РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕХАНИЗМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 11
1.1. Понятие «механизмы публичного управления и его виды» (нормативно -
правовой, организационный, социальный) 11
1.2. Органы внутренних дел РФ и другие участники охраны общественного
порядка 17
1.3. Применение органами внутренних дел механизмов публичного
управления для взаимодействия с общественными организациями в сфере охраны общественного порядка 24
1.4. Российский и зарубежный опыт по стимулированию участия граждан в
народных дружинах и иных формах охраны общественного порядка 33
2. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ) 41
2.1. Применение механизмов публичного управления Управлением МВД России по ЯНАО для создания условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности, охране общественного порядка...41
2.2. Оценка состояния применения механизмов публичного управления для
взаимодействия с народными дружинами 48
2.3. Выявленные проблемы и пути их решения 65
3. ПРОЕКТ «СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В НАРОДНЫХ
ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ЯНАО» 71
3.1. Цель, задачи и мероприятия проекта 71
3.2. Ресурсное обеспечение реализации проекта 82
3.3. Социальный результат реализации проекта 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В 117
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕХАНИЗМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 11
1.1. Понятие «механизмы публичного управления и его виды» (нормативно -
правовой, организационный, социальный) 11
1.2. Органы внутренних дел РФ и другие участники охраны общественного
порядка 17
1.3. Применение органами внутренних дел механизмов публичного
управления для взаимодействия с общественными организациями в сфере охраны общественного порядка 24
1.4. Российский и зарубежный опыт по стимулированию участия граждан в
народных дружинах и иных формах охраны общественного порядка 33
2. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ) 41
2.1. Применение механизмов публичного управления Управлением МВД России по ЯНАО для создания условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности, охране общественного порядка...41
2.2. Оценка состояния применения механизмов публичного управления для
взаимодействия с народными дружинами 48
2.3. Выявленные проблемы и пути их решения 65
3. ПРОЕКТ «СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В НАРОДНЫХ
ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ЯНАО» 71
3.1. Цель, задачи и мероприятия проекта 71
3.2. Ресурсное обеспечение реализации проекта 82
3.3. Социальный результат реализации проекта 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В 117
Актуальность выпускной работы обусловлена следующим. В настоящее время участие граждан в охране общественного порядка является одним из направлений публичного управления, характеристикой которого является партисипативность или вовлеченность граждан в дела государства. Вместе с тем, вовлеченность граждан в охрану общественного порядка остается на низком уровне, и одна из причин - это проблемы в применении механизмов публичного управления. Противоречие между необходимостью в охране общественного порядка и недостаточном применении механизмов публичного управления для участия граждан обусловило актуальность темы магистерской диссертации и соответственно научного исследования. Еще одна причина - это недостаточное количество исследований по применении механизмов публичного управления, стимулирующих участие граждан в охране общественного порядка.
Степень изученности темы - значимый вклад в изучение механизмов публичного управления внес Понкин И.В. Им дана наиболее успешная классификация механизмов публичного управления: это нормативно-правовой, организационный и социальный механизмы. Кайль Я.Я., и Епинина С.В., в своих трудах выявляют связь между механизмами и моделями управления, реализуемыми в публичном управлении. В работе Л.И. Ворониной и Т.И. Касьяновой, механизмы анализируются как порядок какого- либо вида деятельности или процессы формирования, сохранения и развития.
Якунин В.И., Сулакшин С.С., Тимченко А.Н., Цыгичко В.Н., изучая механизмы публичного управления, рассматривают само управление как направленный процесс воздействия (и взаимодействия) различных сил, способных привести к изменению текущего состояния их взаимодействия. Охотский Е.В., в своих трудах классифицирует механизмы публичного управления по воздействию на объект управления. По мнению этих исследователей, применение таковых механизмов позволяет обеспечить такую характеристику публичного управления, как партисипативность, а именно, включенность граждан в принятие решений органами власти, в улучшение качества управления. Так, Кайль Я.Я., и Епинина С.В., анализируют применение партисипативного подхода в Великобритании, США, Испании, Норвегии и других странах. По их мнению, что чем активнее реализуется партисипативный подход к функционированию системы публичного управления, тем шире вовлеченность граждан в дела государства, успешнее развитие политической и экономической сфер. Возможности применения партсипативного управления также рассматривают исследователи, занимающиеся проблемами охраны общественного порядка и участия в его обеспечении граждан, например, Потапенкова И.В. . и Майорова С.А. Идея активного гражданства или партисипативного участия граждан активно изучается зарубежными авторами, например, Gramberger M.
