Введение 3
ГЛАВА 1. Религиозно-философские и теологические основания 10 исламской антропологии войны и мира.
§1.1. Проблемы войны и мира в средневековой арабо-исламской 10 философии.
§1.2. Основания антропологии войны и мира в теологии раннего 24 ислама.
ГЛАВА 2. Культурно-антропологические парадигмы ислама в 41 современном мире.
§2.1. Эволюция антропологии войны и мира в идеологии и практике 41 традиционализма.
§2.2. Ментально-антропологические смыслы войны и мира в 47
исламском фундаментализме.
§2.3. Ментально-антропологические смыслы войны и мира в 57
сектантских (религиозно-террористических) движениях.
Заключение 68
Библиография 71
Актуальность исследования. В наши дни проблемы войны и мира играют важную роль не только в сфере политики, но и в сфере духовной. Являясь значительной составляющей духовной сферы, религия ислама продолжает влиять на социальные и политически процессы в странах, где он занимает место официальной идеологии. Оказывая влияние на все стороны жизни и деятельности человека и общества, специфику осмысления им сложнейших вопросов современности, ислам тем самым выходит за рамки просто идеологии, и выступает, прежде всего, как образ жизни.
Как показывает история, в регионах традиционного распространения мусульманской религии, в особенности соседство ее со странами, где преобладают иные религиозные традиции, такие как христианство, иудаизм, индуизм, присутствуют скрытые факторы вооруженных конфликтов. Активизация исламских религиозных движений в последней трети XX в., разнообразие социальных условий бытия течений ислама и теологических институтов определили специфику истолкования ими проблем войны и мира. Данные процессы актуализируют научное исследование культурно-антропологических парадигм ислама и ментально-антропологических смыслов войны и мира в основных его направлениях.
Находясь в основе внутренней и внешней политики , концепция «джихада» в эволюции ислама играла противоречивую роль. Различные движения постоянно стремились использовать ее для призыва верующих к реализации политических и духовно-культурных целей. Сложность проблем экзегетики в исламе, равно как и толкования концепции «джихада», определяет исследование места человека в исламской антропологии и теологии войны и мира, а так же общетеоретическую важность научное и практическое значение нашего исследования.
Степень разработанности проблемы. Различные стороны
вероучения ислама и в наши дни занимают важное место в исследованиях отечественных, зарубежных авторов. По нашему мнению, поиски подходов к исследованию различных сторон мусульманской религии в европейском исламоведении в немалой степени определялись политическими интересами средневековых европейских держав. Следует отметить, что до середины XIX
в. критический характер европейских авторов показывает, что строго научные интересы в средневековом исламоведении отсутствовали. Данный факт был отмечен отечественными востоковедами В.В. Бартольдом, Е.А. Резваном, А.В. Малашенко, А.И. Колесниковым, М.А. Заборовым и др. Широкое распространение получили тенденции к историко-философским обобщениям в теориях родоначальников европейского исламоведения А. Массе и У. Монтгомери. Но они сконцентрировались только на классическом исламе, в целом же вопросы взаимосвязи ислама и политики оставались за рамками рассмотрения.
Кратко суммируя отрицательные стороны западного исламоведения, по нашему мнению, следует подчеркнуть следующие: религиозная
нетерпимость, неприятие и пренебрежительное отношение к религии ислама, его первоисточникам и личности основателя. Эти особенности являются последствиями раскола христианства, который послужил причиной его вовлечения в политические и расовые противоречия, последствия которых привели к тому, что основные догмы большинства его направлений стали приспосабливаться к политическим интересам.
В конце ХХ - начале XXI вв. значительно выросла география и тематика отечественного исламоведения. Опубликовано большое количество научных исследований, посвященных теме современного состояния мусульманского Востока, а так же места и роли ислама в общественно-политической, духовной и интеллектуальной жизни мусульманских стран. Монографии и статьи современных отечественных исследователей (Г.М. Керимова, А.В. Кудрявцева, А.К. Султангалиевой, Р.М. Шариповой, И.В. Кудряшовой, И.П. Добаева и др.) представляют оригинальные подходы к решению проблем типологии различных направлений мусульманской мысли нового и новейшего времени, анализа философских, социальных и политических идей, получивших распространение в странах мусульманского мира.
