Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №100123

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы94
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 8
1.1. Технология развития критического мышления как дидактический
феномен 8
1.2. Применение технологии развития критического мышления при
обучении лексической стороне речи 18
1.3. Лексическая компетенция - необходимая основа иноязычной
коммуникации в письменной форме 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 45
2.1. Диагностика сформированности лексической компетенции у
студентов-лингвистов 45
2.2. Методика формирования лексической компетенции письменной речи.
Апробация приемов ТРКМ в опытном обучении 59
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


Современное высшее образование ставит перед собой задачу расширить способности обучающихся, сформировать личность, которая сможет адаптироваться к жизни в информационном пространстве, где международная коммуникация получила широкое распространение. Развитие экономических, производственных и торговых отношений между странами, необходимость сотрудничества между образовательными и культурными учреждениями, указывает на потребность подготовки высококвалифицированного специалиста, знающего иностранный язык.
Специалист должен обладать определенными качествами, быть открытым к конструктивной и творческой деятельности, регулярному росту. Гибкость и дисциплина ума, мобильность, управление своим познавательным процессом подразумевает критическую направленность мышления.
Указанные требования связаны с необходимостью формирования и развития критического мышления у студентов языковых направлений подготовки. Данный тип мышления является важным при обучении языку, становлении и развитии лексической компетентности.
Иноязычное общение во многом зависит от лексической базы обучающихся и умения использовать ее. Нередко именно лексическая сторона речи вызывает затруднения у тех, кто изучает иностранный язык, так как над лексикой требуется длительная работа, необходимо выстроить методически грамотную последовательность лексических упражнений для автоматизации лексических навыков. Более того, нужны подходящие условия для постоянного использования приобретенной лексики, ее обновления, интеграции и дальнейшего повторения.
Изучение государственных образовательных стандартов, учебно-методической литературы, наблюдение за коммуникативными процессами позволяет выявить растущую значимость формирования лексической стороны не только устной, но и письменной речи.
Развитие критического мышления студентов-лингвистов позволит будущим специалистам успешно осуществлять межъязыковое и межкультурное взаимодействие в письменной форме как в общей, так и профессиональной сферах общения, что является неотъемлемой частью лексической компетенции.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению технологии развития критического мышления при обучении лексической стороне письменной речи студентов языковых направлений подготовки.
Теоретическая ценность работы заключается в уточнении теоретико-методологических аспектов формирования лексической компетенции на основе технологии развития критического мышления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут лечь в основу разработки новых и совершенствования существующих подходов в обучении лексической стороне письменной речи с применением технологии развития критического мышления.
Актуальность данного исследования объясняется потребностью в знаниях иностранного языка для полноценной коммуникации. В процессе обучения языку одной из самых важных проблем является овладение лексикой, и, хотя в некоторых учебных пособиях описывается применение некоторых методических приемов на совершенствование лексической стороны речи, не всегда можно назвать их эффективными.
Научная новизна исследования состоит в том, что была предпринята попытка описать уровни сформированности различных компонентов лексической компетентности письменной речи, а также в обосновании необходимости использования в учебном процессе приемов технологии развития критического мышления применительно к письменной речи.
Объектом диссертационного исследования является процесс обучения лексической стороне письменной речи студентов языковых направлений подготовки.
Предметом исследования является применение приемов технологии развития критического мышления при обучении студентов языковых вузов лексической стороне письменной речи.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности методики обучения письменной речи на основе технологии развития критического мышления посредством использования приемов данной технологии у студентов языковых направлений подготовки.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать необходимость применения технологии развития критического мышления в процессе иноязычного образования студентов-лингвистов.
2. Рассмотреть понятие «лексика» как методический феномен, конкретизировать этапы работы с лексическим материалом.
3. Описать приемы технологии развития критического мышления при обучении лексической стороне письменной речи.
4. Раскрыть понятие лексической компетентности и описать уровни сформированности ее компонентов.
5. Диагностировать у выпускников лингвистов показатель сформированности компетенции в лексической стороне речи.
6. Выявить дефициты в компонентах лексической компетенции у бывших студентов-лингвистов путем анализа их текстов деловой письменной коммуникации.
7. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность методики обучения английской письменной речи с использованием приемов на основе технологии развития критического мышления.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют
работы:
- по теории деятельности в общей психологии (С. Л. Рубинштейн и др-);
- по теории речевой и иноязычной речевой деятельности (А. Н. Шамов, Н. Хомский и др.);
- а также концепции личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании и концепции коммуникативного подхода к обучению иностран-ному языку (И. Е. Пассов);
