Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА 6
1.1. Определение основных понятий 6
1.2. Возрастные особенности студентов первого курса вуза 13
1.3. Виды мотивов к занятиям физической культурой у студентов первого
курса вуза 18
1.4. Педагогические условия для повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов первого курса вуза 26
1.5 Средства и методы повышения мотивации к занятиям физической культурой посредством оздоровительного бега у студентов первого курса
вуза 32
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 38
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА 44
3.1. Методика повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов первого курса вуза посредством оздоровительного бега 44
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Вопрос о сохранении и укреплении здоровья студентов на сегодняшний день очень актуален. Несмотря на высокие достижения медицины, современный этап развития характеризуется ростом заболеваемости и смертности, а также снижением продолжительности жизни, ухудшением демографических показателей [38].
Принято считать, что именно подрастающее поколение является наиболее здоровой частью населения. Тем не менее, высокий темп роста различных заболеваний отмечается именно в студенческие годы. По данным медико-социальных исследований, около 80-85% студентов имеют нарушения в состоянии здоровья, приблизительно треть поступающих в вузы имеют серьёзные хронические заболевания, препятствующие полноценной, энергичной и активной жизни человека [22].
Важнейшим фактором ухудшения здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма является очень высокая интенсивность учебного труда [4]. Причинами отклонений могут быть малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима сна, безразличие студентов к своему здоровью - отсутствие валеологической грамотности, а также низкая мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом [22].
Результаты ряда исследователей указывают на то, что в начале обучения у студентов сначала активизируются резервы организма, потом происходит их истощение, так как приспособление к комплексу новых факторов, характерных для высшей школы, сочетается с большим напряжением, а также нарушениями режима работы, отдыха, питания и особенно двигательной активности [1].
В первые годы обучения студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с большой учебной нагрузкой, проблемами в социальном и межличностном общении, а также с невысокой двигательной активностью. Одной из причин низкой двигательной активности студентов первых курсов вузов является отсутствие мотивационно-ценностных ориентиров, которые формируют потребность в повседневных физических упражнениях. В основе мотивационно-ценностных ориентиров лежат мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой, а также интересы студентов [6].
Исходя из названных неблагоприятных факторов, сопутствующих повседневной жизни учащейся молодёжи наблюдается ухудшение физического, психического и нравственного здоровья. В современной системе среднего специального и высшего Российского образования наиболее первостепенной является задача культивирования здорового образа жизни, направленная на оздоровление молодёжи. Создание мотивационно¬ценностных ориентиров, которые способствуют осознанному отношению молодёжи к занятиям физическими упражнениями, является одним из средств решения этой задачи, без которой педагогический процесс не мыслим [21].
Многогранный процесс организации интенсивной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов должен быть направлен на осознание потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психологических основ, развитие физических сил, укрепление здоровья, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей, а также на соблюдение санитарно-гигиенических норм и привычек здорового образа жизни [6].
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс занятий физической культурой у студентов первого курса вуза.
Предмет исследования - методика повышения уровня мотивации к занятиям физической культурой у студентов первого курса вуза посредством оздоровительного бега.
Цель исследования - повысить уровень мотивации к занятиям физической культурой у студентов первого курса вуза посредством оздоровительного бега.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить эффективные педагогические условия для повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов первого курса вуза.
3. Исследовать методику повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов первого курса вуза посредством оздоровительного бега.
Структура выпускной квалификационный работы.
ВКР изложена на 70 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 42 источника и 3 приложения. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Изучение опыта исследователей, учёных, по проблеме формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом студентов, а также проведенное исследование показало, что создание мотивационно-ценностных ориентиров приобретает всё большее значение. Поэтому одним из главных направлений в образовательном процессе должно стать стимулирование студентов к здоровому образу жизни.
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов должна быть направлена на осознание потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психологических основ, развитие физических сил, укрепление здоровья, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей, а также на соблюдение санитарно-гигиенических норм и привычек здорового образа жизни.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что активный интерес к занятиям физической культурой возникает в результате внутренней мотивации. Внутренняя мотивация взаимосвязана с чувством удовлетворения от самого процесса занятий физическими упражнениями. Слишком трудные, либо слишком лёгкие режимы внешней мотивации влекут за собой не удовлетворительный результат, внутренняя мотивация и интерес не формируются, появляются тревожность и неуверенность в своих силах в первом случае, и эмоции скуки и равнодушия во втором. При благоприятной реализации мотивов и целей, занимающийся удовлетворен результатом, вдохновлён успехом и желает продолжать занятия по собственной инициативе, в связи с этим, формируется интерес к занятиям, а следовательно, и внутренняя мотивация. Помимо этого внутренняя мотивация образуется, когда занимающийся получает удовлетворение от самого процесса занятия, от характера взаимоотношений с преподавателем и другими занимающимися.
Было определено что, для повышения мотивации студентов к регулярным самостоятельным занятиям физической активностью нужно предоставить достаточный объём информации о методах и средствах физической культуры. Повысить интерес к физическим упражнениям позволит показ социальной значимости физической культуры, как для общества в целом, так и для отдельной личности.
Для роста образовательного уровня в области оздоровительной культуры необходимо привлекать студентов к самостоятельным занятиям вне учебного процесса. Учащиеся, занимающиеся самостоятельно физической культурой, должны опираться на помощь кафедры физического воспитания. Самостоятельные занятия могут быть спланированы при участии педагогов по физической культуре и медиков.
