Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Работа №100247

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Анализ понятия «Субъективное благополучие» 6
1.1. Понятие субъективного благополучия 6
1.2. Факторы субъективного благополучия 10
1.3. Подходы к эмпирическому изучению субъективного благополучия 16
2. Теоретический анализ понятия «Толерантность» 21
2.1. Понятие и виды толерантности 21
2.2. Интолерантность и границы толерантности 36
2.3. История изучения субъективного благополучия и толерантности на
студенческой выборке 45
3. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и
толерантности у студентов 51
3.1. Организация и методики исследования 51
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 55
Заключение 86
Список литературы 90
Приложение А 100
Приложение Б 113
Приложение В 118
Приложение Г 143
Приложение Д 154


Проблема субъективного благополучия актуальна в современном мире и в российском обществе в связи с ростом возможностей и свободы самоопределения личности. Кроме того, важно понять, насколько человек в стремлении к своему счастью готов учитывать интересы других людей, быть терпимым к ним и способствует ли толерантность как личностное качество субъективному благополучию.
Проблема субъективного благополучия активно изучалась следующими исследователями: Бахаревой Н. К., Ворониной А. В., Дубовик Ю. Б., Елисеевой О. А., Шамионовым P. М., Бочаровой Е. Е. и другими. Среди зарубежных исследователей большой вклад в изучение субъективного благополучия внесли Аргайл М., Селигман М., Динер Э. с коллегами (Diener, Sandvik, Pavot, Fujita), и другие исследователи.
Серьёзный вклад в изучение толерантности личности внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Асмолов А. Г., Джидарьян И. А., Хомяков М. Б., Бахарева Н. К., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Адорно Т., Френкель-Брунсвик Э., Левинсон Д., Сэнфорд Р., Оллпорт Г., Крамер Б. и другие.
В России интерес к изучению данной проблемы дополнительно стимулирует принятая в 2001г. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [41].
Идеи о наличии взаимосвязи толерантности и субъективного благополучия выдвигались Доценко Л. Е., Франклом В., Муздыбаевым К., Абульхановой-Славской К. А., Ананьевым Б. Г., Рубинштейном С. Л., Бахаревой Н. К. и другими, но данный вопрос еще не достаточно исследован.
Кроме того, данные различных исследований, свидетельствуют, что субъективное благополучие является важным условием успешной учебной деятельности. Также известно, что проявлению интолерантности студенты (учащиеся в возрасте от 18 до 21 года) подвержены более других возрастных групп учащихся. Поэтому мы посчитали целесообразным провести наше исследование на студенческой выборке.
Объектом данного исследования являются студенты
Предметом исследования является взаимосвязь уровня субъективного благополучия и толерантности у студентов.
Цель исследования - изучить такие характеристики личности, как субъективное благополучие и толерантность на студенческой выборке.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий «Субъективное благополучие» и «Толерантность».
2. Изучить имеющийся опыт исследования субъективного благополучия и толерантности у студентов.
3. Провести эмпирическое исследование субъективного благополучия и толерантности на студенческой выборке.
Гипотезы исследования:
1. Существует корреляция между уровнем субъективного благополучия и общим индексом толерантности у студентов;
2. Степень выраженности связи уровня субъективного благополучия и отдельных видов толерантности будут отличаться.
Исследование было проведено с декабря 2015 по март 2016 года. В выборку вошли 77 студентов департаментов философии и международных отношений УрФУ (52 девушки и 15 юношей). Возраст испытуемых от 17 до 22 лет включительно.
Для проверки гипотез были использованы следующие методики:
1. Опросник оценки нервно-психической устойчивости (ЛВМА им. С. М. Кирова).
2. Экспресс-опросник «индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова).
3. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
4. Мето дика определения толерантности к неопределённости (С. Баднер).
5. Шкала субъективного благополучия (разработана французскими психологами Perrudent-Badox, Mendelsohn и Chiche и опубликована впервые в 1988 году; адаптация методики к русской выборке проведена в НПЦ «Психодиагностика» Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова).
6. Методика САН.
