Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США (1945-1990 ГГ.)

Работа №89513

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Политика американских оккупационных властей в Западной
Германии в 1945-1950-е годы 17
1.1. Американская политика по денацификации и демократизации Западной
Германии 17
1.2. Реализация решений Потсдамской конференции по декартелизации и
демилитаризации в американской оккупационной зоне Германии 23
Глава 2. США и германский вопрос в 1960-е-1970-е годы 28
2.1. Участие США в обсуждении германского вопроса на международных
конференциях 28
2.2. «Новая восточная политика» канцлера ФРГ В. Брандта и реакция
американских властей 34
Глава 3. Политика США в отношении ГДР и ФРГ в 1980-е — 1990 гг 39
3.1. Нарастающий кризис в ГДР в 1980-е годы и роль американской
дипломатии в его урегулировании 39
3.2. Вопрос об объединении Германии и участие США в переговорах в
формате «4+2» 49
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 66


Актуальность исследования. Одним из наиболее сложных вопросов, который предстояло разрешить союзникам по антигитлеровской коалиции после завершения Великой Отечественной войны была германская проблема. Стоит отметить, что германский вопрос всегда оставался самым дискуссионным в политике двух стран - США и СССР.
Начиная с 1960-х годов в отношениях между СССР и США отмечалась постепенная разрядка международной напряженности. Именно в период президентства Дж. Кеннеди впервые был взят курс на компромисс с социалистическим государством, что вызвало бурю негодования среди американцев. Наконец отношения между США и СССР перешли в стадию от острого кризиса до разрядки, что не могло не отразиться на будущем всей мировой системы.
Уже с конца 1980-х годов восточноевропейская стратегия США в решении германского вопроса видела возможность преодоления раскола Европы, вовлечения Восточной Европы в сферу влияния Запада, распространения американских институтов демократии и образа жизни, гарантии американского присутствия в восточноевропейских странах.
Общественно-политическая значимость темы заключается в том, что в настоящее время между Россией и США идет напряженный диалог по таким сложным вопросам международной политики, как гражданская война в Украине и проблема статуса Крыма, сирийский вопрос, иранское ядерное досье и ряд других вопросов. Ряд экспертов считают обоснованным сопоставлять современное состояние российско-американских отношений с атмосферой Холодной войны. Поэтому изучение динамики урегулирования германского вопроса в годы Холодной войны, и в частности, позиции американской администрации по этой проблеме определяется степенью значимости для дальнейшего развития мировой истории и может способствовать детальному понимаю глубинных истоков в истории Германии и роли США в разрешении германской проблемы.
Степень изученности темы. Историографию по изучению германского вопроса во внешней политике США в 1945-1990 годы в проблемно-хронологическом отношении можно разделить на две группы.
К первой группе нами отнесены работы отечественных авторов: советских и современных российских историков.
А. А. Галкин в своей работе «СССР, западные державы и германский вопрос (1945-1965 гг.)» отмечает, что история послевоенных
международных отношений неразрывно была связана с германской проблемой, так, например, во время Второй мировой войны это была прежде всего проблема обеспечения победы над германским фашизмом, определения судьбы Германии после ее разгрома, характера послевоенного германского государства, его места в семье европейских народов.
Б. Д Дмитриев в своей монографии «США: политики, генералы, дипломаты» прослеживает эволюцию внешнеполитических и стратегических концепций США от первых послевоенных лет до начала 1970-х годов. Автором также анализируются факторы формирования американской внешней политики, явные и скрытые силы, определяющие ее главные направления, основные международные акции демократической и республиканской администраций США, а все основные этапы американской политики Б. Д. Дмитриев рассматривает с позиции силы.
Н. Н. Иноземцев в своем многотомном труде «Международные отношения после Второй мировой войны» дает последовательную и всестороннюю характеристику международных отношений после Второй мировой войны, анализирует главные тенденции и основные закономерности развития этих отношений в один из важнейших периодов истории человечества. Также автор затрагивает такую важную тему, как перевооружение Западной Германии, чему посвящена целая глава первого тома.
Р. Ф. Иванов в своей работе «Дуайт Эйзенхауэр» освещает сильные и слабые стороны личности Д. Эйзенхауэра, как генерала и президента, показывает, что резкий антисоветский крен вправо в послевоенные годы не принес политических дивидендов этому западному политику.
Так Г. М. Акопов в своей работе «Западный Берлин: проблемы и решения» отмечал, что борьба за урегулирование западноберлинской проблемы и против незаконных притязаний реакции ФРГ стала одной из основных задач социалистических стран в их усилиях, направленных на обеспечение мира и спокойствия на Европейском континенте, добросовестного взаимовыгодного сотрудничества между европейскими странами, так как в условиях Холодной войны западные державы неоднократно отвергали инициативы социалистических государств.
В. Н. Высоцкий в своей работе «Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений» также давал анализ историко-политических, международно-правовых, государственно-правовых и финансово-экономических аспектов положения Западного Берлина, показывал место Западного Берлина в системе современных международных отношений и анализировал его роль в разрешении советско-американского противостояния.
Е. Л. Кауганов в своей статье «Дебаты о коллективной вине в Западной Германии (1945-1950-е годы)» рассматривает отношение
западногерманского общества к проблеме нацистского прошлого и его преодоления. Автор исследует интерпретации темы коллективной вины и воздействие национальной историографии на формирование послевоенного немецкого национального и исторического самосознания. Также Е. Л. Кауганов рассматривает послевоенные интерпретации роли Вермахта во Второй мировой войне и ее отдельные военные события.
Ю. В. Куклева в своей статье ««Доктрина Трумэна»: Основные направления внешней политики США после Второй мировой войны» анализирует внешнеполитическую программу американского руководства - Доктрину Трумэна, которая сохраняет актуальность и в наше время. В основе доктрины лежит концепция сдерживания СССР. С этой целью планировалось создание группы подконтрольных США государств вокруг СССР, которые бы стали преградой на пути распространения советского влияния на международной арене. Автор старается также проанализировать основные положения данной программы.
