РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕХАНИЗМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 11
1.1. Понятие «механизмы публичного управления и его виды» (нормативно -
правовой, организационный, социальный) 11
1.2. Органы внутренних дел РФ и другие участники охраны общественного
порядка 17
1.3. Применение органами внутренних дел механизмов публичного
управления для взаимодействия с общественными организациями в сфере охраны общественного порядка 24
1.4. Российский и зарубежный опыт по стимулированию участия граждан в
народных дружинах и иных формах охраны общественного порядка 33
2. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ) 41
2.1. Применение механизмов публичного управления Управлением МВД России по ЯНАО для создания условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности, охране общественного порядка...41
2.2. Оценка состояния применения механизмов публичного управления для
взаимодействия с народными дружинами 48
2.3. Выявленные проблемы и пути их решения 65
3. ПРОЕКТ «СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В НАРОДНЫХ
ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ЯНАО» 71
3.1. Цель, задачи и мероприятия проекта 71
3.2. Ресурсное обеспечение реализации проекта 82
3.3. Социальный результат реализации проекта 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В 117
Актуальность выпускной работы обусловлена следующим. В настоящее время участие граждан в охране общественного порядка является одним из направлений публичного управления, характеристикой которого является партисипативность или вовлеченность граждан в дела государства. Вместе с тем, вовлеченность граждан в охрану общественного порядка остается на низком уровне, и одна из причин - это проблемы в применении механизмов публичного управления. Противоречие между необходимостью в охране общественного порядка и недостаточном применении механизмов публичного управления для участия граждан обусловило актуальность темы магистерской диссертации и соответственно научного исследования. Еще одна причина - это недостаточное количество исследований по применении механизмов публичного управления, стимулирующих участие граждан в охране общественного порядка.
Степень изученности темы - значимый вклад в изучение механизмов публичного управления внес Понкин И.В. Им дана наиболее успешная классификация механизмов публичного управления: это нормативно-правовой, организационный и социальный механизмы. Кайль Я.Я., и Епинина С.В., в своих трудах выявляют связь между механизмами и моделями управления, реализуемыми в публичном управлении. В работе Л.И. Ворониной и Т.И. Касьяновой, механизмы анализируются как порядок какого- либо вида деятельности или процессы формирования, сохранения и развития.
Якунин В.И., Сулакшин С.С., Тимченко А.Н., Цыгичко В.Н., изучая механизмы публичного управления, рассматривают само управление как направленный процесс воздействия (и взаимодействия) различных сил, способных привести к изменению текущего состояния их взаимодействия. Охотский Е.В., в своих трудах классифицирует механизмы публичного управления по воздействию на объект управления. По мнению этих исследователей, применение таковых механизмов позволяет обеспечить такую характеристику публичного управления, как партисипативность, а именно, включенность граждан в принятие решений органами власти, в улучшение качества управления. Так, Кайль Я.Я., и Епинина С.В., анализируют применение партисипативного подхода в Великобритании, США, Испании, Норвегии и других странах. По их мнению, что чем активнее реализуется партисипативный подход к функционированию системы публичного управления, тем шире вовлеченность граждан в дела государства, успешнее развитие политической и экономической сфер. Возможности применения партсипативного управления также рассматривают исследователи, занимающиеся проблемами охраны общественного порядка и участия в его обеспечении граждан, например, Потапенкова И.В. . и Майорова С.А. Идея активного гражданства или партисипативного участия граждан активно изучается зарубежными авторами, например, Gramberger M.
Объект исследования - органы внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
Предмет исследования - механизмы публичного управления в охране общественного порядка органами внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
Цель исследования, проведенного в диссертации - это изучение механизмов публичного управления, которые органы внутренних дел могут использовать для привлечения народных дружин к охране общественного порядка, а также разработка проекта «Создание условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка в Ямало-Ненецком автономном округе».
