Введение 3
1 Теоретические и методические основы формирования и анализа прибыли 5
1.1 Прибыль предприятия торговли: понятие, значение, функции 5
1.2 Формирование прибыли торгового предприятия в соответствии с
действующим законодательством и методика ее анализа 1 0
1.3 Характеристика системы показателей рентабельности предприятия и пути
повышения прибыли в современных условиях 20
2 Оценка показателей влияющих на формирование прибыли торгового
предприятия ООО «Саулите» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности торгового
предприятия ООО «Саулите» 24
3.3 Пути роста прибыли торгового предприятия ООО «Саулите» и их
экономическое обоснование 27
Заключение 39
Список использованных источников
Прибыль является основным показателем, который характеризует деятельность предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы,
потери и убытки. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.
Целью деятельности предприятия является получение прибыли, тем самым повышение рентабельности деятельности предприятия. Данное повышение возможно как за счёт роста доходов, так и за счёт оптимизации расходов
предприятия. Но чтобы выявить пути повышения прибыли и рентабельности
предприятия необходимо провести экономический анализ деятельности торгового предприятия и выявить сильные и слабые стороны в данной деятельности.
Цель работы – анализ формирования прибыли предприятия и оценка перспектив ее роста в дальнейшем.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические основы формирования и
анализа прибыли предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- проанализировать оборот розничной торговли и доходы предприятия;
- осуществить анализ расходов организации;
- провести общий и факторный анализ формирования прибыли предприятия торговли;
- оценить рентабельность деятельности организации;
- выявить пути роста прибыли торгового предприятия и осуществить их
экономическое обоснование.4
Теоретической базой написания работы послужили труды отечественных
экономистов, таких как Э.А. Батраева, И.А. Бланк, Л.А. Горбачева, А.Н Соломатин, Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко и др., нормативные и законодательные
акты Российской Федерации, официальные инструктивно-методические материалы, данные Государственной статистики Красноярского края, учебники и
учебные пособия, материалы собственных исследований.
Методической основой написания работы является использования следующих методов анализ: расчет относительных и средних величин, группировки,
графического изображения данных, факторного анализа (абсолютных разниц) и
других. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых задач.
Информационной основой выполнения практической части работы являются данные бухгалтерской и аналитической отчетности предприятия, а также
материалы собственных исследований.
Предметом исследования в работе является прибыль предприятия.
Объектом исследования в работе выступает предприятие розничной торговли ООО «Саулите», занимающееся реализацией продовольственных товаров, и располагающееся по адресу: город Красноярск, ул. А.Д. Кравченко, д.2.
Цель работы – анализ формирования прибыли предприятия и оценка перспектив ее роста в дальнейшем.
Предметом исследования в работе является прибыль предприятия.
Объектом исследования в работе выступает предприятие розничной торговли ООО «Саулите», занимающееся реализацией продовольственных товаров, и располагающееся по адресу: город Красноярск, ул. А.Д. Кравченко, д.2.
Проведенный анализ показателей, влияющих на формирование прибыли
ООО «Саулите» позволяет сделать следующие выводы:
Оборот розничной торговли ООО «Саулите» в отчетном году увеличился на 13,5% в относительной форме или на 10 484 тыс. руб. в абсолютном
выражении и составил 88 152 тыс. руб. в 2015 году.
Наибольший оборот розничной торговли приходится на четвертый
квартал, как 2014, так и 2015 года. Это 28,16 и 28,02% соответственно в обоих
периодах. Данный факт связан со значительным увеличением продаж продукции к новогодним праздникам. В денежном выражении объем продаж в данный
временной отрезок составил 1 871 тыс. руб. в базисном году и 24 699 тыс. руб. в
отчетном году. То есть прирост составил 12,93% в относительной форме.
Коэффициент ритмичности развития оборота розничной торговли составил 1, что связано с ростом объема продаж ООО «Саулите» во всех анализируемых периодах. Данный уровень показателя является оптимальным.
Коэффициент равномерности развития оборота розничной торговли
по кварталам составил 99,54%, то есть объем продаж ООО «Саулите» во временном интервале развивается равномерно.