В работах отечественных исламоведов Г.С. Евремова, Л.М. Ефимова, С.А. Кирилина, В.Н. Киселева, Т.Т. Милославской представлены исследования причин активизации в 70-80-х гг. ХХ в. социально-политических движений под лозунгами очищения ислама и джихада. Одно из важных мест в трудах ученых заняла тема «исламской революции» 1978-1979 гг. в Иране. Анализ ее причин и последствий позволил раскрыть сущность религиозного фундаментализма в ряде арабских стран, особенно в связи с деятельностью организации «Братья-мусульмане».
Следует так же отметить большой методологический вклад в разработку проблем взаимоотношения ислама и политики, ислама и национализма известных ученых-исламоведов советского периода: А.Б. Борисова, Л.М. Баширова, А.В. Коровикова, З.И. Левина, Н.Г. Прусова, Е.С. Сулимова, М.С. Капицы, А.В. Малашенко и др. Работы советских авторов публиковались в период «исламского бума» в международных вопросах и после него.
Следует обратить внимание на тот факт, что в многочисленных исследованиях посвященных вопросам содержания и эволюции социальной доктрины ислама отводиться сравнительно незначительное место изучению исламской концепции войны и мира как составной части социальной доктрины. В наименьшей степени исследована проблема эволюции понятий джихад и газават (набег), как ключевых категорий концепции войны и мира в исламе. Исключением в этом плане являются проблемы связанные с сущностью и правовыми нормами джихада.
Значимым аспектом проблемы, требующим дальнейшей разработки в рамках рассматриваемых нами вопросов, является проблема роли международных исламских организаций в деле укрепления мира и международной безопасности, а также вопросы о правах человека в исламском вероучении в условиях вооруженных столкновений и войн. Отдельные стороны данной проблемы освещены в работах А. Ахмедова, К.А. Меркулова, Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко и других. Однако следует отметить, что проблемы эволюции в решении религией ислама проблем войны и мира продолжают оставаться открытыми и в наши дни.
Философский анализ толкований проблем войны и мира в современной теологической мысли (как мусульманской, так и христианской) отражен в работах К.А. Паюсова (особенности современных богословских концепций войны и мира), В.И. Лубского (генезис проблем войны и мира в истории теологии), П.Л. Яроцкого (глобальные проблемы современности в их эсхатологическом толковании), А.Н. Колодного (выявление сущности и выяснение особенностей современного богословия мира), В.К. Танчера (проблема войны и мира в современных социальных доктринах церквей) и других отечественных исследователей.
Значительный интерес для нашего исследования представляют философско-религиоведческие, философско-антропологические
исследования природы религии и роли духовно-религиозных процессов в исторической и современной социокультурной динамике и таких ее форм как миф, народная культура, знаково-символические системы, коллективная психология и идеология, представленные в работах современных зарубежных и отечественных философов, религиоведов и культурологов: С.С. Аверинцева, Р. Барта, Л.С. Васильева, В.И. Гараджи, Г.Д. Гачева, Я.Э. Голосовкера, Л.Н. Гумилева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, К.Г. Доусона, Б. Луиса, Дж. Лукача, Г.В. Драча, Н.С. Капустина, А.И. Крывелева, С.Д. Лебедева, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, Л.Н. Митрохина, В.П. Римского, А. Дж. Тойнби, Э. Тоффлера, М.А. Шенкао, О. Шпенглера, Д.Н. Угриновича, М. Элиаде, И.Н. Яблокова и многих других.
Актуальность проблемы и степень ее разработанности обусловили объект, предмет и цель исследования, которые определил диссертант.
Объект исследования - вероучение и культовая практика ислама, их связь с жизнедеятельностью человека и народов мусульманского цивилизационного ареала.
Предметом исследования является развитие проблем войны и мира в традиционном исламе, особенности современной исламской доктрины войны и мира.
Цель и задачи исследования: основной целью диссертационного исследования является философско-антропологическая и философско- религиоведческая реконструкция и интерпретация ментально-антропологических смыслов войны и мира в контексте культурно-антропологических парадигм ислама в современном мире.
