1. Теоретические аспекты исследования прибыли предприятия 5
1.1. Прибыль как экономическая категория, её сущность и значение 5
1.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия 13
1.3. Основные показатели прибыли предприятия 18
2 Проблемы и пути повышения прибыли предприятия «АвтоПлюс» ИП
Гринемаер Я.Я 33
2.1. Краткая характеристика «АвтоПлюс» ИП Гринемаер Я.Я 33
2.2. Анализ прибыли предприятия ИП Гринемаер Я.Я 45
2.3 Основные проблемы и пути повышения прибыли предприятия
«АвтоПлюс» ИП Гринемаер Я.Я 62
Заключение 79
Список литературы 82
Реферат
Объектом исследования является хозяйственная деятельность фирмы «АвтоПлюс» (ИП Гринемаер Я.Я.).Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.
Целью работы является на основе изучения теоретических аспектов и проведенного анализа разработать рекомендации по увеличению прибыли фирмы «Автоплюс» (ИП Гринемаер Я.Я.).
В соответствии с поставленной целью в ходе выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть прибыль как экономическую категорию, её сущность и значение;
- определить факторы, влияющие на прибыль предприятия;
- определить основные показатели прибыли, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
- проанализировать прибыль фирмы «Автоплюс» (ИП Гринемаер Я.Я.);
- выявить основные проблемы и определить пути повышения прибылифирмы «Автоплюс» (ИП Гринемаер Я.Я.).
Методология исследования базируется на принципах научного обобщения, методах сравнительного анализа, систематизации и обобщения, статистических, экономических и графических методах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты исследования прибыли предприятия.
Во второй главе проводится анализ прибыли, определяютсяпроблемы и пути повышения прибыли фирмы «Автоплюс» (ИП Гринемаер Я.Я.).
Выпускная квалификационная работа выполнена в объёме 85 страниц. В работе использовано 8 рисунков,21 таблица. Список литературы включает 48 источников.
Рыночная экономика требует от предприятий торговли повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления торговой деятельностью.
Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его
платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения. Для выполнения поставленных целей предприятию необходим постоянный приток прибыли в виде денежных средств или иного имущества. Если предприятие своевременно не получает прибыль, то в дальнейшем оно становится банкротом.
Степень изученности. Проблема прибыли всегда привлекала к себе внимание экономистов различных школ и направлений экономической науки. Исследование сущности прибыли как экономической категории проводилось в научных трудах А. Смита, Д. Рикардо, Д. Б. Кларка, Д. Миля, К. Маркса, И. Шумпетера, Ф. Найта
Теоретические и практические аспекты формирования, распределения и налогообложения прибыли рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди зарубежных авторов, исследующих данные проблемы, следует назвать работы Э. Дж. Долана и Д. Линдсея, Р. Дамари, К.Р. Макконела и C.JI. Брю, П .Самуэльсона. и др.
В рыночных отношениях отдельные стороны проблемы исследуют: И Э. Берзинь, В. М. Баутин, И. Т. Балабанов, И. Ф. Хицков, Д.Г. Черник, А. Ф. Шишкин, А.Я. Лившиц, В. П. Воронин, А. И. Добрынин, А. И. Хорев, И. А. Бланк, А. У. Панин и др. Несмотря на это, многие аспекты проблемы прибыли и ее роли в повышении эффективности деятельности современных предприятий недостаточно полно освещены. Значительное число существующих современных разработок в области планирования и распределения прибыли предприятий в условиях рыночного ведения хозяйства в основном базируются на зарубежных методиках. Данные методики не всегда могут быть полностью применимы к особенностям российской хозяйственной практики. Недостаточно исследована роль прибыли и ее значение в повышении эффективности деятельности торговых предприятий в рыночной экономике. Нет научно обоснованной методики ее формирования, распределения и использования. Имеет место и ряд других нерешенных проблем.
Актуальность данной темы заключается в том, что изучение прибыли и факторов ее роста позволяет понять принципы ценообразования в торговле, выявить различные взаимосвязи и закономерности и определить пути её повышения.
Целью работы является на основе изучения теоретических аспектов и проведенного анализа разработать рекомендации по увеличению прибыли фирмы «Автоплюс» (ИП Гринемаер Я.Я.).
Методологической основой исследования явились труды отечественных учёных экономистов и специалистов-практиков, а также нормативные, инструктивные и законодательные документы, бухгалтерские (финансовые) документы исследуемого предприятия.
