Работа сделана на примере органов государственной власти Камчатского края.
Есть приложения (схемы властных полномочий).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность государственного управления в России как системы 5
1.2 Проблемы и особенности взаимодействия органов государственной власти в процессе государственного управления 10
2 ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 14
2.1 Структура органов государственной власти Камчатского края 14
2.2 Основы взаимодействия органов государственной власти в Камчатском крае 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36
ПРИЛОЖЕНИЕ В 37
Начало нынешнего столетия стало для России периодом преодоления серьезнейшей кризисной фазы, обусловившей необходимость разработки долгосрочной стратегии экономического, социального и культурного развития страны, а также реализации широкого круга демократических преобразований ради укрепления основ общественной солидарности.
Поиск адекватных времени социально-культурных координат в связи с обновлением представлений о национальных интересах страны должен обеспечить определение таких стратегических социально-экономических перспектив, в рамках которых не только на словах, но и на деле учитывались бы интересы и нужды каждого гражданина и всего российского общества. Для реализации намеченного в РФ стартовали масштабные и качественно новые реформы, реализация которых связывается с укреплением демократии и более активным развитием институтов гражданского общества. Одна из них – административная реформа, предполагающая всестороннюю модернизацию системы отечественного государственного и муниципального управления. Поскольку гражданское общество представляет собой сложную, объединенную едиными духовными ценностями и смыслами систему, где индивидуальные устремления человека ориентированы не только на достижение своих личных целей, но и не вступают в противоречие с национальными интересами, вопрос о значении государственного управления выступает в качестве центрального. Сказанное объясняет ак-туальность выбранной темы исследования.
Вместе с тем, всякое федеративное государство априори неоднородно, и эта неоднородность означает вероятность формирования структур автономного развития регионов. Данный процесс проявляет себя в создании тех или иных самобытных форм культурной жизни, а также институтов социальной, политической и экономической организации. В разрезе центр-периферийных отношений подобная организация территориальных элементов публичного регионального сообщества понимается как существование относительно четких политических, культурных, социальных и экономических границ региона.
Цель работы заключается в анализе особенностей взаимодействия орга-нов государственной власти в процессе государственного управления на при-мере Камчатского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность государственного управления в России как системы;
рассмотреть понятие федерализма как технологии регулирования территориально-политических отношений;
описать структуру органов государственной власти Камчатского края;
проанализировать особенности и проблемы взаимодействия органов государственной власти Камчатского края в процессе государственного управления, наметив пути их решения.
Объектом исследования в данном случае выступает система государст-венного управления в РФ.
Предмет исследования – взаимодействие органов государственной власти в процессе государственного управления в Камчатском крае.
Теоретическую базу исследования образуют нормативные правовые акты РФ, в том числе Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав (Основной закона) Камчатского края и др., а также труды таких авторов, как С.С. Вергун [10], Н.Г. Иванова и М.В. Цепа [13], Е.С. Коломийцев [14], В.С. Назаров [17], А.Г. Силуанов [20], С.В. Сятчихин [21], Р.Ф. Туровский [22] и др.
В качестве основных методов исследования применялись описание, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Государственное управление в широком смысле представляет собой управление делами общества со стороны всех вет¬вей власти, соответствующих государственных учреждений и органов местного самоуправления.
Фундамент современного государственного управления в РФ создает система органов государственной и муниципальной власти.
Одной из наиболее распространенных классификаций органов государственной власти, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ, является их разграничение исходя из прин¬ципа разделения власти на:
законодательные;
исполнительные;
судебные.
В отношении органов государ¬ственной власти субъектов РФ частью 2 ст. 11 Конституции РФ устанавливается только общий принцип, гласящий, что государственную власть здесь осуществляют образуе¬мые ими органы государственной власти. Более подробно пере¬чень таких органов определяется Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Российская Федерация является одной из стран постсоветского пространства, где важнейшим фактором изменения политической системы и выбора новой политической стратегии стал принцип федерализма, реализующийся в рамках трехуровневой системы управления страной, которая напрямую связывает экономические и финансовые интересы трех участников – Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов.
Федерализм представляет собой не только форму государственного устройства, но и является особым способом управления ею, обеспечивая единство и целостность России при сохранении самостоятельности территорий в решении местных проблем, а также гармоничное сочетание финансово-экономических, социальных и иных интересов всей страны с интересами ее отдельных частей. В итоге на территории нашей страны сформировалась единая законодатель¬ная система межбюджетных отношений, за¬крепленная в Бюджетном кодексе РФ.
Систему органов государственной власти Камчатского края составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти Камчатского края – Законодательное Собрание Камчатского края (ЗСКК);
высший исполнительный орган государственной власти Камчатского края – Правительство Камчатского края, возглавляемое губернатором;
судебные органы Камчатского края.
Основы взаимодействия Законодательного Собрания, губернатора Камчатского края и исполнительных органов государственной власти региона обозначены в ст. 21 Устава, согласно которой ЗСКК и Правительство взаимодействуют в формах, установленных ФЗ 184-ФЗ и законодательством Камчатского края в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Камчатского края и в интересах его населения, включая региональную финансовую политику.
