ВВЕДЕНИЕ 5-15
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки использования неспециальных методов обучения грамотному письму в отечественной науке преподавания русского языка 16-97
§ 1. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования орфографического навыка 16-43
§2. Взаимосвязь обучения орфографии с развитием речи учащихся 43-57
§3. Обоснование методики применения неспециальных
упражнений в теории и практике преподавания русского языка 57-78
§4. О классификации неспециальных упражнений, используемых в процессе формирования навыков грамотного письма 78-93
Выводы 94-97
ГЛАВА 2. Исследование неспециальных методов обучения грамот¬
ному письму в современной практике преподавания орфографии и развития речи в 6 классе 98-144
§1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 98-101
§2. Современное состояние обучения грамотному письму и место в нем неспециальных методов обучения орфографии (анализ учебного и дидактического материала по русскому языку для 6 класса) 102-113
§3. Диагностика орфографических и речевых умений учащихся при использовании неспециальных методов обучения в сопоставлении со специальными орфографическими упражнениями 113-129
§4. Наблюдения над особенностями использования учащимися лексем с орфограммами в неспециальных орфографических упражнениях 129-142
Выводы 143-144
ГЛАВА 3. Методика использования неспециальных методов обучения для формирования навыков грамотного письма и развития речи учащихся (6-х классов) 145-228
§ 1. Цели и задачи обучающего эксперимента 145-146
§2. Содержание обучающего эксперимента и его научное обоснование 147-191
§3. Предлагаемая система использования неспециальных орфографических упражнений для работы по орфографии
и развитию речи 192-213
§4. Результаты обучающего эксперимента в 6 классе 213-225
Выводы 226-228
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 229-231
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 232-251
ПРИЛОЖЕНИЕ 252-272
В процессе обучения русскому языку ученики должны овладеть орфографической грамотностью и уметь последовательно, точно и ясно, а также грамматически правильно излагать свои мысли.
Поэтому одной из важнейших задач изучения русского языка в школе остается формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков, так как орфографически грамотное письмо является существенным элементом общей языковой культуры и владение им необходимо каждому образованному человеку, что определяется функцией языка как средства общения людей друг с другом в различных сферах деятельности.
Письменная речь, одной из существенных сторон которой является орфография, в процессе общения не менее значима, чем устная. В письменной речи для понимания смысла написанного необходимо соблюдать не только орфографические, но и грамматические, пунктуационные и стилистические нормы.
Состояние орфографической и речевой грамотности учащихся до последнего времени в большинстве школ не является удовлетворительным. Количество неуспевающих по «русскому письменному» обычно преобладает и снижается очень медленно. При этом уровень языковой культуры в письменных работах учащихся также пока не удовлетворяет.
Невысокий уровень культуры письменной речи школьников объясняется прежде всего тем, что до сих пор в практике преподавания русско¬го языка сохраняется такое положение, когда обучение орфографии ведется в отрыве от развития речи и поглощает максимум времени, отведенного учебным планом на изучение русского языка, а процессы формирования орфографических и речевых навыков развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг с другом.
Тем не менее, методика правописания на современном этапе обогатилась принципиально важными положениями, одним из которых является взаимосвязь формирования орфографических навыков с работой по развитию речи.
Орфографические навыки формируются путем заучивания правил, запоминания написания слов, но решающая роль принадлежит упражнениям. Упражнение «выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебно¬познавательной деятельности».
Одного знания правил мало для грамотного письма, так как необходима наглядная их отработка, а в ходе выполнения упражнения осуществляется перенос обобщений, усвоенных учащимися в виде правил, на аналогичные, типичные случаи, что и способствует формированию и закреплению орфографических умений и навыков.
Опираясь на существующую научную терминологию по теории методики, мы понимаем под методами обучения «способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения»2 и относим упражнения к методам обучения. Так, академик А.В. Текучев пишет: «Одним из важных методов обучения русскому языку является система методически продуманных, разнообразных по своему характеру упражнений».
Термины «специальные» / «неспециальные» часто применяются к типологии упражнений. М.Т. Баранов, поясняя методы формирования орфографических умений, говорил, что для формирования умения писать слова с изученными орфограммами используются две группы упражнений: специальные и неспециальные.
В настоящее время для формирования орфографических умений и навыков предлагается целая система письменных работ, в основе которых лежат специальные методы обучения, такие специальные упражнения, как: диктанты и различные виды списывания. Методика их представлена в трудах М.В. Ушакова, А.В. Текучева, М.Т. Баранова, Т.Н. Приступы и других, она получила признание в практике преподавания русского языка и используется широким кругом учителей как основной вид деятельности в обучении орфографии.
