Введение 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
§ 1. Понятие предпринимательской деятельности и определение круга ее субъектов 7
§2. Сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью на современном этапе 13
§3. Виды государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью 21
ГЛАВА II. Механизм правового обеспечения государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью 28
§1. Правовая основа осуществления контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью 28
§2. Критерии необходимости и допустимости государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью 36
ГЛАВА III. Порядок и особенности осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью 45
§1. Организация и порядок проведения проверок 45
§2. Последствия проведения проверок 51
§3. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществления государственного контроля (надзора) 58
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема данной работы - предпринимательская деятельность как объект государственного контроля (надзора) (правовые аспекты) актуальна для рассмотрения и изучения, имеет практическое значение.
В настоящее время вопросы контроля за предпринимательской деятельностью играют особо важную роль. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно указывал на необходимость повышения результативности и открытости контрольно-надзорной деятельности органов государственный власти и органов местного самоуправления. В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2016 года глава государства указал на необходимость в работе контрольно-надзорных ускорения внедрения мер, учитывающих риски, которые способствовали бы значительно сократить количество контрольных мероприятий, но увеличивали бы их эффективность. Он также отметил, что соответствующим органам следует заниматься не только обнаружением противоправных действий, но и предупреждением, осуществлением превентивной функции, не для отвода глаз и проформы, а действенно, способствовать информированию предпринимателей, обращая особое внимание на тех, кто только начинает свой профессиональный путь. В 2015 году был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым значительно снижено административное давление на бизнес. Установлено, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки субъектов малого предпринимательства, с 1 января 2018 года при проведении контроля (надзора) начнет применяться рискоориентированный подход.
На сегодняшний день систему законодательства, регламентирующего вопросы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, составляют Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон №294), и около 150 законодательных актов Российской Федерации, в том числе отраслевые федеральные законы, содержащие положения, регулирующие организацию и осуществление государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности.
За прошедшее с момента принятия в 2008 году Закона №294 время органами государственной власти во взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, научными организациями и экспертным сообществом проведена большая нормотворческая и организационная работа по улучшению мер государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Минэкономразвития России был подготовлен проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации».
Анализ учебного и научного материала по теме, судебной практики говорит об отсутствии единства во мнениях по некоторым вопросам государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью. Несмотря на то, что тема довольно полно исследована в учебной и научной литературе, существуют неразрешенные вопросы в теории и практике. Например, встречаются коллизии в нормативно-правовых актах разного уровня, регулирующих рассматриваемые правоотношения, имеет место перегруженность нормативно-правовой базы и др.
Объектом исследования выступают отношения по осуществлению контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью.
Предметом исследования являются нормы гражданского, административного и других отраслей права регулирующие вопросы контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, а также судебная практика, специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о правовых аспектах предпринимательской деятельности как объекте государственного контроля (надзора).
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: проанализировать сущность государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, для этого определить понятие предпринимательской деятельности и очертить круг ее субъектов, изучить сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью на современном этапе, дать характеристику видам государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью; рассмотреть механизм правового обеспечения государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, осветив правовую основу осуществления контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, критерии необходимости и допустимости государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью; выявить проблемы организации и порядка проведения проверок, защиты прав предпринимателей в рассматриваемой сфере.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения, четырех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе анализируется сущность государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью
Во второй главе освещаются вопросы механизма правового обеспечения государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью
Третья глава данной работы посвящена порядку и особенностям осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью
В заключении сделаны выводы по всей работе.
В ходе написания работы были использованы работы авторов, посвященные рассмотрению контроля и надзора за предпринимательской деятельностью. Также при написании работы проанализированы материалы судебной практики.
В статье 2 ГК РФ закреплено легальное понятие предпринимательской деятельности, признаками которой являются самостоятельный характер деятельности, рисковый характер, направленность на систематическое получение прибыли, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели, коммерческие юридические лица, крестьянские фермерские хозяйства. Некоммерческие юридические лица могут быть субъектами предпринимательской деятельности с той оговоркой, что в этом случае следует руководствоваться понятием, закрепленным не в ГК РФ, а специальным определением, прописанным в ФЗ «О некоммерческих организациях». Предпринимательская деятельность коммерческих юридических лиц и некоммерческих - разные по своей сути и значению явления, однако, как к объектам государственного контроля и надзора (производителю товара, работ, услуг) к ним применяются одинаковые требования.