Н. С. Малышева в своей монографии «Политика США в отношении европейской экономической интеграции (1945-1951 гг.)» исследует процесс становления американской политики в годы президентства Г. Трумэна в отношении первых интеграционных проектов Европы.
К. А. Борисова в своей статье «Эволюция отношения США к доктрине Хальштейна (середина 50-х-60-х гг. XX в.)» рассматривает эволюцию восприятия внешней политики ФРГ в контексте доктрины Хальштейна американским руководством в период президентства Д. Эйзенхауэра. Автором уделено внимание оценкам и мнениями исполнительных и законодательных органов власти США по данному вопросу, а также проанализировано непосредственное взаимодействие двух стран в свете ряда значимых международных событий. К. А. Борисова приходит к выводу о том, что формирование внешнеполитического курса США в отношении доктрины Хальштейна в середине 1950-середине 1960-х годов был крайне противоречивым и сложным процессом.
И. К. Лапшина в своей монографии «Разделенное правление в США: внутриполитический аспект» анализирует ситуацию разделенного правления в США и его влияние на формирование внутриполитических курсов администраций Д. Эйзенхауэра. Также автором прослеживается влияние внутриполитических аспектов США на решение внешнеполитических вопросов.
В частности, А. В. Пилько в своей статье «НАТО и Берлинский кризис 1958-1961 годов» показывал политическую и военную реакцию НАТО на второй Берлинский кризис. Автор исследовал влияние, которое на Североатлантический блок оказали события вокруг Западного Берлина, а также политика Советского Союза в Берлинском вопросе. Также А. В. Пилько на основе новых источников характеризовал меры военного характера, разработанные НАТО в связи со вторым Берлинским кризисом.
В. С. Христофоров в своей статье «Н. С. Хрущев и Дж. Кеннеди: подготовка и проведение встречи в Вене в 1961 году» рассматривал подготовку и проведение встречи Н. С. Хрущева и Дж. Кеннеди в Вене 1961 года. Автор утверждал, что добывавшиеся советской разведкой документы, в частности материалы итальянского министерства иностранных дел, представляли интерес для подготовки и принятия решений по вопросам внешней политики СССР.
С. Я. Лавренов в своей работе «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах» отмечал, что Холодная война начиналась с противостояния двух неравных по мощи сверхдержав, именно поэтому Советскому Союзу приходилось отчаянно бороться за сохранение своей мировой политики. Автор анализирует Берлинский кризис не с точки зрения его влияния на весь мир, а то, какое отношение он имел к Советскому Союзу и как возведение стены позволило СССР продержаться вплоть до 1991 года.
Таким образом, авторы данного периода большое внимание уделяли изучению возникновения германского вопроса в истории, а также его места в системе международных отношений и изучению реакции США и СССР на события в ФРГ и ГДР в период Холодной войны.
Ко второй группе нами отнесены работы зарубежных авторов.
Дж. М. Бернс в своей работе «Президентское правление» дает подробную характеристику Д. Эйзенхауэру и как человеку, и как политику. Автор рассматривает основные события президентства Д. Эйзенхауэра, а также большое внимание уделяет решению германского вопроса.
Ф. Гринстейн в своей работе «Эйзенхауэр в качестве лидера» исследует личные качества 34-го президента США и отмечает, что изучение индивидуальных характеристик политика помогает понять многие события и перемены в политической жизни страны и мира в целом, так как личность способна оказывать большое влияние на политические события, в том числе и во внешней политики. Решение германского вопроса автор также связывает с личностными особенностями президента.
Д. Макинерни в своей статье «США в борьбе за мировое могущество» рассматривает внешнюю политику правительства Эйзенхауэра-Даллеса в 1955-1960 годы, исследует процесс ремилитаризации Германии и отмечает, что вхождение ФРГ в НАТО способствовало новому осложнению международной обстановки и германской проблемы, поощрению западногерманских реваншистов и милитаристов, углублению раскола между двумя немецкими государствами, между Западной и Восточной Европой.
Э. Риклин и Г. Роберт в своих трудах размышляли о теме берлинского кризиса и политическом курсе Дж. Кеннеди. В частности, Г. Роберт отмечал, что, взяв курс на компромисс с СССР, президент США тем самым настроил против себя все американское общество. По мнению автора, если бы Штаты правильно поняли советскую и американскую позиции по данным вопросам, то эти две стороны быстрее бы сблизились, чем разделились.
Что касается Берлинской проблемы, то Э. Риклин отмечал, что кризис, который проходил в Берлине в ноябре 1961 года показал несостоятельность Советского Союза противостоять США. Именно поэтому, по мнению автора, Западу всегда принадлежала опережающая позиция по вопросу разделения мира.
Таким образом, на современном этапе данная проблема продолжает изучаться, несмотря на огромную исследовательскую работу, выполненную в этой области историками.
Цель исследования - выявить характерные черты и особенности политики США по решению германского вопроса в 1945 -1990 годы.
Задачи:
- охарактеризовать американскую политику по денацификации и демократизации Западной Германии;
- проанализировать решения Потсдамской конференции по декартелизации и демилитаризации в американской оккупационной зоне Германии;
- определить основные события при участии США в обсуждении Г ерманского вопроса на международных конференциях;
- Охарактеризовать мнение американских властей по вопросу «новой восточной политики» В. Брандта;
- проследить реакцию американских властей на события внутриполитического кризиса в ГДР в 1980-е годы;
- подвести итоги участия США в переговорах в формате «4+2» в вопросе об объединении Германии.
Объектом исследования является внешняя политика США в 1945-1990 годы.
Предметом исследования является процесс выработки и реализации правительством США мер по решению германского вопроса в 1945-1990 годы.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватываются периодом с 1945 по 1990 годы. Нижняя хронологическая рамка ограничивается 1945 годом, когда по решению Потсдамской конференции было принято, что в отношении Германии следует провести важнейшие мероприятия по демилитаризации, демократизации, денацификации, демонополизации. Верхняя
хронологическая рамка ограничивается 1990 годом, так как в этот год произошло объединение Германии.
Территориальные рамки исследования. Территория США, СССР, ГДР и ФРГ в 1945-1990 годы.
