Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения описанию инфографики 8
1.1 Понятие «инфографика» 8
1.2 Графическая грамотность 9
1.3 История инфографики 11
1.4 Функции инфографики 17
1.5 Классификация инфографики 18
Выводы по Главе 1 29
Глава 2 Методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с использованием мультимедийных средств 30
2.1 Подходы и принципы обучения описанию инфографики на
иностранном языке 30
2.2 Мультимедийные средства 38
2.3 Средства для дистанционного проведения занятий 43
2.4 Методика обучения описанию инфографики 47
2.5 Апробация 52
Выводы по Главе 2 56
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А
Актуальность исследования. Система высшего образования постоянно изменяется. В Свердловской области в настоящее время реализуется государственная программа "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года", задачами которой помимо прочих являются [25]:
- обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, удовлетворяющим текущие и перспективные потребности экономики Свердловской области;
- создание условий для повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина".
Инфографика является мощным экономическим и политическим инструментом, использующемся в целях рекламы, пропаганды и информирования. Специалисты, умеющие с ней работать не только на русском, но и на иностранном языке нужны как Уральскому Федеральному Университету, который активно поддерживает сотрудничество с иностранными университетами, развивает студенческие программы по обмену опытом, так и Свердловской области для успешной работы с зарубежными партнерами в различных областях производства и бизнеса.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования устанавливают необходимость приобретения студентами различных направлений подготовки иноязычной компетенции, способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий, готовности к составлению описания проводимых исследований и анализу результатов, способности к подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций [45].
Степень научной разработанности темы. Анализ научной литературы указывает на необходимость разработки новых методик образования для формирования требуемых компетенций у студентов вузов (Бим И. Л., Зимняя И. А., Гальскова Н. Д., Пассов Е. И., Гез Н. Н., Китайгородская Г. А.).
Вопросы создания, использования и интерпретации инфографики рассмотрены в работах Лаптева В. В., Cairo A., Tufte E., Smiciklas M., McCandless D., Lewi P. J., Krum R., Heller S., Knaflic C. N., однако процесс обучению описанию инфографики недостаточно разработан с методической точки зрения.
Следовательно, разработка новых методик обучения с использованием мультимедийных средств становится как никогда актуальной.
Анализ теории и практики обучения иностранному языку студентов различных направлений подготовки выявил ряд противоречий:
- высокие требования к владению иностранным языком студентами и сокращение количества часов иностранного языка в высшей школе;
- требования современного общества к умению ясно выражать свои мысли, доносить информацию до собеседника и малое количество дисциплин на различных направлениях подготовки, направленных на развитие коммуникативных навыков, онлайн курсы без практики общения;
- незнание студентами иноязычной терминологии, необходимой для описания систематизированных данных и графически представленной информации, и необходимость представлять различные проекты, результаты научных исследований, участвовать в международных конференциях и в некоторых случаях защищать диплом на иностранном языке.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методики обучения описанию инфографики на иностранном языке с использованием мультимедийных средств.
Объект исследования - процесс обучения описанию инфографики на иностранном языке с использованием мультимедийных средств.
Предмет исследования - методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с использованием мультимедийных средств.
Определение цели, объекта и предмета исследования требуют решения следующих задач:
1. определить понятие инфографики;
2. познакомиться с историей развития инфографики, типами, функциями, составными компонентами;
3. обозначить необходимые мультимедийные средства и компетенции, которыми должен обладать преподаватель, для работы с этими средствами;
4. выделить основные этапы методики обучения описанию инфографики;
5. разработать набор заданий для каждого этапа методики.
Для решения поставленных задач были применены следующие теоретические методы научно-педагогического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, программ и стандартов в области образования в Российской Федерации; предметно-логический и информационно-целевой анализ текстовых материалов.
Теоретическая значимость исследования:
1. определено понятие инфографики ;
2. представлена история развития инфографики;
3. собраны классификации различных типов инфографики;
4. выделены частно-методические принципы обучения иностранному языку, на которые следует отпираться при обучении описанию инфографики на иностранном языке, а именно принцип ситуативно-тематической организации обучения и принцип опережающей компьютерной подготовки.
Практическая значимость исследования:
1. разработана поэтапная методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с использованием мультимедийных средств;
2. разработан комплекс заданий для каждого этапа предложенной методики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В основу методики обучения описанию инфографики положены принципы и положения личностно-деятельностного, технологического и компетентностного подходов.
