Введение 4
1 Безалкогольные напитки: анализ импорта и экспорта, классификация,
ассортимент и товароведная характеристика 6
1.1 Анализ внешнеэкономической деятельности РФ в сфере оборота
напитков безалкогольных 6
1.2 Классификация безалкогольных напитков 11
1.3 Потребительские свойства, ассортимент и товароведная
характеристика безалкогольных напитков 15
1.3.1 Потребительские свойства 15
1.3.2 Ассортимент 17
1.3.3 Товароведная характеристика безалкогольных газированных
напитков 21
2 Анализ структуры ассортимента и потребительских предпочтений
напитков безалкогольных, реализуемых на рынке г. Владивостока 24
2.1 Объекты и методы исследований 24
2.2 Анализ структуры ассортимента 29
2.3 Анализ маркировки образцов 30
2.4 Оценка качества образцов по органолептическим показателям .... 31
2.5 Оценка качества образцов по физико-химическим показателям .. 31
2.6 Расчет конкурентоспособности образцов 31
Заключение 37
Список используемых источников 75
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Человеческий организм на 75% состоит из воды, и для поддержания водного баланса следует потреблять 2 - 2,5 л жидкости в сутки, в том числе и в виде безалкогольных напитков. Состав сухих веществ безалкогольных газированных напитков достаточно разнообразный и зависит от типа напитка, и его рецептуры. Освежающий эффект безалкогольных напитков обусловлен тем, что в состав данных напитков входят органические кислоты (лимонная или ортофосфорная), сахара и углекислота.
Пищевую ценность безалкогольных газированных напитков обеспечивают, прежде всего, сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза и др.) и полисахариды (крахмал, инулин и др.), физиологическую - минеральные вещества, витамины и ферменты, вносимые в состав сырья или получаемые в процессе производства. Некоторые из этих напитков обладают лечебным действием, например: экстрактивные напитки из шиповника, из настоев лекарственных трав, минеральные воды и напитки, приготовленные на основе минеральных вод.
За последние годы существенно изменились ассортимент и качество безалкогольных напитков, вырабатываемых как отечественными предприятиями, так и ввозимых из-за границы. Выросло производство напитков, искусственно окрашенных и ароматизированных, и существенно снизилось производство напитков с добавлением натуральных плодово-ягодных соков.
Таможенная статистика последних лет отображает состояние и развитие рынка безалкогольных напитков. В мировой статистике показан стабильный рост производства и потребления безалкогольных напитков.
Российский рынок безалкогольных напитков включает в себя широкий ассортимент как отечественной, так и импортной продукции. При этом, качество импортных газированных напитков не всегда соответствует требованиям российских нормативных документов, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования - безалкогольные газированные напитки отечественного и импортного производства.
Цель исследования - анализ структуры ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности безалкогольных газированных напитков, реализуемых в г. Владивосток.
Задачи исследования:
- проанализировать внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации (РФ) в сфере оборота безалкогольных напитков;
- привести классификацию безалкогольных напитков по ГОСТ и ТН ВЭД;
- изучить современный рынок безалкогольных напитков в России;
- провести анализ структуры ассортимента и потребительских предпочтений безалкогольных газированных напитков (на примере г.Владивосток);
- выбрать образцы для анализа;
- провести анализ маркировки, органолептических и физико-химических показателей образцов безалкогольных газированных напитков;
- рассчитать конкурентоспособность образцов безалкогольных напитков отечественного и импортного производства.
- Сформулировать предложения по совершенствованию ассортимента и повышению конкурентоспособности безалкогольных напитков.
Экспериментальная часть работы выполнена в лаборатории кафедры товароведения и экспертизы товаров ШЭМ ДВФУ, Испытательном Центре «Океан» ДВФУ. Исследования проводились по традиционным методикам.
В работе использованы органолептические и измерительные методы исследования образцов в соответствии с нормативной документацией.
Дипломная работа состоит из 2 глав и содержит страницы, 21 таблицу,
26 рисунков, литературных источников и 4 приложения.
Ассортимент безалкогольных газированных напитков, реализуемых в торговых сетях г. Владивосток достаточно разнообразен и постоянно обновляется, что соответствует потребностям населения. Среди широкого ассортимента российских и импортных газированных напитков потребителю трудно быстро сориентироваться и выбрать наиболее качественный продукт.