Задачи исследования в соответствии с его общим замыслом состоят в следующем:
• выявить религиозно-философские и теологические основания антропологии войны и мира в раннем исламе;
• проследить эволюцию антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама;
• выявить ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии исламского фундаментализма;
• проанализировать ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии и практике сектантских (религиозно-террористических) движений ислама.
Теоретико-методологические основы исследования: Специфика предмета исследования диктует потребность в комплексном подходе к его решению. Философско-религиоведческий и философско-антропологический анализ данной проблемы предполагает осуществление исследования средствами понятийного аппарата с использованием сравнительно-исторического, социокультурного, историко-генетического, логического,
историко-типологического анализа, культурно-антропологического и социально-психологического методов.
Научная новизна исследования: Проблемы, исследованные в диссертации, в таком комплексном сочетании и так последовательно в отечественной литературе не рассматривались, что и определило следующие моменты научной новизны:
• выявлены религиозно-философские и теологические основания антропологии войны и мира в раннем исламе;
• рассмотрена эволюция антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама;
• выявлены ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии исламского фундаментализма;
• выделены основные ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии и практике сектантских (религиозно¬террористических) движений ислама.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты важны для углубленного и конструктивного понимания исламского вероучения, в частности социальной концепции ислама. Выводы и положения диссертации намечают перспективы новых исследований исторического прошлого и современного состояния ислама, способствуют пониманию особенностей и характера отношений ислама и политики, роли и места ислама в современном мире, а также позволят моделировать процессы, как в глобальном мировом масштабе, так и в контексте России.
Результаты работы могут быть использованы в преподавании основных и специальных курсов по философии, религиоведению и теологии. Возможно применение содержательных моментов исследования в политических технологиях, в управленческой деятельности властных структур, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Апробация результатов работы. При подготовке основных положений и выводов диссертационного исследования были использованы материалы выступлений на научных конференций различного уровня, а также публикации в научных журналах и сборниках.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 100 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 74 страницах.
Комплексное исследование обширной литературы мусульманских, западных и отечественных авторов о проблемах войны и мира в исламе позволило сделать следующие выводы.
Исследовав труды представителей арабо-исламской средневековой философии (аль-Фараби, Ибн Рушд, Ибн Сина, Ибн Халдун), можно утверждать, что проблемы войны и мира занимают важное место в их воззрениях. Всесторонняя разработка различных аспектов проблематики войны и мира оказала влияние на развитие социально-политических идей на мусульманском Востоке. Рассмотренные арабо-язычными философами морально-этические аспекты вопросов войны и мира заложили фундамент исламской антропологии войны и мира.
На основе реконструкции особенностей исламского учения о человеке можно сделать вывод о том, что его специфическая сущность заключается в деятельной активности, понимаемой нами как активная жизненная позиция мусульманина, направленная на служение Аллаху и установления норм мирового порядка и нравственности. Исламская антропология утверждает практический, деятельный гуманизм в качестве основной формы и способа служения Аллаху. Суть последнего не в отрицании, а в постоянном сознательном нравственном выборе, сопряженного с нравственной ответственностью личности.
Эсхатологическое учение раннего ислама создает условия для устремления верующих активно действовать в земной жизни, имеющие цель приблизить пророчества Мухаммеда, что и осуществлялось практикой прозелитизма и насильственного обращения в ислам. Вместе с тем, мы не видим существенных подтверждений стереотип об исламе как крайне воинственной и нетерпимой религии, который сформировался в обыденном сознании западного мира. Коран содержит идеи миролюбия, призывы к кротости и терпению, уважению к человеческой жизни, недопустимость войн между мусульманами, требование идти навстречу своим противникам в деле заключения мирного договора и т.д.
Исследование эволюции антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама, позволило выделить характерные для нее ментально-антропологические смыслы войны и мира: признание ведения «священной войны» (джихада) долгом мусульманина; деление человечества на праведных (мусульман) и неправедных (иноверцев), подлежащих обращению любыми путями, не исключая насильственный; тем не менее, джихад в традиционном исламе, в отличие от фундаментализма, рассматривается в большей степени как усилие над собой, а не насилие над другими, а «малый джихад» («джихад в форме меча») - как оборонительная война, направленная против притеснения мусульман. Однако в условиях серьезных социальных потрясений (характерных для начала XXI столетия) позиции традиционалистов в отношении джихада могут смыкаться с воззрениями фундаменталистов.
