Введение 3
1 Конвергенция как актуальный процесс развития российской печати 6
1.1 Понятие конвергенции 6
1.2 Теоретические аспекты изучения конвергенции 12
1.3 Специфика конвергентных процессов в современной
российской печати 15
2.1 Типологическая характеристика районного издания «Заря Енисея» 26
2.2 Содержательные и жанровые изменения в материалах издания 33
2.3 Конвергенция в управлении редакцией издания 47
Заключение 64
Список использованных источников 70
Приложение А Сравнительный анализ традиционных и конвергентных СМИ 75
Приложение Б Взаимодействие журналистики, рекламы и PR в рамках интернет-портала СМИ 76
Приложение В Конвергенция рекламной деятельности СМИ 77
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью подробного рассмотрения особенностей конвергентных процессов в журналистских материалах издания.
За последнее десятилетие в России и за рубежом появилось немало конвергентных редакций. Осмысление конвергенции в журналистике опирается на понимание процессов, которые сейчас переживает медиабизнес: дерегуляция, приватизация, монополизация - создание могущественных медиагрупп, которые представляют собой сеть различных медиа. Чем крупнее масштаб информационной империи, тем больше шансов использовать самые разные платформы для создания одного и того же информационного продукта.
Под конвергенцией в средствах массовой информации понимается взаимовыгодное сотрудничество между конкретными организациями: газетами, каналами, радио, а медиаконвергенция в большей степени понимается как совокупность технических процессов - объединения видео, аудио во всей совокупности технических проявлений с платформой интернета.
Поскольку процессы конвергенции, которые протекают внутри конкретной редакции газеты, канала или радиостанции носят организационно¬управленческий и интегративный характер и определяют характер создаваемого контента, то конвергентное СМИ является это структурно сложным объектом.
Правомерно рассматривать конвергенцию как взаимопроникновение технологий, в результате которого возникла возможность одновременно использовать текстовую, графическую формы подачи информации, а также аудио- и видеоинформацию.
Цель работы состоит в выявлении и анализе основных критериев и методов определения особенностей конвергентных процессов в журналистских материалах издания «Заря Енисея».
Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- изучить конвергенцию, как актуальный процесс развития средств массовой коммуникации: теоретические аспекты,
- рассмотреть теоретические аспекты изучения конвергенции,
- изучить специфику конвергентных процессов в современной российской печати,
- дать типологическую характеристику районного издания»Заря Енисея»,
- изучить тенденции содержательно-стилистических и жанровых изменений в материалах издания «Заря Енисея».
Объектом исследования в данной работе является анализ изучения особенностей конвергентных процессов в журналистских материалах издания.
Предметом исследования являются отношения и методы оценки, используемые в процессе изучения особенностей конвергентных процессов в журналистских материалах издания.
Теоретической базой данной работы послужили публикации различных авторов, периодическая литература, информационные ресурсы интернет по вопросам изучения особенностей конвергентных процессов в журналистских материалах издания.
Методология исследования. Общеметодологическую базу данного исследования составляет диалектический метод, требующий рассмотрения предмета в его непрерывном развитии, изменении и связях с другими явлениями. Применяется традиционный для такого рода исследований логико¬теоретический метод, базирующийся на проверенных практикой положениях историко-материалистического учения об особенностях конвергентных процессов в журналистских материалах издания.
Практическая значимость работы. Материалы, изложенные в данной работе, могут быть использованы в учебно-образовательной деятельности по теме выполненного исследования.
Структура работы обусловлена определенными целями и поставленными задачами исследования.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель и раскрываются задачи дипломной работы, определяется объект, предмет исследования, а также степень разработанности темы и методологическая основа.
В первой главе работы рассматриваются актуальные процессы развития современной российской печати, а именно: конвергенция, как актуальный процесс развития средств массовой коммуникации, теоретические аспекты изучения конвергенции, специфика конвергентных процессов в современной российской печати.
Вторая глава посвящена исследованию конвергентных процессов в журналистских материалах издания «Заря Енисея», а именно: дается типологическая характеристика районного издания «Заря Енисея», рассматриваются тенденции содержательно-стилистических и жанровых изменений в материалах издания «Заря Енисея».