Каждая фирма в условиях рынка стремиться реализовать ту продукцию, которая дает наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от того, насколько правильно, адекватно спросу, предприятие определяет ассортимент, количество и качество продукции, которую оно собирается реализовать. Это требует от каждого предприятия определенной организации хозяйствования, то есть проведение определенной экономической и сбытовой политики, поиска своего пути развития, своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учёта.
В условиях рыночной системы каждая фирма выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и та фирма, которая создает для себя лучшие условия продажи своей продукции на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии сбыта, новые формы доведения продукции до рынка.
«АвтоПлюс» (ИП Гринемаер Я.Я.) - это фирменный автосервис и
современные автомагазины. Делая ставку на ассортимент и качество, фирма «АвтоПлюс» занимает одно из лидирующих положений по продаже автозапчастей и оказанию услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей в г. Славгороде и близлежащих районах на северо-западе Алтайского края.
Деятельность ИП Гринемаер Я.Я. характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности основных и оборотных средств. Фирма «АвтоПлюс» (ИП Гринемаер Я.Я.) имеет положительную (особенно для торговых предприятий) тенденцию - повышение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала, рост фондоотдачи и производительности труда. Поэтому, несмотря на отрицательную тенденцию изменения отдельных показателей, характеризующих организационно- экономическую деятельность, можно сделать вывод о повышении эффективности деятельности фирмы.
В выпускной квалификационной работе проведен вертикальный и горизонтальный, а также факторный анализ прибыли, анализ рентабельности. Исследования проводились на основе показателей работы фирмы «Автоплюс» за три года - с 2016 года по2018 год.
Анализ деятельности фирма «АвтоПлюс» (ИП Гринемаер Я.Я.)показал, что фирма имеет стабильное динамичное развитие, имеет прибыль, увеличивается объём реализованной продукции, финансовые показатели ежегодно повышаются. С помощью факторного анализа прибыли, выяснили, что наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение средних цен на продукцию и экономия затрат.
У фирмы есть пути её дальнейшего развития, основывающиеся на организации дополнительных сфер деятельности.
Для повышения эффективности деятельности фирмы «АвтоПлюс» (ИП Гринемаер Я.Я.) необходима разработка и введение в действие целевой комплексной программы, применение которой обеспечило бы улучшение результатов его работы, а главным образом, повысило бы прибыль предприятия и как следствие его конкурентоспособность.
Для повышения прибыли фирмы, необходимы следующие мероприятия: увеличение объёмов товарооборота, эффективное
использование ресурсов, совершенствование сбытовой политики, структуры предприятия.
Для выполнения поставленной цели торговому предприятию необходимо решить ряд специфических задач. К этим задачам относятся следующие:
1. Увеличение объёмов оборота розничной торговли и прибыли от продаж.
2. Повышение конкурентоспособности фирмы.
3. Совершенствование сбытовой политики фирмы «АвтоПлюс» (ИП Гринемаер Я.Я.
4. Совершенствование структуры предприятия.
5. Совершенствование товарной политики торгового предприятия, которая имеет своей целью снижение издержек обращения и увеличение товарооборота.
В целом, исходя из анализа и прогноза показателей эффективности, можно сделать вывод, что предложенные мероприятия являются достаточно результативными и должны быть рассмотрены для внедрения. Реализация предложенных мероприятий приведет к росту эффективности деятельности и фирмы «АвтоПлюс» (ИП Гринемаер Я.Я.), росту финансовых результатов и устойчивости экономического положения. Правильное и точное выполнение всех мероприятий в установленные сроки позволит предприятию осуществить реализацию поставленных задач, достичь главной цели организации - повышения прибыли.
1. Астринский, Д. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. Астринский // Экономист. - 2018. - №12. - С.53-59.
2. Алексеева, А. И., Васильев, Ю. В., Малеева, А. В., Ушвицкий, Л. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие/ А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев и др. -М.: КноРус , 2015. - 720 с.
3. Баканов, М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов,
А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 416 с.
4. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 208 с.
5. Бариленко, В.И. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / В.И. Бариленко. - М.: Юрайт, 2015. - 455 с.
6. Бувальцова, С.С. Проблемы и перспективы развития планирования и оптимизации прибыли предприятия в современных условиях развития экономики / С.С. Бувальцова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). С. 31-33.
7. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2017. - 880 с.
8. Видяпин, В. И. Экономическая теория: Учебник / В.И. Видяпин. - М.: ИНФРА, 2015. - 714 с.
9. Вишнинская, Г. Финансовые результаты деятельности предприятия / Г. Вишнинская // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №6. - С.28-32.
10. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, А.Л. Попов. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 608 с.
11. Гермалович, Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Н.А. Гермалович. - М: Финансы и статистика, 2015. - 346 с.
