ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ-
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы организации работы с молодыми специалистами..11
1.1 Молодые специалисты как специфическая категория трудовых
ресурсов 11
1.2 Влияние теории поколений на организацию работы с молодыми
специалистами 19
1.3 Специфика удержания молодых специалистов представителей
поколения У 23
1.4 Роль ИЯ-брендинга в удержании специалистов 28
2 Анализ организации работы с молодыми специалистами линейного производственного управления 32
2.1 Краткая характеристика линейного производственного управления
как объекта управления 32
2.2 Анализ кадрового состава линейного производственного
управления 36
2.3 Анализ организации работы с молодыми специалистами линейного
производственного управления 41
2.3.1 Анализ нормативных документов организации,
регламентирующих работу с молодыми специалистами 42
2.3.2 Оценка реальной практики организации работы с молодыми
специалистами 48
2.3.3 Выявление карьерной мотивации студентов к профессиональной
деятельности в контексте теории поколений 52
3 Развитие внутреннего ИЯ-бренда в линейном производственном
управлении магистральных газопроводов 70
3.1 Единый день адаптации для молодых работников как мероприятие
по развитию внутреннего НК-бренда 73
3.2 Обучение корпоративной культуре через электронные ресурсы как
мероприятие по развитию НК-бренда компании 81
3.3 Создание профессиональных сообществ с использованием корпоративной социальной сети как мероприятие по развитию
внутреннего НК-бренда 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Актуальность. Молодые специалисты являются стратегически важной категорией персонала, они обладают современными компетенциями, их профессиональный путь только начинается. Именно поэтому грамотная систематическая работа с молодыми специалистами имеет особое значение: работу с молодыми специалистами необходимо организовывать комплексно для достижения наиболее эффективных результатов.
Работа с молодыми специалистами - это процесс системного и планомерно организованного воздействия на молодых специалистов компании с помощью организационных, экономических, социальных механизмов управления, взаимосвязанных между собой. С целью обеспечения эффективной работы компании, повышения степени удовлетворения потребностей молодых специалистов в их профессиональном и личностном развитии. Однако, чтобы привлечь и удержать молодых специалистов, необходимо учитывать ключевые характеристики рабочего поведения данной категории персонала. В контексте теории поколений выделяются ключевые характеристики рабочего поведения, которые важны для работодателя в целях организации эффективной работы с персоналом. Если говорить с позиции теории поколений о населении, как трудовом ресурсе, то сейчас наибольший вес по численности имеет поколение Х, далее за ним следует поколение У. Причем в ближайшее время доля в составе трудоспособного населения поколения У будет увеличиваться. А это означает, что работодатели будут вынуждены обратить самое пристальное внимание на изучение особенностей этого поколения и поиска понимания его целей и мотивов.
Теория поколений имеет практическую направленность в прикладной интерпретации, формулируя особенности работы с представителями каждой возрастной группы. Применяя теорию поколений в практической деятельности, ее необходимо учитывать при разработке мотивационной системы, адаптации молодых специалистов, наставничества, планирования карьеры, а также при формировании организационной культуры и социальной политики предприятия. Промышленные предприятия все чаще сталкиваются с тем, что молодые сотрудники по своим ценностям и мотивации кардинально отличаются от своих предшественников. А это приводит к трансформации методов и способов работы с данной группой сотрудников. Удержание персонала является главной задачей почти каждой организации, вместе с сотрудником уходят вложенные в него инвестиции в виде расходов на поиск, привлечение, обучение.
Поколение У - это современные молодые люди от 20 до 35 лет, они заканчивают учебу, строят карьеру, создают семьи. Это поколение выстраивает современную реальность. Представители поколения X уже состоялись и нацелены на сохранение полученных результатов. Кадровая политика организации должна ориентироваться на особенности как их личных характеристик, так и на значимые для них рычаги мотивации и стимулирования. Для представителей данного поколения важным является развитие и обучение, они готовы сами обучаться тому, что им действительно интересно. Они будут инвестировать больше времени и усилий в компанию, которая инвестирует в их развитие. Представители поколения У нуждаются в целях для развития и движения вперед. К современным технологиям работы с молодыми специалистами представителями поколения У можно отнести геймификацию, корпоративные сайты и порталы, мобильные версии приложений, управление брендом организации. Комплексный подход, ориентированный на решение стратегических задач кадровой политики предприятия, будет способствовать устойчивости и развитию предприятий. У сотрудника должно сформироваться чувство сопричастности к организации, разделение корпоративных целей и ценностей. Использования исключительно традиционных методов привлечения и удержания персонала на сегодняшний день недостаточно, требуются инновационные подходы к решению данной проблемы. Поколение У при выборе работодателя ориентируется на имя компании, отзывы о компании, корпоративную культуру, социальную ответственность компании и свои личные впечатления. Именно поэтому в настоящее время возрастает роль корпоративных брендов, они являются важными нематериальными ценностями. Процесс формирования ИЯ-бренда позволяет комплексно подойти к решению сразу нескольких задач, таких как управление, человеческими ресурсами внутри компании и создание имиджа работодателя для привлечения потенциальных кандидатов.