Задачи, реализуемые в исследовании:
1) раскрыть понятие «механизмы публичного управления и его виды» (нормативно-правовой, организационный, социальный);
2) изучить состав участников охраны общественного порядка (органы внутренних дел РФ и другие);
3) изучить применение органами внутренних дел механизмов публичного управления для взаимодействия с общественными организациями в сфере охраны общественного порядка;
4) раскрыть российский и зарубежный опыт по стимулированию участия граждан в народных дружинах и иных формах охраны общественного порядка;
5) обосновать применение механизмов публичного управления Управлением МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу для создания условий по участию народных дружин в обеспечении общественной безопасности, охране общественного порядка;
6) оценить состояние применения механизмов публичного управления народными дружинами;
7) выявить проблемы и предложить пути их решения;
8) разработать проект «Стимулирование участия граждан в народных дружинах по охране общественного порядка в Ямало-Ненецком автономном округе».
Теоретико-методологическая база исследования - системный, историко-сравнительный, проектный подходы.
Информационная база исследования - федеральные и региональные законодательные акты в сфере участия граждан в охране общественного порядка, сайты исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, в том числе Управления внутренних дел, органов местного самоуправления, федеральной службы государственной статистики.
Методы, применяемые для исследования: анализ теоретической литературы, нормативных правовых актов, сравнительный, компаративный, социологический анализ (опрос с применением анкеты и экспертный опрос).
Новизна исследования, проведенного в ВКР: обоснована возможность и необходимость применения механизмов публичного управления органами внутренних дел для привлечения народных дружин к охране общественного порядка.
Положения, выносимые на защиту:
1) Любой вид управления, в том числе публичное управление, может рассматриваться как направленный процесс воздействия и взаимодействия различных субъектов, способных привести к изменению их текущего состояния. При этом субъекты управления используют такие механизмы публичного управления, как нормативно-правовой, организационный и социальный.
2) В состав субъектов, имеющих право на участие в обеспечении общественной безопасности, входят подразделения полиции, общественные объединения сотрудников органов внутренних дел, создаваемые в органах внутренних дел, советы ветеранов, общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, граждане. Участие общественных объединений и общественных формирований в охране общественного порядка является одним из способов реализации партисипативности в публичном управлении. Результативность партисипативного управления доказана, благодаря историческому опыту деятельности народных дружин в период СССР, а также благодаря опыту некоторых зарубежных стран.
3) Участие или партисипативность регулируется нормативно-правовым механизмом: устанавливается мера конкретного участия, определяются способы вовлечения и формы взаимодействия с органами власти. Участие общественных формирований и граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности реализуется посредством создания народных дружин и последующего взаимодействия с органами внутренних дел.
4) Благодаря применению организационного механизма публичного управления местные органы власти обеспечивают народные дружины необходимыми ресурсами (техникой, помещениями), оказывают содействие в освоении необходимых компетенций (самообороне, оказании первой медицинской помощи).
4) Для привлечения граждан к охране общественного порядка применяется социальный механизм, что предполагает учет их потребностей, а также применение разных форм стимулирования (оплата проезда на транспорте, награждения и т.д.).
5) В настоящее время у органов внутренних дел Российской Федерации есть все возможности для взаимодействия с народными дружинами, благодаря применению нормативно-правового, организационного и социального механизмов публичного управления. Но только комплексное применение этих механизмов позволит обеспечить взаимодействие с народными дружинами и увеличить их количество.
5) Применение механизмов публичного управления для взаимодействия с народными дружинами успешно осуществляется Управлением Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Реализация организационного механизма логично дополняется нормативно-правовым механизмом управления, то есть применением совокупности процессуальных норм права, на основе которых Управление и народные дружины осуществляют свои действия и функции по охране общественного порядка.
6) Организационный и правовой механизмы управления интегрированы с социальным механизмом для стимулирования граждан для участия в охране общественного порядка. Но при этом есть проблемы по применению всех трех механизмов, особенно по социальному, а именно, формам стимулирования граждан для участия в народных дружинах.
