Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования системы управления городским
общественным транспортом 7
1.1. Общая характеристика системы городского общественного транспорта.... 7
1.2. Роль муниципального управления в системе организации работы
общественного транспорта 13
1.3. Механизмы управления городским общественным транспортом 23
2. Анализ управления системой общественного транспорта 34
2.1. Анализ системы общественного транспорта 34
2.2. Особенности управления системой общественного транспорта 53
2.3. Оценка эффективности управления системой общественного транспорта 59
3. Направления совершенствования управления системой общественного
транспорта в российских городах 69
3.1. Зарубежный опыт успешного управления системой общественного
транспорта в городах 69
3.2. Пути совершенствования системы управления общественным транспортом в городах на основании передового российского и зарубежного опыта: основные рекомендации 80
Заключение 87
Список использованных источников 92
Актуальность темы. Если брать исторический аспект формирования городов, то ясно, что они формировались в привлекательных, с транспортной точки зрения местах. И если обратиться к пространственному экономическому анализу, то города в большей степени развиты в транспортных узлах, где есть авиа, ж/д, авто, водное сообщение с другими городами. Обращая внимание на вышесказанное, логически можно сделать вывод, что пространственная деловая активность развита, как раз в транспортных узлах. В городе деловая активность выше там, где развита транспортная система. К примеру - в центральной части города активность развита сильнее, так как со всех частей города она, как правило, равноудалена и транспортная система там значительно развита. Именно в центральной части города расположены офисы, головные организации компаний, культурный центр, администрация города, страны, области. В принципе, во всех городах центральная часть города обустроена хорошей транспортной системой.
Как показывает практика, транспортные проблемы городов в настоящее время вышли на уровень, требующий безотлагательного решения. Стремительное увеличение плотности транспортных потоков, снижение скорости и безопасности движения снижают темпы экономического развития городов. Проводимые мероприятия по совершенствованию организации транспортного движения без системного планирования и обоснования, только усугубляют существующее положение.
С введением рыночных отношений в сферу общественных перевозок централизованное управление процессом пассажирских перевозок, тем не менее, остается его неотъемлемой и обязательной частью. Именно органы государственной власти осуществляют организационно-методическое, информационное и финансовое обеспечение структурных элементов
- компенсация выпадающих доходов от перевозки льготных категорий населения;
- закупка подвижного состава;
- оснащение средствами спутниковой навигации;
- внедрение автоматизированной системы оплаты проезда и др.;
- уровень функционирования, который дает представление о качестве работы наземной городской системы.
Научные основы организации транспортного движения и развития транспортной инфраструктуры городов были заложены в трудах выдающихся российских и зарубежных ученых П. Берножу, С.А. Ваксмана , А. В. Вельможин, В.Р. Вучика , В. В. Зырянов , Г. И. Клинковштейн, В. И. Коноплянко , Л. Б. Миротин , К.Старри , Х. Ю. Эльдарханов и многие другие.
До сих пор отсутствуют практические рекомендации для органов муниципальной власти, позволяющие повысить эффективность управления системой общественного транспорта.
Целью работы является исследование лучших городских практики управления системой общественного транспорта и определение направлений ее совершенствования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику системы городского общественного транспорта;
- определить роль муниципального управления в системе организации работы общественного транспорта
- описать механизмы управления городским общественным транспортом;
- провести анализ системы общественного транспорта исследуемых городов;
- выявить особенности управления системой общественного транспорта (на примере городов Москва, Казань, Пермь, Владимир и Белгород);
- дать оценку эффективности управления системой общественного транспорта;
- сформулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются современные российские города в сфере управления системой общественного транспорта;
- обобщить зарубежный опыт успешного управления системой общественного транспорта в городах;
- предложить пути совершенствования системы управления общественным транспортом в городах на основании передового российского и зарубежного опыта: основные рекомендации.
Объектом исследования является система общественного транспорта городов Москва, Казань, Пермь, Владимир и Белгород.
Предмет исследования - управление системой общественного транспорта города.
При написании выпускной квалификационной работы была использована учебная литература, материалы периодических изданий, научно - практических конференций, статистические данные официальных интернет-сайтов. Нормативно - правовой основной написания работы выступили Федеральный закон от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 6.07.2016) , Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При написании работы использованы методы, как сравнительный анализ, социологический опрос, рейтингование, логика, дедукция, индукция, системный анализ.
