Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методические проблемы формирования
экологической культуры учащихся 11
1.1 Анализ состояния проблемы формирования экологической культуры школьников 11
1.2 Педагогический подход к содержанию и технологии формирования
экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях 34
1.3 Особенности формирования экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 56
ГЛАВА II. Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.1 Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.2 Педагогические условия деятельности учебно-производственного
комбината по формированию экологической культуры 98
2.3 Результативность опытно-экспериментальной работы по
формированию экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 118
Заключение 136
Библиографический список литературы
В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других. Важную роль в формировании экологической культуры может сыграть учебно¬производственный комбинат, который является учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников. Во-первых, политехнический характер базового компонента образования в условиях учебно-производственного комбината (УПК) направлен на ознакомление школьников с основами современного производства, используя новейшие достижении науки и техники и нацелен на освоение учащимися трудовых приемов и операций, формирование умений и опыта самостоятельного и коллективного творческого труда, связанного с созданием материальных ценностей. Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в УПК позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины
Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого¬педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.
Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям учебно-производственного комбината она рассматривается недостаточно, а потенциал такого учебного заведения в указанной работе практически не учитывается. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического образования в условиях учебно-производственного комбината позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:
- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;
- между объективным наличием воспитательного потенциала в учебно-производственном комбинате, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных технологий реализации этого потенциала;
- между потребностью в изменении подходов и технологий формирования экологической культуры в условиях УПК и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.
В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в учебно-производственном комбинате? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате.
Объект исследования: экологическая культура школьников,обучающихся в учебно-производственном комбинате.
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно, если:
- содержание и организация деятельности учебно-производственного комбината направлены на формирование экологической культуры путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;
- процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;
- педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы
- в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях УПК активно включаются семьи учащихся.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории и практике деятельности учебно-производственного комбината.
2. Выявить образовательные и воспитательные возможности учебно-производственного комбината в формировании экологической культуры школьников.
3. Определить и научно обосновать оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры учащихся в учебно-производственном комбинате.
Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; философские и психологические представления о формировании компонентов культуры как процессе, осуществляемом в совместной деятельности и общении; современные концепции экологического образования, определяющие его содержание, организационные формы и методы образовательного процесса; идеи педагогической интеграции, гуманизации образования и управления образовательными системами.
Теоретической основой исследования являются: фундаментальные труды, направленные на решение проблем развития образовательных систем Л.И.Божович, В.Н.Гуров, А.В.Мудрик, Ю.Л.Хотунцев и др.), а также раскрывающие сущность педагогического знания, философии образования (Б.С.Гершунский, В.Д.Грачев, В.И.Каширин, Д.С.Лихачев, В.С.Степин, А.Я.Флиер, В.А.Шаповалов и др.); учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, Г.Селевко, М.И.Шилова и др.); современные исследования в области экологического образования (Л.П.Буева, Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и др.); положения о сущности экологической культуры, ее ведущих признаках и путях формирования, которые раскрываются в трудах ученых-педагогов И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельковского, Б.Г.Иоганзен, Н.Н.Моисеева и др.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические методы: теоретический анализ и синтез (моделирование, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный); обобщение опыта;
- эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное,самонаблюдение); опрос (очный, заочный); тестирование; эксперимент (констатирующий, формирующий); контент-анализ (изучение документации и результатов деятельности учащихся и преподавателей учебно¬производственного комбината);
- статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся учебно-производственный комбинат Курсавского регионального колледжа «Интеграл» в с. Курсавка Андроповского района Ставропольского края. В исследовании принимали участие 96 родителей, 16 преподавателей и 736 школьников 7-11 классов учебно-производственного комбината из 9 общеобразовательных школ Андроповского района.
На первом этапе - поисково-теоретическом (1998 г.) - изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая литература, изучался передовой педагогический опыт различных регионов страны, в том числе и Ставропольского края по проблеме исследования. Целью данного этапа являлось изучение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление возможностей её реализации в учебно-производственном комбинате. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе - экспериментальном (1999-2002 гг.) - была развернута широкая опытно-экспериментальная работа, систематизировались и оформлялись полученные данные, анализировались результаты и предварительные выводы.
На третьем этапе - обобщающем (2003 г.) - происходило обобщение и анализ материалов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования и их оформление в форме диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена специфика формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината; дана структурно-функциональная характеристика деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении толкования понятия «экологическая культура», теоретическом обобщении эмпирического материала об инновациях в решении этой проблемы, определении и научном обосновании организационных и содержательных условий формирования экологической культуры в учебно-производственном комбинате.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры школьников путем наиболее полного использования его образовательных и воспитательных возможностей, на основе чего были разработаны модули ряда традиционных дисциплин, направленные на изучение вопросов экологии и способствующие формированию экологической культуры, а так же спецкурс «Производство и окружающая среда» (11 кл.).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности формирования экологической культуры школьников в условиях учебно¬производственного комбината.
