ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ МОЛОДЁЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1 Научные подходы к исследованию предпринимательства 6
1.2 Мотивация предпринимательской деятельности 21
1.3 Молодёжное предпринимательство в среде мегаполиса 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКА) 46
2.1. Челябинск как «площадка» для запуска и развития бизнеса: анализ позитивных
и негативных факторов на основе статистических данных 46
2.2 Особенности предпринимательской деятельности в Челябинске в оценках предпринимателей: результаты глубинных интервью с собственниками малого и
среднего бизнеса 52
2.3 Мотивы предпринимательской деятельности молодежи: результаты массового опроса молодых предпринимателей 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Путеводитель глубинных интервью с собственниками малого и среднего бизнеса 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для онлайн-опроса 93
Активное развитие молодёжного предпринимательства является одной из ключевых особенностей социально-экономической сферы в современной России. Молодые бизнесмены в возрасте до 35 лет зачастую видят в создании собственного бизнеса возможность реализации личного потенциала, приобретение престижного статуса, способ увеличения уровня дохода, и, в соответствии со своими возможностями запускают преимущественно проекты малого бизнеса и микропредприятия. Предприятия такого типа в свою очередь обеспечивают баланс и гибкость экономики страны, повышают уровень жизни населения, увеличивают спектр и инновационность предоставляемых услуг, дают дополнительные рабочие места.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что обсуждение и внедрение мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса представителями государственных органов имеет стабильный характер, а проект «Создание условий для легкого старта и расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к инфраструктуре поддержки» входит в федеральную программу национальных проектов России. Именно с молодёжным предпринимательством благодаря его новаторской сущности экспертное сообщество связывает перспективы перехода России на инновационную траекторию развития. Для разработки эффективных программ поддержки молодёжного предпринимательства важное значение имеют исследования субъектов предпринимательской деятельности - их целей, характера и устойчивости мотивации, оценок трудностей и проблем ведения бизнеса. Условия для успешного развития молодёжного предпринимательства можно обеспечить, изучив и нивелировав сложившиеся экономические обстоятельства и институциональные условия, которые выступают барьерами в становлении и развитии молодежного предпринимательства в России.
Объектом исследования в данной магистерской диссертации является молодёжное предпринимательство в Челябинске.
Предметом исследования выступает мотивация предпринимательской деятельности молодежи и факторы, её формирующие.
Цель исследования — определение характера, структуры и устойчивости мотивации молодого предпринимателя в условиях мегаполиса. В соответствии с данной целью решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию предпринимательства и выявить его качественные характеристики.
2. Систематизировать мотивы занятия предпринимательской деятельностью и определить структуру мотивации предпринимателя .
3. Раскрыть особенности развития молодёжного предпринимательства в условиях мегаполиса.
4. Проанализировать данные официальной статистики об основных показателях развития бизнес-среды, сопоставив тенденции в сфере малого и среднего бизнеса в Челябинске с общероссийскими показателями.
5. Выявить позитивные и негативные тенденции Челябинска как площадки для развития бизнеса
6. Выявить основные мотивы занятия предпринимательской деятельностью владельцев малого и среднего бизнеса в г. Челябинске и причины, снижающие уровень мотивации предпринимателей.
7. Выявить устойчивость ориентаций на предпринимательскую деятельность
Степень научной разработанности темы исследования. При оценке степени научной разработанности проблемы, необходимо разделить научные тексты на несколько групп.
В первую группу входят исследовательские подходы, раскрывающие определение предпринимательства. К исследованию феномена предпринимательства обращались зарубежные и российские социологи и экономисты: Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй, А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Найт, Б. Гильдебранд, К. Маркс, Й. Шумпетер, М. Вебер, В. Зомбарт, Э. Гидденс, И. Кирцнер, Д. Мак-Клеланд, Р.Дейли, Х. Фрейз. В.В. Радаев, А.И. Агеев, А.В. Безгодов, Т. И. Заславская.