Творческие (неспециальные) упражнения, при выполнении которых учащиеся проходят «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы»2, относятся к неспециалъным методам обучения орфографии (терминология А.В. Текучева, М.Т. Баранова); эти практические методы, к сожалению, отодвигаются на второй план и существуют лишь как потенциально возможные: учителя либо не используют их на уроках русского языка, либо используют лишь как упражнения для развития связной речи. Однако при таком подходе к обучению (даже несмотря на большие усилия) нельзя добиться высоких показателей в усвоении учащимися орфографии, так как складывается парадоксальная ситуация: учащиеся верно воспроизводят орфографическое правило, подбирают большое количество примеров на одну орфограмму, отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным орфограммам, действуя по соответствующему алгоритму, но как только ученики попадают в условия самостоятельного письма, все эти знания остаются невостребованными. Это как раз и происходит по причине одностороннего выбора упражнений, редкого использования некоторых работ, являющихся одним из реальных средств усиления взаимосвязи формирования орфографических умений и навыков с работой по развитию речи.
Ученики зачастую бывают беспомощными, попадая в условия самостоятельного письма, так как при формировании орфографических навыков учителя не используют упражнения, совмещающие работу по орфографии и развитию речи.
Изучение многолетней истории научных исследований и педагогического опыта (работы К.Д. Ушинского, И.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, В.А. Флерова, Н.С. Рождественского, М.В. Ушакова) убеждает в том, что * лишь те учителя добиваются прочного и осознанного усвоения орфографии, которые ставят обучение орфографии в тесную связь с развитием мышления и речи учащихся.
Отрыв орфографии от задач развития речи в процессе обучения и является одной из основных причин отставания учащихся по русскому языку.
Современная методика преподавания русского языка располагает ценным опытом научных исследований, которые освещают вопросы обучения орфографии и вопросы развития речи. Однако, наличие самостоятельных методик по орфографии и по развитию речи как бы закрепляет ставший традицией разрыв в формировании орфографических и речевых навыков и двуплановый характер работы учителя русского языка.
грамотной письменной речи. Нам представляется целесообразным поставить обучение орфографии в органичную связь с развитием речи и использовать для формирования навыков грамотного письма неспециальные методы обучения, то есть неспециальные упражнения коммуникативной направленности, находящиеся между орфографическими и речевыми (творческий, свободный, восстановленный диктанты), в которых процесс формирования орфографических умений и навыков становится коммуникативно обусловленным, коммуникативно значимым.
Обычно в теории и практике обучения русскому языку творческий и свободный диктанты рассматриваются как средство развития речи учащихся, а о восстановленном диктанте в своих работах упоминают немногие ученые-методисты. По этой причине роль неспециальных методов обучения в процессе работы по орфографии (как уже говорилось выше) специально не исследовалась, хотя об этом убедительно говорилось в работах многих известных ученых (К.Б. Бархин, М.В. Ушаков, Н.С. Рождественский, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, З.Ф. Ульченко и другие).
Исследования ученых показали, что для автоматизации умений необходимы упражнения, в которых изученное применялось бы в более сложных условиях, полученные знания включались бы в творческую деятельность. Такие условия создаются при написании творческого, свободного и восстановленного диктантов, так как они еще более активизируют умственную деятельность учащихся и обеспечивают лучшее понимание и запоминание изучаемого материала.
При написании свободного диктанта авторский текст пересказывается по частям, а написание восстановленного диктанта происходит по ML выписанным категориям, что имеет большую степень воздействия на речь
ученика, поэтому слова и выражения, содержащие определенные орфограммы, воспроизводятся большинством школьников. Применение творческих диктантов учит наблюдать, приучает ярко и выразительно описывать предметы и явления. Неспециальные орфографические упражнения учат активно пользоваться синонимами и другими лексическими средствами в речи; при этом они дают возможность проверить практические знания по разделу, заставляют задуматься над выбором слов и выражений и, конечно, формируют орфографические навыки.
Ребенку должна быть предоставлена самостоятельность. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что «ребенок должен проверять прочтенное собственными опытами и наблюдениями» . Если ученик видит ошибку и сам может исправить ее, то, скорее всего, в следующий раз он ее уже не допустит.
Необходимость связать обучение орфографии с развитием речи, опереться при обучении правописанию на развитие речевых навыков диктует¬ся требованиями развития мышления и речи учащихся, спецификой русской орфографии, психическими особенностями детского возраста и дидактическими соображениями.
Обучение орфографии в отрыве от развития речи тормозит формирование речевых навыков. Изоляция орфографической стороны от выражаемых в речи содержательных представлений об окружающем мире
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Проблема научного исследования заключается в поисках эффективных путей органичного сочетания в процессе обучения русскому языку орфографии с развитием речи, формирования навыков грамотного письма с помощью неспециальных методов обучения.
Цель настоящей работы состоит в определении роли и места неспециальных орфографических упражнений в процессе формирования навыков грамотного письма, в выявлении эффективности их применения для формирования и совершенствования орфографических и речевых навыков учащихся 6-х классов и разработке методики их проведения.
В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: если в процессе обучения навыкам грамотного письма учащихся 6-х классов наряду со специальными орфографическими упражнениями (диктантом и списыванием) целенаправленно и в определенной системе использовать неспециальные методы обучения (творческий, свободный, восстановленный диктанты), осуществлять системный контроль за уровнем речевой и орфографической грамотности и использовать специально отобранный дидактический материал, то формирование и совершенствование орфографических и речевых умений и навыков шестиклассников будет более эффективно.
