Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ СПОРТИВНОЙ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №100246

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы112
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
СПОРТИВНОЙ ТЕЛЕСНОСТИ 10
1.1 Спорт как элемент телесности 10
1.2. Телесность: теоретическая модель анализа 32
Глава II. ЖЕНСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ В СИСТЕМЕ СПОРТА 47
2.1 Женщины в спорте: история и современность 47
2.2. Модели телесности в современном женском спорте 54
Глава III. РЕЦЕПЦИЯ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ РОССИЙСКИМИ
МУЖЧИНАМИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 110

В современном дискурсе мы замечаем повышенное внимание к телу как на уровне повседневной жизни, так и в сфере науки. В обществе наблюдается широкое распространение телесно-ориентированных практик, таких как фитнес, пластическая хирургия, косметология, диетология, спортивная сфера, индустрия моды, а также существует множество концепций и теорий по изменению телесности. Телесное несовершенство в современном обществе провоцирует индивидов прибегать к различным способам модификации себя. Актуализация этого процесса обусловлена изменениями в последние десятилетия в социальной и экономической структурах общества, развитием сферы услуг, мощной интернет платформы, становлением процесса демократизации, ослаблением гендерных установок, видоизменением традиционного взгляда на роли мужчины и женщины.
Безусловно, женщины, как правило, чаще озадачены несовершенством тела, и более склонны следовать тенденциям по моделированию телесности. В современном обществе спортивные практики распространяются в качестве самого популярного способа трансформации внешних форм. Спорт и физическая культура являются мощными инструментами формирования телесности, при этом они давно известны как социально одобренные практики, в отличие от пластической хирургии. Будучи вовлеченными в спортивные практики, и регулярно пользуясь атлетическими механизмами, женщина достигает идеальной анатомической модели, закрепленной за этим видом спорта.
Хотя исторически в европейской и, в частности, в российской культуре спорт был преимущественно мужским видом деятельности, начиная с XX в. он активно присваивается женщинами. Вместе с тем одной из проблемных точек женского спорта остается формируемый им тип телесности. Сориентированный прежде всего на воспроизводство качеств, свойственных мужскому телу, он далеко не всегда бесконфликтно транспонируется на тело женщины-
спортсменки. И если в некоторых видах спорта повседневные и спортивные телесные каноны совпадают, как это происходи, например, в фигурном катании или художественной гимнастике, то применительно к другим видам остается актуальным противопоставление тела спортивного и тела женственного (наиболее яркие примеры - тяжелая атлетика и бодибилдинг).
Однако некорректно рассматривать телесность исключительно как эстетическую категорию, воплощающую социально-культурные представления о прекрасном и уродливом. Она также включает в себя социальные ожидания в отношении физических (функциональных) возможностей тела и человека, этим телом обладающего. Наконец, имплицитно телесность содержит информацию об отношении общества к определенным социальным группам, в частности, гендерным. Исходя из вышесказанного, представляется актуальным исследование восприятия женской телесности в современной российской культуре.
Научная разработанность проблемы.
Проблема женской спортивной телесности сопряжена одновременно с несколькими исследовательскими направлениями: проблематизация
телесности, женской привлекательности, и вопросы, связанные с социокультурными аспектами спорта. Существует большое количество работ, посвященных данным темам. Особое значение имеют исследования, затрагивающие вопросы телесности. Классическими в этой области являются труды М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ф. Ницше, Ж.-П Сартра, Ю. Кристевой, М. Мосса, Б. Тёрнера, Ж. Делёза, И. Кона, Ж. Батая, А. Корбена и Ж.-Ж Куртина. Они касаются, прежде всего, фундаментальных теоретических основ: разработки понятий, телесной семантики, осмысления телесности в философском, социологическом и психологическом ключе.
Безусловную значимость имеют работы отечественных исследователей. М. Бахтин, Д. Михель, А. Лосев, С. Ильиных, В. Подорога, И. Быховская, Н. Пушкарёва, В. Круткин, О. Суворова формируют идеи о телесности, телесных практиках, социальных идеалах телесности, рассматривают 4
телесность через призму гендерного дискурса, анализируют проблему конструирования телесности. Фрагментарно женская телесность рассматривается в исследованиях Н. Лебиной, О. Ворониной, Т. Дашковой, Н. Курилович, О. Туркиной, В. Лисицына, А. Усмановой. Исследователи проводят анализ таких злободневных проблем в культурологии, как визуальная репрезентация женщины, женщина в экраннойикультуре,ипроблематикаимужского и женскогоиначала в искусстве, женщина в советскомикультурологическом контексте.