Методы исследования:
- историко-сравнительный метод был использован с целью выявления особенностей проведения внешней политики США по германскому вопросу в 1945-1990 годах;
- проблемно-хронологический метод был использован с целью определения основных этапов и ключевых решений США по германскому вопросу в 1945-1990 годах;
- историко-биографический метод был использован с целью изучения позиций США по германскому вопросу в период президентства Г. Трумэна, Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Дж. Картера и Р. Рейгана;
- историко-генетический метод был использован с целью определения итогов американской политики в объединении Германии.
Источниковая база. Источниковую базу работы составили документы правового и нормативного характера, а также источники личного происхождения.
К первой группе источников правового и нормативного характера мы можем отнести Петерсбергское соглашение, речь Г. Трумэна на заседании Конгресса, Соглашение стран о некоторых дополнительных требованиях к Германии, Парижские соглашения 1954 года,
Так Петерсбергское соглашение от 22 ноября 1949 года позволило Федеративной Республике получить больше возможностей для маневра на международной арене. Кроме того, можно было бы возобновить консульские и торговые отношения, в значительной степени прекратить демонтаж тяжелой промышленности и ослабить ограничения на судостроение. С другой стороны, демилитаризация Западной Германии все еще решительно сохранялась, хотя взрыв первой советской ядерной бомбы летом 1949 года уже вызвал дискуссии о вкладе Германии в оборону.
На заседании Конгресса 12 марта 1947 года президент США Г. Трумэн провозгласил свою Доктрину , которая была направлена на ограничение усилившегося после Второй мировой войны роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие «тоталитарные» страны, а также поддержание «демократических» сил и режимов.
Соглашение между правительствами СССР, Великобритании, США и Временного Правительства Французской Республики о некоторых дополнительных требованиях к Германии состояло из 13 разделов, в них высказывались требования, которые должна была выполнить Германия после окончания Второй мировой войны.
Парижские соглашения 1954 года провозглашали отмену
оккупационного режима в ФРГ, создание военно-политического Западноевропейского союза и присоединение ФРГ к Североатлантическому пакту. Так Парижские соглашения существенно ослабили ограничения, касающиеся западногерманского военно-промышленного потенциала, и легализовали вооружение ФРГ, также в ФРГ было запрещено производство ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Правительство ФРГ было объявлено единственным представителем всего немецкого народа в международных делах.
Также в первую группу нами отнесены: инаугурационная речь Джона Ф. Кеннеди , меморандум о беседе, ноты Советского правительства правительствам западных держав о превращении Западного Берлина в
вольный демилитаризованный город , послание Конгрессу о новой
внешнеторговой программе Дж. Кеннеди .
В данных документах четко прослеживается развитие германского вопроса в период президентства Дж. Кеннеди начиная от его вступления в должность главы государства, заканчивая установлением компромисса между США и СССР. В частности, с помощью меморандума о беседе мы можем проанализировать как проходили встречи между Дж. Кеннеди, и Н. С. Хрущевым и какие были договоренности и несовпадения по отношению к германскому вопросу.
Ко второй группе нами отнесены источники личного происхождения. Сюда мы можем отнести воспоминания Г. Трумэна , в которых он рассказывал о встречах лидеров трех стран антигитлеровской коалиции, анализировал итоги Второй мировой войны и позицию США по отношению к СССР.
Специальный помощник и составитель речей Д. Эйзенхауэра - А. Ларсон, в своей работе «Эйзенхауэр: президент, которого никто не знал» утверждал, что 34-й глава исполнительной власти был более искусным политиком, чем это принято о нем думать, и заслуживает место среди великих президентов. Также автор подчеркивал умение Д. Эйзенхауэра взаимодействовать с враждебным конгрессом, находившимся под контролем демократической партии. Все это позволяло ему решать проблемы как внутри политики, так и на международной арене.
Мемуары советского посла в Вашингтоне - А. Ф. Добрынина , а также воспоминания самого Н. С. Хрущева «Время. Люди. Власть» . Данные источники позволяют нам раскрыть основные события по решению германского вопроса в начале 1960-х годов непосредственно от первых лиц, что позволяет нам удостовериться в фактаже происходящих событий. Так Н. С. Хрущев от первого лица рассказал о том, как проходила встреча в Вене между лидерами двух стран, описывал чувства, что испытывали главы правительств и к какому решению они пришли. В свою очередь посол СССР в Америке А. Ф. Добрынин также повествовал о том, какова была реакция американского правительства на возведение Берлинской стены.
Таким образом, для анализа заданных проблем и решения поставленных исследовательских задач был привлечен обширный комплекс источников, изучение которых дало возможность воссоздать целостную картину решения германского вопроса во внешней политике США в 1945-1990 годы.
Апробация. Тема германского вопроса и преодоления коллективной вины за преступления нацизма были частично освещены автором ВКР в докладе, представленном на VI Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» в Алтайском государственном университете апреле 2019 года, а также в статье, опубликованной в сборнике материалов данной конференции.
Практическая значимость исследования. Данную работу можно использовать в общеобразовательных школах на уроках всеобщей истории, а также при чтении спецкурсов по темам, касающихся решения германского вопроса во внешней политике США в 1945-1990 годах. Основная цель изучения германского вопроса во внешней политике США на уроках всеобщей истории в школе - охарактеризовать основные направления американской политики в отношении Западной и Восточной Германии в послевоенное время и сформировать знания о таких понятиях, как: демилитаризация, демократизация, денацификация, демонополизация.
Знания по вопросу о решении германского вопроса во внешней политике США в 1945-1990-е годы могут быть задействованы в 9 классе при изучении таких тем, как: «США во второй половине XX века» и «Г ермания в послевоенный период». Материалы выпускной квалификационной работы помогут учащимся получить дополнительную информацию о направлениях внешней политики США и итогах решения германского вопроса в указанный период.
При изучении новейшей истории зарубежных стран в 9 классе по учебнику Н. В. Загладина материалы выпускной квалификационной работы можно использовать в теме «США во второй половине XX века» для знакомства учащихся с мероприятиями американского правительства в отношении Западной и Восточной Германии в послевоенное время.