Для проверки гипотезы исследования мы должны были решить следующие задачи:
1) изучить существующие научные разработки по интересующей нас проблеме в психологической, лингвистической и методической литературе, в том числе по истории вопроса;
2) определить роль и место неспециальных методов обучения в системе работ по орфографии и развитию речи и выявить их эффективность в
'* развитии навыков грамотной письменной речи по сравнению со специальными орфографическими упражнениями;
3) отобрать связные тексты с контролируемой орфограммой (предусмотренной программой) для неспециальных орфографических упражнений, представляющие особые и в то же время типичные трудности для учащихся 6 класса, и выявить общие принципы отбора дидактического материала для неспециальных методов обучения;
4) установить уровень орфографических и речевых умений учащихся на этапе 6-го класса обучения;
5) разработать и научно обосновать методику развития навыков грамотного письма на основе неспециальных методов обучения в 6-х классах, определить ее место в сложившейся системе работы по орфографии и развитию речи в школе, проверить ее эффективность.
Для решения намеченных задач использовались следующие методы А исследования: теоретический анализ лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школе; анкетирование школьников; констатирующий эксперимент; опытно-экспериментальное обучение; многоаспектный сопоставительный анализ письменных работ учащихся.
Процесс исследования включал следующие этапы:
1) изучение литературы по теме исследования; наблюдения за учебным процессом; обоснование актуальности избранной темы и определение задач исследования; констатирующий эксперимент в школах г. Железнодорожного Московской области; количественный и качественный анализ полученных данных (1998-2000 г.г.);
2) продолжение констатирующих срезов в школах г. Москвы; статистический анализ полученных данных; разработка программы и методики опытного обучения учащихся 6-х классов навыкам грамотного письма на основе использования неспециальных методов обучения (2000 г.);
3) обучающий эксперимент по новой, предлагаемой нами методике в школе г. Железнодорожного Московской области; изучение результатов опытного обучения; оформление диссертационного исследования (2000- 2002 г.г.).
ф, Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) выявлены методические условия и потенциальные возможности применения неспециальных методов обучения для формирования и совершенствования речевых и орфографических умений и навыков учащихся 6-х классов;
2) уточнено место неспециальных методов обучения в системе упражнений по орфографии с учетом тем по развитию речи;
3) предложен и проверен системно отобранный дидактический Maтериал, позволяющий одновременно и результативно формировать
орфографические и речевые (коммуникативные) умения учащихся;
4) определены речевые понятия и сформулированы сложные речевые и орфографические умения, формируемые в процессе выполнения творческого, свободного и восстановленного диктантов;
5) получены экспериментальные данные о целесообразности использования неспециальных методов обучения для развития навыков грамотного письма учащихся 6-х классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) разработана методика использования неспециальных методов обучения для развития навыков грамотного письма учащихся 6-х классов с учетом типа урока, формы его проведения и тем по развитию речи;
2) предложены тексты для развития речевых и орфографических навыков учащихся в процессе использования неспециальных методов
* обучения;
3) составлены конкретные разработки уроков по предлагаемой нами методике.
В теорию методики наше исследование внесло следующее: даны научно обоснованные и экспериментально проверенные методические выводы о целесообразности применения неспециальных методов обучения для развития навыков грамотного письма учащихся 6-х классов.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в средней школе: в программах и учебниках, в учебно-методических рекомендациях для учителей. Теоретические выводы могут быть включены в лекционные курсы для студентов педагогических вузов.
Достоверность результатов исследования подтверждена данными психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, данными констатирующего эксперимента, а также положительными результатами обучающего эксперимента (всего в экспериментах участвовало 252 ученика).
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе опытного обучения. Отдельные положения работы излагались в форме выступлений на аспирантских объединениях и на научно-практических конференциях в Ml И У (2000-2002 г.г.), при проведении семинаров со студента¬ми очного отделения филологического факультета М111У в 2001 г., а также отражены в публикациях автора: по теме исследования опубликовано 6 научных работ (в том числе статья в журнале «Русский язык в школе» №1/2002, статья в газете «Русский язык» №6/2002, тезисы докладов на научно-практических конференциях, проводимых кафедрой методики преподавания русского языка Mill У, статьи в сборниках молодых ученых).
Из гипотезы, которая составляет основу теоретической концепции формирования навыков грамотной письменной речи, вытекает ряд положений (следствий), выносимых на защиту и имеющих важное значение для развития теории и практики обучения правописанию:
1. Эффективность формирования навыков грамотной письменной речи зависит от использования целостной системы развития орфографической и речевой деятельности, а не отдельных частных орфографических умений, поэтому целесообразно в работе по орфографии наряду со специальными методами (разного вида диктантами и списыванием) использование неспециальных методов обучения (творческих, свободных, восстановленных диктантов), направленных одновременно на развитие орфографических и речевых (коммуникативных) умений учащихся.
