ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО 6
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Сущность, цели и основные направления финансового мониторинга в 6 кредитных организациях
1.2. Методология проведения финансового мониторинга в кредитных 13
организациях
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО 24
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Финансовый мониторинг в российских банках 24
2.2. Применение финансового мониторинга в кредитных организациях 34
Республики Татарстан
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО 44
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Проблемы, возникающие в процессе финансового мониторинга и пути 44 их решения
3.2. Пути совершенствования мониторинговой деятельности в связи с 51
развитием методологии учета и банковских технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время вопросы финансового мониторинга не теряют своей актуальности как для органов государственной власти, так и хозяйствующих субъектов, одним из которых выступают кредитные организации. Как отмечает Э.А. Иванов, «международный опыт показывает, что основными каналами, через которые преступные доходы проникают в экономику, являются финансовые учреждения, и в первую очередь - кредитные организации».
В этой связи значение деятельности кредитных организаций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма трудно недооценить. Неслучайно именно кредитные организации стали первыми субъектами финансового мониторинга, как в России, так и в мире. Объемы операций с денежными средствами, проводимыми кредитными организациями, значительно превышают объемы операций, осуществляемых иными субъектами финансового мониторинга.
Именно кредитные организации направляют в подразделения финансовых разведок наибольшее количество сообщений, содержащих информацию о необычных и подозрительных сделках и операциях.
Благодаря работе Росфинмониторинга, Банка России и иных надзорных органов в сфере финансового мониторинга России удалось достаточно в короткие сроки стать полноправным членом международной Группы по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ). По инициативе России создана региональная группа по типу ФАТФ - Евразийская группа (ЕАГ).
Актуальность темы подтверждается преобразованиями, происходящими в национальной системе финансового мониторинга: расширением круга органов и агентов финансового мониторинга, усложнением процедур, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, созданием специализированных международных и региональных организаций, что обуславливает изменения в правовом регулировании общественных отношений в данной сфере, как на уровне 5
отдельного государства, так и на международном уровне.
В работе проведен сравнительный анализ существующих подходов к построению и функционированию национальных систем финансового мониторинга, выделены элементы, общие для всех систем, и отличительные региональные особенности, а также принципы функционирования национальных систем финансового мониторинга. Сравнительно-правовое исследование данных проблем имеет как фундаментальное теоретическое значение для экономической науки, так и прикладное значение для совершенствования национального законодательства в сфере ПОД/ФТ и его применения посредством механизма финансового мониторинга.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в коммерческих банках Российской Федерации, Республики Татарстан, повышению ее эффективности и расширению комплекса инструментов, применяемых кредитными организациями в целях ПОД/ФТ.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание термина «легализация» и разработать
определение понятия «финансовый мониторинг в кредитных организациях».
2. Разработать авторский подход в части определения принципов выявления кредитными организациями подозрительных схем с денежными средствами и имуществом клиентов.
4. Исследовать условия функционирования российских коммерческих банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, выявить существующие проблемы в системе финансового мониторинга.
5. Разработать предложения по расширению инструментов, используемых российскими кредитными организациями в сфере ПОД/ФТ в целях снижения степени воздействия комплекса внутренних и внешних факторов на уровень риска легализации с помощью механизма финансового мониторинга.
6. Дать рекомендации по совершенствованию законодательной базы в части регулирования деятельности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ и организации взаимодействия субъектов финансового мониторинга всех уровней национальной системы ПОД/ФТ.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает организация финансового мониторинга в коммерческих банках и его значение в рамках национальной системы ПОД/ФТ. Предметом исследования является совокупность инструментов и мер, применяемых субъектами финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового мониторинга, государственных финансов, управления рисками противодействия легализации незаконных доходов. В работе использовались правовые акты, законодательные акты Российской Федерации, положения и указания Банка России и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в кредитных организациях Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужило законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты Банка России, федеральных органов исполнительной власти, разработки и результаты деятельности международных организаций, диссертационные исследования в области ПОД/ФТ, материалы научно-практических конференций и семинаров, монографии, публикации в периодической печати, а также справочные и аналитические ресурсы сети Интернет.