Объект исследования - организация работы с молодыми специалистами
Предмет исследования - организация работы с молодыми специалистами в линейном производственном управлении магистральных газопроводов
Цель исследования - анализ существующей системы работы с молодыми специалистами и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Гипотеза - существующие методы работы с молодыми специалистами необходимо корректировать с учетом теории поколений .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации работы с молодыми специалистами представителями поколения У, а также роль развития внутреннего ИЯ-брендинга как способа удержания молодых специалистов.
2. Дать краткую характеристику организации как объекта управления
3. Провести анализ кадрового состава линейного производственного управления.
4. Проанализировать нормативные документы организации, регламентирующие работу с молодыми специалистами.
5. Оценить организацию работы с молодыми специалистами.
6. Выявить карьерные мотивации студентов к профессиональной деятельности в контексте теории поколений.
7. Разработать рекомендации по развитию внутреннего НК-бренда в линейном производственном управлении магистральных газопроводов. Теоретической базой исследования послужили работы следующих
отечественных и зарубежных авторов: Хоув Н., Штраус В., Шамис Е., Никонов Е., Лысков А.В., Зайцева Т.А., Берроу С., Амблер Т.
Методы исследования:
• теоретические (анализ научной литературы, публикаций по исследуемой проблеме);
• эмпирические (качественный традиционный анализ документов, интервьюирование, анкетирование).
Теоретическая значимость исследования, полученные результаты исследования дополняют имеющиеся теоретические представления об организации работы с молодыми специалистами представителями поколения У, и их удержании на предприятии, через развитие внутреннего НК-бренда. И могут быть полезны для дальнейших научных исследований в этой области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что развитие внутреннего НК-бренда предприятия позволит сформировать положительный образ предприятия с целью привлечения, развития и удержания качественного персонала.
Основные положения магистерской диссертационной работы представлены на двух научных мероприятиях:
1. УХ экономическом форуме «Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров», г. Барнаул, 28 - 29 мая, 2019 г.
2. II Международная научная конференция «Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования» г. Екатеринбург, 6 декабря, 2019 г.
По итогам участия в научных мероприятиях опубликованы статьи:
1. Ярошенко А.С. Проектирование Анализ организации работы с молодыми специалистами в филиале газотранспортного предприятия // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров - Барнаул, 2019 г. - С. 377-392.
2. Ярошенко А.С., Лысенко Е.В. Выявление карьерной мотивации студентов при получении высшего профессионального образования в контексте теории поколений // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: междунар. конф. (в печати).
Молодые специалисты - особая категория трудовых ресурсов, они являются стратегическим запасом организации. Механизм включения молодых специалистов в производственную деятельность промышленных предприятий является достаточно сложным, и при его организации очень важно учитывать особенности данной категории персонала. Промышленные предприятия все чаще сталкиваются с тем, что молодые сотрудники по своим ценностям и мотивации кардинально отличаются от своих предшественников. В ходе работы над диссертационным исследованием мы проанализировали теоретические аспекты теории поколений и вопрос удержания данной категории персонала. В ряде зарубежных и отечественных исследований были выделены ключевые ценности, а также описана трудовая этика поколения У, которые характеризуют ожидания молодых специалистов от организации и определяют систему профессиональной мотивации.
В 2020 году доля поколения У на рынке труда составляет 50% трудовых ресурсов, а к 2025 году доля работников, родившихся после 1980 года, составит около 75% по всему миру. Кадровая политика организации должна ориентироваться на особенности, как их личных характеристик, так и на значимые для них рычаги мотивации и стимулирования.