Обращение к исследованию идеологии исламского фундаментализма позволило выделить следующие ментально-антропологические смыслы войны и мира: опора на Коран, при буквальном его понимании, отрицание других законов и стандартов; идея дихотомии мира, полярности добра и зла («кто не с нами тот против нас»); обоснование необходимости захвата власти и установления и поддержания на земле общества, построенного согласно законам, ниспосланным Аллахом; хакимийя и тотальный характер ислама как основа теории и практики общественно-политического устройства; возможность насильственных методов.
Проведенный анализ идеологии и практики исламского сектантства в лице его главных представителей - движение Талибан, Аль-Каида, группировка «Исламское государство» - позволил выделить характерные для них ментально-антропологические смыслы войны и мира: обращение к концепции джихада и признание его шестым и основным столпом веры; представление террористической деятельности как формы служения Аллаху и личного спасения (в религиозном понимании); обращение к принципу такфир (обвинение в неверии) в полемике с другими исламскими конфессиями. Что позволяет сделать вывод о том, что идеология исламского сектантства имеет не только антизападную направленность, но в первую очередь несет в себе опасность для исламской цивилизации и традиционного ислама в целом, как культуросозидающей религии и имеет деструктивную направленность
1. Аль-Фараби. Математические трактаты. - М.: Наука, 1972. - 316 с.
2. Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммад Социально-этические трактаты. [Пер. с арабского]. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 400 с.
3. Антимодернизаторское исламское духовенство как источник и
носитель исламизма. - Режим доступа к изд.:
http://piiss.ru/Publications/islam/antimod.html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Арон, Р. Мир и война между народами / Р. Арон. - М., 2000. - 355 с.
5. Ахмедов А. Правовой статус войны в маликитской школе мусульманского права - Режим доступа к изд.: Арба.ру [эл. ресурс] // http://www.arba.ru/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
6. Баширов, Лема Учение ислама о войне и мире // Власть. - 2008. - №10. - С. 102-105.
7. Баязитов А. Отношение ислама к науке и к иноверцам. - С.- Петербург, 1887. - 102 с.
8. Беренстен В. Империя Великих Моголов. - М.: АСТ, Астрель, 2005. - 160 с.
9. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука. Издательская фирма: «Восточная литература», 1993. - 224 с.
10. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Изд-во КДУ, 2006. - 386, [2] с.
11. Вайс М. Исламское государство: Армия террора / Майкл Вайс, Хасан Хасан; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 346 c.
12. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. Т. 2. Общ. ред.
А.В. Гулыги. Пер. с нем. П.П. Гайденко и др. - М., «Мысль», 1977. - 327 с.
13. Гуревич П.С. Мифология социальная. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990.
14. Добаев, И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. / И.П. Добаев; Отв. ред. Волков Ю.Г.; Рост. гос. ун-т, Кавказ. акад. гос. Службы. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. - 414 с.
15. Дози Р. Очерк истории ислама. [ч. 1.] - СПб., 1904.
16. Дугин, А.Г. Философия войны / А.Г. Дугин. - М.: Яуза, 2004. - 253,[2] с.
17. Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом
Завете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mission-
center.com/islams/zhur.htm.
18. Жданов, С.В. Исламская концепция миропорядка. / С.В. Жданов. - М.: Междунар. отношения, 2003. - 568 с.
19. Игнатенко, А.А. Халифы без халифата: Исламские
неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. / А.А. Игнатенко. - М.: Наука, 1988. - 205, [2] с.
20. Избранные произведения народов стран Ближнего и Среднего Востока. IX-XIV вв. - М., 2001. - 634 с.
21. Капто, A.C. От культуры войны к культуре мира / А.С. Капто. - М.: Республика, 2012. - 431 с.
22. Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль-Фараби. - М.: Мысль, 1982. - 198 с.
23. Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр.
В.Ф. Денисова. - М.: «Ладомир», 2004. - 468 с.
24. Керимов, Г.М. Проблемы войны и мира в исламе / Г.М. Керимов // Вопросы научного атеизма. - Вып. 31. - М., 1983. - С. 148-162.
25. Коран. / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. - М.: МПО «ВОЛОКНОР»; СП «ТРЕКИНГТУР», 1990. - 727 с.