12. Дробат, С.Т. Планирование доходов и расходов в торговле / С.Т. Дробат // Международный студенческий научный вестник.- 2017. -№ 9. -С. 263
13. Дурнаева, И.В. Факторный анализ финансовых результатов / И.В. Дурнаева // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 119-124
14. Ермолович, Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной
деятельности предприятия: учеб. Пособие / Л.Л. Ермолович. - М.:
Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2016. - 827 с.
15. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник / Ю.Ф. Елизаров. - М.: Academia, 2016. - 320 с
16. Жиделяева, В.В. Экономика предприятия. 2-e изд., перераб. и доп. Жиделяева В.В., Каптейн Ю.Н. / В.В. Жиделяева, Ю.Н. Каптейн. - М.: Academia, 2016. - 320 с.
17. Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли /
A. Е. Жминько // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №5. - С.60-64.
18. Заверза Н.А. Пути увеличения прибыли коммерческой организации / Н.А. Заверза // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. Т. 10. С. 81-84
19. Калмыкова, Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на
предприятии / Я.Н. Калмыкова// Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017.- № 11 [Электронный ресурс]. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15378 (дата обращения: 22.01.2019).
20. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /
B. В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. - M.: ИНФРА-М, 2015. - 315 с.
21. Крылов, Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие / Э.И. Крылов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 283с.
22. Липчиу, Н.В. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации / Н.В. Липчиу // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №4. - С.13-15.
23. Ложкин, О. Факторная зависимость рентабельности капитала / О. Ложкин // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №3. - С.130-131.
24. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н.П. Любушин. - М.: Юнити- Дана, 2016. - 471с.
25. Макарьева, Б.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: Учебник / Б.И. Макарьева. - М.: Мн: Новое знание; Издание 5-е, 2017. - 688 с.
26. Мельник, М.В. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. - М.: Экономист, 2015. - 192с.
27. Михеев, Д. Реальные доходы / Д. Михеев // Общество и экономика. - 2018. - №12.-С.70-74.
28. Новодворский, В. Д. Прибыль предприятия: бухгалтерия и экономика / В.Д. Новодворский // Финансы. - 2018. - № 4. - С.64-68.
29. Подъяблонская, Л.М. Финансовая устойчивость и оценка несостоятельности предприятий / Л.М. Подъяблонская // Финансы. - 2017. - №12. - С.18 - 20.
30. Поздняков, В.Я. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / В.Я. Поздняков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 617 с
31. Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности
предприятия: учебник / С.М. Пястолов. — 13-е изд., стер. — Москва: Академия, 2015. — 577 с.
32. Романова, Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности: краткий курс лекций / Л.Е. Романова. - М.: ИНФРА, 2015. - 220с.
33. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. -6-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА- М, 2017.-378 с.
34. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.
B. Сергеев, И. И. Веретенникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 511 с.
35. Соколова, О.Н. Экономический анализ / Под ред. О.Н. Соколовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320с.
36. Сотникова, Л.В. О формировании финансовых результатов / Л.В. Сотникова // Бухгалтерский учёт. - 2018. - №12. - С.15-21.
37. Станковская, И.К. Экономическая теория: Учебник /
Станковская И.К., Стрелец И.А. - М.:Рид Групп, 2016. - 480 с.
38. Толпегина, О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и содержание / О.А. Толпегина // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №2. -
C. 10-14.
39. Федосеева, Н. Бухгалтерская обработка документов / Н.
Федосеева // Экономика и учёт труда. - 2017.-№10. - С.12-19.
40. Федотова, М.А. Доходы предпринимателя: учебное пособие / М.А. Федотова - М.: Финансы и статистика, 2014.- 736 с.
41. Хайдукова, Д. А. Прибыль предприятия: экономическая
сущность, виды, методы анализа / Д.А. Хайдукова// Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — с. 175-179.
42. Хайруллин, А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации / А.Г. Хайруллин // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - №6. - С.35-41.
43. Хомидов, А. Анализ бухгалтерского баланса / А. Хомидов // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №1. - С.5-24.
44. Черкасова, И.О. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.
пособие / И.О. Черкасова. - СПб.: Нева, 2015. - 192с.
45. Шамхалов, Ф. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации / Ф. Шахмалов // Финансы. - 2018. - №6. - С.19-22.
46. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 374 с.
47. Щукина К. Е., Егорова М. С. Доходы предприятия и их источники // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 761-763. — URL https://moluch.ru/archive/89/18234/ (дата обращения: 22.01.2019)
48. Яцюк, Н. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Н.Яцюк // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №1. - С.22.