Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование структуры жизнестойкости у подростков 15 - 17 лет

Работа №100070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Жизнестойкость как психологический феномен 7
1.1.1. Понятие жизнестойкости 7
1.1.2. Современные представления о жизнестойкости 13
1.1.3. Психологические корреляты жизнестойкости 16
1.2. Особенности жизнестойкости у подростков 15 - 17 лет 18
1.2.1. Общая характеристика подросткового возраста 19
1.2.2. Формирования жизнестойкости в старшем подростковом
возрасте 23
1.2.3. Психологические корреляты жизнестойкости старших подростков 28
Выводы по главе 30
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И АТРИБУТИВНЫМ СТИЛЕМ У ПОДРОСТКОВ 15 - 17 ЛЕТ 33
2.1. Общая организация исследования и описание методик 33
2.2. Результаты исследования 36
2.2.1. Описательный анализ 36
2.2.2. Сравнительный анализ 39
2.2.3. Корреляционный анализ 45
2.3. Обсуждение полученных данных 54
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


В настоящее время быстрое развитие информационных технологий и рост интенсивности обмена информацией приводит к тому, что общество меняется с невиданной скоростью. Подросток оказывается не защищенным перед столь мощным информационным полем. Информационное общество, воздействуя на его сознание, меняет потребности и возможности, выдвигая за пределы привычной среды в принципиально новое неустойчивое пространство. Понимание мира как стойкого и управляемого все больше сменяется ощущением его как хрупкого и не предсказуемого.
Подростковый возраст представляют наиболее сложным и важным для развития адаптационных способностей, ему характерно большое количество трудностей и проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, что в результате делает его наиболее уязвимым.
На этапе преодоления многих возрастных проблем юноши и девушки умеют выдерживать неустранимую неопределенность жизни, что несомненно делает ее ценной, яркой и истинной, проявляют особые внутренние возможности, навыки и способности, которыми они могут воспользоваться в различных жизненных ситуациях.
Структура жизнестойкости представлена биологическим компонентом, социальным и психологическим. Осмысленность жизни, ответственность, самоконтроль, внутренние резервы, саморегуляция, мотивация, психофизиологические особенности - все это является предикторами жизнестойкости.
Так как подростковый возраст имеет свои особенности развития, разную степень физических, познавательных и личностных изменений, проблема исследования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте представляется для нас особо интересной и актуальной.
Большинство авторов, касаясь проблемы жизнестойкости, описывали ее как личностную черту человека формирующуюся в процессе жизни.
В настоящее время авторы подчеркивают важность исследований, направленных на изучение таких психологических характеристик человека, которые позволяют ему не только адаптироваться к непростым условиям жизни, но и выходить за пределы своих возможностей, использовать во благо то, что воспринимается как неопределенное, непонятное или трудное.
Объект данного исследования: жизнестойкость у подростков 15 - 17 лет.
Предмет исследования: структура жизнестойкости во взаимосвязи с толерантностью к неопределенности и оптимистическим атрибутивным стилем.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи компонентов жизнестойкости у подростков 15 - 17 лет с толерантностью к неопределенности и оптимистическим атрибутивным стилем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать теоретический анализ существующих
в психологической науке представлений о жизнестойкости;
2) Изучить современные исследования, посвященные изучению взаимосвязи жизнестойкости с толерантностью к неопределенности и оптимистическим атрибутивным стилем;
3) Подобрать методики, направленные на изучение жизнестойкости, отношения к неопределенности и атрибутивного стиля;
4) Провести эмпирическое исследование, позволяющее проверить гипотезы исследования;
5) Проанализировать данные в соответствии с результатами, полученными другими авторами.
Методологическая база исследования: концепция жизнестойкости (С. Кобейса, С. Мадди, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); теоретические представления о закономерностях развития подростка (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фильдштейн); теории каузальной атрибуции (М. Селигмана, Ф. Хайдера, Б. Вайнера, К. Двек, А. Бандуры); теоретические представления толерантности к неопределенности как черте личности (Д. МакЛейн, Т.В. Корнилова, И.Н. Леонов); психическое и психологическое развитие (Л.С. Выготский, 1927; Д.Б. Эльконин, 1956; Э. Эриксон, 1996; и др.); экзистенциально-гуманистический подход (В. Франкл, 1995, А. Маслоу, 1999; Г. Олпорт, 2002; К. Роджерс, 1984).
