Введение
Глава первая.
Портретная характеристика Базарова и Мышкина
Глава вторая.
Психология героя в романах «Отцы и дети» и «Идиот»
Глава третья.
Монологическое и диалогическое слово в характеристике
Базарова и Мышкина
Глава четвертая.
Роль главных героев романов в сюжете и системе персонажей
Заключение
Список литературы
Изучению образов героев Тургенева и Достоевского, в частности образов Евгения Базарова и князя Мышкина посвящено множество различных исследований. Разумеется, эти исследования преимущественно рассматривают названных героев порознь или в рамках иных систем сопоставлений.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году - и сразу же возникла острая полемика, появилось множество статей, эпиграмм, карикатур. Споры вызывал в основном главный герой романа - нигилист Евгений Базаров. В шутливой форме Салтыков-Щедрин так сформулировал сущность полемики: « ...есть ли созданный Тургеневым Базаров фига и карикатура, над которою нужно издеваться, или же он есть идеал, которому нужно подражать?» [ Никитина,73 ]. Разногласия доходили именно до подобных крайних суждений.
Автор напечатанной в «Современнике» статьи М.А. Антонович утверждал, что в романе содержится беспощадная и даже разрушительная критика молодого поколения. Базарова он рассматривал именно как злую карикатуру на демократическую молодежь: «Это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, выражаясь более поэтически, асмодей» [ Антонович,10 ]. Статья Антоновича так и называлась: «Асмодей нашего времени». Писарев показал типичность образа Базарова, в то время как ее отрицали с разных позиций и М. Антонович (либерал), и М. Катков (к этому времени уже консерватор).
С не меньшей остротой полемика вокруг образа Базарова вспыхивала и в последующие эпохи, в частности в исторический промежуток между двумя революциями утвердилось мнение, что именно Базаров есть формула того разрушительного русского нигилизма, который угрожает самому существованию общества и государства. Об этом, например, пишет С. Франк в статье с красноречивым названием «Этика нигилизма»: Если в мире нет общеобязательных ценностей, а все относительно и условно, все определяется человеческими потребностями, человеческой жаждой счастья и наслаждения, то во имя чего я должен отказываться от удовлетворения моих собственных потребностей? Таков аргумент нигилизма, разрушающий принципы морализма; эта тенденция литературно олицетворена в нигилистическом (в узком смысле) типе Базарова» [Франк, 177].
. Обобщенный образ нигилизма дан здесь же в работе С. Булгакова «Героизм и подвижничество»: «Нигилизм <...> есть страшный бич, ужасная духовная язва, разъедающая наше общество» [Булгаков, 63].
В советскую эпоху, напротив, Базаров превозносился в качестве революционно мыслящего человека и его нигилизм рассматривался преимущественно не в этическом, а в социально-политическом, «революционном», аспекте. В позднесоветский период в работах Ю.Манна, В. Марковича и др. был осуществлен гораздо более объемный и точный анализ образа тургеневского героя, а в работе Г. Бялого «О психологической манере Тургенева» была предпринята попытка анализа художественного психологизма Тургенева, реализованного в образе Базарова, с психологизмом Достоевского, реализованного в образе Раскольникова. Этот сопоставительный анализ героев Тургенева и Достоевского, подвергнутый критическому осмыслению в монографии Г.М. Ребель, тем не менее, представляет для нас, в рамках нашей темы, содержательный и методологический интерес.
В отличие от Раскольникова, князь Мышкин, насколько мы можем судить, впервые был поставлен в параллель с Базаровым в упомянутой монографии Ребель.
Традиционно же этот герой Достоевского сопоставлялся с Христом и дон Кихотом, что было задано содержанием романа «Идиот» и пометами на авторских черновиках, в том числе самой знаменитой из них - «князь Христос». Надо сказать, что прямых отсылок к Христу в окончательном тексте романа нет, однако это не отменяет очевидности реминисценций и аллюзий, которые направляют исследовательскую мысль в соответствующую сторону. О князе Мышкине в контексте христианской проблематики много писала религиозно- философская критика Серебряного века и русского зарубежья (Н.Бердяев, Вяч. Иванов, Л. Зандер, Ф. Степун, К. Мочульский и др.). .
Касались этой темы и советские исследователи - однако в принципиально ином ключе. Так, Г. Фридлендер объяснял трагический финал романа «Идиот» бессилием евангельских представлений и «жертвенной христианской морали» [Фридлендер, 252] князя Мышкина.
