Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Работа №100125

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ 7
1.1. Методики интенсивного обучения иностранным языкам 7
1.1.1. Суггестопедический метод 17
1.1.2. Метод активизации резервных возможностей личности и
коллектива 19
1.1.3. Эмоционально - смысловой метод 21
1.1.4. Метод погружения 23
1.1.5. Ритмопедия 24
1.1.6. Гипнопедия 25
1.1.7. Релаксопедия 26
1.1.8. Экспресс-метод 27
1.1.9. Интелл-метод 28
1.2. Проблемы преподавания русского как иностранного разным
народам 30
1.3. Возможности применения интенсивного курса в отношении
русского языка как иностранного 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 49
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИНТЕНСИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ 50
2.1. Теоретическая основа и организация опытно - поисковой работы по
формированию коммуникативной компетенции при обучении русскому как иностранному 50
2.2. Ход опытно поисковой работы по формированию коммуникативной
компетенции при обучении русскому как иностранному 59
2.3. Результаты опытно поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции при обучении русскому как иностранному
81
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90


Актуальность исследования. Наше время диктует нам не только тенденции развития, но и скорость, с которой люди должны усваивать и применять новые знания. На первый взгляд общество стремится только к гедонизму, что прослеживается через социальные сети: путешествие по миру, возможность уехать жить в другую страну - это некоторые показатели успешной жизни. Если не просто смотреть на эти «красивые картинки», а анализировать, какими знаниями необходимо обладать, чтобы комфортно чувствовать себя даже в коротком международном путешествии, то понимаем, что знание иностранного языка просто необходимо. Все родители мечтают, чтобы их дети были умнее, чем они, поэтому очень много иностранных студентов, студентов по обмену пытаются поступить в ведущие университеты. Для того чтобы учиться в чужой стране необходимы знания языка, но уже более глубокие, нежели для простого путешествия. Еще в начале 2000-х люди стремились учить европейские языки, но сейчас тенденция меняется - все больше иностранцев заинтересованы в изучении русского языка как иностранного (РКИ) и азиатских языков. Так как осознание необходимости владения каким-либо языком приходит во взрослом возрасте, то и времени для изучения языка намного меньше, чем у ребенка школьника - поэтому развиваются методики интенсивных курсов. «Глобализация диктует установление прочных международных отношений, особенно между представителями пусть не соседних, но близких регионов, связанных крепкими историческими связями» М.Н. Крылова [25, с. 24].
Изложенное выше находит подтверждение и в противоречиях, существующих в теории и практике обучения:
- между прежним уровнем знаний и новыми знаниями, получение которых требует иного уровня коммуникативных компетенций учащихся;
- между более сложной коммуникативной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов обучения;
- между необходимостью развития коммуникативной компетенции обучающихся РКИ и отсутствием дифференциации содержания учебного предмета «Русский язык как иностранный» с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся.
Таким образом, актуальной представляется проблема поиска теоретико-методологического обоснования и разработки и апробации дидактических средств, способствующих интенсивному развитию коммуникативной компетенции отвечающих новым требованиям к условиям организации современного образовательного процесса на уроках РКИ.
Таким образом, методика интенсивного преподавания РКИ - одно из самых перспективных направлений в развитии педагогики. В XXI веке методика преподавания РКИ активно развивается и продвигается вперед, получает теоретическое обоснование и практические разработки, об этом свидетельствуют различные научные статьи и публикации.
Актуальность рассматриваемой проблемы, имеющиеся противоречия, а также высокий спрос на обучение РКИ в короткие сроки обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Разработка методики интенсивного формирования коммуникативной компетенции на уроках РКИ».
Объект исследования - коммуникативная компетенция учащихся на уроках русского языка как иностранного в интенсивном образовательном процессе.
Предмет исследования - методика интенсивного формирования коммуникативной компетенции на уроках РКИ
Цель - разработать, описать и экспериментальным путем проверить методику интенсивного формирования коммуникативной компетенции на уроках РКИ.
Следовательно, задачи исследования будут следующими:
1. Проанализировать и систематизировать данные педагогических исследований, посвященных проблеме интенсивного обучения русскому языку как иностранному, выделить специфические характеристики и предложить пути формирования.
2. Дать рабочее определение категории «русский язык как иностранный».
3. Разработать методику интенсивного обучения русскому языку как иностранному в помощь будущим преподавателям РКИ.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность методики по формированию коммуникативной компетенции на уроках РКИ.