2. Методика обучения описанию инфографики опирается на общедидактические принципы: наглядности, доступности, направленности на автономию учащегося, модульный принцип; общеметодические принципы обучения иностранным языкам: коммуникативной направленности, профессиональной направленности, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности; частнометодические принципы: ситуативно-тематической организации обучения и принцип опережающей компьютерной подготовки.
3. Методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с использованием мультимедийных средств состоит из четырех этапов: ознакомительного, лексико-грамматического, подготовительного и практического.
Апробация:
1. Ковалева, А. Г., Зарифуллина, Д. П., Губина, Д. И., Ткачева, М. В., & Ушакова, А. Д. (2020). Поэтапная методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с применением информационно-коммуникационных технологий. Человеческий капитал, (11 (143)), 150-159.https://doi.org/10.25629/HC.2020.11.13
2. A. Kovaleva, D. Zarifullina, D. Kurmanova, M. Tkacheva, A. Ushakova
(2020) Teaching methods of infographic description in a foreign language with the use of information and communication technology, ICERI2020 Proceedings, pp. 2818-2824. ISBN: 978-84-09-24232-0 / ISSN: 2340-1095.
doi: 10.21125/iceri.2020.0650
3. Ковалева, А. Г., Ушакова, А. Д. Методика обучения описанию инфографики на иностранном языке. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса (13 сентября 2020 г.) - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. - 79 с. ISBN 978-5-907327-92-4
4. Ушакова, А. Д. Методика обучения описанию инфографики на английском языке студентов технических направлений подготовки. Фундаментальные научные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 15 октября 2020 г.). - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2020. - 59 с. ISBN 978-5-95283-427-9
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 27 рисунков, 1 таблицы, 66 страниц, 71 использованного источника и 1 приложения.
Инфографика является эффективным средством донесения информации, знаний и результатов исследований до широкой аудитории, однако существующие противоречия указывают на трудности, с которыми сталкиваются студенты высших учебных заведений при попытках представить данные в визуальном виде и дать к ним пояснения на иностранном языке.
Таким образом, разработанная методика обучения описанию инфографики с использованием мультимедийных средств призвана помочь студентам, которым необходимо представлять данные на иностранном языке, научиться делать это грамотно и эффективно. Кроме того, в процессе создания инфографики студенты учатся определять и отбирать достоверные источники информации, критически оценивать и анализировать данные, выбирать подходящую для представления информацию и наилучший способ ее представления, учатся ставить вопросы, необходимые для более детального понимания проблемы, развивают навыки работы с технологиями и техническими средствами, необходимыми для создания инфографики, углубляют предметные знания по различным дисциплинам, а также учатся синтезировать и передавать полученную информацию в визуальном формате.
Перечисленные навыки и умения будут полезны как в учебной и исследовательской, так и в будущей профессиональной деятельности студентов.
Перспективным направлением для продолжения исследования может стать разработка электронного курса для более подробного рассмотрения особенностей составления и описания на иностранном языке отдельных типов инфографики и ее составных элементов.
1. Авиденко А. В. Инфографика как альтернативный способ подачи информации / А. В. Авиденко // Университетские чтения Пятигорского гос. ун-та. - 2016. - С. 58-62.
2. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи выложили в открытый доступ / Cameralabs.org. - ПРЕ:https://camera1abs.org/10081-anatomicheskie-risunki-1еопагйо-ба-утсЫ-уу1о7ЫЬ-у-о1кгу1ур^1ир (дата обращения: 20.07.2020).
3. Бочегова Н. Н. Функции инфографики в поликодовом романе (на материале
произведения М. Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки)" / Н. Н. Бочегова, Е. В. Рябцев // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №3 (76). - С. 468-470. - ПРЕ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/funktsii-infografiki-v-
po1ikodovom-romane-na-materia1e-proizvedeniya-m-heddona-zagadochnoe- nochnoe-ubiystvo-sobaki (дата обращения: 04.05.2021).
4. Бурмистрова, Е. Д. Виды мультимедийных средств при обучении
иностранному языку / Е. Д. Бурмистрова // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). - Казань : Молодой ученый, 2021. - С. 55-57. - ПРЕ:
https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16318/(дата обращения: 01.05.2021).
5. Быстрова Т. Ю. Инфографика: генезис, структура, функции / Т. Ю. Быстрова // Диалог культур в эпоху глобализации и цифровизации : материалы Международной научной конференции (Екатеринбург, 24-25 апреля 2020 года). - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. - С. 44¬45.
6. Вакарчук Н. Е. Визуальная коммуникация как прием обучения английскому
языку студентов творческого вуза / Н. Е. Вакарчук, Ю. Н. Синицына // Перспективы Науки и Образования. - 2018. - № 4(34). - С. 278-282. - ПРЕ: https://pnojourna1.wordpress.com/archive18/18-04/ (дата обращения:
20.05.2021).