При этом краевой бюджет ежегодно утверждается соответствующим Законом Камчатского края сроком на три года. Основу бюджетной и налоговой политики составляла необходимость реализации положений, сформулированных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. и 7 мая 2018 г., а также задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Указе Губернатора Камчатского края от 25 сентября 2014 года № 138 «О социально- экономическом развитии Камчатского края», государственных программах Камчатского края.
Исполнение краевого бюджета в 2017г. осуществлялось на основании Закона Камчатского края от 29.11.2016 №30 «О краевом бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов». Бюджетные обязательства за 2017 год обеспечивались в установленные сроки и в необходимых объемах. Исполнение основных параметров краевого бюджета за 2017год составило:
по доходам – 66,5 млрд. руб. или 101,5% от утвержденного плана;
по расходам – 66,1 млрд. руб. или 96,0% от утвержденного плана; исполнение по расходам без учета расходов, осуществляемых за счет целевых средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ – 58,8 млрд. руб. или 95,8%;
профицит сложился в сумме 0,4 млрд. руб.
Общий объем межбюджетных трансфертов в регионе в 2017 г. был утвержден в сумме 41 157 млн. руб., что составило 28,0% от общего объема расходов, и исполнен в размере 99,1% от утвержденных ассигнований. В 2016 г. эти показатели были равны 41 107 млн. руб. и 99,8%соответственно, что демонстрирует тенденцию к их увеличению.
Представленная информация подтверждает существование проблем, характерных для всей системы межбюджетных отношений в России, в том числе:
чрезвычайно высокая степень централизации финансовых ресурсов на федеральном уровне;
неэффективность действующей системы предоставления субсидий при их большом количестве;
растущий объем государствен¬ного долга субъектов РФ;
несовершенство механизмов, способных сглаживать колебания эконо¬мической конъюнктуры и др.
В процессе настоящего исследования были разработаны рекомендации по устранению указанных недостатков путем расширения налоговой компетенции регионов и муниципалитетов, устранения недостатков существующей системы распределения межбюджетных трансфертов, обеспечения региональных и муниципальных органов власти достаточными постоянными доходными источниками для выполнения их расходных обязательств. Все это позволит согласовать экономические интересы субъектов межбюджетных отношений.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. (в ред. Конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
3. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
5. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 798 «О рас-пределении в 2011 г. дотаций бюджетам субъектов Российской Фе¬дерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциа¬ла» // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
6. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2016 года № 445 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
7. Устав Камчатского края: принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края 14 ноября 2008 года № 326 (ред. от 22.06.2015 №642) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. –URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
8. Закона Камчатского края от 29.11.2016 №30 «О краевом бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2019).
9. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс. – М.: Изд-во РАГС, 2016. – 464 с.
10. Вергун С.С. Особенности бюджетного федерализма и межбюджет-ных отношений в России // Science Time. – 2015. – № 9. – С. 42-52.
11. Домбровский Е.А. Резервы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. – М., 2015. – 26 с.
12. Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А. Трансляция идей трансформации регионального пространства в документы стратегического планирования // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2015. – № 4 (49). – С. 58-74.
13. Иванова Н.Г., Цепа М.В. Теория бюджетного федерализма и российская практика // Вестик финансового университета. – 2016. – № 4. – С. 54-63.
14. Коломийцев Е.С. Российский федерализм в контексте обеспечения территориальной целостности государства: политические технологии реформ // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 2. – С. 327-330.
15. Константиниди Х.А. Стратегирование развития региональной эко-номической системы в условиях ускорения постиндустриальных преобразований. – М.: Издательство «Спутник +», 2015. – 247 с.
16. Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие. – СПб.: Отдел оперативной поли-графии НИУ ВШЭ, 2016. – 280 с.
17. Назаров В.С. Государственное регули¬рование межбюджетных отношений российской модели федерализма. – М.: Финансовая акаде¬мия, 2015. – 193 с.
18. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс. – М.: МГ МО(У) МИД России, 2016. – 548 с.
19. Проблема мягких бюджетных ограни¬чений российских региональ-ных властей // Консорциум по вопросам при¬кладных экономических исследований. – М.: ИЭПП, 2015. – 300 с.
20. Силуанов А.Г. Межбюджетные отно¬шения в условиях развития фе-дерализма в России. – М.: Дело. РАНХиГС, 2015. – 295 с.
21. Сятчихин С.В. Концепция межбюджетных отношений в условиях саморазвития территорий // Российское предпринимательство. – 2015. – № 8 (254). – С. 132-137.
22. Туровский Р.Ф. Субнациональные регионы в глобальной политике (на примере России) // Полис. – 2016. – № 2. – С. 99-100.
23. Филянина И.М. Система органов государственной власти: учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2016. – 194 с.
24. Чиркин В.Е. Публичное управление: учебник. – М.: Юрьстъ, 2017. – 475 с.
25. Выборы-2016 [Электронный ресурс] // Газета «Камчатский край». – 28.09.2016. – URL: http://kam-kray.ru/news/10949-vybory-2016-kto-v-itoge.html l (дата обращения: 22.01.2019).