Введение 3
Глава 1. Цикл и циклизация в литературе 9
1.1. Литературный цикл: история и объем понятия 9
1.2. Функции цикла в литературе 13
1.3. Разновидности литературных циклов 17
Глава 2. Принципы циклизации в новеллистке Р. Брэдбери 31
2.1. «Темный карнавал» 31
2.2. «Золотые яблоки солнца» 38
2.3. «Лекарство от меланхолии» 43
2.4. «Далеко за полночь» 52
2.5. «В мгновенье ока» 57
2.6. «Кошкина пижама» 63
2.7. «У нас всегда будет Париж» 67
Заключение 72
Библиографический список 77
Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012) - американский писатель двадцатого столетия, имя которого ассоциируется с развитием одного из самых интересных и увлекательных жанров художественной литературы - научной фантастики. Однако наряду с этим его перу принадлежат и реалистические произведения, а также относящиеся к жанрам фэнтези («Синяя бутылка», «Будет ласковый дождь»), сказки («Смерть и дева», «Апрельское колдовство») и притчи («Акведук», «Лед и пламя»). В. Джонсон, выдающийся исследователь работ Брэдбери, так описывает его творчество: «Рэй Брэдбери - писатель, с особым мастерством передающий свои мечты на бумаге... Его мечты о магии и перевоплощении, добре и зле, маленьком городе в Америке и каналах Марса... популярны и долговременны... Темы, которые интересуют Брэдбери, многочисленны: магия, ужасы, монстры; ракеты, роботы, путешествия во времени и в космосе; взросление в среднезападном городе в 1920-е годы и старение в заброшенной земной колонии на другой планете» [цит. по: Маркина 2006, с. 3].
Тем не менее, мировую известность и звание классика научной фантастики Брэдбери принесли в большинстве своем произведения именно этого жанра: антиутопия «451 градус по Фаренгейту» (1953) и цикл рассказов «Марсианские хроники» (1951). В этом отношении среди самых знаменитых его книг выделяется лишь «Вино из одуванчиков» (1957) - частично автобиографический роман.
Всего перу Брэдбери принадлежит одиннадцать романов, двадцать одна пьеса и двадцать восемь сценариев для кинофильмов. Но основную часть его наследия составляет около четырехсот рассказов и повестей, публиковавшихся в сорока семи авторских и редакторских сборниках на протяжении всей жизни писателя. Рассказ это единственный жанр в творчестве Брэдбери, произведения которого объединялись им в циклы (романных или стихотворных циклов у него нет).
Многие классики научной фантастики объединяли свои рассказы в сборники. В качестве примера можно привести таких известных писателей- фантастов, как Ж. Верн («Доктор Окс»), А. Азимов («Я, Робот»), А. и Б. Стругацкие («Шесть спичек»), Р. Желязны («Четверка на будущее», «Дилвиш проклятый»), К. Булычев («Люди как люди») и др. Однако нас заинтересовали принципы циклизации сборников рассказов Р. Брэдбери. Большое количество изданных за более чем шестьдесят лет сборников рассказов этого автора, отражающих процесс формирования его индивидуального писательского стиля, жанровых предпочтений и тематической направленности, представляют собой обширное поле для исследований.
В данной работе мы рассматриваем принципы циклизации авторских сборников рассказов Р. Брэдбери (в традиции американского литературоведения малые эпические произведения Брэдбери именуются «short stories» и переводятся на русский как «рассказы»; мы будем придерживаться этого жанрового наименования).
Для анализа нами были выбраны семь сборников рассказов: «Темный карнавал» (1947), «Золотые яблоки солнца» (1953), «Лекарство от меланхолии» (1959), «Далеко за полночь» (1976), «В мгновенье ока» (1996), «Кошкина пижама» (2004) и «У нас всегда будет Париж» (2009). Одним из принципов подбора стала принадлежность циклов к разным этапам жизни и, как следствие, к разным периодам творчества писателя. Особенностью трех из перечисленных сборников является то, что в каждый из них входят тексты, написанные в значительных временных интервалах, от шести до тридцати лет, что уже на данном этапе позволяет предположить наличие четко сформулированной авторской идеи, объединившей рассказы в сборник (а не просто по принципу одного времени создания). Мы так же рассматриваем первый и последний авторские сборники Брэдбери, сборник, написанный после многолетнего перерыва и явивший новый стиль письма автора («В мгновенье ока») и сборник, который наиболее ярко ознаменовал отказ Брэдбери от мрачных историй ужасов и обращение к исследованию человеческой психологии и житейских вещей («Лекарство от меланхолии»).
