ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.2 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ 13
1.3 ВИДЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ 21
1.4 ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ И
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 25
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ НА РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ 32
2.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ
ПРОДУКЦИИ И ФОРМИРОВАНИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
2.2 АНАЛИЗ ОПЫТА РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО
ВЫБОРУ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ 41
2.3 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ И СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
ОАО «ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД» 50
3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ 62
3.1 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 62
3.2 АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
Развитие рыночной экономики в России ставит серьезные задачи перед отечественными производственными предприятиями. В достаточно короткие сроки экономическая политика открытых границ привела к необходимости конкурировать не только с отечественными, но и с достаточно качественными и дешевыми импортными товарами. С каждым годом усиливается налоговый пресс государства, растут требования к качеству продукции и услуг со стороны потребителя, более того эти требования жестко защищаются законом.
Все это говорит о том, что стадия стихийного развития предприятий завершена и заставляет предпринимателей и руководителей все чаще обращаться к научным разработкам, строить свой бизнес в соответствии с законами цивилизованного рынка.
Важнейшим инструментом в улучшении работы промышленного предприятия становится логистика. Логистика предлагает новый подход к организации эффективного доведения готовой продукции предприятия до конечного пользователя. В современных условиях диапазон видов деятельности, охватываемый логистикой, постоянно расширяется, включая не только внутрифирменную, но и межфирменную логистическую интеграцию и координацию.
Конкурентоспособность на рынке в значительной степени определяется наличием системы логистического обслуживания заказов потребителей, и, следовательно, уровнем качества предоставляемого обслуживания.
Клиент осуществляет выбор необходимых ему товаров или услуг среди ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает те из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности. Повышение уровня качества выполнения заказов одновременно со снижение его стоимости способствует увеличению объема продаж.
Проблема распределения продукции в логистической системе обостряется жесткими финансовыми условиями, в которых осуществляется планирование поставок продукции, недостаточным уровнем надежности российских предприятий поставщиков, значительным временным интервалом между началом планирования поставок и их осуществлением и, следовательно, низким уровнем логистического обслуживания потребителей.
Повышение качества распределения продукции требует, как правило, дополнительных затрат. Однако, необходимость снижения общих логистических затрат требует достижения высокого качества при одновременном сни - жении уровня себестоимости предоставляемого обслуживания.
Обозначенные обстоятельства обуславливают актуальность исследования проблемы выбора логистических стратегий распределения промышленных предприятий.
Цель настоящей работы заключается в совершенствовании методического инструментария при формировании стратегии распределения продук - ции промышленного предприятия и его распределительной сети.
Для достижения данной цели в работе решаются задачи:
• исследовать виды распределительных стратегий промышленного предприятия, их взаимосвязь с конкурентными и корпоративными стратегиями;
• исследовать варианты распределительных сетей, факторы, определяющие выбор их вида и конфигурации;
• уточнить условия применимости распределительных стратегий предприятия и усовершенствовать методические основы выбора распределительной стратегии;
• предложить методику формирования распределительной сети промышленного предприятия.
Объектом исследования в работе является деятельность промышленного предприятия в сфере распределения продукции.
Предмет исследования - методические основы формирования стратегии распределения продукции промышленного предприятия и его распределительной сети.
Методологической базой исследования в работе являются инструменты теории логистики, менеджмента, экономики предприятия, финансового менеджмента, стратегического менеджмента.
В работе используются следующие методы исследования: эмпирические методы (наблюдение, измерение, сравнение, изучение литературы) и экспериментально-теоретические методы (анализ, моделирование, синтез).
Теоретическую основу исследования составили учебники, учебные пособия, монографии отечественных и зарубежных ученых в сфере экономики менеджмента и логистики: Доналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж.Клосс, Джеймс Р.Сток, Дуглас М. Ламберт, Джонсон Д., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Аникин Б.А., Гаджинский А.М., Лукинский В.С., Миротин Л.Б, Родников А.Н., Сергеев В.И., Дыбская В.В., Моисеева Н.К., Григорьев М.Н. и др.
Эмпирическую базу исследования составили данные бухгалтерской отчетности и внутренние документы ОАО «ВИЗ».
Элементами научной новизны являются следующие разработанные в диссертации положения:
• уточнена классификация стратегий распределения продукции промышленного предприятия с учетом конфигурации используемых каналов распределения и обоснована взаимосвязь логистических стратегий предприятия с его корпоративными и конкурентными стратегиями, что позволяет более точно определить условия применимости конкретных распределительных стратегий;
• разработан методический подход к выбору стратегии распределения продукции промышленного предприятия, основанный на ранжировании целевых ориентиров компании и учете ее конкурентной и логистической стратегий, позволяющий повысить эффективность распределительной деятельности предприятия;
- разработан алгоритм формирования распределительной сети предприятия включающий различные наборы операций и технологии их реализации в зависимости от выбранной стратегии распределения, что позволяет сформировать наиболее эффективную распределительную сеть для условий деятельности конкретного предприятия...