В качестве предложений для совершенствования ассортимента и повышения конкурентоспособности безалкогольных газированных напитков, реализуемых в г. Владивосток можно выделить несколько направлений:
- Рассмотрение и анализ цен на импортные безалкогольные газированные напитки.
- Обеспечивать постоянный контроль за качеством реализуемой продукции и исключение из рецептуры добавок, негативно сказывающихся на здоровье человека.
- Более тщательный контроль за продукцией, перемещаемой через таможенную границу России, с целью минимизировать количество контрафактных товаров.
- Снижение ставок ввозных таможенных пошлин на безалкогольные газированные напитки с целью снижения конечной стоимости напитков (повышение конкурентоспособности) и расширения ассортимента.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе достигнуты.
1. Технический регламент Таможенного союза 021/2011 «О безопасности
пищевой продукции» [Электронный ресурс]: от 09.12.2011 г. №880: [по состоянию на 15.04.2018г.]. - Техэксперт. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902320560.
2. Технический регламент Таможенного союза 022/2011 «Пищевая
продукция в части ее маркировки» [Электронный ресурс]: от 09.12.2011 г. № 881: [по состоянию на 15.04.2018г.]. - Техэксперт. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902320347.
3. ГОСТ 6687.2-90 Продукция безалкогольной промышленности. Методы определения сухих веществ - Введ. 1991 - 07 - 01 - М.: Стандартинформ, 2014.
- 13 с.
4. ГОСТ 6687.4-86 Напитки безалкогольные, квасы и сиропы. Метод определения кислотности - Введ. 1987-07-01. - М.: Стандартинформ, 2015. - 7 с.
5. ГОСТ 28188-2014 Напитки безалкогольные. Общие технические условия. - Введ. 2016-01-01. - М.: Стандартинформ, 2015. - 8 с.
6. ГОСТ 32037-2013 Напитки безалкогольные и слабоалкогольные, квасы. Метод определения двуокиси углерода - Введ. 2014-07-01- М.: Стандартинформ, 2014. - 7 с.
7. Беркетова Л.В., Савина Ю.В. Требования безопасности к
безалкогольным напиткам / [Электронный ресурс] / Бюллетень науки и практики
- 2016. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26191429
8. Герасимова В.А., Белокурова Е.С., Вытовтов А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров / 2 - е изд. испр. и доп. Москва изд. Гунтер, 2016 - 461 с.
9. Голиков, И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. - 2016. -№ 10. - С. 1251-1264.
10. Гуревич К.Г., Ханферьян Р.А., Камбаров А.О. Безалкогольные напитки: Российские приоритеты / [Электронный ресурс] / Вопросы питания - 2017. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/bezalkogolnye-napitki-rossiyskie- prioritety
11. Клипа, Т.В. Методы оценки конкурентоспособности [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http:ZZmasters.donntu.edu.uaZ2004Zfem/clipa/dissZ index4b.htm.
12. Литвиненко М.С., Кучеренко Л.В., Антипьев Р.В. Производство минеральной воды фирмы ООО «СКИТ» и анализ ее химического состава / [Электронный ресурс] / Научные труды Дальрыбвтуза - 2008. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZproizvodstvo-mineralnoy-vody-firmy-ooo-skit-i- analiz-ee-himicheskogo-sostava
13. Общероссийский классификатор ТН ВЭД ЕАЭС [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.tks.ru/db/tnved/tree
14.Официальный сайт «Fanta» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http s: ZZwww.fanta. comZ
15.Официальный сайт «Sprite» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:ZZwww.sprite.comZ
16. Папунидзе С.Г. Каштаново-цитрусовый цветочный напиток / [Электронный ресурс] / С.Г. Папунидзе // Пиво и напитки - 2008. - №2 -Режим доступа: https: ZZelibrary.ruZitem.asp?id=15567334
17. Пат. 2065280 Российская Федерация, МПК 6A 23L 2/00 A. Композиция
ингредиентов для безалкогольного газированного тонизирующего напитка «Панта-ультра»/Гольдберг Е. Д.: заявитель и патентообладатель Научно-исследовательский институт фармакологии Томского научного центра РАМН. - № 94005748/13; опубл. 1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=17580193
18. Пат. 2177234 Российская Федерация, МПК 7A 23L 2/00 A, 7A 23L 2/52 B. Напиток безалкогольный газированный «Винап-кола»/ Служенко Г.Г: заявитель и патентообладатель Москва. Открытое акционерное общество "ВИНАП". - № 99119509/13; заявл. 07.09.1999; опубл. 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17511490
19. Пат. 2210952 Российская Федерация, МПК 7A 23L 2/00 A, 7A 23L 2/38