Сущность и назначение контроля и надзора заключается в постоянном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей путем проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам). Проанализировав литературу, судебную практику, нормативно-правовую базу видим, что, несмотря на закрепление в Законе №294 принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, некоторые из них не исполняются на практике, фактически создаю дополнительные ограничения для предпринимателей. Например, введение принципа преимущественно уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности фактически создает дополнительную обязанность для предпринимателей. Существуют сферы предпринимательской деятельности, в которых сохраняются проблемы непрозрачности обязательных требований в нарушение принципа открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов.
Выделяют следующие виды государственного (муниципального) контроля. Общий и специальный контроль; предварительный, текущий, последующий контроль; контроль президента, органов законодательной (представительной) власти; органов исполнительной власти; судебный контроль, контроль прокуратуры; федеральный и региональный контроль, виды контроля, на которые распространяются положения Закона №294 о порядке проведения проверок, а также виды контроля на которые статьи Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются. В законопроекте Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» видов контроля выведенных из-под действия закона намного меньше в сравнении с действующим законом.
Нормативно-правовое регулирование осуществляется Международными актами, Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными актами, региональным и муниципальным законодательством. Встречаются коллизии между национальным законодательством и международными актами. Существует множество сфер предпринимательской деятельности, которые не подпадают под действие Закона №294, например, банковская. Проведение проверок в данном случае регулируется не законами, и даже не подзаконными актами правительства, исполнительных органов, а инструкциями Банка России. Проанализировав правовую основу осуществления контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью приходим к выводу, что правовое регулирование перегружено многочисленными нормативно-правовыми актами, огромным количеством подзаконных актов, при этом Закон №294, призванный защитить предпринимателя от необоснованного вмешательства государства не распространяет своего действия на многие сферы деятельности.
При проведении каждой проверки следует учитывать и руководствоваться критериями необходимости и допустимости, соблюдая баланс между достижением целей контроля - охраны прав граждан, обеспечения благополучия населения и соблюдением прав предпринимателей.
В настоящее время происходят масштабные изменения законодательства, которые касаются как узких процессуальных вопросов, требовавших уточнения и доработки вроде сроков и порядка уведомления, так и проблем, охватывающих систему государственного контроля в целом, например введение риск-ориентированного подхода.
В настоящее время в практике правоприменения существуют проблемы, связанные с формулированием содержания предписаний, не соблюдается принцип конкретности при их составлении, что вызывает трудности в их исполнении, а в некоторых случаях приводит к невозможности претворения в жизнь требований контролирующих органов. Выдача предписаний, предусмотренных статьей 17 Закона №294 и представлений, предусмотренных 29.13. КоАП РФ - разные по своей природе меры реагирования на правонарушения. Предписания может выдавать лицо, осуществляющее проверку, но не наделенное правом рассматривать дела об административных правонарушениях. Говоря о предписаниях, также следует обратить внимание на то, что последние выдаются только после проведения проверок. Предписания - не могут быть результатом рейдовых осмотров.
Административный способ обжалования неэффективен в связи с отсутствием независимости, пристрастности при рассмотрении жалобы, отсутствием публичности процедуры рассмотрения жалобы, весь процесс разрешения носит закрытый характер.
Протоколы осмотра, акты проверки являются документами, фиксирующими процесс осуществления осмотра и результаты проверки в рамках проводимой проверки, повлиять на содержание акта проверки, протокола можно подав возражения на акт проверки в соответствии со статьей 16 Закона №294. В последующем это поможет обжаловать в судебном порядке предписание, постановление об административном правонарушении.
По общему правилу споры связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в порядке арбитражного производства. Однако, требование об отмене предписания по устранению нарушений обязательных требований не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подлежит обжалованию в порядке административного судопроизводства.