При изучении всеобщей истории в 9 классе по учебнику Н. В. Загладина и Ю. А. Петрова материалы выпускной квалификационной работы можно использовать в теме «Германия в послевоенный период» для обобщения знаний о послевоенном развитии ФРГ и ГДР.
Также материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий по всеобщей истории, с целью углубления знаний учащихся по данной теме и при реализации учебного процесса в высших и средне-специальных учебных заведениях в рамках изучения модуля «Всеобщая история».
Структура работы. Работа построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассказывается о политике американских оккупационных властей в Западной Германии в 1945-1950-е годы. Вторая глава посвящена развитию дипломатии США в Западной Германии в 1960-1970-е годы. В третьей главе мы рассматривали америко-германские отношения в 1980-1990-е годы и выявляли роль участия США в переговорах в формате «4+2» в вопросе об объединении Германии.
Все эти материалы в целом позволяют проанализировать основные задачи, события и итоги решения германского вопроса во внешней политики США в 1945-1990-е годы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Охарактеризовав решения Ялтинской и Потсдамской конференций по германскому вопросу в первой главе, следует отметить, что последняя продемонстрировала способность союзников разрешать спорные вопросы методом переговоров, однако результат международной встречи продемонстрировал новое соотношение сил в Европе и во всем мире. Борьба за гегемонию сконцентрировалась вокруг двух полюсов силы - СССР и США, а характерной чертой послевоенного времени стало нагнетание атмосферы Холодной войны.
В заключительной Потсдамской конференции было принято решение о разделении Германии на 4 оккупационные зоны, каждая из которых, попадала под контроль союзников по антигитлеровской коалиции. После подписания акта о безоговорочной капитуляции в мае 1945 г. Германия как независимое и единое государство прекратило свое существование.
В начале Холодной войны проблема Западной Германии набрала новые обороты: действия американских и британских оккупационных властей по разработке демократических органов власти в пределах своих территорий предопределили объединение с французской оккупационной зоной в апреле 1949 года, а затем и появление в том же году нового западногерманского государства - ФРГ.
Также в первой главе нами была проанализирована политика США по денацификации, демократизации, декартелизации и демилитаризации Германии. Следует отметить, что политика нового канцлера К. Аденауэра была направлена на оттеснение проработки нацистского прошлого, и особой сосредоточенности в экономических и внешнеполитических аспектах. После расчленения Германии на оккупационные зоны, проблема денацификации и демократизации осуществлялась исходя из политических интересов каждой из них по отдельности, придерживаясь лишь каких-то общих положений, выработанных после создания Тризонии. За весь период оккупационной американской политики, ряд историков отмечают, что денацификация в американской зоне, была значительно «мягче», нежели чем в остальных зонах оккупации. Разрастание конфронтационных отношений с Советским Союзом в контексте начала Холодной войны, распространение коммунистической идеологии в восточной европейской части, а также борьба за удержание послевоенного мирового лидерства США, способствовали тому, что Соединенные Штаты Америки коренным образом пересмотрели свои приоритеты в отношении послевоенной Западной Г ермании.
Что касается демилитаризации Германии, то СССР и США не смогли найти общее решение вопроса, прежде всего по проблеме ликвидации военно-промышленных объектов.
Провозглашение «Доктрины Трумэна» и «Плана Маршалла», предопределило дальнейшее охлаждение отношений между СССР и США, а также окончательное обособление Западной зоны от Восточной, и раскол Германии на два государства. Развязывание идеологической войны формально берет свое начало с так называемой «Фултонской речи», произнесенной У. Черчиллем в Вестминстерском колледже, штата Миссури 5 марта 1946 года.
Расширение контактов между Западом и Востоком в связи с новой восточной политикой ФРГ заставило США оказать нажим на ФРГ и других своих европейских союзников с тем, чтобы выработать общую стратегию и регулировать процесс разрядки, смягчить противоречия между США и странами Западной Европы. За противопоставлением новой восточной политики ФРГ идее скоординированной атлантической стратегии, по мнению ряда специалистов, лежит реальное и серьезное противоречие в политике современного капитализма.
Правящие круги ФРГ постепенно убедились в том, что Соединенные Штаты скорее предпочитают иметь Западную Германию в качестве одного из столпов Атлантического сообщества в условиях гегемонии Америки, чем риск и неопределенность объединения, то есть поглощение ГДР Западной Германией.
Говоря о «новой восточной политике» ФРГ, нами была проанализирована дальнейшая реакция США в отношении дальней судьбы Германии. Следует отметить, что несмотря на то, что в решении таких проблем, как нераспространение ядерного оружия и ограничение гонки стратегических вооружений, США подошли к мысли о необходимости ослабления напряженности в международной обстановке, состояние Холодной войны в Европе, а следовательно, и прежний курс в германских делах отвечали стремлению США сохранить подходящие условия для укрепления НАТО - главного рычага осуществления их глобальной стратегии.
В рамках американской политики стабилизации Федеративная Республика являлась не только краеугольным камнем политики сдерживания против Советского Союза, но и идеальным партнером для проведения в жизнь американских представлений послевоенного мирового порядка. Канцлер ФРГ К. Аденауэр прилагал особые усилия для укрепления международного положения ФРГ. Его идеалом была независимая и сильная Германия, преодолевшая вековое отчуждение от романской и англо-саксонской культуры, интегрированная в европейское экономическое и политическое пространство.
На данном этапе, необходимо подчеркнуть важность международных конференций в которых особую роль играли США и развития дальнейшей политической концепции Соединенных Штатов в отношении не только западной части Германии, но и ГДР.
23 октября 1954 года в Париже состоялось подписание протоколов о присоединении ФРГ к Западноевропейскому союзу. Отдельным протоколом было оформлено присоединение ФРГ к Североатлантическому договору.