Положения, выносимые на защиту.
1. Уточнение понятия «экологическая культура» как составного компонента начального профессионального образования, который ориентирует школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств не только в настоящий момент, но и в будущей профессиональной деятельности.
2. Учебно-производственный комбинат является одним из социокультурных институтов, в рамках которого возможно эффективное формирование экологической культуры школьников.
3. Организационные и содержательные условия формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате:
- процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;
- педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы обучения (ролевые игры, эксперименты, профессиональные пробы, работы в условиях реального производства товаров и услуг и др.) при учете таких педагогических принципов, как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личная ориентация, свобода выбора;
- в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях УПК активно включаются семьи учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационной работы обсуждались на конференциях различного уровня: региональной (Ставрополь, 2001; Лермонтов, 2003; Невинномысск, 2003), университетской (Ставрополь, 2003).
Результаты исследования внедрены в практику деятельности учебно-производственного комбината ГОУ СПО Курсавского регионального колледжа «Интеграл» с. Курсавка Ставропольского края, учебно-производственного комбината ГОУ СПО Георгиевского регионального колледжа «Интеграл» г. Георгиевск Ставропольского края, ГОУ НПО Светлоградского учебно-производственного центра г. Светлоград Ставропольского края.
В силу этих причин мы проводили опытно- экспериментальную работу в несколько этапов на протяжении ряда лет. На первом этапе были отобраны необходимые методики, усвоена процедура их применения, формы хранения и анализа полученных результатов. В учебно-производственном комбинате была выделена группа инициативных преподавателей и мастеров производственного обучения, заданы цели-ориентиры и определен конкретный объем работы для каждого участника эксперимента. Проведение проблемных теоретических семинаров и практикумов позволило вооружить педагогов необходимыми методическими рекомендациями.
Анализ на основе единых критериев проявления экологической культуры школьников, их положительных поступков и отклонений от норм поведения, результатов учебного и общественно-полезного труда показал,что поведение по отношению к окружающей среде приобрело устойчивый положительный характер и относительно высокую степень самореализации. Экологическая культура в экспериментальной группе после проведения эксперимента возросла в три раза по сравнению с исходными данными, что свидетельствует в пользу предлагаемых нами условий формирования экологической культуры, в основе которых лежит деятельность школьников в условиях учебно- производственного комбината.
Анализ проведенной нами исследовательской работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината обуславливается четкостью
определения места экологической культуры в системе образования как составного компонента начального профессионального образования, ориентирующего школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств, а также ее пониманием в качестве части общечеловеческой культуры, определяющей характер взаимоотношений в системе «человек - окружающая среда» в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей и выражающей степень ответственности человека за состояние природы и использование природных ресурсов.
2. Учебно-производственный комбинат, являющийся учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников, реально обладает значительным педагогическим потенциалом для формирования экологической культуры благодаря политехническому характеру базового компонента образования, а также специфике организации и содержания образовательного процесса, позволяющей осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе через интеграцию учебных дисциплин или создание специальных учебных предметов.
3. Предложенные нами организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в условиях учебно¬производственного комбината положительно сказывается как на уровне экологической культуры. Разработанные нами методические рекомендации по формированию экологической культуры позволяют устранить негативные элементы во взаимоотношениях школьников и окружающей среды.
4. Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината должно быть систематическим и последовательным, иметь четкий алгоритм действий в соответствии с поставленными целями и задачами.
5. Эмоциональная окраска и творческое отношение к организации благоприятно сказывается на всех этапах формирования экологической культуры. Использование в педагогических целях оценки не только дидактической, но и личностной (воспитанности, культуры личности, ее ума, морали, волевых качеств и способностей) стимулирует школьников к сознательным и активным действиям по охране и восстановлению окружающей среды. В процессе формирования экологической культуры предпочтение должно отдаваться наглядности, практической деятельности школьников в области проведения мониторинга окружающей среды (наблюдения, опыты, экскурсии).
6. Применение проблемного подхода позволяет значительно оптимизировать процесс формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината. Учитывая различия в исходном уровне экологической культуры школьников, одним из обязательных условий должен быть дифференцированный подход в обучении и воспитании.
Полученные нами результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования процесса формирования экологической культуры школьников, что является актуальной проблемой
Дальнейшая работа по решению проблемы формирования экологической культуры нам видится в двух направлениях: научном, что предполагает углубление и детализацию различных аспектов формирования экологической культуры школьников как в условиях учебно¬производственного комбината, так и других учреждений начального профессионального образования; практическом, который заключается в создании сети экспериментальных площадок по отработке предложенных нами организационных и содержательных условий формирования экологической культуры и дальнейшем их совершенствовании.