Приобретение российскими банками статуса субъекта национальной системы ПОД/ФТ, особенности их функционирования в ней, потребовали по- новому взглянуть на риски, возникающие в деятельности кредитных организаций. Следует признать, что сформированные к настоящему времени механизмы противодействия вовлечения российских банков в процессы интегрирования преступных доходов в легальный денежный оборот нуждаются в совершенствовании. Доля вовлеченности кредитно¬финансового сектора в схемы легализации преступных доходов в период с 2008 по 2015 год остается самой высокой по сравнению с другими секторами экономики, составляя в среднем порядка 35 %.
В связи с усилением требований национального законодательства в области ПОД/ФТ, а также санкций за их ненадлежащее исполнение, российские кредитные организации подвержены существенным правовым рискам. Нарушение антилегализационного законодательства может повлечь за собой применение к банку штрафных санкций в размере до 1 млн. рублей, приостановление деятельности на срок до 90 суток, а в случае неоднократного несоблюдения требований Федерального закона №115-ФЗ в течение одного года - отзыв лицензии. При этом указанные меры воздействия применяются как по фактам нарушений, повлекших за собой легализацию преступных доходов, так и вследствие выявления отдельных недостатков в функционировании системы внутреннего
противолегализационного контроля коммерческого банка.
Таким образом, кредитные организации подвержены риску применения санкций вследствие неисполнения требований антилегализационного законодательства. С другой стороны, деятельность российских банков как структурных элементов кредитно-финансовой сферы сопряжена с высоким риском участия в процессе легализации доходов, полученных преступным путем. Недостаточная теоретическая проработка вопросов организации финансового мониторинга, отсутствие систематизированных научных знаний о 63
диссертационного исследования:
- анализ условий функционирования российских коммерческих банков в национальной системе ПОД/ФТ, выявление внешних и внутренних факторов риска, которым подвержена их деятельность в данной области; исследование инструментария управления такими рисками в российской банковской системе;
- исследование практики организации финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ и сравнительный анализ ее основных показателей;
- разработка предложений по совершенствованию законодательной базы и инструментов управления рисками российских кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ в целях снижения воздействия комплекса внутренних и внешних факторов на уровень таких рисков с помощью механизма финансового мониторинга.
По результатам анализа субъектов и объектов финансового мониторинга и осуществляемых им функций, доработано и расширено определение финансового мониторинга путем разделения его на государственный и частный, исходя из различия в целях и способах осуществления мониторинга. Государственный финансовый мониторинг в работе рассматривается как скоординированная деятельность
уполномоченного органа и надзорных федеральных органов по контролю за поднадзорными субъектами финансового мониторинга в части соблюдения последними российского законодательства в сфере ПОД/ФТ, оздоровления национальной экономики путем выявления и уменьшения ее теневых показателей, борьбы с организованной экономической преступностью и финансированием терроризма, а так же с целью выработки мер противодействия данным угрозам.
В работе отмечена сложность применения коммерческими банками такого инстумента, как право отказать клиенту в исполнении его распоряжения о совершении операции, если у сотрудников банка возникают 64
подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ, вызванная отсутствием критериев обоснованности таких подозрений в российском законодательстве.
Для решеня данного вопроса в ходе исследования предложено законодательно определить основные виды деятельности клиентов, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем, и отнести их к операциям, попадающим под обязательный контроль:
а) снятие с банковских счетов денежных средств в наличной форме свыше пороговой суммы;
б) внесение наличных денежных средств на банковские счета клиентов - физических лиц свыше 1 млн. рублей;
в) вывод денежных средств за рубеж по внешнеторговым контрактам или договорам, не соответствующим заявленным видам деятельности клиента.
Таким образом, в работе выделены основные направления, по которым должны в перспективе вестись работа в рамках национальной системы ПОД//ФТ:
- доработка понятийного аппарата;
- расширение инструментария кредитных организаций, используемого ими для выявления подозрительных операций и сделок;
- решение кадрового вопроса в сфере ПОД/ФТ;
- ослабление санкций за допущенные должностными лицами коммерческих банков нарушения, не повлекшие за собой использование банка в качестве инструмента легализации преступных доходов.