Выделенные сборники включают в себя рассказы, написанные в разных стилях (детективные истории, «акварельные» зарисовки, истории в стиле «нуар» и т. д.) и на предельно разные темы (классические для Брэдбери фантастические сюжеты, житейские истории, истории ужасов, психологические очерки). Соответственно, перечисленные сборники охватывают и широкий спектр эмоций - от мрачных и леденящих кровь рассказов до добрых, меланхоличных текстов...
В данной работе нами были рассмотрены принципы циклизации рассказов Р. Брэдбери на материале авторских сборников «Темный карнавал» (1947), «Золотые яблоки солнца» (1953), «Лекарство от меланхолии» (1959), «Далеко за полночь» (1976), «В мгновенье ока» (1996), «Кошкина пижама» (2004) и «У нас всегда будет Париж» (2009).
В результате проведенного анализа можно выделить определенные, характерные для всех сборников принципы объединения рассказов в циклы вне зависимости от времени написания и публикации рассказов, тематики, идейной направленности и уникальных черт каждого сборника.
Определяются три основных связующих элемента, переходящие из цикла в цикл:
1. Ключевым фактором является наличие обрамляющей конструкции. Состоящая из первого и последнего рассказов, она выступает в качестве самостоятельного произведения, своего рода «разорванного» диптиха, взаимодействующего с другими рассказами цикла. Смысловая наполненность обрамления может варьироваться и подвергаться изменениям в зависимости от авторской идеи и концепции всего цикла.
Так, в сборнике «Золотые яблоки солнца» рассказы, образующие обрамление, знакомят читателя с предметом изображения всего цикла, одиночеством, и вводят сквозные для всех рассказов элементы, осуществляющие связь между произведениями цикла на уровне образов, а также идейных, тематических, целевых и других нюансов, чье значение для правильной интерпретации авторского замысла важно не меньше, чем сюжетная составляющая. Мотивы отверженности, неприкаянности и одержимости какой-либо идеей, являющиеся магистральными темами рассказов, также впервые появляются в обрамляющей истории и в дальнейшем показываются под разными углами в остальных произведениях цикла.
Обрамляющая конструкция цикла образует единство. Тонкие, не всегда отчетливые, но выразительные параллели, проведенные сквозь весь цикл между первой и последними новеллами, раскрываются перед читателем и образуют дополнительный, более глубокий уровень понимания текста. Часто обрамление несет в себе функции как элемента, лишь знакомящего с циклом, так и его «скелета», квинтэссенции смысла всего сборника, сосредоточенной в двух новеллах.
Похожую роль играет рама, ключевое отличие которой от обрамления заключается в том, что место первого и последнего рассказов занимают пролог и эпилог (авторское вступление и заключение, предисловие и послесловие). Не являясь художественными текстами и формально не входя в состав цикла, они, тем не менее, влияют на читательское восприятие. Так, цикл «Кошкина пижама» открывает вступительное слово Брэдбери, в котором рассказывается история создания некоторых рассказов и дается основная идея сборника - летопись жизни автора, представленная в рассказах разных десятилетий. Эпилог «Кошкиной пижамы», в котором Брэдбери в форме поэмы пишет о былых мечтах, поддерживает заданную вступлением тему, выполняя функцию логического заключения автобиографии.
2. Роль еще одного элемента, объединяющего произведения цикла, выполняют общее место или время действия описываемых в рассказах событий. Их выбор не случаен и определяется авторским замыслом: так, например, неоднократное упоминание американских городов и штатов в рассказах сборника «Лекарство от меланхолии» призвано подчеркнуть реальность и обыденность описываемых ситуаций. Персонажи рассказов воспринимаются читателями как соотечественники, живущие в привычном и знакомом мире, сталкивающиеся с повседневными и знакомыми всем проблемами. Роль этой детали важна в контексте цикла, основная идея которого - изучение человеческой психологии.
