ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОТВЕТСТВЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ПРОГНОЗНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и принципы ответственного кредитования 6
1.2. Зарубежный опыт ответственного кредитования 9
1.3. Этические принципы банковской деятельности 24
1.4. Повышение финансовой грамотности - политика государственного
значения 34
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ХОУМ КРЕДИТ БАНК» В ВЕКТОРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика деятельности банка 39
2.2. Рейтинговая оценка банка 42
2.3. Анализ кредитного портфеля и кредитных программ развития 45
2.4. Анализ конкурентоспособности 58
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ
3.1. Модели стандарта ответственного кредитования в банке (основана на
партнерских взаимоотношениях). В модели 8 позиций 61
3.2. Разработка концепции ответственного кредитования БХК 65
3.3. Реализация социально-ответственных проектов «Все для дома» и
«Герой» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А ««Кредитные карты Хоум Кредит Банка» 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Стандарты ответственного кредитования для ХКБ... .79
Залог успешного развития коммерческого банка - это завоевание доверия клиентов, стремление к укреплению и развитию долгосрочных двухсторонних взаимовыгодных отношений. Основополагающим фактором, оказывающим влияние на клиента при посещении банка и формирующим его лояльность, является удовлетворение его потребностей в ходе обслуживания, правильная оценка его финансового положения, честность и открытость перед клиентом, а также уважительное отношение к его мнению и возможным пожеланиям.
Термин «Ответственное кредитование» довольно субъективен. Банк в первую очередь выступает перераспределителем временно свободных денежных средств от одних субъектов экономики к другим. Требуя возврата кредитов, банк действует прежде всего в интересах тех людей, кто доверил ему свои денежные средства. В этом заключается смысл ответственности в области кредитования.
Важно постоянно работать над повышением доверия населения к банкам, которое подвергалось испытаниям прошедшими кризисами, и преодолением бытующих негативных стереотипов о банках. В последнее время эта работа и усвоение прошлого опыта начало приносить плоды: с одной стороны, банки стали более осмотрительны в выдаче кредитов, с другой стороны, надо отметить, что и финансовая грамотность населения России также растет. Это не может не восприниматься как положительный фактор, напрямую влияющий на качество задолженности.
В целом, российские банки ведут активную работу по развитию своих кредитных услуг, будь то внедрение принципиально новых продуктов или совершенствование существующих продуктов и практик, а главное - стремятся к более индивидуальному подходу к каждому клиенту. Так что можно ожидать, что ответственное кредитование в ближайшее время станет общей нормой работы российских банков.
Доступность кредитных ресурсов, как правило, предоставляет населению больший выбор для осуществления его экономических планов, но органам власти необходимо иметь в виду, что чрезмерная задолженность потребителей влечет за собой негативные последствия, возникающие в результате безответственного предоставления и использования розничных кредитных продуктов.
В России культура потребительского кредитования начала складываться с 2000-х гг., когда фактически была создана банковская система современной России. Стали формироваться традиции кредитования, основные механизмы взаимодействия граждан и банковского сообщества. Само понятие «ответственное кредитование» является новым для нашей страны, тогда как в развитых странах, прежде всего в США и в Европе, принципы ответственного кредитования имеют давнюю историю.
Создание в России эффективной системы ответственного кредитования является особенно актуальным процессом в настоящее время, учитывая непростую экономическую ситуацию. В условиях быстро меняющейся экономической конъюнктуры граждане должны уметь ориентироваться в обстановке, правильно оценивать свои финансовые возможности и выбирать наиболее оптимальные для них кредитные продукты. Банки должны предоставлять гражданам достоверную и полную информацию о займе, осуществлять тщательную оценку кредитоспособности потенциальных заемщиков, исходя из их возможности выплатить кредит полностью (как основной долг, так и проценты по нему), обеспечивать погашение клиентом кредита без возникновения у него финансовых трудностей.
Целью написания магистерской диссертации являются предложения по разработке модели ответственного кредитования в ООО «Home Credit Bank». В рамках поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
• Изучить сущность ответственного кредитования;
• Проанализировать существующую концепцию ответственного кредитования в банке;
• Выявить проблемы формирования ответственного кредитования
Объектом рассмотрения в магистерской диссертации является ООО «Хоум Кредит Банк», предметом рассмотрения является социально - ответственное кредитование как современный стандарт взаимодействия кредитора и заемщика.