В заключение, в результате проведенного исследовании были сформулированы выводы.
Исходя из выше изложенного, следует отметить, что проведенное в рамках данной работы исследование позволяет делать выводы теоретического и практического плана.
В работе была достигнута поставленная цель - проведен анализ основных критериев и методов определения особенностей конвергентных процессов в журналистских материалах издания «Заря Енисея».
В пункте 1.1. данной работы, были рассмотрены теоретические аспекты конвергенции как актуальный процесс развития средств массовой коммуникации. Было отмечено, что активная интеграция различных видов СМИ и их составляющих сегодня определяется таким понятием как «конвергенция» - явлением, характерным для журналистики конца XX и начала XXI вв. Процессы конвергенции в научном знании сегодня усматривают в биологии, геологии, математике и других естественных науках.
Было определено, что понимание термина «конвергенция» в науке различно, свои особенности его детерминации и использования имеются и в журналистике. Существует целый ряд понятий, описывающих конвергентные процессы в системе масс-медиа: конвергентная журналистики, конвергенция СМИ, медиаконвергенция. В области теории массовых коммуникаций под конвергенцией СМИ в широком смысле все чаще принято понимать «процесс слияния всех СМИ в единое пространство». Существует также подход, согласно которому понятия «конвергенция СМИ» и «медиаконвергенции» можно считать тождественными, поскольку имеется в виду «смешение принципиально разных видов и жанров представления и подачи информации в одном издании.
Так же, можно утверждать, что современное СМИ имеет сложную структуру и стремится к техническому развитию. Поэтому под конвергентным СМИ все чаще принято понимать интернет-СМИ, в котором контент представлен с помощью различных медиаплатформ - вербального текста, фото, аудио, видео, графики и др.
В пункте 1.2. данной работы, были рассмотрены теоретические аспекты изучения конвергенции. Было определено, что конвергенция изменила лицо современной медиаиндустрии. Этому способствовала мощная концентрация, в результате которой заговорили о новых схемах речи. С экономической точки зрения концентрация означает инвестиции со стороны крупного бизнеса в небольшие предприятия с целью их развития.
Следует отметить, что конвергентная редакция, как правило, в своей работе использует системы управления контентом. Большим позитивом системы является наличие функции полуавтоматического макетирования, крайне популярного при аргументации кросс-медийной журналистике. Цифровая форма подачи информации, которая стала возможной с развитием компьютерной техники, полностью изменила природу медиа и заставила научное и практическое общество ввести в оборот, осмысливать и комментировать явление конвергенции.
В настоящий момент можно полностью или частично наблюдать глубокие трансформации, сопровождающие систему медиа в информационно-коммуникационной инфраструктуре.
В пункте 1.3. данной работы, была рассмотрена специфика конвергентных процессов в современной российской печати.
Было выделено несколько видов конвергенции в СМИ. Типологическая конвергенция чаще всего реализуется на сайтах редакций. Второй вид - технологический. Он характеризуется взаимопроникновением технологий воздействия: манипулятивных, собственно журналистских, публицистических (языковых), психологических, PR, рекламных. Третий - жанровый, когда наблюдается слияние элементов форм подачи материала: информация, комментарий к ней, актуальное интервью. Четвертый уровень - смысловой. Смысловая конвергенция относится к сфере изучения диалогики текста. Было отмечено, что объединение СМИ на одной технологической платформе означает унификацию их содержания. В данном случае это означает поток единообразной информации, предназначенный как для интернет-издания, так и для печатной версии, а также, подразумевает наличие общих стандартов и требований, предъявляемых к готовым материалам, что непременно ведет к слиянию на жанровом уровне.
Следует отметить, что язык современных интернет-СМИ, т.е. язык мультимедиа сам по себе является результатом процесса конвергенции. Различные изменения и новые тенденции развития интернет-версий традиционных СМИ показывают, что идет процесс приспособления разных форматов друг к другу, взаимовлияния и взаимопроникновения.
В п. 2.1. работы была изучена типологическая характеристика районного издания «Заря Енисея». Газета «Заря Енисея»является общественно¬политической местной газетой. Издаётся с1 января 1980 года в городе Лесосибирске, является одной из старейших газет в городе.
