Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования понятия «имидж политика»... .8
1.1. Имидж политика: сущность и подходы к определению
8
1.2. Социальные медиа как особый инструмент формирования имиджа
политика 26
Глава 2. Использование социальных медиа в процессе формирования имиджа политика в современной России 38
2.1. Практика использования социальных медиа в формировании
имиджа политических деятелей РФ 38
2.2. Применение социальных медиа в качестве инструмента
формирования имиджа политика на примере депутата Государственного Совета РТ А.В.
Прокофьева 45
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложение
Современный политический процесс в целом и российская действительность свидетельствуют о возрастании роли личности политика в формировании и функционировании системы политической власти. В свою очередь, сами политические деятели все больше и больше уделяют особое внимание поддержанию своего положительного имиджа среди представителей целевой аудитории, которым в свою очередь важно быть проинформированными о деятельности политика, его принципах, убеждениях и взглядах. Именно информирование и поддержание обратной связи между политиком и его аудиторией посредствам как можно большего числа каналов коммуникации служит в наше время основой при формировании его имиджа.
Современный мир с каждым годом развивается и прогрессирует с точки зрения введения все более новых информационных технологий. Г лобальная сеть Интернет, несмотря на то, что была создана и применена в общественный обиход всего несколько десятилетий назад, на нынешнем этапе развития является одним из центральных источников информации и областей коммуникации между людьми.
Сеть Интернет также с каждым годом все активнее включается в политические процессы, выступая одновременно и каналом, и инструментом формирования имиджа политических субъектов. Действительно, процессы формирования имиджа политика сейчас не останавливается лишь на мероприятиях и деятельности в реальной жизни, они также проникают и в Интернет, социальные медиа, на просторах которых разворачивается борьба политических сил за внимание аудитории. В тоже время, проблема использования социальных медиа в качестве инструмента формирования имиджа политика все еще недостаточно раскрыта как с точки зрения теоретических обобщений, так и с практической составляющей. Эти обстоятельства и делают актуальным тему исследования, результаты которого могут быть использованы в дальнейшем практиками в сфере политического имиджмейкинга и PR, а также непосредственно политическими деятелями в процессе создания стратегии формирования своего имиджа в социальных медиа.
Степень научной разработанности темы
Стоит отметить, что сам феномен «имидж политика» имеет высокую степень научной разработанности. Многие отечественные, а также зарубежные практики в сфере имиджеологии рассматривали данный аспект в своих монографиях и учебных пособиях. Однако, стоит сказать, что первоначалом для научных исследований феномена «имидж политика» в данной работе послужило базовое понятие «имидж», основоположниками научных исследований которого стали именно зарубежные авторы.
Так, американские авторы Р.Е. Бентон и Дж.С. Вудворд определили «имидж» как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью». Дж. Ягер, кроме социальнопсихологических особенностей объекта, включает в определение имиджа также и его внешние характеристики.
В отечественной практике феномену «имидж» посвящены работы таких авторов как Р.Б. Квеско , В.В.Волкова , А.Ю. Панасюк , Петрова Е. А. и другие. Созданные ими труды являются во многом методологическим основанием изучения феномена имиджа.
Г оворя непосредственно о понятии «имидж политика», стоит выделить работы следующих отечественных научных деятелей и практиков в сфере имиджмейкинга. Так, М.Н. Шишлов в своем исследовании «Политический имидж как актуальный предмет исследования» указывает на то, что имидж политического лидера - это «эмоционально окрашенный психический образ». Сложную структуру данного понятия также раскрывает Т.Э. Гринберг, указывающая на основные функции, которые выполняет имидж политика. Такие авторы как М.Ф. Юрий , Б. Лиллиан , Е.Б. Шестопал , М. Васильева и А. Надеин , О.Ф. Потемкина , В.Андриевский , Е.Н. Богданов , Ф.Котлер и другие в своих работах дают подробные описания компонентов и технологий формирования имиджа политика.
Обращаясь к исследованиям формирования имиджа политика посредствам социальных медиа, можно сказать, что данная проблема еще не до конца научно разработана и требует большего внимания в виду актуальности затронутой проблемы. Однако, несмотря на недостаточную научную разработанность данного феномена, все же можно выделить труды некоторых современных авторов. Так, прикладную значимость использования социальных медиа в качестве одного из инструментов формирования имиджа политика одними из первых обозначили в своих научных исследования такие зарубежные авторы как Д. Макуэл , Дж.
1 О 1 Q ЛЛ
Торнли , Д.А. Аакер , Д. Мёрфи и другие.