Подготовка специалистов в области банковского противодействия легализации нелегальных доходов, требует комплексного (программного) подхода и может быть надлежащим образом осуществлена только при участии и совместном взаимодействии представителей Банка России с правоохранительными органами и ВУЗами, осуществляющими обучение техническим и экономическим (финансовым и банковским) специальностям.
С целью совершенствования инструментов, направленных на
65
повышение устойчивости национальной банковской системы от
противоправных посягательств клиентов, вработе предложены
дополнительные инструменты, использование которых в совокупности с имеющимся комплексом мер, повысит эффективность работы финансового мониторинга и сопротивляемость внешним негативным факторам в области ПОД/ФТ:
1. Проверка адресов массовой регистрации клиентов для выявления так называемых “фирм-однодневок”, зарегистрированы^ в местах массовой регистрации юридических лиц. Сверку адреса с имеющейся базой клиентов целесообразно осуществить до принятия на обслуживание клиента. Совпадение адреса нового клиента с несколькими, находящимися на обслуживании клиентами, будет служить дополнительным сигналом для усиления контроля за операциями данных клиентов.
2. Анализ прозрачности бизнеса клиента. В работе автором предложено отказаться от направления запросов в адрес клиента для предоставления последними подтверждающих документов. При возникновении сомнени в легитимности деятельности клиента, необходимо провести анализ выписки по расчетному счету клиента, проверить соответствие операций, проводимых по счету, заявленному виду деятельности клиента, уплату налоговых и иных отчислений в бюджет России, что будет являться подтверждением реальности бизнеса. Если со счета не производится уплата налоговых платежей, предложено направлять запрос в ФНС и ФТС, а не клиенту. В этих целях необходимо наладить информационный обмен между банками, Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2): [федер. закон: принят Гос. Думой 26 янв. 1996 г.: по состоянию на 08 апр. 2011 г.]. - официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http: //www. consultant .ru
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 дек. 2001 г.]. -
официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: [федер. закон: принят Гос. Думой 07 авг. 2001 г.]. - официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: [федер. закон: принят Гос. Думой 10 июл. 2002 г.]. - официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http: //www. consultant .ru
5. Федеральный закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»:
[федер. закон: принят Гос. Думой 10 янв. 2002 г.]. - официальный сайт
компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»: Положение Банка России от 16 дек. 2015 г. №383-П // официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http: //www. consultant .ru
7. «О порядке представления кредитными организациями в
уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: Положение Банка России от 29.08.2008 №321-П // официальный сайт компании «Консультант
Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
67
8. «Об идентификации кредитными организациями клиентов выгодоприобретателей в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: Положение Банка России от 19.08.2004 №262-П // официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной
организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: Положение Банка России от 02.03.2012 №375-П // официальный сайт компании
«Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»: Инструкция Банка России от 14.09.2006 №28-И // официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. «О типичных банковских рисках»: Письмо Банка России от 23.06.2004 №70-Т // официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http: //www. consultant .ru
12. «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»: Письмо Банка России от 26.12.2005 №161-Т // официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http: //www. consultant.ru
13. «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору»: Письмо Банка России от 02.11.2007 №173-Т // официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
14. «О квалификационных требованиях к специальным должностным
лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля»: Указание Банка России от 09.08.2004 (ред. от 31.10.2011) №1486-У //
официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. Вигдорчик Г.В., Яковенко А.С. Финансовый мониторинг в кредитных организациях: практическое пособие / М.: Регламент, 2009.- 117с.
16. Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов:
теоретические и практические аспекты. - М.:Волтерс Клувер, 2011 г. - 339с.
17. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной
системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Спецкнига, 2007. - 751 с.
18. Потемкин С. А. Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях - М.: КНОРУС, 2010
19. Прошунин М.М. Кредитная организация как субъект финансового мониторинга (правовой аспект): Монография. М., 2009
20. Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. - 280 с.
