Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация образа «Другого» в культуре Германии на рубеже XX - XXI вв

Работа №60089

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Проблематика Другого в немецкой философии 8
1. Введение в проблематику Другого 8
1.2. «Феноменология "Другого" в немецкой философской мысли: социально- философский анализ» 11
2. Повседневные представления об инаковости на примере образов
инородцев 23
2.1 Особенности культуры повседневности 23
2.2 Специфика вхождения мигранта в культуру повседневности...26
2.3 Мультикультурализм как один из путей преодоления "инаковости" 32
3. Изменение системы образности в начале ХХ1 в. на примере образов
арабо-мусульманской культуры 39
3.1 Образ мигранта в современной немецкой медиа - культуре 39
3.2 «Культура гостеприимства» (Willkommenskultur) и ее проявление в
культуре Германии 41
Заключение 49
Список литературы


Актуальность темы исследования
Проблема Другого является одной из важных и актуальных в философской и культурологической мысли. В Новейшем философском словаре «Другой» определяется как «понятие философии XX века, фиксирующее опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, Иное по отношению к Я». Особо важным и актуальным в этой связи является возможность диалога между Я и Другим.
Различение Своего и Другого - это проблема положения человека в окружающем мире, который сам создает свою повседневность. Неотъемлемой частью повседневности человека является взаимодействие с Другим, возможность выхода из своего привычного пространства в целях познания Чужого и неизведанного. Как отмечает российский философ и культуролог Е.Э. Сурова в своей монографии «Европеец „отчужденный“: персоналистская личность»: «Так обращаясь к Собственному, пытаясь определить свое Я, мы неизбежно оказываемся на границе Своего и Чужого, Внутреннего и Внешнего». Выход за пределы своего дает человеку возможность отграничить себя от своей культуры и открыть себя другой, новой культуре. Таким образом, в этом переходе, субъект осознает свою собственную индивидуальность и принимает существование Другого с его отличной моделью мышления и мировоззрением, тем самым признавая право Другого на уникальность.
В современной культуре в связи с обострениями этнических, религиозных, культурных конфликтов со существование разных культур представляется невозможным без понимания, принятия и исследования Другого.
Многие исследователи в области философии, культурологии, социологии, психологии, политологии занимаются вопросом, насколько успешно можно взаимодействовать с Другим.
Большую актуальность эта проблема представляет, в частности, для культуры современной Германии, которая в настоящее время относится к одной из самых открытых к эмиграции стран Западной Европы. Большое количество мигрантов - представители арабо-мусульманской культуры, со своими ценностями, укладом жизни, поведением вызывают непонимание и недоверие со стороны немцев. Другой, или Чужак является уже не временным «гастарбайтером», а по определению немецкого социолога Г. Зиммеля тем, «кто сегодня приходит и назавтра остается».
Специалист в области философской и культурной антропологии, методологии и теории познания Б.В. Марков, в своей статье «В поисках Другого», обращает внимание, на то, что «в нашим мультикультурном мире мы стоим перед радикальным вопросом о том, как жить с Другим, и расширение национально-этнических конфликтов толкает уже почти в пожарном порядке к какому-то эффективному решению».
Степень разработанности проблемы
Вопросы о том, что такое Другое, как следует мыслить Другого, как возможен диалог с Другим - становились предметом пристального внимания многих философов и исследователей культуры.
Неявно проблема Другого возникла и решалась уже в учениях стоиков, софистов, Демокрита. В различных аспектах эта проблема отражена в трудах Ф. Бэкона, Р Декарта, Т Гоббса, Г.В. Лейбница, Д. Юма, И. Канта, И.Г. Фихте и др.
В XIX - XX веках сложились современные философские идеи, каждая из которых по своему понимала и решала проблему Другого: позитивизм, герменевтика, феноменология, экзистенциализм, антропология, социальная философия.
В XX веке среди представителей феноменологии и экзистенциализма, занимающихся разработкой проблемы Другого следует выделить таких значимых фигур, как Э.Гуссерль, М. Шюц, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр, Э. Левинас, Б. Вальденфельс, Х.Г Гадамер и др.
Социально-философские аспекты проблемы Другого выражены в работах Ю. Хабермаса, Т. Адорно, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма и др.
Среди исследователей в отечественной литературе необходимо отметить Б.М. Гаспарова, М.С. Кагана, М.М. Бахтина, Е.Э. Сурову, И.И. Лапшина и др.
Объект исследования
Объектом исследования в данной работе является современная повседневная культура Германии и ее опыт адаптации мигрантов.
Предмет исследования
Предметом настоящего исследования является образ Другого в культуре Германии.
Цель исследования
Цель исследования заключается в том, чтобы выяснить, как менялось представление об образе Другого в культуре Германии на рубеже XX - XXI веков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• показать значимость образа Другого в философской и культурологической мысли;
• проанализировать представления о Другом в философии немецких мыслителей;
• установить особенности вхождения мигранта в культуру повседневности;
• описать, как представлен образ мигранта в современной немецкой медиа-культуре;
• раскрыть основные черты «культуры гостеприимства» и ее проявление культуре Германии.