7. Вульфович Е. В. Обучение устной речи на занятиях по английскому языку с использованием интернет-сервисов для создания визуальных опор / Е. В. Вульфович // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - №2 (36). - ЕВЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obuchenie-ustnoy-rechi-na-zanyatiyah-po- angliyskomu-yazyku-s-ispolzovaniem-internet-servisov-dlya-sozdaniya-vizualnyh- орог (дата обращения: 20.05.2021).
8. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Г альскова, Н. И. Г ез. - 6-е изд., стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с. - 18ВИ 978-5-7695-6473-4.
9. Григорьева Н. В. Инфографика как способ визуализации учебной
информации / Н. В. Григорьева // Научный компонент. - 2019. - №3 (3). - С. 151-156. - ЕВЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/infografika-kak-sposob-
vizualizatsii-uchebnoy-informatsii-1 (дата обращения: 04.05.2021).
10. Грушевская В. Ю. Методика обучения разработке инфографики в
педагогическом вузе / В. Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2016. - № - ЕВЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-
obucheniya-razrabotke-infografiki-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 20.05.2021).
11. Духовникова И. Ю. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности / И. Ю. Духовникова, А. М. Король // Международный научно-исследовательский журнал. - № 2-3 (104). - 2021. - С. 99-101.
12. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - Москва : Аспект Пресс, 2010. - 200 с.
13. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. - Москва : Академия, 2006. - 192 с. - !8ВИ 5-7695-2905-9.
14. Каледина Н. Б. Использование инфографики при изучении дисциплины «Полиграфика» / Н. Б. Каледина // Высшее техническое образование. - 2017. - №1. - С. 52-58. - ИВЕ: https:ZZcyberlenmka.ru/articleZn/ispolzovame-mfografiki- pri-izuchenii-distsipliny-poligrafika (дата обращения: 04.06.2021).
15. Ковалева А. Г. Методика обучения описанию инфографики на иностранном языке / А. Г. Ковалева, А. Д. Ушакова // Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса (13 сентября 2020 г.) - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. - 79 с. 18ВИ 978-5-907327-92-4.
16. Кодзова З. Н. Визуальные средства в обучении иностранным языкам / З. Н. Кодзова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. - №4. - ИВЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vizualnye- sredstva-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 20.05.2021).
17. Комашинская Т. С. О роли инфографики в современной педагогике / Т. С. Комашинская, А. П. Ткач // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2018. - № 3(15). - С. 34-39.
18. Кузнецова Е. Ю. Геоинфографика как средство обучения географии / Е. Ю.
Кузнецова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - №1 (23). С. 93-97. - ИВЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/geoinfografika-kak-sredstvo-
obucheniya-geografii (дата обращения: 04.06.2021).
19. Лайкова Я. В. Инфографика как медиатекст в онлайн-СМИ: функции и классификация / Я. В. Лайкова // Меди@льманах. - 2015. - № 2(67). - С. 20¬30.
20. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / В. В. Лаптев. - Санкт-Петербург : Эйдос, 2012. - 180 с. - 18ВИ 978-5-904745-17-2.
21. Лаптев В. В. Инфографика: основные понятия и определения / В. В. Лаптев
// Общество. Коммуникация. Образование. - 2013. - №184. - С. 180-187. - ИВЕ: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/infografika-osnovnye-ponyatiya-i-
opredeleniya (дата обращения: 04.05.2021).
22. Лаптев В. В. Русская инфографика / В. В. Лаптев. - Санкт-Петербург :
Издательство Политехнического университета, 2018. - 399 с. - 18ВИ
9785742263241.
23. Манжура Л. Н. Инфографика как один из методов визуализации учебного материала / Л. Н. Манжура // Санкт-Петербургский образовательный вестник.
- 2017. - №2 (6). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/infografika-kak-odin-iz- metodov-vizualizatsii-uchebnogo-materiala(дата обращения: 20.05.2021).
24. Нестерович А. В. Инфографика. - URL:
http: ZZweb.archive. orgZwebZ20131002125907Zhttp: ZZpointg.byZservicesZgraphic-design/infographicsZ (дата обращения: 25.06.2020).
25. Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" : постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП. - 2019.
26. Павелко Н. Н. Инфографика как инновативный метод визуализации учебной информации в образовательном процессе / Н. Н. Павелко // Вестник ИМСИТ. - 2018. - № 2(74). - С. 36-41.
27. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - Москва : Педагогика, 1989 . - 416 с. - ISBN 5-7155-0164-4.