Нередко христианские аллюзии в образе героя игнорировались или камуфлировались, и Мышкин рассматривался в качестве идеального романтического героя, мечтающего изменить мир людей, несущего свет и смирение, но совершенно потерявшегося в том лицемерии, поклонении материальным ценностям, лжи, неверии, которые присущи окружающему его обществу.
В 80-90 гг. XX века укрепляется концепция интерпретации образа князя Мышкина в качестве «положительно прекрасного человека» и как к образу Дон Кихота, «рыцаря бедного».
Позднее, к концу XX века, исследователи стали активнее обращаться к религиозной тематике в романе в контексте христианства. При тщательном изучении черновых записей писателя, подробном анализе образа главного героя многие литературоведы стали проводить параллель между Христом и князем Мышкиным, который становится теперь аллюзией на образ Иисуса Христа. Возникли новые направления в исследовании творчества Достоевского, которое стало изучаться в контексте христианской морали.
Однако и здесь нет однозначности. Интерпретации литературоведов, постулирующих свою идеологическую позицию как христианскую, православную, порой кардинально различаются, о чем наглядно свидетельствуют материалы сборников, изданных на стыке XX и XXI вв. в Москве и Иваново, где герою Достоевского даются нередко прямо противоположные, взаимоисключающие определения. Для целого ряда исследователей, придерживающихся «ортодоксальных» идеологических позиций князь Мышкин - «материалист и безбожник» (Е.Трофимов), «суррогат Христа» (О.Меерсон), «самозванец» (К.Степанян), «лицемер» (А.Мановцев). Например, Е. Местергази в статье «Князь Мышкин и проблема веры в романе «Идиот» утверждает, что имя Мышкина во французской версии звучит как Leon, при чтении наоборот получается Noel, т.е. Рождество. Из чего делается вывод, что Мышкин несет в себе Рождество наоборот, а это значит смерть. Автор статьи утверждает, что «ложью оказалось то духовное основание, которое сформулировало личность князя». Эта мысль подкрепляется следующим весьма спорным суждением: «Для Лебедева князь — человек, “сам себя обокравший” своим неверием в бога и наказанный им за это безумием», Гэри Сол Морсон в статье ««Идиот», поступательная (процессуальная) литература и темпикс» приходит к выводу, что Достоевский действительно изображает «положительно прекрасного человека», но это, по его словам, еще не говорит о том, что Мышкин и есть Христос.
Карен Степанян в статье «Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот»» говорит об эволюции князя Мышкина от юродивого к безумцу, приводя доводы в пользу того, что весь роман есть лишь доказательство от противного ложности концепции Христа-человека.
Статья А.Мановцева «Свет и соблазн» посвящена доказательству того, что Достоевский не считал Мышкина «положительным примером», даже напротив, «князь представляет собой сатану, принимающего вид Ангела, несущего тьму, а не свет, и вводящего таким образом и героев романа, и читателей, и даже некоторых исследователей в заблуждение относительно своей нравственной природы» . Немалое удивление вызывает попытка В.П.Океанского в работе «Локус Идиота: введение в культурофонию равнины» связать образ главного героя не с христианской традицией, а с буддийской и мусульманской мистикой. Тихий, кроткий, голубоглазый, белокурый герой с белой бородкой предстает здесь в роли «блаженного гуру»: «Перед нами мистик-суфий, наделенный глубокой апофатической интуицией».
С другой стороны, в рамках того же православного идеологического дискурса, Мышкин рассматривается как воплощение Христа. Так, мать Ксения (Н.Н. Соломина-Минихен), анализируя отсылки к книге Э. Ренана «Жизнь Иисуса» в романе Достоевского «Идиот», приходит к выводу, что «миропониманием Мышкина в основе своей “антиренановское”» и что в душе его действительно звучит голос Божий [Мать Ксения, 108, 107].
Здесь завершим наш краткий обзор и подчеркнем, что в литературоведении существует только один опыт сопоставления образов Базарова и князя Мышкина, осуществленный в монографии Г.М.Ребель, где, в частности, утверждается, что «Базарову в конечном счете гораздо ближе “идиот” Мышкин, чем нигилист Раскольников». Оба эти героя, по мнению исследователя, выступают антиподами по отношению к своим предшественникам в творчестве своих создателей: «анти-Инсаровым и анти- Раскольниковым»: «Базарову абсолютно чужд инсаровский фанатизм;
человечески, личностно он гораздо тоньше, сложнее, глубже, масштабнее “болгара” и намного изощреннее, искуснее его сделан как художественный образ. “Христоподобный” гуманист Мышкин, в свою очередь, противостоит патологическому человеколюбцу Раскольникову, первому из “бесов” Достоевского, соблазнившемуся и соблазняющему “легким” способом решения проблемы социальной справедливости. Раскольников, как и Инсаров, - фанатик. Мышкин, как и Базаров, понимает неоднозначность людей и обстоятельств, ощущает трагизм собственного существования, и оба они причастны высокой трагедии: Базаров - как трагический герой в классическом смысле этого слова, Мышкин - как жертва роковых сил» [Ребель, 242].
