Введение
ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Историография исследований в области общего образования 11
1.2. Историография исследований в области высшего педагогического образования 14
ГЛАВА II. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В УЧИТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ (1939-1953 ГГ.) 28
2.1. Структура и кадровый состав преподавателей 28
2.2. Учебная и научно-исследовательская работа 34
2.3. Аудиторная и воспитательная работа. Бытовые условия 39
ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В БГПИ В 1952-1979 ГГ. 42
3.1. Структура и кадровый состав преподавателей 42
3.2. Учебная и научно- исследовательская работа 45
3.3. Аудиторная и воспитательная работа. Бытовые условия 48
ГЛАВА IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В БГПИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В 1980-1991 ГГ. 54
4.1. Структура и кадровый состав преподавателей 54
4.2. Учебная и научно- исследовательская работа 57
4.3. Внеаудиторная и воспитательная работа. Бытовые условия 58
ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ АГГПУ ИМ. В.М. ШУКШИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 61
5.1. История образования как элемент краеведческой работы 61
5.2. Методологические возможности использования элективного курса в общеобразовательных учреждениях 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Актуальность темы. В современных условиях перехода наиболее развитых в экономическом плане стран мира на качественно новый, инновационный уровень развития формируются новые модели национальных инновационных систем, направленных на максимальное использование имеющихся у государства конкурентных преимуществ. Наряду с природными ресурсами - одними из сложившихся исторических преимуществ в России, являются наука и образование, которые после реформ Петра I всегда
выполняли ключевую роль в обеспечении экономического роста и безопасности страны.
Современное развитие страны в целом и высшего образования и науки, в частности, во многом определено социальным заказом. Традиции российского высшего образования и науки столь глубоки и самоценны в культурном отношении, что без их учета, без знания предыдущего опыта невозможно успешное решение коренных проблем современного высшего образования и науки. В этой связи наибольшую значимость приобретают вопросы соотношения традиций преемственности - с одной стороны и инноваций - с другой, в формировании концепции высшего образования. Обращение к историческому опыту организации высшего педагогического образования в АГГПУ им. В.М.Шукшина, как одному из ведущих образовательных центров Сибири, является актуальным в силу того, что в предшествующий период были, не только выработаны модели высшего образования, но и найдены кратчайшие пути внедрения научных разработок в практику.
В то же время осмысление собственной истории неизбежно приводит к изучению отдельных составляющих научно-образовательного комплекса. Образовательное учреждение, как уникальная форма консолидации ученых и педагогов, становления и развития научных школ и направлений, представляет интерес как особое сообщество регионального социума.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью на современном этапе развития российского общества обратиться к советскому опыту организации и развития педагогической науки и практики на примере одного из образовательных учреждений страны - АГГПУ им. В.М. Шукшина, с целью извлечения из него ценного опыта и необходимых уроков, которые следует не только изучать, но и использовать.
Изученность темы. Феномен научно-образовательного комплекса имеет богатую историографию. Обширная литература посвящена как общим вопросам развития образования в России и СССР, так и истории отдельных образовательных учреждений. В связи с тем, что в настоящей работе анализу историографии посвящена отдельная глава, во введении этот раздел не дублируется.
Целью работы является история АГГПУ им. В.М. Шукшина в контексте социокультурного развития Алтайского края в 1939-1991 гг. и разработка материалов для использования в образовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели в данной работе последовательно решаются следующие задачи:
- раскрыть историографическую базу исследований по истории образовательных учреждений;
- рассмотреть начальный этап высшего педагогического образования в г. Бийске;
- изучить подготовку педагогических кадров в БГПИ в 1953-1979 гг.;
- исследовать образовательный процесс в БГПИ в контексте социокультурных трансформаций советского общества в 1980-1991 гг.;
- разработать возможные варианты использования материалов по истории АГГПУ им. В.М. Шукшина в образовательных учреждениях.
Объектом исследования является социокультурные и образовательные процессы в Бийском регионе в 1939-1991гг.
Предметом данной работы являются становление и развитие высшего педагогического образования в Бийске и использование материалов по истории АГГПУ им. В.М. Шукшина в образовательных учреждениях.
Территориальные рамки исследования охватывают Бийский регион Алтайского края.