Структура работы представлена введением, тремя главами с параграфами, заключением и списком литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования системы управления городским общественным транспортом. Вторая глава посвящена практике управления системой общественного транспорта на примере городов Москва, Казань, Пермь, Владимир и Белгород, а также формулированию основных проблем управления общественным транспортом в исследуемых городах. В третьей главе обобщен зарубежный опыт и предложены направления совершенствования управления системой общественного транспорта в российских городах.
Итак, современный транспорт представляет собой сложный комплекс, который включает в себя системы воздушного (гражданской авиации), морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (метрополитена), промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства.
Под городским пассажирским транспортом понимается функционирующая на территории города и, в некоторых случаях, за ее пределами, устойчивая, развивающаяся в соответствии с социальноэкономическими концепциями и планированием жизнеобеспечения города, система перевозок пассажиров.
В настоящее время повышению эффективности работы общественного транспорта способствует довольно активное внедрение и использование информационных систем и технологий.
Органы местного самоуправления играют важную роль в управлении транспортным комплексом, который является подсистемой градообслуживающей сферы. При организации управления транспортным комплексом нужно брать во внимание особенности города, которые могут быть связанны с конкуренцией между видами транспорта, высокой степенью износа транспортных средств, с пропускной способностью улично-дорожной сети и другие. Отметим, что органы местного самоуправления выполняют определенные функции и задачи по управлению транспортной системой и что с помощью обобщающих показателей и критериев можно оценить работу городского пассажирского транспорта. Так же, при организации управления городским транспортом могут возникать разнообразные проблемы, мешающие эффективному управлению и работы транспорта. Для управления транспортной системой создаются органы, которые уполномочены решать вопросы городского транспорта. Эти органы как могут входить в структуру администрации, так и быть отдельным муниципальным учреждением, наделенными полномочиями в сфере транспорта.
Сфера городского пассажирского транспорта продолжает меняться: активно развивается потребительский рынок, растет число частных предприятий и коммерческих маршрутов, трансформируется характер взаимодействия участников перевозок. Эти изменения требуют обновить механизм управления отраслью. В частности, его совершенствованию будет способствовать внедрение оптимального варианта государственного регулирования, а также перераспределение управленческих функций в системе.
Проведенный анализ управления системой общественного транспорта городов Москва, Казань, Пермь, Владимир и Белгород выявил следующее. Наиболее полно различные виды транспорта представлены в Москве и Казани: метро, автобусы, троллейбусы и трамваи. Пассажирские перевозки в Белгороде и Владимире осуществляются только автобусами и троллейбусами. В Перми, помимо автобусов и троллейбусов, функционирует трамвай. Транспортная инфраструктура города Москвы является наиболее развитой, но и более загруженной в сравнении с прочими исследуемыми городами (соотношение пассажиропотока и вместимости транспортных магистралей). Транспортные системы городов обладают рядом особенностей, которые по отдельности в совокупности определяют высокую проблемность данной сферы. В их числе широкий перечень факторов от исторического строительства города до недостаточно эффективного управления со стороны профильных органов власти.
Муниципальное управление транспортным комплексом представляет собой деятельность органов местного самоуправления в области управления общественным транспортом на основе нормативного регулирования, а также конкурсного отбора перевозчиков и развития договорных отношений. В Москве и Перми функционирует схема с выделением в отдельное муниципальное учреждение службы муниципального заказчика транспортных услуг. За Департаментом закрепляются вопросы нормативноправового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. В администрациях Казани, Владимира и Белгорода существуют структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта.
Проведенное исследование также позволило выявить основные проблемы управления общественным транспортом в городах Москва, Казань, Пермь, Владимир и Белгород. В сфере транспорта в исследуемых городах можно отметить ключевой тренда доминирования автобусного транспорта над прочим. При замене трамвая и автобуса на маршрутки и личные автомобили скорость движения по дорогам резко сокращается, город встаёт в пробках, что крайне отрицательно сказывается на всех горожанах. Автобусы, по статистике, гораздо более подвержены аварийным ситуациям, чем рельсовый транспорт. Также, из-за преобладания автобусов над электрическими видами транспорт, ухудшается экологическое состояние городов.
Оценка эффективности управления системой общественного транспорта выявила, что лучше всего налажена транспортная инфраструктура в городах Москва и Казань. Но, при этом, необходимо отметить, что самый недорогой пассажирский транспорт функционирует в Белгороде, а эффективное троллейбусное движение развито в городе Владимир.