Наибольший объем продаж в ООО «Саулите» приходится на такую
товарную группу, как алкогольные напитки и пиво. Это 26,09% общего объема
реализации в 2013 году, 26,23% в 2014 году и 25,91% в 2015 году. Оборот розничной торговли по данной группе товаров в динамике увеличился с 17 797
тыс. руб. в базисном году до 20 372 тыс. руб. в следующем году и до 22 840
тыс. руб. в отчетном году. Прирост за три года составил 5 043 тыс. руб. в де-40
нежной форме или 28,34% в относительном выражении.
Коэффициент структурных сдвигов оборота розничной торговли ООО
«Саулите» в 2015 году составил 0,2%, то есть столько составляет среднее колебание в удельных весах продаж по отдельным товарным группам в общем объеме продаж. Полученное значение коэффициента является незначительным, что
свидетельствует о стабильности ассортимента рассматриваемого предприятия.
Доходы ООО «Саулите» в динамике выросли с 18 085 тыс. руб. в 2014
году до 20 659 тыс. руб. в 2015 году, то есть на 2 574 тыс. руб. в денежной форме или на 14,23% в относительном выражении. Рост доходов является положительным моментом в работе предприятия.
Доходы ООО «Саулите» представлены двумя составляющими, а
именно валовой прибылью и прочими доходами.
Наибольшую валовую прибыль принесла товарная группа, как «алкогольные напитки и пиво. Это 4 898 тыс. руб. в базисном году и 5 540 тыс. руб. в
отчетном году. То есть в динамике наблюдается увеличение данного показателя
642 тыс. руб. в абсолютном выражении. Уровень валовой прибыли по данной
группе товаров в динамике повысился на 0,21% и составил 24,26% в 2015 году.
Расходы предприятия составили 17 071 тыс. руб. в 2015 году, что на
2 172 тыс. руб. в денежной форме или на 14,58% в относительном выражении
больше прошлого гола. Столь значительный рост расходов в сравнении с темпом прироста оборота розничной торговли (13,5%) является нерациональным и
свидетельствует об относительном перерасходе средств.
Расходы ООО «Саулите» представлены издержками обращения, процентами к уплате, прочими расходами и текущим налогом на прибыль.
Издержки обращения ООО «Саулите» выросли с 12 838 тыс. руб. в базисном году до 14 870 тыс. руб. в отчетном году, то есть на 2 032 тыс. руб. в денежной форме или на 15,83% в относительном выражении.
Наибольшую долю в составе издержек обращения занимают расходы
на оплату труда. Это 37,44% в базисном году и 34,36% в отчетном году. В денежном выражении расходы на оплату труда составили 4 807 тыс. руб. в 2014
году и 5 109 тыс. руб. в 2015 году, то есть в динамике они выросли на 302 тыс.41
руб. в денежном выражении или на 6,28% в относительной форме.
Основное место в объеме издержек обращения занимают условнопостоянные затраты. В отчетном году их сумма составила 9 063 тыс. руб., что
больше прошлого года на 1 067 тыс. руб. в денежной форме или на 13,34% в
относительном выражении. Уровень данных затрат снизился с 10,3 до 10,28%,
то есть на 0,02%, что свидетельствует об относительной экономии средств.
Данная экономия была полностью перекрыта перерасходом условнопеременных издержек обращения, уровень которых в динамике вырос с 6,23% в
2014 году до 6,59% в 2015 году. В абсолютном выражении данные издержки
обращения предприятия выросли на 965 тыс. руб. или на 19,93% в относительной форме, в результате чего они составили 5 807 тыс. руб. в 2015 году.
Анализ прибыли предприятия позволяет сделать следующие выводы:
Прибыль от продаж в динамике выросла с 4 314 тыс. руб. в базисном
периоде анализа до 4 862 тыс. руб. в следующе году, то есть на 548 тыс. руб. в
денежном выражении или на 12,7% в относительной форме. В отчетном году
данный показатель продолжил рост, который составил 516 тыс. руб. в абсолютном выражении или 10,61% в относительной форме. В результате прибыль от
продаж составила 5 378 тыс. руб. в 2015 году.