Объект исследования - органы внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
Предмет исследования - механизмы публичного управления в охране общественного порядка органами внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
Цель исследования, проведенного в диссертации - это изучение механизмов публичного управления, которые органы внутренних дел могут использовать для привлечения народных дружин к охране общественного порядка, а также разработка проекта «Создание условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка в Ямало-Ненецком автономном округе».
Задачи, реализуемые в исследовании:
1) раскрыть понятие «механизмы публичного управления и его виды» (нормативно-правовой, организационный, социальный);
2) изучить состав участников охраны общественного порядка (органы внутренних дел РФ и другие);
3) изучить применение органами внутренних дел механизмов публичного управления для взаимодействия с общественными организациями в сфере охраны общественного порядка;
4) раскрыть российский и зарубежный опыт по стимулированию участия граждан в народных дружинах и иных формах охраны общественного порядка;
5) обосновать применение механизмов публичного управления Управлением МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу для создания условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности, охране общественного порядка;
6) оценить состояние применения механизмов публичного управления народными дружинами;
7) выявить проблемы и предложить пути их решения;
8) разработать проект «Стимулирование участия граждан в народных дружинах по охране общественного порядка в Ямало-Ненецком автономном округе».
Теоретико-методологическая база исследования - системный, историко-сравнительный, проектный подходы.
Информационная база исследования - федеральные и региональные законодательные акты в сфере участия граждан в охране общественного порядка, сайты исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, в том числе Управления внутренних дел, органов местного самоуправления, федеральной службы государственной статистики.
Методы, применяемые для исследования: анализ теоретической литературы, нормативных правовых актов, сравнительный, компаративный, социологический анализ (опрос с применением анкеты и экспертный опрос).
Новизна исследования, проведенного в ВКР: обоснована возможность и необходимость применения механизмов публичного управления органами внутренних дел для привлечения народных дружин к охране общественного порядка.
Положения, выносимые на защиту:
1) Любой вид управления, в том числе публичное управление, может рассматриваться как направленный процесс воздействия и взаимодействия различных субъектов, способных привести к изменению их текущего состояния. При этом субъекты управления используют такие механизмы публичного управления, как нормативно-правовой, организационный и социальный.
2) В состав субъектов, имеющих право на участие в обеспечении общественной безопасности, входят подразделения полиции, общественные объединения сотрудников органов внутренних дел, создаваемые в органах внутренних дел, советы ветеранов, общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, граждане. Участие общественных объединений и общественных формирований в охране общественного порядка является одним из способов реализации партисипативности в публичном управлении. Результативность партисипативного управления доказана, благодаря историческому опыту деятельности народных дружин в период СССР, а также благодаря опыту некоторых зарубежных стран.
3) Участие или партисипативность регулируется нормативно-правовым механизмом: устанавливается мера конкретного участия, определяются способы вовлечения и формы взаимодействия с органами власти. Участие общественных формирований и граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности реализуется посредством создания народных дружин и последующего взаимодействия с органами внутренних дел.
4) Благодаря применению организационного механизма публичного управления местные органы власти обеспечивают народные дружины необходимыми ресурсами (техникой, помещениями), оказывают содействие в освоении необходимых компетенций (самообороне, оказании первой медицинской помощи).
4) Для привлечения граждан к охране общественного порядка применяется социальный механизм, что предполагает учет их потребностей, а также применение разных форм стимулирования (оплата проезда на транспорте, награждения и т.д.).
5) В настоящее время у органов внутренних дел Российской Федерации есть все возможности для взаимодействия с народными дружинами, благодаря применению нормативно-правового, организационного и социального механизмов публичного управления. Но только комплексное применение этих механизмов позволит обеспечить взаимодействие с народными дружинами и увеличить их количество.