Жизнестойкость обеспечивается специфическими способностями человека устанавливать отношения с миром и другими людьми. Жизнестойкие отношения предполагают способность человека получать удовольствие от деятельности, способность открываться неизвестному и действовать в ситуациях, не гарантирующих успех, и обеспечивается таким компонентом как принятие риска. То есть существование риска, одного из компонентов жизнестойкости, непосредственно связано с неопределенностью.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что в старшем подростковом возрасте жизнестойкость связана с толерантностью к неопределенности, оптимизмом и осмысленностью жизни.
Это предположение конкретизируется в более частных гипотезах:
1. Жизнестойкость связана с полом, а именно, юноши более жизнестойкие, чем девушки.
2. Независимо от пола жизнестойкие подростки в возрасте 15 - 17 лет более толерантны к неопределенности и оптимистичны, их жизнь более осмысленна.
В отличие от американской культуры, на базе которой проведена большая часть исследований атрибутивного стиля, ценящая оптимизм и позитивное мышление, в русской культуре эти ценности недостаточно определены. Учитывая важность атрибутивного стиля для психологического развития подростков, на основе исследований атрибутивного стиля (Н.А. Батурин, Д.А. Циринг, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин), нами было выдвинуто предположение, что существует связь между жизнестойкими убеждениями подростков и оптимистичным атрибутивным стилем, так как атрибутивный стиль связан с психологическим благополучием и успешными действиями человека.
Эмпирическая база исследования. В выборочную совокупность вошли обучающиеся студенты 1 курса по направлению «Реклама» колледжа им. Ползунова, студенты 1 курса техникума индустрии питания и услуг «Кулинар», школьники 10-11 классов гимназии №202 «Менталитет», старшеклассники МАОУ СОШ №22 г. Серова и МАОУ СОШ № 23 г. Екатеринбурга. Всего в исследовании приняли участие 101 человек, из них 28 юношей и 73 девушки. В связи с необходимостью соблюдать самоизоляцию, исследование проводилось в формате анонимного онлайн- тестирования, проведенного с использованием «Google forms».
Для достижения поставленной цели использовались следующие методики: 1) Тест жизнестойкости вариант адаптации на русский язык был выполнен Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой, (далее - ЖСТ), 2) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (далее - СЖО); 3) Новый опросник толерантности к неопределенности Т.В. Корниловой, (далее - НОТН); 4) Опросник стиля объяснения успехов и неудач Т.О. Гордеевой (далее - СТОУН-П).
Для обработки полученных данных используются следующие методы: метод первичной описательной статистики (среднее значение и стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс) - применялись для описания полученных данных по четырем методикам (группы школьников и учащихся колледжа, юноши и девушки); непараметрический U-критерий Манна-Уитни применялся для выявления различий между юношами и девушками, а также старшеклассниками и студентами колледжа и техникума; коэффициент ранговой корреляции (Спирмен) - применялся для выявления взаимосвязи между показателями жизнестойкости, с одной стороны, и толерантности к неопределенности, оптимистического атрибутивного стиля, смысложизненных ориентаций, - с другой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическая часть настоящего исследования включает в себя анализ научной литературы, посвященный жизнестойкости как психологическому феномену, определяет ее структуру, предикторы и корреляты. Жизнестойкость представляется нам как интегральная характеристика, позволяющая успешно справляться с трудными жизненными ситуациями, не снижая эффективности деятельности и адаптации, и более того повышать качество своей жизни, личностно расти и развиваться.
Общая направленность феномена жизнестойкости определяется возможностью и способностью человека к преодолению и совладанию с трудными ситуациями на разных этапах жизни.
Приведенные эмпирические данные свидетельствуют о том, что позитивное отношение к неопределенности оказывается наиболее продуктивным для личностного развития подростков и их устойчивости к стрессовым ситуациям. Зрелое отношение к неопределенности и ее принятие позволяют определять неопределенное, приводить в порядок хаотичное, понимать непонятное, а также дает подрастающему поколению возможность осознанно относиться к происходящему.
В процессе работы нами были выполнены все поставленные научные задачи, необходимые для подтверждения выдвинутых гипотез.