Парижские протоколы санкционировали создание западногерманской армии со своим генеральным штабом. Хотя они предусматривали создание в рамках Западноевропейского союза специального контрольного органа над вооружением, инспектирование должно было производиться органами НАТО. Парижские соглашения являлись грубым нарушением постановлений Потсдамской конференции 1945 года, они отменили ограничения, касавшиеся развития западно-германской промышленности, сделали возможным перевооружение ФРГ, разрешили ей создание армии в составе 12 пехотных дивизий, ВВС и ВМФ. Западные державы рассчитывали на то, что бундесвер станет основой сухопутных сил НАТО в Европе и ликвидирует дисбаланс в обычных вооружениях, существовавший между СССР и Североатлантическим альянсом.
Следующим важным этапом в разрешении германского вопроса выступает конференция, проходившая в Женеве 18-23 июля 1955 г. На этой встрече обсуждались вопросы о дальнейшей судьбе ФРГ и ГДР, в особенности перспективы воссоединения двух немецких государств, а так же остро поднимался вопрос о сокращении атомного арсенала.
Обсуждение германского вопроса показало, что западные державы фактически выступали за объединение Германии путем ликвидации ГДР и включение объединенной Германии в НАТО, а СССР выступал за сохранение двух самостоятельных государств - ГДР и ФРГ и за необходимость нормализации отношений между ними.
По мере усиления роли СССР на международной арене, а так же угрозы политической и экономической изоляции ввиду выстраивания экономических контактом между Западом и Востоком, правительство ФРГ в лице канцлера В. Брандта и министра иностранных дел Г. Шредера, стало осознавать неизбежность выстраивания благоприятных взаимоотношений с СССР.
Таким образом, начиная со второй половины 60-х гг. можно отметить начало нового этапа развития ФРГ, в этот период формируется новая концепция внешнеполитического курса, и отход от традиционной политики отчуждения, в том числе потеря эффективности доктрины Хальштейна, а также ориентация на выстраивание экономических связей с соседними странами Восточной Европы.
Подводя итоги проведенного исследования, мы можем выделить следующие основные моменты. Проблема объединения Г ермании имела два тесно взаимосвязанных аспекта: внутри германский - это отношения между ФРГ и ГДР и международный, связанный с обстоятельствами и интересами четырех великих держав - бывших членов антигитлеровской коалиции.
Два германских государства на протяжении долгого периода развивались двумя различными путями: Федеративная Республика Германия - капиталистическим, в свою очередь Германская Демократическая Республика шла по пути государственного социализма, считавшегося в то время оптимальным типом социализма.
Эти два фактора создавали серьезные препятствия на пути воссоздания единого германского государства. Так в 1980-х годах все большее значение стал приобретать характер внутреннего развития двух германских государств, его результаты и реальные достижения, что влияли на настроение граждан.
При определенных трудностях и недочетах, ФРГ успешно развивалась, став одной из трех наиболее мощных мировых экономических держав. Был достигнут высокий уровень жизни граждан, обеспечена политическая стабильность в обществе. В ГДР обострились трудности в социально¬экономическом развитии, выявилось существенное отставание жизненного уровня ее граждан от граждан ФРГ.
Говоря о сложившейся кризисной ситуации в ГДР, функционирование сложившейся в стране авторитарно-бюрократической политической системы, ограничение некоторых свобод граждан вскоре привели к кризису всей общественно-политической системы и массовому недовольству значительной части населения. Внешним проявлением этого недовольства явилась эмиграция граждан ГДР в ФРГ. Органы пропаганды и информации ФРГ стимулировали и развивали это недовольство, воздействуя на сознание граждан ГДР пропагандой реальных и мнимых достижений ФРГ в различных сферах жизни общества, преимуществ капитализма как строя.
Кризис в восточной Германии, который остро проявился в 1989 году, активно использовали правящие круги ФРГ во главе с канцлером Г. Колем. Так они развернули интенсивную деятельность на международной арене, в первую очередь, воздействуя на великие державы с целью реализации своих планов объединения Германии. Постепенно становилось очевидным, что объединение превращается в поглощение ГДР.
Международный аспект проблемы имел также на протяжении всех послевоенных лет важное значение. Многое зависело от позиции четырех великих держав. В условиях Холодной войны два германских государства входили в состав двух противостоявших военно-политических блоков - НАТО и ОВД.
Правительство США не только поддерживало курс правящих кругов ФРГ, но и оказывало соответствующее воздействие на руководителей трех остальных великих держав, особенно СССР. Лидеры Англии и Франции в свою очередь, вначале сдержанно встретили натиск Г. Коля и не одобрили объединения, но по ходу дела, под давлением Бонна и Вашингтона, согласились с планами и действиями руководства ФРГ.
Огромное значение для ГДР на протяжении всего послевоенного периода имела и позиция Советского Союза, его руководителей. Так в конце 1980-х годов лидеры СССР фактически оставили своего союзника ГДР без всякой поддержки, тем самым способствуя не просто объединению, а поглощению одного государства другим.
Следует также отметить, что по прошествии более чем двух десятков лет, внутри ФРГ все еще оставались не до конца решенные проблемы полной интеграции Запада и Востока как в социально-экономической, так и в социально-психологической сферах. Вместе с тем, объединение Германии, безусловно, повысило ее вес в мировой политике, что дало дополнительный стимул к укреплению ее экономической гегемонии в Европе.
Следует отметить, что кульминацией в разрешении германской проблемы выступают переговоры в формате 4+2 в которых участвовали ведущие союзнические державы и два немецких государства ФРГ и ГДР. Основой международных переговоров послужили такие сложные вопросы как:
- проблема объединения Германии
- военно-политический статус объединенной Г ермании
- вопрос окончательного урегулирования германо-польской границы
Позиция канцлера ФРГ Г. Коля выражалась в первую очередь в последовательности действий и их согласованности с экономическим механизмом европейских стран.
Говоря о позиции США, стоит отметить, что в отличие от реакции Великобритании, Соединенные Штаты оказали значительную поддержку и согласие на вопрос о воссоединении двух государств западной и восточной Германии. Германская проблема на протяжении всего периода «Холодной войны» вплоть до падения Берлинской стены, оставалась одной из наиважнейших вопросов внешней политики США. В воссоединении Германии американское правительство видело усиление совей роли на международной арене, а главное ослабление позиций Советского Союза.