Агаджанян Н., Руженков В., Руженкова И. Цивилизация и здоровье. - Ставрополь, 1990.- 93с .
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. А.И.Каирова, О.С.Богдановой.- М.:Просвещение, 1979.- 318с.
3. Актуальные вопросы теории и практики сознательного отношения школьников к труду: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред.кол. А.П.Сидельковский и др.- Ставрополь: СГПИ, 1983.- 154с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996.- 496с.
5. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания
/ Избранные психологические труды. Т .2.- М ., 1980.- 266с .
6. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный
профиль России // Педагогика.- 2002.- №6.- С.20-29.
7. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя //Школа и производство.- 2001.- №8.- С.2-7.
8. Архив К.Д.Ушинского: В 4т.Т.1.- М.:Изд-во акад.пед.наук
РСФСР, 1959.- 479с.
9. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика.- 2002.- №8.- С.8-13.
10. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников.- М.: Педагогика, 1976.- 192с.
11. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях.- М.: Знание, 1985.- 80с.
12. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы.- М.: Педагогика, 1986.- 175с.
13. Б.С.Э. / Гл.ред. А.М.Прохоров. Т.8.- М.:«Советская энциклопедия», 1972. - 592с.
14. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии.- 1984.- №1.- С.51-57.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы.- М.: Просвещение, 1982.- 192с.
16. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология.- Ростов-на-Дону,1999. - 416с.
17. Беккер И.Л. Проблемы гуманизации образования и экологическая культура // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №4.- С.14.
18. Белинский В. Г. Собрание сочинений. Т.9 / Редкол. Н.К.Гей и др.- М.:Худож. Литература, 1982.- 863с.
19. Белов П.Н. Антропогенной загрязнение природной среды и оценка его уровня методом математического моделирования // Вест. Моск. ун-та. Сер.5, География.- 1990.- №5.- С.16-24.
20. Беловский В.С. Проблема содержания экологического образования: от парадигмы потребления к парадигме созидания // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. - Минск, 1992.
21. Беляев В.И. Принцип природосообразности и
культуросообразности в социально-педагогической деятельности // Вестник экологического образования в России.- 2001.- №4.- С.17-19.
22. Беляков В.Б., Гусева Н.А., Гусев А.А. Международная школа- семинар «Биоиндикация и биомониторинг» [Курск, 1988] // Изв. АН СССР. Сер.геогр.- 1989.- №2.- С.127.
23. Бердышев А.В. Технология в школе: предметно¬функциональный подход // Школа и производство.- 2002.- №2.- С.7-11.
24. Бердяев Н.А. Русская идея / О России и русской философской культуре: Философы послеоктябрьского зарубежья.- М.: Наука, 1990.-528с.
25. Березина В.А., Баранников А.В. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении // Воспитание школьников.- 2002.- №7.- С.2-6.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.:Педагогика, 1989.- 192с.
27. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 143с.
28. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем.- М., 1987.- 143с.
29. Бодина Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя // Воспитание школьников. - 2002. - №1. - С.9-13.
30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.:Просвещение, 1968.- 464с.
31. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников.- Ростов-на-Дону, 1976.
32. Бочкарева Т.В., Фриденберг Э.О. Экологическое образование и воспитание: [По материалам Междунар. конгр. ЮНЕП / ЮНЕСКО, Москва, 1987] // Изв. АН СССР.Сер.геогр.- 1988.- №3.- С.141-142.
33. Бэкхест Дж. Культура, нормативность и жизнь // Вопросы философии.-1999.- №9.
34. Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения.- Л ., 1981.
35. Вересов Н.Н. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии.- 2000.- №12.- С.75-87.
36. Вересов Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале эксперим. Учебной программы по основам экологии для детей 6 лет): Дисс.канд.пед.наук. - М., 1991.-181с.
37. Вестник экологического образования в России.- 2000.- №2.- С.6
38. Винокурова Н.Ф. Формирование экологических знаний школьников и студентов на основе интегрального подхода // Загрязнения окружающей среды: проблемы токсикологии и эпидемиологии. - Пермь, 1993.
39. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб.статей / Ред.кол. М.Г.Хитарян и др. Вып 2.- Вологда, 1975.- 174с.
40. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб.статей / Ред.кол. М.Г.Хитарян и др. Вып 3.- Вологда, 1976.- 147с.
41. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб.статей / Ред.кол. М.Г.Хитарян и др. Вып 4.- Вологда, 1977.- 164с.
42. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т.Н.Мальковской.- М.: Просвещение, 1986.- 190с.
43. Воспитание школьников в труде / Под ред. А.А.Шибанова.- М.: Педагогика, 1976.- 104с.
44. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности.- М.: Просвещение, 1983.- 207с.
45. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Под ред. А.М.Матюшкина.-М.:Педагогика, 1983.- Т.3.- 367с.
46. Галкин Ю.Ю., АнохинА.М., ОсипенкоВ.П. Общее и экологическое образование // Вестник экологического образования в России.- 1998.- №3-4.- С.3-4.
47. Гамбург Д.Ю. Экология: восхождение к разуму // Химия в школе.-1995.- №3.- С.5-9.
50. Гербильский Л. О необходимости разработки международных стандартов экологического образования и экологической осведомленности населения // Вестник экологического образования в России.- 2001.- №4.- С.19.
51. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно¬целевых приоритетов образования // Педагогика.- 2002.- №7.- С.3-12.
52. Глазачев С.Н. Пробуждение экологического сознания // Вестник экологического образования в России.- 1998.- №2.- С.5.
53. Годзевич Б.Л. Концепция системно-экологического природопользования // Вест. Ставроп.ун-та.- 1999.- Вып.19.- С.8-17.
54. Головкин А.Н. Как и почему возникла Красная книга // Биология в школе.- 1989.- №4.- С.16-18.
55. Горшков А. К. Здоровье как проблема экологического образования // Вестник экологического образования в России.- 1997.- №3.- С.12.
56. Горький М. Сочинения. Т.24.- М.: Наука, 1975.- 591с.
57. Грачев В.Д. Философия ума.- Ставрополь, 1999.- 108с.
58. Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях.- Ставрополь, 1998.- 272с.
59. Губарева Л.И. Экологический стресс. Монография.- СПб: Изд-во «Лань», Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.- 448с.
60. Гуров В.Н. Социальная работа школы с
семьей.Монография.- Москва-Ставрополь, 2001.- 155с.
61. Гуров В.Н., Степанов С.В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учеб. пособие.- Ставрополь, 2001.- 120с.
62. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика.- 2002.- №10.- С.51-56.
63. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание детей о подростков в России на рубеже столетий // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №2.- С.12.
64. ДежниковаН.С., Цветкова И.В. Экология и культура. Методика воспитания младших школьников. - М., 1995.- 46с.
65. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вербум-М, 2001.- 48с.
66. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере.- М.:Агропромиздат, 1988.- 239с.
67. Дорст Ж. До того, как умрет природа.- М.: Прогресс, 1968.¬415с.
68. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии.- Москва, 1996.- 192с.
69. Ермаков Ю.Г., Кондратьева Т.И. Новое направление природоохранной политики США // Вест. Моск.ун-та. Сер.5, геогр.- 1991.- №1.- С.77-82.
70. Железнов Ю.Д. О значении развивающей педагогики в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России.- 1998.- №3-4.- С.1-2.
71. Жукова Л.П. К вопросу об экологическом воспитании учащейся молодежи // Современные проблемы охраны окружающей среды.- Новосибирск, 1990.
72. Загвязинский В.И, Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика.-2002.- №9.- С.3-10.
73. Зайцев Г.А. Природосберегающие технологии в комплексных экологических программах // Вест. Моск.ун-та. Сер.5, геогр.- 1992.- №5.- С.5-21.
74. Зайцев Г.А. Технико-экономические показатели
природосберегающей технологии // Вест. Моск.ун-та. Сер.5, геогр.- 1994.- №3.- С.48-54.
75. Зарецкая И.И. Искусство диалога в деловых переговорах // Школа и производство.- 2001.- №8.- С.7-11.
76. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования и пути его реализации в общеобразовательной школе // ЭО и ЭВ в СССР: Тез. докл. на Междунар. конгрессе по образованию и подготовке кадров в области окружающей среды.- М., 1987.- С.12-14.
77. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. - М.: Знание, 1980.- 96с.
78. Зубаков В.А. Экологический кризис и будущее человечества // Изв. Всесоюз.геогр.об-ва.-1990.- Т.122, вып.2.- С.143¬153.
79. Зятева Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания // Педагогика.- 2002.- №7.- С.32-40.
80. Ивановский В.А. География Ставропольского края: Учебное пособие.- Ставрополь, 1997.- 116с.
81. Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии / Диалектика-теория познания.- М.,1964.- С.42.
82. Ильенков Э.В. Диалектическая логика.- М.: Политиздат, 1974.- 271с.
83. Иоганзен Б.Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе.- М, 1979.
84. Какрако П.С. О месте экологического образования в системе высшей школы / Актуальные проблемы экологического образования и воспитания.- Минск, 1992.
85. Кальней В.А., Капралова В.С., Поляков В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения.- М.: Просвещение, 1987.-191с.
86. Каплин П.А. Проблемы управления природными процессами: Совещание экспертов НАТО[Испания, март 1989] // Вест. Моск.ун-та.- Сер.5, География.- 1990.- №1.- С.73-78.
87. Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Орг.-управлен. Аспект.- М.: Педагогика, 1984.- 184с.
