Слова с корнем добр- в словаре и речи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения понятия добро 9
1.1. Понятия добра и зла в философском контексте 9
1.2. Понятие добра в культурно-ценностном осмыслении 19
1.3. Понятие добра в литературно-художественном осмыслении 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
Глава 2. Слова с корнем -добр- в русском языке 38
2.1. Слова с корнем -добр- по данным лингвистических словарей 38
2.2. Словообразовательные связи слов с корнем -добр- 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
Глава 3. Слова с корнем -добр- в речи 71
3.1. Лигвоаксиологическая интерпретация пословиц и поговорок с корнем -
добр- 71
3.2. Слова доброжелательный и доброжелательность в функциональном
аспекте по данным НКРЯ 81
3.3. Слова доброволец и волонтёр: опыт сопоставительного анализа 92
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 102
Заключение 104
Литература 106
Приложение
Глава 1. Теоретические основания изучения понятия добро 9
1.1. Понятия добра и зла в философском контексте 9
1.2. Понятие добра в культурно-ценностном осмыслении 19
1.3. Понятие добра в литературно-художественном осмыслении 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
Глава 2. Слова с корнем -добр- в русском языке 38
2.1. Слова с корнем -добр- по данным лингвистических словарей 38
2.2. Словообразовательные связи слов с корнем -добр- 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
Глава 3. Слова с корнем -добр- в речи 71
3.1. Лигвоаксиологическая интерпретация пословиц и поговорок с корнем -
добр- 71
3.2. Слова доброжелательный и доброжелательность в функциональном
аспекте по данным НКРЯ 81
3.3. Слова доброволец и волонтёр: опыт сопоставительного анализа 92
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 102
Заключение 104
Литература 106
Приложение
«Язык является не просто способом общения, но неким концентратом культуры — культуры нации и ее воплощения в разных слоях населения вплоть до отдельной личности. Язык нации является сам по себе сжатым ... алгебраическим выражением всей культуры нации», — писал Д. С. Лихачев [Лихачев 1993: 4]. С этой точки зрения, исследование в языкознании
проблемы соотношения и взаимосвязи между языком, этносом и культурой очень значимы и важны.
Языковая картина мира имеет национальную специфику и отражает национально-культурную ментальность его носителей, сохраняя при этом в себе все глубинные, архаические пласты представлений древнего человека о мире, о вселенной. Языковая картина мира связана «с национально-культурной значимостью предметов, явлений и признаков, обусловлена особенностями жизни народа и, следовательно, включает их оценку со стороны данного этноса» [Ганбаатар 2008: 5]. Концепты добро и зло — ключевые в русской языковой картине мира.
А. Вежбицкая, говоря об антропоцентричности языка и его национальной специфике, характеризует смысловой универсум русского языка. Среди семантических характеристик этого универсума особое место занимает указание на любовь русских к морали, что проявляется в «абсолютизации моральных измерений человеческой жизни, акценте на борьбе добра и зла, любви к крайним и категорическим моральным суждениям» [Вежбицкая 1997: 34]. На доброту как национально специфичное качество русского народа указывали многие религиозные философы и писатели: И.А. Ильин, Ф.М. Достоевский, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев и др. По мнению В.В. Красных, концепт «добро» относится к духовному коду культуры. Он изначально аксиологичен, «пронизывает всё наше бытие, обуславливает наше поведение и любую деятельность, предопределяет оценки, даваемые себе и окружающему миру» [Красных 2003: 308].
Первично формирование представлений о «добре» и «зле», об их генезисе связывали с природными феноменами: небо и земля, солнце и луна, день и ночь и т.д. В мифах древних восточных славян одним из главных богов был Даждьбог - податель земных благ и хранитель рода. Благо, доброе начало было связано также с Белбогом. Противоположностью Белбогу был Чернобог - злое божество. Верование в Белбога и Чернобога как представителей света и тьмы, добра и зла, было общим у всех славянских племен, в том числе и русских [См.: Мифы древних славян 1993]. Русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов А. Н. Афанасьев писал о том, что славяне на пирах и празднествах над круговой чашей возглашают благословения во имя доброго и злого богов, ожидая счастливой доли от доброго бога и несчастливой от злого. Темные силы природы олицетворялись черными божествами, с ними связывали все злое, лукавое, старое и безобразное. Светлые силы ассоциировались с высшей справедливостью и благом, несли добро и свет [См.: Афанасьев 1994].