Во вторую группу входит литература по мотивации предпринимателя. Данную тему исследовали социологи А. Маслоу, С. Адамс, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, В.И. Герчиков, А.В. Меренков, социальные психологи К.Альдерфер, Ф. Герцберг, Л. Портер и Э. Лоулер, Д. МакГрегор.
К третьей группе исследовательских подходов относятся социологические труды, посвящённые социологии молодёжи. К данной теме обращались и зарубежные исследователи - Г.С. Холл, Э. Клапаред, В. Штерн, Р. Розенмайр, Г. Шельски, Ш. Эйзенштадт, и отечественные - П. А. Сорокин, А. Кауфман, И. Янжул, А. Бернштейн-Коган, Ю.А. Зубок, В.Т. Лисовский.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют классические и современные подходы к исследованию предпринимательства, теории мотивации А. Маслоу, Й. Шумпетера, М. Вебера, Х. Хеккаузена, Д.МакКлелланда, В.И. Герчикова.
Эмпирическая база исследования:
1. Результаты онлайн-опроса молодых предпринимателей г. Челябинск, который был проведен с 1.04.2021 по 15.05.2021 (п=173).
2. Глубинные интервью с представителями малого и среднего бизнеса Челябинска (п=10).
3. Официальные статистические данные о количестве и социально-демографических характеристиках предпринимателей, количестве и структуре (по видам деятельности) субъектов малого и среднего бизнеса в России и в г. Челябинск.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения результатов проведенного исследования при разработке государственных программ поддержки молодёжного предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса в мегаполисах.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, в который включены 59 источников, и приложений.
Стремление новых поколений к самостоятельности и оперативному воплощению духовных и материальных амбиций, сокращение бюрократических процедур при создании бизнеса, цифровой прогресс современности приводят к тому, что молодые люди в возрасте до 35 лет зачастую приходят к решению запустить собственное предприятие. Поэтому исследование мотивационной структуры молодёжного предпринимательства является актуальным и перспективным направлением социологии. При этом феномен предпринимательства исследуется научным сообществом с 18 в. Тогда под предпринимательством чаще всего понималось небольшое хозяйство, которым владел и руководил один человек или семья. Поэтому первоначально при рассмотрении данной сферы для исследователей преобладающим являлся экономический подход: предпринимателя
рассматривали как экономическую функцию, акцентируя внимание на природе его прибыли и на объяснении источников роста активов.
Смещение научного ракурса при изучении феномена бизнеса произошло в конце 19 в.: тогда предприятия начинают вырастать в структуры со сложной бюрократизированной организацией, а предприниматель всё чаще имеет общественное влияние, власть и множество иных ресурсов. Это приводит к тому, что в научной среде оформляются структурный и социологические подходы, которые выделяют предпринимателя в отдельный социальный слой, изучают исторические предпосылки его появления и перспективы данной сферы занятости. Вместе с тем формируется психологический подход, в рамках которого выявляются уникальные личностные черты бизнесмена. В современных исследованиях феномен предпринимательства изучается на стыке различных подходов, теорий и концепций, позволяющих рассматривать его комплексно.
В первой главе данной работы помимо разнообразия научных подходов при изучении предпринимательства была рассмотрена и систематизирована структура мотивации предпринимателя. Она сочетает в себе прагматические и альтруистические мотивы, терминальное и инструментальное отношение бизнесмена к деятельности, по направленности работы система мотивации владельца бизнеса имеет как процессуальные, так и результативные мотивы, а сформирована мотивация может быть и внешними, и внутренними факторами.