Научная новизна:
— теоретически обоснована необходимость разработки нового методического курса интенсивного формирования коммуникативных навыков для иностранных студентов, изучающих РЯ;
— уточнены принципы и условия применения интенсивного курса к изучению РКИ;
— разработана и апробирована система дидактических средств, способствующих развитию коммуникативной компетенции у иностранных студентов, изучающих РКИ.
Основные методы исследования: анализ психологической
и педагогической литературы по теме исследования с целью определения степени разработанности проблемы; анализ психологических особенностей иностранных студентов, педагогических условий; анализ программ, учебников.
При обобщении, систематизации материала применялся описательный метод, при разработке уроков - метод моделирования, при проведении опытно-экспериментальной работы - метод педагогического наблюдения, тестирование студентов, эксперимент, качественно-количественный анализ данных, обобщение личного педагогического опыта.
Методологической основой исследования являются работы отечественных педагогов и психологов. Исследованием развития методики изучения РКИ занимались: Г. Лозанов, Г. А. Китайгородская, И. Ю. Шехтер, А.С. Плесневич.
Базой исследования стали студенты подготовительного курса РКИ Уральского Г осударственного Медицинского Университета г. Екатеринбурга. Исследование длилось два года на студентах 2019-2020гг. и 2020-2021гг. обучения.
Теоретическая значимость исследования. Обоснованы основные особенности менталитета иностранных студентов, характеризующиеся существенным отличием от менталитета русских студентов, которые затрудняют процесс обучения и снижают уровень мотивации учащихся к изучению русского языка.
Доказано, что необходимыми педагогическими условиями развития коммуникативной компетенции при интенсивном изучении РКИ выступают следующие: высоко квалифицированный педагог, владеющий РЯ на высоком уровне, современный методический материал, который можно трансформировать под ход образовательного процесса.
Разработана система дидактических средств с использованием упражнений, способствующих интенсивному развитию коммуникативной компетенции на уроках РКИ.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования разработанного комплекса методических материалов в вузовском обучении на практических занятиях в курсах «Теория и методика интенсивного обучения русскому языку как иностранному», а также в школьной практике и на курсах повышения квалификации учителей русского языка как иностранного.
Структура диссертации. Содержание магистерской диссертации изложено на 89 страницах. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка. Содержит 7 таблиц, 3 рисунка. Библиографический список содержит 78 источников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представленная в диссертации методика интенсивного формирования коммуникативной компетенции основана на актуальных методиках интенсивного обучения, также ориентирована на современный запрос.
2. Уровень развития методологической базы по обучению РКИ свидетельствует о необходимости переработки и дополнения, а также требует создания единого ресурса, современного и доступного преподавателям всех стран.
3. Только специально организованная педагогическая деятельность с использованием большого количества грамматических заданий и чередованием их с заданиями, формирующими коммуникативную компетенцию приведут к достойным результатам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена анализу существующих методик обучению иностранным языкам, теоретическому изучению различий менталитета иностранных студентов. На основе этих наблюдений нужно было построить новую методику, которая бы помогала преподавателям эффективно преподавать РКИ, и стала бы базой для построения новых методик, которые будут меняться в соответствии с запросом общества.
В выпускной работе мы рассмотрели современные методики, подходящие для интенсивного изучения всех, но чаще, европейских языков. Сделали вывод, что данные методики можно разделить на две группы: основанные на активизации личностных резервов обучающихся и основанные на использовании технических средств. В основном, все
обучение строится на методиках, акцентирующихся на использовании личностных резервов (метод погружения, метод активизации резервных возможностей личности).
Так как интерес к русскому языку как иностранному появился совсем недавно, логично было предположить, что методологическая база не просто устарела, а её скорее всего не существует. Так как двадцать первый век принято считать веком технологий, то осмелимся высказаться по поводу того, что в отношении всего образования, а не только лингвистике, нужно менять теоретическую базу: тексты должны описывать современный мир, ведь даже походы в магазины сильно изменились (не нужно общаться с продавцами, появились новые наименования и тд.). Следовательно, одна из острых проблем - нехватка непросто методического материала, а нехватка компетентных преподавателей, способных преподавать по-новому. Следующая острая проблема, с которой сталкиваются иностранные студенты - сложная грамматика русского языка, для принятия которой нужны годы. А мы строим интенсивный - сокращенный по времени курс.
Особый акцент сделан на том, что обучение русскому языку как иностранному - сложный, многоаспектный процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, способов познавательной деятельности, формирования коммуникативной компетенции. Это двусторонний процесс, в котором в совместной деятельности участвуют преподаватель и обучающийся. Деятельность обучающегося и ее эффективность зависят от мотивации, интересов, потребностей, индивидуализации процесса обучения, максимального учета особенностей личности обучающегося, от собственной активности учащихся, гибкого, творческого подхода педагога к отбору материала, способам его введения и закрепления.