Полученные данные были обработаны при помощи корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона).
Структура работы:
Работа включает в себя: введение, две главы теоретической части, в которых рассмотрены основные подходы к пониманию и изучению таких характеристик личности, как уровень субъективного благополучия и толерантность, практическую часть, посвященную проверке выдвинутых гипотез, заключение, список литературы, пять приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе понятие «субъективное благополучие» понимается как совокупность удовлетворённости жизнью и аффекта, то есть положительных и отрицательных эмоций и состояний, связанных с повседневным опытом.
Следует отметить, что феномен субъективного благополучия в первую очередь связан не столько с наличием потребностей и возможности их реализовать, сколько с субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе.
Тот факт, что ощущение личного благополучия или неблагополучия человека неразрывно связано с его взаимодействием с другими людьми и успешностью функционирования в социуме, позволяет нам сделать предположение о существовании тесной связи между такими свойствами личности, как уровень субъективного благополучия и толерантность.
В данной работе толерантность понимается, как устойчивость, терпимость по отношению к различным объектам. Диапазон такой устойчивости очень широк: от нервно-психической до социально-психологической устойчивости. Поэтому, важно говорить не только о «толерантности вообще», но и об отдельных видах толерантности. Важным вопросом также является вопрос о границах толерантности.
Субъективное благополучие является важным условием для успешной учебной деятельности. Также известно, что учащиеся в возрасте от 18 до 21 года более других возрастных групп учащихся подвержены проявлению интолерантности.
Исходя из этого, в эмпирической части нашей работы мы исследовали взаимосвязь субъективного благополучия и общей толерантности, а также отдельных видов толерантности: психофизиологической, личностной, социальной, коммуникативной и толерантности к неопределённости на студенческой выборке.
На основании данного исследования мы можем сделать вывод о том, что среди студентов УрФУ преобладают индивиды с хорошим настроением и хорошим самочувствием, умеренным состоянием по уровню субъективного благополучия и низкой активностью.
Также на основании данного исследования мы можем сделать вывод о том, что среди студентов УрФУ преобладают индивиды со средним уровнем общей толерантности, нервно психической устойчивости, толерантности к неопределённости, толерантности к новизне, толерантности к сложности и толерантности к неразрешимости. А также высоким уровнем этнической толерантности, социальной толерантности, личностной толерантности, коммуникативной толерантности и терпимости к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.
Было выявлено, что юноши студенты нашей выборки обладают более высокими показателями толерантности к сложности, чем девушки студентки, а девушки студентки более терпимы к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.
Студенты департамента международных отношений обладают более высокими показателями этнической толерантности, чем студенты департамента философии.
Субъективное благополучие - является однородным феноменом. Между данными различных методик, направленных на выявление уровня субъективного благополучия выявлены высокие положительные корреляции, отрицательных корреляций не зафиксировано.
Субъективно благополучный индивид (итоговый показатель ШСБ) обладает хорошим настроением (^=0,72) и самочувствием (Гху=0,7), высокой активностью (гху =0,51).
В данном исследовании было выявлено, что толерантность - достаточно разнородный феномен. Так, между её видами встречаются и значимые положительные корреляции, и значимая отрицательная корреляция, и отсутствие значимых корреляций.
На основании проведённого нами факторного анализа можно сделать вывод о том, что личностная и социальная толерантность могут быть объединены в один вид, а коммуникативная толерантность и толерантность к неопределённости напротив представляют собой объединение нескольких видов толерантности.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что субъективно благополучный индивид обладает высокой нервно-психической устойчивостью, низкой толерантностью к неразрешимости и низкой личностной толерантностью. Можно также предположить, что высоким показателям субъективного благополучия будут способствовать высокая коммуникативная толерантность и низкая толерантность к неопределённости. Между субъективным благополучием и этнической, социальной, а также общей толерантностью значимых взаимосвязей не выявлено.
Для хорошего настроения важна высокая нервно психическая устойчивость, низкая толерантность к неразрешимости, низкая толерантность к неопределённости и низкая личностная толерантность. Для хорошего самочувствия важна высокая нервно-психическая устойчивость и низкая толерантность к неразрешимости. С активностью положительно связана высокая нервно-психическая устойчивость.