Статья 22 Закона №294 не регулирует вопросы защиты нематериальных благ (деловой репутации). Вопросы о возмещении расходов, например, расходов на оплату услуг юриста в суде, понесенных в связи с обжалованием отменного постановления, должны рассматриваться в рамках основного дела. В то же время убытки, понесенные в связи с обжалованием постановления об административном правонарушении , либо предписания в административном порядке в вышестоящий орган, признаются убытками в рамках статьи 22 Закона №294 и предприниматель может обратиться с требованием о взыскании убытков с самостоятельным иском.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2009. - №4. - Ст. 445.
2. Об инспекции труда в промышленности и торговле (принята в г.
Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ): конвенция № 81 Международной организации труда // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 50 - Ст. 4650.
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 29 (часть 1) - Ст. 4372.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: федер. закон от 03 ноября 2015 г. №306- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 45 - Ст. 6207.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ: [в ред. от 28.03.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10- Ст. 1391.
6. О Центральном банке Российской Федерации: федер. закон от 10 июля 2007 г. №86 - ФЗ: [в ред. от 28.03.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №8 - Ст. 28.
7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02 мая 2006г. №59- ФЗ: [в ред. от 03.11.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19 - Ст. 2060.
8. Об электроэнергетике: федер. закон от 26 марта 2003 №35- ФЗ: [в ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 13 - Ст. 1177.
9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ: [в ред. от 19.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30- Ст. 3012.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №
197-ФЗ: [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 3.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ: [в ред. от 07.03.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1(ч. 1) - Ст. 1.
12. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ: [в ред. от 03.07.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля
1997г. № 146-ФЗ: [в ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1998. - № 31- Ст. 3824
14. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 января 1996г. № 7-ФЗ : [в ред. от 19.12.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3 - Ст. 145
15. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30
сентября 1994 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 07.02.2017] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
16. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 №2202-1 - ФЗ: [в ред. от 07.03.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №47- Ст. 4472.
17. О пожарной безопасности: федер. закон от 21 декабря 1992 №69 -
ФЗ: [в ред. от 23.06.2016] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1994. - №35- Ст. 3649.
18. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: указ Президента РФ от 15 мая 2008 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 20 - Ст. 2293.
19. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по
совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2016 г. № 559-р // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2016. - № 15. - ст. 2118.
20. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре:
постановление Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 г. № 1: [в ред. от 15.12.2016 г.] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2015. - № 2. - Ст.514.
21. Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных
видов предпринимательской деятельности (вместе с «Правилами
представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»): постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 584: [ред. от 04.03.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 30. - ст. 3823.
22. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327: [в ред. от 30.01.2017г.] // Рос. газета. - 2004. - 15 июля.
23. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. - 2016. - № 45.
24. Об утверждении Административного регламента исполнения
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора: приказ Минприроды Российской Федерации от Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. N 191// Рос. газета. - 2013. -23 января.
25. О применении норм Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» [Электронный ресурс]: письмо Минэкономразвития РФ от 30 декабря 2011 N д09-3425// Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
26. О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России): Инструкция Банка России от 05 декабря 2013 г. № 147-И: [ред. от 20.12.2016] //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - №26.
27. О разъяснении отдельных положений действующего законодательства [Электронный ресурс]: письмо Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. № 0100/2473-06-32// Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
28. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Г енпрокуратуры России от 07 декабря 2007г. № 195 [ред. от 21.06.2016] // Законность. - 2008. - №3.
29. Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно¬санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов (вместе с "Методиками физико-химического исследования мяса") [Электронный ресурс]: утверждены Минсельхозом СССР 27декабря 1987 г // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
30. О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: Проект Федерального закона N 451035-6 ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13 февраля 2014// Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
31. Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)
в Российской Федерации: проект федерального закона [электронный ресурс]: Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. - Режим доступа:
http://regulation.gov.ru/projects#npa=39351(дата обращения 02.04.2017)
II Нормативно-правовые акты Республики Татарстан, нормативно-правовые акты муниципальных органов власти
1. Экологический кодекс Республики Татарстан: закон РТ от 15 января 2009 г. № 5-ЗРТ: [в ред. от 11.04.2015 г.]// Республика Татарстан. -2009. - 20 января.