Современные лексикологи утверждают, что центральное место в общеупотребительной русской лексике занимают лексические классы, именующие человека и его личное пространство - его жизнь, тело, физическое состояние, ум, волю, поведение и поступки, занятия, способности, возможности, контакты, его отношение к себе и окружающим [Верещагин, Костомаров 2005: 598]. Активная жизненная позиция человека обусловливает потребность общения с другими людьми, а также его экономическую, ментально-психологическую, культурную деятельность. Человек постоянно оценивает окружающий мир с точки зрения пользы или вреда, блага или зла, проверяет его на прочность мировоззренческих идей и принципов. Недаром Ф.М. Достоевский писал о том, что «...дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Дихотомия божественноого и земного, светлых, добрых духов - центральная идея христианской картины мира. Известно, что слово «добро» встречается в Библии 65 раз: И вы будете, как боги, знающие добро и зло [Быт. 3: 5]; Мы знаем, что мы от Бога и что мир лежит во зле [ап. Иоанн Богослов 4: 19]; Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев [Притч. 11: 27]; научитесь делать добро, ищите правды [Ис 1: 17]. В силу вышесказанного взгляд на мир в аспекте добра является основополагающим. Ср основополагающую христианскую установку: Уклоняйся от зла и делай добро [Пс. 36: 27].
Актуальность изучения категории «добро» и ее лексических репрезентаций в современном русском языке обусловлена поиском ценностных оснований жизни человека, описанием участков языковой картины мира, подвергающихся / не подвергающихся изменениям.
Обращение к описанию семантико-словообразовательных связей и функционирования слов с корнем добр- в русском языке ХХ-ХХ1 века позволяет осознать, какие сегменты русской языковой картины мира остаются константными, несмотря на социальные изменения в обществе, какие подвергаются трансформации.
Значение и функционирование ключевых слов русской языковой картины мира рассматривались в разнообразных филологических трудах по лексической семантике, жанроведению, лингвокультурологии, когнитивной лингвистки, этнолингвистики, этнографии речи, фольклористики, литературоведению и др. Согласно теоретическим положениям лингвистики, «язык представляет собой функциональную материальную систему семиотического, или знакового, характера, функционирование которой в форме речи и есть ее использование как средства общения» [Солнцев 1977: 6].
Слова с корнем добр- - это частотные общеупотребительные многозначные слова с богатой семантикой. Они образуют целое семейство фразеологизмов, являются базовыми в паремическом фонде, входят в состав прецедентных текстов, получают семиотическую нагруженность. Можно утверждать, что это базовые русские слова, дающие ключ к пониманию важных характеристик русской языковой картины мира.
Цель магистерсокй диссертации - описание группы слов с корнем добр- в словаре и речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) Выявить теоретические основания исследования, обратившись к интерпретации категории «добро» гуманитаристикой;
2) описать системно-языковые связи слов с корнем добр- в опоре на различные словари русского языка;
3) собрать речевой материал, позволяющий проанализировать функционирование слов с корнем добр-.
4) выявить культурную значимость слов с корнем добр- для носителей национально-культурного сообщества.
Объектом нашего исследовании - слова с корнем добр-. Предмет исследования - языковая и речевая специфика слов с корнем добр-.
Источником материала послужили различные словари русского языка, паремийный фонд, а также контексты, извлеченные из «Национального корпуса русского языка» [Яизсогрога. ги].
Структура работы определяется её целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Во Ведении даётся общая характеристика понятия добро, обозначается объект, предмет исследования, намечаются цель и задачи работы. Первая глава - «Категория добро в гуманитарном осмыслении» - посвящена рассмотрению категории добро в мировоззренческом аспекте, выявлению философских, культурно-ценностных и художественных аспектов понимания категории добра.
Вторая глава — «Слова с корнем добр- в русском языке» — посвящена анализу системно-языковых отношений слов с корнем добр-. В этой главе проводится лексикографическое описание слова добро и его производных, выясняются их семанитические и словообразовательные связи.