6) По результатам эмпирического исследования автором работы сделан вывод о том, что есть проблемы, которые можно классифицировать следующим образом: законодательные; организационные и экономические; социальные. Выявлено следующее. 1) Действующее законодательство существенно затрудняет и ограничивает выполнение гражданами функций по охране общественного порядка, т.к. у них отсутствуют полномочия по применению мер принудительного характера, таких как досмотр и доставление задержанных в помещения полиции. 2) Необходимо, чтобы народные дружинники имели возможность компенсировать расходы, связанные с оплатой проезда в отпуск членов семьи, а дополнительный отпуск должен быть оплачиваемый. Законодательное закрепление этих льгот, безусловно, усилит стимулирование граждан для участия в мероприятиях по обеспечению общественного порядка и иных мероприятиях, связанных с оказанием содействия органам внутренних дел. 3) Гражданам, изъявившим желание принимать участие в охране общественного порядка, необходимо предоставлять возможность для прохождения подготовки к действиям, связанным с применением силы и оказания первой помощи. Подготовка должна осуществляться сотрудниками правоохранительных органов или на базе частных, охранных предприятий, имеющих лицензию.
7) Для решения выявленных проблем автором предлагается проект по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка в ЯНАО.
Нами предлагается реализовать следующие мероприятия:
1) Внести изменения в федеральное законодательство и законодательство ЯНАО. Для этого необходимо подготовить предложения и реализовать комплекс мер по направлению предложений в компетентные органы.
2) Организовать подготовку народных дружинников к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, а также с оказанием первой медицинской помощи. Для этого необходимо подготовить методические рекомендации и план-конспекты занятий по оказанию первой помощи пострадавшим и вовлечь в данный процесс органы местного самоуправления и соответствующие региональные структуры.
3) Повысить уровень популяризации деятельности народных дружин на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Социальный эффект реализации данного проекта состоит в том, что повысится компетентность народных дружинников в вопросах, связанных с оказанием первой медицинской помощи, применения физической силы при пресечении преступлений и административных правонарушении, а также расширятся функции народных дружин по применению мер принуждения (задержание и доставление).
Практической значимостью данного проекта является создание условий по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка.
Практическая значимость исследования, проведенного в ВКР - разработка проекта, который может быть апробирован и внедрен в практическую деятельность в Ямало-Ненецком автономном округе и других регионах, что позволит усилить взаимодействие органов внутренних дел и народных дружин для улучшения охраны общественного порядка.
Структура работы: введение, глава 1 (1.1. - 1.4), глава 2 (2.1. - 2.3), глава 3 (3.1. - 3.3), заключение, список литературы.
Апробация результатов исследования: проект по стимулированию участия граждан в охране общественного порядка в ЯНАО рассмотрен на совещании при исполняющем обязанности начальник УМВД России по Ямало-Ненецком автономном округе. По итогам рассмотрения признан социально значимым и необходимым для реализации.
Результаты анализа теоретической литературы, нормативных правовых актов, сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта по привлечению граждан к охране общественного порядка позволяют сделать следующие выводы. Сегодня у российских органов внутренних дел (полиции) есть условия для развития партисипативного управления и выстраивания взаимодействия с гражданами, общественными объдинениями. Результативность партисипативного управления доказана мировой историей, в том числе в годы существования СССР. В современной России благодаря партисипативной ориентации публичного управления усиливается клиенто-ориентированная деятельность органов власти, повышается результативность управленческих решений и эффективность действий власти совместно с гражданским обществом. В настоящее время у российских органов внутренних дел (полиции) есть возможности для применения трех механизмов публичного управления в сфере охраны общественного порядка. Это нормативно-правовой механизм, осуществление которого позволяет регулировать взаимодействие правоохранительных органов с общественными организациями правоохранительной направленности, общественными советами. Нормативно-правовой механизм предполагает применение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, в котором закреплены права граждан на участие в охране общественного порядка и их обязанности. Законодательством регулируется порядок создания и объединений, гарантии правовой и социальной защиты, материального стимулирования.