Значимых взаимосвязей между Общей толерантностью и переменными, относящимися к субъективному благополучию, не выявлено.
В настоящее время существует большое количество программ по повышению толерантности учащихся, в том числе студентов, но принимая во внимания результаты нашего исследования, следует учесть, что развитие некоторых видов толерантности, например личностной толерантности, может привести к снижению уровня субъективного благополучия, счастья студентов. По нашему мнению, лучше уделить внимание развитию нервно-психической устойчивости и коммуникативной толерантности студентов. Также, по нашему мнению, у студентов можно и нужно развивать этническую толерантность и социальную толерантность, которые не взаимосвязаны с субъективным благополучием.
Гипотеза о существовании корреляция между уровнем субъективного благополучия и общим индексом толерантности у студентов не подтвердилось (для уровня значимости 0,95).
Подтвердилась гипотеза о том, что степень выраженности связи уровня субъективного благополучия и отдельных видов толерантности будут отличаться (для уровня значимости 0,95).



1. Алешина А. И. Исследование толерантности у студентов
Оренбургского университета/ А. И. Алешина// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №10 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/rfissledovanie-tolerantnosti-u-studentov-
orenburgskogo-universiteta (дата обращения: 28.02.16)
2. Альманах психологических тестов/ под общ. ред. Абрамовой Г. С. - М.: Изд-во КСИ, 1995. - 512 с.
3. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов / Г. М. Андреева, И. И. Богомолова, Л. А. Пертровская. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
4. Аргайл М. Психология счастья [Электронный ресурс]: пер. с англ. / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.Литер, 2003. - 271 с. URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm7fmode (дата обращения 21.11.12)
5. Аристотель. Этика к Никомаху [Электронный ресурс], кн. I §2 /
Аристотель. - Спб., 1908. URL:
http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt (дата обращения 22.02.13)
6. Артемьева О. А. Теоретические ориентации социальной психологии XX столетия: учеб.-метод, пособие/ О. А. Артемьева. - Иркутск: Иркут, ун-т, 2005. - 296 с.
7. Асмолов А. Г. Школа жизни с непохожими людьми/ А. Г. Асмолов// Национальный психологический журнал. От парадигмы конфликта к парадигме толерантности. - 2011. - № 2 (6). - С. 1-3.
8. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений/ Н. А. Асташева// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч,- метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: 2003. - С. 74-85.
9. Ахметова Б. А. Воспитание толерантности у будущих педагогов- психологов [Электронный ресурс] / Б. А. Ахметова. URL: http : //www. rusnauka. com/NT SB_2006/Pedagogica/2_ahmetovab. a. doc. htm (дата обращения: 29.01.2014)
10. Батурина О. С. Межличностная толерантность студентов педагогических вузов [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О. С. Батурина; Институт педагогики и психологии профессионального образования. - Казань, 2009. URL: http://www.psytolerance.info/rit.php?id=1364062170 (дата обращения: 29.02.16)
11. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как
системообразующий фактор толерантности [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. К.Бахарева; дальневосточный государственный университет путей сообщения. - Хабаровск, 2004. URL: http://www.dissercat.com/content/subektivnoe- blagopoluchie-kak-sistemoobrazuyushchii-faktor-tolerantnosti (дата
обращения: 01.10.14)
12. Безюлева L. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение/ L. В. Безюлева, L. М. Шеламова. - М.: Вербум-М, 2003. - 168 с.
13. Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности [Электронный ресурс] / Е. Белинская. URL: http : //www. tolerance. ru/VT-5 -sistema. php?PrPage=VT (дата обращения : 03.02.2015)
14. Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия / Ю. В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013 - С. 30-35.
15. Богданова А. И. Формирование толерантности студентов в
поликультурной образовательной среде вуза: дне. ... канд. пед. Наук: 13.00.08 / А. И. Богданова; Красноярский государственный
педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 183с.
16. Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