Третья глава — «Слова с корнем добр- в речи» — посвящена функционированию слов с корнем добр-. В этой главе интерпретируются пословицы и поговорки с корнем добр-, осуществляется контекстуальный анализ слов доброжелательный и доброжелательность в опоре на НКРЯ, сопоставляются контексты со словами доброволец и волонтер. Глава характеризуется лингвокультурологической направленностью.
В Заключении приводятся основные выводы, полученные в результате проделанной работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования. Завершает работу список использованной литературы и Приложение.
Теоретическая значимость работы состоит в многоаспектном описании слов с корнем добр-, осмыслении концептуальной значимости конкретного участка языковой картины мира. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в рамках вузовских курсов «Современный русский язык», «Лингвокультурология», в обучении русскому языку иностранных учащихся.
В работе использованы общенаучные методы описания, анализа, сопоставления и классификации материала, лексико-семантический, контекстуальный, лексикографический методы, приемы лингвокультурологического анализа.
проблемы соотношения и взаимосвязи между языком, этносом и культурой очень значимы и важны.
Языковая картина мира имеет национальную специфику и отражает национально-культурную ментальность его носителей, сохраняя при этом в себе все глубинные, архаические пласты представлений древнего человека о мире, о вселенной. Языковая картина мира связана «с национально-культурной значимостью предметов, явлений и признаков, обусловлена особенностями жизни народа и, следовательно, включает их оценку со стороны данного этноса» [Ганбаатар 2008: 5]. Концепты добро и зло — ключевые в русской языковой картине мира.
А. Вежбицкая, говоря об антропоцентричности языка и его национальной специфике, характеризует смысловой универсум русского языка. Среди семантических характеристик этого универсума особое место занимает указание на любовь русских к морали, что проявляется в «абсолютизации моральных измерений человеческой жизни, акценте на борьбе добра и зла, любви к крайним и категорическим моральным суждениям» [Вежбицкая 1997: 34]. На доброту как национально специфичное качество русского народа указывали многие религиозные философы и писатели: И.А. Ильин, Ф.М. Достоевский, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев и др. По мнению В.В. Красных, концепт «добро» относится к духовному коду культуры. Он изначально аксиологичен, «пронизывает всё наше бытие, обуславливает наше поведение и любую деятельность, предопределяет оценки, даваемые себе и окружающему миру» [Красных 2003: 308].
Первично формирование представлений о «добре» и «зле», об их генезисе связывали с природными феноменами: небо и земля, солнце и луна, день и ночь и т.д. В мифах древних восточных славян одним из главных богов был Даждьбог - податель земных благ и хранитель рода. Благо, доброе начало было связано также с Белбогом. Противоположностью Белбогу был Чернобог - злое божество. Верование в Белбога и Чернобога как представителей света и тьмы, добра и зла, было общим у всех славянских племен, в том числе и русских [См.: Мифы древних славян 1993]. Русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов А. Н. Афанасьев писал о том, что славяне на пирах и празднествах над круговой чашей возглашают благословения во имя доброго и злого богов, ожидая счастливой доли от доброго бога и несчастливой от злого. Темные силы природы олицетворялись черными божествами, с ними связывали все злое, лукавое, старое и безобразное. Светлые силы ассоциировались с высшей справедливостью и благом, несли добро и свет [См.: Афанасьев 1994].
Современные лексикологи утверждают, что центральное место в общеупотребительной русской лексике занимают лексические классы, именующие человека и его личное пространство - его жизнь, тело, физическое состояние, ум, волю, поведение и поступки, занятия, способности, возможности, контакты, его отношение к себе и окружающим [Верещагин, Костомаров 2005: 598]. Активная жизненная позиция человека обусловливает потребность общения с другими людьми, а также его экономическую, ментально-психологическую, культурную деятельность. Человек постоянно оценивает окружающий мир с точки зрения пользы или вреда, блага или зла, проверяет его на прочность мировоззренческих идей и принципов. Недаром Ф.М. Достоевский писал о том, что «...дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Дихотомия божественноого и земного, светлых, добрых духов - центральная идея христианской картины мира. Известно, что слово «добро» встречается в Библии 65 раз: И вы будете, как боги, знающие добро и зло [Быт. 3: 5]; Мы знаем, что мы от Бога и что мир лежит во зле [ап. Иоанн Богослов 4: 19]; Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев [Притч. 11: 27]; научитесь делать добро, ищите правды [Ис 1: 17]. В силу вышесказанного взгляд на мир в аспекте добра является основополагающим. Ср основополагающую христианскую установку: Уклоняйся от зла и делай добро [Пс. 36: 27].
