Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД ОПЕРАНТНОГО НАУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ

Работа №89710

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

зоология

Объем работы67 с.
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗООПАРК КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ
БИОРАЗНООБРАЗИЯ ЖИВОТНЫХ 5
1.1. Проблемы и сложности при содержании животных в условиях
зоопарка 8
1.1.1. Агрессия 12
1.1.2. Смещенная активность 19
1.1.3. Стереотипное поведение 21
1.2. Метод оперантного научения и его роль в обеспечении
благополучия животных в условиях неволи 23
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Материалы исследования 33
2.2. Методы исследования 33
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ТРЕНИНГА КАК
СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМ. ПСОВЫХ
(CANIDAE) В УСЛОВИЯХ ЗООПАРКА 36
ВЫВОДЫ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61


Животные, находящиеся в зоопарках, содержатся в искусственной среде. При их содержании нередко возникают сложности, связанные с поведением и психическим состоянием в условиях неволи (Чертопруд и соавт., 2015). Одним из главных и широко применяемых способов обеспечния благополучия животных в условиях зоопарка является обогащение среды, которое получило широкое распространение. Такой подход позволяет улучшить состояние животных и уменьшить проявление некоторых форм нежелательного поведения, таких как стереотипное поведение или агрессия, которые проявляются, когда звери не обеспечены умственной и физической стимуляцией. Программы по «обогащению среды и поведения» являются одним из источников такой стимуляции (Мешик, Тарханова, 2004). Они позволяют решать различные проблемы по обогащению искусственной среды животных разными способами.
В настоящее время в условиях неволи широко применяются методы оперантного научения, которые практикуют в условиях зоопарка для того, чтобы сделать существование животных более комфортным, снизить влияние вредных последствий стрессов и неудобств от содержания в неволе (Алексеичева, Непринцева, 2011). Киперами часто используется понятие «тренинг», хотя в психологии и других науках он имеет несколько иной смысл. В сущности, же, тренинги осуществляются методом оперантного научения. В работе зоопарков данный подход давно активно используется, как один из способов обогащения среды (Вощанова, 2010).
В качестве экспериментальной группы был выбран вид сем. Псовых (Canidae), таксономически близкий к собаке, но никогда прежде не одомашненный в условиях зоологического парка «Лесная сказка» - серебристо-черная лисица (Vulpes vulpes). В рамках исследования являлось очень важным изучение поведения диких лисиц в условиях неволи для дальнейшего сравнения полученных данных с домашними представителями семейства.
Исходя из вышесказанного, цель данной работы состояла в изучении возможности использования метода тренинга как способа улучшения благополучия представителей сем. Canidae в условиях зоопарка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить особенности поведения бакурианской лисицы в условиях зоопарка «Лесная сказка» во время проведения тренинга;
2) выявить особенности поведения серебристо-черной лисицы в условиях зоопарка «Лесная сказка» во время проведения тренинга;
3) определить особенности поведения бездомных собак при проведении тренинга в условиях приюта «Ласка»;
4) проанализировать качественные и количественные различия в формировании условных рефлексов у диких и домашних представителей сем. Canidae.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) При проведении тренинга у бакурианской лисицы наблюдается устойчивое увеличение времени проявления таких поведенческих актов, как «тянется за лакомством» (с 1-2 секунд до 8, соответственно), «поднимает передние конечности» (с 13 секунд до 17), «встает на задние конечности» (с 6 секунд до 29). И уменьшение времени проявления признака «поднимает голову» (с 64 секунд до 7).
2) При проведении тренинга у серебристо-черной лисицы наблюдается устойчивое увеличение времени проявления таких поведенческих актов, как «тянется за лакомством» (с 4 секунд до 10), «поднимает передние конечности» (с 9 секунд до 20), «встает на задние конечности» (с 4 секунд до 27). И уменьшение времени проявления признака «поднимает голову» (с 94 секунд до 8).
3) При проведении тренинга у собак наблюдается устойчивое увеличение времени проявления такого поведенческого акта, как «встает на задние конечности» (с 16 секунд до 62). И уменьшение времени проявления признаков «тянется за лакомством» (с 30 секунд до 7), «поднимает голову» (с 134 секунд до 6), «поднимает передние конечности» (с 25 секунд до 19).
4) Сравнительный анализ показал, что наиболее успешными в выполнении тренингов были собаки (постепенное угасание простых поведенческих актов и замена их более сложными формами поведения), далее идут бакурианская лисица и серебристо-черная, у которых не наблюдается четкой динамики.