Проблемы, связанные с гендерными стереотипами, правами женщины, её возможностями в обществе, описаны такими исследователями, как С. Де Бовуар, Д. Батлер, Л. Иригарэ, Э. Гросс, Г. Спивак, С. Бордо, Ж. Вигарелло, У. Хогарт, Н. Вульф, О. Вайнштейн, Д. Литвина, П. Остроухова, Е. Станковская.
Наконец, спорт выступает объектом исследования в работах Р. Эдельмана, А. Гуттмана, Л. Матвеева, Д. Богдановой, Н. Визитея, П. Виноградова, Б. Лоу, Г. Люшена, К. Лэша, П. Бурдье, Л. Вакана. Безусловно, сама тематика спорта многоаспектна, мы наблюдаем плюрализм при отборе исходной точки исследования. Так, В. Паначев касается в своих трудах темы ценности спорта, отмечает формирующее влияние спорта на личность, предметом научного интереса для А. Кулаева становятся сверхспособности в спорте, В. Козлова, работая с дефиницией спорта, анализирует его как социально-зрелищную сферу, углубляется в историю, применяя метод компаративистики. В. Пономарчук в своих исследованиях делает особый акцент на ценностные ориентиры в спорте, В. Зверева вводит новое понятие «телевизионного спорта», обозначивая тем самым сферу виртуального пространства, И. Быховская изучает символические интерпретации в системе спорта, определяя векторы современного спортивного течения. А. Ваньке уделяет внимание мужской телесности, её возможностям и интерпретациям.
Женская телесность исследована достаточно хорошо. Но практически все работы связаны с психоанализом, сексуальностью, ментальностью, социальными практиками, модой. Тема женской спортивной телесности в контексте культуры мало изучена. В этой области знания нет работ, касающихся трансформации женского тела в рамках спортивных проектов, а также не исследовано влияние конструирования женского тела через спорт на повседневную сферу.
Объектом исследования является женская телесность, предмет исследования - типы женской спортивной телесности в современной российской культуре.
Цель нашего исследования состоит в анализе специфики восприятия различных типов женской спортивной телесности в современной российской культуре.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:
1. Уточнить понятия «телесность», «культурное тело», «спорт», «физическая культура», установить их взаимосвязь и классификацию;
2. Разработать модель анализа телесности;
3. Проследить историческую динамику роли спорта в жизни европейской и российской женщины;
4. Охарактеризовать различные типы женской спортивной телесности, сложившиеся в современной культуре;
5. На основе проведенных глубинных интервью проанализировать отношение российских мужчин к выявленным типам женской спортивной телесности.
Теоретико-методологическую базу составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области культурологии, философии, психологии, эстетики, социологии. Базисными для изучения вопросов телесности стали исследования таких учёных, как И. М. Быховская, В. А. Подорога, К. Шиллинг, Д. Михель, Л. Малви, М. Мерло-Понти, Р. Эдельман, А. Гуттман. Опираясь на эти работы, мы сформировали представление о женской спортивной телесности, её характерных чертах. В то же время, эти классические труды позволили нам структурировать женскую спортивную телесность, выявить особенности каждого выделенного типа, а, также, обозначить влияние спортивных телесных практик на положение женщины в социуме.
Кроме того, наиболее значимыми для данного исследования являются следующие методы и подходы:
- Феноменологический метод позволил нам зафиксировать и изучать женскую спортивную в качестве феномена, а также выделить её наиболее общие характеристики;
- Системный подход помог нам проанализировать женскую спортивную телесность как целостную норму, в то же время осмыслить составляющие величины этой дефиниции, причины и основные черты их взаимосвязи;
- Семиотический анализ помог выявить культурные смыслы женской телесности в спорте в современном обществе и способы репрезентации женщины через телесные практики;
- Метод социального конструирования дал возможность определить механизмы формирования конструкта спортивной телесности.