Актуальность изучения категории «добро» и ее лексических репрезентаций в современном русском языке обусловлена поиском ценностных оснований жизни человека, описанием участков языковой картины мира, подвергающихся / не подвергающихся изменениям.
Обращение к описанию семантико-словообразовательных связей и функционирования слов с корнем добр- в русском языке ХХ-ХХ1 века позволяет осознать, какие сегменты русской языковой картины мира остаются константными, несмотря на социальные изменения в обществе, какие подвергаются трансформации.
Значение и функционирование ключевых слов русской языковой картины мира рассматривались в разнообразных филологических трудах по лексической семантике, жанроведению, лингвокультурологии, когнитивной лингвистки, этнолингвистики, этнографии речи, фольклористики, литературоведению и др. Согласно теоретическим положениям лингвистики, «язык представляет собой функциональную материальную систему семиотического, или знакового, характера, функционирование которой в форме речи и есть ее использование как средства общения» [Солнцев 1977: 6].
Слова с корнем добр- - это частотные общеупотребительные многозначные слова с богатой семантикой. Они образуют целое семейство фразеологизмов, являются базовыми в паремическом фонде, входят в состав прецедентных текстов, получают семиотическую нагруженность. Можно утверждать, что это базовые русские слова, дающие ключ к пониманию важных характеристик русской языковой картины мира.
Цель магистерсокй диссертации - описание группы слов с корнем добр- в словаре и речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) Выявить теоретические основания исследования, обратившись к интерпретации категории «добро» гуманитаристикой;
2) описать системно-языковые связи слов с корнем добр- в опоре на различные словари русского языка;
3) собрать речевой материал, позволяющий проанализировать функционирование слов с корнем добр-.
4) выявить культурную значимость слов с корнем добр- для носителей национально-культурного сообщества.
Объектом нашего исследовании - слова с корнем добр-. Предмет исследования - языковая и речевая специфика слов с корнем добр-.
Источником материала послужили различные словари русского языка, паремийный фонд, а также контексты, извлеченные из «Национального корпуса русского языка» [Яизсогрога. ги].
Структура работы определяется её целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Во Ведении даётся общая характеристика понятия добро, обозначается объект, предмет исследования, намечаются цель и задачи работы. Первая глава - «Категория добро в гуманитарном осмыслении» - посвящена рассмотрению категории добро в мировоззренческом аспекте, выявлению философских, культурно-ценностных и художественных аспектов понимания категории добра.
Вторая глава — «Слова с корнем добр- в русском языке» — посвящена анализу системно-языковых отношений слов с корнем добр-. В этой главе проводится лексикографическое описание слова добро и его производных, выясняются их семанитические и словообразовательные связи.
Третья глава — «Слова с корнем добр- в речи» — посвящена функционированию слов с корнем добр-. В этой главе интерпретируются пословицы и поговорки с корнем добр-, осуществляется контекстуальный анализ слов доброжелательный и доброжелательность в опоре на НКРЯ, сопоставляются контексты со словами доброволец и волонтер. Глава характеризуется лингвокультурологической направленностью.
В Заключении приводятся основные выводы, полученные в результате проделанной работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования. Завершает работу список использованной литературы и Приложение.
Теоретическая значимость работы состоит в многоаспектном описании слов с корнем добр-, осмыслении концептуальной значимости конкретного участка языковой картины мира. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в рамках вузовских курсов «Современный русский язык», «Лингвокультурология», в обучении русскому языку иностранных учащихся.
В работе использованы общенаучные методы описания, анализа, сопоставления и классификации материала, лексико-семантический, контекстуальный, лексикографический методы, приемы лингвокультурологического анализа.
Магистерская диссертация была направлена на осмысление представлений о добре в русском языковом сознании и речевых практиках.