88. Картомышева Н.В., Рычков А.К. Проблемы экологического образования // Философские и экологические проблемы.- М., 1990.
89. Каширин В.И. Метарефлексия и метаобразование / Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 163с.
90. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Шестой симпозиум. Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России.- М., 1997.- Кн.2.- Ч.1.- С.15.
91. Китинг М. Встреча на высшем уровне. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. - Женева,1993; Коптюрг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию / Рио-де-Жанейро; июнь 1992г.: Информационный обзор.- Новосибирск, 1992.
92. Козлов Ю.П. Новая модель экологического образования в Российском университете дружбы народов // Экология и жизнь.- 1999.- №2.- С.25-28.
93. Колбасов О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию [Рио-де-Жанейро, 1992] // Изв. Рос. АН. Сер.геогр.- 1992.- №6.- С.47-54.
94. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» (Отв. ред. проф.В.И.Шкатулла.- М.: Юрист, 1988.- 558с.
95. Комплексный подход к воспитанию школьников: Сб.статей / Сост. Л ..Филатова, Т . В . Сорокина; Под ред. Л . К . Балясной.- М.: Просвещение, 1982.- 208с.
96. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры.- М., 1997.
97. Конева И.В. Экологическое образование и воспитание (тенденции развития) // География и природные ресурсы.- 1998.- №3.- С.141-144.
98. Контроль качества трудового обучения: Метод. рекомендации.- Ставрополь, 1987.- 29с.
99. Коробейникова Л.А., Дуганова Н.В. Экологический мониторинг в школе // Вестник экологического образования в России.- 1999.- №3.- С.16.
100. Костин А.К., Чапоргина Н.А. Инновационная деятельность в образовании: стратегия и практика // Педагогическое образование и наука.- 2002.- №3.- С.33-35.
101. Коханова Л.А. Истоки принципа природосообразности // Вестник высшей школы.- 1987.- №2.- С.78-81.
102. Кочуров Б.И., Розанов Л.Л., Назаревский Н.В. Принципы и критерии определения территории экологического бедствия // Изв. Рос. АН. Сер.геогр.- 1993.- №5.- С.67-76.
103. Крапп Г. Маркс и Энгельс о соединении обучения с производительным трудом и политехническом образовании / Пер. с нем. Н.Б.Тер-Акопяна.- М.: Просвещение, 1964.- 259с.
104. Крикунова Т.К. Практическая педагогика.- М., 1999.- 152с.
105. Крючков А.Ф. Общественно-полезный производительный труд.- М.: Просвещение, 1984.- 192с.
106. Крючков В.В. В пропасть. По секрету: [Проблемы
экологической стратегии страны] // Свет. Природа и человек.- 1990.- №10.- С.40-41.
107. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог - ребенок - родители» // Педагогика.- 2002.- №9.- С.27-32.
108. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука - мозг» или о забытых аспектах трудового воспитания // Воспитание школьников.- 2002.- №2.- С.14-17.
109. Кузнецова Л. У истоков представлений о воспитательном идеале // Воспитание школьников.- 2002.- №1.- С.63-65.
110. Культурология. ХХвек: Словарь.- СПб, 1997.- 630с.
111. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика.- 2002.- №6.- С.44-49.
112. Кухарев Н.В. Эффективность обучения и воспитания: Наблюдение, опыт, размышления.- Минск: Изд-во БГУ, 1979.- 215с.
113. Кухаренко Е.М. Ценностные ориентации в структуре экологического образования / Актуальные проблемы экологического образования и воспитания.- Минск, 1992.
114. Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах // Педагогика.- 2002.- №8.- С.13-23.
115. Лаптев И.Д. Мир людей в мире природы.- М.: Мол. гвардия, 1978.- 287с.
116. Латышев В.А. О культуре экологии и экологии культуры // Вестник экологического образования в России.- 1998.- №2.- С.28.
117. Лебедев О., Шабельник М. Духовный и интеллектуальный потенциалы.- Москва,2001.
118. Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы.- М.: Высш. школа, 1991.- 223с.
производственного обучения подростков.- М.: Медицина, 1980.- 191с.
122. Лернер И.Я. Проблемное обучение / Знание. Педагогика и психология.-1974.- №7.
123. Лиллеорг И.М. О целесообразности изучения объекта экологического воспитания / Экологическое образование и воспитание: Тез. докл. Всесоюз. конф. 11-13 мая 1987, АН ЭССР.- Таллин, 1987.- С.44.
124. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.- 1993.- №2.- С.19-23.
125. Лихачев Д.С. Раздумья о России.- СПб: Логос, 1999.- 661с.
126. Лихолетов В.В. Свернутая модель законов развития систем // Педагогика.- 2002.- №6.- С.35-40.