28. Писаренко В. И. Технологический подход в современной педагогике / В.
И. Писаренко // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - №7. - С. 240¬247. - URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/tehnologicheskiy-podhod-v-
sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 25.05.2021).
29. Понятие принципа доступности в педагогике / Zaochnik.com. - URL: https:ZZzaochnik.com/spravochnikZpedagogikaZteorija-obuchenija/ponjatie-printsipa-dostupnosti-v-pedagogikeZ (дата обращения: 25.06.2020).
30. Поэтапная методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с применением информационно-коммуникационных технологий / А. Г. Ковалева, Д. П. Зарифуллина, Д. И. Губина [и др.] // Человеческий капитал. - 2020. - № 11(143). - С. 150-159.
31. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы / П. М. Горев, Н. Г. Колобова, Н. С. Зобнина [и др.] // Концепт. - 2017.
- №1. - С. 42-53. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/priemy-raboty-s-
infografikoy-v-uchebnom-protsesse-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата
обращения: 04.05.2021).
32. Принцип доступности / Psylist.net. - ЦКЕ:
http://psylist.net/pedagogika/00310.htm (дата обращения: 25.06.2020).
33. Принцип доступности в обучении / Дидактика средней школы. - 1Ж1/ https://didaktica.ru/principy-obucheniya/103-princip-dostupnosti-v-obuchenii.html(дата обращения: 25.06.2020).
34. Принципы модульного обучения / Справочник. - 1Ж1/
https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/principy_modulnogo_obucheniya/ (дата обращения: 25.06.2020).
35. Принципы обучения // grandars.ru. - ИКС:
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html (дата
обращения: 25.06.2020).
36. Принципы обучения 2 / Смекни!. - 1Ж1/ https://smekni.com/a/42222- 5/printsipy-obucheniya-2-5/ (дата обращения: 25.05.20).
37. Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестник Челябинского гос. ун¬та. Филология. Искусствоведение. - 2015. - Вып. 94. - № 5 (360). - С. 163-169.
38. Симакова С. И. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее / С. И. Симакова, В. В. Федотовский // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - №3 (20). - С. 13-25. - ЦКЕ: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika- proshloe-nastoyaschee-buduschee (дата обращения: 04.06.2021).
39. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс : пособие для студ. пед. вузов и учит. / Е. Н. Соловова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 239 с. - 18ВК 978-5-17-048998-5.
40. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО.
Версия 3. - 2019 - 69 с. - ЦКЕ: https://inpo.s-vfu.ru/wp-
content/uploads/2020/02/rekomendatsii-YUNESKO.pdf (дата обращения: 01.05.2021). - 18ВК 978-5-9500869-3-9.
41. Тарасенко П. Н. Использование инфографики на сайтах испанских интернет-СМИ / П. Н. Тарасенко // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 2. - С. 97-98.
42. Трушко Е. Г. Анализ визуализации данных (на примере инфографики
портала tut. By) / Е. Г. Трушко, Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2018. - №2 (213). - С. 38-43. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analiz-vizualizatsii-dannyh-na-primere-infografiki- portala-tut-by(дата обращения: 04.05.2021).
43. Трушко Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации / Е. Г. Трушко, Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. - Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2017. - №4 (195). - С. 111-117. - URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZinfografika-kak-sovremennyy-sposob- predstavleniya-informatsii (дата обращения: 04.05.2021).
44. Ушакова А. Д. Методика обучения описанию инфографики на английском языке студентов технических направлений подготовки / А. Д. Ушакова // Фундаментальные научные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 15 октября 2020 г.). - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2020. - 59 с. ISBN 978-5-95283-427-9.
45. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: https:ZZfgos.ru/ (дата обращения: 20.07.2020).
46. Чистобаева Л. В. Инновационные педагогические технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Л. В. Чистобаева, З. М. Шадже // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2015. - Вып. 4. - С. 98-101.
47. Что такое принцип доступности в педагогике? / Выучить. work. - URL: https:ZZvyuchit.workZsamorazvitieZsekretyiZprintsip-dostupnosti-v-pedagogike.html(дата обращения: 25.06.2020).
48. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза / В. Ф. Шаталов. - Архангельск : Северо- Западное книжное издательство, 1990. - 383 с. - ISBN 5-85560-068-8.
49. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Филоматис, 2006. - 480 с. - ISBN 5-98111-062-7.
50. Юрьева, Я. Г. Личностно-деятельностный подход как основа формирования интерактивных форм обучения иностранным языкам / Я. Г. Юрьева // Молодой ученый. - 2015. - № 15.1 (95.1). - С. 34-35. - URL: https://moluch.ru/archive/95/21163/(дата обращения: 25.05.2021).