B, 7A 23L 2/52 B, 7A 23L 2/58 B. Напиток безалкогольный «Мелиссовый»/ Огарков Б.Н., Огаркова Г.Р., Самусенок Л.В., Алексеева Т.Н., Орещенко А.В.: заявитель и патентообладатель Огарков Б.Н. - № 2000122469/13; заявл. 25.08.00; опубл. 2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=17372989
20. Пат. 2326553 Российская Федерация, МПК A 23 L 2 00, A 23 L 2 52, A
23 L 2 38. Безалкогольный газированный витаминизированный напиток
«Юбилейный» /Буланов А.Ф. заявитель и патентообладатель Брит Е. С. - №2005102876/13; заявл. 04.02.2005; опубл. 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //elibrary.ru/item.asp?id=18595999
21. Пат. 2367215 Российская Федерация, МПК A 23 L 2 00, A 23 L 2 52. Композиция ингредиентов для безалкогольного газированного напитка «Лесовичок»/ Воронежская государственная технологическая академия (ВГТА): заявитель и патентообладатель «Воронежская государственная технологическая академия (ВГТА)»- №2008119146/13; заявл. 14.05.2008; опубл. 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18576226
22. Пат. 2376894 Российская Федерация, МПК A 23 L 2 00, A 23 L 2 52.
Напиток газированный безалкогольный/Бутенко Л. В.: заявитель и
патентообладатель Брит Е. С., - №2008105336/13; заявл. 12.02.2008; опубл. 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18586474
23. Пат. 2065279 Российская Федерация, МПК 6A 23L 2/00 A. /Гольдберг Е.
Д.: заявитель и патентообладатель Научно-исследовательский институт
фармакологии Томского научного центра РАМН. - № 94005489/13; опубл. 1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17580192
24. Пат. 2446717 Российская Федерация, МПК A 23 L 2 00. Композиция
ингредиентов для безалкогольного газированного тонизирующего напитка «Панта-Прима»/ Изотов С.Е.: заявитель и патентообладатель: Общество с ограниченной ответственностью "Форма". - № 2010150948/13; заявл. 14.12.2010 опубл.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=18437873
25. Пашин В.А. Обзор российского рынка безалкогольных напитков/
[Электронный ресурс] / В.А. Пашин // Российский продовольственный рынок - 2016. - №5. - Режим доступа:
http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2290
26. Поздняковский В.М., Помозова В.А., Киселева Т.Ф., Пермякова Л.В. Экспертиза напитков: Учеб. / В.Н. Позднякова. - Новосибирск: Новосибирский университет, 2014. - 305 с.
27. Продукция «Coca-Cola» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.coca-colacompany.com/brands/the-coca-cola-company
28. Продукция «Lotte Chilsung Beverage» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lottedrinks.ru/production/
29. Продукция ООО «Источник» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //shmakovskaya.ru/produkciya
30. Продукция ООО «ПК «Аквалайф» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //aqualife.ru/catalog/limonady-napitki/
31. Продукция ООО «Скит» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //slavda.ru/products/brands/
32. Светуньков, С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособности / С.Г. Светуньков, М.А. Лукьянова - СПБ.: Питер-Л, 2011. - 382 с.
33. Трунина О.Ю. Анализ потребительского рынка безалкогольных напитков РФ / [Электронный ресурс] / Интеллект. Инновации. Инвестиции - 2014. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16317367
34. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
35. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www. customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=13858 &Itemid=2095
36. Хряпкина Ю.Ю., Исследование качества безалкогольных напитков «Дюшес» / [Электронный ресурс] / Аграрное образование и наука- 2014. - Режим доступа: https: //elibrary.ru/item.asp?id=22786297
37.Чугунова О. В., Соловьева М. П. Моделирование рецептур национальных безалкогольных напитков / [Электронный ресурс] /Известия Уральского государственного экономического университета - 2011. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-retseptur-natsionalnyh-
bezalkogolnyh-napitkov
38. Шерлеев А.Ф., Михитарян К.Р Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров / Учебное пособие. - Ростов- на-дону: издательский центр «Март». 2016 - 208 с.
39.Экспорт и импорт России по товарам и странам [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru-stat.com/
40. Products «Dr Pepper» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.drpepper.com/en/products