127. Лобейко Ю.А., Саховский А.М. Обучение и воспитание учащихся 2-10 классов в систематическом производительном труде.- Ставрополь: СГПИ, 1987.- 87с.
128. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.-524с.
129. Лупандин В. Этика выживания: О необходимости возвращения к общечеловеческим ценностям при научной оценке экологической обстановки // Наука и жизнь.- 1990.- №4.- С.20-24.
130. Лында А.С. Методика трудового обучения: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1977.- 232с.
131. Макаренко А.С. Сочинения. Т.5. / Под ред. А.И.Каирова и др.- М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1958.- 588с.
132. Манаенкова О. А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода // Наука и школа.- 2002.- №4.- С.49-54.
133. Марев И. С. Методологические основы дидактики: пер. с болг. / Предисл. И.Я.Лернера.- М.: Педагогика, 1987.- 221с.
134. Маркс К. Критика политической экономии. Т.2. Кн.2. Процесс обращения капитала / Издан под ред. Ф.Энгельса.- М.:Политиздат,1986.- 650с.
135. Маркс К. Критика политической экономии. Т.3. Кн.3. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч.2. / Издан под ред. Ф.Энгельса.- М.: Политиздат, 1986.- 508с.
136. Маркс К., Энгельс Ф. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам / Соч.2-е изд.- Т.13.- М., 1961.- С.195-204.
137. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.20.- М., 1961.- 827с.
138. Мартынова Н.М. Концепция эколого-политологического образования Пензенского филиала МНЕПУ // Вестник экологического образования в России.- 2001.- №2.- С.15-16.
139. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер.с англ. Татлыбаевой А.М.- СПб.: Евразия, 1999.- 478с.
140. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.:Педагогика, 1972.- 208с.
141. Медведев В.Т., Шитов Н.Ф., Маслова Т.Н. Современные информационные технологии в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России.- 1997.- №4.- С.4.
142. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения (обслуживающий труд): Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1985.- 224с.
143. Методика воспитательной работы / Под. ред. функционирующих на правах его структурных подразделений).- Ставрополь, 1987.- 102с.
146. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее перспективы и реальность // Вопросы философии.- 1999.- №8.- С.115-116.
147. Моисеев Н.Н. Проблема соответствия действий человека общим законам развития биосферы // Вестник экологического образования в России.- 2002.- №1.- С.3-5.
148. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Мол. гвардия, 1990.- 351с.
149. Морони А. Междисциплинарный подход к проблемам экологического образования // Перспективы.- 1992.- №1-2.- С.188-200.
150. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников.- М., 1981.¬176 с.
151. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Вестник экологического образования в России (приложение).- 2000.- №1.- С.1-20.
152. Нейфах А. Почему мы такие? // Знамя.- 1995.- №8.
153. Николаев Г. Природа, производство и будущее: Перемены в современной технологии обещают гармонию хозяйственной деятельности людей и окружающей среды // Наука и жизнь.- 1993.- №10.- С.2-8.
154. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства.- Пермь,1992.- 214с.
155. Олдак П.Г. Колокол тревоги.- М.: Политиздат, 1990.- 196с.
156. Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика.- 2002.- №10.- С.57-64.
157. Основы воспитательной системы: Профессионально-деятельностный практикум / Сост. С.В.Бобрышов, Н.Г.Сикорская, И.В.Бурцева.- Ставрополь, 1996.- 90с.
158. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по технологии / Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко.- М.: Дрофа, 2000.¬256с.
159. Парадигмы глобальной экологии: Сообщ. // Изв. Рус. Геогр.об-ва.- 1994.- Т.126, вып.1.- С.10-18.
160. Пашков А.Г. Педагогика производительного труда.- М.: Знание, 1987.- 74с.
161. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. О.В.Захаровой.- М.:Прогресс , 1987.- 312с.
162. Письменная Е.Е. Развитие экологической ответственности старшеклассников в условиях реализации регионального компонента базисного учебного плана: Автореф. Дисс. канд.пед.наук.- М., 1999.-25с.
163. Письменная Е.Е. Экологическое воспитание как средство развития разумных потребностей / Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 156с.
164. Погребняк Л.П. Современные проблемы управления функционированием образовательного учреждения / Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов.- Ставрополь, 2001.- С.119-121.
165. Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии.- 1999.- №8.- С.119-121.
166. Политехническое образование и всестороннее развитие школьников / Под ред. П.Р.Атутова.- М.: Педагогика, 1984.- 127с.
167. Полянский И.И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1968.- 243с.
168. Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система, развитие в курсе биологии. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1979.- 87с.
169. Попов Л.В. Вопросы экологического образования при подготовке специалистов с дополнительной квалификацией «преподаватель» // Вестник экологического образования в России.- 1999.- №2.- С.4.
170. Попова А. Экологическое воспитание учащихся // Воспитание школьников.- 2002.- №8.- С.30-31.
