Введение 5
ГЛАВА 1. Особенности демографического процесса в России 9
1.1. Социальные демографические процессы 9
1.2. Российская демографическая ситуация 14
1.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая социально-демографическую политику 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. Оценка территориальных особенностей демографической политики и демографических процессов в городе Рязани 36
2.1. Характеристика муниципального образования - городского округа город Рязань 36
2.2. Анализ демографических особенностей города Рязани 40
2.3. Особенности социальных демографических процессов в исследуемом муниципальном образовании 48
Выводы по второй главе 63
ГЛАВА 3. Совершенствование системы управления демографическими процессами 66
3.1. Проблема эффективного управления демографическими процессами 66
3.2. Комплекс мер социальной защиты жителей города Рязани 67
3.3. Совершенствование демографической и семейной политики города Рязань 76
Выводы по третьей главе 90
Заключение 94
Список используемой литературы 98
Приложения 104
...
перспективной экономической модернизации экономики ограничителем может стать уменьшение численности населения трудоспособных возрастов, дефицит рабочих кадров и общее сокращение трудовых ресурсов.
Проблемы демографического развития актуальны как для России в целом, так и для ее отдельных регионов, в том числе и для Рязанской области.
На современном этапе развития российского общества необходимо научное осмысление новых демографических реалий, их всесторонний анализ, в целях поиска решений по улучшению воспроизводственных процессов как в стране в целом, так и в Рязанской области.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Целью курсовой работы является анализ системы управления демографическими процессами в городе Рязани и разработка предложений по совершенствованию демографической политики.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
изучить теоретические особенности демографического процесса в России;
изучить основную нормативно-правовую базу, регламентирующую социально-демографическую политику в стране;
проанализировать демографические процессы в муниципальном образовании;
представить оценку территориальных особенностей демографической политики и демографических процессов в исследуемом регионе;
на основании проведенного анализа разработать предложения по улучшению сложившей ситуации.
Объектом исследования выступает сложившаяся демографическая ситуация в городе Рязани и Рязанской области.
Предметом исследования являются управленческие демографические процессы и особенности их совершенствования.
Степень разработанности проблемы. В целом, исследованию демографических изменений посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии и др. За последние годы накоплен большой эмпирический материал. В то же время следует отметить, что публикации по данной проблеме носят преимущественно общетеоретический характер и слабо связаны с проблемами демографии исследуемого ...
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX в., во второй половине которого ежегодно рождалось 2-2,5 млн., а умирало 1-1,5 млн. человек. С 1992 г. началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирало более 2 млн. человек, что в расчете на тыс. человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождалось в этот период 1,2-1,5 млн. человек.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн. человек. В период с 1993-2009 гг. естественная убыль населения России составила более 12,5 млн. человек. Миграционные процессы из ближнего зарубежья компенсировали лишь половину естественной убыли. Т.е. Россия потеряла около 4% населения.
Сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения России ограничивает возможности развития и обеспечения национальной безопасности страны. Для консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Указом Президента РФ в октябре 2007 г. утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, целями которой являются:
1) стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек;
2) повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет.
Проблемы демографического развития актуальны как для России в целом, так и для ее отдельных регионов, в том числе и для Рязанской области. Численность населения за последние 17 лет сократилась на 12,5%. Общая численность населения Рязанской области на 01.01.2008 г. составляла 1172325 человек, или 0,82% от населения РФ. Демографическая ситуация, сложившаяся в области, характеризуется сложными процессами в развитии населения. Тенденции социально-экономического развития существенно повлияли на качественные и количественные характеристики демографических процессов в Рязанской области.
Уровень рождаемости в Рязанском регионе 1,21 на одну женщину, это ниже общероссийского показателя 1,34, и гораздо ниже уровня, необходимого для обеспечения простого ...
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 24.07.2009) // «Собрание законодательства РФ», 21.09.1998, № 38, ст. 4736.
3. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) // «Российская газета», № 118-119, 23.06.2001.
4. Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.05.2001) // «Парламентская газета», № 114-115, 23.06.2001.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (принят ГД ФС РФ 26.04.1995) // «Российская газета», № 99, 24.05.1995.
6. Закон Рязанской области от 01.11.2007 № 159-ОЗ (ред. от 02.12.2009) «Об утверждении областной целевой программы «О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2008 - 2010 годы» (принят Постановлением РОД от 17.10.2007 № 648-IV) // «Рязанские ведомости», № 307, 08.11.2007.
7. Закон Рязанской области от 29.12.2004 № 170-ОЗ (ред. от 24.07.2009)»О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (принят Постановлением РОД от 29.12.2004 № 1390-III) // «Рязанские ведомости», № 274-275, 30.12.2004.
8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 18.05.2009, № 20, ст. 2444.
9. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Парламентская газета от 16 октября 2007 г. № 134.
10. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р «О концепции демографического развития РФ на период до 2015 г.» // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Гарант».
11. Распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 1090-р «О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 сентября 2001 г., № 36, ст. 3600.
12. Распоряжение Губернатора Рязанской области от 26.07.2006 № 265-рг «О Концепции демографического развития Рязанской области на период до 2015 года» // «Рязанские ведомости», № 184-185, 01.08.2006.
13. Распоряжение Губернатора Рязанской области от 23.05.2007 № 224-рг «Об одобрении Концепции семейной политики Рязанской области на 2007 - 2015 годы»
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» // «Российская газете» от 11 октября 2006 г. № 227.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. № 625 «О целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы» (с изменениями от, 23.10.2002) // «Собрание законодательства РФ», 11.09.2000, № 37, ст. 3712.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6. «О Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» (с изменениями от 26.07.2004 // Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 185, в «Российской газете» от 14 февраля 1996 г. № 30.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. № 790 «О Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)» (с изм. от 21.10.2004) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, № 49, ст. 4620.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 г. № 1032 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» (с изм. от 22.09.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 сентября 1996 г., № 37, ст. 4300.
19. Устав (Основной Закон) Рязанской области от 18 ноября 2005 г. № 115-ОЗ (принят постановлением Рязанско...