5) Применение механизмов публичного управления для взаимодействия с народными дружинами успешно осуществляется Управлением Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Реализация организационного механизма логично дополняется нормативно-правовым механизмом управления, то есть применением совокупности процессуальных норм права, на основе которых Управление и народные дружины осуществляют свои действия и функции по охране общественного порядка.
6) Организационный и правовой механизмы управления интегрированы с социальным механизмом для стимулирования граждан для участия в охране общественного порядка. Но при этом есть проблемы по применению всех трех механизмов, особенно по социальному, а именно, формам стимулирования граждан для участия в народных дружинах.
6) По результатам эмпирического исследования автором работы сделан вывод о том, что есть проблемы, которые можно классифицировать следующим образом: законодательные; организационные и экономические; социальные. Выявлено следующее. 1) Действующее законодательство существенно затрудняет и ограничивает выполнение гражданами функций по охране общественного порядка, т.к. у них отсутствуют полномочия по применению мер принудительного характера, таких как досмотр и доставление задержанных в помещения полиции. 2) Необходимо, чтобы народные дружинники имели возможность компенсировать расходы, связанные с оплатой проезда в отпуск членов семьи, а дополнительный отпуск должен быть оплачиваемый. Законодательное закрепление этих льгот, безусловно, усилит стимулирование граждан для участия в мероприятиях по обеспечению общественного порядка и иных мероприятиях, связанных с оказанием содействия органам внутренних дел. 3) Гражданам, изъявившим желание принимать участие в охране общественного порядка, необходимо предоставлять возможность для прохождения подготовки к действиям, связанным с применением силы и оказания первой помощи. Подготовка должна осуществляться сотрудниками правоохранительных органов или на базе частных, охранных предприятий, имеющих лицензию.
7) Для решения выявленных проблем автором предлагается проект по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка в ЯНАО.
Нами предлагается реализовать следующие мероприятия:
1) Внести изменения в федеральное законодательство и законодательство ЯНАО. Для этого необходимо подготовить предложения и реализовать комплекс мер по направлению предложений в компетентные органы.
2) Организовать подготовку народных дружинников к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, а также с оказанием первой медицинской помощи. Для этого необходимо подготовить методические рекомендации и план-конспекты занятий по оказанию первой помощи пострадавшим и вовлечь в данный процесс органы местного самоуправления и соответствующие региональные структуры.
3) Повысить уровень популяризации деятельности народных дружин на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Социальный эффект реализации данного проекта состоит в том, что повысится компетентность народных дружинников в вопросах, связанных с оказанием первой медицинской помощи, применения физической силы при пресечении преступлений и административных правонарушении, а также расширятся функции народных дружин по применению мер принуждения (задержание и доставление).
Практической значимостью данного проекта является создание условий по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка.
Практическая значимость исследования, проведенного в ВКР - разработка проекта, который может быть апробирован и внедрен в практическую деятельность в Ямало-Ненецком автономном округе и других регионах, что позволит усилить взаимодействие органов внутренних дел и народных дружин для улучшения охраны общественного порядка.
Структура работы: введение, глава 1 (1.1. - 1.4), глава 2 (2.1. - 2.3), глава 3 (3.1. - 3.3), заключение, список литературы.
Апробация результатов исследования: проект по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка в ЯНАО рассмотрен на совещании при исполняющем обязанности начальник УМВД России по Ямало-Ненецком автономном округе. По итогам рассмотрения признан социально значимым и необходимым для реализации.
Степень изученности темы - значимый вклад в изучение механизмов публичного управления внес Понкин И.В. Им дана наиболее успешная классификация механизмов публичного управления: это нормативно-правовой, организационный и социальный механизмы. Кайль Я.Я., и Епинина С.В., в своих трудах выявляют связь между механизмами и моделями управления, реализуемыми в публичном управлении. В работе Л.И. Ворониной и Т.И. Касьяновой, механизмы анализируются как порядок какого- либо вида деятельности или процессы формирования, сохранения и развития.