Кроме того, в первой главе были выделены особенности молодёжного предпринимательства в условиях современного мегаполиса. С одной стороны, молодые люди отличаются рядом качеств, которые могут привести к успешному запуску бизнеса: высокий уровень мобильности, социальной активности, желание развиваться в профессии, наименьшая подверженность влиянию стереотипов, восприимчивость к изменениям, готовность рисковать. С другой стороны, молодые люди имеют затруднённость при интеграции в экономический, социальный, политический контекст пространства мегаполиса. Тем не менее, именно мегаполис является подходящим местом для развития молодёжного предпринимательства: образ жизни и экономика малых городов и сёл не успевают трансформироваться так же быстро, как крупный город.
Эмпирический анализ мотивации современного молодёжного предпринимателя в мегаполисе (на примере Челябинска) мы провели во второй главе работы. Для проведения данного анализа были использованы количественные и качественные методы. Количественные методы представлены методом анализа статистических данных и массовым опросом, качественные — методом глубинных интервью.
Анализ статистических данных показал, что малый и средний бизнес в Челябинске и Челябинской области широко представлен в различных сферах, но на протяжение периода с 2018 г. и по настоящее время статистические данные демонстрируют стабильный негативный тренд на снижение количества субъектов малого и среднего бизнеса. Сфера деятельности микропредприятий, субъектов малого и среднего бизнеса соответствует всероссийским и общемировым трендам: данные субъекты запускаются и развиваются, прежде всего, в сфере торговли и услуг. Средняя заработная плата в регионе отстаёт от среднероссийских показателей, что, с одной стороны, делает Челябинск комфортным для поиска сотрудников в новое предприятие, но с другой стороны, свидетельствует о низкой покупательной способности населения.
С помощью глубинных интервью мы подробно выяснили личностное восприятие предпринимателями условий ведения бизнеса в Челябинске. Предпринимателям свойственно позитивное мышление, стремление решать сложные, но интересные и решаемые задачи, интерес к социально-политическому контексту, в котором существуют они и их предприятия. Причиной создания бизнеса называются чаще всего ярко выраженные экзистенциальные потребности - в уверенности и самостоятельности, а также потребности в самовыражении, превращении хобби в источник заработка. Челябинск при этом в ответах бизнесменов предстаёт достаточно благоприятной средой для запуска бизнеса, в которой пользуются спросом уникальные продукты и услуги, существует возможность занять новые ниши, вызвать интерес инновационными форматами бизнеса. При этом в глазах предпринимательского сообщества город имеет ряд негативных тенденций, в числе которых, преобладание в экономике крупного металлургического бизнеса, неблагоприятная экологическая среда, отток населения и низкая платежеспособность горожан.
Ключевым методом сбора данных стал массовый опрос молодых предпринимателей Челябинска. Главными задачами опроса было выявление приоритетных факторов, влияющих на решение заняться предпринимательством, мотивационных установок и степени устойчивости предпринимательских ориентаций, факторов, снижающих мотивацию, а также степени склонности к риску. Итоги исследования показали, что молодые предприниматели принимают решение открыть бизнес, опираясь, прежде всего, на собственное желание, но важным фактором является удачное стечение обстоятельств. Желание иметь бизнес молодые предприниматели связывают, прежде всего, с необходимостью повысить уровень дохода, этой цели после открытия собственного дела большинству предпринимателей удалось достичь. Кроме того, молодой предприниматель в Челябинске после запуска бизнеса приобретает возможность полноценно реализовывать творческий потенциал и работать в свободном графике.
Доказано, что занятие бизнесом стабильно сопровождается риском, но бизнесмены отдают предпочтение умеренному риску с предсказуемыми перспективами. Среди факторов, снижающих мотивацию предпринимателя, - постоянные стрессы на работе, отсутствие стабильности и проблемы при поиске квалифицированных кадров. Однако, несмотря на множество трудностей, подавляющее большинство предпринимателей отказались бы перейти на работу наёмным сотрудником даже при условии, что их заработок остался бы прежним. Правда, молодые бизнесмены, ещё не достигшие желаемого уровня доходов, всё же претерпевают сомнения по поводу выбора предпринимательского пути и при условии сохранения уровня жизни готовы перейти на наёмную должность. Кроме того, выявлено, что молодые поколения предпринимателей Челябинска позитивно расположены к передаче бизнеса потомкам и положительно оценивают занятие предпринимательством представителей молодёжи, что влияет на высокую степень осознанности ведения бизнеса, а также на его инновационность, перспективность и социальную ответственность.