21. Фитуни Л.Л. Финансовый мониторинг: Учебно-методическое
пособие. — М., 2002.
22. Банк и банковские операции: учебник/ коллектив авторов; под ред. Лаврушина О.И. - М.: КНОРУС, 2012. - 272 с.
23. Бабичева Ю. А. Борьба с легализацией преступных доходов: опыт и
перспективы // Финансы и кредит. - 2013. - № 16. - С. 2-7.
24. Боброва А. Создание системы финансового мониторинга. // Проблемы теории и практики управления - 2006 - №3. - с.36
25. Власов С. В. К вопросу об организации внутреннего контроля в банковском секторе // Деньги и кредит. - 2007. - № 2. - С. 33
26. Волков Ю. Л. Актуальные вопросы применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" / Ю. Л. Волков, Н. Ю. Танющева // Деньги и кредит. - 2006. - N 10. - С. . 29-37.
27. Григорьев Б. А. Региональное развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации // Мир экономики и права. - 2010. - № 12.
28. Давыдов В. С. Способы легализации преступных доходов // Право и безопасность. - 2004. - № 2 (11). - С. 17.
29. Дракин А.А. Банки в системе финансового контроля в сфере противодействия отмыванию преступных доходов //Банковское право,2007,№ 6.
30. Жубрин Р В. Состояние профилактики легализации преступных доходов [Текст] / Р В. Жубрин // Российская юстиция. - 2013. - № 1. - С. 34-35.
31. Калинин Л. Экономическая преступность и отмывание денег // Финансовый контроль. - 2004. - № 6.- С.90.
32. Ковалева С.Е. Методы управления рисками кредитных организаций в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Финансовый бизнес. - 2013. - № 5. - С. 64-70
33. Ковалева С.Е. Роль банков в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. - 2012. - № 2. - С. 141-150.
34. Ковалева С.Е. Инструменты минимизации рисков кредитных организаций в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем / С.Е. Ковалева // Финансовый бизнес. -2013. - № 2.- С.48-54.
35. Лебедева М.Е., Молова Л.А. Деятельность кредитных организаций РФ в программе по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем//Казанский экономический вестник - 2014. - №2(10).
36. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330.
37. Шаманина Е. И. Актуальные вопросы противодействия незаконным финансовым операциям в банковской сфере // Деньги и кредит. - 2014. - №5. - С.34-38.
38. Рудько-Силиванов В. В. К вопросу о совершенствовании надзора за кредитными и некредитными финансовыми организациями в области ПОД/ФТ / В. В. Рудько-Силиванов, Г. В. Вишняк, Т. В. Долматова // Деньги и кредит. - 2015. - № 2. - С. 24-31
39. Журнал «Финансы и кредит». Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru
40. Официальный сайт Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 01.04.2016)
41. Официальный сайт Министерство финансов РФ. Режим доступа: http:Zwww.minfin.ru (дата обращения 01.04.2016)
42. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. Режим доступа: http:ZZwww.fedsfm.ru (дата обращения 15.04.2016)
43. Официальный сайт ПАО «Ак барс» банк. Режим доступа: http:ZZwww.akbars.ru (дата обращения 15.04.2016)
44. Официальный сайт ПАО «Акибанк». Режим доступа:
http:ZZwww.akibank.ru (дата обращения 26.04.2016)
45. Официальный сайт АО «Автоградбанк». Режим доступа:
http: ZZwww. avtogradbank.ru (дата обращения 26.04.2016)
46. Официальный сайт ФАТФ. Режим доступа: http:ZZwww.fatf-gafi.org (дата обращения 26.04.2016)
47. Информационное агентсво «Банкир.Ру». Режим доступа: http:ZZwww.bankir.ru (дата обращения 29.04.2016)
48. Официальный сайт Ассоциации Российских Банков. Режим доступа: http:ZZwww.arb.ru (дата обращения 29.04.2016)
49. Официальный сайт Ассоциации Региональных Банков России. Режим доступа: http:ZZwww.asros.ru (дата обращения 29.04.2016)
50. Информационно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http:ZZwww.base.consultant.ru (дата обращения 29.04.2016)