Якунин В.И., Сулакшин С.С., Тимченко А.Н., Цыгичко В.Н., изучая механизмы публичного управления, рассматривают само управление как направленный процесс воздействия (и взаимодействия) различных сил, способных привести к изменению текущего состояния их взаимодействия. Охотский Е.В., в своих трудах классифицирует механизмы публичного управления по воздействию на объект управления. По мнению этих исследователей, применение таковых механизмов позволяет обеспечить такую характеристику публичного управления, как партисипативность, а именно, включенность граждан в принятие решений органами власти, в улучшение качества управления. Так, Кайль Я.Я., и Епинина С.В., анализируют применение партисипативного подхода в Великобритании, США, Испании, Норвегии и других странах. По их мнению, что чем активнее реализуется партисипативный подход к функционированию системы публичного управления, тем шире вовлеченность граждан в дела государства, успешнее развитие политической и экономической сфер. Возможности применения партсипативного управления также рассматривают исследователи, занимающиеся проблемами охраны общественного порядка и участия в его обеспечении граждан, например, Потапенкова И.В. . и Майорова С.А. Идея активного гражданства или партисипативного участия граждан активно изучается зарубежными авторами, например, Gramberger M.
Объект исследования - органы внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
Предмет исследования - механизмы публичного управления в охране общественного порядка органами внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
Цель исследования, проведенного в диссертации - это изучение механизмов публичного управления, которые органы внутренних дел могут использовать для привлечения народных дружин к охране общественного порядка, а также разработка проекта «Создание условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка в Ямало-Ненецком автономном округе».
Задачи, реализуемые в исследовании:
1) раскрыть понятие «механизмы публичного управления и его виды» (нормативно-правовой, организационный, социальный);
2) изучить состав участников охраны общественного порядка (органы внутренних дел РФ и другие);
3) изучить применение органами внутренних дел механизмов публичного управления для взаимодействия с общественными организациями в сфере охраны общественного порядка;
4) раскрыть российский и зарубежный опыт по стимулированию участия граждан в народных дружинах и иных формах охраны общественного порядка;
5) обосновать применение механизмов публичного управления Управлением МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу для создания условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности, охране общественного порядка;
6) оценить состояние применения механизмов публичного управления народными дружинами;
7) выявить проблемы и предложить пути их решения;
8) разработать проект «Стимулирование участия граждан в народных дружинах по охране общественного порядка в Ямало-Ненецком автономном округе».
Теоретико-методологическая база исследования - системный, историко-сравнительный, проектный подходы.
Информационная база исследования - федеральные и региональные законодательные акты в сфере участия граждан в охране общественного порядка, сайты исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, в том числе Управления внутренних дел, органов местного самоуправления, федеральной службы государственной статистики.
Методы, применяемые для исследования: анализ теоретической литературы, нормативных правовых актов, сравнительный, компаративный, социологический анализ (опрос с применением анкеты и экспертный опрос).
Новизна исследования, проведенного в ВКР: обоснована возможность и необходимость применения механизмов публичного управления органами внутренних дел для привлечения народных дружин к охране общественного порядка.
Положения, выносимые на защиту:
1) Любой вид управления, в том числе публичное управление, может рассматриваться как направленный процесс воздействия и взаимодействия различных субъектов, способных привести к изменению их текущего состояния. При этом субъекты управления используют такие механизмы публичного управления, как нормативно-правовой, организационный и социальный.
2) В состав субъектов, имеющих право на участие в обеспечении общественной безопасности, входят подразделения полиции, общественные объединения сотрудников органов внутренних дел, создаваемые в органах внутренних дел, советы ветеранов, общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, граждане. Участие общественных объединений и общественных формирований в охране общественного порядка является одним из способов реализации партисипативности в публичном управлении. Результативность партисипативного управления доказана, благодаря историческому опыту деятельности народных дружин в период СССР, а также благодаря опыту некоторых зарубежных стран.
3) Участие или партисипативность регулируется нормативно-правовым механизмом: устанавливается мера конкретного участия, определяются способы вовлечения и формы взаимодействия с органами власти. Участие общественных формирований и граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности реализуется посредством создания народных дружин и последующего взаимодействия с органами внутренних дел.