У российских органов внутренних дел (полиции) также есть условия для применения организационного механизма публичного управления. Как результат- это создание народных дружин, внесение их в региональные реестры, взаимодействие дружинников с органами внутренних дел (полицией), государственной власти местного самоуправления на основе установленного порядка, планов работы. Но в применении организационного механизма также есть проблемы, а именно недостаточная организационная и финансовая поддержка народных дружин органами местного самоуправления. В тоже время таковая поддержка необходима. Далее, предполагается применение социального механизма, но результативность его применения невысокая. Как следствие, снижение интереса граждан к самореализации посредством участия в народных дружинах. Налицо незначительный интерес к профессиональному самоопределению и вхождению в профессию правоохранителя через общественную деятельность, посредством членства в народной дружине. Также снижение интереса граждан в участии в народных дружинах вызвано несколькими причинами. Основные среди таковых причин: средства массовой информации практически не занимаются пропагандой этой общественной работы, в российском обществе недооценен опыт создания народных дружин в СССР и за рубежом. Хотя таковой опыт может быть использован для разъяснительной и пропагандистской работы о важности участия в охране общественного порядка граждан, особенно молодого возраста. Результаты эмпирического исследования, проведенного на материалах ЯНАО, в целом подтверждают теоретические выводы.
В настоящее время в процессы взаимодействия с общественными объединениями - народными дружинами - вовлечены 26 сотрудников подразделений ОООП, действующих на территории ЯНАО. Представители гражданского общества, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, представлены советом ветеранов (12 человек), 35-ю народными дружинами, которые объединяют 695 человек. 12 народных дружин сформированы из казаков, 23 народные дружины из граждан. В организации деятельности народных дружин участвуют органы местного самоуправления и департамент по взаимодействию с органами государственной власти субъекта. Все участники в разной мере применяют три основных механизма публичного управления: нормативно-правовой, организационный и социальный. Так, отдел организации охраны общественного порядка, как и народные дружинники применяют нормативно- правовой механизм и действуют в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Сотрудники отдела ОООП ведут реестр народных дружин, организуют проверку кандидатов из числа граждан, желающих вступить в ряды народных дружин на наличие судимости и привлечения к административной ответственности, согласовывают конкретный порядок по обмену информацией о результатах работы, материально-техническому обеспечению и иными вопросам, ведут мониторинг, анализируют отчеты народных дружин.
Народные дружины регистрируются в соответствующем реестре ЯНАО. Каждая дружина заступает на охрану общественного порядка в соответствии с планом работы, отмечает выход на дежурство в постовой ведомости, что является правовым основанием для участия народных дружинах в охране общественного порядка на территории определенного муниципального образования, обеспечивает конкретные правовые гарантии.
Правовой и организационный механизмы взаимодействия органов внутренних дел по ЯНАО с народными дружинами частично интегрированы с социальным механизмом. УМВД, в том числе подразделения ОООП используют социальный механизм для привлечения граждан к охране общественного порядка. Это освещение деятельности народных дружин в местных СМИ, пропаганда участия в охране общественного порядка, которая осуществляется через СМИ, подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных. Но в основном таковая пропаганда односторонняя: она сводится к ознакомлению с правовыми и социальными гарантиями, предоставляемыми народным дружинникам. Есть хороший опыт по ежегодному проведению конкурса «Лучший дружинник» с награждением победителей дипломами, денежными премиями и ценными подарками. Но используются не все возможности для стимулирования граждан по вступлению в народные дружины. Частично реализованными остаются как материальные, так и моральные формы стимулирования граждан. Не только органы внутренних дел, но и местного самоуправления не используют полностью возможности механизмов публичного управления для партисипативного управления и взаимодействия с народными дружинами. Лишь некоторые из них применяют социальный механизм. Они оказывают народным дружинам социальную поддержку в форме льгот, которые разнообразны: от проездных билетов на все виды общественного транспорта до личного страхования дружинников на период их участия в проводимых мероприятиях по охране общественного порядка. Как следствие частичного применения социального механизма, недостаточное количество народных дружин и их членов: действующие народные дружинники представляют интересы лишь 1,3% населения ЯНАО. И, конечно же, снижение возможностей в охране общественного порядка.
Выявленные проблемы по результатам эмпирического анализа и опроса руководителей народных дружин классифицированы следующим образом: законодательные, организационные, экономические и социальные. Для решения выявленных проблем предложены конкретные способы решения.