26. Коровиков, А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. / А.В. Коровиков; АН СССР, Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1990. - 167,[3]
с.
27. Крывелев, И.А. История религий: Очерки в 2-х тт. Т. 1. / И.А. Крывелев; Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т научного атеизма АОН при ЦК КПСС. - 2-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1988. - 445 с.
28. Крывелев, И.А. История религий: Очерки в 2-х тт. Т. 2. / И.А. Крывелев; Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т научного атеизма АОН при ЦК КПСС. - 2-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1988. - 382 [2] с.
29. Кутб, С. Под сенью Корана / С. Кутб. - М.: UMMA, 2003. - 537 с.
30. Кучма В.В. Военное искусство // Культура Византии IV - первая половина VII вв. - М.: «Наука», 1984. - с. 393-408.
31. Ларкин, Л.Г. Феномен войны в культуре: аналитика социо- антропологических взаимодействий / Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры. - Тамбов, 2016. - 179 с.
32. Лебедев, С.Д. К пониманию религиозного фундаментализма /
С.Д. Лебедев // Религия в изменяющейся России. Материалы II Российской научно-практической конференции (11-12 мая 2004 г.). В 2-х тт. Т.1. - Пермь: Изд-во Пермского гос. тех ун-та, 2004. - С. 85-87.
33. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX-XX вв. - М.: «Наука», Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 245 с.
34. Лучицкая, С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов / С.И. Лучицкая; Отв. ред.: А. Я. Гуревич. - СПб.: Алетейя, 2001. - 396, [1] с., [8] л. цв. ил., факс. - ( Библиотека средних веков).
35. Малашенко, А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / А.В. Малашенко; Моск. Центр Карнеги - М.: Гендальф, 2001. - 180 с.
36. Медведко, Л.И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение
цивилизаций»? Миры в мировых и «других» войнах на разломе эпох. / Л.И. Медведко. - Жуковский; М.: Кучково поле, 2003. - 512 с.
37. Мельков, С. Ислам и война / С. Мельков // Религия и право. -
2000. - № 2 (17) - С. 18-19.
38. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Т.1. - СПб., 1895.
39. Набиев, З.Т., Арунова, М.Р. Талибский Афганистан как опорная база международного терроризма / З.Т. Набиев, М.Р. Арунова // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. - М., 2000. - С. 158-169.
40. Новая философская энциклопедия. Т.4. - М.: Мысль, 2010. - 744 с.
41. Ольшанский, Д. Психология терроризма. / Д. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
42. Поляков, К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. / К.И. Поляков - 2. изд., стер. - М.: УРСС, 2003. - 157 с.
43. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) - фетвы. / Пер. с араб. М.Ф. Муртазина. - М.: Ладомир, 2003. - 278 с.
44. Почта, Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества Филос.-методол. Анализ. / Ю.М. Почта. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993. - 145,[1] с.
45. Равиль Гайнутдин. Ислам есть смирение собственной воли перед волей Аллаха // Ислам минбаре (Трибуна ислама). - 2014. - № 13 (231).
46. Рагузин, В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных конфликтах / В.Н. Рагузин; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: РАГС, 1998. - 100 с.
47. Ражбадинов, М.З. Радикальный исламизм в Египте: На прим. деятельности орг. «Аль-Джихад» и «Аль-Гамаа аль-исламийя» / М.З. Ражбадинов; Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изуч. Израиля и Ближ. Востока. - М.: Ин-т востоковедения РАН , 2003 - 271 с.
48. Ракитянский, Н.М. Исламский менталитет в контексте принципа политической субъективности // Теодицея. - 2012. - №3. - С. 83-92.
49. Резван, Е.А. Коран и его толкования: (Тексты, пер., коммент.) / Е.А. Резван. - СПб.: Петербург. востоковедение, 2000. - 200, [3] с.
50. Ренан Э. Ислам и наука. Перевод А. Ведрова. - С.-Петербург, 1883. - 25 с.
51. Родионов, М.А. Ислам классический. / М.А. Родионов. - СПб.: Азбука-классика: Петерб. Востоковедение, 2003. - 218 с.
52. Роллин, Армур Христианство и ислам: не простая история. [Текст] / А. Роллин. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. - 336 с. - (Диалог).