Эта позиция, высказанная попутно и вскользь, является отправной точкой нашего исследования, в ходе которого мы намерены изучить принципы предъявления главных героев в романах Тургенева и Достоевского с тем, чтобы увидеть наличие (или отсутствие) не только концептуальных перекличек в образах Базарова и Мышкина, но и собственно художественных параллелей.
Таким образом, . Специальных сравнительных исследований именно образов Базарова и Мышкина в литературе нами не обнаружено.
Целью данной работы является сопоставительный анализ принципов художественного предъявления героев в романах «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Идиот» Ф.М. Достоевского.
Соответственно объектом исследования являются роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и роман Ф.М. Достоевского «Идиот».
Предмет исследования - образы Евгения Базарова и князя Мышкина.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть портретные характеристики Базарова и Мышкина.
1. Проанализировать психологию героев в романах «Отцы и дети» и «Идиот».
2. Проанализировать монологическое и диалогическое слово героя в
романах Тургенева и Достоевского.
3. Раскрыть роль главных героев в сюжете и системе персонажей.
Новизна нашей работы обусловлена прежде всего новизной предпринятой исследовательской стратегии: сопоставление художественных явлений, которые до этого предметом сопоставления не являлись.
Актуальность работы связана с необходимостью проверки и корректировки сложившихся стереотипных подходов к интерпретации русской литературной классики.
Сделаем некоторые необходимые теоретические пояснения.
Под принципами предъявления героя мы понимаем те аспекты художественной стратегии автора, которая позволяет ему сформировать определенный характер персонажа и обрисовать соответствующий образ.
Образ - это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства. Образ - это то, как сделан персонаж.
Литературный герой - это результат лепки образа, персонаж, каким мы себе его представляем на основании соответствующего образа.
Часто эти понятия отождествляются.
Так, в Википедии читаем:
«Литературный герой — это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия “действующее лицо” и “персонаж”» (https: //ru.wikipedia.org/wiki/Литературный_герой)
Однако в рамках литературоведческого анализа различение их необходимо. Можно оценить героя как деятельного или пассивного, но нельзя сказать «деятельный образ», тем более невозможно сказать «образ Пьера спас девочку на пожаре». Это сделал не образ Пьера, а Пьер. Автору же понадобился такой строительный материал для создания образа, чтобы мы увидели, что герой способен на мужественные поступки.
персона сложная и многоплановая разные способы создания образа героя, то есть принципы предъявления героя. Имеет Есть два облика героя - внешний и внутренний.
На создание внешнего облика героя работают:
Портрет. Это лицо, фигура, какие-то отличительные особенности внешности (например, горб у Квазимодо или уши у Каренина);. Одежда, которая тоже может отображать определенные черты характера героя.
Речь, особенности которой характеризуют героя не меньше, чем его внешность.
Возраст, который определяет потенциальную возможность тех или иных действий героя.
Профессия, которая показывает степень социализации героя, определяет его положение в обществе.
История жизни. Сведения о происхождении героя, его родителях, родственниках, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно осязаемый реализм, историческую конкретность, правдоподобность.
Внутренний облик героя складывается из следующих параметров:
Мировоззрения и этических убеждений, которые наделяют героя ценностными ориентирами, дают смысл его существованию.
Мыслей и привязанностей, которые намечают многообразную жизнь души героя.
Веры (или отсутствие таковой), которая определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви.
Высказываний и поступков, которые обозначают результаты взаимодействия души и разума героя.
Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать.
Художественная рефлексия позволяет автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.
Еще раз уточним, опираясь на монографию Ребель, что дает нам основание сопоставлять между собой столь разных персонажей, как главные герои романов «Отцы и дети» и «Идиот»:
«Герой времени Базаров, и герой вне времени Мышкин» появляются в пространстве художественных произведений и сразу приковывают к себе всеобщее внимание, вызывают пристальный и ревнивый интерес. Оба - «свою мысль имеют», и оба начинают с того, что - Базаров нехотя, а Мышкин по собственной инициативе - излагают свою «программу», причем делают это фрагментарно и нередко опосредованно.