«Заря Енисея» - является еженедельным изданием. Газета является официальным публикатором городского Совета и администрации Лесосибирска.
Газета является основным источников информации о жизни города. Некоторые материалы набраны на подожках серого цвета, что позволяет разделять материалы визуально. Цветовое оформление имеют полосы, на которых размещена рубрика «Социум», и полосы, отведенные для рекламных объявлений.
Было определено, что главной особенностью интернет-версии «Зари Енисея» является ее четкая структурированность и разграничение на разделы и подразделы. Что касается визуального оформления сайта, то оно перекликается с оформлением печатной версией. На сайте использованы удобные для чтения шрифты без засечек. Заголовки отличаются от основного текста размером. Качество собственных роликов не уступает по качеству съемки и монтажа профессиональным. Электронную версию газеты можно просматривать в форматах smart, RSS, WAP, а также получая рассылки на электронную почту и в социальных сетях Вконтакте и Facebook (новая услуга).
Таким образом, контент, представленный на сайте газеты «Заря Енисея», позволяет максимально полно раскрыть суть новостной истории. Статьи на сайте проиллюстрированы, снабжены видеороликами, есть перекрестные ссылки, что позволяет получить дополнительную информацию о событии.
В п. 2.2. настоящей работы были исследованы тенденции содержательно-стилистических и жанровых изменений в материалах издания «Заря Енисея».
Проанализировав текстовые новостные сообщения, размещенные на сайте онлайн издания «Заря Енисея» по критериям структурирования, жанровых особенностей и стилистики подачи материала, можно выявить структурно-композиционные характеристики информации, размещенной на сайте и в офлайн версии издания.
В структуру сообщений входят заголовок, лид-абзац, основная часть и заключение. Второй частью структуры текстового сообщения является лид- абзац. Согласно определению, это первый абзац, который включает основную информацию относительно статьи. Основная часть текстового сообщения онлайн издания онлайн издания «Заря Енисея» достаточно разнообразна. По структуре здесь нет определенного стандарта. Это могут быть как информационные сообщения объемом 2-3 абзаца, так и тексты, содержащие 22 абзаца. Текст представляет собой самостоятельное журналистское произведение. Это гибрид новостного сюжета и информационной заметки. Заключение размещенных материалов издания «Заря Енисея» - это отдельный абзац, расположенный в конце текста.
Таким образом, текстовое сообщение онлайн издания «Заря Енисея», размещенное в ленте новостей, имеет композицию со стандартными элементами: заголовок, лид-абзац, основная часть и заключение.
Самым распространенным информационным жанром онлайн издания «Заря Енисея» является заметка, для написания которой необходим событийный повод.
творчества, однако наибольшее количество материалов сайта представлено в форме заметок (в основном новостных), что соответствует формату работы издания. Жанровая стилистика регионального издания «Заря Енисея» подвержена общим тенденциям трансформации, цель которой - изменение формы и характеристик трансформируемого предмета, становится ведущей в процессе становления жанровой системы СМИ.
Предложенный перечень рекомендаций на этапе применения технологий конвергенции в издании «Заря Енисея» позволит избежать распространенных ошибок, структурирует контент, сделает структуру сайта более компактной и функциональной, позволит получить дополнительные доходы от повышения посещаемости и роста доходов от размещения рекламных материалов.
В п. 2.3. работы была дана характеристика конвергенции в управлении редакцией издания «Заря Енисея».
Было определено, что на современном этапе сложились различные структуры организации труда в редакциях. Исследуя принципы работы в редакциях, выделяет два понятия: «интегрированная редакция» (объединение в одном пространстве журналистов и редакторов интернет-отдела и газетной редакции) и «мультимедийная редакция» (объединения в одном пространстве различных СМИ с вещательными ресурсами).