Потенциальные кандидаты теперь ожидают от компаний гораздо большего, чем просто заработной платы, данная категория персонала более склонна к смене работодателя или к совмещению работы в нескольких организациях одновременно. Организации, для того чтобы быть конкурентоспособной, необходимо не только подобрать квалифицированного работника, но и удержать его, создав условия для взращивания у него лояльности к компании. Особенно это важно для промышленных предприятий из-за сложности уникальных технологических процессов. У сотрудника должно сформироваться чувство сопричастности к организации, желание разделять корпоративные цели и ценности. Эту задачу необходимо решать при помощи развития внутреннего НЯ-бренда компании. Грамотно выстроенный ИЯ-брендинг позволяет компании быть финансово устойчивой, а позитивный имидж предприятия делает его максимально привлекательным для потенциальных молодых специалистов
В целях анализа работы с молодыми специалистами нами было проведено исследование, базой которого является линейное производственное управление магистральных газопроводов, являющееся филиалом общества с ограниченной ответственностью газотранспортного предприятия. Цель исследования - анализ существующей системы работы с молодыми специалистами и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Исследование показало, что в организации работа с молодыми специалистами ведется, начиная с организации работы по профориентации и целевой довузовской подготовки и заканчивая профессиональным развитием молодого специалиста на второй-третий год работы в организации. Анализ локальных актов организации, регламентирующих работу с молодыми специалистами, позволил нам сделать вывод, что основные виды деятельности, направленные на активное включение новых сотрудников в производственный процесс, хорошо прописаны и отражены в полном объеме. Работа выстроена последовательно и системно. В целях оценки реальной практики организации работы с молодыми специалистами мы провели интервью со старшим специалистом по кадрам, ответственным за организацию работы с молодыми специалистами. Анализ организации работы с молодыми специалистами показал наличие разнообразных мероприятий, направленных на привлечение и адаптацию молодых специалистов. Но, несмотря на хорошо
организованную работу по привлечению и адаптации персонала, молодые специалисты увольняются с предприятия. Также на исследуемом предприятии обострилась проблема старения кадров, предприятие существует с 1983 года и ежегодно определенный процент работников увольняется в связи с выходом на пенсию. Этот фактор смены поколения является очень существенным для организации. На место уволенных работников необходимо принимать молодых специалистов, что заставляет задуматься о своевременной преемственности кадров. Для правильной организации работы по привлечению, удержанию и адаптации нового персонала было необходимо понять цели, запросы, карьерные устремления потенциальных молодых специалистов и учесть это при разработке программ по привлечению и закреплению молодых специалистов на предприятии. И, соответственно, следующим этапом исследования стало выявление карьерной мотивации студентов к профессиональной деятельности в контексте теории поколений. В исследовании карьерной мотивации студентов приняли участие студенты бакалавриата 4 курса Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский энергетический институт, кафедра автоматизированных электрических систем, специальность электроэнергетика и электротехника. Студенты исследуемой группы являются потенциальными молодыми специалистами нашего предприятия, специальность, по которой они заканчивают обучение, подходит для работы на нашем предприятии в одну из основных служб. Предприятие заинтересовано в исследовании будущих специалистов, так как рассматривает их как один из основных источников пополнения численности сотрудников. Всего в опросе приняли участие 64 респондента, среди которых 43 человека мужского пола и 21 женского. Данные были собраны путем заполнения авторской анкеты в период обучения, с использованием Google form. Вопросы анкеты были составлены под конкретное предприятие, с учетом его специфики: стабильная официальная заработная плата, расширенный социальный пакет, место расположения предприятия, особенности карьерного роста.
В ходе исследования мы выяснили, главной трудовой ценностью для поколения Y, как и для предыдущего поколения X, продолжает оставаться материальное обеспечение и высокий заработок. Но для поколения Y это скорее не цель, а средство достижения других целей, таких как уважение в обществе, престиж. Для поколения У имеет большое значение познание нового и самосовершенствование в профессиональной сфере. Вместе с этим для поколения У важна мобильность и свобода перемещений, ценность семьи и ее создания уже не имеет такого большого значения, как для предыдущего поколения. Исследуемое поколение не любит планировать на долгую перспективу, их цели должны просматриваться в обозримом будущем и выражаться в конкретных вещах. Картина мира вокруг них очень быстро менялась и меняется до сих пор, именно поэтому в отличие от других поколений У живут здесь и сейчас. Они уверены, что строить планы бессмысленно, так как быть уверенным в завтрашнем дне невозможно. Для поколения У свойственна динамичность, гибкость и желание нового, а переход из одной компании в другую дает новизну, необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам и условиям. При этом поколению У как любителям видеоигр важно понимать условия игры, представители данного поколения заинтересованы в том, чтобы понять и принять корпоративный дух. Они могут отказаться от работы, если цели и миссия компании для них не интересна или туманна. Для них важна коммуникация, сотрудничество, интересные задачи и вовлеченность во все процессы компании. Им очень важно понимать, зачем они работают, и какие результаты это приносит. Представители нового поколения, выбирая работодателя, обращают внимание на цели и задачи компании, социальную ответственность компании, престиж компании на рынке труда.