171. Попова Л.В. Взаимосвязь школьного и вузовского экологического образования // Вестник экологического образования в России.- 1997.- №4.- С.5.
172. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации.- М.: Педагогика, 1983.- 144с.
173. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе: Тез. докл. Всесоюзн. конф. / Отв. ред. Н.Д.Зверев, Ф.М.Эйсен.- Таллин: ИМИ педагогики, 1980.- Ч.1.- 224с.; Ч.2.- 155с.
174. Программы общеобразовательных учреждений. Технология 1-11кл. / Под ред. В.Д. Симоненко.- Н.Новгород, 1998.- 240с.
175. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие.- М.: «Академия», 2003.¬480с.
176. Реймерс Н. Мифы и утопии в экологии // Наука и жизнь.- 1988.- №7.- С.39-42.
177. Реймерс Н. Наступило время Всемирной академии экологии // Биология в школе.- 1989.- №3.- С.10-12.
178. Розанов Л.Л. Технологический фактор геотехноморфогенеза // Изв. Рос.АН. Сер.геогр.- 1992.- №4.- С.53-64.
179. Романенко Т.П. Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях «отрытой» школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2001.- 25с.
180. Рябчиков А.М. Тревожные антропогенные изменения природной среды (глобальный обзор) // Вест. Моск.ун-та.- Сер.5, География.- 1990.- №2.- С.3-14.
181. Савельев А.Я. Технология и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России.- 1994.- №2.- С.29-37.
182. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я.Пилиповского.- М.: Прогресс, 1989.- 200с.
183. Седых Н.В. Школьная библиотека: роль в экологическом образовании и воспитании // Вестник экологического образования в России.- 2000.-№2.- С.7.
184. Селевко Г., Журавлев В. Технология саморазвития
личности школьника // Воспитание школьников.- 2002.- №4.- С.9-18.
185. Селевко Г., Журавлев В. Технология саморазвития
личности школьника // Воспитание школьников.- 2002.- №5.- С.9-19.
186. Сидельковский А.П. Человек и природа: Формирование отношений.- Ставрополь: Ставропольский госпединститут, 1975.- 224с.
187. Симонов В.П., Иванова Т.П., Николаева В.С. Главное условие качества преподавания - это качество преподавателя // Стандарты и качество.-1995.- №6.- С.54-59.
188. Симонова Н. А., Труханова О. П. Современные подходы к образовательно-воспитательной системе и формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся в процессе обучения и воспитания / Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде. Вып.8:Материалы 48 научно-методической конференции СГУ «Университетская наука- региону» / Общ. ред. В.Н.Гурова, А.Е.Шабалдаса, В.Ф.Вишняковой. - Ставрополь: СКИПКРО, 2003.- 116с.
191. Смирнова Е.В. Социально-педагогические аспекты
благотворительной деятельности в Ставропольской губернии конца 19 - начала 20 вв.: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2002.- 17с.
192. Смятских А.А. Некоторые аспекты гуманизации начального профессионального образования // Профессиональное образование.-1999.- №4.- С.24-25.
193. Соловьев С.С. Тенденции развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Автореф. Дисс.канд.пед.наук.- М., 1987.- 25с.
194. Стариков Ю.А. Экологическое образование // Человек в биосфере. - М., 1998.
195. Степанов Е. Воспитание в начале ХХ1 века: тенденции развития // Воспитание школьников.- 2002.- №2.- С.8-14.
196. Степанов С.А. От качества образования - к качеству жизни // Вестник экологического образования в России.- 2001.- №1.- С.3-4.
197. Степанов С.А. От стратегии размышлений - к стратегии действий // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №2.- С.3.
198. Степанов С.А. Экологическая парадигма и современное образование // Вестник экологического образования в России.- 2001.- №3.- С.6-7.
199. Степанов С.А. Экология в образовательном пространстве России // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №1.- С.8-9.
200. Степанов С.В. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса в целях повышения его эффективности / Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов. - Ставрополь, 2001.- 156с.
201. Степанов С.В. Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2003.- 23с.
202. Степин В.С. Культура // Вопросы философии.- 1999.- №8.- С.61-71
203. Строков В.В. Пернатые друзья лесов. - Москва, 1975.- 143с.
204. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Дисс.докт. пед. наук. - М., 1986.
205. Суховеева Н.Д. Педагогические аспекты преодоления негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.- Ставропль, 2003.- 27с.
206. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.Т.1. / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль.- М.: Педагогика, 1979.¬558с.
207. Телицын В.Л. Концептуальные модели агроэкологического мониторинга, его цели и перспективы // География и природные ресурсы.- 1995.- №3.- С.32-37.
208. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.- М.: Просвещение, 2001.¬240с.