Основная гипотеза о том, что в старшем подростковом возрасте компоненты жизнестойкости связаны с толерантностью к неопределенности , оптимистическим атрибутивным стилем и смысложизненными ориентациями, подтвердилась. Учащиеся подростки в возрасте 15 - 17 лет с высокими баллами по шкале жизнестойкости действительно, не зависимо от пола, оптимистичны и толерантны к неопределенности, их жизнь более осмысленна.
Жизнестойкость можно рассматривать как необходимый ресурс, который может способствовать повышению физического и психического здоровья подростков в возрасте 15 - 17 лет, их успешной адаптации в трудных ситуациях. Так как исследование проводилось в режиме изоляции и социального дистанцирования (закрытие школ и других учебных заведений), ситуация, выходящая за рамки обычного жизненного опыта, могла послужить причиной снижения жизнестойкости и повышения чувства тревоги и напряжения у подростков.
В итоге в проведенном исследовании жизнестойкости подростков в возрасте 15 - 17 лет большая часть (70%) имела средний и высокий показатель жизнестойкости. Полученные данные ожидаемы и оптимистичны. Следовательно, трудная жизненная ситуация не подрывает жизнестойкость. Более того, такая проблема как принудительное дистанционное обучение может стать источником укрепления жизнестойкости. В этом случае у школьников есть возможность «проверить свои силы», почувствовать вызов сложной ситуации. Они терпимы к ситуациям неопределенности и непредсказуемости. Главное, чтобы эта ситуация не предъявляла слишком высоких требований к молодежи. Необходимо поддерживать высокий уровень выносливости школьников, чтобы не снижать общий уровень самочувствия в таких стрессовых ситуациях как принудительное дистанционное обучение.
Согласно вышесказанному, выносливость, терпимость к неопределенности и оптимистичный атрибутивный стиль - взаимосвязанные характеристики. Знание смысложизненных ориентаций юношества важно для понимания существующих тенденций и общей направленности развития общества.
Практическая значимость нашего исследования выражается в возможности применения полученных результатов в работе социальных педагогов, психологов и родителями для определения способов оптимизации психологического развития старших подростков с целью повышения уровня их жизнестойкости.



1. Авдулова, Т.П. Гордеева О.А. Кризисные явления в развитии подростков
//Психологические исследования. 2010. №5 (13). ПЯТ:
http://psvstudy.ru/index.php/num/2010п5-13/386-ауди1оуа-еогдееуа13.Н1ш1(дата обращения: 13.10.2020).
2. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии //
Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред.
М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат,
2004. - С. 82-90.
3. Александрова, Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как
основе ее психологической безопасности в современном мире //Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. №.7
https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/o-sostav1yayuschih-zhiznestoykosti-1ichnosti-kak-osnove-ee-psiho1ogicheskoy-bezopasnosti-v-sovreшennoш-шire/viewer (дата
обращения: 14.09.20).
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - 1996.
5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. - С. 431.
6. Анохина, С.А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - №.2.
7. Анохина, С.А. Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2008. - №. 1.
8. Андреева, И.А., Анохина С.А. Стресс в подростковом возрасте. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2004. - №4.
9. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - №. 4.
10. Белова, E.A. Особенности учебного стресса старших школьников (гендерный аспект) //Женщина в российском обществе. - 2013. - №. 4. - С. 92¬97.
11. Бойко И.Н., Хамцова Н. Жизнестойкость как важная черта современного подростка //Сборник «Воспитание и его роль в становлении специалиста. -
2005.
12. Богомаз, С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека //Сибирский психологический журнал.- 2009 . - №32.
13. Виндекер О.С., Клименских М.В. Психометрические грани антихрупкости: толерантность к неопределенности, жизнестойкость и рост // Российский психологический журнал. - 2016. - № 3. - С. 107-122.
14. Выбор молодежью жизненного пути: опыт межрегионального
социологического исследования / Под ред. Е.М. Бабосова, М.Х. Титмы. Минск, 1988. С. 37; Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.- С. 211.
15. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо.- 2005. - 1136 с.
16. Гордеева, Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: разработка детского опросника оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология. - 2017. №2. - С. 50—60.
17. Гордеева, Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач //Cultural- Historical Psychology. - 2017. - №. 2.
