Введение 3
Глава 1. Федерализм как социальное явление 6
1.1. Понятие и сущность российского федерализма 6
1.2. Статус Российской Федерации 15
Глава 2. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 25
2.1. Виды субъектов Российской Федерации 25
2.2. Проблемы ассиметричности субъектов Российской Федерации 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Анализ конституционно-правового регулирования изменения субъектного состава РФ актуален в связи с специфическими особенностями российского федерализма и тенденциями к динамике развития качества и количества субъектов РФ.
За время, прошедшее после распада СССР, Россия прошла сложный путь реформирования от составной части советской федеративной системы до современной демократической Федерации. Наиболее сложный период реформирования, когда страна стояла на грани распада, пришелся на первый этап ее постсоветского существования и завершился принятием Конституции РФ 1993 года , определившей принципиальные черты новой Федерации.
Уменьшение численного состава российских регионов произошло за последние несколько лет в связи с их объединением. При этом в перспективе предполагается продолжение процесса укрупнения регионов, хотя отношение к этому процессу в юридическом мире неоднозначно. Общекрымским референдумом, состоявшимся 16.03.2014, была установлена воля граждан, проживающих в Крыму, на воссоединение Крыма и г. Севастополя с Россией на правах субъектов Российской Федерации.
На основании Декларации о независимости результатов референдума 17.03.2014 была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в состав которой вошел Севастополь в качестве города с особым статусом.
18.03.2014 подписан межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.21.03.2014 принят Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» .
Практика показала, что можно использовать новую совмещенную процедуру принятия и образования субъекта РФ. Представляется, что законодателю предстоит проанализировать данные новации и внести соответствующие коррективы в нормативные правовые акты.
Несмотря на то, что с момента принятия в состав России Крыма прошло уже достаточное количество времени, продолжают раздаваться мнения о нелегитимности данного процесса, нарушении норм международного права при проведении процедуры, нарушении прав граждан, особенно крымских татар и прочее. Сказанное подчеркивает необходимость досконального анализа возможности принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, конституционных основ и практики реализации данного важнейшего процесса.
Цель курсовой работы – выявление особенностей конституционного-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов.
Задачи курсовой работы:
проанализировать федерализм как социальное явление;
выявить понятие и сущность российского федерализма;
определить статус Российской Федерации;
охарактеризовать конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации;
исследовать виды субъектов Российской Федерации;
проанализировать проблемы ассиметричности субъектов Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского конституционного права.
Структура курсовой работы определена целью и задачами и, соответственно, включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Сегодня федеративное устройство России строится на принципе равноправия и самоопределения всех народов, проживающих на ее территории, независимо от их численности, уровней экономического и культурного развития. Развитие федерализма и правовое регулирование территориального устройства в Российской Федерации тесно связаны с политической обстановкой в стране, с проблемами функционирования федеративного государства, с историческими, экономическими, демографическими, культурными и иными факторами.
Благодаря модернизации законодательства, развивающего основные конституционные принципы, но не изменяющего текста Конституции, на всем протяжении его действия удается совершенствовать отношения между Федерацией и ее субъектами, которые в Конституции отражены недостаточно четко, а иногда и противоречиво. Законодательное регулирование этих отношений шло в основном в трех направлениях: 1) введение институтов федерального воздействия (принуждения); 2) уточнение роли федерального закона, внутрифедеративных договоров и соглашений; 3) разграничение полномочий в дихотомии «центр - регионы». Решению указанных проблем и было в основном посвящено законодательство последних лет, в результате чего в России сложилась абсолютно новая модель федеративных отношений
Россия представляет собой демократическое правовое федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Каждый субъект Российской Федерации состоит в федеративныхотношениях с государством.
Подводя итог, можно сказать, что развитие федеративных отношений в России происходит в соответствии с принципом «маятника». В 90-е гг. страна пережила сложный период сепаратизма и неподконтрольности регионов. В начале 2000-х гг. риски дальнейшего распада России еще представлялись достаточно серьезными. Основным трендом этого периода была централизация власти Федерации. К 2012 г. центральная власть достигла в этом направлении серьезных успехов, государство окрепло, экономическое положение России стабилизировалось, сепаратизм был сведен к минимуму, угроза распада страны уже не воспринималась серьезно.