Теперь Германия входит в пятерку мировых лидеров по объему ВВП, занимает второе место по объему экспорта, является третьим по величине вкладчиком в бюджет ООН, членом всех ведущих международных финансовых организаций и локомотивом европейской интеграции.
После объединения, Германия сразу заявила о своем желании и готовности стать постоянным членом ООН, мотивируя это своей возросшей международной ответственностью. Возросла роль Германии и в рамках НАТО. При этом германское руководство всячески подчеркивало свой принципиальный выбор в пользу европейской интеграции.
Именно Германия в лице канцлера Г. Коля наиболее настойчиво выступала за скорейшее включение стран ЦВЕ в ЕС. В то же время объединение Г ермании стало и одной из важнейших предпосылок развития в рамках Евросоюза ОВПБ и ЕПБО. Необходимость углубления интеграции именно в военно-политической сфере, сфере оборонной политики была обусловлена тем, чтобы еще в большей степени европеизировать Г ерманию и привязать ее к общеевропейским структурам.



Источники
1. Горбачев М. С. Как это было: Объединение Германии. М.: Вагриус, 1999. 50 с.
2. Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М.: Автор, 1996. 688 с.
3. Инаугурационная речь Джона Ф. Кеннеди. URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kennedy.asp (дата обращения: 15. 09. 2020).
4. Коль Г. Решающий шаг на пути к единству // Объединенная Германия. Политикокультурные и социально-экономические аспекты. 1992. № 3. С. 81-85.
5. Ларсон А. Эйзенхауэр: президент, которого никто не знал. М.: Политиздат, 1989. 210 с.
6. Ларсон А. Республиканец смотрит на свою партию. М.: Политиздат, 1992. 216 с.
7. Меморандум о беседе // Международные отношения Соединенных Штатов, 1961-1963 годы. М.: Просвещение, 1987. С. 87-95.
8. Модров X. Я был за поэтапное сближение двух германских государств // Международная жизнь. 1999. № 11. С. 29-35.
9. Ноты Советского правительства правительствам западных держав о превращении Западного Берлина в вольный демилитаризованный город. 27 ноября 1958 г. // История международных отношений и внешней политики СССР, 1917-1987 гг.: в 3-х т. Т. 2. / Под ред. Г. В. Фокеева. М.: Международные отношения, 1987. С. 439-442.
10. Об окончательном урегулировании в отношении Германии: договор [принят от 12. 09. 1990] // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. 1994. № 47. С. 23-25.
11. Об установлении германского единства между ФРГ и ГДР: договор [принят 31. 08. 1990]. ПВЬ: https://ria.ru/20150831/1210350374.html (дата обращения: 17. 12. 2020).
12. Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 года // Конституции зарубежных стран. Сборник. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 109¬147.
13. Парижские соглашения 1954 года // История дипломатии. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. С. 413-416.
14. Петерсбергское соглашение (22 ноября 1949 года) // Документы по Германии в период оккупации, 1945-1954 годы. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1955. С. 439-442.
15. Послание Конгрессу о новой внешнеторговой программе. 25 января 1962 г. / Под ред. Г. В. Фокеева // История международных отношений и внешней политики СССР, 1917-1987 гг. М.: Международные отношения, 1987. С. 462-464.
16. Потсдамская конференция // История дипломатии. Т. 4. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. С. 664-691.
17. Речь Г. Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 года. «Доктрина Трумэна». 2 февраля. 1Ж1/ http://www.coldwar.rU/truman/doctrine.p Пр/ (дата обращения: 26. 03. 2020).
18. Соглашение между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки и Временным Правительством Французской Республики о некоторых дополнительных требованиях к Германии от 04. 09. 1945 года. ПВЬ: http://docs.cntd.ru/document/901785642 (дата обращения: 21. 03. 2020).
19. Трумэн Г. С. Воспоминания ПВЬ: http://vlastitel.com.ru/stalin/vov/ truman.htm (дата обращения: 26. 03. 2020).
20. Хрущев Н. С. Время. Люди. Власть. Воспоминания. М.: Московские новости, 1999. 532 с.
Литература
1. Ахтамзян, А. А. Объединение Германии Аншлюс ГДР к ФРГ. М.: Библос консалтинг, 2010. 386 с.
2. Адамишин А. Л. История внешней политики СССР 1945-1980 гг. Т. 2. М.: Наука, 1980. 496 с.
3. Александер Ч. Эра Эйзенхауэра. 1952-1961 гг. М.: Прогресс, 2007. 326 с.
4. Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент. М.: ЛТД, 1993. 560 с.
5. Амплеева А. А. Трудный путь к единству // Объединенная Германия: десять лет. 2001. № 1. С. 8-37.
6. Акопов Г. М. Западный Берлин: проблемы и решения. М.:
Международные отношения, 1974. 263 с.
7. Абрасимов П. А. Западный Берлин вчера и сегодня. М.:
Международные отношения, 1980. 216 с.
8. Бакирова Г. Я. Объединение Германии: предпосылки, процесс и международно-правовые последствия. Казань, 2003. 196 с.
9. Бакирова Г. Я. Международно-правовые аспекты объединения
Германии. Казань, 2000. 234 с.
10. Бернс Дж. М. Президентское правление. М.: Политиздат, 1985. 366 с.
11. Бейли Дж. Поле битвы. М.: Терра-книжный клуб, 2000. 150 с.
12. Борисова К. А. Эволюция отношения США к доктрине Хальштейна (середина 50-х-60-х гг. XX в.) // Вестник Тамбовского университета. 2014. № 7. С. 181-191.
13. Бонвеч Б. История Германии. Т. 2. М.: КДУ, 2008. 672 с.
14. Веттиг Г. Н. С. Хрущев и Берлинский кризис 1958-1963 годов. М.: ЭКСБОН, 2017. 246 с.
15. Висков С. И. Американские историки и публицисты о «Холодной войне». М.: Политиздат, 1967. 164 с.
16. Высоцкий В. Н. Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений. М.: Мысль, 1971.483 с.
17. Гайдук И. В. В лабиринтах «Холодной войны»: СССР и США в ООН, 1945-1965 гг.. М.: ИВИ РАН, 2012. 331 с.