В диссертационной работе проведена разработка методического подхода к формированию стратегии промышленного предприятия и его распределительной сети.
В первой главе проведен обзор существующих исследований в области формирования распределительных стратегий промышленных предприятий. Проведен анализ существующих подходов к классификации логистических распределительных стратегий и их взаимосвязи с корпоративной и конкурентной стратегиями предприятия. Проведен анализ и уточнение понятийного аппарата распределительной логистики.
Во второй главе проанализирован международный и отечественный опыт организации распределения продукции на промышленных предприятиях.
Анализ опыта распределительной логистики зарубежных промышленных компаний показал, что в последние годы в данной сфере сложились две основные тенденции: повсеместное внедрение информационных технологий и передача логистических операций на аутсорсинг. Обозначенные информационные системы (ЕКР/ЗСКР, ЕВ!) направлены на интеграцию бизнес-процессов предприятий в сетях распределения (производителя, посредников, оптовых и розничных торговцев), что позволяет снизить транзакционные издержки при доведении продукции до потребителя, устранить неопределенность в цепях поставок и тем самым оптимизировать запасы. Второе направление, логистический аутсорсинг, позволяет производителям сокращать издержки за счет устранения непрофильных видов деятельности и минимизации запасов готовой продукции. Логистические операции в сферах распределения и сбыта частично или полностью передаются квалифицированным профессионалам, имеющим необходимую материально-техническую базу, это позволяет повысить эффективность распределения, расширить рынки сбыта.
Анализ опыта российских промышленных предприятий позволил выделить четыре основных направления в формировании стратегий распределения, каждые из которых обладает преимуществами и недостатками. При выборе конкретной стратегии из обозначенных выше предприятию следует учесть следующую зависимость: чем больше логистических функций передается на аутсорсинг, тем, как правило, ниже капитальные и текущие издержки распределения, однако в этом случае снижается степень контроля процессов сбыта и повышаются риски.
Более подробно во второй главе анализируется сбытовая деятельность промышленного предприятия ОАО «ВИЗ». В результате анализа, установлено, что используемая предприятием система сбыта имеет всего один распредели - тельный центр - склад готовой продукции. Существующая система сбыта продукции ОАО «ВИЗ» оправдана для условий малого круга покупателей и узкого географического сегмента сбыта. При диверсификации структуры сбыта и вы - ходе на новые рынки предприятию требуется модифицировать систему распределения в соответствии с логистическими принципами и выбрать наиболее обоснованную логистическую стратегию.
В третьей главе осуществляется разработка методического инструментария по выбору стратегии распределения и алгоритма формирования распределительной сети. В том числе разработан универсальный методический подход к выбору стратегии распределения промышленного предприятия, который опирается на ранжирование целевых ориентиров компании с учетом ее конкурентной стратегии; разработан алгоритм формирования распределительной сети предприятия с учетом выбранной стратегии; проведена апробация разработанных инструментов на примере ОАО «ВИЗ»: на основе предварительного анализа компании выбрана стратегия аутсорсинга распределительной логистики и разработан план формирования распределительной сети с использованием методологии сетевого планирования.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская . - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2010. - 116 с.
2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИН- ФРА-М, 2013. - 320 с.
3. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2013. - 432 с.
4. Арутюнова Д. В. Методология системного подхода в формировании адаптивного механизма управления организацией [Текст] / Д.В. Арутюнова// Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 52. № 8. С. 17-21.
5. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие/ Д. В. Арутюнова - Таганрог : Издательство ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
6. Артюнова Д.В. Выбор стратегии распределительной логистики в организации // Альманах современной науки и образования, 2013. № 3. С. 23-26.
7. Балдин К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие / К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 312 с.
8. Бобкова В.М. Логистика распределения: конспект лекций / В.М. Бобкова. - СПБ: Изд-во СПбГИЭУ, 2011. - 91 с.
9. Бродецкий Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г.Л. Бродецкий, Д.А. Гусев. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
10. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 320
11. Г аджинский А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Г аджинский. - М.: Дашков и К°, 2013. - 420 с.
12. Гайдаенко А.А. Логистика / А.А. Гайдаенко. - М.: КноРус, 2014. - 267 с.
13. Гришина Е. Логистика в металлургии: проблемы и решения // Машиностроитель. - № 10, 2008. - с. 15-19.
14. Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс : учебник для магистров / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - 3-е изд., перераб и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 734 с.
15. Залманова М.Е. Управление системами переработки, хранения и доставки продукции. - Саратов: СПИ, 2012.-148с...