Однако стали ощущаться последствия излишней централизации: ограниченность прав субъектов РФ, отрыв губернаторов от своих избирателей и превращение их в «федеральных чиновников», игнорирование местных потребностей и особенностей, необходимость частого применения «ручного управления» со стороны главы государства, нехватка или неработоспособность демократических институтов. Предупреждением о концентрации негативных факторов послужили стихийные выражения недовольства населения в конце 2011 - начале 2012 гг.
В результате общий вектор развития федерации поменялся на противоположный. Последние 3 года медленно, но симптоматично проявляются тенденции к децентрализации федерации. Таким образом, можно сказать, что поиск наиболее эффективной формы федеративных отношений продолжается.
В целом Россия, не став федерацией договорного типа, начала фактическое движение к суперцентрализованному государству без изменения названия и конституции, что делает федерализм бутафорским. Тем более что положение многих субъектов федерации, поведение местных руководителей и общественная оценка их деятельности остаются патерналистскими.
Важное преимущество федерализма состоит в том,что он обеспечивает внутренний мир в этнически, религиозно, культурно разнородном государстве, предотвращает центробежные тенденции.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст. 548.
Материалы судебной практики
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 25. - Ст. 2728.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 29. - Ст. 3117.
Научная и учебная литература
4. Балытников, В.В. О некоторых аспектах юридической дискуссии, касающейся оценки содержания Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов / В.В. Балятников // Журнал конституционного правосудия. - 2015. - № 4. - С. 4 -9.
5. Богодвин, М. Федерализм со многими неизвестными: российская самоделка [электронный ресурс] / М. Богодвин https://inosmi.ru/politic/20170906/240207296.html (дата обращения - 10.03.2018).
6. Гороховатский, С.М. Исторический аспект и перспективы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации / С.М. Гороховатский // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 30 - 33.
7. Гороховатский, С.М. Конституционно-правовое регулирование процесса формирования и развития федеративных отношений в России после 2000 г. / С.М. Гороховатский // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 9. - С. 38 - 41.
8. Дмитриев, Ю.А. «Матрешечная» федерация Великой России / Ю.А. Дмитриев // Право и жизнь. - 2011. - № 155 (5). - С. 107.
9. Золотухина, Т.А. Правовая политика в области укрупнения российских регионов / Т.А. Золотухина // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 32 - 34.
10. Иванов, И.В. Российское многонациональное государство: пути развития / И.В. Иванов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 2. - С. 3 - 6.
11. Исаев, И.А. Идея Империи: миф и реальность / И.А. Исаев // История государства и права. - М.: Юрист, 2012. - № 19. - С. 3-5.
12. Калашников, С.В. Политические гарантии обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов личности в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации / С.В. Калашников // Российская юстиция. - 2012. - № 12. - С. 3-5.
13. Княгинин, К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы и перспективы государственно-территориального устройства России (часть 1) / К.Н. Княгинин // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С. 32 - 35.
14. Лексин, И.В. Территориальное устройство России. Конституционно-правовые проблемы / И.В. Лексин. - М.: Ленанд, 2014. – 188 с.
15. Ливеровский, А.А. Этнорелигиозные основания федерализма / А.А. Ливеровский // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 1. - С. 6 -8.
16. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: Учебник. - М.: Юристъ, 2014. – 480 с.
17. Панкевич, Н.В. Диспропорции регионального развития РФ: проблема без решения? / Н.В. Панкевич // Политическая наука. - 2013. - № 2. - С. 38 - 42.
18. Петухов, Р.Б. Конституционный строй Российской Федерации как объект уголовно-правовой охраны / Р.Б. Петухов // Российская юстиция. - 2013. - № 8. - С. 7 - 8.
19. Ражков, Р.А. Преюдициальность решений судов Республики Крым и г. Севастополя / Р.А. Ражков // Арбитражный и гражданский процесс. - 2015. - № 7. - С. 32 - 34.
20. Саликов, М.С. О регулировании процедур изменения состава Российской Федерации / М.С. Саликов // Российский юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 45 - 49.
21. Смирнова, В.В. Правовые и организационные проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации / В.В. Смирнова // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 8. - С. 780 - 791.
22. Усс, А.В. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма / А.В. Усс, А.В. Безруков, А.А. Кондрашев // Журнал российского права. - 2014. - № 7. - С. 37.
23. Чертков, А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица / А.Н. Чертков // Журнал российского права. - 2011. - № 1. - С. 78 - 81.