Молодёжное предпринимательство выполняет в мегаполисе важные социально-экономические функции, оно заполняет те современные инновационные рыночные ниши, которые не может охватить иной бизнес. Поэтому социологические исследования мотивации молодого предпринимателя дают множество данных для последующей оценки ситуации и являются необходимой информационной базой для формирования комфортной среды для развития бизнеса. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы представителями государственной и муниципальной власти для принятия управленческих решений по развитию и поддержки малого и среднего бизнеса в мегаполисе.
1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития // Финансы и статистика. - СПб., 2015. 345 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности // Мысль. - Москва, 1976. - 158 с.
3. Афонин А.Ю. Теории мотивации // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. №17. С. 209 - 219.
4. Блауг М. Очерк Кантильона. Экономическая мысль в ретроспективе // Дело. - Москва, 1994. 345 с.
5. Бацокин А. О. Актуальность двухфакторной теории мотивации Фридриха Герцберга // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. №5 (20). С. 56 - 72.
6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
7. Вебер М. Основные социологические понятия. Ч.1, II // М.: Прогресс, 1990. - 156 с.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. // М., 1990. - 208 с.
9. Волков, М.В. Современная экономика // СПб.: Питер, 2016. - 155 с.
10. Воробьёва М.А., Дворникова, М.Ю, Журавлёва, Е.С., Терещенко К. В. Особенности трудовой мотивации сотрудников образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2018. №5. С. 74 - 80.
11. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании // М.: Инфра-М, 2008 - 282 с.
12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
13. Грибанов Г. А. «Молодежное предпринимательство в России» // Социально-гуманитарные знания, №. 7. 2019. C. 134 - 140.
14. Елишев С. О. Современные подходы к определению понятия «молодежь» в социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2009. №3. С. 187 - 189.
15. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность,
структура, статус. // Социс. 1995. №3. С. 18 - 24.
16. Захаров Н.Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского чиновника // Социологические исследования.
2004. No 3. С. 113 - 120.
17. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа в СССР и после // Аспект- Пресс. - М., 2003. - 485 с.
18. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека // Издательство «Владимир Даль», - Санкт-Петербург, 2005. - 640 с.
19. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Социс. 2003. № 4. С. 44 - 46.
20. Замахина Т. «Госдума повысила возраст молодежи до 35 лет» // «Российская газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/23/vozrast-molodezhi-povysili-do-35-let- vkliuchitelno.htm(Дата обращения: 6.04.2021).
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // Питер. - СПб., 2000. - 512 с.
22. Иммиграция и эмиграция. Приезжие. Ксенофобия // Пресс-выпуск
ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/okhota-k-peremene- mest-zachem-i-pochemu (Дата обращения: 15.04.2021)
23. Кон И.С. Молодежь // Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М. 2008. С. 270
24. Кох И.А. Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности // Дискуссия. 2019. №5 (96). С. 56 - 87.
25. Кошарная Г. Б. Мотивация современных российских предпринимателей // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. №4 (36). С. 146 - 154.
26. Лисовский В.Т. Социология молодежи // Изд-во С.-Петербург. ун-та - СПб., 1996. - 345 с.
27. МакКлеланд, Д. Мотивация человека // СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
28. Малое и среднее предпринимательство в России: статистический сборник // М.: Росстат, 2019. С. 77 - 79.
29. Маслоу А. Мотивация и личность // СПб.: Питер, 1999. - 352 с.
30. Меренков А. В. Особенности и проблемы формирования профессиональных ориентаций учащейся молодежи // Университетское управление. 2009. No 6. С. 31-37.
