ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
|
Введение 2
1 Теоретические основы формирования и исполнения расходной части
регионального бюджета 6
1.1 Региональный бюджет: сущность, функции, принципы формирования .. 6
1.2 Особенности формирования и исполнения расходов регионального
бюджета 20
1.3 Методы оценки эффективности государственных программ региона 30
2 Анализ формирования и исполнения расходной части бюджета субъектов
российской федерации на примере бюджета свердловской области 40
2.1 Социально-экономическая характеристика региона 40
2.2 Анализ расходной части бюджета свердловской области 45
2.3 Анализ основных направлений социальной политики в свердловской
области 68
3 Повышение эффективности формирования и исполнения расходной части
регионального бюджета в современных условиях 75
3.1 Проблемы формирования и исполнения расходной части регионального
бюджета 75
3.2 Выводы и рекомендации по повышению эффективности регионального управления в социальной сфере 86
Заключение 95
Список использованной литературы 98
1 Теоретические основы формирования и исполнения расходной части
регионального бюджета 6
1.1 Региональный бюджет: сущность, функции, принципы формирования .. 6
1.2 Особенности формирования и исполнения расходов регионального
бюджета 20
1.3 Методы оценки эффективности государственных программ региона 30
2 Анализ формирования и исполнения расходной части бюджета субъектов
российской федерации на примере бюджета свердловской области 40
2.1 Социально-экономическая характеристика региона 40
2.2 Анализ расходной части бюджета свердловской области 45
2.3 Анализ основных направлений социальной политики в свердловской
области 68
3 Повышение эффективности формирования и исполнения расходной части
регионального бюджета в современных условиях 75
3.1 Проблемы формирования и исполнения расходной части регионального
бюджета 75
3.2 Выводы и рекомендации по повышению эффективности регионального управления в социальной сфере 86
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена расширением ответственности субъектов Российской Федерации за устойчивое социально - экономическое развитие своей территории. Главным инструментом проведения региональной социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политик является бюджет, что предъявляет особые требования к его устойчивости. Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими.
Целью данного исследования является анализ механизма исполнения расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, а также анализ оценки качества управления реализации государственных программ, включающий разработку предложений по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты, а именно сущность и подходы к определению понятия региональный бюджет;
- провести анализ исполнения расходной части бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику;
- выявить проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику
- предложить рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области
Предметом исследования выпускной магистерской диссертации является
БЮДЖЕТ СВ ОБЛ
экономические отношения, возникающие в ходе и исполнения регионального бюджета.
Объектом исследования является расходная часть бюджета Свердловской области.
Методологический инструментарий: в работе применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовался сравнительно - экономический анализ, а также статистические методы обработки информации.
Основные пункты научной новизны магистерской диссертации:
1) рассмотрены различные подходы к определению понятия «региональный бюджет», на основе изучения различных точек зрения экономистов и ученых;
2) проведен анализ исполнения расходной части бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику;
3) выявлены проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику;
4) предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения и выводы диссертации могут быть использованы при реализации государственных программ на социальную политику региона. Полученные в результате исследования выводы и рекомендации позволят обогатить потенциал практических знаний по исследуемой проблеме.
Информационно-эмпирической базой исследования явились программные и нормативно-законодательные документы Государственной Думы, Совета Федерации Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Свердловской области и других регионов, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, материалы научно-практических конференций и симпозиумов по проблемам бюджетной и налоговой политики, аналитико-статистические обзоры, справочные и аналитические материалы, методологические и инструктивные материалы.
Автор работы имеет следующие опубликованные статьи:
1. Уровень местного бюджета в аспекте современного состояния экономики России. Ватлецова Д.А., Фрайс В.Э. Экономика. Экономические науки/Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты. 2017 [Текст]
2. Проблемы исполнения федерального бюджета. Ватлецова Д.А., Толмачёва О.В., Проекты и идеи, направленные на развитие бюджетных систем в мире/Первый Международный Конкурс концептуальных и инновационных идей и проектов/ молодёжный союз экономистов и финансистов. 2018 [Электронный ресурс]
Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников из 66 наименований. В диссертации содержится 17 таблиц.
Во введении отражена актуальность проведенного исследования, цель и задачи, представлены предмет и объект, методологический инструментарий, эмпирическая база и практическая значимость работы.
В первой главе представлены подходы к определению сущности регионального бюджета, его законодательное регулирование, особенности формирования расходов регионального бюджета, а также методы оценки эффективности государственных программ региона.