2. Поскольку с точки зрения психологии овладение письменной формой речи представляет собой процесс решения орфографических задач, самостоятельное управление этим процессом со стороны учащихся максимально достигается в процессе творческой речевой деятельности в единой содержательной и операционной сторонах.
3. На защиту выносится также сама методическая система использования неспециальных методов обучения как видов речевой деятельности учащихся 6-х классов с определением этапов наиболее целесообразного их применения в орфографической работе наряду с системно отобранным дидактическим материалом.
На современном этапе развития русского языка, в том числе и орфографии, для формирования орфографических умений и навыков предлагается целая система письменных работ, одни из которых прочно вошли в практику преподавания русского языка, используются широким кругом учителей, упоминаются повсеместно в школьных программах, учебниках и методических руководствах. Другие, по ряду причин, продолжают существовать лишь как потенциально возможные, не завоевавшие признания учителей.
Неспециальные орфографические упражнения относятся к таким упражнениям, которые помогают осуществлять взаимодействие орфографии и развития речи, что обеспечивает, как установлено психологами (см. Глава 1, §§ 1 и 2), более высокую степень усвоения материала и прочность запоминания.
Анализ проблемы, в том числе в исторической перспективе, указывает на речевую природу орфографического навыка, и при этом в большинстве исследований подчеркивается, что орфографическая работа, как бы тщательно она ни организовывалась, может привести к положительным результатам только тогда, когда она является составной частью работы над речью. Однако конкретных и детальных методических разработок (особенно с использованием неспециальных методов обучения) эта идея не получила.
Между тем, констатирующий эксперимент, целью которого было
исследовать возможность использования неспециальных методов обучения на занятиях по орфографии в 6-ом классе, выявил благоприятные условия для использования данного вида письменных работ для совершенствования грамотного письма (положительное отношение учащихся к неспециальным упражнениям, возрастающая активность школьников, желание работать и, соответственно, более результативное обучение).
4 определил необходимость разработки методики использования неспециальных методов обучения, способствующей повышению уровня орфографической и речевой грамотности учащихся.
Для того чтобы определить роль и место неспециальных методов обучения в процессе формирования навыков грамотного письма учащихся 6-х классов, была разработана специальная программа и методика ее применения.
Составной частью выдвинутой нами методической концепции явилась предложенная классификация неспециальных методов формирования грамотной письменной речи учащихся, основу которой составляют творческие виды работ по орфографии: творческие, свободные и восстановленные диктанты; мы также определили этапы наиболее целесообразного применения неспециальных методов орфографической работы на уроке и в целом в учебном процессе.
4 Опытное обучение позволило детально проверить, а затем описать саму методику проведения неспециальных упражнений, как видов орфографической деятельности учащихся, и системно отобранный дидактический материал для работы по орфографии в связи с развитием речи учащихся в 6-ом классе.
Анализ результатов обучающего эксперимента подтвердил правильность выдвинутого предположения, согласно которому использование неспециальных методов обучения для развития навыков грамотного
A письма учащихся 6-х классов будет эффективней, если выявить условия, разработать методику и определить место творческих, свободных и восстановленных диктантов в системе работ по орфографии. Так были получены данные, свидетельствующие о повышении уровня орфографических умений и навыков в неспециальных орфографических упражнениях: в несколько раз сократилось количество орфографических ошибок в работах учащихся 6-х классов;
- повысился уровень коммуникативных умений, что проявилось прежде всего в умении школьников создавать текст на основе исходного (прочитанного или услышанного) с учетом его содержательной, типологической и стилистической характеристик;
- доказано положительное результативное влияние коммуникативно организованной речевой деятельности учащихся над связным текстом на выполнение орфографической работы в самостоятельных типах диктантов (см. творческий, свободный и восстановленный диктанты).
Следует отметить, что эпизодическое использование неспециальных методов обучения желаемых результатов в выработке орфографических навыков не принесет, так как только систематическое включение орфографических действий в самостоятельное письмо повышает степень активности мыслительных процессов, учит видеть слово со стороны содержания и написания.
Перспективность темы. Дальнейшего исследования требует проблема создания методики совершенствования орфографического навыка у учащихся старшей школы с использованием неспециальных методов обучения, то есть творческих, свободных и восстановленных диктантов.
1. Аванесов Р.И. Русская орфография //Русское литературное произношение. - М., 1984. - С. 259 - 275.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
3. Активизация работы учащихся по орфографии (5-8 кл.). Сб. статей /Под ред. Рождественского Н.С. -М.: Учпедгиз, 1961. -108 с.
4. Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей /Под ред. Еремеевой А.П. -М., 1980.
5. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости //Русский язык в школе. - 1981. - №3. - С.32 - 37.
6. Алгазина Н.Н. Обучение орфографии с учетом вариантов орфограмм: Учебное пособие к спец, курсу для студентов факультета рус¬ского языка и литературы. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1981. - 70 с.
7. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 классов: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1965. - 280 с.
8. Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений //Русский язык в школе. - 1988. - №2. - С. 34 - 39.
9. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
Ю.Астафурова А.П. Творческие работы по русскому языку в 5-8 кпассах. - М.: Учпедгиз, 1962. - 64 с.