21
Такие современные российские авторы как А.В. Маковейчук , А.Н. Катькина , Л.П. Шестеркина , И.И. Слюсарев , Е.П. Грешина , Бочаров М.П. также рассматривают социальные медиа с точки зрения одного из инструментов формирования имиджа политика.
Практическая значимость темы, ее сложность и недостаточная научная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи исследования. Объект исследования - имидж политика.
Предмет исследования - социальные медиа как инструмент формирования имиджа политика.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - выявить специфику использования социальных медиа в формировании имиджа политика. В соответствии с указанной целью, в работе поставлены и решаются следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы феномена «имидж политика».
2. Определить существующие подходы к использованию социальных медиа при формировании имиджа политика.
3. Проанализировать общую активность политических деятелей России в социальных медиа.
4. Изучить социальные медиа депутата Госсовета РТ Прокофьева А.В. с точки зрения их использования в формировании его имиджа.
5. Выделить общие рекомендации по ведению аккаунтов политиков в социальных медиа с целью формирования их имиджа.
Теоретико-методологическая база исследования обусловлена объектом, предметом, характером поставленных задач. Теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных авторов, исследовавших феномен имидж политика в целом и проблему использования социальных медиа на формирование имиджа политика, в частности.
В рамках исследования широко применяется метод структурнофункционального анализа, который позволил выделить составляющие имиджа политика и способы его формирования в сети Интернет. Также в работе использовался метод контент-анализа, благодаря которому мы смогли проанализировать применение социальных медиа в качестве инструмента формирования имиджа политика депутатом Государственного совета Республики Татарстан (далее РТ) от фракции КПРФ Прокофьевым А.В.
Эмпирической базой исследования выступили вторичные данные социологических опросов, официальные данные сайтов государственных органов власти, аккаунты в социальных медиа политических структур и деятелей, а также данные, полученные во время прохождения преддипломной практики в татарстанском региональном отделении КПРФ.
Структура работы. Данная работа состоит из: введения, двух глав и четырех параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем - 70 страниц.
По итогам проведенного исследования в рамках бакалаврской работы можно сделать следующие выводы:
• Имидж представляет собой специально созданный образ политика (лица профессионально занимающегося публичной политической деятельностью), транслируемый по различным каналам коммуникации. Коммуникативная роль имиджа заключается в том, что он представляет собой механизм, который способствует сохранению и приумножению авторитета и влияния политика. В данном случае речь идет о функциях имиджа, как одного из механизмов легитимации политиков.
• В ходе совершенствования информационных технологий в обществе, все чаще можно встретиться с проблемой необходимого осознания сети Интернет как особо важного в наше время вида политической коммуникации. Использование социальных медиа в рамках современного политического процесса растет с каждым днем, все больше политических деятелей и партий осознают важность частичного переноса коммуникации с целевой аудиторией из «оффлайн» в «онлайн». Особенно это актуально для выстраивания коммуникации с молодежной аудиторией. Поэтому современным политикам приходится искать пути воздействия на сознание и поведение аудитории, обращаясь к такому каналу и инструменту формирования имиджа политика как социальные медиа.
• Социальные медиа представляют собой огромное множество
Интернет-ресурсов, в рамках которых создается и публикуется различная информация, а также это особые платформы, которые служат инструментом для оперативного установления коммуникации между пользователями сети Интернет. Интернетплатформы служат эффективным пространством для формирования имиджа политика за счет следующих своих свойств: персональной ориентированности, скорости подачи информационных материалов, измеримости публикуемой информации и аудитории, гибкости и экономичности. Так, можно сказать, что процесс формирования имиджа политика посредствам социальных медиа - это процесс распространения сведений и осуществления мероприятий в социальных сетях и на других платформах сети Интернет по поддержанию положительного имиджа политика в глазах целевой аудитории.
• Анализ данных касаемо общей активности российских политических лидеров социальных медиа показал актуальность данной проблемы. Так, было отмечено, что многие государственные деятели России имеют свои личные страницы в большинстве социальных медиа. Основная цель создания и ведения своих аккаунтов - формирование положительного имиджа политика, путем налаживания оперативной обратной связи с целевой аудиторией.
• В качестве примера анализа использования социальных медиа при формировании имиджа политика в рамках нашего исследования был выбран депутат Государственного Совета РТ А.В. Прокофьев. Проведенный анализ показал, что А.В. Прокофьев ведет свои социальные медиа достаточно активно, в его аккаунтах настроена оперативная обратная связь с подписчиками, а публикуемый политиком контент полностью удовлетворяет запросам представителей его целевой аудитории, что благоприятно влияет на поддержание его положительного имиджа и выстраивание атмосферы доверия со стороны целевой аудитории. Стоит также отметить, что социальные медиа политика ведутся от его имени, а также активно им контролируются, что говорит о его личном интересе быть причастным и неравнодушным к поддержанию коммуникации с аудиторией.
