Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №100252

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ действующих методик преподавания и оценивания лексики в английском языке 7
1.1. Обзор отечественной и зарубежной литературы по
методикам оценивания 7
1.2. Обзор методов и подходов к обучению лексике 18
1.2.1. Обзор существующих и применяемых на практике
методов и подходов к обучению лексике 18
1.2.2. Сущность лексического подхода к обучению
иностранному языку 23
1.3. Способы формирования лексических навыков и
пополнения словарного запаса учащихся 27
1.3.1. Способы формирования лексических навыков 27
1.3.2. Способы пополнения словарного запаса учащихся 32
1.4. Использование ДО при обучении иностранному языку 41
1.5. Опыт преподавания лексики с использованием ДО 47
Выводы по главе 1 50
Глава 2 Применение ДО в качестве альтернативной методики
при обучении лексике 51
2.1. Описание целевой аудитории для проведения эксперимента 52
2.2. Описание эксперимента 53
2.3. Постановка эксперимента для обучения 57
2.4. Апробация ДО в методике преподавания английского языка
при обучении лексике 61
2.5. Данные по эксперименту 64
Выводы по главе 2 68
Заключение 69
Список использованной литературы


Современные процессы глобализации на всех уровнях социального взаимодействия, развитие каналов коммуникации требуют формирования в обществе языка межнационального общения. В современном мире таким языком становится английский язык в его английской или американской версии. Следовательно, изучение английского языка в российском социуме становится важной и актуальной проблемой.
Одним из звеньев владения иностранным языком является лексическая компетентность, без которой практическое применение английского языка не представляется возможным.
В настоящее время проблему формирования иноязычной лексической компетентности исследовало немало отечественных и зарубежных филологов. Они обосновали концептуальные положения моделирования содержания обучения иноязычной лексики (Р. Мартынова, С. Николаева) исследовали различные методы семантизации лексики (П. Гурвич, М. Демьяненко, И. Рахманов), установили дозы лексического материала для их усвоения за единицу учебного времени разновозрастными и разнопрофильными группами учащихся и студентов (В. Бухбиндер, Г. Харлов, В. Цетлин, E. Nagy, P. Nation) определили лингводидактические принципы отбора активного и пассивного словаря в условиях школьного и вузовского обучения (С. Калинина, А. Климентенко, В. Кондратьева, М. Латушкина, И. Рахманов, Л. Якушина, S. Eggert, D. Krohn) установили, что отбор лексики осуществляется с учетом содержания профессиональных дисциплин (Г. Мартынова, А. Тарнопольский) и жанра речи: для социально - бытовой (А. Анисимова, А. Романюк), деловой (C. Боднар, Е. Мирошниченко), профессиональной (Н. Никитенко, А. Петращук), научной (Е. Васильева, А. Маслова, Т. Смит) коммуникации.
Большой вклад в рассмотрение проблемы представляют исследования в области психологии. Прослежена зависимость качества усвоения иноязычной лексики от способа запоминания: интуитивное усвоение лексики в процессе речевой деятельности (Б. Беляев, В. Артемов, И. Зимняя, И. Румянцева) усвоение лексики сознательно от формы к содержанию (В. Давыдов, М. Жинкин, В. Зинченко, Д. Норман, С. Рубинштейн, А. Соколов).
Сейчас проблема формирования иноязычной лексической компетентности решается в условиях виртуальной учебной среды (В. Терещук), средствами интерактивных (Ю. Семенчук) и интенсивных (В. Александров) методов обучения; на основе компенсаторной компетенции (Ю. Молчанова), мотивационной базы обучения (А. Сиземина), аутентичных сообщений СМИ (С. Логвинова). Однако, несмотря на существенную базу исследований не был исчерпан весь потенциал процесса обучения иноязычной лексики, что свидетельствует об актуальности данного исследования.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования - методика формирования англоязычной лексической компетентности средствами динамического оценивания.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования англоязычной лексической компетентности средствами динамического оценивания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть актуальные методики обучения лексике в дидактике.
2. Провести ретроспективный анализ методов формирования англоязычной лексической компетентности в педагогической теории и практике.