18. Галкин, А. А. СССР, западные державы и германский вопрос (1945-1965 гг.). М.: Наука, 1966. 264 с.
19. Гайдук, И. В. В лабиринтах «Холодной войны»: СССР и США в ООН, 1945-1965 гг. М.: ИВИ РАН, 2012. 340 с.
20. Галкин А. А. СССР, западные державы и германский вопрос (1945-1965 гг.). М.: Наука, 1966. 265 с.
21. Галактионов Ю. В. Денацификация в Германии после Второй мировой войны как международная проблема // Из истории международных отношений и европейской интеграции: межрегион. науч. сб., посвященный памяти профессора В. А. Артемова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. Вып. 2, т. 2. С. 200 - 207.
22. Гринстейн Ф. Эйзенхауэр в качестве лидера. М.: Наука, 1986. 286 с.
23. Долгилевич Р. В. Советская дипломатия и Западный Берлин // Новая и новейшая история. 2017. № 4. С. 12-32.
24. Дьячкова О. В. Германская политика Советского Союза в 1945-1991 гг. М: Наука, 2014. 175 с.
25. Жаронкина Е. А. Германский вопрос в политике США в 1945-1947 гг. // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 6. С. 155-158.
26. Жаронкина Е. А. Денацификация в американской зоне оккупации
Германии: этапы, проблемы и итоги // Известия Алтайского
государственного университета. 2008. № 4. С. 63-67.
27. Жаронкина Е. А. Политика американских оккупационных властей по
денацификации и демократизации Западной Германии (1945-1949 гг.).
Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. 23 с.
28. Зубок В. М. Историография «Холодной войны» в России: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история. 2003. №4. С. 56-59.
29. Иванов Р. Ф. Дуайт Эйзенхауэр. М.: Мысль, 1983. 295 с.
30. Иванов Р.Ф. Эйзенхауэр: человек, политик, полководец. М.: Полигран, 1998. 416 с.
31. Иванян Э. А. Белый дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 1979. 383 с.
32. Иноземцев Н. Н. Международные отношения после Второй мировой войны. В 3 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1962. 759 с.
33. Кауганов Е. Л. Дебаты о коллективной вине в Западной Германии (1945-1950-е годы) // Обсерватория культуры. 2015. № 1. С. 99-103.
34. Киссинджер Г. Мировой порядок. М.: АСТ, 2018. 320 с.
35. Кузьмин И. Н. Крушение ГДР. История. Последствия. М.: Наука, 1996. 229 с.
36. Кунина А. Е. Миф о миролюбии США. М.: Политиздат, 1960. 214 с.
37. Куклева Ю. В. «Доктрина Трумэна»: Основные направления внешней политики США после Второй мировой войны // «Синергия» Наук. 2017. № 14. С. 657-665.
38. Лавренов С. Я. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: АСТ, 2013. 778 с.
39. Лапшина И. К. Д. Эйзенхауэр и разделенное правление // Американский ежегодник. 1990. №7. С. 23-36.
40. Лапшина И. К. Разделенное правление в США: внутриполитический аспект. М.: РОССПЭН, 2008. 263 с.
41. Лидер Ю. НАТО. Очерки истории и доктрины. М.: Политиздат, 1964. 233 с.
42. Малышева Н. С. Политика США в отношении европейской экономической интеграции (1945-1951 гг.). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 112 с.
43. Макинерни Д. США: История страны. М.: ИВИ РАН, 2009. 736 с..
44. Макинерни Д. США в борьбе за мировое могущество. Часть 10 // Бэкмология: 2013. 28 января. ПКЬ: http://becmology.ru/blog/politic/usa_politic1 0.й1ш#ш6 (дата обращения: 23. 03. 2020).
45. Макинерни Д. США: история страны. М: ЭКСМО, 2009. 516 с.
46. Макинерни Д. США в борьбе за мировое могущество. Часть 10 // Бэкмология: 2013. 28 января. ПКЬ: http://becmology.ru/blog/politic/usa_politic1 3.htm (дата обращения: 15. 09. 2020).
47. Мельников Ю. М. Внешнеполитические доктрины США, происхождение и сущность программы «новых рубежей» президента Дж. Кеннеди. М.: Наука, 1970. 494 с.
48. Моргентау Г. Политика между нациями. Борьба за власть и мир. Нью- Йорк: Кнопф, 1955. 235 с.
49. Нарочницкая Н. А. США и «новая восточная политика» ФРГ // Либмонстр. 2016. № 1. С. 11-19.
50. Новик Ф. И. «Оттепель» и инерция холодной войны. Германская политика СССР в 1953-1955 гг.. М.: Высшая школа, 2011. 249 с.
51. Новик Ф. И. Советская политика в отношении ГДР до и после 17 июня 1953 года // Россия и Германия. 2011. № 2. С. 278--289.
52. Наринский М. М. Берлинский кризис 1948-1949 гг. // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 1. С. 162-172.
53. Невский С. Экономическая политика // Политика. 2015. № 6. С. 40-78.
54. Некрылова О. Г. Первые шаги христианско-демократического союза (ХДС) ФРГ на пути к европейской интеграции // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 127-129.
55. Орлов А. С. Исторический словарь. 2-е изд. М.: Проспект, 2012. 592 с.
56. Печатное В. О. Сталин - Рузвельт - Черчилль: «Большая Тройка» через призму переписки военных лет // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 5. С. 59-69.
57. Пилько А. В. НАТО и Берлинский кризис 1958-1961 годов // Новая и новейшая история. 2019. № 1. С. 82-97.
58. Платошкин Н. Н. Жаркое лето 1953 года в Германии. М.: Наука, 2014. 384 с.
59. Платошкин Н. Н. Предыстория возведения Берлинской стены. Август 1961 года // Военно-исторический журнал. 2019. № 1. С. 13-18.
60. Платошкин Н. Н. Причины и ход Берлинского кризиса 1953-1961 гг.. М.: Высшая школа, 2019. 190 с.
61. Потапов А. В. Кризис ГДР в 80-х годах и объединение Германии // Новая и новейшая история. 1991. № 5. С. 87-89.
