Введение 3
1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения 5
1.1. Сущность упрощенной системы налогообложения и ее роль в налоговой
системе 5
1.2. Упрощенная система налогообложения как инструмент развития малого
бизнеса 10
1.3. Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения^
2. Анализ практики применения упрощенной системы налогообложения в
Российской Федерации 23
2.1 Преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей 23
2.2 Формирование доходов и расходов при применении упрощенной системы
налогообложения 32
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения 41
3. Совершенствование упрощенной системы налогообложения в России 47
3.1 Проблемы применения упрощенной системы налогообложения как
специального налогового режима 47
3.2 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в
современных условиях 60
Заключение 73
Список использованных источников
В налоговой системе Российской Федерации существуют специальные налоговые режимы, призванные упрощать учетные процедуры, снижать налоговую нагрузку и стимулировать деятельность предприятий малого и среднего бизнеса. Одним из специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения (УСН), которая применяется организациями и индивидуальными предпринимателями на добровольной основе наряду с иными режимами налогообложения и состоит в консолидации налоговых обязанностей по различным налогам в одну. Благоприятным моментом применения УСН для малого бизнеса является оптимизация налоговых платежей и освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость с возможностью выбора объекта налогообложения. Однако, несмотря на достоинства данного специального налогового режима, существует и ряд недостатков его применения, в связи с чем повышается актуальность вопросов применения УСН в России.
В экономической литературе вопросам применения упрощенной системы налогообложения посвящены труды таких экономистов, как О.В. Рахматуллина, А.О. Волокитина, Н.Ю. Орлова, А.В. Падыганов, Н.В. Курочкина, которые анализируют преимущества и недостатки применения УСН субъектами малого бизнеса, вопросы финансово-правового регулирования данного налогового режима.
Предметом исследования является упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим. Объектом исследования является применение УСН в России.
Целью работы является исследование упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследование сущности упрощенной системы налогообложения и ее роли в налоговой системе
- определение роли упрощенной системы налогообложения как инструмента развития малого бизнеса;
- исследование зарубежного опыта применения упрощенной системы налогообложения;
- выявление преимуществ и недостатков перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей;
- анализ проблем применения упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима;
- анализ перспектив развития упрощенной системы налогообложения в современных условиях.
Научной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, нормативно-правовая литература, статистика Федеральной налоговой службы.
В работе проведены комплексный анализ преимуществ и недостатков применения УСН в России, моделирование налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения исходя из объемов оборота малых предприятий и ИП, макроэкономического показателя ВВП, а также различные предложения по совершенствованию данного специального налогового режима.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, ее предмет, объект, цели, задачи и структура. Первая глава исследования посвящена теоретическим вопросам упрощенной системы налогообложения. Во второй главе исследуется практика применения УСН в России. Третья глава исследования посвящена направлениям совершенствования упрощенной системы налогообложения в России, выявлению ее проблем и перспектив развития. В заключении представлены выводы по результатам работы.
Специальные налоговые режимы в налоговой системе России регулируют исполнение налоговых обязанностей индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса, играют важную роль во взаимодействии государства и налогоплательщиков и способствуя оптимизации налогообложения и упрощению его процедурных аспектов. Мировая и отечественная практика показывает, что не существует единой системы налогообложения малого бизнеса: широкое распространение специальных налоговых режимов для малых предприятий получило в России и в странах ближнего зарубежья, тогда как в развитых странах применяются льготные ставки для малого бизнеса.
В целом, роль упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима в РФ для субъектов малого предпринимательства состоит в снижении налоговой нагрузки, упрощении ведения налогового учета, стимулировании развития предприятий малого и среднего бизнеса. Роль УСН для государства состоит в обеспечении поступлений налоговых платежей в бюджет и упрощении системы налогообложения. Ежегодно наблюдается увеличение налоговых поступлений по УСН в бюджет, при этом наблюдается наибольший рост поступлений по УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» .
Применение УСН наряду с достоинствами для государства и налогоплательщиков обладает рядом недостатков. Так, в настоящее время не решена проблема разукрупнения организаций и подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения режима налогообложения с более щадящей налоговой нагрузкой, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Также возникают различные проблемы, связанные с освобождением от уплаты НДС, контролем критериев соответствия для применения данной системы налогообложения, дроблением бизнеса. Основным препятствием применения УСН выступают ограничения по видам деятельности, предельной численности работников, размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.