Появление конвергентных редакций требует внесения корректировок в производственный процесс создания новостей. О конвергенции в редакции газеты «Заря Енисея» впервые зашла речь в 2008 году. В 2009 году появился сайт газеты. С тех пор и до настоящего времени процесс конвергенции идёт не только собственно в издании, но и в редакции газеты. Процесс конвергенции происходил в рассматриваемом издании постепенно. Первоначально интернет- сайт газеты представляли собой именно её интернет-версию с перепечаткой статей и фотографий из основной версии издания. Однако к 2013 году пришло понимание того, что интернет - особенная среда, для которой свойственен особенный язык и особенный контент. Именно тогда произошёл поворот к подлинной мультимедийности, когда пользователь получает нечто большее, чем простой повтор того, что он мог бы прочитать в газете.
Следует отметить, что в газете постепенно вводились в процесс взаимодействия с аудиторией новые технологии информации и коммуникации, отвечая на потребность читателя быть не пассивным созерцателем, а активным пользователем.
Таким образом, для внедрения конвергированного продукта понадобилось не только время, но и финансовые вложения. В целом можно сказать, что качественные изменения современной медийной сферы, предопределенные ее технологическими преобразованиями, такими как компьютеризация, дигитализация, освоение интернета и другие, привели к существенной трансформации творческих методов и приемов веб-журналистики.
1 Алекс, И. Краткое введение в экономику внимания. / И. Алекс // Компьютерра. - 2013. - №10. - С.42-50.
2 Алиева, Н.З. Синергетика как интегратор науки и технологий / Н. З. Алиева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 63¬69.
3 Амзин, А. Медиаконвергенция и тенденции развития новых медиа (Медиаконвергенция, которая изменила мир) / А. Амзин // Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции - М., 2014. - С.12-17.
4 Антонова, В.И. Трансформация типологической и жанровой систем в современной журналистике (по материалам печатных изданий Поволжского региона): дис. ... доктора филол. наук: 10.01.10 / Антонова Вера Ивановна. - Мордовский гос. ун-т., 2006. - 248 с.
5 Бабина, К.А. Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды (на примере Оренбургской области) /
К. А. Бабина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2014. - №3. - С. 45-49.
6 Балмаева, С.Д. Многозадачное поколение, дефицит внимания и конвергенция / С. Д. Балмаева // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2014. - С. 51-55.
7 Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова - М.: Юрайт, 2014. - 269 с.
8 Баранова, Е.А. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных
редакциях (по результатам исследований 2009-2012 гг.) [Электронный ресурс] /Е. А. Баранова // Медиаскоп. - 2013. - № 1. - Режим доступа:
http://mediascope.ru/node/1275
9 Беспалова, А.Г. История мировой журналистики: учебное пособие / А. Г. Беспалова - М.: Издательский центр «МарТ», 2014. - 432 с.
10 Бредшоу, П. СМИ 21 века [Электронный ресурс] / П. Бредшоу /
Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/54706/(дата обращения 05.04.2016)
11 Вартанова, Е.Л. Конвергенция как фактор преобразования медиасистем: учебное пособие / Е. Л. Вартанова - М.: Аспект пресс, 2014. - 320 с.
12 Вартанова, Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова / Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf(дата обращения 10.04.2016)
13 Градюшко, А.А. Интернет-версия районной газеты в условиях
конвергенции медиапространства [Электронный ресурс] / А. А. Градюшко // Vesnik Hrodzenskaha Dziarzhaunaha Universiteta Imia Ianki Kupaly. Seryia 3. Filalohiia. Pedahohika. Psikhalohiia. - Минск: БГУ, 2015. - С. 33-39. - Режим досупа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/113131/1/Hradziushka_Hrodna_2015.pdf
14 Добреньков, В.И., Кравченко, А. И. Социология: учебное пособие. / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. - М.: Инфра-М, 2014. - 624 с.
15 Егоров, В.В. Теория и практика советского телевидения / В. В. Егоров. - М.: Высшая школа, 1980. - 288 с.
16 Жинжина, Т.Ю. Конвергенция как тренд развития современного радио: учебное пособие. /Т. Ю. Жинжина, Е. В. Олешко - Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 1. - С. 82-86.
17 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой - М.:, 2010. - 200 с.
18 Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под. ред. М. М. Лукиной - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 348 с.