Эмпирическую базу исследования составили материалы тематических Интернет-порталов и журналов, а также данные проведенного гайд-интервью, квотная выборка которого составила пятьдесят человек (мужчин 20-30 лет).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- уточнены понятия «телесность», «культурное тело», «спорт», «физическая культура», предложено собственное деление спорта на «мужской» и «женский»; введена дефиниция «медийно востребованный» спорт;
- разработана модель анализа женской телесности, включающая три аспекта: эстетический, функциональный и социокультурный;
- охарактеризованы три типа женской спортивной телесности в соответствии с их способами конструирования тела: маскулинный, фемининный и гендерно нейтральный;
- выявлены закономерности восприятия различных типов женской спортивной телесности молодыми российскими мужчинами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для описания женской спортивной телесности необходимо введение понятий «мужской» и «женский» спорт, первое из которых представляется как практики работы с тяжелыми весами, зачастую на пределе возможностей, основополагающими элементами такого спорта являются физическая сила, мощь, выносливость. Вторая дефиниция раскрывается в сочетании энергичности и изящества, процесс выполнения спортивных техник в «женском спорте» не предполагает лишения эстетической составляющей. Также сфера спорта, в наибольшей степени влияющая на формирование телесных канонов, может быть охарактеризована как «медийно востребованный спорт», представляющий собой вид профессиональной деятельности, не обязательно входящий в категорию олимпийских видов спорта, чьи представители известны широкому кругу аудитории.
2. Для анализа телесности эффективна теоретическая модель, объединяющая эстетический, функциональный и социокультурный аспекты, которые тесно коррелируют между собой и обусловливают друг друга.
3. Роль спорта в современном российском обществе заключается в повышении престижа женщины через механизмы усовершенствования телесности.
4. Типы женской спортивной телесности классифицируются на «фемининный», «маскулинный» и «гендерно нейтральный» по способам конструирования их с помощью механизмов разных видом спорта. «Маскулинный» тип телесности олицетворяет тело с ярко выраженными очертаниями мускул, в котором наблюдается гипертрофия ведущей группы мышц в зависимости от вида спорта. Полярный ему «фемининный» тип телесности включает в себя более мягкие очертания тела, женственные формы. «Гендерно нейтральный» не содержит в себе явно выраженных телесных компонент «маскулинного» или «фемининного» типов.
5. Несмотря на наличие традиционных взглядов на «маскулинный» и «фемининный» типы женской телесности, восприятие молодыми российскими мужчинами женщины в спорте и той телесности, которая в этой сфере формируется, по большей части, положительное. При этом, неспортивные мужчины воспринимают занятия физической активностью как один из видов развлечения женщины, предпочитая «фемининный тип» спортивной телесности, в то время как занимающиеся спортом респонденты обозначают спортивные практики в качестве обязательной установки для женщин, фокусируя своё внимание на «маскулинной» телесности, интересующей также и некоторых представителей не тренирующейся группы информантов. Закономерности прослежены среди профессиональных сообществ, где творческая и рабочая сферы выделены как наиболее консервативные во взглядах на женскую спортивную телесность, военная и бизнес среды, наоборот, определены в качестве наиболее прогрессивных по отношению к телесности женщины в дискурсе спорта.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. В первой главе рассматривается спорт как элемент телесности и разрабатывается модель анализа телесности. Во второй главе дан обзор истории женского спорта и охарактеризована женская спортивная телесность в соответствии с разработанной аналитической моделью. Третья глава посвящена анализу результатов проведенного эмпирического исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на анализ специфики восприятия различных типов женской спортивной телесности в современной российской культуре. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Взаимосвязь телесности и спорта прослеживается очень чётко: система спорта и физической культуры всегда телесна, тело выступает основным объектом и гарантом ориентированности на результат. В свою очередь, культурное тело включается параллельно со всеми практиками преображения и трансформацией телесности, следовательно, фигурирует и в контексте спорта. Пользуясь предложенной исследователями классификацией спорта на профессиональный и любительский (физическую культуру), мы также ввели для более глубокого изучения проблемы понятия «мужского» и «женского» спорта. Основополагающими характеристиками «мужского» спорта являются физическая сила, мощь, выносливость, «женский» спорт отличается удачным сочетанием спортивных показателей с категориями изящества и грации. Таким образом, «мужской» и «женский» спорт обусловили стереотипную систему взглядов в социуме, отображая при этом разные типы сформированной спортом женской телесности, и необходимы были для поведения эмпирического исследования. Та же функция послужила формированию дефиниции «медийно востребованного» спорта, который представляет собой вид профессиональной спортивной деятельности, который не обязательно входит в категорию олимпийских видов спорта, но чьи представители известны широкому кругу аудитории благодаря активной представленности в медиапространстве и маркированию данного спорта как престижного.