Оба практически сразу приобретают влияние на окружающих, внушают веру в себя, оба, раскрываясь по ходу действия, испытываются любовными, дружескими и идеологическими отношениями, оба остаются верны себе и в то же время человечески обогащаются и обаятельно раскрываются, оба погибают от завышенных требований к себе и миру и в обоих случаях причиной гибели становится женщина и ее любовь.
Оба героя - воплощение авторского идеала. Мышкин был задуман как «положительно прекрасный». Про Базарова, через много лет после выхода романа, когда отшумели полемические страсти, Тургенев проговорился в письме к А.П. Философовой: «...в Вашем искании Базарова - “настоящего” - все-таки сказывается, быть может бессознательно, жажда красоты - конечно, своеобразной»
Отталкиваясь от этих оценок, мы и намерены углубить предложенное сопоставление.
1. Структура дипломной работы включает в себя введение, четыре главы, соответственно поставленным задачам, заключение и список литературы
Подводя итоги сделанной работы, подчеркнем, что перед нами стояла сложная задача: сопоставление героев Тургенева и Достоевского, да еще таких неоднозначных, как Базаров и князь Мышкин.
Отправной точкой наших размышлений были положения монографии Г.М.Ребель, согласно которым место этих героев в соответствующих романах и в творчестве своих создателей в целом, а также трагический потенциалов образа каждого из них, позволяет осуществить такое сравнение.
В первой главе работы был осуществлен анализ портретных характеристик Базарова и Мышкина.
Мы раскрыли в главе, что и в романе «Отцы и дети» и в «Идиоте» развернутая характеристика героев дается один раз, в дальнейшем мы видим облик героя через детали, которые «легким касанием» дают нам понимание о душевных переживаниях героев. Раскрытие образа героя в обоих романах происходит, в тои числе и за счет героев антогонистов (Базаров-Павел Петрович, Мышкин-Рогожин).
Оба они раскрываются перед нами через взаимодействие с другими героями романа, и в этом плане кажутся нам абсолютно различными между собой: резкий и жестокий Базаров против мягкого и всепрощающего Мышкина. Однако, в процессе нашего исследования мы заметили, что чаще всего за внешней своей грубостью и порой даже жестокостью Базаров скрывает свои истинные чувства, боясь «рассыропиться» и тем самым развеять по ветру прах своей идеи.
Так же в процессе анализа мы отметили тот факт, что немаловажным способом отображения характера героя и в том и в другом романе становится жест, который одномоментно выступает и внешней чертой поведения и характеристикой внутреннего состояния героя. Как это ни парадоксально на первый взгляд, однако именно жесты обнаруживают глубинное сходство внешне столь разных персонажей: душевную щедрость и широту обоих героев.
Анализируя психологию главных героев романов «Отцы и дети» и «Идиот», мы принимали во внимание то очень важное обстоятельство, что оба они - и Базаров, и Мышкин - являются идеологами, «нигилистами». Однако эта идеологическая составляющая образа Тургеневым и Достоевским подается по-разному.
Если Тургенев подвергает проверке не саму идею, а героя, помещая его именно с этой целью в совершенно обычные жизненные обстоятельства, то Достоевский облачает убеждения своего героя и подвергает их тщательной проверке. И если Базаров преподносится нам как герой «извне», то герой Достоевского, максимально раскрыт фактически «обнажает» душу.
Если герой Тургенева погруженный в в естественный жизненный поток и подвергается испытаниям «вечным» (любовь, дружба, отношения с родителями, дуэль, смерть). Герой Достоевского сам выступает в роли испытателя - экспериментатора. Так, князь Мышкин и объективно, и субъективно выступает в качестве носителя христианской идеи, а все остальные в общении с ним проходят через испытание соответствия - несоответствия идеалу. Как и сам идеал в лице князя Мышкина испытывается на жизнестойкость и состоятельность.