Во второй главе проанализирована социально-экономическая характеристика региона, его основные показатели за период 2017-2019 гг., а также проведен анализ социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику.
В третьей главе выявлены проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику. На основе полученных результатов предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области
В заключении представлены основные выводы проведенного исследования.
Целью данного исследования является анализ механизма исполнения расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, а также анализ оценки качества управления реализации государственных программ, включающий разработку предложений по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты, а именно сущность и подходы к определению понятия региональный бюджет;
- провести анализ исполнения расходной части бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику;
- выявить проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику
- предложить рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области
Предметом исследования выпускной магистерской диссертации является
БЮДЖЕТ СВ ОБЛ
экономические отношения, возникающие в ходе и исполнения регионального бюджета.
Объектом исследования является расходная часть бюджета Свердловской области.
Методологический инструментарий: в работе применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовался сравнительно - экономический анализ, а также статистические методы обработки информации.
Основные пункты научной новизны магистерской диссертации:
1) рассмотрены различные подходы к определению понятия «региональный бюджет», на основе изучения различных точек зрения экономистов и ученых;
2) проведен анализ исполнения расходной части бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику;
3) выявлены проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику;
4) предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения и выводы диссертации могут быть использованы при реализации государственных программ на социальную политику региона. Полученные в результате исследования выводы и рекомендации позволят обогатить потенциал практических знаний по исследуемой проблеме.
Информационно-эмпирической базой исследования явились программные и нормативно-законодательные документы Государственной Думы, Совета Федерации Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Свердловской области и других регионов, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, материалы научно-практических конференций и симпозиумов по проблемам бюджетной и налоговой политики, аналитико-статистические обзоры, справочные и аналитические материалы, методологические и инструктивные материалы.
Автор работы имеет следующие опубликованные статьи:
1. Уровень местного бюджета в аспекте современного состояния экономики России. Ватлецова Д.А., Фрайс В.Э. Экономика. Экономические науки/Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты. 2017 [Текст]
2. Проблемы исполнения федерального бюджета. Ватлецова Д.А., Толмачёва О.В., Проекты и идеи, направленные на развитие бюджетных систем в мире/Первый Международный Конкурс концептуальных и инновационных идей и проектов/ молодёжный союз экономистов и финансистов. 2018 [Электронный ресурс]
Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников из 66 наименований. В диссертации содержится 17 таблиц.
Во введении отражена актуальность проведенного исследования, цель и задачи, представлены предмет и объект, методологический инструментарий, эмпирическая база и практическая значимость работы.
В первой главе представлены подходы к определению сущности регионального бюджета, его законодательное регулирование, особенности формирования расходов регионального бюджета, а также методы оценки эффективности государственных программ региона.
Во второй главе проанализирована социально-экономическая характеристика региона, его основные показатели за период 2017-2019 гг., а также проведен анализ социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику.
В третьей главе выявлены проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику. На основе полученных результатов предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области
В заключении представлены основные выводы проведенного исследования.
Территориальные органы власти эффективно и целесообразно используют средства бюджета для решения приоритетных задач общества и государства.. Наибольшую долю от всех затрат составляют расходы на социальную сферу, которая включает в себя прежде всего расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь. Это говорит о том, что власть заботится, в первую очередь, об уровне жизни людей, их благосостоянии, потреблении. Однако существуют и неоспоримые минусы в управлении расходами Свердловской области.
Цель данной выпускной квалификационной работы, заключающаяся в том, чтобы проанализировать механизм исполнения расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценку качества управления реализации государственных программ, включающий разработку предложений по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели были решены задачи.
1. Изучены теоретические аспекты, а именно сущность и подходы к определению понятия региональный бюджет.
Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти и один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Бюджетная деятельность региональных органов власти должна быть подчинена следующим принципам, которые содержат фундаментальные требования к образованию и исполнению этих бюджетов;
2. Проведён анализ исполнения расходной части бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику.
Таким образом, планирование расходов бюджета программным методом позволяет обеспечить концентрацию и целенаправленное, более эффективное использование региональных средств для решения определенных задач, необходимых для развития региона. Автором был проведен анализ основных направлений социальной политики Свердловской области за период 2017 - 2019 гг. На основе данных можно сделать вывод о том, что исполнение бюджета в разделе социальная политика по всем показателям превышает 90 %, что говорит о стремлении к исполнению плановых задач по финансированию данной сферы Также автором была систематизирована информация по государственным программам и их финансированию. Определена авторская позиция - процесс перехода к формированию и исполнению бюджета региона на основе программно-целевого принципа будет продолжен.