Ключевые слова: социально-ответственное кредитование, этические принципы, социальная ответственность банка, комплексная модель ответственного кредитования, программы развития, стандарты ответственного поведения.
Ответственное кредитование является важной и существенной темой для финансовых предприятий, но на неё должны обратить внимание и все клиенты. Взятие займа является взаимным сотрудничеством, основанным на взаимопонимании, доверии и уважении. Взятые финансовые обязательства могут принести проблемы клиенту, если он не в состоянии оценить, является ли данное обязательство для него посильным. Для предприятия, однако, важно сделать все, чтобы клиент был хорошо проинформирован до принятия обязательств по взятию займа, и был бы в состоянии принять продуманное финансовое решение на основании этих знаний.
Принципы ответственного потребительского кредитования, формулирующие основы морально-этического отношения к обслуживанию клиентов в сегменте потребительского кредитования, направлены на создание условий по защите прав и законных интересов заемщиков и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе России, и таким образом, на повышение устойчивости финансовой системы.
Времена, когда банки «диктовали» свои условия, прошли, сейчас выживают и развиваются лишь те банки, которые готовы предоставить для клиента наиболее подходящие для них продукты и услуги с максимально понятными условиями. Конкурентоспособность заключается в высокой клиентоориентированностьи банка, возможность удовлетворить все необходимые потребности клиента.
Потребитель должен обладать достаточной финансовой грамотностью, для того чтобы сделать правильный выбор, особенно в области потребительского кредитования, где существует большое разнообразие продуктов и где неверное решение может иметь значительные долгосрочные отрицательные последствия для его благосостояния. Поэтому деятельность по формированию финансовой грамотности, обучению людей принимать решения исходя из имеющейся информации и понимать последствия их выбора очень важна.
Ответственное кредитование подразумевает не только ответственность кредитора за предоставляемые им услуги, но и ответственность заемщика за принимаемое решение. Большое внимание в развитых странах уделяется повышению уровня финансовой грамотности взрослого населения. Интересными и полезными являются курсы по формированию финансовой компетентности среди родителей и школьников.
Соблюдение и развитие ответственного кредитования в Хоум Кредит Банке на основании комплексной модели, рассмотренной в третьей главе, приведет к повышению качества кредитных продуктов, исключению ущерба деловой репутации, росту конкурентоспособности, снижению вероятности судебных тяжб и разбирательств, повышению лояльности клиентов. Ключ к успеху - это создание у клиентов реалистичных ожиданий, а затем эти ожидания нужно не просто оправдать, их нужно превзойти.
1. Борисов А.И. Потребительское кредитование, или жизнь взаймы // Банковское дело. №6, 2006 г. С.48
2. Балабанов И.Т. Экономика недвижимости - СПб: Питер, 2010
3. Браковская М.В. Суренкова Н.М. Этические и альтернативные банки: европейский опыт и перспективы в России. Научная статья. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.fa. ru/proj ects/mnsk/mnsk
4. Букин С.Е. Безопасность банковской деятельности: Учебное пособие.
— СПб: Питер, 2011 г. 288 с.;
5. Герасимов А.А., Управление просроченной задолженностью. [Электронный ресурс]. URL: http://www.napca.ru/press_centre/news
6. Горелая, Н. В. Организация кредитования в коммерческом банке: учебное пособие / Н. В. Горелая. - М.: Форум : ИНФРА-М, 2012. - 207 с.;
7. Е. С Алпатова, М. Н. Колодкин, Р. Р. Гараев Triodos как первый «зеленый» банк европы. Научная статья. 2017.-229 с.
8. Ермаков С.Л., Малинкина Ю.А. Рынок потребительского кредитования: современные тенденции // Финансы и кредит. 2006. №21 (225). С. 24-25.
9. Жиляков, Д. И. Финансово-экономический анализ отечественных и зарубежных банков. - М.: КНОРУС, 2012. - 368 с.;
10. Жукова Е.Ф.Банки и банковские операции: Учебник для вузов М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. 471 с.
11. Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и практики. Ближний Восток и современность. Выпуск 9, ИиБВ, М., 2011;
12. Информационный портал «Банки.ру». URL: http://www.banki.ru/
13. Киреев, В. Л. Банковское дело: учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. - М: КНОРУС, 2012. - 239 с.;
14. Костерина, Т. М. Банковское дело : учеб.для бакалавров / Т. М. Костерина ; Московский. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2013. - 332 с
15. Лаврушина О.И. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования М.: КНОРУС, 2012. - 267 с...