Так же во второй главе нам удалось проанализировать принципиально различный художественный психологизм Тургенева и Достоевского и в одном случае создается филигранный психологический рисунок, состоящий преимущественно из косвенных указаний на душевное состояние героя, в другом - происходит полное погружение во внутренний мир героя; у Тургенева герой поставлен перед обстоятельствами непреодолимой силы, но при этом жизнеподобными, универсальными обстоятельствам; герой Достоевского выступает как автор и объект необычного, фантасмагорического, экспериментального события; предметом изображения у Тургенева является душевный мир героя, у Достоевского - не только душа, но и дух, соотнесенный с мистическими аспектами бытия. При этом и Базаров, и князь Мышкин - герои необыкновенные, задающие окружающим загадку собственной личности и требующие от них личных усилий, для того чтобы осознать, с кем они имеют дело и по возможности соответствовать. В конечном счете, дистанция между главными героями и остальными персонажами остается непреодоленной.
Исключительность героев Тургенева и Достоевского разная по содержанию, однако оба они подтверждают свою исключительность и остаются верны себе до конца: Базаров бесстрашен и мужествен перед лицом надвигающейся смерти, Мышкин милосерден и кроток даже перед лицом преступления. И по большому счету оба они до конца остаются верны себе.
В главе третьей мы намеревались проанализировать монологическое и диалогическое слово героя в романах Тургенева и Достоевского. Однако эта часть работы пока не вполне доведена до конца и представляет собой ряд предварительных теоретических положений и наблюдений над текстом. К самостоятельным выводам по этой теме мы пока не пришли.
В главе четвертой содержатся размышления над ролью главных героев в сюжете и системе персонажей.
В заключительной четвертой главе мы раскрыли тему роли Базарова и Мышкина в системе персонажей. Базаров и князь Мышкин - герои-идеологи, вокруг которых формируется романная система персонажей и которые определяют логику развития сюжета. Оба они - герои исключительные, однако исключительность эта разного характера. Базарова все признают человеком необыкновенным, все ждут от него в будущем великих свершений. Что касается князя Мышкина, то он не просто иной, чем окружающие, он изначально вводится в роман как человек «не от мира сего», в облике и поведении которого настоятельно подчеркиваются черты, указывающие на «прототипы» - Христа и Дон Кихота.
Базаров является ключевой фигурой в романе, он связывает между собой всех героев книги в романный «клубок», их характеры и судьбы получают романический потенциал именно благодаря участию в сюжете, организованном фигурой Базарова и подчиненном ей.
Первая часть романа (первые одиннадцать глав) предъявляют Базарова- идеолога, и здесь его главным оппонентом и равновеликой ему фигурой выступает Павел Петрович Кирсанов, в полемике с которым и в объективном противостоянии которому Базаров формулирует свои идеологические позиции, причем нередко делает это в полемически заостренной форме. Вторая часть романа построена как испытание героя - любовью, дуэлью, отношениями с родителями и другом Аркадием и, наконец, смертью. Такая сюжетная логика делает очевидным не только конструктивное доминирование Базарова как системообразующего персонажа, но и его личностное превосходство над окружающими, которые очевидно уступают ему по интеллектуальным и волевым качествам. Однако это преимущество неизбежно оборачивается одиночеством героя.
Князь Мышкин почти «шепотом» входит в свой «многолюдный» роман, однако, как и Базаров в «Отцах и детях», сразу привлекает к себе всеобщее внимание. Его дар слушать и слышать, сочувствовать и понимать привлекает к нему людей самых разных, делает его центром притяжения и источников надежд и упований. Он внушает доверие и верит сам в свою способность помочь окружающим.
Идеологически Базаров и Мышкин ничего общего между собой не имеют. Один - «нигилист», второй - страстный проповедник христианского гуманизма, однако в своей «проповеди» на смотринах у Епанчиных Мышкин тоже демонстрирует нигилистическую позицию по отношению к традиционному православию.
Оба они разительно отличаются от своего окружения масштабом личности и потенциалом возможностей. Оба вызывают у окружающих уважение, и оба обречены на гибель - именно в силу несоответствия масштаба личности и сложности их упований реальному состоянию общества.
Наше исследование показало, что при всей разности этих героев, между ними действительно есть сходство - и функциональное (в структуре романов), и сущностное личностное.
1. Алеева Л.М. Характерологический комплекс Христа в образах Мышкина («Идиот» Ф. М. Достоевского) и Иешуа («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова). // Челябинский гуманитарий. 2011. Т 2. № 15. С. 17-25.
2. Антонович М. А. Литературно-критические статьи. М.-Л., ГИХЛ, 1961.
3. Батюто А.И. Достоевский и Тургенев в 1860 1870-е годы (Только ли «история вражды»?) // Русская литература. 1979. № 1. С. 41-64.