3. Проанализировать современные методики оценивания степени эффективности обучения английской лексике.
4. Разработать модель динамического оценивания уровня усвоения лексического материала и экспериментально проверить ее эффективность.
Методы исследования. С целью определения понятийно-категориального аппарата, характеристики теоретических формирования англоязычной лексической компетентности и определения содержания обучения задействовано методы анализа, обобщения и систематизации психолого-педагогических, лингвистических и методических исследований, нормативных документов. Для изучения и обобщение практического опыта формирования англоязычной лексической компетентности использован метод экспериментального исследования степени эффективности динамического оценивания. Для выявления уровней сформированности англоязычной лексической компетентности применены методы тестирования. Для обоснования дидактически рациональной методики применения динамического оценивания (далее - ДО) применен метод педагогического моделирования. С целью проверки эффективности разработанной экспериментальной методики проведен педагогический эксперимент. Для проверки достоверности результатов экспериментального обучения, их количественной и качественной характеристики применены методы статистической обработки информации.
Научная новизна исследования: в работе впервые исследована и научно обоснована методика формирования англоязычной лексической компетентности у студентов средствами ДО; охарактеризованы дидактические особенности применения ДО как источника формирования лексической компетентности студентов; разработана лингводидактическая модель формирования англоязычной лексической компетентности средствами ДО.
Практическое значение полученных результатов: разработана система ДО на основе подобранного аутентичного материала в соответствии с тематическим планированием курса обучения английскому языку.
Результаты исследования могут быть использованы при преподавании курса английского языка для различных уровней базовой подготовки; при разработке рабочих программ и учебных пособий для студентов, изучающий английский язык.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определяются актуальность проблемы, степень ее изученности, цель, задачи, предмет и объект исследования. Указываются научная новизна исследования, его научная и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы методики обучения английской лексике, исследованы современные методы оценивания уровня лексической компетенции учащихся.
Вторая глава посвящена описанию эксперимента, анализу его результатов. В конце главы сосредоточены рекомендации преподавателям английского языка по применению методики ДО в практической деятельности.
В заключении приведены основные выводы, полученные в результате теоретического и экспериментального исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертации исследованы теоретические основы формирования лексической компетентности учащихся, изучающих английский язык. В процессе исследования проблемы создания эффективной методики оценивания уровня лексической компетентности учащихся получены следующие выводы и обобщения:
1. Определено понятие «англоязычная лексическая компетентность» с учетом ее формирования методами обучения лексике и оценивания их результативности, что представляет собой единство двух составляющих: практической и теоретической.
Практическая составляющая включает: знание семантики языка, средств его словообразования, лексических норм применения; навыки и умение практического использования лексики в условиях учебной и реальной англоязычной коммуникации; способность анализировать лексическую составляющую своей речи и совершенствовать ее. Теоретическая составляющая включает степень подготовки преподавателя: знание лексических терминов, литературоведческих понятий, лексикологических категорий восприятия теоретического материала, изложения полученных знаний и использования теоретических знаний в процессе анализа процесса обучения.
2. Проанализированы методы формирования англоязычной лексической компетентности в педагогической теории и практике и установлены их резервные возможности, которыми являются: создание алгоритма оценивания учебных достижений студентов; применение современных методик совершенствования процесса запоминания английской лексики.
3. Охарактеризованы дидактические возможности различных методик оценивания лексической компетенции обучающихся с различным исходным уровнем языковой подготовки.
4. Эффективность экспериментальной методики формирования лексической компетенции методами ДО была определена по следующим критериям и показателям: теоретико-лингвистический с показателями:
знакомство с лексическими средствами выразительности английского языка;
культурно-коммуникативный критерий с показателями: знакомство с правилами словообразования английского языка и способность образовывать новые слова, понимание прямого и переносного значения слов и умение их адекватного перевода;
умение адекватного употребления изученных английских слов в новых коммуникативных ситуациях.