1. Алексеичева И.А. Опыт обогащения среды у кошачьих в Московском зоопарке // Хищные и морские млекопитающие в искусственной среде обитания: Межвед. сб. научн. и научн.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2006. - С. 27-31.
2. Алексеичева И.А. Принципы содержания кошачьих, основанные на благополучии животных // Содержание и разведение млекопитающих редких видов в зоопарках и питомниках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр.
- М.: Московский зоопарк, 2010. - С. 9-22.
3. Алексеичева И., Непринцева Е. Тренинги животных в зоопарке [Электрон. ресурс]. - 2011. Режим доступа: http://www.moscowzoo.ru/about- zoo/articles/stati-o-zooparke/trening-zhivotnykh-v-zooparke/ (1.02.2019).
4. Банников А.Г. Мир животных и его охрана. - М.: Изд-во
«Педагогика», 1978. - 128 с. с ил.
5. Бергман Е. Поведение собак / Пер. с финск. Ю.К. Каявы. - М.: «Цитадель», 1996. - 191 с. с ил.
6. Блидченко Е.Ю., Бологов В.В. Поярков А.Д. Реабилитация крупных хищных млекопитающих на примере волка (Canis lupus), подготавливаемых к реинтродукции // Содержание и разведение млекопитающих редких видов в зоопарках и питомниках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2010. - С. 23-32.
7. Варлаков В.С., Затевахин И.И. Статьи по дрессировке и воспитанию собак. «СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДРЕССИРОВКИ» // Статья из книги «О чем лают собаки» [Электро. ресурс]. - 1991. Режим доступа: http://guns.allzip.org/topic/32/593165.html (9.02.2018).
8. Волчкова Е. Интеллектуальные игры для собак [Электрон. ресурс].
- 2018. Режим доступа: http://djilda.ru/articles/dressirovka-sobak/615-
intellektualnye-igry-dlya-sobak.html (21.04.2018).
9. Володина Е.В., Володин И.А. Зоопарки, животные, люди. Рецензия на книгу «Зоопарковские животные: поведение, управление и благополучие» Научные исследования в зоологических парках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2014. - Вып. 30. - С. 222¬229.
10. Володина Е.В., Володин И.А., Непринцева Е.С. Красный волк в природе и в неволе // Научные исследования в зоологических парках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2004. - Вып.
17. - С. 157-179.
11. Вощанова И. Формула хорошего зоопарка [Электрон. ресурс]. - 2010. Режим доступа: http://www.moscowzoo.ru/about-zoo/articles/stati-o- zooparke/formula-khoroshego-zooparka/ (1.02.2019).
12. Гилев А.П. Зоопарки и проблема сохранения диких видов животных // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть вторая. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1986. - С. 190-192.
13. Гильмутдинов Р.Я., Малев А.В., Мударисов А.Р. Отрицательный опыт устранений последствий бегства Амурского тигра из Казанского зооботсада. Общие рекомендации по предотвращению случаев побега хищных млекопитающих из зоопарков // Содержание и разведение млекопитающих редких видов в зоопарках и питомниках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2010. - С. 52-58.
14. Давыдов Е.С. Опыт транспортировки слонов в Московском зоопарке // Копытные в зоопарках и питомниках: Межвед. сб. науч. и науч. - метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2005. - С. 267-270.
15. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Пер. с англ. / Перевод Полетаевой И.И. - М.: Мир, 1981. - 480 с. с ил.
16. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 320 с.
17. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 383 с.
18. Как договориться с животным? [Электрон. ресурс]. - 2015. Режим
доступа: http://www.moscowzoo.ru/about-zoo/articles/stati-o-zhivotnykh/kak-
dogovoritsya-s-zhivotnym-/ (6.04.2018).
19. Кнёпфер Ш. Рекомендации по содержанию бурого медведя (Ursus arctos) в неволе - обогащение и создание оптимальной среды / Пер. с нем. МакАллистер Б. / Пер. с англ. Козьякова М. В. - Арсенбах: Изд-во FOUR PAWS, Центр спасения и реабилитации медведей, 2015. - 50 с.
20. Комкова И.Ю., Мельникова Е.В. Содержание, кормление, тренинг белых медведей (Ursus maritimus) в Пермском зоопарке // Сборник научных статей Пермского зоопарка. - Пермь, 2017. - С. 11-19.
21. Котов А.В. Мотивация и конфликт в механизмах инициации поведенческого акта // Вестник Новгородского гос. ун-та, 2005. - №32. - с. 99-102.
22. Кудряшова И.В. Основы этологии Ч.1.: учебное пособие / И.В. Кудряшова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 298 с.
23. Ланкин В.С. Доместикационное поведение и его адаптивное значение у копытных животных. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 173 с.
24. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. Г.Ф. Швейника - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.
25. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 520 с. с ил.
26. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс / Пер. с англ. / Перевод Зориной З.А., Полетаевой И.И.; Под ред. и с предисл. Л.В. Крушинского. - М.: Мир, 1982. - 360 с. с ил.
27. Мешик В.А., Киселева Е.Н. Изменение состава группы львинохвостых макак (Macaca silenus) в Московском зоопарке // Научные исследования в зоологических парках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2016. - Вып. 32. - С. 60-69.