31. Мкртчян Н. В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (137). 2017. С. 225 - 242.
32. Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Миграция сельской молодежи в современных условиях // Социология. 2018. № 4. С. 102 - 105.
33. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль // Дело. - Москва, 2003. - 360 с.
34. Никонов В. А. Характеристика российского предпринимателя в зеркале общественного мнения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 2 (42). 2017. С. 92 - 101.
35. «Образ молодого предпринимателя: новое поколение в бизнесе» // Аналитический центр «Эксперт ЮГ» [Эл. Ресурс]. Режим доступа: https://expertsouth.ru/news/novoe-pokolenie-v-biznese-ponyat-i- masshtabirovat (Дата обращения: 8.04.2021)
36. Официальный сайт администрации города Челябинска [Эл. Ресурс]. Режим доступа: https://cheladmin.ru(Дата обращения 7.05.2021)
37. Панкратов П.Б. «Особенности государственного регулирования
предпринимательства в мегаполисе» // Ученые записки Санкт-
Петербургского университета технологий управления и экономики. 2010. № 1 (27). С. 40 - 47.
38. Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? // Пресс-выпуск
ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
ййрз://’№сюш.ги/тбех.рйр?1б=236&шб=9387 (Дата обращения:
10.04.2021).
39. Радаев В.В. Экономическая социология // Изд. дом ГУ-ВШЭ, - Москва,
2005. - 203 с.
40. Реестр малого и среднего бизнеса [Эл. Ресурс]. Режим доступа: ййрз://гшзр.па1од.ги (Дата обращения: 10.04.2021)
41. Российский бизнес и коронавирус // Аналитический центр «НАФИ»
[Эл. Ресурс]. Режим доступа:
https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/rossiyskiy-biznes-i-koronavirus- chast-1 -predprinimateli-o-vliyanii-epidemii-na-ikh-biznes-i-o-potreb (Дата
обращения: 8.04.2021).
42. Самореализация личности по возрастным интервалам // Официальный
портал института социологии РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.isras.ru/pub1.htш1?id=5143 (Дата обращения: 15.04.2021).
43. Слепенкова Е. В., Киреева Н. С., Строганов И. А. Студенческие проекты как поддержка малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2017. №3. С. 42 - 52.
44. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 78
45. Социально-демографические данные по Челябинской области // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Эл. Ресурс].
Режим доступа: https://chelstat.gks.ru/population (Дата обращения
5.05.2021)
46. Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии // Издательство К.Т. Солдатенкова, - Москва, 1896. - 400 с.
47. Темницкий А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации // Социс. 2005. № 5. С.81-88.
48. Хеккаузен, Х. Психология мотивации достижения // Речь. - СПб., 2001. - 256 с.
49. Хмелева Е.С. Особенности мегаполиса и его инфраструктуры // Сервис в России и за рубежом. 2007. № 2. С. 194 -197.
50. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации // Питер. - СПб., 2009. - 352 с.
51. Ядов В. А. Мотивация труда: проблемы и пути развития
52. исследований / В. А. Ядов. - Советская социология : Т. 2. М.: Наука, 1982. - 432 с.
53. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. // М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
54. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Пер. с нем. - М.:
а. Издательство прогресс, 1982. - 440 с.
55. Alderfer C. P. Existence, Relatedness and Growth: Human Needs in Organi-zational Settings // New York: Free Press, 1972. - 198 p.
56. Hebert R., Link A.N. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Cri-tiques. N.Y.: Praeger, 1988. - 178 p.
57. McClelland D.C. The Achieving Sociaty. Princeton // New Jersy.: Van Nos-trand, 1961. - 512 p.
58. McClelland D. C., Winter D. G. Motivating Economic Achievement // N. Y.: Free Press, 1969. - 409 p.
59. Rotter J. B. Social learning and clinical psychology // New York: Prentice¬Hall, 1954. - 466 p.