• Несмотря на положительный опыт использования социальных медиа в качестве площадки и инструмента для формирования имиджа политика, А.В. Прокофьеву все же стоит обратить внимание на качественные изменения Интернет-площадок, на которых представлен политик, а также создания аккаунтов на других площадках, для еще большего отклика и поддержки со стороны своей целевой аудитории. К таким изменениям и корректировкам стоит отнести создание аккаунта в социальной сети «Одноклассники» и канала на «YouTube», чистку аккаунта в микроблоге «Twitter» от «неживых» пользователей и более активное использование данной Интернет-площадки, а также следует доработать личный сайт, улучшив дизайн и создав разделы «Новости» и «Вопрос-ответ».
• В целом, по результатам проведенного исследования, можно дать общие рекомендации относительно основных и базовых принципов использования социальных медиа при формировании имиджа политика:
- Аккаунты политических деятелей необходимо вести от имени самого политика для создания эффекта непосредственного «присутствия» политика и его интереса в процессе построения коммуникации с аудиторией.
- Необходимо всегда оперативно настраивать обратную связь по актуальным вопросам, волнующим аудиторию в рамках социальных медиа, т.е., своевременно отвечать на вопросы, комментарии аудитории.
- Стоит публиковать больше информационных материалов, затрагивающих проблемы целевой аудитории и своей деятельности, направленной на решение данных проблем, и меньше, касающихся личной жизни (отпусков, досуга и т.п.). Нельзя сказать, что необходимо совсем отказаться от публикаций такого рода (личная жизнь политика все-таки должна оставаться прозрачной для аудитории), но стоит стараться делать подобные публикации максимально корректными и прогнозировать их возможные последствия.
- Публикуемую текстовую информацию в социальных медиа лучше всего подкреплять официальными данными, видеоматериалами и ссылками на законодательные документы. Это усилит доверие и признание со стороны целевой аудитории, тем самым еще больше закрепит положительный имидж политика и его легитимность.
Подводя общий итог исходя из поставленной цели исследования, можно сказать, что особая специфика использования социальных медиа в качестве инструмента и площадки формирования имиджа политика заключается в том, что посредством различных Интернет-площадок открывается возможность для имиджмейкеров и специалистов политического PR детальнее раскрыть личность политика в глазах его аудитории: подробнее представить его ценности, взгляды, интересы и профессиональные компетенции, которые, возможно, оставались бы вне поля зрения граждан без использования социальных медиа как особо эффективного в наше время инструмента формирования имиджа политических деятелей.
1. Богданов Е. Н. Психологические основы Паблик рилейшнз / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - СПб.: «Питер», 2004. - 208 с.
2. Васильева М., Надеин А. Бренд: сила личности. -- СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
3. Васищева, А.В. Имидж: определение центрального понятия
имеджелогии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева // Социальногуманитарные знания - № 4, 2005. - 427 с.
4. Волкова В. В. Имиджелогия: Учебно-методическое пособие. -
Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. - 168 с.
5. Гиллин, П. Новые агенты влияния. USA: Society for New
Communications Research / П. Гиллин. - М.,2009. - 80c.
6. Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: учеб. пособие. М.: Феникс, 2004. - 248с.
7. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические
концепции, модели, векторы развития: Монография.-М.: Прометей, 2004. - 328 с.
8. Грешина Е.П. Использование Интернета как инструмента в ходе избирательной кампании. - Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, социально-политических наук, Ярославль, Россия. - Конференция «Ломоносов 2013», 2013. - 4 с.
9. Гринберг Т.Э., Политические технологии: PR реклама/ учебное пособие для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. — 2-е изд.,испр. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 280 с.
10. Давыборец Е.Н. Манипуляция сознанием в имидже политического лидера/ Омский научный вестник №5 (59), сентябрь-октябрь 2017, 2017. - 250 с.
11. Катькина А.Н. Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании/Вестник Томского государственного университета № 398, 2015. - С. 109-112
12. Квеско Р.Б. Имиджеология/ учебное пособие/ Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. -Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. - 116 с.
13. Ключников Д.Д., Балуев Д.Г. Влияние социальных медиа на
современный политический процесс в России /Филологический аспект: международный научно-практический журнал. - №4(36) - Нижний
Новгород: Научно издательский центр «Открытое знание», 2018. - 355 с.
14. Котлер Ф., Рейн И., Хэмлин М., Столлер М. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности. - М., 2008. - 392c.
15. Лиллиан Б. Имидж - путь к успеху. - СПб: ИД «Питер», 2001. - 192 с.