28. Мешик В.А., Тарханова М.А. Основные положения обогащения условий содержания для приматов в зоопарке // Вопросы прикладной приматологии: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2004. - С. 34-44.
29. Морозова Е.Ю. Опыт контактной работы с жирафами в Московском зоопарке // Научные исследования в зоологических парках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2005. - Вып.
18. - С. 113-118.
30. Мычко Е.Н. Поведение собаки: пособие для собаководов / Е.Н. Мычко, М.Н. Сотская, В.А. Беленький, Ю.В. Журавлев и др. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2003. - 400 с.
31. Непринцева Е.С. Служители зоопарка, как средообразующий фактор для приматов // Вопросы прикладной приматологии: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2004. - С. 44-60.
32. Непринцева Е.С., Попов С.В. Исследование благополучия животных в неволе. Оптимизация среды как основа повышения благополучия животных в неволе - теория и практика. Отношения «кипер - животное» // Научная работа в зоопарках: Материалы школы-семинара ЕАРАЗА. 23-25 ноября 2010 года / Под ред С.В. Попова, Г.В. Вахрушевой. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012. - С. 55-67.
33. Окорокова О.В. Содержание и разведение Красных волков (Cuon alpinus) в условиях Московского зоопарка // Содержание и разведение млекопитающих редких видов в зоопарках и питомниках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2010. - С. 132-136.
34. Остапенко В.А. Вертикальная структуризация помещений для мелких псовых (Canidae) // Содержание и разведение млекопитающих редких видов в зоопарках и питомниках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2010. - С. 137-139.
35. Пальцын М.Ю., Спицын С.В., Куксин А.Н., Истомов С.В. Сохранение снежного барса в России. - Красноярск: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2012. - 104 с.
36. Попов С.В. Роль зоопарков в сохранении видов в природе.
Московский зоопарк [Электрон. ресурс]. - 2011. Режим доступа:
http://www.moscowzoo.ru/pro/library/reports/ (1.02.2019).
37. Попов С.В., Непринцева Е.С., Алексеичева И.А. Восьмая
международная конференция по Обогащению среды животных в зоопарках [Электрон. ресурс]. - 2007. Режим доступа: http://doc.kmgi-
x.ru/22konferenciya/323311-1-svpopov-esneprinceva-iaalekseicheva-vosmaya- mezhdunarodnaya-konferenciya-obogascheniyu-sredi-zhivo.php (1.02.2019).
38. Подтуркин А.А., Соколова К.В., Уварова Е.А. Валидация формального метода наблюдений для киперов: мониторинг активности и оценка изменений в поведении попугаев в ходе обогащения среды на примере большого желтохохлого какаду (Cacatua galerita) и жако (Psittacus erithacus) в Екатеринбургском зоопарке // Научные исследования в зоологических парках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2016. - Вып. 32. - С. 99-120.
39. Сапожникова С.Р., Вощанова И.П. Опыт обучения проехидны заходить на весы // Научные исследования в зоологических парках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2016. - Вып. 32. - С. 49-59.
40. Скуратова Л.С. Роль зоопарков в сохранении биологического разнообразия Земли // Вестник АлтГТУ им. Ползунова, 2010. - №1-2. - С. 146-149.
41. Тренинги и обогащение среды [Электрон. ресурс]. - 2016. Режим доступа: http://kldzoo.ru/treningi-i-obogashhenie-sredy/ (1.02.2019).
42. Титовец Ю. Интеллектуальные игры для собак // Журнал «Мир собак», 2011. - №4. - С. 12-14.
43. Федорович Е.Ю., Мешик В.А. Обучение обезьян рисованию в Московском Зоопарке // Научные исследования в зоологических парках. - М.: Московский зоопарк, 1999. - Вып. 11. - С. 131-134.
44. Федорович Е.Ю., Подтуркин А.А. Влияние занятий «рисованием» на интенсивность социальных взаимодействий в группах орангутанов // Вопросы прикладной приматологии: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2015. - Вып. 2. - С. 124-134.
45. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии / Пер. с англ. Л.С. Бондарчука и М.Е. Гольцмана. / Под ред. 3.А. Зориной и И.И. Полетаевой с предисл. Л.В. Крушинского. - М.: Изд-во «МИР», 1975. - 856 с.
46. Чертопруд Е.М., Дубровский В.Ю., Водопьянова М.О., Ильченко О.Г. Изменения в поведении харзы (Martes flavigula) как результат оптимизации условий содержания // Научные исследования в зоологических парках: Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М.: Московский зоопарк, 2015. - Вып. 31. - С. 79-88.
47. Basset L., Buchanan-Smith H.M., Effects of predictability on the welfare of captive animals // App. Anim. Behav. Sci. - Conservation, Enrichment and Animal Behaviour, 2007. - Vol. 102, Is. 3-4. - P. 223-245.
48. Brando Sabrina. Animal Learning and Training: Implications for
Animal Welfare [Electronic recourse]. - 2012. Mode of access:
https://www.sciencedirect.com/sdfe/pdf/download/eid/1-s2.0-S1094919412000564 /first-page-pdf (1.02.2019).
49. Laule Gail, Desmond Tim Active Environments Inc. Positive Reinforcement Training as an Enrichment Strategy [Electronic recourse]. - 2011. Mode of access: http: //activeenvironments. org/pdf/T rng Enrich EEconf. pdf (1.02.2019).
50. Mehrdadfar F., Chuven J., Casavant K., Barnes K. Husbandry of dholes at San Diego wild animal park. - International Zoo News, 2003. - 50 (8). - P. 462¬466.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