209. Трудовое политехническое обучение в средней школе / Под ред. К.А.Ивановича, Д.А.Эпштейна.- М.: Педагогика, 1972.- 239с.
210. Урсул А.Д., Галкин Ю.Ю., Анохин А.М. Социальная экология: наука или мировоззрение? // Вестник экологического образования в России. -2000.- №3.- С.11-12.
211. Урсул Т.А. Экология, биосфера, ноосфера // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 1999.- С.31.
212. Ушенина Т. Гармония взаимоотношений в семье между поколениями как условие ее благополучия // Воспитание школьников.- 2002.- №7.-С.36.
213. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.Т.8. / Ред. кол. А.М.Еголин и др.- М.: Из-во Акад.пед.наук РСФСР, 1948-1952.- 776с.
214. Федотов А.Н. Общество нуждается в трудовой подготовке учащихся // Школа и производство.- 2002.- №8.- С.6-11.
215. Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Вестник экологического образования в России.- 2000.-№1.- С.6.
216. Философия, культура и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии.- 1999.- №3.- С.5-51.
217. Фисин Ю. Если школьник подумает - ему понравиться, и он подумает еще // Наука и школа.- 2002.- №4.- С.59-60.
218. Флиер А. Я. Современная культурология: Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность.
219. Хайдаров Я., Соибов Я. О постановке экологического образования // Специалист.- 1998.- №9.- С.29-31.
220. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Новая
технократическая волна на Западе.- С.31-44.
221. Хаустов А.П., Максимов А.В., Редина М.М. Проблемы и перспективы развития дистантных технологий в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №2.- С.10-11.
222. Хорев Б.С. Экология: важные аспекты плана действий // Изв. Всесоюз.геогр.об-ва.- 1991.- Т.123, вып.3.- С.233-239.
223. Хотунцев Ю.Л. III Международная конференция « Технология -2001» // Школа и производство.- 2002.- №2.- С. 2-4.
224. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы).- Ставрополь, 2001.- 76с.
225. Черноглазкин С.Ю. Воспитание: психология и педагогика // Специалист.- 1998.- №12.- С.24-27.
226. Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.- Москва, 1996.- 160с.
227. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии.- 1999.- №4.- С.24-25.
228. Шайдецкий Г.И., Галкин Ю.Ю., Даякин С.В. Об экологическом движении в России // Вестник экологического образования в России.-1998.- №1.- С.3.
229. Шаповалов В.А. От философской теории - к педагогической практике / Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 163с.
230. Шаповалова И.А., Трунаева В.В. Духовно-нравственные ориентации в идеологии образования / Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 163с.
231. Шибанов А.А. Ленинские идеи охраны природы в действии // Школа и производство.- 1980.- №2.- С.9-11.
232. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
233. Шимина А.М. Современное и несовременное в педагогике // Педагогика.- 2002.- №7.- С.26-31.
234. Шицкова А.П., Новиков Ю.В. Гармония или трагедия?- М.: Наука, 1989.- 271с.
235. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика.- М.: Народное образование, 2002.- 304с.
236. Экологическая безопасность и концепция эколого-политологического образования в России / В.И.Коваленко, А.И.Костин, Н.Н.Моисеев, С.А.Степанов // Вест. Моск.ун-та. Сер.12, социал.- полит.исслед.- 1993.- №4.- С.3-13.
237. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П.Печко.- М.: Педагогика, 1984.- 135с.
238. Экологическое нормирование антропогенных нагрузок // Экология.- 1993.- №1.- С.36-47.
239. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной.- М.: Педагогика, 1983.- 160с.
240. Экспериментальная программа образовательной области «Технология» (Абин А.Н., Богданов А.О. и др.).- М.: Минобразование РФ ВНИК «Технология», 1994.- 241с.
241. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко.- М.: Педагогика, 1989.- 555с.
242. Юдин А.М. Быт и экология.- М.: Знание, 1990.- 62с.
243. Юровицкий Ю.Г., Сидоров В.С. Эколого-биологический мониторинг и эколого-биохимическое тестирование в районах экологического неблагополучия // Изв Рос. АН. Сер.биол.- 1993.- №1.- С.74-82.
244. Яблоков А.В. Экологические проблемы: острота ситуации // Биология в школе.- 1983.- №3.- С.5-10.
245. Ягодин Г.А. Некоторые проблемы образования в начале XXI века // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №2.- С.5.
246. Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры младших школьников: Дисс.канд.пед.наук.- М., 1996.- 175с.
247. Яншин А.Л.,Мелуа .И. Уроки экологических просчетов.-М.: Мысль, 1991.- 430с.
248. Blank W.E. Handbook for developing Competency- Based Training Programs.- New-jersey: Prentise Hall, 1982.
249. Lipman M. Philosophy in the Classroom. - Philadelphia, 1983.
250. Sizer Th. Horase's School / Redesigning the American High School.- N.Y., 1992.