16. Маковейчук, А.В. Социальные сети как новый механизм продвижения интересов субъектов политической деятельности в молодежной среде/А.В. Маковейчук, И.Н. Ефимова// Известия Алтайского государственного университета / 4-1 (76), 2012. - 279 с.
17. Панарин А.С. Политология: Учебное пособие. - 2-е изд.: М., 2003. - 641 с.
18. Панарин А.С.Политология / учебное пособие/ - 2-е изд.- М., 2003. - 611 с.
19. Панасюк А. Ю. Я- ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж. - М., 2003. - 240 с.
20. Петрова Е. А. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. - М.: РИЦ «Альфа»,2003. - 317 с.
21. Поллак Й. Политика и личность / Под ред. Й.Поллака, У. Сарцинелли, Ф. Загера, А. Циммер. - Х.: Гуманитарный Центр, 2012. - 288 с.
22. Потемкина О.Ф. Имидж политического лидера. - М, 2006. - 98 с.
23. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2004. - 576 с.
24. Сафонова Е.И. Интернет-ресурсы и книга: новый формат :информ. пособие / ГБУК «Сахалин. обл. дет. б-ка» ; сост. Е. И. Сафонова. - Южно-Сахалинск, 2016. - 42 с.
25. Слюсарев И.И. «Политический SMM. Роль социальных сетей в предвыборных кампаниях». - Иркутский государственный университет, Исторический факультет, Иркутск, Россия. - Конференция «Ломоносов 2013», 2013. - 4 с.
26. Фатыхова Д.Р. Технологии формирования имиджа женщины-политика в современной России (на материалах Республики Татарстан) / Д.Р. Фатыхова; науч. ред. Г.В. Морозова. - Казань: Казан.ун-т, 2016. - 141с.
27.Черёмушникова И.К. Имиджеология: Учебное пособие/ И.К.
Черёмушникова, И.А. Петрова, И.В. Чернышёва. Под общей редакцией проф. И.А. Петровой. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. - 180 с.
28.Чернец В., Базлова Т., Иванова Э. Влияние через социальные сети. - М.: Фокус-Медиа, 2010. — 200 с.
29. Чумиков А.Н. Современные PR-технологии работы в интернете / авт. коллектив: А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров, М. В. Тишкова и др. Рязань: Объединенная редакция МЧС России, 2011. - 135 с.
30. Шашлов М. Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования // Актуальные проблемы политологии: сборник научных
работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред. В. Д. Зотов. - М., 2001.- 243c.
31. Шепель В.М. Авторский взгляд на имиджеологию. Введение в имиджеологию // Известия Академии Имиджеологии. - Т.1. - М.:РИЦ АИМ, 2005. - 340 с.
32. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. - 576 с.
33. Шестеркина Л.П. Социальные медиа как ресурс интегрированных
коммуникативных практик: под ред. Л.П. Шестеркиной. -
М./Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017 - 296 с.
34. Шестопал Е.Б. Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М., 2002. - 244 с.
35. Юрий М.Ф. Политология. Учебное пособие / К.: Дакор, КНТ, 2006. - 416 с.
36. Ягер Д.Ж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М.: Наука, 1994. - 128 с.
Электронные источники:
37. Cambridge Dictionary Social media marketing [Электронный ресурс]./
Cambridge University Press,2018/
URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D 1 %81 %D0%BB%D0%BE%D 0%B2%D0%B0%D 1 %80%D 1 0/o8C/0/oD0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B B%D0%B8%D0%B9%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9/social-media- marketing (Дата обращения: 10.12.17)
38. The WALL magazine Политический портрет Дональда Трампа: Часть 1 [Электронный ресурс]./ URL: http://thewallmagazine.ru/donald trump/ (Дата обращения: 07.12.18)
39. Thomley, J. What Is «social media»? [Электронный ресурс]. / J. Thornley
// URL: http://propr.ca/2008/what-ls-soclal-medla (Дата обращения:
09.12.2017) .
40. Андриевский В. Имидж кандидата [Электронный ресурс]. URL: http://ava.md/01 -politika/0308-imidzh-kandidata.html (Дата обращения
04.12.2017)
41. Известия Татарстана Минниханов и Меттттин сидят во «Вконтакте»?
[Электронный ресурс]. / статья от 10.12.16 / URL:
http://www.tatamews.ru/articles/2322/ (Дата обращения: 27.03.18)
42. Интернет в политических кампаниях США и России [Электронный
ресурс]./ Высшая школа журналистики/
URL:https://www.hse.ru/data/2011/05/23/1213977786/12Neyaskin Internet .pdf (Дата обращения: 10.12.2017).