки положительных эффектов на базе статистических методов, что развивает инструментально- методические основы исследования конкурентоспособности и положения теории управления предприятием;
- предложена методика исследования влияния практик корпоративной социальной ответственности, реализуемых в отношении сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса, на уровень их конкурентоспособности, предполагающая выделение и систематизацию показателей, способов и эффектов от влияния таких практик на уровень конкурентоспособности; разработку инструментария исследования на основе анкетного опроса сотрудников; определение этапов и организационных параметров исследования, что позволяет получать количественные (статистические) оценки влияния таких практик на уровень конкурентоспособности и формировать информационно-аналитический базис обоснования необходимости более широкого внедрения корпоративной социальной ответственности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость состоит в возможности применения разработанной методики предприятиями малого и среднего бизнеса для оценки степени влияния практик корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности бизнеса, что создает информационно-аналитическую основу для принятия более эффективных управленческих решений и выработки эффективных стратегий и тактик дальнейшего развития предприятия.
Эмпирическая база включает в себя:
- учебно-методическую и научно-исследовательскую литературу;
- данные российской официальной статистики федерального и регионального уровней;
- данные корпоративной статистики;
- данные проведенного автором опроса сотрудников трех предприятий малого и среднего бизнеса (ИП Лодкин А.С., ООО «ФОРМАТЭК» и ООО «Завод бурового инструмента «Геобурмаш»), нацеленного анализ и оценку влияния практик корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности.
Структура работы. Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении представлена актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель и главные задачи исследования, определен его объект и предмет, сформулирована научная новизна, а также представлен перечень методов, которые были использованы в исследовании.
В первой главе диссертации рассматриваются теоретические и методические подходы к исследованию конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, в первом параграфе малый бизнес рассматривается как субъект рыночных отношений; во втором - исследуется феномен конкурентоспособности; в третьем параграфе представлены способы и методы её оценки.
Во второй главе исследуется корпоративная социальная ответственность предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, в первом параграфе корпоративная социальная ответственность рассматривается как теоретическая концепция, во втором - исследуются актуальные направления научных исследований корпоративной социальной ответственности малого и среднего бизнеса, в третьем параграфе представлены современные практики корпоративной социальной ответственности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
В третьей главе магистерской диссертации корпоративная социальная ответственность предприятий малого и среднего бизнеса рассматривается как инструмент повышения уровня их конкурентоспособности. В частности, в первом параграфе исследуются механизмы влияния корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса, во втором - проводится оценка влияния корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
В заключении представлены основные выводы, полученные в результате исследования, направления его дальнейшего развития и рекомендации по использованию полученных результатов.
Проведенное в процессе написания выпускной квалификационной работы исследование позволяет сделать следующие выводы:
- малое и среднее предпринимательство можно трактовать как особый вид предпринимательской деятельности, обеспечивающий выполнение не только экономических, но и социально значимых функций: обеспечение самозанятости, производство уникальных товаров, ориентация на непосредственного потребителя, повышение инновационной активности;
- традиционное понимание концепции КСО заключается в своевременном осуществлении выдачи сотрудникам предприятия заработной платы, полном осуществлении расчетов по налоговым обязательствам, четком соблюдении законодательства в области охраны окружающей среды, здоровья сотрудников и техники безопасности, а также этичном поведении предприятия в рамках действующего на территории страны законодательства;
- рассмотренные теоретические концепции КСО не исчерпывают всего перечня исследований, проводимых в данной области научного знания, а столь широкое их разнообразие, используемое в процессе толкования социальной роли бизнеса в целом, указывает на то, что процесс развития и совершенствование концепций КСО продолжается и сегодня;
- выделение сильных и слабых сторон малого и среднего бизнеса в области использования КСО в практике своей деятельности позволяет сделать вывод о необходимости, в рамках представленной работы, дальнейшего рассмотрения проблем малого и среднего бизнеса в области реализации КСО, а также основных практик КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- аргументы в поддержку реализации принципов корпоративной социальной ответственности предприятиями малого и среднего бизнеса сегодня носят не столько этический, сколько прагматический характер. Корпоративная социальная ответственность должна восприниматься в качестве важнейшего фактора успеха бизнеса, основополагающего принципа организации и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соблюдение которого позволит повысить уровень конкурентоспособности каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования, относящегося к категории малого и среднего бизнеса;
- для оценки влияния корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности предприятия малого и среднего бизнеса может быть предложена методика, предполагающая учет эффектов воздействия на таких субъектов конкурентоспособности, как сотрудники, потребители, поставщики, банки, инвесторы и конкуренты, включающая в себя 8 последовательных этапов по сбору информации, систематизации и расчёту полученных результатов, корреляционному анализу и формированию выводов, что позволяет рассматривать корпоративную социальную ответственность предприятий малого и среднего бизнеса в качестве инструмента повышения уровня их конкурентоспособности;
- проведенное на основе разработанной методики исследование позволило установить, что между уровнем использования КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса и уровнем их конкурентоспособности, существует тесная взаимосвязь. Результаты анализа подтверждают тот факт, что социально ответственное предприятие, руководствующееся в своей деятельности принципами корпоративной социальной ответственности, имеет более широкие возможности для повышения своей конкурентоспособности и деловой репутации в глазах потребителей, поставщиков, сотрудников и всего общества в целом;
- в результате апробации разработанной автором методики было установлено, что определение взаимосвязи между степенью использования КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса и уровнем их конкурентоспособности не во всех случаях представляется возможным. В первую очередь, это связано с наличием такого недостатка, как субъективность получаемых результатов анкетирования, которая возникает вследствие воздействия человеческого фактора;
- в дальнейшем исследование может быть продолжено в соответствии со следующим перечнем направлений: расширение количества учитываемых субъектов конкурентоспособности; формирование интегрального показателя оценки влияния КСО на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в процессе диссертационного исследования были выполнены поставленные задачи и достигнута цель исследования.