4) Благодаря применению организационного механизма публичного управления местные органы власти обеспечивают народные дружины необходимыми ресурсами (техникой, помещениями), оказывают содействие в освоении необходимых компетенций (самообороне, оказании первой медицинской помощи).
4) Для привлечения граждан к охране общественного порядка применяется социальный механизм, что предполагает учет их потребностей, а также применение разных форм стимулирования (оплата проезда на транспорте, награждения и т.д.).
5) В настоящее время у органов внутренних дел Российской Федерации есть все возможности для взаимодействия с народными дружинами, благодаря применению нормативно-правового, организационного и социального механизмов публичного управления. Но только комплексное применение этих механизмов позволит обеспечить взаимодействие с народными дружинами и увеличить их количество.
5) Применение механизмов публичного управления для взаимодействия с народными дружинами успешно осуществляется Управлением Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Реализация организационного механизма логично дополняется нормативно-правовым механизмом управления, то есть применением совокупности процессуальных норм права, на основе которых Управление и народные дружины осуществляют свои действия и функции по охране общественного порядка.
6) Организационный и правовой механизмы управления интегрированы с социальным механизмом для стимулирования граждан для участия в охране общественного порядка. Но при этом есть проблемы по применению всех трех механизмов, особенно по социальному, а именно, формам стимулирования граждан для участия в народных дружинах.
6) По результатам эмпирического исследования автором работы сделан вывод о том, что есть проблемы, которые можно классифицировать следующим образом: законодательные; организационные и экономические; социальные. Выявлено следующее. 1) Действующее законодательство существенно затрудняет и ограничивает выполнение гражданами функций по охране общественного порядка, т.к. у них отсутствуют полномочия по применению мер принудительного характера, таких как досмотр и доставление задержанных в помещения полиции. 2) Необходимо, чтобы народные дружинники имели возможность компенсировать расходы, связанные с оплатой проезда в отпуск членов семьи, а дополнительный отпуск должен быть оплачиваемый. Законодательное закрепление этих льгот, безусловно, усилит стимулирование граждан для участия в мероприятиях по обеспечению общественного порядка и иных мероприятиях, связанных с оказанием содействия органам внутренних дел. 3) Гражданам, изъявившим желание принимать участие в охране общественного порядка, необходимо предоставлять возможность для прохождения подготовки к действиям, связанным с применением силы и оказания первой помощи. Подготовка должна осуществляться сотрудниками правоохранительных органов или на базе частных, охранных предприятий, имеющих лицензию.
7) Для решения выявленных проблем автором предлагается проект по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка в ЯНАО.
Нами предлагается реализовать следующие мероприятия:
1) Внести изменения в федеральное законодательство и законодательство ЯНАО. Для этого необходимо подготовить предложения и реализовать комплекс мер по направлению предложений в компетентные органы.
2) Организовать подготовку народных дружинников к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, а также с оказанием первой медицинской помощи. Для этого необходимо подготовить методические рекомендации и план-конспекты занятий по оказанию первой помощи пострадавшим и вовлечь в данный процесс органы местного самоуправления и соответствующие региональные структуры.
3) Повысить уровень популяризации деятельности народных дружин на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Социальный эффект реализации данного проекта состоит в том, что повысится компетентность народных дружинников в вопросах, связанных с оказанием первой медицинской помощи, применения физической силы при пресечении преступлений и административных правонарушении, а также расширятся функции народных дружин по применению мер принуждения (задержание и доставление).
Практической значимостью данного проекта является создание условий по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка.
Практическая значимость исследования, проведенного в ВКР - разработка проекта, который может быть апробирован и внедрен в практическую деятельность в Ямало-Ненецком автономном округе и других регионах, что позволит усилить взаимодействие органов внутренних дел и народных дружин для улучшения охраны общественного порядка.
Структура работы: введение, глава 1 (1.1. - 1.4), глава 2 (2.1. - 2.3), глава 3 (3.1. - 3.3), заключение, список литературы.
Апробация результатов исследования: проект по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка в ЯНАО рассмотрен на совещании при исполняющем обязанности начальник УМВД России по Ямало-Ненецком автономном округе. По итогам рассмотрения признан социально значимым и необходимым для реализации.