11 .Афанасьев П.О. Методика обучения правописанию //Методика рус-ского языка в средней школе. - 2-е изд., испр. - М.: Учпедгиз, 1947. - С.146-201.
14. Баканова С.А. Психологический аспект проблемы «орфографической зоркости» //О путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе /Под ред. Граник Г.Г. - Вып. 2. - М., 1971. - С. 129- 148.
15. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков //Русский язык в школе. - 1993. - №3. - С. 36 - 43.
16. Баранов М.Т. О видах диктанта по русскому языку в 4-8 классах //Русский язык в школе. - 1975. - №2. - С. 21 - 26.
17. Баранов М.Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии //Русский язык в школе. - 1991. - №2. - С. 35 -40.
18. Баранов М.Т. Пути совершенствования работы над орфограммой в 4- 6 классах (при использовании учебников) //Русский язык в школе. - 1978. -№3._ С.13 - 18.
19. Баранов М.Т. Работа над орфографическими ошибками в 5-8 классах: Из опыта учителя. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. - 48 с.
20. Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 1987. - 224 с.
21. Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Работа по орфографии и развитию речи учащихся //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1990. - №4. - С. 22 - 28.
22. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
23.Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. - 3-е изд. - М.: Учпедгиз, 1937. - 307 с.
4 24. Бачманова Н.С. Обучающие упражнения на этапе становления орфографического навыка //Современный урок русского языка: Пособие для учителя /Сост. Тростенцова Л.А. - М.: Просвещение, 1984. — С. 154- 162.
25. Беспалова Е.Н. Активизация обучения школьников на уроках русского языка //Начальная школа. - 1960. - №5. - С. 34 - 38.
26. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
27. Бобкова И.И. Работа над словами с трудными орфограммами в 5 классе. - Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1959. - 16 с.
28. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1994. - 175 с.
29. Богоявленский Д.Н. К психологии усвоения правописания безударных гласных //Известия АПН РСФСР, - 1947. - Вып. 12.
4 30. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии //Русский язык в школе. - 1976. - №3. - С.29-35; №4. - С. 12 - 20.
31. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. — Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1966. - 307 с.
32. Бодуэн де Куртене И.А. Об отношении русского письма к русскому языку. - СПб., 1912. - 137 с.
33. Борман Э. Какие изменения желательны в современной постановке преподавания русского языка. - М., 1896. - 72 с.
34.Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). - Красноярск, 1993. - 182 с.
37. Буслаев Ф.И. Краткое руководство к первоначальному преподаванию русского языка. - М., 1867. - 55 с.
38. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
39. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. -400 с.
40. Вахтеров В.П. На первой ступени обучения. - М., 1911. - 235 с.
41. Виды проверочных письменных работ по русскому языку и нормы их оценки. - М.: Учпедгиз, 1949. - 30 с.
42. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя /В.В. Бабайцева, В.М. Шаталова и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
43. Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
44. Виноградова Л.А. Система работ по русскому языку в 5 классе. - Изд. 2-е. - М.: Учпедгиз, 1962. - 235 с.
45. Власенков А.И. Активизация работы по орфографии //Русский язык в школе. - 1971. - №3. - С. 40 - 42.
46. Власенков А.И. Развивающее обучение по русскому языку (4-8 классы): Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
47. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - Изд. 2-е., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
48. Возрастные возможности усвоения знаний (Младш. классы школы) /Под ред. Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1966. -422 с.
49. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
50. Газеева Т.И. Формирование навыков самоконтроля при усвоении орфографии учащимися 4-го класса: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1973. - 20 с.
51. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в совет¬ской психологии. - М., 1966. - С. 236 - 277.
52. Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981. - 139 с.
53. Гарунов М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 1873. - 186 с.
± 54.Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии: Избранные работы по
орфографии и фонетике. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. - 284 с.
55. Голубев В.В. Свободный диктант как переходная ступень к творческому изложению и сочинению //Развитие речи: Сб. статей под ред. Лебедева А.М. - М.-Пг., 1923. - С. 55 - 63.
56. Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности //Вопросы психологии. - 1995. - №3. — С. 28-37.
57. Граник Г.Г. Психологическая модель формирования умения // Вопросы психологии. - Вопросы психологии. - 1979. - №3. - С. 56 - 65.
58. Граник Г.Г. Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков: Автореферат
4 дис. ... канд. пед. наук. - М., 1965. - 19 с.
59. Гульчин М.Б. Обучение учащихся 5-7 классов выбору слов в зависимости от темы и цели высказывания: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1991.-159 с.
60. Данилов В.В. Методика русского языка. - СПб., 1917. - 204 с.
61. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.: АПН РСФСР. — 1957. - 517 с.
62. Двухжилова Л.В. Соотношение теоретического и практического в обучении орфографии: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.-15 с.
63. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические мате¬риалы по русскому языку: 6-7 кл. - СПб.: Питер, 1997. - 236 с.
64. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл. Пособие для учителей / Л.Т. Григорян, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Сост. Л.Т. Григорян - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
65. Дидактический материал по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для уч. 5-7 кл. /Алгазина Н.Н., Ларских З.П., Пашкова Г.И., Фитковская Е.И.; Под ред. Алгазиной Н.Н.. - М.: Просвещение, 1996.-174 с.
66. Добромыслов В.А. О сравнительной эффективности приемов обучения орфографии // Активизация работы учащихся по орфографии (5- 8 классов). - М., 1961. - С. 108 - 116.
+ 67.Добромыслов В.А. //Русский язык в школе (отдел консультаций). -1962.-№2.-С.126.
68. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. - М.: Знание, 1958. - 32 с.
69. Досычева Е. Виды диктанта и способы его проведения //Русский язык и литература в советской школе. - 1935. - №3. - С. 27 - 32.
70. Еремеева А.П. и др. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. - М., 1982.
71. Еремеева А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: Автореф. дис. ... док. пед. наук. - М., 1991.
72. Жедек П.С., Репкин В.В. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. - М., 1970.
73. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: изд. АПН РСФСР, 1958.- 370 с.
74. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //Вопросы языкознания. - 1964. - № 6. - С. 26 - 28.
75. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова: Сб. статей / Сост В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 1966.-С. 5-25.
76. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов //Известия АПН РСФСР. - Вып. 78. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - С. 141 -250.
77. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 160 с.
78. Жуйков С.Ф. К психологии формирования орфографических навыков //Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений /Под ред. П.И. Шеварева. - М., 1957. - С. 13 - 142.
79. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). -М.: Просвещение, 1965. - 355 с.
82.3аморзаева Е.М. Поэтапная обработка знаний, умений и навыков по русскому языку // Русский язык в школе. - 1968. - №6. - С. 33 - 36.
83.3анков Л.В. Память школьника (Ее психология и педагогика). - М.: Госпедгиз Наркомпроса РСФСР, 1944. - 127 с.
84.Захарова В.Д. Система орфографического разбора в школе. - М.: Учпедгиз, 1956. - 119 с.
85.Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 1961. - 22 с.
86.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-562 с.
87.Зинченко П.И. О формировании непроизвольного и произвольного запоминания //Советская педагогика. - 1954. - № 4. — С. 56 - 76.
88. Иванова В.Ф. Современная русская орфография: Учебное пособие для филолог, спец, вузов. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
89. Изучение орфографии на коммуникативной основе. - ч.1. - Самара, 1998.-105 с.
90. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. - М., 1992. - 126 с.
91. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русского языка в школе: Учебное пособие для спец, вузов. - М.: Флинта, 1998. - 170 с.
92. Каноныкин Н.П., Щербакова И.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - Л.: Учпедгиз, 1955. - 644 с.
93. Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка //Русский язык в школе. - 1988. - №4.-С. 29-38.
94. Каткова Л.Г. Совершенствование методики работы по формированию орфографических навыков: (На материале орфограммы «Разделительные Ъ и Ь»): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1978. - 192 с.
95. Китаев Н.Н. Методика обучения правописанию слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Для 5-7 классов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 104 с.
96. Кобызев А.И. Активизация учащихся на уроках русского языка и ее роль в развитии орфографической зоркости //Русский язык в школе. -1968.-№6.-С. 25 -33.
97. Кологрив В.В. Грамотность и логическое мышление (Свободные диктанты для 5-11 классов). - СПб., МГП «Оргтехиздат», 1992. - 135 с.
98. Комиссарова Л.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 кл. на основе опознавательных признаков орфограмм //Русский язык в школе. - 1995. - №4. - С. 13 - 18.
99. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия. - Спб: МиМ, 1995. - 283 с.
100. Кульман Н.К. Методика обучения орфографии //Методика русского языка. - 3-е изд., доп. - СПб., 1914. - С. 141 - 200.
101. Курс современного русского языка /Под ред. Ф. Паппа. - Bu-dapest: Tankonyvkiado, 1990. - 669 с.
102. Ладыженская Т.А. Диктант с продолжением //Русский язык в школе. - 1978. - №5. - С. 40 - 46.
103. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. - М.: Учпедгиз, 1963.-88 с.
106. Ларионова Л.Г. Обучение орфографии в 4 классе с учетом достижения обязательного уровня орфографической грамотности учащихся: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М.,1988. - 17 с.
107. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969. - 308 с.
108. Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. - М.: Наука, 1974.
109. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
110. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка //Советская педагогика. - 1945. - №4.
111. Лидман-Орлова Г.К. К вопросу о классификации диктантов ' //Русский язык в школе. - 1964. - №5. - С. 67 - 70.
112. Лидман-Орлова Г.К. Развитие речи при изучении сложноподчиненного предложения. //Русский язык в школе. - 1976. - №4. - С. 44-51.
113. Лисенко Д.М. О членении человеком непрерывного потока речи на слова. - В кн.: Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. - М.-Л., 1966.
* 114. Лурия А.Р. Мозг и психика. - В кн.: Хрестоматия по психологии /Сост. Мироненко В.В. Под ред. Петровского А.В. - М.,1977.
115. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., Изд. АПН РСФСР, 1950.-80 с.
116. Львов М.Р. Некоторые вопросы обучения русскому языку в свете теории речевой деятельности //Лингвистические основы пре-
4 подавания русского языка: Сб. научных трудов. - М.: Наука, 1983. -С. 74 - 94.
117. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. —159 с.
118. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
119. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Рост Скрин, 1997.-256 с.
120. Люблинская А.А. Опыт работы по экспериментальным данным и некоторым вопросам теории обучения //Советская психология. - 1968.-№ 11.-С. 30-38.
121. Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий. - Известия АПН РСФСР. - 1950. - вып. 28. - С. 13 - 18.
122. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др.; Под ред. Баранова М.Т. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.
123. Методика преподавания русского языка: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений /М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2000. - 368 с.
124. Методика развития речи на уроках русского языка /Под ред.Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.
125. Мещеряков В.Н. Методические основы типологии текстов для работы по развитию связной речи в школе: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 1985.-767 с.
126. Миртов А.В. Наше правописание. - СПб., 1912. - 76 с.
127. Москальская О.И. Грамматика текста. - М.: Высшая школа,1981.- 183 с.
128. Московкина Р.А. Свободные диктанты с грамматическим заданием //Русский язык в школе. - 1980. - №1. - С. 36 - 39.
129. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 172 с.
130. Мучник Б.С. Культура письменной речи. - Алма-Ата: Мектеп, 1988.-64 с.
131. Назарова Л.К. Предупреждение ошибок в письме учащихся 3 и 4 классов. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. - 160 с.
132. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.-261 с.
133. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб, для общеобразоват. учреждений. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-160 с.
134. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку //Русский язык в школе. - 1993. - № 4. - С. 11 - 15.
135. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод, рекомендации к учеб, для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. — М.: Просвещение, 2001.- 125 с.
136. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказы о русской орфо- графин, ее достоинствах и недостатках. - М.: Наука, 1964. - 167 с.
137. Панов М.В. Теория русского письма. Орфография //Современный русский язык /Под. ред. Белошапковой В.А. - М.: Русский язык, 1981. - 158 с.
140. Петерсон М.Н. Система русского правописания. - М.: Изд. Моск, ун-та, 1955. - 108 с.
141. Петрова Е.Н. Система орфографических работ (О сознательности и автоматизме) //Русский язык в школе. - 1957. - №6. - С. 53 - 60.
142. Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - М.-Л.: ГИЗ, 1930. - 176 с.
143. Пешковский А.М. Избранные труды. - М.: Учпедгиз, 1959. - 252 с.
144. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977. - 247 с.
145. Поздняков Н.С. Методика преподавания орфографии //Методика преподавания русского языка. - 3-е изд., испр. - М.: Уч¬педгиз, 1955.-С. 175-221.
Д 146. Приступа Г.Н. В поисках путей повышения орфографической
грамотности (Результаты обучающего эксперимента) //Русский язык в школе. - 1976. - №1. - С. 68 - 70.
147. Приступа Г.Н. Основы методики орфографии в средней школе. - Рязань: Ряз. гос. пед. ин-т, 1973. - 319 с.
148. Приступа Г.Н. Принципы и методические средства развития и совершенствования орфографических навыков в средней школе: Автореферат дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1969. - 46 с.
149. Приступа Г.Н. Система орфографических упражнений в средней школе. — Рязань: Ряз. гос. пед. ин-т, 1967. - 217 с.
150. Пронина И.В, Обучение орфографии в связи с развитием речи: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1955. - 274 с.
151. Психологическая наука в СССР. - т. 1. - М., 1959.
152. Пуцыкович Ф.Ф. Письменные упражнения в изложении мыс¬лей.-СПб., 1906.-125 с.
153. Развитие речи учащихся 5-8 классов /Под ред. В.А. Добромыслова. - изд. 2-е, испр. - М.: Учпедгиз, 1963. - 220 с.
154. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.
155. Разумовская М.М. Понятие об орфограмме в школьном курсе орфографии //Русский язык в школе. - 1981. - №5. - С. 3 - 12.
156. Редозубов С.П., Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. - М., 1952.
157. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия //Вопросы психологии. - 1960. - №2. - С. 135 - 141.
158. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика. - 1990. - 336 с.
159. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - 4-е изд. — М.: Просвещение, 1967. - 542 с.
160. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе: Пособие для учителей. - М., 1960.
161. Рождественский Н.С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию. - М., 1961. - 334 с.
162. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М.: Изд во АПН РСФСР, 1960. -304 с.
163. Розенталь Д.Э., Теленкова В.А. Справочник лингвистических терминов. -М.: Просвещение, 1972. - 495 с.
166. Русский язык: Практика. 6 кл: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений /Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молод¬цова и др.; Под ред. Г.К. Лидман-Орловой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 288 с.
167. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. - 21-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 319 с.
168. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 4-е испр. и доп. - М.: Дрофа, 2000.-368 с.
А 169. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений
/М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 223 с.