Необходимо отметить, что появление УСН неразрывно связано с осознанием государством необходимости развития малого предпринимательства. Предельные размеры доходов при УСН соответствуют границам доходов для микропредприятий, допустимая численность работников - для малых предприятий.
Обобщив практику применения УСН в РФ, можно сделать вывод о том, что данный специальный режим налогообложения решил поставленную задачу по снижению налогового бремени на малый бизнес, упрощению процедуры ведения налогового учёта и составления налоговой отчетности. Однако в настоящее время не решена проблема разукрупнения организаций и подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения режима налогообложения с более щадящей налоговой нагрузкой, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Основные экономические показатели деятельности предприятий малого бизнеса за 2014-2016 гг.
Основные
показатели Малые предприятия Микропредприятия
2014 2015 2016 Откл. 2016 / 2014 г. 2014 2015 2016 Откл. 2016 / 2014 г.
Число
предприятий, тыс. 236 232 173 -63 1868 1990 2598 730
Средняя численность работников, тыс. чел. 6358 6725 5389 -969 4431 4606 5651 1220
Оборот предприятий, млрд. руб. 16693 25537 18738 2045 9699 18587 20139 10440
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. 312 554 852 540 900 938 1498 598
Источник: Статистические сборники «Малое и среднее предпринимательство в России» 2015, 2017 гг.
Число предприятий малого бизнеса в целом за рассматриваемые периоды возросло, что говорит об улучшении экономической обстановки в сегменте малого бизнеса в России.
Предложенная в работе модель налоговых поступлений по УСН отражает прямую зависимость налоговых поступлений от объемов оборота малых предприятий и ИП, а также макроэкономического показателя ВВП. Данная ситуация свидетельствует о прямой зависимости налоговых поступлений от деловой активности малого бизнеса, при этом, в свою очередь, деловая активность малого бизнеса зависит во многом от проводимой политики государства по стимулированию его деятельности и предлагаемых льгот и мер поддержки.
В целях дальнейшего совершенствования упрощенной системы налогообложения в России, необходимо развитие следующих направлений:
- для минимизации негативных последствий утраты права на применение упрощенной системы налогообложения возможным представляется отмена обязанности налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в рамках общего режима при превышении им критериев применения упрощенной системы налогообложения, но только один раз;
- для пресечения злоупотребления налогоплательщиками применения упрощенной системы налогообложения для получения необоснованной налоговой выгоды в виде дробления бизнеса, целесообразно повышение ставки минимального налога при объекте доходы, уменьшенные на величину расходов с 1 до 2%;
- требуют дальнейшей конкретизации и уточнения формулировки расходов, признаваемых для целей налогообложения при упрощенной системе налогообложения, а также критерии обоснованности расходов, применительно к субъектам малого предпринимательства - налогоплательщикам налога, уплачиваемого в рамках УСН.
Многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса определяется спецификой налоговой системы государства, целями и условиями применения различных систем налогообложения.
В США не используются особые налоговые режимы для малых предприятий, однако, можно отметить целый ряд регуляторных норм для малых предприятий, которые дают возможность упростить процедуру учета и отчетности, стимулируя и облегчая таким образом инвестиции в эту сферу. Так, например, при налогообложении малых предприятий компании, которые имеют незначительные прибыли, платят подоходный налог по более низким ставкам. Для впервые зарегистрировавшихся малых предприятий действует бонус первого года, при котором налогом облагается только половина полученной прибыли [29].
В Канаде предприятия малого бизнеса облагаются по единой ставке, которая к 2019 г. должна быть снижена до 9 %., что имеет целью увеличение количества рабочих мест в стране, ускорение социально-экономического развития в целом [28].
Примером упрощенной системы налогообложения за рубежом может служить модель аккордного налога - фиксированная сумма налога, устанавливаемая в зависимости от вида экономической деятельности.
В целом перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России неразрывно связаны с нормативно-правовым совершенствованием данного режима налогообложения и тенденций развития малого бизнеса. Сравнение любых режимов налогообложения между собой выявляет как достоинства, так и их недостатки. Выбор определенного режима зависит как от возможности его применения с учетом имеющихся законодательных ограничений, от специфики деятельности и условий работы организации или ИП, так и от фактических или планируемых показателей финансово - хозяйственной деятельности.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: фед. Закон: принят ГД ФС РФ 21 окт. 1994 г. №51-ФЗ по состоянию на 08.06.2019 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) .
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018).
4. Письмо Минфина РФ от 23.05.2012 № 03-11-06/3/35.
5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
6. Приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26233).
7. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых
рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
8. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023).
9. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402- ФЗ.