4. Батюто А.И. Признаки великого сердца (К истории восприятия Достоевским романа «Отцы и дети») // Русская литература. 1977. № 2. С.21-37.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
7. Богданова О.А. «Образ чистой красоты» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 2. С. 101-104.
8. Братченко С.Л., Леонтьев Д.А. Диалог // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 2 (11). С. 23-28.
9. Бялый Г.А. Две школы психологического реализма: Тургенев и Достоевский // Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. - Л.: Изд-во ун-та, 1973.
10. Бялый Г.А. О психологической манере Тургенева (Тургенев и Достоевский) // Русская литература. 1968. № 4. С. 34-50.
11. Влащенко В.И. Образ Базарова и позиция автора в романе «Отцы и дети». // Литература в школе. 2012. № 7. С. 7-13
12. Булгаков С. Героизм и подвижничество // Вехи: Интеллигенция в России. - Сб. статей 1909 - 1910. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 462 с.
13. Бялый Г.А. О психологической манере Тургенева //Русская литература. 1968. № 4.
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. — Т 28. — Кн. 1, 2. — Л., 1985
14. ДунаевМ.М. Православие и русская литература. — Т 3. — М., 1997. — С. 389.
15. Зандер Л.А. Тайна добра (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт: Посев, 1960. Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. Н. Новгород: Деком, 2001. 167 с.
16. Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. Н. Новгород: Деком, 2001.
17. КарякинЮ.Ф. Достоевский и Апокалипсис. — М.: Фолио, 2009. — 700 с.
18. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: Художественная литература, 1986.
19. Конышев Е.М. Байроническая личность в изображении Тургенева и Достоевского. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. С. 192-199.
20. Конышев Е.М. Внутренний мир человека в изображении Тургенева и Достоевского. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 129-137.
21. Конышев Е.М. Проблема нигилизма в романе «Отцы и дети». // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 134-139.
22. Кошемчук Т.А. Человек самосознающий в романах Ф. М. Достоевского (Раскольников и князь Мышкин). // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и
гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 84-93.
23. Кулакова Е.Е. Детское начало и образ князя Мышкина в художественном мире романа Ф.М. Достоевского «Идиот». // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 26. С. 71-81.
24. Кунильский А.Е. Опыт истолкования литературного героя (роман Ф.М.Достоевского «Идиот»): Учеб. пособие. — Петрозаводск, 2003. — 96 с.
25. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста.
Тула, 1972. С.232.
26. Манн Ю.В. Базаров и другие //Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: СП, 1987.
27. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.
28. Мать Ксения (Н.Н. Соломина-Минихен). О роли книги Ренана «Жизнь Иисуса» в творческой истории «Идиота» // Роман Ф.М.Достоевского Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001.
Мильдон В. Раскольников и Мышкин (к художественной идеологии Достоевского). // Вопросы литературы. 2005. № 3. С. 17.
29. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.
Непомнящий И.Б. О некоторых неучтенных «проекциях» образа Евгения Базарова. // Балтийский филологический курьер. 2004. № 4. С. 76-92.
30. Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.: Советский писатель, 1990. С.104.
31. Пустовойт П.Г. Роман Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. М., 1960. С.217-218.
32. Ребель Г.М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского. (Типологические явления русской литературы XIX века). - Пермь: ПГПУ, 2007.
33. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: Раздумья, проблемы: Межвуз. сб. науч. тр. — Иваново, 1999. — 169 с.
34. Салим А. Тургенев - художник и мыслитель. - М.: Современник, 1983.
35. Сапельников А.В. Имена героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот». // Вестник Новгородского государственного университета им.
Ярослава Мудрого. 2005. № 33. С. 69-72.
36. СелезнёвЮ.И. В мире Достоевского. — М.: Современник, 1980. — С. 228.
37. Тяпугина Н. Ю. Романы Ф. М. Достоевского. Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм», 2001.
38. Тургенев И. С. Избранное. Романы. - М.: Синергия. - 2002.
39. Франк С. Этика нигилизма // Вехи: Интеллигенция в России. - Сб. статей 1909 - 1910. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 462 с.
40. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л.: Наука, 1964.
Ху Сун Вха. Положительно прекрасный человек. (Тайна князя Мышкина) // Русская литература. — № 2. — СПб.,2001. — С. 138.
41. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. — М.: Наука, 19б7. — С. 142-144.
42. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. М.: СП, 1981.
43. Щетинин Р.Б. Развитие образов Мышкина и Рогожина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 304. С. 26-29.