К этому же разряду можно отнести упоминания определенных погодных условий, присутствующие в большинстве циклов и неразрывно связанные с их темой/темами.
Так, в сборнике рассказов «Далеко за полночь» стихия является второстепенным действующим лицом, которое влияет на состояние героев и управляет ими. Диаметрально противоположные условия - зной и прохлада - служат инструментами, с помощью которых автор, с одной стороны, вмешивается в жизнь своих персонажей, а с другой - показывает читателю внутренние переживания героев, воплощенные в природе: невыносимая жара служит символом подсознательного беспокойства и желанием перерождения, свежесть знаменует облегчение и завершение метаморфоз, гармонию.
Иногда в качестве связующего элемента данного типа может выступать небольшая, на первый взгляд, незначительная деталь, как, например, слово «год», неоднократно встречающееся в каждом рассказе сборника «В мгновенье ока». Этот нюанс несет в себе большую смысловую нагрузку, акцентируя внимание читателя на идее Брэдбери сделать главным действующим лицом цикла время как таковое.
3. Наличие микроцикла в четырех сборниках создает дополнительный уровень восприятия произведений. Являясь одной из составляющих сборника, микроцикл выступает в качестве самостоятельной единицы и может быть трактован как в контексте окружающих его рассказов, так и независимо от них.
Микроцикл может поддерживать основную идею сборника, позволяя читателю взглянуть на представленную тему в контексте других обстоятельств, или же связь между циклом и микроциклом может строиться на нарочитом, демонстративном противопоставлении замыслов, эмоционально-экспрессивных окрасок, тем, сюжетов и т.д...
I. Источники:
1. Брэдбери Р. В мгновенье ока / Р. Брэдбери; [пер. с англ. Е. Петровой]. - М.: Эксмо, 2014. - 352 с.
2. Брэдбери Р. Далеко за полночь / Р. Брэдбери; [пер. с англ. О. Акимовой, Я. Берлина, З. Бобырь, Н. Галь, Н. Григорьевой, В. Грушецкого]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2009. - 480 с.
3. Брэдбери Р. Золотые яблоки солнца / Р. Брэдбери; [пер. с англ]. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
4. Брэдбери Р. Кошкина пижама / Р. Брэдбери; [пер. с англ. О. Акимовой]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. - 320 с.
5. Брэдбери Р. Лекарство от меланхолии / Р. Брэдбери. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2014. - 288 с.
6. Брэдбери Р. Темный карнавал / Р. Брэдбери. - М.: Эксмо, 2001. - 496 с.
7. Брэдбери Р. У нас всегда будет Париж / Р. Брэдбери. - М.: Издательство «Э», 2016. - 224 с.
II. Научно-исследовательская литература:
8. Агеева Ю. П. Поэтика прозаических микроциклов в русской малой прозе 20-х годов ХХ века: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. П. Агеева; Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 21 с.
9. Афонина Е. Ю. Поэтика авторского прозаического цикла: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Ю. Афонина; Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2005. - 24 с.
10. Ачкасов А. В. Гейне в переводе А. Н. Майкова: вопросы циклизации /
А. В. Ачкасов // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2004. - Т. 4. №7 - С. 144-156.
11. Баженова В. В. Русский литературный сборник середины XX - начала XXI века как целое: альманах, антология: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. В. Баженова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2010. - 26 с.
12. Баланчук О. Е. Циклизация как принцип поэтики П. И. Мельникова- Печерского (на материале произведений 1840-1860-х гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Е. Баланчук; Марийск. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. - М., 2005. - 20 с.
13. Баранов С. В. Проблемы цикла и циклизации в творчестве В. Ф. Ходасевича: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Баранов // Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград, 2000. - 31 с.
14. Барковская Н. В. Книга стихов как теоретическая проблема / Н. В. Барковская, У. Ю. Верина, Л. Д. Гутрина // Филологический класс. - 2014 - №1 (35). - С. 20-31.
15. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / М. М. Бахтин // Эпос и роман. - СПб: Азбука, 2000. - Academia. - С. 194-232...