Методология исследования
В данной исследовательской работе использованы некоторые существенные приемы и принципы, характерные для комплексно - культурологического, культурно-социологического, историко-философского, общенаучного и текстологического методов исследования.
В первой главе при анализе проблематики Другого в философской и культурологической мысли о сновным являлся исторический и феноменологический подходы;
Во второй главе, при выявлении особенностей вхождения мигрантов в культуру повседневности, был использован, наряду с вышеуказанными, методы понимающей социологии;
При рассмотрении образа мигранта в медиа-культуре и особенностей немецкой «культуры гостеприимства», применялся теоретический метод обобщения, анализа и интерпретации.
Положения, выносимые на защиту
• Проблема Другого ставится имплицитно еще в античной философии, однако только начиная с XX века феноменологическая мысль отражает весь смысл «Другого», не обращаясь при этом к другим понятийным категориям;
• Мигрант, находясь на границах двух культур, вынужден создавать свою собственную экспериментальную повседневность, так как в процессе вхождения в новую культуру, старые знания размываются и теряют свою значимость, а новые не осознаются им как собственные, представляя собой своего рода механическое копирование действий окружающих;
• В Германии, в настоящее время, наблюдается раскол мнений в решении вопроса о взаимодействии с мигрантами. Политика мультикультурализма, как и политика «культуры гостеприимства» играют важную роль для интеграции мигрантов. Но в условиях роста миграционных процессов, возникают проблемы с сохранением самобытности немецкой культуры и ставится вопрос о формировании нового подхода.
Структура исследования
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С развитием культурологической и философской мысли образ Другого преобразовался из неосознанно воспринимаемого и рассматриваемого вне его связи с другими субъектами, в объект постижения и пристального изучения, как необходимое условие для самоидентификации самого субъекта и для мирного взаимодействия культур и их взаимопонимания . В данном исследовании были получены следующие результаты: в первой главе показана значимость Другого в философской и культурологической мысли, а также проанализированы представления о Другом в философии немецких мыслителей. Во второй главе установлены особенности вхождения мигранта а культуру повседневности. В третьей главе описан образ мигранта в современной немецкой медиа - культуре и раскрыты основные черты «культуры гостеприимства» в Германии.
В ХХ веке в результате антропологического переворота во многих философских направлениях увеличивается интерес к данной проблематике. Проблемы бытия человека, его личностной идентичности рассматривается исходя из взаимодействия Я и Другого.
В условиях миграционных и глобализационных процессов, Другой вынужден приспосабливаться к новым социокультурным пространствам, что несомненно представляет большую трудность.
При попадании в новую культуру, мигрант сталкивается с распадом старой системы ценностей и вынужден моделировать свою собственную экспериментальную повседневность. Его встраивание в новую повседневность обладает рядом особенностей: 1) оказываясь в другой культур е, он способен выполнять только своего рода механическое копирование действий окружающих в малознакомой среде; 2) в новой культурной повседневности мигрант будет восприниматься представителями это повседневности, как социальный тип, теряя лицо индивидуальности; 3) находясь на границах двух культур, он принимает позицию так называемого «межповседневного инноватора», соединяя в одно образы и мысли разных культур. То, насколько успешно он сможет интегрироваться в новое культурное пространство, зависит от комплекса политических и культурных программ принимающего общества.
В Германии, как и во многих странах мира, важную роль играют СМИ, которые дают представления об актуальной ситуации в обществе . Проблемным в этой связи являет ся релевантность и достоверность информации. Например, образ мигранта арабо-мусульманской культуры в современной немецкой медиа-культуре представлен по большей части стереотипно и негативно, в одном контексте с темами «кризиса» и «конфликта», в то время как особенности и своеобразие самой арабо-мусульманской культуры, практически не затрагиваются.
Однако СМИ в то же время активно призывают помогать, поддерживать интеграцию мигрантов, проявляя толерантное и уважительное отношение. Следствием чего является выработанная в Германии «культура гостепримства», которая является областью изучения различных исследовательских учреждениях, фондах и проявляется во многих сферах повседневной жизни, в частности, в искусстве, образовании, быту. Она включает в себя 1) свободное от предубеждений поведение субъекта в отношении других людей, которые имеют иную этническую или религиозную принадлежность; 2) открытость и готовность субъекта и объекта к взаимодействию, выстраиванию равноправных отношений, принятию Другого во всей его разноликости; 3) сформированное понятие «мы», которое подразумевает, что гражданином Германии может быть не только тот, у кого родители - немцы, но и люди самого разного этнического происхождения. 4) Связь «культуры гостеприимства» с «культурой признания» иммигрантов в обществе.
В настоящее время Германии необходимо выработать новый подход к проблеме межкультурного взаимодействия. Особо важным в этой связи является сохранение баланса между своей национальной культурой и культурой Другого. Остается открытым вопрос, где проходит та граница, переход за которую может уже привести к утрате своей самобытности и преобладанию новой культуры.



1. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-традиция, 2001.
2. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. - М.: Логос, 2003
3. Вальденфельс Б. Мотив чужого. - Мн.: Пропилеи, 1999
4. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. - М.: Прогресс, 1991
5. Гегель Г. Феноменология духа. - М., 1959
6. Грицанов А. Новейший философский словарь. - Минск,1999
7. Гумбрехт Х. В 1926 году - М.: Новое литературное обозрение, 2005
8. Гуссерль Э. Картезианские медитации. - М., 2010,
9. Зиммель Г. Экскурс о чужаке// Социологическая теория: история, современность, перспективы.- СПб.: Владимир Даль, 2008
10. Иноземцев В.Л. Испытание культурой. Вступительная статья// Бенхабиб С., Притязания культуры. - М.: Логос, 2003
11. Кант И. соч. в 6 т., т. 4, Критика практического разума, ч.1. - М., 1965
12. Лейбниц Г. В. О способе отличения явлений реальных от воображаемых, Т.3, - М., 1984
13. Лейбниц Г.-В. Монадология. Сочинения в 4т.: Т. I - М.: Мысль, 1982
14. Лейбниц Г.-В.Рассуждение о метафизике. Лейбниц Г.-В. Сочинения в 4т.: Т. I - М.: Мысль, 1982
15. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории
- СПб.:Лань,1997, [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000962/st000.shtml(дата обращения: 10.04.2017)
16. Марков Б.М. В поисках Другого/ Хабермас Ю. Вовлечение другого
- СПб.: Наука, 2008
17. Ортега - и - Гассет Х. Дегуманизация искусства. Сборник - М.,1991
18. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек// Избранные очерки - М. 2011
19. Парк Р.Э.Человеческая миграция и маргинальный человек// Избранные очерки - М. 2011
20. Рейнгольд Г. Умная толпа : новая социальная революция /Пер. с англ. А. Гарькавого. — М. : Фаир-пресс, 2006
21. Саррацин, Т. Германия: самоликвидация : пер. с нем. / Тило Саррацин. - М. : Рид Групп, 2012
22. Сурова Е.Э. Европеец «Отчужденный»: персоналистская личность - СПб, 2004
23. Тлостанова М.В. Нюансировка инаковости в постмодернистских эпистемах. Личность. Культура., T.V,вып. 3-4 - 2005
24. Фолькер В.: Культура гостеприимства: как немцы относятся к мигрантам. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://p.dw.com/p/1Emdd//(дата обращения: 28.04.2017)
25. Хабермас Ю. Вовлечение другого, пер. с нем. Ю.С. Медведева, СПб, Наука,2008
26. Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков, 2003
27. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 200
28. Хекман Ф., журнал Международная аналитика, апрель 2014,
29. Шапинская Е.Н. Образ Другого в контекстах культуры. - М.: Красанд,2011
30. Шюц А. Чужой. Очерк социальной философии//Смысловая структура повседневности. - М., 2003
31. Шюц А., Структура повседневного мышления//Социологические исследования - 1988,№2
32. Элиас Н. Общество индивидов. - М.: Праксис, 2001
34. Bogaczyk M. Spuren des Anderen Eine philosophische Antwort auf eine politische Frage// [Электронный ресурс] -http://www.ifz-salzburg.at/uploads/M.Bogaczyk Spuren-des-Anderen.pdf
35. Elias N. Zum Begriff des Alltags // Materialen zur Soziologie des Alltags. - Opladen, 1982
36. Stichweh R. Von der Soziologie des Fremden zur Soziologie der Indifferenz// Ambivalenz, Indifferenz und die Soziologie des Fremden, 1997
37. Theunissen M, Der Andere. Studien zur Sozialontologie der Gegenwart, Berlin, 1965, S. 12
37. Berliner Instituts fur empirische Integrations- und Migrationsforschung (BIM)-EFA-Studie - Strukturen und Motive der ehrenamtlichen Fluchtlingsarbeit (EFA) in Deutschland // - [Электронный ресурс] -
http://www.bim.hu-berlin.de/media/2015-05- 16 EFA-Forschungsbericht Endfassung.pdf//(01.05.2017)
38. Migranten in den Medien, Muslime kommen zu schlecht weg// - [Электронный ресурс] - taz.de- сайт. URL:http://www.taz.de/l5071453//(дата обращения: 01. 05.2017)
39. Merkel erklart Multikulti fur gescheitert// - [Электронный ресурс] - spiegel.de- сайт. URL:http://www.spiegel.de/politik/deutschland/integration-merkel-erklaert-multikulti-fuer-gescheitert-a-723532.html(дата обращения: 20.04. 2017)
40. Muslime in deutschen Medien, Dieser bose, bose Islam // - [Электронный ресурс] - taz.de- сайт. URL:http://www.taz.de/l5016777/(дата обращения: 30.04. 2017)
41. Waldenfels, B.: Der Stachel des Fremden, Frankfurt a. M.: Suhrkamp, Kap. 2, 1990,S.29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