170. Саранцев Г.И. Понятие упражнения в дидактике //Советская педагогика. - 1986. - №4. - С.35-49.
171. Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе /Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. - 112 с.
172. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы) /Под ред. Т.А. Ладыженской. - 3-е изд., испр. - М.: Просве-щение, 1978. - 284 с.
175. Соболев А.П. Критический обзор способов обучения правописанию. - СПб, 1900. - 119 с.
176. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе. Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,1993.-207 с.-
177. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку 6 класс. - М.: Вербум-М, 2001. - 80 с.
178. Сол омоновский И.С. Рациональный метод обучения письменному изложению мыслей. - Варшава, 1889. - 290 с.
179. Солонина П.Н. Записки по методике русского языка. - Изд. 21. -Пг., 1914.-104 с.
180. Срезневский И.И. Замечания о первоначальном курсе русского языка. - СПб., 1859. - 17 с.
181. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.
182. Текунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М.: Просвещение, 1961. - 334 с.
183. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. — 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
184. Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе?: Руководство для учителей подготовительной и народной школы. - Изд. 15-е. - М., 1914. - 367 с.
185. Томкевич З.А. Свободный диктант //Русский язык в школе. -1939. - №5.-С. 127- 128.
188. Тумина Л.Е. Учимся слушать //Русский язык в школе. - 1993. - №1.-С. 70-72.
189. Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
190. Устинов А.Ю. Свободный диктант и его место в системе орфографических упражнений: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 225 с.
191. Ушаков Д.Н. Русское правописание. - М., 1917.
192. Ушаков М.В. Диктант или сочинение? //Русский язык в школе. -1946.-№5-6.-С. 73-74.
193. Ушаков М.В. Методика правописания. Пособие для учителей средней школы. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Учпедгиз 1959. - 256 с.
194. Ушаков М.В. Научно-лингвистические основы методики обучения правописанию //Русский язык в школе. - 1930. - №2. - С. 108- 120.
195. Ушаков М.В. О видах диктанта в семилетней и средней школе. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1954. - 32 с.
196. Ушаков М.В. Обучение орфографии в связи с развитием речи в
■* 5-6 классах. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - 90 с.
197. Ушаков М.В. Обучение орфографии в средней школе. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. - 176 с.
200. Ушаков М.В. Трудные случаи правописания. Изучение при¬ставок ПРЕ- и ПРИ-. Пособие для учителей средней школы. — Л.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1948, - 62 с.
201. Ушаков М.В. Упражнения по орфографии в средней школе. - 4-е изд., перераб. - М.: Учпедгиз, 1962. - 206 с.
202. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1945. - 565 с.
203. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - т. 2: Вопросы обучения. - М.: Госучпедгиз, 1954. - 736 с.
204. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - т.7. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1949.-356 с.
205. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - т.8. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. - 774 с.
206. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - т.10. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1950.-665 с.
207. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1973. - 160 с.
208. Фирсов Г.П. Наблюдение над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. - М., 1959. - 303 с.
209. Флеров В.А. Наглядность письма в освещении современной психологии. - Изд. 4-е. -М., 1917. - 32 с.
210. Флеров В.А. Свободная диктовка. Опыт новой постановки письменных работ в школе. С приложением материала для свобод¬
ной диктовки творческого характера. - Изд. 6-е. — Берлин: Госиздат РСФСР, 1921.-96 с.
211. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 238 с.
212. Фридрих И. История письма (пер. с немецкого). - М.: Наука, 1979.-463 с.
213. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы: Метод, пособие. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998. - 160 с.
214. Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях: Пособие для учителя /Авт.-сост. Иванова В.Ф., Осипов Б.И. - М.: Просвещение, 1995. -352 с.
215. Цветкова Л.С., Пирцхлайшвили Г.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой пато¬логии //Дефектология. - М., 1975. - №5. — С. 11 - 18.
216. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев: Вища школа, 1980. - 240 с.
217. Чеснокова А.А., Блюмберг Р.А. Сборник диктантов с подготовительными упражнениями по русскому языку. - М.: Просвещение, 1978.- 174 с.
218. Чиркова Л.И. Роль зрительного диктанта в формировании орфографического навыка: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991.-16 с.
219. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. - М.: Прометей, 1990. - 184 с.
220. Шатова Е.Г. Обобщения при обучении орфографии. - М., 2000.
223. Щепетова Н.Н., Флеров В.А. Самодиктанты и свободные диктанты. Материалы для орфографических упражнений в связи с развитием речи: Пособие для преподавателей. - Изд. 2-е. - М.-Пг.: Госиздат, 1923. - 160 с.
224. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. - М., 1953.
225. Юшманов Н.В. Ключ к латинским письменностям земного шара. - М.-Л., 1941.
226. Я иду на урок русского языка. Диктанты. 5-9 классы: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 224 с.
227. Яковлев Н.Ф. Основы орфографии. - Революция и письменность. - 1933, - №1 (16).
228. Яковлева Г.А. Изложение как средство контроля за овладением орфографическими умениями и навыками (4-6 классы): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1989. - 16 с.