Результаты анализа теоретической литературы, нормативных правовых актов, сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта по привлечению граждан к охране общественного порядка позволяют сделать следующие выводы. Сегодня у российских органов внутренних дел (полиции) есть условия для развития партисипативного управления и выстраивания взаимодействия с гражданами, общественными объдинениями. Результативность партисипативного управления доказана мировой историей, в том числе в годы существования СССР. В современной России благодаря партисипативной ориентации публичного управления усиливается клиенто-ориентированная деятельность органов власти, повышается результативность управленческих решений и эффективность действий власти совместно с гражданским обществом. В настоящее время у российских органов внутренних дел (полиции) есть возможности для применения трех механизмов публичного управления в сфере охраны общественного порядка. Это нормативно-правовой механизм, осуществление которого позволяет регулировать взаимодействие правоохранительных органов с общественными организациями правоохранительной направленности, общественными советами. Нормативно-правовой механизм предполагает применение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, в котором закреплены права граждан на участие в охране общественного порядка и их обязанности. Законодательством регулируется порядок создания и объединений, гарантии правовой и социальной защиты, материального стимулирования.
У российских органов внутренних дел (полиции) также есть условия для применения организационного механизма публичного управления. Как результат- это создание народных дружин, внесение их в региональные реестры, взаимодействие дружинников с органами внутренних дел (полицией), государственной власти местного самоуправления на основе установленного порядка, планов работы. Но в применении организационного механизма также есть проблемы, а именно недостаточная организационная и финансовая поддержка народных дружин органами местного самоуправления. В тоже время таковая поддержка необходима. Далее, предполагается применение социального механизма, но результативность его применения невысокая. Как следствие, снижение интереса граждан к самореализации посредством участия в народных дружинах. Налицо незначительный интерес к профессиональному самоопределению и вхождению в профессию правоохранителя через общественную деятельность, посредством членства в народной дружине. Также снижение интереса граждан в участии в народных дружинах вызвано несколькими причинами. Основные среди таковых причин: средства массовой информации практически не занимаются пропагандой этой общественной работы, в российском обществе недооценен опыт создания народных дружин в СССР и за рубежом. Хотя таковой опыт может быть использован для разъяснительной и пропагандистской работы о важности участия в охране общественного порядка граждан, особенно молодого возраста. Результаты эмпирического исследования, проведенного на материалах ЯНАО, в целом подтверждают теоретические выводы.
В настоящее время в процессы взаимодействия с общественными объединениями - народными дружинами - вовлечены 26 сотрудников подразделений ОООП, действующих на территории ЯНАО. Представители гражданского общества, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, представлены советом ветеранов (12 человек), 35-ю народными дружинами, которые объединяют 695 человек. 12 народных дружин сформированы из казаков, 23 народные дружины из граждан. В организации деятельности народных дружин участвуют органы местного самоуправления и департамент по взаимодействию с органами государственной власти субъекта. Все участники в разной мере применяют три основных механизма публичного управления: нормативно-правовой, организационный и социальный. Так, отдел организации охраны общественного порядка, как и народные дружинники применяют нормативно- правовой механизм и действуют в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Сотрудники отдела ОООП ведут реестр народных дружин, организуют проверку кандидатов из числа граждан, желающих вступить в ряды народных дружин на наличие судимости и привлечения к административной ответственности, согласовывают конкретный порядок по обмену информацией о результатах работы, материально-техническому обеспечению и иными вопросам, ведут мониторинг, анализируют отчеты народных дружин.
Народные дружины регистрируются в соответствующем реестре ЯНАО. Каждая дружина заступает на охрану общественного порядка в соответствии с планом работы, отмечает выход на дежурство в постовой ведомости, что является правовым основанием для участия народных дружинах в охране общественного порядка на территории определенного муниципального образования, обеспечивает конкретные правовые гарантии.