Прибыль до налогообложения в отчетном периоде составила 4 485
тыс. руб., что на 503 тыс. руб. в денежной форме или на 12,63% в относительном выражении больше прошлого года. Рост по сравнению с базисным годом
составил 1 037 тыс. руб. или 30,08% в абсолютной и относительной форме.
Чистая прибыль в 2014 году выросла на 15,52% в относительной форме или на 428 тыс. руб. в абсолютном выражении и составила 3 186 тыс. руб. в
данном периоде анализа. В 2015 году наблюдался дальнейший рост данного
показателя. Он составил 402 тыс. руб. в денежной форме или 12,62% в относительном выражении, в результате чистая прибыль достигла 3 588 тыс. руб. в отчетном году.
Проведенный факторный анализ прибыли ООО «Саулите» позволяет
сделать вывод, что часть рассматриваемых факторов оказала положительное
влияние (оборот розничной торговли, уровень валовой прибыли, прочие дохо-42
ды), а часть отрицательное (уровень издержек обращения, проценты к уплате,
прочие расходы, текущий налог на прибыль). Структуру влияния факторов на
динамику чистой прибыли ООО «Саулите» стоит признать рациональной, так
как совокупное их влияние является положительным.
В 2014 году доля прибыли от продаж в обороте розничной торговли
уменьшилась на 0,06% и составила 6,26% в данный период времени. В следующем году она еще сократилась на 0,16% и составила 6,1% в 2015 году.
Рентабельность до налогообложения имела несколько иную динамику. Сначала она выросла с 5,05% в 2013 году до 5,13% в 2014 году, а затем снизилась до 5,09% в 2015 году.
Рентабельность конечной деятельности имела аналогичную динамику.
В 2014 году она выросла до 4,1%, то есть на 0,06%. А в отчетном году отмечается ее снижение на 0,03%, а именно до 4,07% в 2015 году.
Таким образом, в динамике понижается эффективность деятельности
ООО «Саулите», о чем свидетельствует снижение рентабельности продаж, рентабельности до налогообложения, рентабельности конечной деятельности и
рентабельности затрат. Также стоит отметить, что рентабельность конечной деятельности является очень низкой. Одновременно положительным моментом
является рост рентабельности использования производственных фондов и повышение рентабельности использования трудовых ресурсов ООО «Саулите».
Для устранения данных негативных моментов, а также с целью увеличения прибыли и повышения эффективности деятельности ООО «Саулите» предлагается осуществление ряда мероприятий.
1. Расширение ассортимента за счет такой группы товаров, как «газеты и
журналы». Данная товарная группа будет выставлена в зоне входа в магазин,
чтобы привлекать внимание к новой группе товаров. Оборот розничной торговли от реализации новой группы товаров - 533 тыс. рублей. Себестоимость реализации – 406 тыс. рублей. Соответственно валовая прибыль - 147 тыс. рублей.
Издержки обращения увеличатся за счет переменной их части, уровень которой
составлял 6,59% в отчетном году. Соответственно в суммовом выражении они
могут составить 36 тыс. рублей. Дополнительная прибыль от продаж - 111 тыс.43
рублей. А чистая прибыль – 89 тыс. руб.:
2. Изменение графиков работы продавцов – консультантов и оптимизация
их количества. Как показал, проведенный анализ посещений магазина, увеличение количества покупателей начинается после 14:00 часов, достигая своего
максимума в 18:00-20:00 часов. Соответственно в утреннее время с 09:00 до
14:00 можно за счет изменения графиков работы продавцов изменить их количество в меньшую сторону на одного сотрудника. Оптимизация штата приведет
к экономии на расходах на оплату труда в размере 202 тыс. руб., а на страховых
взносах во внебюджетные фонды 60 тыс. рублей. Увольняемому сотруднику
будет выплачено выходное пособие, средний заработок за второй месяц не трудоустройства. Данные расходы с отчисления во внебюджетные фонды составят
46 тыс. руб. Экономический эффект от мероприятия в виде сокращения издержек обращения и прироста прибыли от продаж - 216 тыс. рублей. Чистая прибыль от мероприятия – 173 тыс. руб.