Анализ работ мифологической и религиозно-философской тематики показал архетипичность оппозиции добро-зло, ее вечный и культурообразующий смысл. Понятие добро является важным двигателем мыслей и поступков людей, нравственной категорией, регулятором духовной жизни. Гуманистический, созидательный смысл концепции добра воплощается в христианской концепции, философских традициях, русской художественной литературе, формирующих представления об идеале.
Добро нельзя оторвать от зла, это бинарная оппозиция, осмысляемая как «нравственное» и «безнравственное» в их соединении и отталкивании.
Описание слов с корнем добр- в опоре на различные словари русского языка показало, что слова с корнем -добр- характеризуются семантической емкостью и разветвленностью системно-языковых связей. Общеоценочный смысл, заключенный в первом значении базового существительного добро (всякое хорошее, положительное вообще) конкретизируется в виде этической, утилитарной и, реже, эстетической оценки: добрый значит высоконравственный, милосердный, полезный, красивый (душой). На периферии оказываются стилистически миркированные лексемы, получающие помету устраевшее: добряк, добришко, доброхот.
добросердечие и др.
Словообразовательный анализ показал богатство гнезда родственных слов и словообразовательных связей. Одним из частотных является способ сложения, посредством которых к абстрактному корню добр присоединяются конкретизирующие его слова: доброжелательный, добропорядочный,
добрососедский и т.п.
Контексты употребления слов с корнем добр- показали, что быть добрым для русского человека - значит быть порядочным, милосердным, совестливым, сострадательным, отзывчивым, благодетельным и т.д.), а доброжелательность проявляется как внешняя и внутренняя характеристика человека.
Заложенный в человеке потенциал творения, созидания во благо других воплощается в представлениях о современных добровольцах-волонтерах.
Исследование слов с корнем добр в словаре и речи помогает глубже понять русский народ. Перспектива нашего исследования видится в описании слов с корнем зло в целях сопоставления.
Анализ работ мифологической и религиозно-философской тематики показал архетипичность оппозиции добро-зло, ее вечный и культурообразующий смысл. Понятие добро является важным двигателем мыслей и поступков людей, нравственной категорией, регулятором духовной жизни. Гуманистический, созидательный смысл концепции добра воплощается в христианской концепции, философских традициях, русской художественной литературе, формирующих представления об идеале.
Добро нельзя оторвать от зла, это бинарная оппозиция, осмысляемая как «нравственное» и «безнравственное» в их соединении и отталкивании.
Описание слов с корнем добр- в опоре на различные словари русского языка показало, что слова с корнем -добр- характеризуются семантической емкостью и разветвленностью системно-языковых связей. Общеоценочный смысл, заключенный в первом значении базового существительного добро (всякое хорошее, положительное вообще) конкретизируется в виде этической, утилитарной и, реже, эстетической оценки: добрый значит высоконравственный, милосердный, полезный, красивый (душой). На периферии оказываются стилистически миркированные лексемы, получающие помету устраевшее: добряк, добришко, доброхот.
добросердечие и др.
Словообразовательный анализ показал богатство гнезда родственных слов и словообразовательных связей. Одним из частотных является способ сложения, посредством которых к абстрактному корню добр присоединяются конкретизирующие его слова: доброжелательный, добропорядочный,
добрососедский и т.п.
Контексты употребления слов с корнем добр- показали, что быть добрым для русского человека - значит быть порядочным, милосердным, совестливым, сострадательным, отзывчивым, благодетельным и т.д.), а доброжелательность проявляется как внешняя и внутренняя характеристика человека.
Заложенный в человеке потенциал творения, созидания во благо других воплощается в представлениях о современных добровольцах-волонтерах.
Исследование слов с корнем добр в словаре и речи помогает глубже понять русский народ. Перспектива нашего исследования видится в описании слов с корнем зло в целях сопоставления.
Подобные работы
- Существительное ХЛЕБ и его производные в литературном языке и в диалектах русского языка (на фоне китайского)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ И РУСИЗМЫ В ПАМЯТНИКАХ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ
«СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ И ДР.»)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ «ЕДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М. ЛОХВИЦКОЙ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИК КАК СПОСОБ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (На материале публикаций в «Твиттере»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М. ЛОХВИЦКОЙ
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - КОНЦЕПТОСФЕРА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОДОСЛОВНЫХ (10.02.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



