Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СИМВОЛА МЕЧА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №17572

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы22
Год сдачи2011
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
551
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В современной социокультурной ситуации, определяемой постоянно увеличивающимся объемом информационных потоков, проявляются проблемы, связанные с регулированием семиотических взаимодействий. Вместе с тем, в эпоху информационного общества надежды на избавление от проблем экологической безопасности, военной угрозы и отчуждение человека от интеллектуальных завоеваний не оправдались. Эти проблемы приобрели новое качество: проблемы безопасности стали проблемами информационной безопасности, военные действия сопровождаются семиотической агрессией, а обращение к культурному наследию требует нового качества в отношении к информационным ресурсам. Агрессивность семиотической среды обитания человека диктует новые правила, по которым человек должен уметь считывать преподносимую ему информацию, и новую степень ответственности за личный выбор образа жизни в условиях дифференциации культурных ролей.
Актуальность темы диссертационной работы определяется тем, что исследования роли символа в информационном обществе на сегодняшний день имеют немалую значимость. В контексте этой проблемы в диссертации исследуется роль и действие символа такого предмета, который утратил свои утилитарные качества в культуре - символ меча в современной культуре.
Принадлежность меча к культуре обусловлена его присутствием во всех культурных жанрах и в хранилищах культурной памяти. Утрата утилитарного значения меча не прекратила его присутствия в культурных формах, а определила его существование как символа. При этом символ меча актуализирован во многих молодежных субкультурах. Примером чему являются многочисленные общества реконструкторов истории, молодежные объединения (фэнтези, анимэ, ролевики etc.). Социологические исследования фиксируют системообразующее присутствие меча в семиотических выражениях маргинальных молодежных объединений.
Таким образом, меч, уйдя из действительности практической, тем не менее, живет в действительности достаточно большого числа людей как символ и артефакт. Его значение и роль на семиотическом уровне практически не меняется. Выяснению причины и необходимости такой неизменности присутствия символа меча посвящено диссертационное исследование, основная интенция которого выражена в вопросе: «что дает такой архаичный предмет человеку в современном информационном обществе и почему неизбывно его присутствие в культуре не только в качестве оружия».
Степень разработанности темы. Исследование проблемы воздействия и роли символов меча неизбежно опирается на большой пласт литературы. Достаточно внушительная часть источников посвящена истории оружия, его классификации и существования в культуре. Необходимо сразу оговориться, что зачастую мечи исследуются неразрывно от техники их использования - фехтования. В контексте нашего исследования важен аспект, связанный с теми требованиями, которые предъявляются к индивиду и сама практика владения
мечом - фехтование. Так как это не просто техника боя, но воспитание определенных необходимых личностных качеств.
Труды зарубежных (Р. Бертон, П. фон Винклер, В. Гехайн, Т. Лайбле, П. Коннолли, М.Д. Коэ, Э. Норт, Э. Окшотт, Т. Ричардсон, Д. Дж. Ла Рокка, К. Спринг, Ф. Уилкинсон, Э. Хадинг, В. Харрис, А. Хаттон и др.) и отечественных (Ю.Г. Гуревич, А.А. Маслов, С.В. Мишенев, А.Д. Мовшович, К.С. Носов, В.В. Тараторин, Д.А. Тышлер и др.) исследователей рассматривают, прежде всего, тактико-техническую эволюцию оружия как предмета, историю владения им (фехтования), практические особенности.
В историко-культурологическом ракурсе значение меча освещается большим количеством зарубежных (Г. Венделен, Ф. Кардини, Дж. Флори) и отечественных (Н.И. Басовская, В.А. Ведюшкин, А.В. Востриков, Я.А. Гордин и др) авторов.
В XIX веке, когда мечи уже были больше ярлыком и атрибутом, появилась наука - хоплология , которая является богатым полем для исследований вместе со смежными дисциплинами - психологией боевых действий, антропологией и военной историей. Предметность оружия изучена и продолжает исследоваться молодым научным направлением сегодня. Оружие и действия им представляют интерес для исследований и новых методик, теорий, открытий в этой области.
Перечисленные исследовательские направления охватывают всю историю холодного оружия и представляют различные классификации мечей, тактику и технические особенности производства, владения и обращения с ним. Таким образом меч как артефакт изучен подробно.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении диссертации подводятся итоги, формулируются основные выводы работы, указываются перспективы дальнейших исследований, связанные с выяснением информационных механизмов символизации властных отношений, вызывающих в современной культуре эффект «дегустации ценностей».


1. Горбулёва М.С. Символико-ритуальные характеристики меча в современной культуре // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. Вып. 11 (74). Серия: Гуманитарные науки (философия). С. 89-91.
2. Горбулёва М.С. Модель множественных воплощений символа в информационных процессах социокультурных систем (на примере символизма меча) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. В. 1 (75). Серия: Гуманитарные науки (философия). С. 104-109.
3. Горбулёва М.С., Шабанов Л.В. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации // Высшее образование в России. № 9, 2008. С. 109-113.
4. Горбулёва М.С. Оружие символа и символ оружия: семиотические границы образования // Высшее образование в России. № 10, 2009. С. 99-102.
5. Горбулёва М.С. Функции меча как модели поведения в системе культуры // Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. - Томск: Издательство ТГПУ, 2007. С. 50-52.
6. Горбулёва М.С. Меч как дегустация свободы // Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. - Томск: Издательство ТГПУ, 2008. С. 108-113.
7. Горбулёва М.С. Социокультурные основания реконструкции символов меча и фехтования // Наука и образование в культуре и обществе: Международная научно-практическая конференция. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2008. С. 106-110.
8. Горбулёва М.С. Человек и меч // Конструирование человека: Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. Т. 1. Ч. 2. Томск: Издательство ТГПУ, 2008. С. 18-21.
9. Gorbouleva. M.S. Sword as a symbol of death // Construction of a Man: Reports of All-Russian scientific conference with international participation. In 2 Vol. / Tomsk: TSPU Press, 2008. Vol. 2. P. 34-36.
10. Горбулёва М.С. Образ меча: предметность и символика в современности // Конструирование человека: Сборник статей. - Томск: Издательство ТГПУ,
2008. С. 20-54.
11. Горбулёва М.С. Восприятие символа как феномен дегустации культуры // Конструирование человека: сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием. - Томск: Издательство ТГПУ, 2009. С. 69-72.
12. Горбулёва М.С. Интерпретации символики меча в современности // Системы и модели: границы интерпретаций: Сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием. - Томск: Издательство ТГПУ, 2010.
С. 88-90.
13. Горбулёва М.С. Специфика семиотики меча в современности: срыв адаптации и дегустация // Труды института теории образования ТГПУ / Под. ред. В.И. Ревякиной. Вып.5. - Томск: Издательство ТГПУ, 2010. С. 83-86.
14. Горбулёва М.С. Символика меча в современной культуре: конструирование феномена дегустации реальности: феномен дегустации // Конструирование человека: Сборник трудов IV Всероссийской научной конференции с международным участием: в 2 т. Т. 1. - Томск: Издательство ТГПУ, 2011. С. 164-168.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