Применение экспериментальной методики ДО в практической деятельности преподавателя английского языка показало высокий уровень ее эффективности. Если на начальном этапе степень запоминания английской активной лексики в экспериментальной и контрольной группах почти не различалась, более того, в контрольной группе показатели освоения активной лексики были даже несколько выше, чем в экспериментальной группе, то на уровне краткосрочной и долгосрочной памяти различия в пользу экспериментальной группы становились все заметнее.
Использование динамического оценивания в процессе изучения иностранного языка участвует в развитии и тренировке долгосрочной памяти обучаемых, а также способствует развитию познавательных способностей, в частности, таких когнитивных функций, как анализ и синтез.



1. Новый словарь методических терминов и понятий Азимов Э.Г., Щукин А.Н. / сост.: Э.Г. Азимомов, А.Н. Щукин. - М: Икар, 2009. — 448 с.
Научная литература
2. Абрамова И.Е. Преимущества аутентичного оценивания при обучении иностранному языку студентов-нелингвистов / И.Е. Абрамова, А.В. Ананьина, Е.П. Шишмолина // Самарский научный вестник. - Самара, 2018. - Т. 7. - № 4 (25) - с.287 - 293.
3. Аксенова И.Н. Роль коллокаций в формировании лексических навыков речи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019. - Т. 24. - № 181. - с.17 - 25.
4. Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
5. Артеменко Н. А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. Томск. - 2014. - №1. - С. 3 - 12.
6. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки// Качество образования в Евразии. - 2013. - №1. - С. 85-122.
7. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М.:
РОСМЭН, 2007. - 96 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5. М: Лабиринт, 1999. - С.230.
9. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) / М.Н. Вятютнев. - М.: Русский язык, 1984. - 186 с.
10. Голубовская Е.А. Динамическое оценивание в иноязычном обучении
студентов: анализ состояния проблемы с позиции преподавателей
неязыковых вузов// Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. Сборник научных трудов. М., 2015. - С.589.
11. Голубовская Е.А. Динамическое оценивание как фактор влияния на развитие мотивации в обучении иностранному языку (опыт обучения говорению) // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: Сб.науч.тр. М., 2016. - С. 77.
12. Зайцева С.Е. Методика обучения лексике / С.Зайцева. // Национальный Исследовательский технологический университет «МИСиС» Известия Южного федерального университета. - 2011. - №3. - с.86 - 90.
13. Зуева И.Е. Коммуникативно-ориентированные стратегии обучения лексической стороне иноязычной речи / И.Е. Зуева // Современные проблемы обучения иностранным языкам в высшей школе: материалы межвузовская научно-практическая конференция. - Н. Новгород: НГПУ, 2010. - С. 98 - 102.
14. Колесникова И. Л. Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - СПб.: Из-во БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
15. Леонтьев А.Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке / А.Н. Леонтьев // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - С. 4.
16. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку.
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранные языки» / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.:
Высшая школа, 1990. - 124 с.
17. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам: / А.А Миролюбов. - Москва: Ступени, Инфра-М, 2002.
— 448 с.
18. Павлова Н.И. Методы формирования лексической компетенции// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. -№2. - С.168 - 171.
19. Парнюгин А.С. Интенсификация устной языковой тренировки через самоконтроль // Прикладная филология и инженерное образование: Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции / Под ред. В.В. Максимова - Томск: Томский политехнический университет, 2007.
- Часть 1. - С. 84 - 91.
20. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 260 с.
21. Пассов Е.И., Кузнецова, Е.С. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.
22. Петрикова, А. Основы межкультурной дидактики / А. Петрикова, Т. Куприна, Я. Галло — М.: Русский язык. Курсы, 2015. — 376 с.
23. Рогова Г.В. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение. - 1991. -354с.
24. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 1988. - 232 с.
25. Сеничкина О.А. Методы оценивания сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-психологов (на материале английского языка). Дисс. канд. филол. наук, 2015. - 30 с.
26. Хомский Н. Несколько методологических замечаний о порождающей грамматике // Вопросы языкознания, 1962. - № 4. - С. 110-122.
27. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986. - 362с.
28. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. - М.: Высшая школа, 2003. - 334 с.
29. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: Oxford University Press, 1990.