- по теоретическим основам обучения иноязычной лексике (Н. Д.Гальскова, Н. И. Гез и др.);
- по основам применения технологий критического мышления в ино-язычном образовании (И. С. Заир-Бек, И. О. Загашев).
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по предмету исследования, а также нормативной документации.
2. Эмпирические: анкетирование, опытно-экспериментальное обучение, анализ работ студентов и выпускников, количественный и качественный анализ полученных результатов, их статистическая обработка.
Базой исследования стала кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках (ЛиПКИЯ). В период с ноября 2021 г. по декабрь 2021 г. был проведен эксперимент среди студентов 4 курса групп УГИ-484001, УГИ-484008. В опытно-экспериментальном обучении приняли участие 15 студентов.
Апробация работы. Основные положения исследования были изложе-ны на следующих конференциях:
1. ХХ Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки» в ОТИ НИЯУ МИФИ, 2020.
2. IV Международная научно-практическая конференция «Пробле¬мы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе» в МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2020.
3. V Международный молодёжный конвент «Трансформация реальности: стратегии и практики» в УрФУ им. Б. Н. Ельцина, 2021.
Структура работы подчинена поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 64 наименования и 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели проблему использования приемов технологии развития критического мышления при обучении лексической стороне письменной речи студентов языковых направлений подготовки. Целью работы являлось теоретическое обоснование методики обучения письменной речи с использованием приемов технологии развития критического мышления, а также проверка ее эффективности.
Мы изучили понятие технологии развития критического мышления и ее роль в обучении. Выяснили, что использование ТРКМ способствует выполнению дидактических, педагогических, методических, психологических задач.
Рассмотрели понятие «лексика» и выявили, что обучение лексике - сложный процесс, и важно правильно организовать работу по улучшению лексического навыка. Проведенный анализ этапов работы с лексическим материалом позволил выявить цели и особенности каждого из этапов.
Описав некоторые приемы ТРКМ, такие как «Корзина идей», «Кластер» и других, пришли к выводу, что наличие данных приемов в обучении поможет развить лексические, коммуникативные навыки, совершенствует и устную, и письменную речь.
В данной работе мы подробно остановились на лексической компетентности, выяснив, что она представляет собой комплексную систему, состоящую из личных качеств обучающихся в соотношении с уже полученным и получаемым на данный момент языковым опытом. Было определено значение высокого, среднего, низкого уровня сформированности компонентов лексической компетентности. Проведена диагностика лексической компетенции у выпускников языковых направлений подготовки, определены дефициты в ее компонентах.
В исследовании отдельно выделен такой вид речевой деятельности, как письменная речь, подчеркнута необходимость ее совершенствования в связи со сложностью процесса выражения мыслей в письменной форме.
Завершающей задачей было опытно-экспериментальным путем доказать эффективность методики обучения письменной речи с использованием приемов на основе технологии развития критического мышления.
Актуальность и значимость использования приемов ТРКМ на занятиях по письменной речи очевидна, так как это помогает преобразовать образовательный процесс, привлечь внимание обучающихся, вызвать их интерес и мотивировать.
ТРКМ представляет собой важное средство для организации самостоятельной работы, для анализа информации с позиции логики, правильного использования дидактических ресурсов и материалов. Она совершенствует научные и творческие данные, улучшает активность, благоприятствует получению новых знаний, умений и навыков. Применение приемов технологии развития критического мышления позволяет реализовать себя, высказывать мнение. Такая возможность обеспечивает сильный стимул для познавательной деятельности.
Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что применение технологии развития критического мышления при обучении лексической стороне письменной речи положительно влияет на усвоение информации, формирует и совершенствует необходимые навыки работы с лексическим материалом, создает условия для тренировки письменной речи как вида речевой деятельности, способствует развитию лексической компетенции.



1. Адельшина Н. А. Развитие письменной компетенции школьников на старшем этапе обучения иностранному языку / Н. А. Адельшина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 10, ч. 1. - С.191-195.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
3. Астахова Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева. - М.: РАН, 2015. - 136 с.
4. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
5. Бабинская П. К. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку / П. К. Бабинская // Замежныя мовы у Рэспублщы Беларусь. - 2010. - № 4. - С. 3-7.
6. Баклашкина М. В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе / М. В. Баклашкина // Иностранные языки в школе. - 2009. - №1. - С. 8; № 3. - С. 9-17.
7. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
8. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.
9. Воронов В. В. Педагогика в двух словах / В. В. Воронов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 190 с.
10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
12. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
13. Герасимова Н. Н. Приемы педагогической техники [Электронный ресурс]. - 1ЖЕ: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2013/01/05/priemy-pedagogicheskoy-tekhniki (дата обращения: 07.11.2021).
14. Гин А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность. - М.: Вита-Пресс, 2006. - 112 с.
15. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