53. Ротарь, И. Ислам и война / И. Ротарь. - М.: АИРО-ХХ, 1999. - 69, [1] с.; 20 см. - (Серия «АИРО - научные доклады и дискуссии. Темы для XXI века» / Ассоциация исследователей рос. о-ва XX века; Вып. 2.).
54. Руновский, А. Мюридизм и газават по объяснению Шамиля. / А. Руновский. - Махачкала: ИПО «Юпитер», 1996. - 95 с.
55. Сагадеев, А. Джихад: концепция войны и мира в исламе /А. Сагадеев // Наука и религия. - 1986. - № 6. - С. 18-20.
56. Саят, Абу. Мусульмане и христиане: друзья или недруги? / Изложил Абу Саят; Акад. гуманитар. исслед., Междунар. фонд защиты от дискриминации, за соблюдение конституц. прав и основных свобод человека. - М.: Гуманитарий, 2001. - 31 с.
57. Саят, Абу. Позволительно ли мусульманину воевать с христианином за веру в Бога? / Изложил Абу Саят; Акад. гуманитар. исслед., Междунар. фонд защиты от дискриминаци, за соблюдение конституц. прав и основных свобод человека. - М.: Гуманитарий, 2001. - 23 с.
58. Саят, Абу. Что скрывается за призывами к джихаду? / Изложил Абу Саят; Акад. гуманитар. исслед., Междунар. фонд защиты от дискриминаци, за соблюдение конституц. прав и основных свобод человека. - М.: Гуманитарий, 2001. - 25 с.
59. Севостьянов, И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это не совсем одно и то же / И. Севостьянова // Международная жизнь. - 1996. - № 5. - С. 31-40.
60. Селиванова, Н.А. Мусульманское сектантство. Анализ причин образования сект и их классификация /Н.А. Селиванова // Материалы Второй научной конференции преподавателей и студентов Восточного института. - Владивосток, 1997. - С.24-25.
61. Сенявская, Е.С. Военно-историческая антропология как отрасль исторической науки [Текст] / Е.С. Сенявская; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Петрозаводский гос. ун-т, Ист. фак. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 223 с., ил.
62. Серебрянников, В.В. Природа человека: источник войн или миролюбия? [Текст] / В.В. Серебрянников; Ин-т социально-политических исследований РАН. - М.: Науч. мир, 2007. - 354 с., ил., табл.
63. Сиван, Э. «Радикальный ислам»: причины и последствия террористического насилия / Э. Сиван // International Politik. - 1997. - № 8. - C. 6-15.
64. Сикоев, Р.Р. Талибы (религиозно-политический портрет). / Р.Р. Сикоев. - М.: Институт востоковедения РАН, 2002. - 159 с.
65. Славой Жижек О насилии - М.: Издательство «Европа». - 184 с.
66. Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо¬
мусульманская традиция // Этическая мысль: ежегодник. - М.: Институт философии РАН, 2000. - с. 46-69.
67. Смирнова-Ракитина В. Авиценна (Абу-Али ибн Сина). - М.: Молодая гвардия, 1958. - (Серия «Жизнь замечательных людей»). - 240 с.
68. Сорокин, П.А. Социологическая интерпретация «борьбы за существование» и социология войны [Текст] / П.А. Сорокин. - М., 2004. - 233
с.
69. Сутягина Л.Э. Антропология войны и мира. По взглядам русских религиозных философов рубежа XIX и XX столетий. - СПб.: МАЭ РАН,
2013. - 188 с.
70. Сюкияйнен, Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л.Р. Сюкияйнен; РАН Ин-т гос-ва и права. - М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1997. - 46 с.
71. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001 - 640 с.
72. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002 - 592 с.
73. Трубникова, Н.Н. Этическая мысль Востока и Запада в современных компаративных исследованиях /Н.Н. Трубникова // Вопросы философии. - 2003. - № 3. - С. 62-73.
74. Усама ас-Саййид Махмуд аль-Азхари «Явная истина в ответ тем, кто играет с религией и прикрывается ею, экстремистским течениям (от «Братьев-Мусульман» до ИГИЛ) с точки зрения исламских ученых» (перевод с арабского) - Казань, 2015.