2. Об утверждении перечней должностных лиц Министерства экологии и
природных ресурсов Республики Татарстан и Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, осуществляющих региональный государственный экологический надзор: Постановление Кабинета
Министров РТ от 21 сентября 2011 № 784 : [в ред. от 22.07.2015 г.]// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. -2011. -№40 - Ст.2038.
3. Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров РТ от 22 мая 2012 г. № 407// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. -2012. -№41 - ст. 1325.
4. Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (вместе с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан): Постановление Кабинета Министров РТ от 06 июля 2005 г. № 325// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. -2005. -№28 - ст. 1654.
5. Об утверждении «Порядка прохождения материалов административного и
искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов РТ» [Электронный ресурс]: Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 17 октября 2006 № 977 // Материал подготовлен и опубликован в
общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
6. Об утверждении Административного регламента осуществления
муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город Набережные Челны: Постановление Исполкома
муниципального образования г. Набережные Челны от 31 июля 2015 г. № 4353 // Челнинские известия. -2016. - 10 февраля.
7. Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и
природных ресурсов Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного
экологического надзора [Электронный ресурс]: Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 09 декабря 2013 г. № 103-П // Сборник
постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2014. -№42 - ст. 1329.
8. О введении в действие «Порядка определения размера взыскания за вред, причиненный земельным ресурсам и растительности»: Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 08 апреля 2002 № 314 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2003. -№2 - ст.123.
III Нормативные акты, утратившие силу
1. О предприятиях и предпринимательской деятельности: закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. №445-1// Ведомости СНД и ВС РФ- 1990. - № 30 - Ст.418. Утратил силу.
IV Материалы юридической практики
1. По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого
статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова: Постановление Конституционного суда РФ от 18 июля 2008г. №10-П// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2008. - № 4.
2. Определение Верховного суда Российской Федерации от 27 октября 2014 г.по делу № А32-33738/2013 [Электронный ресурс] //Судакт. Судебные и нормативные акты - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http: //sudact.ru/vsrf/doc/w7NHHykxoh6Z/?vsrf-
txt=%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1 %8F+22+%D 1 %84%D0 %B7+294&vsrf-case_doc=&vsrf-doc_type=&vsrf-date_from=&vsrf- date_to=&vsrf-judge=&_=1490729886085&snippet_pos=1040#snippet (дата
обращения 08.04.2017).
3. Постановление арбитражного суда дальневосточного округа от 26 апреля 2016 г. по делу № А24-3097/2015 [Электронный ресурс] //Судакт. Судебные и нормативные акты - Электрон. текст. дан. - Режим
доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/mYfJLPzyjwHa/ (дата обращения
06.04.2017).
4. Постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 27 марта 2015 г.
по делу № А12-21888/2014 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/f1906e1d-2257-45d0-88f0-d4703e5bde00/A12- 21888-2014_20150325_Postanovlenie%20kassacionnoj%20instancii.pdf (дата
обращения 12.04.2017
5. Постановление Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2015
г. по делу № А82-12757/2014 [Электронный ресурс] //Электронное
правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/c0f8a4d5-8531-4840-bc1f-
027ec6040471/A82-12757-2014_20150409_Postanovlenie%20kassacionnoj %20instancii.pdf (дата обращения 12.04.2017)
6. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16
февраля 2015 г. по делу № А33-7335/2014 [Электронный ресурс]
//Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/b2fcfbe8-1bd7-476e- 854a-a81af28d7bff/A33-7335-2014_20150216_Postanovlenie%20kassacionnoj% 20instancii.pdf (дата обращения 12.04.2017)
7. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2014 г. [Электронный ресурс]: по делу по делу N А33-39/2014- Электрон. дан. - 2015, - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
8. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2014 N
Ф01-4833/2014 [Электронный ресурс]:- по делу № А43-26850/2013 -
Электрон. дан. - 2014, - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Постановление ФАС Московского округа от 03 апреля 2012 [Электронный ресурс]:- по делу N А41-5463/11 - Электрон. дан. - 2017, - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс»; Постановление ФАС Центрального округа от 26 июня 2014 [Электронный ресурс]:- по делу N А36-5689/2013- Электрон. дан. - 2017, - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
10. Постановление ФАС Центрального округа от 29 ноября 2013 [Электронный ресурс]:- по делу № А13-1005/2013- Электрон. дан. - 2017, - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
11. Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.05.2016
[Электронный ресурс]:- по делу №33а-5466/2016 - Электрон. дан. - 2014, -
Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
12. Постановление двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 03
сентября 2016 А35-2843/2016 [Электронный ресурс] //Электронное
правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/86a4a9b4-1f9a-4ec2-b6b4-0f701024c091 (дата обращения 12.04.2017).
13. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 ноября
2015 г. по делу № А29-10473/2014 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/5a679ce1-f1e1 -48a2-a766-
b5b 19c2da99e/A29-10473-
2014_20151110_Postanovleme%20apelljacionnoj%20mstancii.pdf (дата
обращения 12.04.2017)
14. Постановление третьего апелляционного арбитражного суда от 03 сентября
2013 А33-18055/2012 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие.
Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/86a4a9b4-1f9a-4ec2-b6b4-0f701024c091 (дата
обращения 16.04.2017).
15. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]: по делу по делу N А62-8000/2011 - Электрон. дан. - 2015, - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
16. Постановление Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 22
сентября 2015 г. по делу № А58-4038/2015 [Электронный ресурс]
//Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/133eb976-76e1-4551- b222-9536e09c4f40/A58-4038-2015_20150922_Reshenija%20i%20 postanovlenija.pdf (дата обращения 12.04.2017)
17. Решение арбитражного суда Ростовскй области от 03 февраля 2016 г.по делу
№ А53-22794/2015[Электронный ресурс] //Судакт. Судебные и нормативные акты - Электрон. текст. дан. - Режим
доступа: http: //sudact.ru/arbitral/doc/qltOuMGZyRJt/?arbitral -txt=%D 1 %81 % D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F (дата обращения 08.04.2017).
18. Постановление Нижегородского областного суда от 09.03.2016 № 4А-
266/2016 [Электронный ресурс]: по делу № А43-4295/2014- Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
19. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2015 г. по делу А33-10701/2015 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/30198753-136b-49d6-9283-368ce7476522/A33- 10701-2015_20151120_Reshenie.pdf(дата обращения 12.04.2017)
20. Решение Арбитражного суда Ивановской области от 19 октября 2015 г. по делу № А17-5592/2015 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/182ee98a-3f45-41e4-9bc9-72181 c2498c8/A17- 5592-2015_20151019_Reshenie.pdf (дата обращения 12.04.2017)
21. Решение Арбитражного Суда Красноярского края от 19 октября 2015 г. по делу № А33-13099/2015 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/d38dbffd-7306-4363-a74a-023087ba7ff0/A33- 13099-2015_20151019_Reshenie.pdf(дата обращения 12.04.2017)
22. Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13 ноября 2015 г. по делу № А47-7355/2015 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/02acafbc-5741-44a4-8a64-714c05691789/A47- 7355-2015_20151113_Reshenie.pdf(дата обращения 12.04.2017)
23. Решение Арбитражного Суда Новосибирской области от 23 апреля 2015 г. по делу № А45-2299/2015 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/92dec620-a89a-4b66-9293-73417c7c96c4/A45- 2299-2015_20150429_Reshenie.pdf(дата обращения 12.04.2017)
24. Решение Арбитражного Суда Московской области от 16 октября 2014 г. по делу № А41-51907/14 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/e7c77e8e-af54-4de0-8a90-6f244d625a85/A41- 51907-2014_20141016_Reshenij a%20i%20po stanovlenij a.pdf (дата обращения 12.04.2017)
25. Постановление Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 5 ноября 2011 г. по делу № А56-48822/2015 [Электронный ресурс] //Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3a54781d-17b8-4769-85a9-b9a75a06745f/A56- 48822-2015_20151105_Reshenie.pdf(дата обращения 12.04.2017)
26. Определение Набережночелнинского городского суда от 27 сентября 2016 года дело № 2-14122/2016// Архив Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан за 2016 год.
