1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕХОДА ОТ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССНОМУ ПОДХОДУ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6
1.1 Характеристики процессного подхода к управлению 7
1.2 Применение процессного подхода к управлению российскими и
зарубежными компаниями 14
1.3 Количественные показатели развития некоммерческого сектора в
Российской Федерации 17
1.4 Особенности выбора организационной структуры при реализации
процессно-ролевого подхода 23
1.5 Классификация бизнес-процессов 32
1.6 Выводы по первой главе 36
2 МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОЦЕССНО-РОЛЕВОМ
ПОДХОДЕ НА ПРИМЕРЕ ПО «РОСПОТРЕБИТЕЛЬ» 38
2.1 Архитектура потребительского общества «РосПотребитель» 38
2.2 Инструменты моделирования бизнес-процессов 57
2.3 Моделирование ключевых бизнес-процессов ПО «РосПотребитель» 66
2.4 Выводы по второй главе 74
3 РАЗРАБОТКА ИТ-ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОЦЕССНО-РОЛЕВОГО
ПОДХОДА НА ПРЕДПРИЯТИИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА 76
3.1 Календарное и ресурсное планирование ИТ-проекта 76
3.2 Оценка экономической эффективности ИТ-проекта 84
3.3 Выводы по третьей главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
РЕФЕРАТ
Тема выпускной квалификационной работы:
Моделирование бизнес-процессов предприятия на основании процессно-
ролевого подхода
Работа выполнена на 105 страницах, содержит 17 таблиц, 36 рисунков, 71
используемый источник.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена существующей необходимостью выбора эффективной концепции управления на предприятии некоммерческого сектора.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является корпоративная информационная система некоммерческой организации «РосПотребитель».
Предметом исследования являются бизнес-процессы, протекающие внутри организации.
Цель работы - моделирование ключевых бизнес-процессов организации для демонстрации процессно-ролевого управления, а также составление ИТ- проекта внедрения процессно-ролевого подхода на предприятии.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- провести анализ предметной области, а именно анализ количественных показателей некоммерческого сектора РФ;
- изучить подходы к управлению организацией, выявить преимущества и недостатки;
- рассмотреть популярные нотации и инструменты моделирования бизнес-процессов;
- изучить деятельность предприятия ПО «РосПотребитель»;
- провести моделирование ключевых бизнес-процессов предприятия согласно процессно-ролевому подходу;
- разработать полную модель предприятия;
- разработать ИТ-проект по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии некоммерческого сектора;
- оценить экономическую эффективность предложенного проекта.
В процессе написания магистерской диссертации был осуществлен подбор и дальнейшее изучение литературы на заданную тематику. Для целей исследования были собраны данные по функционированию предприятия ПО «РосПотребитель». Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в применении уже известных методов моделирования бизнес- процессов, разработки ИТ-проектов, оценки их экономической эффективности в новой предметной области, а именно в деятельности некоммерческой организации.
Результатом работы является получение процессно-ориентированных моделей ключевых бизнес-процессов предприятия, а также расчеты экономической эффективности ИТ-проекта по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии.
Практическая ценность данной работы заключается в готовности предложенных процессно-ориентированных моделей бизнес-процессов и ИТ- проекта по внедрению процессно-ролевого подхода к использованию на предприятиях некоммерческого сектора.
Исходя из необходимости руководящего звена любого предприятия в поиске эффективной управленческой концепции, целью выпускной квалификационной работы послужило составление процессно¬
ориентированных моделей ключевых бизнес-процессов некоммерческой организации, а также разработка ИТ-проекта по внедрению процессно-ролевого подхода на данном предприятии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать процессный подход к управлению, сравнить его с функциональным подходом;
- изучить опыт российских и зарубежных компаний в применении процессного управления;
- провести анализ предметной области, а именно анализ количественных показателей развития некоммерческого сектора в Российской Федерации;
- изучить особенности выбора организационной структуры при реализации процессно-ролевого подхода;
- рассмотреть классификацию бизнес-процессов;
- изучить деятельность ПО «РосПотребитель» и составить полную модель архитектуры предприятия;
- провести моделирование ключевых бизнес-процессов предприятия для демонстрации процессно-ролевой концепции;
- разработать ИТ-проект по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии;
- оценить экономическую эффективность ИТ-проекта.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является корпоративная информационная система некоммерческой организации «РосПотребитель».