3. Выявлены проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику
Наибольшую долю от всех затрат составляют расходы на социальную сферу, которая включает в себя прежде всего расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь. Главными приоритетами являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, создание инфраструктуры и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов.
4. Предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области:
- разработка единой системы оценки эффективности расходов регионального бюджета;
- введение персональной ответственности должностных лиц всех уровней власти бюджетной системы за формирование бюджетов, внедрить систему оплаты труда по результатам деятельности. А также, мотивация органов власти к повышению результативности расходов регионального бюджета;
- привлечение внебюджетных источников через государственно-частное партнерство (ГЧП);
- установление органами государственной власти Свердловской области четкого порядка формирования бюджетной заявки на получение ассигнований из бюджета;
- проведение народных голосований для отражения общественного мнения по поводу проведения тех или иных мероприятий или строительства сооружений (по примеру стран ЕС). Независимая экспертиза обоснованности и эффективности расходной части бюджета, инвентаризация всех имеющихся расходных обязательств Свердловской области, их анализ в целях определения соответствия приоритетам развития законодательного органа за финансовой политикой;
Таким образом, использование авторских рекомендаций на оставшийся период до 2024 года обеспечить выявление и предупреждение недостатков и нарушений системного характера, что позволит повысить показатель эффективности государственных программ на социальную политику и избежать низкой отдачи от их реализации.
Цель данной выпускной квалификационной работы, заключающаяся в том, чтобы проанализировать механизм исполнения расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценку качества управления реализации государственных программ, включающий разработку предложений по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели были решены задачи.
1. Изучены теоретические аспекты, а именно сущность и подходы к определению понятия региональный бюджет.
Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти и один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Бюджетная деятельность региональных органов власти должна быть подчинена следующим принципам, которые содержат фундаментальные требования к образованию и исполнению этих бюджетов;
2. Проведён анализ исполнения расходной части бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику.
Таким образом, планирование расходов бюджета программным методом позволяет обеспечить концентрацию и целенаправленное, более эффективное использование региональных средств для решения определенных задач, необходимых для развития региона. Автором был проведен анализ основных направлений социальной политики Свердловской области за период 2017 - 2019 гг. На основе данных можно сделать вывод о том, что исполнение бюджета в разделе социальная политика по всем показателям превышает 90 %, что говорит о стремлении к исполнению плановых задач по финансированию данной сферы Также автором была систематизирована информация по государственным программам и их финансированию. Определена авторская позиция - процесс перехода к формированию и исполнению бюджета региона на основе программно-целевого принципа будет продолжен.
3. Выявлены проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику
Наибольшую долю от всех затрат составляют расходы на социальную сферу, которая включает в себя прежде всего расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь. Главными приоритетами являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, создание инфраструктуры и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов.
4. Предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области:
- разработка единой системы оценки эффективности расходов регионального бюджета;
- введение персональной ответственности должностных лиц всех уровней власти бюджетной системы за формирование бюджетов, внедрить систему оплаты труда по результатам деятельности. А также, мотивация органов власти к повышению результативности расходов регионального бюджета;
- привлечение внебюджетных источников через государственно-частное партнерство (ГЧП);
- установление органами государственной власти Свердловской области четкого порядка формирования бюджетной заявки на получение ассигнований из бюджета;
- проведение народных голосований для отражения общественного мнения по поводу проведения тех или иных мероприятий или строительства сооружений (по примеру стран ЕС). Независимая экспертиза обоснованности и эффективности расходной части бюджета, инвентаризация всех имеющихся расходных обязательств Свердловской области, их анализ в целях определения соответствия приоритетам развития законодательного органа за финансовой политикой;
Таким образом, использование авторских рекомендаций на оставшийся период до 2024 года обеспечить выявление и предупреждение недостатков и нарушений системного характера, что позволит повысить показатель эффективности государственных программ на социальную политику и избежать низкой отдачи от их реализации.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАСХОДАМ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Анализ доходной и расходной части муниципального бюджета (Томский государственный университет)
Курсовые работы, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы исполнения бюджета субъекта РФ и эффективность использования его средств на примере РТ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Перспективы совершенствования процессов формирования и исполнения доходной части бюджета субъекта РФ (на примере Свердловской области)
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы формирования доходной части муниципального бюджета
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Управление доходами и расходами регионального бюджета
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Анализ эффективности расходования средств местного бюджета (Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2019 - Исследование сбалансированности местного бюджета муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