III. Специальная литература
1. Алексеев Д.Б. Концепция развития государственного контроля как способа обеспечения режима законности в государственном управлении / Д.Б. Алексеев // Административное и муниципальное право . - 2016. - №5 -
С.410-416
2. Алексеев С.В. Актуальные вопросы общего государственного контроля в различных сферах предпринимательской деятельности/ С.В. Алексеев // Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена . - 2004. - №7 (том 4). - С. 237-242
3. Алхутова Е.Ю. Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля/ Е.Ю. Алхутова // Административное и муниципальное право . - 2016. - №12. - С. 974 - 978.
4. Андреев В.К. Современное понимание юридического лица / В.К.Андреев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - №6. - С. 12-18
5. Астахова М.А. Организационно-правовые основы государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности/ М.А. Астахова // Безопасность бизнеса- 2016. - №3- С. 12-16
6. Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав предпринимателей/ Е.В. Вавилин // Журнал предпринимательского и корпоративного права- 2016. - №3- С. 10-14
7. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом
регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства/ В.А. Вайпан // Журнал предпринимательского и
корпоративного права.- 2016. - №2- С. 9-16
8. Волков А.В. Публичное администрирование: вопросы надзора и контроля / А.В.Волков // Административное и муниципальное право.. - 2015. - №7. - С. 738-743
9. Гадаборшева З.Б. Пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере предпринимательской деятельности/ З.Б. Гадаборшева // Административное и муниципальное право - 2013. - №8- С. 843 - 846.
10. Гришковец А.А. Нужен ли России специальный федеральный закон о контрольно-надзорной деятельности? / А.А.Гришковец // Административное и муниципальное право - 2016. - №7- С. 585 - 592.
11. Гусев А. Как подготовиться к предстоящей проверке? / А.Гусев // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. - 2016. - №10. - С. 41-51
12. Гусев А. Об изменениях законодательства о защите прав юридических лиц /
A. Гусев // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. - 2015. - №12. - С. 39-46
13. Елфимова Е.В. Вновь о контроле, надзоре и административной юрисдикции/ Е.В. Елфимова, Д.В. Осинцев // Российский юридический журнал. - 2015. - №4. - С. 99 - 107.
14. Ермолова О.Н. Реализация принципов свободы и ограничения
предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении / О.Н. Ермолова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2014. - №4. - С. 42 - 44.
15. Ершова И.В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практике/ И.В. Ершова // Lex russica.. - 2016. - №2. - С. 160 - 167.
16. Ершова И.В. Уведомительный режим начала осуществления предпринимательской деятельности: закон, доктрина, судебная практика / И.В. Ершова // Юрист. - 2015. - №20. - С. 22-27
17.Звездина Т.М. К вопросу о соотношении понятий предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций/ Т.М. Звездина // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2014. - №2. - С. 72-75
18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 19 - 23. Постатейный научно-практический комментарий / В.В. Гущин,
B. В. Денисенко, А.В. Мартынов и др.; под общ. ред. Б.В. Россинского. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. - С. 380
19. Козлова Е.Б. Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (концептуальные основы/ Е.Б. Козлова // Семейное и жилищное право.. - 2017. - №1. - С. 25-29
20. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(постатейный) [Электронный ресурс] / Т.А.Бирюкова, Ю.В.Егоров и др.; под ред.А.В.Филатовой - Электрон. дан. -Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2010. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс», С.96
21. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (постатейный) [Электронный ресурс] / под ред. А.Н. Борисова - Электрон. дан. -Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2016. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
22. Коновалов Е.В. Вопрос: В случае если организация не получала предварительного уведомления о проведении проверки инспекцией труда, законно ли ее проведение?/Е.В. Коновалова- Электрон. дан. - Консультация эксперта. 2009. // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант-плюс».
23. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации:
Аналитический доклад / В.В. Бакаев, А.Г. Зуев, М.Г. Киржиманов и др - М.: МАКС Пресс, 2013. - С.148
24. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации:
Аналитический доклад - 2012/ В.В. Бакаев [и др.]. - М.: МАКС Пресс, 2013. -
С. 71
25. Лаптев В.А. Федеральное законодательство о предпринимательстве:
структура и регулятивная роль/ В.А. Лаптев // Lex russica.- 2016. - №12 - С. 9 - 19.