- малое и среднее предпринимательство можно трактовать как особый вид предпринимательской деятельности, обеспечивающий выполнение не только экономических, но и социально значимых функций: обеспечение самозанятости, производство уникальных товаров, ориентация на непосредственного потребителя, повышение инновационной активности;
- традиционное понимание концепции КСО заключается в своевременном осуществлении выдачи сотрудникам предприятия заработной платы, полном осуществлении расчетов по налоговым обязательствам, четком соблюдении законодательства в области охраны окружающей среды, здоровья сотрудников и техники безопасности, а также этичном поведении предприятия в рамках действующего на территории страны законодательства;
- рассмотренные теоретические концепции КСО не исчерпывают всего перечня исследований, проводимых в данной области научного знания, а столь широкое их разнообразие, используемое в процессе толкования социальной роли бизнеса в целом, указывает на то, что процесс развития и совершенствование концепций КСО продолжается и сегодня;
- выделение сильных и слабых сторон малого и среднего бизнеса в области использования КСО в практике своей деятельности позволяет сделать вывод о необходимости, в рамках представленной работы, дальнейшего рассмотрения проблем малого и среднего бизнеса в области реализации КСО, а также основных практик КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- аргументы в поддержку реализации принципов корпоративной социальной ответственности предприятиями малого и среднего бизнеса сегодня носят не столько этический, сколько прагматический характер. Корпоративная социальная ответственность должна восприниматься в качестве важнейшего фактора успеха бизнеса, основополагающего принципа организации и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соблюдение которого позволит повысить уровень конкурентоспособности каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования, относящегося к категории малого и среднего бизнеса;
- для оценки влияния корпоративной социальной ответственности на уровень конкурентоспособности предприятия малого и среднего бизнеса может быть предложена методика, предполагающая учет эффектов воздействия на таких субъектов конкурентоспособности, как сотрудники, потребители, поставщики, банки, инвесторы и конкуренты, включающая в себя 8 последовательных этапов по сбору информации, систематизации и расчёту полученных результатов, корреляционному анализу и формированию выводов, что позволяет рассматривать корпоративную социальную ответственность предприятий малого и среднего бизнеса в качестве инструмента повышения уровня их конкурентоспособности;
- проведенное на основе разработанной методики исследование позволило установить, что между уровнем использования КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса и уровнем их конкурентоспособности, существует тесная взаимосвязь. Результаты анализа подтверждают тот факт, что социально ответственное предприятие, руководствующееся в своей деятельности принципами корпоративной социальной ответственности, имеет более широкие возможности для повышения своей конкурентоспособности и деловой репутации в глазах потребителей, поставщиков, сотрудников и всего общества в целом;
- в результате апробации разработанной автором методики было установлено, что определение взаимосвязи между степенью использования КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса и уровнем их конкурентоспособности не во всех случаях представляется возможным. В первую очередь, это связано с наличием такого недостатка, как субъективность получаемых результатов анкетирования, которая возникает вследствие воздействия человеческого фактора;
- в дальнейшем исследование может быть продолжено в соответствии со следующим перечнем направлений: расширение количества учитываемых субъектов конкурентоспособности; формирование интегрального показателя оценки влияния КСО на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в процессе диссертационного исследования были выполнены поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Подобные работы
- КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТОИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методики анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ: ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЛЯ АО БАНК «ЦЕНТРКРЕДИТ»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Внутренняя корпоративная социальная ответственность как механизм
управления персоналом
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Реализация социальной ответственности в системе финансового управления нефтяной компании (Уфимский государственный нефтяной технический университет)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ НА НЕСОВЕРШЕННОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Методика оценки конкурентоспособности предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