62. Проэктор Д. Размышления о холодной войне // Россия и Германия в годы войны и мира (1991-1945). 2015. № 3. С. 21-26.
63. Рыкина В. С. Последний год ГДР. М.: Международные отношения, 1993. 285 с.
64. Сальковский О. В. Трудности на пути экономических и социальных преобразований в единой Германии // Объединенная Германия - политико-культурные и социально-экономические аспекты. 1992. № 2. С. 13-18.
65. Севостьянов Г. В. История США. В 4. Т. Т. 4. М: Наука, 1987. 743 с.
66. Соловьева П. Джон Фостер Даллес // История США: материалы к курсу: 2013. 28 ноября. НВТ: https://ushistory.ru/populjamaja-literatura/1101- дтЪоп-А^ег-ёаИез (дата обращения: 26. 03. 2020).
67. Софийский Н. Н. Бонн и Вашингтон. М.: Наука, 1969. 254 с.
68. Скобёлкина О. В. Потсдамская конференция в оценках американцев //
Новые исследования: [журнал]. НВТ: https://docplayer.ru/61830592-
Potsdamskaya-konferenciya-v-ocenkah-amerikancev.html (дата обращения: 26. 03. 2020).
69. Сорокин А. Н. Фактор советской угрозы как инструмент внешней политики Аденауэра // Международные процессы. 2017. № 4. С. 77-92.
70. Степанов Г. В. Политическое самосознание молодежи ГДР накануне
мирной революции 1989 - 1990 гг. // Вестник Череповецкого
государственного университета. 2012. № 2. С. 67-70.
71. Степанов Г. В. Руководство ССНМ в условиях общественно-политического кризиса в ГДР в конце 1980-х гг.. М.: Юрайт, 2010. 258 с.
72. Старкин С. В. Создание центрального разведывательного управления США и организация информационной поддержки администрации президента при Г. Трумэне // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1. С. 108-112.
73. Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. Москва, 1996. 544 с.
74. Уфимская Е. В. Американская политика в отношении Западной
Германии в 1945-1963 гг. // История. 2015. № 2. С. 86-91.
75. Уфимская Е. В. Американская политика в отношении Западной
Германии в 1945-1963 гг. // История. 2015. № 2. С. 86-91.
76. Фейс Г. Черчилль. Рузвельт. Сталин. Война, которую они вели, и мир, которого они добились. М.: Центрполиграф, 2003. 589 с.
77. Филитов А. М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М.: Наука, 2013. 235 с.
78. Филитов А. М. «Новый курс». Германский вопрос в советской политике // Россия и Германия. 2011. № 2. С. 263-277.
79. Филитов А. М. Советский Союз и «новая восточная политика ФРГ» // Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы. 2013. № 1. С. 163- 186.
80. Филитов А. М. СССР и ГДР // Вопросы истории. 2019. № 2. С. 15-19.
81. Филитов А. М. Германия в советском внешнеполитическом планировании. 1941-1990. М.: Наука, 2009. 331 с.
82. Фурсенко А. А. Как была построена «берлинская стена» Фурсенко // Исторические записки. 2011. № 4. С. 73-90.
83. Фурсенко А. А. Россия и международные кризисы. Середина XX века. М.: Юрайт, 2016. 181 с.
84. Хавкин Б. Л. Берлинское жаркое лето 1953 года // Новая и новейшая история. 2014. № 2. С. 159-174.
85. Христофоров В. С. Н. С. Хрущев и Дж. Кеннеди: подготовка и проведение встречи в Вене в 1961 году. По документам российских архивов // Новая и новейшая история. 2019. № 3. С. 15-33.
86. Четыркина К. Д. «Советский фактор» краха ГДР и его последствия для восточных немцев // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 22-26.
87. Штоль В. В. Ялта - Потсдам... Что ждет мир дальше? // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 57-71.
88. Яров С. В. Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей. М.: Центрполиграф, 2014. 240 с.
89. Bollin Ch. Handbuch zur deutschen Einheit 1949-1989-1999. Frankfurt am Main: Campus, 1999. 559 S.
90. Bruns W. Deutsch-deutsche Beziehungen: Prämissen, Probleme,
Perspektiven. Opladen: Leske und Budrich, 1984. 216 S.
91. Glaab M. Einstellungen zur deutschen Einheit // Handbuch zur deutschen Einheit 1949-1989-1999 / M. Glaab. Frankfurt am Main: Campus, 1999. S. 306-317.
92. Hilmer R. Jugend und die deutsche Einheit // Handwörterbuch zur deutschen Einheit. Frankfurt am Main: Campus, 1991. S. 413-423.
93. Judt, M. DDR: Geschichte in Dokumenten. Bonn: Christoph Links, 1998. 600 S.
94. Kielmansegg P. G. Nach der Katastrophe: Eine Geschichte des geteilten Deutschland. Berlin: Siedler, 2000. 736 S.
95. Lehmann H.-G. Deutschland-Chronik 1945 bis 1995. Bonn: Bouvier, 1996.
574 S.
96. Lemke M. Die Deutschlandpolitik der Bundesrepublik und der DDR und die innerdeutsche Beziehungen // Deutsche Zeitgeschichte von 1945 bis 2000: Gesellschaft-Staat-Politik. Berlin: Dietz, 2006. S. 566-597.
97. Mcllough D. Truman. New York: Simon and Shuster, 1992. 1120 p.
98. Riklin A. Das Berlinproblem. Koln: ATD, 1964. 447 S.
99. Robert G. W. JFK, Berlin, and the Berlin Crises, 1961-1963 // Office of the Historian. 2016. № 16. P. 116-134.
100. Sarotte M. E. The collapse: The accidental opening of the Berlin Wall. New York: Basic Books, 2015. 320 p.
101. Sumpf Th. Konföderation/Föderation // Handwörterbuch zur deutschen Einheit. Frankfurt am Main: Campus, 1991. S. 442-449.
102. Winters P. J. Innerdeutsche Beziehungen // Handbuch zur deutschen Einheit 1949-1989-1999. Frankfurt am Main: Campus, 1999. S. 442-454.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