В качестве предмета исследования выступают бизнес-процессы, протекающие внутри организации.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы был использован разнообразный по функционалу инструментарий. Так, для моделирования бизнес-процессов применялся программный продукт Aris Express, для создания блок-схем - векторный графический редактор MS Visio, для экономических расчетов - программа для работы с электронными таблицами MS Excel. Кроме того, для составления календарного плана и расчета стоимости проекта была использована программа MS Project.
Выпускная квалификационная работа включает в себя Введение, Заключение, Список использованных источников и следующие главы:
1. Теоретическое обоснование перехода от функционального подхода к процессному подходу в управлении организацией.
2. Моделирование бизнес-процессов при процессно-ролевом подходе на примере ПО «РосПотребитель».
3. Разработка ИТ-проекта по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии некоммерческого сектора.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию перехода от функционального подхода к процессному подходу при управлении организацией. В этой главе охарактеризован процессный подход к управлению, определены его преимущества и недостатки, проведено его сравнение с функциональным подходом. Кроме того, описан опыт российских и зарубежных компаний в применении процессного управления, проведен анализ предметной области, а именно анализ количественных показателей развития некоммерческого сектора в Российской Федерации. Также изучены особенности выбора организационной структуры при реализации процессно-ролевого подхода и рассмотрено несколько классификаций бизнес-процессов.
Во второй главе поэтапно разработана и описана полная модель деятельности ПО «РосПотребитель». Рассмотрены популярные нотации моделирования бизнес-процессов eEPC и BPMN, а также описаны программные продукты для моделирования в этих нотациях - Aris Express и Bizagi Modeler соответственно. Также, в данной главе представлены модели ключевых бизнес-процессов ПО «РосПотребитель» в нотации eEPC, составленные согласно процессно-ролевому подходу к управлению.
В третьей главе представлены результаты разработки ИТ-проекта по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии, в частности, проведено календарное и ресурсное планирование проекта, посчитана итоговая стоимость проекта с учетом инфляции, обоснована экономическая эффективность предлагаемого проекта.
В качестве теоретической базы выпускной квалификационной работы были использованы работы отечественных авторов Абражеевой Д. В., Балашова А. И., Варзунова А. В., Елиферова В. Г, Репина В.В., Тельнова Ю.Ф и других авторов, электронные ресурсы, такие как сайт Министерства юстиции РФ, сайт Министерства экономического развития РФ, сайт Федеральной службы государственной статистики, сайт Федеральной налоговой службы, устав и нормативная документация ПО «РосПотребитель», Конституция РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в применении уже известных нотаций моделирования, методов планирования, оценки экономической эффективности ИТ-проектов к новой предметной области, а именно к деятельности некоммерческой организации.
Результатом работы является процессно-ориентированные модели бизнес-процессов предприятия, разработка ИТ-проекта по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии с обоснованием его экономической эффективности. Эти результаты выпускной квалификационной работы в ближайшее время планируется использовать в деятельности ПО «РосПотребитель». Их практическая ценность заключается в готовности предложенных моделей бизнес-процессов и ИТ-проекта к использованию на предприятии некоммерческого сектора.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы ее цель была достигнута - были составлены процессно-ориентированные модели ключевых бизнес-процессов рассматриваемого предприятия, а также разработан экономически эффективный ИТ-проект по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
- охарактеризован процессный подход к управлению, проведено его сравнение с функциональным подходом;
- изучен опыт российских и зарубежных компаний в применении процессного управления;
- проведен анализ предметной области, а именно анализ количественных показателей развития некоммерческого сектора в Российской Федерации;
- изучены особенности выбора организационной структуры при реализации процессно-ролевого подхода;
- рассмотрена классификация бизнес-процессов;
- изучена деятельность ПО «РосПотребитель» и составлена полная модель архитектуры предприятия;
- проведено моделирование ключевых бизнес-процессов предприятия для демонстрации процессно-ролевой концепции;
- разработан ИТ-проект по внедрению процессно-ролевого подхода на предприятии;
- оценена экономическая эффективность данного ИТ-проекта;
В первой главе были рассмотрены теоретические основы бизнес- процессов, процессной и функциональной концепции управления. В этой главе описаны типичные проблемы, с которыми сталкиваются компании при внедрении процессного управления. Также были описаны особенности выбора организационной структуры при реализации процессного управления.