Для анализа спортивной телесности нами была разработана модель женской телесности, включающая эстетическую, функциональную и социокультурную составляющие. Концептуальная схема анализа основывается на взаимообусловленности всех трёх её компонент и раскрывается в любой телесной практики, в том числе и спортивной.
Включение женщины в мужской мир, которым всегда являлся спорт, было процессом болезненным и длительным. Женщинам всегда предоставлялось поле любительского спорта как практика здоровья и увеселения, но вовлечение в профессиональное сообщество произошло лишь в начале ХХ века по решению Международного Олимпийского комитета. Тем не менее, мы до сих пор мы сталкиваемся с клишированными стереотипами касательно женского спорта. Сопоставляя спортивную телесность с системой репрезентации женщины в современной культуре, можно сказать, что институт спорта и спортивные практики вообще выступают одним из ключевых каналов повышения механизмов престижности и достижения более статусного положения женщины в обществе.
На основе разработанной модели телесности мы выявили основные типы женской спортивной телесности в разных видах спорта. «Маскулинный» тип телесности отмечен ярко выраженными очертаниями мускул, в котором наблюдается гипертрофия ведущей группы мышц в зависимости от вида спорта. «Фемининный» тип телесности представляет собой более мягкие, женственные формы, при этом не лишенные спортивности. Отдельные виды спорта, не вырабатывающие четко структурированного типа телесности, потребовали введения термина «гендерно нейтральный» тип телесности, к которому мы отнесли анатомические модели, не укладывающиеся в рамки вух разработанных ранее типов. Телесность, обозначенная как «гендерно нейтральная», не содержит в себе явно выраженных телесных компонент «маскулинного» или «фемининного» типов.
Данные проведенных интервью позволяют утверждать, что, с одной стороны, в мужской части современного российского общества сохраняется довольно типичная структура, где социально порицаемым является «маскулинный» тип телесности, а одобряемой практикой - «фемининный» тип. Но, с другой стороны, в спортивном мужском сообществе «маскулинный» тип женской телесности выступает в качестве образцового. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что среди мужчин, не связанных со спортом, также присутствуют заинтересованные в ненормативной телесности индивиды.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу о спорте как механизме утверждения женщины в социуме, где она с течением времени оказывается вовлеченной во все сферы общества и достигает определенных успехов. Так наглядно представляется действие социокультурного аспекта для современной женщины, которое подкрепляется взаимообусловленными компонентами эстетики и функционализма.



1. Нормативно-правовые акты
1. О физической культуре и спорте: Федер. закон № 329-ФЗ [принят от 4 декабря 2007 года] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 6242.
2. Однотомные издания, монографии
2. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса [Текст] / М.М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1990. - 342 с.
3. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - Москва : Медиум,
1995. - 323 с.
4. Бодибилдинг для начинающих [Текст] / под ред. О. Хейденштама .
- Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 192 с.
5. Бодибилдинг. Полное пособие [Текст] / Авт.- сост. Л. Орлова. - Минск : Харвест, 2008. - 320 с.
6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла [Текст] / Жан Бодрийяр. - Москва : Добросвет, 2000. - 194 с.
7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр.
- Москва : Добросвет, 2000. - 387 с.
8. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела [Текст] / И.М. Быховская. - Москва : Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.
9. Вайнштейн О.Б. Денди : мода, литература, стиль жизни [Текст] / О.Б Вайнштейн. - Москва : Новое литературное обозрение, 2012. - 640 с.
10. Вейдер Д. Система строительства тела [Текст] / Д. Вейдер. - Москва : Физкультура и спорт, 1992. - 187 с.
11. Вигарелло Ж. Искусство привлекательности [Текст] / Ж. Вигарелло.
- Москва : Новое литературное обозрение, 2013. - 432 с
12. Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин [Текст] / Н. Вульф.- Москва : Альпина нон-фикшн, 2016. - 446 с
13. Гейнс Ч. Люди, качающие железо [Текст] / Ч. Гейнс, Дж. Батлер. - Москва : Эксмо, 1972. - 237 с.
14. 14.Гидденс. Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах [Текст] / Э. Гидденс. — СПб.: Питер, 2004, — 620 с.
15. Гофман И. Гендерная реклама [Текст] / И. Гофман. - Москва : Идея-Пресс, 1999. - 149 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