19 Йоргенсен, Т. Как в Дании создают мультимедийные лонгриды (Редакторский портал). [Электронный ресурс] / Т. Йоргенсен / Режим доступа: http://redactor.in.ua/ru/practice/6164.Kak_v_Danii_ sozdayut_mult (дата обращения 12.04.2016)
20 Калмыков, А.А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности / А. А. Калмыков // Вестник электронных и печатных СМИ. - 2011 - № 16. - С. 59-63.
21 Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров. / Л. Е. Кройчик - СПб.: Знание, 2011. - 430 с.
22 Лозовский, С.А. Мировое профессиональное движение до и после войны. / С. А. Лозовский - М.: Вопросы труда, 1925. - 363 с.
23 Маркова, В.Д. Конвергенция новинок. / В. Д. Маркова // Инновации. - 2014. - №3. - С. 15-20.
24 Мельник, Г.С., Тепляшина, А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. Краткий курс. / Г. C. Мельник, А. Н. Тепляшина. - М.: Культурология, 2010. - 272 с.
25 Мирошниченко, А. Во что вовлекают человека новые медиа? [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // Слон.ру. - Режим доступа: http://slon.ru/calendar/event/1092196/
26 Новый формат отношений - работать или зарабатывать: особенности трудовых правоотношений в конвергентной редакции обсудили за круглым столом в Брянске [Электронный ресурс] // Петровские вести. - 2015. - 15 декабря. / Режим доступа: http://www.petervesti.ru/news/34268/(дата обращения 12.04.2016)
27 Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2013. - 615 с.
28 Пенчилова, Д. Конвергенция в интернет-СМИ: мировой опыт, основные тренды развития и реализация (на примере сайта РИА Новости) / Д. Пенчилова // Интернет и интерактивные электронные медиа. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2012. - С. 139-164.
29 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития (отраслевой доклад) / Под общ. ред. В.В. Григорьева - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. - 126 с.
30 Сахаров, А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе /А. Д. Сахаров // Русская мысль. - 1968. - №6. - С. 28-32.
31 Сахаров, А.Д. Теория конвергенции. Идеология политической конвергенции в 1960-1970-е годы. Сборник сочинений. / А. Д. Сахаров - М.: Знание, 2011. - 256 с.
32 Сибирякова, Е.А. Конвергенция и медиа-трансформации. К вопросу о мультипликативной связи / Е. А. Сибирякова // Бюллетень науки и практики. 2016. - №1. - С.61-70.
33 Сидорская, И.В. Теория коммуникации: учеб.-метод. комплекс для студентов фак. журналистики, обучающихся по спец. 1-23 01 07- 01 «Информация и коммуникация (технологии коммуникации)» / И. В. Сидорская - Мн.: БГУ, 2008. - 163 с.
34 Силантьева, О. Конвергентная редакция (Материалы
Дальневосточного медиасаммита) [Электронный ресурс] / О. Силантьева / Режим доступа: http://mediasummit.primorsky.ru/2014/1402471852(дата обращения 10.04.2016)
35 Тертычный, А.А. Антикоррупционные журналистские расследования на региональных сайтах / А. А. Тертычный // Вестн. Моск. у-та. Сер. 10. Журналистика, 2015. - №1. - С.96-99.
36 Удалова, Т. В. Конвергентная редакция как новый тип редакции для СМИ Амурской области /Т. В. Удалова // Вестник Амурского государственного университета. Вып. 56: Сер. Гуманитар. науки. - 2012. - С. 17-24.
37 Уразова, С. Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс- медиа в цифровой среде. Теоретический аспект / С. Л. Уразова // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - №5 (1). С. 291-294.
38 Хелемендик, В.С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ / В. С. Хелемендик // Проблемы современного образования. - 2013. - №3. - С.106-121.
39 Шеремет, В.В. Типология медиаконвергенции. / В. В. Шеремет. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. - №1. - С. 85-87.
40 Шестеркина, Л.П. Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: монография. / Л. П. Шестеркина. - М.: РЕКПОЛ, 2012. - С. 32-35.
41 Шибут, И. Конвергенция средств массовой информации как тенденция развития современных СМИ. / И. Шибут. - Минск: БГУ, 2013. - 356 с.
42 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. /У. Эко - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2006. - 432 с.