Рейтинговая оценка эффективности управления системой общественного транспорта выявила, что первое место среди исследуемых городов занял город Москва, несмотря на то, что в столице сохраняется сложная транспортная ситуация. Место Москвы на первом месте в рейтинге можно объяснить наличием широкой сети метрополитена. На втором месте в рейтинге оказался город Казань, жители которого, в целом, удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Следующие места в рейтинге, с большим отставанием от Москвы и Казани, заняли Белгород, Пермь и Владимир. Следовательно, наивысшая эффективность управления общественным транспортом присутствует в городах Москва и Казань, а наименьшая из исследуемых городов - во Владимире.
В качестве совершенствования системы управления общественным транспортом в городах Москва, Казань, Пермь, Владимир и Белгород на основании передового российского и зарубежного опыта можно предложить следующие рекомендации:
1) Необходимо проводить такую муниципальную политику, как в городах Париже, Афинах, Мехико, где она направлена на сокращение использования личного автотранспорта в пределах города. Эта политика проявляется в местных налогах и сборах, в ограничении парковок для иногородних машин, ограничении движения автотранспорта в центре, поощрение велотранспорта, создание инфраструктуры для него, а главное развитие сети комфортного общественного транспорта.
2) Перспективным направлением представляется информатизации сферы общественного транспорта, по примеру городов Германия. В городах Москве и Казани целесообразно внедрить гибкую систему продажи билетов, которая бы предлагала различные варианты однократных и сезонных билетов, совмещенных рейсов, индивидуальных и групповых билетов и т.д.
3) Для построения сбалансированной транспортной системы необходимо, прежде всего, разделить транспортное пространство между общественным транспортом и автомобильным транспортом для обеспечения реального приоритета транспорта общего пользования.
4) Необходимо сбалансировать бюджетные инвестиции между инфраструктурой для автомобильного транспорта, метрополитена и наземного транспорта с учетом более высокой эффективности и более быстрой отдачи последних.
5) Следует интегрировать разные виды рельсового транспорта в единую систему общественного транспорта для реализации больших объемов перевозок повышенной дальности в связи с активной застройкой пригородных зон высотными домами с большой плотностью.
Таким образом, можно отметить, что поставленные цели исследования достигнуты, все задачи исследования выполнены
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) //«КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 6.07.2016) // «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // « Консультант Плюс».
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. // « Консультант Плюс».
5. Постановление Правительства Москвы от 30.03.1999 № 239 «О проекте закона города Москвы “О городском пассажирском транспорте”» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.» (в ред. постановления Правительства Москвы от 02.08.2013 N 509-1111) //«КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 440-пп «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 гг.».
8. Андреев К.П. Совершенствование транспортного обслуживания населения / К.П. Андреев // Транспортное дело России. 2017. № 3 С. 7-9.
9. Андреев А.В. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
10. Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2015. - 230 с.
11. Белокрылова О.С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
12. Ваксман, С.А. Транспортные системы городов: терминологический словарь / С.А. Ваксман, И.Н. Пугачев, Ю.И. Куликов. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. 151 с.
13. Вельможин, A. B. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Монография / A. B. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. Волгоград: ВГТУ, 2000. 304 с.
14. Вучик, Р.В. Транспорт в городах, удобных для жизни / Вукан Р. Вучик. М. : Изд-во «Территория будущего», 2011. 576 с.
15. Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2016. - 304с.
16. Гукетлев Ю.Х. Регионализация как формирование территориальных транспортных систем // Новые технологии. 2012. Вып. 1. С. 92-95.
17. Жукова И.В. Российский и зарубежный опыт реализации политики в сфере общественного транспорта крупных мегаполисов/ И.В. Жукова, М.Е. Михайлов // Научный журнал «Муниципалитет». 2014. № 3 (8). С. 79-84.
18. Зырянов, В. В. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении: Монография / В. В. Зырьянов, В. Г. Кочерга, В. И. Коноплянко. Ростов н/Д : РГСУ, 2001. 107 с.
19. Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев. - М. : Транспорт, 2001. 247 с.
20. Коноплянко, В. И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник / В. И. Коноплянко. М. : Высшая школа, 2007. 384 с.
21. Меньшикова В.И. Государственное регулирование транспортного комплекса / В.И. Меньшикова, Загуменнов Н.Р. // Вестник ТГУ, выпуск 4 (144), 2015. С. 46-51.
22. Меркулов Ю.А. Системная диагностика городской транспортной системы как инструмент управления ее развитием // «Транспортно-
логистические комплексы: актуальные проблемы функционирования»:
Материалы международной научно-практической конференции 23 мая 2013 г. Рязань, Рязанский филиал МИИТ, 2013. С. 49-53.