Прежде всего, в федеральное законодательство необходимо внести изменения о расширении полномочий народных дружинников по применению мер административного принуждения, таких как досмотр и доставление задержанных в помещения полиции. Во-вторых, необходимо внести в федеральное законодательство предложение о предоставлении народным дружинникам дополнительного оплачиваемого отпуска. В - третьих, необходимо организовать на постоянной основе занятия с народными дружинниками по оказанию первой помощи пострадавшим и применению физической силы к правонарушителям. Кроме того, необходимо выйти с инициативой в органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению изменений в законодательство округа, касающейся оплаты проезда в отпуск членов семей народных дружинников.
Народным дружинникам в свою очередь, необходимо выходить с инициативой в органы местного самоуправления, чтобы они оказали содействие в проведении занятий по медицинской подготовке.
Выявленные проблемы явились основанием разработки и внедрения проекта, который, на наш взгляд, может быть использован в других субъектах РФ. Его реализация в значительной степени повысит престиж участия граждан в охране общественного порядка, повлияет на увеличение количества членов народных дружин.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята
всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изм., одобренными в ходе общеросс. голосования 01.07.2020 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. О правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] :
федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // СПС
«Консультант плюс». - Москва, 2021 - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/
3. Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/
4. Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный
ресурс] : федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // Электронная правовая система Консультант плюс. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161195/
5. О полиции [Электронный ресурс] : федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
6. О государственной службе российского казачества [Электронный
ресурс] : федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56842/
7. Кодекс об административных правонарушениях Российской
Федерации [Электронный ресурс] : от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС
«Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
8. Об утверждении Концепции общественной безопасности в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 14.11.2013 № Пр-2685 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/
9. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел
Российской Федерации и его территориальных органах [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 23.05.2011 № 668 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/
10. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209309/
11. О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 215 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа: http : //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297953/
12. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 345 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http : //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162172/
13. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» [Электронный ресурс] : постановление
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 № 2134-II ГД // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n
=212433#046481550039210806
14. Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного
порядка на территории Московской области [Электронный ресурс] : закон Московской области от 21.01.2015 № 2/2015-ОЗ // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MQB;n=201797#09280239714105624
15. О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Свердловской области [Электронный ресурс] : закон Свердловской области от 15 июня 2015 года № 49-ОЗ // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа: http : //www. consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc&base=RLAW071&n=15 2054#05709028359167518
16. Об участии граждан в охране общественного порядка на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа» [Электронный ресурс] : закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.09.2014 № 69-ЗАО // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW906&n=66641 &dst=#09283548964361801
17. О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного
округа «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» [Электронный ресурс] : закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.06.2020 № 66-ЗАО // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8900202007070021
18. Об окружном конкурсе на звание «Лучшая народная дружина» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.03.2019 № 200 П // Официальный интернет-портал
правовой информации. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8900201903110030
19. Об утверждении Порядка распределения и предоставления народным дружинам в Ямало-Ненецком автономном округе субсидий на материально - техническое обеспечение деятельности [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2015 № 512-П // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа: https://base.garant.ru/27951641/
20. О правотворческой деятельности и правовой работе исполнительных
органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.06.2011 года №377-П // Гарант : сайт информ.- правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/27968426/
21. Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 28.07.2017 г. № 550 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа: http : //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287979//
22. Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 18.07.2011 № 849 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280595/
23. О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка [Электронный ресурс] : постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 29.05.1974 № 379 // СПС «Консультант плюс». - Москва, 2021. - Режим доступа:
ййр://'№№№.сопзи11:ап1:.ги/сопз/сд1/оп1ше.сд1?гед=4ос&Ьазе=Е8и&п=1613#0802 5448675006005
24. Об участии граждан в охране правопорядка [Электронный ресурс] : закон Республики Беларусь от 26.06.2003 № 214-З // Кодексы, законы и законодательные документы Республики Беларусь. - Беларусь, 2021. - Режим доступа: ййрз^/ЬеПакоп.пеЕ
25. Виприцкий Н. Н. Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности / Н. Н. Виприцкий. - Ставрополь : Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, 2013. - С. 9.