26. Липунцова А.В. Правовые основы осуществления государственного контроля в Российской Федерации/ А.В. Липунцова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право- 2015. - №1 (1)- С. 12-16
27. Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при
осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес/ А.В. Мартынов // Юрист. - 2016. - №18 - С. 22-27
28. Морозова Н. А. Признание предписания органа государственного контроля (надзора) недействительным по причине его неисполнимости/ Н. А. Морозова//Административное право и процесс. - 2015. - №5. - С. 20-24.
29.Олейник О.М. Формирование правовой определенности и стабильности в сфере государственного контроля (надзора) за бизнесом/ О.М. Олейник// Закон. - 2016. - №11. - С. 133-142
30. Олейник О.М. Понятие предпринимательской деятельности: теоретические проблемы формирования/ О.М. Олейник// Предпринимательское право. -
2015. - №1. - С. 3-7
31. Осипов Д.М., Большакова В.М. О субъектах государственного и муниципального контроля и надзора". / Д.М. Осипов, Большакова В.М. // Власть . - 2015. - №11- С. 53-58
32. Петров Д.А. Контроль в отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства: мониторинг правоприменения / Д.А. Петров // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2016. - №3. - С. 51-54.
33. Петров А.В., Епифанов А.Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора/ А.В. Петров, А.Е. Епифанов// Журнал российского права. - 2013. - №7. - С. 36 - 49.
34. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г.
Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : НОРМА, ИНФРА-М, 2017. - С. 512.
35. Проблемы законодательного регулирования государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля: [электронный ресурс]: стенограмма парламентских слушаний. - Режим доступа:
http: //regulation. gov.ru/proj ect/19140. html?point=view_proj ect&stage=2&stage_i d=13184 (дата обращения 12.04.2017).
36. Попова Н.Ф. Связь экономической деятельности и административного права/ Н.Ф. Попова // Современный юрист- 2016. - №2- С. 8-20
37. Саидов З.А. К вопросу об упорядочении контрольно-надзорной деятельности в сфере экономики/ З.А. Саидов // Российская юстиция. - 2017. - №1 - С. 65¬67
38. Саидов З.А. К вопросу о совершенствовании административно-правового регулирования негосударственного сектора экономики/ З.А. Саидов // Административное право и процесс. - 2016. - №10- С. 22-27
39. Салиева Р.Н. Конституционно-правовые гарантии защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора)/ Р.Н. Салиева // Государственная власть и местное самоуправление - 2013. - №9- С. 29-31
40. Скворцова Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский - М.: Юстицинформ, 2014. - С.112
41. Софронова Д.А. Некоторые вопросы судебной защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора/Д.А. Софронова // Административное и муниципальное право. - 2016. - №8. - С. 682 - 686.
42. Спектор А.А. О субъектах государственного и муниципального контроля и надзора / А.А. Спектор // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал - 2011. - №6- С. 62-64
43. Стахов А.И. О проблемах и перспективах гармонизации законодательства об административных правонарушениях с законодательством в сфере государственного и муниципального контроля публичной администрации / А.И. Стахов // Вестник Омской юридической академии. - 2016. - №3- С. 85¬90
44. Трапидзе К. Пройти проверку на пять/ К. Трпидзе // ЭЖ-Юрист - 2017. - №2- С. 16
45. Трофимчук Н.В. Некоторые проблемы института контроля (надзора) предпринимательской деятельности по законодательству Российской
Федерации/Н.В. Трофимчук // Административное и муниципальное право. -
2016. - №6. - С. 488-492.
46. Тюльпнов В.А. Контрольная функция в системе функций законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации/ В.А. Тюльпанов // Журнал российского права . - 2011. - №11 (179). - С. 58-64
47. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации
государственного контроля (надзора) / А.В. Филатова, Н.М.Конина. - Саратов.: Научная книга, 2009. - С. 236.
48. Шапиева О.Г. О новациях в законодательстве, регулирующем
взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса/ О.Г. Шапиева // Прокурор. - 2016. - №3. - С. 95-96.
49.Чукреев А.А. К проблеме легального определения предпринимательской деятельности/ А.А. Чукреев // Российский юридический журнал. - 2015. - №2. - С. 105 - 120.