3. Сдача в субаренду площади под установку банкомата Сбербанка с
функцией приема денежных средств, то есть устройства самообслуживания.
Через этот терминал посетители смогут оплачивать различные виды коммунальных услуг, налоги, штрафы ГИБДД. Для покупателей магазина это является удобным дополнением к посещению предприятия торговли. Для рассматриваемого предприятия ООО «Саулите» помимо дохода от сдачи площади в аренду под установку терминала возможны положительным эффектом будет являться повышение проходимости магазина. Площадь, занимаемая терминалом –
2м2. Арендная плата от сдачи 1м2 - 3,5 тыс. руб. / м2 в месяц. Доход от сдачи
площади в аренду - 7 тыс. руб. в месяц. Дополнительные прочие доходы - 84
тыс. руб. в год. Чистая прибыль от мероприятия - 67 тыс. руб.
В целом при осуществлении предлагаемых рекомендаций оборот розничной торговли в 2015 году может увеличиться по сравнению с отчетным годом
на 0,63% в относительном выражении или на 553 тыс. руб. в денежном выражении и составить 88 705 тыс. рулей. Прибыль от продаж достигнет 5 749 тыс.
руб. в текущем периоде анализа с учетом рекомендаций, что больше отчетного
года на 327 тыс. руб. в денежной форме или на 6,08% в относительном выражении. Положительным моментом будет являться повышение рентабельности.
Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4ч. Ч.1 [Электронный
ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. от 31.01.2016. // Справочная
правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
2 Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2ч. Ч.2 [Электронный
ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 №117-ФЗ ред. от 05.04.2016, с изм. от
13.04.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016. // Справочная правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 30.12.2015. // Справочная правовая
система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 №14-ФЗ ред. от 29.12.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5 Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 9/99 «Доходы организаций»
Электронный ресурс: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от
06.05.1999 № 32н, ред. от 06.04.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организаций» Электронный ресурс: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от
06.05.1999 № 33н ред. от 06.04.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7 Бабо, А. Прибыль / А. Бабо; Пер. с фр.; Общ.ред. и ком. В.И. Кузнецова. - Москва: Процесс, 2013. - 175с.
8 Баканов, М.И. Экономический анализ в торговле / М.И. Баканов, И.
М. Дмитриева, Л. Р. Смирнова. – Москва: Финансы и статистика, 2013. – 400с.
9 Батраева, Э.А. Экономика предприятия общественного питания: учебное пособие / Э.А., Батраева; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск,
2010. - 592с.
10 Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. – Киев: Ника-Центр,
2014. – 752с.46
11 Горбачева, Л.А. Анализ прибыли и рентабельности / Л.А. Горбачева. –
Москва: Экономика, 2013. – 95с.
12 Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие
/ В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. – Москва: КноРУС, 2012. –
408с.
13 Иванов, Г.Г. Экономика торгового предприятия / Г.Г. Иванов. –
Москва: Академия, 2010. – 320с.
14 Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие /
С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначникова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. –
Минск: Новое знание, 2009. -240с.
15 Макконелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.
Т.2; пер. с англ. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. - Москва: Республика, 2012. - 400с.
16 Суслова, Ю. Ю. Доходы предприятия торговли: учебное пособие /
Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко. - М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. унт, 2014. -136с.
17 Терещенко, Н.Н. Доходы и прибыль предприятия торговли: учебное
пособие / Н.Н. Терещенко, Ю.Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг-экон., ин-т.-
Красноярск, 2004. - 272с.
18 Терещенко, Н.Н. Планирование деятельности торгового предприятия:
учебное пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск: Универс, 2005. -112с.
19 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 2014. - 564с.
20 Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник
/ Под ред. А.Н. Соломатина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 560с.
21 Экономика предприятия торговли: учеб. пособие, В 2ч. Ч.2 / Ю. А.
Александров [и др.]; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2002. - 171с.
22 Экономика предприятия: учебное пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.В. Фролова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2007 – 128с.