18. Демичева, С.А., Махова И.Ю. Эмоциональный компонент экзистенциальных представлений студентов гуманитарного вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3.
19. Ефимова, О.И., Игдырова С.В. Ощепков А.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №1. - С. 61-71.
20. Жаткина, К.А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте / К.А. Жаткина // Молодежь и наука: сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. URL: http://conf.sfukras.ru/sites/mn2010/section15.html(дата обращения: 02.07.2020).
21. Зелигман, М.Э.П. Как научиться оптимизму: советы на каждый день. М.: Вече, 1997 //Seligman, MEP Learned optimism. NY: A Division of Random House, Inc. - 2006. - С. 46-48.
22. Иванова, М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков //Фундаментальные исследования. - 2013. - №. 10.
23. Земскова, А.А., Кравцова Н.А. Жизнестойкость, как интегральная характеристика личности, у курсантов МЧС России //Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2019. - №.3. - С. 94-105.
24. Карпунькина, Т.Н. Психологические векторы бессмысленности и отчуждения в жизни подростков //Сибирский психологический журнал. - 2015. - №.57.- С. 17-33.
25. Карпунькина, Т.Н. Душа подростка. Фрагменты из реальной жизни
//Новосибирск: Сибтехнорезерв. - 2006.
26. Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы //Краснодар: Парабеллум. - 2005.
27. Кондрашихина, О.А. Диагностика толерантности к неопределенности:
корреляция результатов психодиагностических измерений // Перспективы науки и образования. 2015. № 5 (17) С. 83-87 URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=24923105(дата обращения: 01.11.2020).
28. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. - М: Просвещение, 1989. - 256 с.
29. Корнилова, Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности //Психологический журнал. - 2010. - №.1. - С. 74-86.
30. Корнилова, Т.В. Принятие решений и риск: психология
неопределенности / Т.В. Корнилова // Электронное издание по проекту РГНФ. 2014. URL: https://docplayer.ru(дата обращения: 10.02.20).
31. Корнилова, Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска //Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2015.- №.40. - С. 3-3.
32. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений. - Аспект пресс, 2003.
33. Краснова, М.А. Стрессоустойчивость учащихся подросткового возраста //Academy. - 2016. - №.6 (9).
34. Крюкова, Т.Л., Куфтяк Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журн. практического психолога. - 2007. - №3. - С. 93-112.
35. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
36. Леонтьев, Д.А. Перспективы неклассической психодиагностики // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - № 4(12). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2010n4-12/353-leontiev12.html (дата обращения: 15.05.2020).
37. Леонтьев, Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006.
- С. 635 с.
38. Леонтьев, Д.А., Мандрикова Е.Ю. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2005. - № 4. - С. 37-42.
39. Леонтьев, Д.А., Осин Е.Н., Луковицкая Е.Г. Диагностика толерантности к неопределенности: Шкалы Д. Маклейна. - М.: Смысл, 2016. - 60 с.
40. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика
смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
41. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика
смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
42. Леонтьев, Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html (дата обращения: 14.02.2020).
43. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. М., -1998. -№ 8. -С. 31.
44. Магомед-Эминов, М., Квасова О., Савина О. Посттравматический рост как модель реагирования на геополитический кризис // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №1 (21). - С. 5-25.
45. Магомед-Эминов, М.Ш. Триада «Расстройство - Стойкость - Рост» как последствия экстремальной ситуации // Акмеология. - 2009. - № 1. - С. 53-63.
46. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - №6. - С. 17 - 21.
47. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - С. 425 с.
48. Махнач, А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. [Текст] / А.В. Махнач, А.И. Лактионова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010 - с. 44-45.
49. Махнач, А.В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие [Текст] / А.В. Махнач // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33, № 6. 9. 425
50. Мэй, Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение //Экзистенциальная психология. Экзистенция/пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. - 2001.
51. Мэй, Р. Мужество творить / Пер. с англ - М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2018.
52. Никитина, Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные
взгляды и исследования //Academy. - 2017. - №. 4 (19)
https://cvbedeninka.ni/ai1icle/iVlenomen-/hi/nestovkosti-kontsei.Msiva-sovTemennve-е/пГуаЬу212П^1еЬоеапгуа/е1е^сг (дата обращения: 24.08.2020).