Во второй главе была подробно рассмотрена деятельность потребительского общества «РосПотребитель», составлена полная модель архитектуры предприятия, состоящая из следующих моделей деятельности:
- взаимосвязь миссии, целей и задач;
- взаимосвязь стратегических целей и задач;
- ключевые факторы успеха для реализации стратегии;
- существующие бизнес-процессы;
- взаимосвязь бизнес-процессов и бизнес-функций;
- организационная структура;
- связь приложений и бизнес-функций;
- ИТ-инфраструктура.
Также во второй главе дана характеристика наиболее часто используемым нотациям eEPC и BPMN, описаны программные продукты Aris Express и Bizagi Process Modeler, поддерживающие моделирование в этих нотациях. Смоделированы бизнес-процессы Коллективных закупок и Взаимного обмена товарами и услугами.
В третьей главе разработан ИТ-проект по внедрению процессного подхода к управлению в ПО «РосПотребитель», обоснована его экономическая эффективность.
Выбор концепции управления для организации эффективной деятельности компании крайне актуален для топ-менеджеров любого предприятия. Наиболее привычным способом структурирования компании является функциональный подход. Он получил широкое распространение еще с советских времен.
Наблюдения специалистов и тенденции последних лет показывают, что именно процессный подход лучше других зарекомендовал себя. Процессный подход признан наиболее действенным методом для организации эффективной деятельности компании. К таким выводам приходят ученые, начиная с 1970-ых годов и по настоящее время. Прогнозы относительно актуальности данного метода только положительные.
Согласно концепции процессного подхода деятельность компании рассматривают как совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов. Под бизнес-процессом понимается деятельность, преобразующая поступающие на вход ресурсы в конечный продукт, представляющий ценность для потребителя на выходе. В основе процессного подхода лежит понятие клиентоориентировнности.
В отличие от функционального подхода, процессный подход нацелен на результат деятельности, причем этот результат должен быть получен оптимальным способом.
Благодаря выделению бизнес-процессов на предприятии становится возможным осуществлять управление этими процессами - проектирование, регламентирование, непрерывное усовершенствование. Таким образом, под управлением организацией будет пониматься управление системой бизнес- процессов. Цель процессного подхода состоит в формировании в компании горизонтальных связей и уменьшении количества вертикальных связей. Данная методика нацелена на получение эффективных результатов в короткие сроки.
Подводя итоги всему вышесказанному, стоит отметить, что преимущество от использования процессно-ролевого подхода в первую очередь состоит в увеличении производительности труда. Каждый сотрудник знает список задач, которые на него возложены, осознает зону собственной ответственности. Процессное управление делает акцент на прозрачности деятельности в компании. В процессе внедрения процессного подхода создаются специальные документы - регламенты. Они позволяют отслеживать порядок выполнения процессов, а также результаты их выполнения. Кроме этого, благодаря использованию процессного подхода повышается качество производимых товаров или услуг.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. [Текст].
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 2 [Текст].
3. План мероприятий по развитию волонтерского движения в
Российской Федерации (утв. Правительством РФ 05.07.2017 N4723n-1144)
[Текст].
4. Абражеева, Д. В. Гражданское общество современной России / Д. В. Абражеева, А. А. Музыкин. — [Текст] : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017г.). — Москва :Буки-Веди, 2017. — С. 1-4.
5. Ансофф И. Стратегическое управление. [Текст] М. : Экономика, 2010- 303c.
6. Байков Д. А., Стрельцова Е. В., Чайка В. А., Широкова Г. В. Внедрение процессного подхода в российских компаниях [Текст]// Практика менеджмента. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. № 3. С. 178 - 198.
7. Балашов А.И. Управление проектами [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 с.
8. Белов П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 1[Текст]: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 211 с.
9. Белов П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 2[Текст]: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 250 с.
10. Белов П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 3 [Текст]: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 272 с.
11. Бочкарев Андрей Процессный подход к планированию и моделированию цепи поставок / Андрей Бочкарев [Текст]. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 294 с.
12. Бьяфоре Бонни Все по плану! Успешное управление проектами с использованием Microsoft Project [Текст] / Бонни Бьяфоре. - М.: Русская Редакция, 2015. - 304 с.
13. Варзунов А.В. Анализ и управление бизнес-процессами : учебное пособие / Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. [Текст] — Санкт- Петербург : Университет ИТМО, 2016. — 114 с.
14. Винокур М. Е. Организация производства и менеджмент. Учебно-методический комплекс [Текст]. — М.: Проспект. 2020. 168 с.
15. Грибов В. Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие [Текст]. — М.: КноРус. 2020. 224 с.
...