2. Были выявлены эффективные педагогические условия, способствующие улучшению качества жизни, формированию мотивации к здоровому образу жизни через физическую активность. Для успешного формирования физкультурно-спортивный среды следует учитывать социальный, мотивационный, половой, материальный, и временной аспекты. Оздоровительный бег включил в себя эти аспекты, так как это один из более доступных видов упражнений, не требующий сложного обучения, инструментария и оборудования. Он представляет собой действенное средство укрепления здоровья — в нем доступны равномерные, просто регулируемые по интенсивности и объему тренировочные нагрузки. Также условием является необходимость педагогического взаимодействия первокурсников и педагога на теоретических и практических занятиях, научно-методических семинарах и конференциях, которое стимулирует студентов переосмыслить прежнее мотивационное отношение к занятиям физической культурой. Предлагается проведение таких мероприятий как:
Совместный просмотр фильмов о спорте и великих спортсменах в актовом зале УрГПУ. Обсуждение фильмов, обмен мнениями со студентами.
Проведение семинаров о пользе двигательной активности с профессиональными фитнес - тренерами Екатеринбурга. Студенты узнают о том, как физическая культура может воздействовать на их уровень здоровья и физическое развитие.
Организация конкурса научных статей по темам связанным с физической культурой и спортом. Написание статей поможет студентам углубить знания, тем самым повысится мотивация к занятиям.
Проведение студенческого марафона. Местом проведения может служить Парк Победы. Принять участие в марафоне могут все желающие студенты УрГПУ, преподаватели, а также жители города Екатеринбурга. Участие студентов в марафоне поможет им обрести уверенность в своих силах, повысить самооценку, научиться преодолевать трудности.
А также привлечение студентов к участию в майской прогулке, зеленом марафоне «бегущие сердца», международном и зимнем марафоне Европа-Азия, Всероссийском полумарафоне «Забег.РФ» и другим спортивным мероприятиям в г. Екатеринбурге. Организация таких мероприятий, должна способствовать повышению мотивации у первокурсников к занятиям физической культурой в Уральском государственном педагогическом университете.
3. Для исследования методики повышения мотивации к занятиям физической культурой посредством оздоровительного бега студентам был предоставлен необходимый объем информации о важности двигательной активности, широко использовался информационный подход, который был применён в теоретической части практических занятий по физической культуре, в форме индивидуальных и групповых бесед, подбора для учащихся специальной литературы. Студентам была предложена программа занятий оздоровительным бегом по Р. Гиббсу. Благодаря информационному подходу, студенты получили необходимый объем знаний и методических умений для самостоятельных занятий оздоровительным бегом.
Были подняты такие темы как: роль двигательной активности в укреплении здоровья и повышения уровня физической подготовленности студента, значение физической культуры в жизни студента, основные средства и методы физического воспитания, оздоровительный бег как доступное средство повышения двигательной активности, методы самоконтроля в ходе самостоятельных занятий оздоровительным бегом.
Обработка полученных данных указывает на повышение мотивации к занятиям физической культурой у студентов первого курса вуза.
После применения методики количество студентов, которым нравится заниматься физической культурой, выросло на 24,2%, количество студентов, с положительным отношением к данной дисциплине выросло с 72,4% до 93,1%. Повысилась мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой. Оздоровительные мотивы вросли на 6,9%, менее выраженными стали административные и эстетические мотивы, что свидетельствует о переоценке ценностей. Уровень осведомленности в вопросах о роли физической культуры, её средствах и методах был повышен.
К концу исследования студенты показали более высокие результаты, чем в начале исследования. В ходе бесед со студентами было отмечено, что сопротивляемость организма к простудным заболеваниям повысилась, учащиеся стали болеть значительно реже. Также, важно сказать, об улучшении эмоционального состояния у большинства студентов.
Проведенное исследование подтвердило положительное влияние применяемой нами методики, которая благодаря программе тренировок, базирующейся, на постепенном увеличении нагрузки в сочетании с информационным подходом направлена на повышение мотивации к занятиям физической культурой студентов первого курса вуза.
Данная методика может быть использована в учебно-тренировочном процессе для студентов первого курса вуза.
1. Апанасенко, Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика [Текст]/Г.Л. Апанасенко// Теоретические вопросы валеологии.- 2006. - №1. - С. 5.
2. Артемьева, Л.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы [Текст]/ Л.О. Артемьева. - Пенза.: АНОО Приволжский Дом знаний, 2009. - 4-6 с.
3. Афанасенко, Е.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы [Текст]/ Е.А. Афанасенко.- Москва, 2006. - 25с.
4. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 572-575.
5. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие [Текст]/ Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. -184 с
6. Беляничева, В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов [Текст]/ В.В. Беляничева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», - 2009. - № 2. - С. 6.
7. Булич, Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов [Текст]/ Е.В. Булич. - СГУ,
2007. - 320 с.
8. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст]/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: Гардарики, 2007, - 205 с.
9. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта
[Текст]/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательсктй центр
«Академия», 2012. - 288 с.
10. Данилова, Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика [Текст]/ Н.Н. Данилова. - М: МГУ, 2010. -287 с.
11. Дворкин, Л. С. Физическое воспитание студентов [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О.Ю. Давыдов.- М.: Феникс,
2008. - 700 с.
12. Дембо, А. Г.Спортивная медицина. Общая патология, врачебный контроль с основами частной патологии: учебник для студентов институтов физической культуры [Текст]/ ПА.Г. Дембо. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 250с
13. Ивахненко, Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах [Текст]/ Г.А. Ивахненко // Вестник института социологии. - 2013. - №1. - С. 101 - 102.
14. Извольская, А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе [Текст]/ А.А. Извольская // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329.
15. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст]/ Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2007. - С. 42-43.
...