Хронологические рамки работы: 1939-1991гг. Нижние рамки исследования обусловлены созданием Бийского учительского института. Верхние хронологические рамки связаны с радикальной трансформацией российского общества в 1991 г.
Методологической основой исследования явились два первостепенных принципа исторического исследования: историзма и системности. Историзм, требующий рассмотрения любого явления в контексте его эволюции, то есть в развитии и динамике количественных и качественных изменений, позволил выявить общие закономерности и особенности развития АГГПУ им. В.М. Шукшина. Принцип системности предусматривает комплексность анализа и выявление взаимосвязей объекта исследования с социокультурной средой его существования. Он дал возможность раскрыть взаимосвязи научных исследований и образовательной практики в АГГПУ им. В.М.Шукшина с развитием образования и науки в Алтайском крае и России.
Методы исследования. В работе был использован структурно-функциональный метод, согласно которому история АГГПУ им. В.М.Шукшина была изучена как самостоятельный элемент региональной социальной и образовательной системы.
Биографический метод позволил более детально изучить происходившие события через судьбы людей, которые были связаны с АГГПУ им. В.М.Шукшина в рассматриваемый период.
Сравнительно-исторический метод дал возможность вскрывать сущность изучаемых явлений по сходству и различию присущих им свойств, проводить сравнение в пространстве и времени, выявить общее и особенное в развитии науки и образования в вузе в различные периоды в сравнении с другими образовательными учреждениями. С помощью данного метода были охарактеризованы различия в вопросах организации учебно- воспитательного процесса и исследований в АГГПУ им. В.М. Шукшина на разных хронологических этапах и сделано сопоставление с другими учреждениями высшего образования.
При определении различных количественных и качественных характеристик АГГПУ им. В.М.Шукшина, научных исследований, подготовки кадров широко использовались статистический метод и историко-социологический анализ.
Обзор источников. В данной работе за основу взята распространенная структурная схема деления источников на типы, группы и виды, согласно которой высшей иерархической ступенью является деление всех источников на письменный и вещественный типы. Далее письменный тип источников подразделяются на документальную и повествовательную группы, которые, в свою очередь, распадаются на отдельные виды.
В составе документальной группы источников выделяются следующие виды: законодательный (Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР», Закон СССР от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»).
Использованы документы из архивного отдела администрации г. Бийска, фонд №214, опись 1, дела № 2-52 , в которых содержалась информация о работе, учебной части, кафедр, факультетов, приемной комиссии и др.
Также лаборатория этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ им. В.М. Шукшина располагала рядом документов, альбомов, писем выпускников, содержащих сведения о деятельности образовательного учреждения.
Повествовательная группа письменных источников разделяется на следующие виды:
1) статьи из периодической печати - «Бийский рабочий» с 1941-1985 гг., в которых отражена деятельность университета;
2) мемуары (воспоминания и записки ректора К.Г. Колтакова и других руководителей и преподавателей вуза).
3) тематические интервью выпускников АГГПУ им. В.М. Шукшина.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии была решена проблема реконструкции истории становления и развития в советский период Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета как центра педагогических исследований, подготовки специалистов и научных кадров. Выявлен и изучен процесс формирования и развития научных и педагогических школ и направлений, основные этапы деятельности института и показана тесная связь высшего образования и регионального сообщества. Кроме того, определены роль и место АГГПУ им. В.М. Шукшина в системе высшего образования и науки СССР. На примере данного учреждения, входившего в систему высшей школы страны, рассмотрены протекавшие в СССР социокультурные процессы. Работа написана на основе архивных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, восполняет существенный пробел в области изучения истории высшего образования. Кроме того, разработан проект, связанный с использованием материалов по истории АГГПУ им. В.М. Шукшина, в образовательных учреждениях.
Научная значимость темы диссертации определяется тем, что в ней реконструируется история становления и развития АГГПУ им. В.М.Шукшина, как уникального научно- образовательного центра подготовки высококвалифицированных педагогических кадров.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут использоваться для создания элективных курсов, для проведения краеведческой и профориентационной работы в образовательных учреждениях.
Структура исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, список источников и литературы и приложения. В основной части раскрывается теоретические и практические аспекты исследования и в хронологической последовательности освещается история АГГПУ им. В.М. Шукшина.