Правовой и организационный механизмы взаимодействия органов внутренних дел по ЯНАО с народными дружинами частично интегрированы с социальным механизмом. УМВД, в том числе подразделения ОООП используют социальный механизм для привлечения граждан к охране общественного порядка. Это освещение деятельности народных дружин в местных СМИ, пропаганда участия в охране общественного порядка, которая осуществляется через СМИ, подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных. Но в основном таковая пропаганда односторонняя: она сводится к ознакомлению с правовыми и социальными гарантиями, предоставляемыми народным дружинникам. Есть хороший опыт по ежегодному проведению конкурса «Лучший дружинник» с награждением победителей дипломами, денежными премиями и ценными подарками. Но используются не все возможности для стимулирования граждан по вступлению в народные дружины. Частично реализованными остаются как материальные, так и моральные формы стимулирования граждан. Не только органы внутренних дел, но и местного самоуправления не используют полностью возможности механизмов публичного управления для партисипативного управления и взаимодействия с народными дружинами. Лишь некоторые из них применяют социальный механизм. Они оказывают народным дружинам социальную поддержку в форме льгот, которые разнообразны: от проездных билетов на все виды общественного транспорта до личного страхования дружинников на период их участия в проводимых мероприятиях по охране общественного порядка. Как следствие частичного применения социального механизма, недостаточное количество народных дружин и их членов: действующие народные дружинники представляют интересы лишь 1,3% населения ЯНАО. И, конечно же, снижение возможностей в охране общественного порядка.
Выявленные проблемы по результатам эмпирического анализа и опроса руководителей народных дружин классифицированы следующим образом: законодательные, организационные, экономические и социальные. Для решения выявленных проблем предложены конкретные способы решения.
Прежде всего, в федеральное законодательство необходимо внести изменения о расширении полномочий народных дружинников по применению мер административного принуждения, таких как досмотр и доставление задержанных в помещения полиции. Во-вторых, необходимо внести в федеральное законодательство предложение о предоставлении народным дружинникам дополнительного оплачиваемого отпуска. В - третьих, необходимо организовать на постоянной основе занятия с народными дружинниками по оказанию первой помощи пострадавшим и применению физической силы к правонарушителям. Кроме того, необходимо выйти с инициативой в органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению изменений в законодательство округа, касающейся оплаты проезда в отпуск членов семей народных дружинников.
Народным дружинникам в свою очередь, необходимо выходить с инициативой в органы местного самоуправления, чтобы они оказали содействие в проведении занятий по медицинской подготовке.
Выявленные проблемы явились основанием разработки и внедрения проекта, который, на наш взгляд, может быть использован в других субъектах РФ. Его реализация в значительной степени повысит престиж участия граждан в охране общественного порядка, повлияет на увеличение количества членов народных дружин.
У российских органов внутренних дел (полиции) также есть условия для применения организационного механизма публичного управления. Как результат- это создание народных дружин, внесение их в региональные реестры, взаимодействие дружинников с органами внутренних дел (полицией), государственной власти местного самоуправления на основе установленного порядка, планов работы. Но в применении организационного механизма также есть проблемы, а именно недостаточная организационная и финансовая поддержка народных дружин органами местного самоуправления. В тоже время таковая поддержка необходима. Далее, предполагается применение социального механизма, но результативность его применения невысокая. Как следствие, снижение интереса граждан к самореализации посредством участия в народных дружинах. Налицо незначительный интерес к профессиональному самоопределению и вхождению в профессию правоохранителя через общественную деятельность, посредством членства в народной дружине. Также снижение интереса граждан в участии в народных дружинах вызвано несколькими причинами. Основные среди таковых причин: средства массовой информации практически не занимаются пропагандой этой общественной работы, в российском обществе недооценен опыт создания народных дружин в СССР и за рубежом. Хотя таковой опыт может быть использован для разъяснительной и пропагандистской работы о важности участия в охране общественного порядка граждан, особенно молодого возраста. Результаты эмпирического исследования, проведенного на материалах ЯНАО, в целом подтверждают теоретические выводы.