26. Воронина Л. И. Механизмы развития профессионального спорта в Российской Федерации. Здоровье, физическая культура и спорт в высшей школе : опыт, проблемы и перспективы : материалы Всеросс. заочной науч. - практ. конф. с междунар./ Л. И. Воронина., Я. Д. Даньков. - Екатеринбург, 2018. - С. 65-73.
27. Воронина Л. И. Механизмы содействия и развития самозанятости безработных граждан: сравнительный анализ зарубежного опыта и России / Л. И. Воронина, Т. И. Касьянова. [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2018. - № 44. - С. 264 - 282.
28. Технологии публичного управления : учеб. пособие / Л.И. Воронина, Е.В. Зайцева, С.Н. Костина. - М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.— 171 с.
29. Епинина В. С. Модели партисипативного механизма публичного управления Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал / В. С. Епинина. - 2012. - № 12 (48). - 36 с.
30. Ищенко Е. П. О насущных проблемах раскрытия и расследования преступлений // Вестник Восточно - Сибирского института МВД России / Е. П Ищенко. В. С. Епинина. - 2017. - № 3 (82). - С. 129 - 138.
31. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Актуализация партисипативного подхода к формированию системы публичной власти в современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность / Я. Я. Кайль, В.С. Епинина. - 2012. - С. 57 - 63.
32. Лещенко О. А. О создании условий для развития государственно- частного партнерства в России // Проблемный анализ и государственно- управленческое проектирование / О. А Лещенко. - 2013. - №5. - С. 12-24.
33. Майорова С. А Формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности // Юридическая наука иправоохранительная практика / С. А. Майорова. - 2015. - № 4. - С. 115-121.
34. Охотский Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления : учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. - 2¬е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2014. - 842 с.
35. Понкин И. В. Теория публичного управления: учебник для магистратуры и программ Master of Public Administration / И. В Понкин. - М., Буки Веди. - 2017. - С. 723.
36. Потапенкова И. В. О проблемных вопросах реализации Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка / И. В. Потапенкова. - Москва, 2014. -283 с.
37. Шапошников В. Л. О некоторых проблемах участия граждан в охране общественного порядка // Проблемы правоохранительной деятельности / В. Л. Шапошников. - 2016. - С. 20 - 24.
38. Якунин В. И. Проблемы эффективности государственного управления на уровне высшего управленческого звена / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, А. Н. Тимченко, В. Н. Цыгичко : сборник: матер, ежегодн. всеросс. науч. конф. - М., 2006. - С. 145.
39. Ястребова А. И. К вопросу о взаимодействии общественных организаций и органов полиции в сфере охраны общественного порядка в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России / А. И. Ястребова. - 2016. - С. 91 - 95.
40. Ястребова А. И. Опыт США в сфере охраны общественного порядка
/ А. И. Ястребова. [Электронный ресурс] // Вестник Московского Университета МВД России : электронный научный журнал. - 2016. - Режим доступа: http://naukarus.com/opyt-ssha-v-sfere-ohrany-obschestvennogo-
poryadka-osobennosti-deyatelnosti-obschestvennyh-organizatsiy-formiruemyh-po-ray
41. Gramberger M. Citizens as partners. OECD handbook on Information,
consultation and public participation in policy-making. - OECD Publications. - 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
https://www.internationalbudget.org/wp-content/uploads/Citizens-as-Partners- OECD-Handbook.pdf
42. Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://studopedia.org/6-96722.html
43. Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений
Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. - Режим
доступа : https://www.yanao.ru/activity/1072/
44. Общественные объединения и общественные организации.
Статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http: //www.gks .ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus 18 .pdf
45. ОГТРК «Ямал-Регион» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://yamal-region.tv/informatsiya-o-companii/
46 МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://мвд.рф/
47. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 года и в среднем за 2019 год. Росстат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http s: //ru.wikipedia. org/
48. Пропаганда: Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/
49. Сведения о народных дружинах в Ямало-Ненецком автономном округе и состоянии работы по реализации положений Федерального закона. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ййрз://89.мвд.рф
50. Функции полиции [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
https://studopedia.org/6-96722.html.