23. Меров Ю. М. Городской пассажирский транспорт в условиях государственного регулирования и действия рыночных механизмов: на примере Московского мегаполиса: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Меров Юрий Магомедович; [Место защиты: Гос. ун-т упр.]. Москва, 2009. 197 с.: ил. РГБ ОД, 61:09-8/1810.
24. Миротин, Л. Б. Транспортная логистика: Учебник / Л. Б. Миротин. М. : Экзамен, 2002. 145с.
25. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник для вузов/ Ю. М. Неруш. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 495 с.
26. Перепелюк А. В., Бондаренко В. О., Мироненко Л. А.. Экономика промышленного транспорта: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2015.336с.
27. Проблемы организации и управления транспортным комплексом города Майкопа и пути их решения / Ахунова И.Б. [и др.] // В мире научных открытий. 2014. №4(52). С. 240-248.
28. Пронина Е.В. Совершенствование процесса функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками. СГУТ им. Гагарина Ю.А. Саратов, 2015. 230 с.
29. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 463 с.
30. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 463 с.
31. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 527 с.
32. Стрельникова Т.Д., Корякина Т.В., Осипова И.В. Экономика городского хозяйства: Учебное пособие для академического бакалавриата. Воронеж: ООО «Издательство Ритм»,. 2017. С. 103.
33. Терентьев, В.В. Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения / В.В. Терентьев // Надежность и качество сложных систем. Пенза, 2017. № 2 (18). С. 90-94.
34. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
35. Харитошкин Н. Управление общественным транспортом в городе Казани / Н.Харитошкин // Автомобильный транспорт. 2015. № 9. С. 10-13.
36. Эльдарханов, Х. Ю. Транспортно-логистический менеджмент / Х. Ю. Эльдарханов, Т. И. Дубинина. М. : Вузовская книга, 2011. 340 с.
37. Эльдарханов, Х. Ю. Применение концептуальных положений логистики в управлении потоками городского автомобильного транспорта // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 4. С. 61-63.
38. Эльдарханов, Х. Ю. Логистическое управление транспортной системой на основе государственных и рыночных механизмов // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-3. С. 140-143.
39. Беев А.П., Волкова С.В., Меркулов Ю.А. Развитие городской
транспортной инфраструктуры на основе комплексного подхода // Электронный журнал NovaInfo.ru - 2015 г. - № 36 URL:
https://novainfo.ru/article/4469 (дата обращения: 25.03.2018).
40. Братановский С.Н. Правовое регулирование муниципального транспорта в Российской Федерации. Монография/ С.Н. Братановский, О.С. Горбачев.Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. 171 с.
41. Горелова А. Д., Кушнерова О. Н. Муниципальное управление объектами транспортного комплекса http://pnu.edu.ru/media/ejournal/artides- 2017/TGU_8_266.pdf.
42. Дворникова Е. Е. Обслуживание населения пассажирским
транспортом // Молодой ученый. 2017. №14. С. 347-350. URL
https://moluch.ru/archive/148/41517/ (дата обращения: 07.05.2018).
43. Иностранный опыт организации транспортного обслуживания
населения // Интернет журнал «Скарабей плюс». URL:
^Нр:/^сагр1ш.га/иноетранный-опыт-организации-трансп/ (дата обращения: 28.03.2018) .
44. Зарубежный опыт организации рынка перевозок пассажиров автомобильным транспортом. // МЕЖРЕГИОНАВТОТРАНС. URL: http://www.mrtrans.ru/analitika/ (дата обращения: 28.03.2018).
45. Официальный сайт Комитета по транспорту г. Казани
[Электронный ресурс]. URL: http://www.kzn.ru/old/page131.htm/(дата
обращения: 25.03.2018).
46. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.moluch.ru/archive/35/3976/ (Дата обращения 03.04.2018).
47. Проезд в миллионниках: дорожный коллапс в Новосибирске,
трамвайный кризис в Уфе и дорогой проездной в Казани [Электронный ресурс]. URL: http://www.muet-ufa.ru/news/novosti-otrasli/proezd-v-
millionnikakh-dorozhnyy-kollaps-v-novosibirske-tramvaynyy-krizis-v-ufe-i- dorogoy-proezdnoy-/ (дата обращения: 11.05.2018).
48. Транспортный сайт города Казани [Электронный ресурс]. URL: http://kazantransport.ru/news/1109/ (дата обращения: 25.03.2018).
49. Bergougnoux, P Geographic information systems and intelligent transportation systems / P. Bergougnoux // Geoinformatica. 2000. Vol.4. №2. P.123 - 125.
50. Starry, С The emerging in - vehicle intelligent transportation systems market / C. Starry // Business economics. 2001. Vol.36. №2. P.49.