53. Олпорт, Г. Становление личности. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
54. Постникова, М.И. Особенности жизнестойкости молодежи //Научный диалог. - 2016. - №. 1 (49).https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-/hi/nestoykosti-molode/hi/viewer(дата обращения: 10.08.2020).
55. Ран, Н.А., Городничева Е.В., Николаева Ж.В. Особенности проявления и
развития жизнестойкости у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №5; НВЬ: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=28092 (дата обращения: 16.11.2020).
56. Рассказова, Е.И. Динамика смысла в процессе совладания с тревогой // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005. - С. 176-179.
57. Рассказова, Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость и ее диагностика. - М.: Смысл, 2016. - 159 с.
58. Рубинштейн, С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. - 1973. - С. 19-46.
59. Сотниченко, Д.М. Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №.8.
60. Стефаненко, Н.А. Экзистенциальный выбор современного подростка //Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №. 3.
61. Тиллих, П. Мужество быть //Избранное. Теология культуры. М. - 1995. - С. 33-34.
62. Фаланина, А.А Формирование стрессоустойчивости подростков
посредством социально-педагогического тренинга. Выпускная
квалификационная работа.
http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/Ше/ррШпо_28_06_2019_01_11_04.pdf (дата
обращения: 16.12.2020).
63. Федотова, В.А. Жизнестойкость поколений современной России.
Новосибирск: Изд. ООО «СибАК», 2019. - 170 с.
64. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования //Вестник практической психологии образования. - 2011. - №.1. - С. 45-54.
65. Фоминова, А.Н., Жизнестойкость личности [Текст] / Фоминова А.Н. - М.: МПГУ, 2012.
66. Франкл, В. Воля к смыслу. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
67. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
68. Хайдеггера М. Бытие и время //одно из наиболее значительных философских произведений. - 1997.
69. Хвоина, Т.В. Особенности смысложизненных ориентаций у юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных средах. - 2011.
70. Цендровский, О.Ю. Понятие бытия (Зеуп) в философии М. Хайдеггера и её методологические особенности //Философская мысль. - 2016. - №. 9.
71. Циринг, Д.А.. Исследование жизнестойкости у беспомощных
и самостоятельных подростковhttps://cyberleпiпka.ru/article/п/issledovaпie-zhizпestoykosti-u-bespomoschпyh-i-samostoyatelпyh-podrostkov/viewer (дата
обращения: 18.12.2020).
72. Циринг, Д.А. Психология выученной беспомощности. - 2005.
73. Шамардина, М.В., Т.А. Матерова, Н.А. Першина Формирование жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями детей и подростков в образовании: учебно-методическое пособие / составители: - 2-е изд. 2016.
74. Шутенко, Е.Н. Смысложизненные ориентации подростков с разным уровнем развития рефлексии / Е.Н. Шутенко, Т.А. Севрюкова, Е.А. Павлова, А.Ю. Афанасенко // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. - № 4(6). - М., Изд. «МЦНО», 2017. - С. 85-91.
75. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM(дата обращения: 18.12.2020).
76. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 344 с.
77. Юрина, О.А. Развитие образа Я как фактор жизнестойкости
в образовательной среде у старшеклассников и студентов. 1990 https://psyjoumals.ru/psytel2009/issue/40836_full.shtml (дата обращения:
08.11.2020).
78. Юртаева, М.Н. Исследование когнитивных и личностных особенностей толерантности к неопределенности. Образование и наука. 2010. №8 (76).
79. Children’s Attributional Style Questionnaire-Revised: Psychometric
examination / M. Thompson, N.J. Kaslow, B. Weiss, S. Nolen-Hoeksema// Psychological Assessment. 1998. Vol. 10(2). P. 166—170. doi: 10.1037/1040-3590.10.2.166.
80. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H.S. Friedman (Ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998. P. 323-335.
81. Factor structure of the Children’s Attributional Style Questionnaire—Revised / S.P. Lewis, D.A. Waschbusch, D.P. Sellers, M. Leblanc, M.L. Kelley // Canadian Journal of Behavioural Science/ Revue canadienne des sciences du comportement. 2014. Vol. 46(2). P. 125—133. doi: 10.1037/a0035646.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