Основной вывод данного исследования связан с тем, что выпускники - это не однородная масса, к которой можно применить какие-то одни менеджерские стратегии, а скорее совокупность разнородных групп, к каждой из которых важно разработать разные механизмы и стратегии взаимодействия.
Исследуемое предприятие находится в районе, приравненном к районам крайнего Севера, и ключевым вопросом исследования для нашей организации является вопрос о готовности переезда в небольшой город. Этот вопрос в нашем исследовании является вопросом, определяющим детальнейшую сегментацию. По результатам проведенного исследования мы выявили группу потенциальных специалистов, которые готовы к переезду в небольшой город или поселок. Данная группа потенциальных молодых специалистов ищет стабильную компанию, в которой открытая и понятная система карьерного роста и грамотный руководитель, а также возможен профессиональный рост. Этой категории специалистов важен расширенный социальный пакет, и в сравнении с другими группами у них более выражен интерес к обучению за счет компании. Следовательно, одной из главных задач предприятия становится постоянное привлечение перспективного персонала в компанию, а затем его удержание на максимально долгий срок.
Важно продумать гибкую и быструю систему вовлечения нового сотрудника в коллектив, чтобы затраты на привлечение и обучение нового сотрудника сводилось к минимуму для начала его эффективной работы. С другой стороны, важно проработать механизм удержания персонала, в том числе через его вовлеченность в производственные процессы, через его понимание, что он влияет на общий результат - развитие внутреннего НЯ-бренда компании поможет решить эти задачи. Для развития внутреннего НЯ-бренда мы разработали комплекс мероприятий, направленных на формирование положительного образа предприятия с целью постоянного привлечения, развития и удержания качественного персонала. Одно из них - единый день адаптации, который направлен на формирование целостного представление о принципах работы линейного производственного управления магистральных газопроводов, начиная от процесса производства до социальных гарантий согласно коллективному договору предприятия. Второе мероприятие - обучение корпоративной культуре через электронные ресурсы, оно направлено на процесс принятия и разделения норм и ценностей компании посредством понятного и принимаемого поколением У формата электронного обучения. И третье мероприятие - создание профессиональных сообществ с использованием корпоративной социальной сети. Главной целью этого взаимодействия является профессиональное общение коллег и единомышленников. Профессиональные сообщества внутри компании необходимы для поддержки профессиональных связей среди специалистов одного профиля, для их профессионального роста. За счет постоянного обмена знаниями между участниками сообщества обеспечивается профессиональный рост, обмен опытом, уважение коллег. А это одна из основных потребностей выявленной группы респондентов потенциальных молодых специалистов исследуемого предприятия. Предложенные рекомендации помогут предприятию решить не только локальные вопросы действующих сотрудников, но и улучшить свою репутацию на рынке, стать более привлекательной организацией для новых сотрудников.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2001. №197 - ФЗ - Москва : ОТиСС, 2015.
2. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 220 "Об утверждении Положения о
персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения"https://www.lawmix.ru/sssr/13191
3. Закон об утверждении кодекса законов о труде РСФСР. http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7723.htm
4. Алферова Т.В., Аракелян А.М. ПК-бренд компании как элемент социального развития предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 6. С. 182-193.
5. Аширов Д. А. Управление персоналом : учеб. пособие / А. Д. Аширов. - М., 2005. - 432 с.
6. Балашов А.П. Организационная культура: учебное пособие. - М., 2016.
7. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика : учебник / В. Р. Веснин. - М., 2007. - 688 с.
8. Воробьева А.А., Кузнецова Т.В. Поколение У: психологические особенности современных молодых людей в рамках проблемы разрыва поколений // Прикладная психология на службе развивающейся личности. Сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. 2017. С. 37 - 42.
9. Выпряжкина И.Б., Головецкий Н.Я., Немков Д.Е. Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникации между преподавателем поколения X и обучающимися - миллениалами //Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 2. С. 13.
10. Ганчицкая Т.И., Кириллов А.В.Современные подходы к формированию ПК- бренда организации Новое поколение. 2018. № 17. С. 30-36.
11. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд - во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.
12. Карпова Т.П., Стуколова Л.З. Модель деятельности специалиста по организации работы с молодыми специалистами в негосударственных организациях // Вестник Международного института рынка. 2017. № 1. С. 72 - 77.
13. Корнеева Е.А. Сравнение бренда работодателя и ИК-бренда на примере компании ЮИЫЗОЫ & ЮИЫЗОЫ Экономика и управление: теория и практика // Сборник статей. Главный редактор Э.Н. Рябинина. Чебоксары, 2018. С. 166-171.
14. Кулькова И. В. Политика управления человеческими ресурсами компании как способ привлечения и удержания талантливых специалистов // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2015. № 6. С. 34-39.
15. Макарова И. К. Управление персоналом : учебник - М., 2002. - 303 с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.
17. Минчингтон Б. ИЯ-бренд: как стать лидером. Строим компанию мечты [перевод с английского] / Юнайтед Пресс.-2011.-С.27-28.
18.Одегов, Ю. Г. Управление персоналом : учебник для бакалавров / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 513 с.
19.Татарченков И.А., Валинурова Н.Г.Создание и продвижение бренда современной организации // Синергия Наук. 2018. № 28. С. 70-75.
20.Черников Б. В. Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников // Вестн. Томского гос. ун-та. 2014. № 385. С. 153-158.
21.Чунина М.Е., Тихонов А.И. Совершенствование системы адаптации персонала работников банков // Московский экономический журнал, 2019. № 1. С. 48
22. Эфендиев А. Г. О., Балабанова Е. С., Ярыгина Е. О. Почему они уходят? факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы // Экономическая социология. 2012. № 4 (13). С. 226-230.
23. Коллективный договор предприятия: инструкция - Югорск, 2019 -
Неопубл.материалы.
24. Положение о проведении смотра-конкурса «Лучший филиал в сфере работы с молодежью» : инструкция - Югорск, 2010 - Неопубл.материалы.
25. Положение о психологическом сопровождении адаптации молодых
специалистов : инструкция - Югорск, 2013 - Неопубл.материалы.
26. Положение о работе со студентами и молодыми специалистами : инструкция - Югорск, 2015 - Неопубл.материалы.
27. Положение о стимулировании молодежных активов филиалов : инструкция - Югорск, 2009 - Неопубл.материалы.
28. Положение об организации работы по профориентации и целевой
довузовской подготовке : инструкция - Югорск, 2013 - Неопубл.материалы.
29. Положение о молодежном комитете филиала: инструкция - Югорск, 2016 - Неопубл.материалы.
30. Демушина О.Н. Кадровое делопроизводство [Электронный ресурс]: учебное
пособие / О.Н. Демушина; Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Россий- ская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ». - Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа:
й11рз://у1дг.гапера.ги/Шез/17б/е117б/Демушина%20О.Н.%20Кадровое%20делопроизводство.рбГ
31. Дробышева Т.В., Войтенко М.Ю., Дробышева М.М. Образ своего поколения в представлении разных групп Россиян (на примере поколения «Беби- бумеров», «X» и «Миллениум») Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51). С. 220 -230.
32. Киселев И.Я. Трудовое право в тоталитарном обществе (Из истории права ХХ века) / РАН. ИНИОН. Отд. правоведения; Отв. ред. Клинова Е.В. - М.,
2003. - 84 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_15614073_85981118.pdf
33. Мартынов В.Г., Вазовская Н.М. Новая роль ассоциаций и профессиональных сообществ в сфере дополнительного профессионального образования //Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2014. № 25. С. 3-8. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22961373
34. Никодимова Е.А., Гребнев Д.А. Методические рекомендации по организации
профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на региональном рынке труда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psihdocs.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-
proforientacionnoj -r-v2.html
35. Поколение Y: разные этапы жизни - разные привычки // Официальный сайт публичной социологической исследовательской компании Nielsen [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru.html(дата обращения 09.10.19).
36. Ревин И.А., Сучков Г.В. Использование профессионально -образовательных
сообществ и средств ON-LINE обучения в системе высшего
профессионального образование // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 741.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22877963
37. Теория поколений в России / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rugenerations.su
38. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг Менеджмент, 2007. №
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://old.executive.ru/publications/specialization/newfolder8086/article_5457/(дата обращения: 10.11.2019).
39. Ядов. В.А. Стратегия социологического исследования. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://univer.nuczu.edu.ua/tmp_metod/658/Yadov.pdf