30. Brown J. D. Observing pragmatics: Testing and data gathering techniques // Pragmatics Matters. - Vol.1 (2000) - No.2 - P. 5 - 6.
31. Brown J. D., Hudson T. The alternatives in language assessment // TESOL Quarterly. - 1998. - No 32 (4), P. 653 - 675.
32. Ebadi S., Yari V. Investigating the effect of using DA procedures on the EFL learners’ vocabulary learning development // Journal of modern research in English language studies. - Vol.4 (2017) - No.3 - P. 49 - 72.
33. Elliot J. Dynamic Assessment for Educational Settings: Realising Potential // Educational Review. - Vol.55 (2003). - No2. - P.15 - 32.
34. Hessamya G., Ghaderib E. The Role of Dynamic Assessment in the Vocabulary Learning of Iranian EFL Learners // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Vol.5 (2014). - No2. - P.645 - 652.
35. Kazemian M., Knonamri F. Dynamic assessment in developing EFL learners’ depth of vocabulary // Journal pendidikan Malaysia. - Vol.4 (2019) - No.2 - P. 20 - 29.
36. Lewis M. The lexical approach: the state of ELT and the way forward. Hove, England: Language Teaching Publications, 1993.
37. Mojtaba K., Abbasi M., Sadighi F. The effect of dynamic assessment on L2 grammar acquisition by Iranian EFL learners // International Journal of Education & literacy studies. - Vol.6 (2018) - No.1. - P. 72 - 78.
38. Naeni, J., Duvall, E. Dynamic assessment and the impact on English language learners’ reading comprehension performance // Language testing in Asia. - Vol.2 (2012) - No.2 - P. 1 - 22.
39. Nation, P. Vocabulary. In D. Nunan / P. Nation // Practical English Language Teaching. - New York: McGraw Hill. - Vol.4 (2003) - No.3 - P. 129 - 152.
40. Neill M., Medina N. Implementing performance assessment: A guide to classroom, school and system reform. Cambridge, MA: National Center for Fair & Open Testing (FairTest), 1989.
41. Poehner E., James P. Bringing the ZPD into the equation: Capturing L2 development during computerized dynamic assessment // Language teaching research. - Vol.3 (2013) - No.7 - P. 323 - 342.
42. Rajaeizadeh Z., Biria R., Kheirzadeh S. Instructional Efficacy of Dynamic Assessment on English Vocabulary Learning of Young Iranian EFL Learners: The Case of Near vs. Far Transcendence Tasks // Journal of Applied Linguistics and Language Research. - Vol.2 (2015). - No.8 - P. 155 - 168.
43. Schmitt N. Key concepts in ElT: lexical Chunks // ELT Journal. - Vol.54 (2000) - No.4 - P. 400 - 401.
44. Sepideh H, Nasiri M., Aliasin H. Dynamic assessment of incidental vocabularies: a case of Iranian ESP learners // Advances in BrLanguage and Literary Studies. - Vol.7 (2016) - No.2 - P. 163 - 170.
45. Shifting conceptions of validity in educational measurement: Implications for performance assessment. Review of Educational Research, 62(3), Р.229-258.
46. Sternberg R.J., Grigorenko E.L. Dynamic Testing: The Nature of Measurement of Learning Potential. Cambridge University Press, 2002. - 232p.
47. Traxler J. Defining, discussing and evaluating mobile learning// International review of research. - Vol.8 (2007). - No2. - P.45 - 52.
48. Tzuriel D. Dynamic Assessment of Young Children: Educational and intervention perspectives // Educational psychology review. - Vol.12 (2000). - No4. - P.385.
49. Yanfeng Y. David D. Assessing English reading comprehension by Chinese EFL learners in computerized dynamic assessment // Language testing in Asia. - Vol.7 (2017). - No1. - P. 1 - 15.
Электронные ресурсы
50. Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка URL: https: //www.uchportal.ru/publ/23-1-0-6898(Дата обращения: 19.08.2020
51. Комарова Е.В. Формирование лексических навыков в процессе обучения иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http: //human.snauka.ru/2015/02/9664(дата обращения: 26.07.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