В настоящее время в процессы взаимодействия с общественными объединениями - народными дружинами - вовлечены 26 сотрудников подразделений ОООП, действующих на территории ЯНАО. Представители гражданского общества, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, представлены советом ветеранов (12 человек), 35-ю народными дружинами, которые объединяют 695 человек. 12 народных дружин сформированы из казаков, 23 народные дружины из граждан. В организации деятельности народных дружин участвуют органы местного самоуправления и департамент по взаимодействию с органами государственной власти субъекта. Все участники в разной мере применяют три основных механизма публичного управления: нормативно-правовой, организационный и социальный. Так, отдел организации охраны общественного порядка, как и народные дружинники применяют нормативно- правовой механизм и действуют в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Сотрудники отдела ОООП ведут реестр народных дружин, организуют проверку кандидатов из числа граждан, желающих вступить в ряды народных дружин на наличие судимости и привлечения к административной ответственности, согласовывают конкретный порядок по обмену информацией о результатах работы, материально-техническому обеспечению и иными вопросам, ведут мониторинг, анализируют отчеты народных дружин.
Народные дружины регистрируются в соответствующем реестре ЯНАО. Каждая дружина заступает на охрану общественного порядка в соответствии с планом работы, отмечает выход на дежурство в постовой ведомости, что является правовым основанием для участия народных дружинах в охране общественного порядка на территории определенного муниципального образования, обеспечивает конкретные правовые гарантии.
Правовой и организационный механизмы взаимодействия органов внутренних дел по ЯНАО с народными дружинами частично интегрированы с социальным механизмом. УМВД, в том числе подразделения ОООП используют социальный механизм для привлечения граждан к охране общественного порядка. Это освещение деятельности народных дружин в местных СМИ, пропаганда участия в охране общественного порядка, которая осуществляется через СМИ, подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных. Но в основном таковая пропаганда односторонняя: она сводится к ознакомлению с правовыми и социальными гарантиями, предоставляемыми народным дружинникам. Есть хороший опыт по ежегодному проведению конкурса «Лучший дружинник» с награждением победителей дипломами, денежными премиями и ценными подарками. Но используются не все возможности для стимулирования граждан по вступлению в народные дружины. Частично реализованными остаются как материальные, так и моральные формы стимулирования граждан. Не только органы внутренних дел, но и местного самоуправления не используют полностью возможности механизмов публичного управления для партисипативного управления и взаимодействия с народными дружинами. Лишь некоторые из них применяют социальный механизм. Они оказывают народным дружинам социальную поддержку в форме льгот, которые разнообразны: от проездных билетов на все виды общественного транспорта до личного страхования дружинников на период их участия в проводимых мероприятиях по охране общественного порядка. Как следствие частичного применения социального механизма, недостаточное количество народных дружин и их членов: действующие народные дружинники представляют интересы лишь 1,3% населения ЯНАО. И, конечно же, снижение возможностей в охране общественного порядка.
Выявленные проблемы по результатам эмпирического анализа и опроса руководителей народных дружин классифицированы следующим образом: законодательные, организационные, экономические и социальные. Для решения выявленных проблем предложены конкретные способы решения.
Прежде всего, в федеральное законодательство необходимо внести изменения о расширении полномочий народных дружинников по применению мер административного принуждения, таких как досмотр и доставление задержанных в помещения полиции. Во-вторых, необходимо внести в федеральное законодательство предложение о предоставлении народным дружинникам дополнительного оплачиваемого отпуска. В - третьих, необходимо организовать на постоянной основе занятия с народными дружинниками по оказанию первой помощи пострадавшим и применению физической силы к правонарушителям. Кроме того, необходимо выйти с инициативой в органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению изменений в законодательство округа, касающейся оплаты проезда в отпуск членов семей народных дружинников.
Народным дружинникам в свою очередь, необходимо выходить с инициативой в органы местного самоуправления, чтобы они оказали содействие в проведении занятий по медицинской подготовке.
Выявленные проблемы явились основанием разработки и внедрения проекта, который, на наш взгляд, может быть использован в других субъектах РФ. Его реализация в значительной степени повысит престиж участия граждан в охране общественного порядка, повлияет на увеличение количества членов народных дружин.
Подобные работы
- Органы внутренних дел в механизме обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Административная деятельность органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2700 р. Год сдачи: 2022 - Органы внутренних дел как элемент конституционно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Система льгот для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей: состояние и практика обеспечения реализации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Право на достоинство несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