51. A Brief History of Data Visualization / M. Friendly, C. Chen, W. K. Hardle [et
al.] - 2008. - P. 15-56. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/226400313_A_Brief_History_of_Data_Visualization (date of access: 25.06.20).
52. Abilock, D. Recipe for an infographic / D. Abilock, C. Williams // Knowledge Quest. - 2014. - № 43(2). - P. 46-55.
53. Aldrich, F. Graphicacy; The fourth 'R'? / F. Aldrich, L. Sheppard // Primary Science Review. - 2000. - № 64. - P. 8-11.
54. Antonova, A. Building Sophisticated Infographics as Effective Knowledge
Visualization and Knowledge Sharing Tool / A. Antonova // Rhetoric and Communications e-Journal. - 2016. - URL:
https://journal.rhetoric.bg/journal/?p=1250 (date of access: 20.07.20).
55. Available chart types in Office / Microsoft. - URL: https://support.microsoft.com/en-us/office/available-chart-types-in-office-a6187218-807e-4103-9e0a-27cdb19afb90?ui=en-us&rs=en-us&ad=us (date of access: 20.07.20).
56. Balchin, W. G. V. Graphicacy / W. G. V. Balchin // Geography. - 1972. - Vol.
57. - Pt. 3. - P. 185-195.
57. Balchin, W. G. V. Graphicacy should be the fourth ace in the pack / W. G. V. Balchin, A. M. Coleman // Cartographica: The International Journal for Geographic Information and Geovisualization. - 1966. - № 3(1). - P. 23-28.
58. Cambridge dictionary. - URL: https://dictionary.cambridge.org/ (date of access: 25.06.20).
59. Collins English Dictionary. - URL:
https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/ (date of access: 25.06.20)
60. Derikx, T. M. J. F. Designing a domain-specific language for infographics / T.
M. J. F. Derikx // Utrecht University Repository. - 2020. - URL:
http://dspace.library.uu.nl/handle/1874/395642 (date of access: 15.04.21).
61. Gover, G. B. Teacher Thoughts on Infographics as Alternative Assessment: A Post-Secondary Educational Exploration / G. B. Gover // Online Theses and Dissertations. - 2017. - URL: https://encompass.eku.edu/etd/449 (date of access: 15.05.21).
62. Infographics or Graphics+Text: Which Material is Best for Robust Learning? /
K. Lyra, S. Isotani, R. Reis [et al.] // Proceedings of the IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. - 2016. - URL:
https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1605/1605.09170.pdf (date of access: 15.04.21).
63. Lewi P. J. Speaking of Graphics. An essay on Graphicacy in Science, Technology and Business / Paul J. Lewi. - Turnhout, 2006. - URL: http://www.datascope.be/sog.htm (date of access: 25.06.20).
64. Li, R. Toward A Deep Understanding of What Makes a Scientific Visualization Memorable / R. Li., J. Chen // Proceedings of the IEEE Scientific Visualization Conference (SciVis). - 2018. - P. 26-31. - URL: https://arxiv.org/abs/1808.00607 (date of access: 15.05.21).
65. Merriam-Webster Dictionary. - URL: https://www.merriam-
webster.com/dictionary/ (date of access: 25.06.20).
66. Playfair W. The commercial and political atlas / W. Playfair. - London : Debrett, Robinson and Seweell, 1786.
67. Rogers B. The Complete Guide To IELTS / B. Rogers, N. Kenny. - Hampshire : National Geographic Learning ISBN: 978-1-285-83780-2.
68. Smiciklas M. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audiences / M. Smiciklas. - Indianapolis, USA : Que Publishing. - 2012. - 224 p. - ISBN: 978-0-7897-4949-9.
69. Tahassoni E. Master IELTS Visuals (Academic Writing Task One) Course Materials & Supplements For Academic Candidates / E. Tahassoni. - 2020. - URL: https://www.tahasoni.com/resources/ielts/writing_task_one_course_pack.pdf (date of access: 25.06.20).
70. Teaching methods of infographic description in a foreign language with the use of information and communication technology / A. Kovaleva, D. Zarifullina, D. Kurmanova [et al.] // ICERI2020 Proceedings, 2020. - P. 2818-2824. ISBN: 978¬84-09-24232-0 / ISSN: 2340-1095. doi: 10.21125/iceri.2020.0650.
71. Visual Vocabulary / github.com. - URL: https://github.com/ft-interactive/chart-doctor/tree/master/visual-vocabulary (date of access: 20.07.20).