10. Федеральный закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Книги, монографии
11. Рахматуллина, О. В. Упрощенная система налогообложения: финансово-правовое регулирование: монография / О. В. Рахматуллина. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - 140 с.
Печатная периодика
12. Андриевский К.В. К вопросу об обосновании классификации налоговых режимов // Юридическая наука. - 2017. - №6. - с.30-39.
13. Балезина Я.А., Свиридова А.А. Проблемы применения упрощенной системы налогообложения // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). - С.219-223.
14. Волокитина А.О. Анализ применения субъектами малого и среднего бизнеса специальных налоговых режимов в разрезе федеральных округов РФ // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - №10.- С.181-187.
15. Галимарданова Н. М., Свечников К. Л., Сокольская Е. И. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1896-1900.
16. Ингман Н.И. Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса /Н.И. Ингман //Современная конкуренция.- 2015. - № 2. - С. 30 -
38.
17. Кравченко М.А., Мялкина А.Ф. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации // социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т.10. - №3. - С. 34-40.
18. Кучеренко О.В. Особенности налогового регулирования малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2015. - №2. - С.184-193.
19. Левкина Е.В., Дмитренко Д.А., Лебедкин А.А. Значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства // Карельский научный журнал. - 2017. - Т6. - №2 (19). - С. 72-75.
20. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./М19 Росстат. - M., 2015. - 96 с.
21. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./М 19 Росстат. - M., 2017. - 78 с.
22. Милоенко Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малых предприятий // Инновационная наука. - 2016. - №10. - С.79-81.
23. Ногина О.А. О понятии и признаках специального налогового режима // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - №11. - С.68-73.
24. Орлова Н.Ю. Правовое регулирование и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. - 2017. - №8. - С.83-87.
25. Падыганов А.В., Курочкина Н.В. Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». - 2015. - №4. - С. 82-86.
26. Самсонова И.А., Зеленская В.А., Кривошапова С.В Специальные режимы налогообложения, отечественный и зарубежный опыт // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2016. - № 11-6. - С. 1173-1176
27. Суетина Т.А., Рахимова, Г.С. Проектный менеджмент в малом бизнесе: проблемы и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. - 2014 - №31. - С.40-46.
Электронные ресурсы
28. Алексеева Л.Ф, Мировой опыт применения специальных налоговых
режимов [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://vvsu.rU//latest/article/2145140336/mirovoi_opyt_primeneniia_spetsialnykh
29. Бирюкова Н. С. Применение специальных налоговых режимов в зарубежных странах на примере малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 636-640. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/132/36706/ (дата обращения: 04.11.2018).
30. Государственная поддержка малого бизнеса в России в 2018 году - льготы и субсидии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bizneszakon.ru/s-nulya/podderzhka-malogo-biznesa
31. Лачихина А.Г. Совершенствование налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //elar.urfu.ru/bitstream/10995/43191/1/m_th_a.g.lachihina_2016 .pdf
32. Малого бизнеса в России стало больше. [Электронный ресурс]
Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/06/02/692693 -malogo-biznesa- bolshe
33. Мировая упрощенка. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/1827689
34. Налоговый Кодекс Украины. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.profiwins .com.ua/ru/legislation/kodeks/1349.html
35. Налоговый кодекс Республики Беларусь. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/tax-code/
36. Особенности совмещения режимов ЕНВД и УСН
одновременно[Электронный ресурс] Режим доступа: https^/m^g-
nalog.ru/usn/usn_i_envd/osobennosti_sovmeweniya_rezhimov_envd_i_usn_odnovre menno/
37. Преимущества УСН [Электронный ресурс] Режим доступа:
https: //buhguru.com/usn/preimushhestva-usn.html
38. Схема дробления бизнеса: признаки и риски [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/925612.html
39. Упрощенная система налогообложения [Электронный ресурс]
Режим доступа: Ы^:/^^к^а.ги^ЬиаЬош/к501640
40. Упрощенная система налогообложения. Часть I: Основы системы
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.acg.ru/uproshennaj a_sistema_nalogooblozhenij a_- _chast_i_osnovy_sistemy
41. Упрощенная система налогообложения - Часть II: Преимущества и
недостатки [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.acg.ru/uproshennaj a_sistema_nalogooblozhenij a_- _chast_ii_preimushestva_i_nedostatki
42. УСН - недостатки и преимущества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalogoffnet.ru/information/usn-nedostatki-i-preimushchestva
43. УСН 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: Ьйр://новыереформы.рф/шп.Ыт1#раЮ2