75. Философия войны [Текст] / под общ. ред. А.Б. Григорьева - М.: Анкил-воин. - 1995. - 238 с.
76. Флиер, А.Я. Культура насилия [Текст] / А.Я. Флиер // Личность. Культура. Общество. - 2004. - Вып. 4 (24). - С. 202-210.
77. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М: ACT, 2015. - 621 с.
78. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М.: Academia, 1999. - 631 с.
79. Хассан, Х.Х. Свобода вероисповедания (Религ. права немусульман в ислам. обществе) / Х.Х. Хассан; Перевод Жемкова С. И. - Новосибирск, 1995. - 16 с.
80. Хомейни, Р.М. Религиозное и политическое завещание / Имам Р.М. Хомейни. - М.: Палея, 1999. - 103 с.
81. Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия: Межконфессион. и межрелигиоз. диалог / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Журавского. - М.: Библ.-богосло. ин-т Св. Апостола Андрея, 2000. - 558 с.
82. Цветков П. Исламизм. Т. 1. - Асхабад, 1912.
83. Человек террористический: методология исследования,
культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы: моногр. / Под ред. Проф. В.П. Римского. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 224 с.
84. Шавдонаев, Х. Записки из лагеря муджахедов / Х. Шавдонаев // Диа-Логос Религия и общество 2000-2001. Альманах. - Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2001. - 218-227 с.
85. Шевелев, В.Н., Каид Мусаед А. «Исламская угроза» как теоретическая проблема современной социогуманитарной мысли и культуры / В.Н. Шевелев, Мусаед А. Каид; Изв. вузов Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. - Ростов н/Д., 2001. - № 3. - С. 24-29.
86. Шпенглер О. Закат Европы. М: «Наука», 1993. - 592 с.
87. Шумов С.А., Андреев А.Р. История Ближнего Востока. Документальное историческое исследование. - М.: Евролинц, 2002. - 514 с.
88. Элебаева, А. Распространение ваххабизма / А Элебаева // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - М.,1998. - № 19. - С. 70-71.
89. Эткин, М. Ваххабизм и фундаментализм: термины-«страшилки» / М. Эткин // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 1 (7). - С. 126-137.
90. Юсуфзода, М. Современный джихад война во имя... дискредитации ислама? / М. Юсуфзода. - Режим доступа к изд.: http://www.stability.uz/pravia.html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
91. Якупов М.Т. Социально-философский анализ проблемы предопределенности в исламе в контексте экстремизма // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - Вып. 2009. - № 1.
- С. 167.
92. Ярлыкапов, А.А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. / А.А. Ярлыкапов. - М., 2000. - 22 с.
93. Ярлыкапов, А. Кредо ваххабита /А. Ярлыкапов // Диа-Логос: Религия и общество. 2000-2001. Альманах. - Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2001. - 228-249 с.
94. Яхья, Х. Ислам проклинает террор / Х. Яхья. - Астана: Classic-M, 2002. - 105 с.
95. Арзуманов, И.Г.-огли. Еволющя проблем вшни i миру в юламг Автореф. дис. ...канд. филос. наук: (09.00.06) / И.Г.-огли Арзуманов; Ин-т фшософи Нац. АН Украши. - К., 1995. - 24 с.
96. Лубський, B.I. Сучасный юлам i питання вшны i миру. / B.I. Лубський. - К.: Т-во «Знання» УРСР, 1990. - 48 с.
97. Emadi, H. Radical Islam, Jihad and civil war in Afghanistan / H. Emadi // Intern. Asien forum = Intern. qurt for studies. - Munchen etc., 1999. - Jg. 30, H. П. - P. 5-26.
98. Firestone, R. Disparity resolution in the quranic tiachings on war: A reevaluation of a traditional problem / R. Firestone // J. of Near Eastern Stadies. - Chicago, 1997. - Vol. 56, №1. - P. 1-19.
99. Griffel, F. Toleration and exclusion: al-Shafii and al-Ghazali on the treatment of apostates / F. Griffel // Bull. of the School of Oriental a. Afr. Studies.
- L., 2001. - Vol. 64, pt. 3. - P. 339-354.
100. Simon, R. Muhammad and the jihad / R. Simon // Acta orientalia. - Budapesht, 1999. - Vol. 52, № 314. - P. 235-242.