Описан ход опытно - поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции при интенсивном обучении РКИ на основе пяти этапов. Продемонстрированы 3 урока из курса, который разрабатывался и апробировался нами в течение двух лет на студентах подготовительных курсов Медицинского Университета г. Екатеринбурга. Мы утверждаем, что на занятиях как можно больше времени следует уделять слушанию и говорению, чтобы учащиеся быстрее «вышли в речь». Для этого очень продуктивно использовать разнообразные игровые ситуации. Система упражнений, как правило, строится от простых заданий к более сложным. Наиболее простыми, но приносящими желаемый эффект, на наш взгляд, являются задания на отработку грамматических навыков по усвоению тем склонения, спряжения, согласования частей речи. Грамматические задания должны быть прописаны, ведь когда ученик читает - он проговаривает структуру, затем он прописывает предложения - и тоже проговаривает, и потом уже при прочтении написанного идет еще одно проговаривание, что обуславливает работу трех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной).
Следовательно, мы цель, поставленная нами в начале исследования: «описать методику формирования коммуникативной компетенции в РКИ», - достигнута.
Выполнены все задачи исследования:
Были проанализированы и систематизированы данные педагогических исследований, посвященных проблеме интенсивного обучения русскому языку как иностранному, выделены специфические характеристики и предложены пути формирования.
Дано рабочее определение категории «русский язык как иностранный».
Разработана методика интенсивного обучения русскому языку как иностранному в помощь будущим преподавателям РКИ.
Опытно-поисковым путем была доказана эффективность методики по формированию коммуникативной компетенции на уроках РКИ.


1. Абдуллоева Т.М. Коммуникативный метод обучения русскому языку в таджикских группах // Вестник Таджикского национального университета. 2014. № 3-7 (148). - 302 с.
2. Абраменко, О.В. Игровые задания как способ активизации владения русским языком как иностранным на начальном этапе обучения / О.В. Абраменко // Наука и практика: Сб. ст. междунар. научн. конф. молодых ученых; под ред. В.О. Бернацкого и др. - М.: Сова, 2016. - 100 с.
3. Арефьев А.Л., Дмитриев Н.М. Тенденции российско-китайского сотрудничества в образовании// Социология образования. 2016. № 11. - 117 с.
4. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). 2-е изд., испр. М., 2010. - 140 с.
5. Бердичевский А.Л. Современные тенденции обучения иностранному языку в Европе // Русский язык за рубежом. 2002. №2
6. Березовская Я.Л. Изучение русского языка в Китае//Евразийский вектор: проблемы международного образования Челябинск, 2016. - 154 с.
7. Бодалев, А.А. Психология общения Избр. психолог труды [Текст]/ А.А. Бодалев. - М.: Воронеж,1996 . - 205с.
8. Бондаренко, М.А. Приемы расширения лексического запаса учащихся [Текст] / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. - 2015. - № 11. - 200 с.
9. Брагина, Н. В. Краткосрочное обучение повседневному общению на русском языке в условиях отсутствия языковой среды (в Соединенном королевстве): автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н.В. Брагина [Текст]. М., 2011. - 21 с.
10. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
11. Веселинов Д. Иноязычное обучение в Европе- характеристика и тенденции, Обучение иностранным языкам, №5, 2013. - 154 с.
12. Власова-Куриц Н., Куриц С. О программе сохранения русского языка у детей русскоязычных родителей, живущих вне России, журнал «СловоШогй» 2005, №48/49. - 158 с.
13. Вольская, Н.Н. Коммуникативные средства невербального поведения в аспекте преподавания РКИ / Н.Н. Вольская // Коммуникативные исследования. - 2017. - № 3 (13). - 141 с.
14. Воронова Л.В.Межкультурный диалог в действии (из опыта реализации проекта «центры русского языка и культуры в Китае» по договору гранта фонда «Русский мир»)// Динамика языковых и культурных процессов в современной России Материалы IV Конгресса «РОПРЯЛ», проходящего в рамках I Педагогического форума «Русский язык в современной школе». 2014. - - 154 с.
15. Горбич, О. И. Диалог в преподавании русского языка [Текст]: учеб. пособие / О. И. Горбич. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 188 с.
16. Денисова-Шмидт Е.В. Русский язык в Германии, Русский язык за рубежом, №6, 2009. - 174 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