Апробация. Материалы исследования презентовались студентам ФИиП во время прохождения научно-педагогической практики. Кроме того, в электронном сборнике «Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XIX Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся» (Бийск, 2017 г.) опубликована наша статья «Первый выпуск естественно¬географического факультета АГГПУ им. В.М.Шукшина (1939-1941 г.)»
Значение и роль науки и образования в процессе перехода Российской Федерации на инновационный путь развития теоретически обоснованы в трудах ученых и подтверждены высшими государственными органами страны. В развитии инновационных процессов приоритетное значение имеют науки, которые, будучи направлены на выявление закономерностей развития, относительно к их конкретному использованию, выступают в качестве генератора идей, открывают пути в новые области знания. Исследования в области истории образования представляют собой неотъемлемую часть культуры и интеллектуального багажа нации.
Обращение к историческому опыту организации высшего педагогического образования в АГГПУ им. В.М. Шукшина, как одном из ведущих научно-образовательных центров Сибири, является актуальным в силу того, что в предшествующий период не только выработаны эффективные модели и механизмы интеграции науки, высшего образования, но найдены кратчайшие пути внедрения образовательных методик в практику.
Стране нужны высококвалифицированные педагогические кадры, призванные воспитать будущее поколение России. В этой связи ведется поиск путей совершенствования организации управления педагогическими учебными заведениями, аккредитации вузов, источников финансирования, повышения качества преподавания, и поэтому особенно важен опыт анализа исторических процессов, одним из которых является высшее педагогическое образование. Особого внимания требует историко-педагогический анализ образовательных процессов в Алтайском крае, и, в частности, изучение истории центров высшего педагогического образования.
В данной работе выявлен и изучен процесс формирования и развития научных школ и направлений в нашем вузе, определены основные этапы деятельности института и показана тесная связь науки и общества в области подготовки педагогических кадров. Кроме того, определены роль и место АГГПУ им. В.М.Шукшина в системе высшего образования и науки СССР. На примере этого учебного учреждения, входившего в систему высшей школы страны, рассмотрены протекавшие в СССР социокультурные процессы сквозь призму специфического регионального социума. Открытие в 1939 году в г. Бийске высшего педагогического учебного заведения связано с решением острейшей проблемы страны - неграмотности населения и отсутствия педагогических кадров. За годы существования высшее педагогическое образование в Алтайском крае справилось с поставленной проблемой, накопленный потенциал позволил пережить системный кризис в 1990-е гг. и адаптироваться к новым историческим реалиям современного общества. История вуза характеризуется открытием факультетов, созданием новых кафедр, деятельностью спортклубов и творческих обществ, расширением библиотеки, успешным развитием научно-исследовательской работы. Все эти результаты позволили институту в 2000 году стать Бийским государственным педагогическим университетом, а 2001 году университету было присвоено имя Василия Макаровича Шукшина. В том, что в 2005 году Бийск получил статус наукограда, немалая заслуга университета. Сегодня его так и называют - «вуз наукограда», вкладывая в это емкое понятие и завидную динамику роста, демонстрируемую университетом, и современное качество образования, и очевидные резервы развития.
За время его существования университет подготовил более 45 тысяч специалистов в области образования. Выпускников можно встретить не только в городах и селах Алтайского края, но и по всей России. Каждый из них является носителем истории, которая в настоящее время является основой для изучения социокультурных процессов высшего педагогического образования в Алтайском крае. Изучение истории образования способствует передачи всего того культурно-исторического опыта, накопленного за долгие годы развития университета, в ходе которого развивается личность, устанавливается ее позиция в мире, ее идеалы, образ мысли и формируется собственная система ценностей. Через образовательный процесс проходит каждый из нас, наше мироощущение во многом зависит от него, поэтому история образования - важнейший элемент, как глобальной истории, так и региональных и краеведческих исследований. Значение истории образования состоит не только в исследованиях событий прошлого, связанных с краем и городом, но и в популяризации полученных знаний и в профориентационной работе.
Архивный отдел администрации г. Бийска Ф. Р. - 214. Оп. 1. Д. 2. Архивный отдел администрации г. Бийска. Ф.Р. - 214. Оп.1. Д.2. Архивный отдел администрации г. Бийска. Ф.Р.-214. Оп.1. Д. 09-52. Архивный отдел администрации г. Бийска. Ф.Р.-214. Оп.1. Д. 1. Архивный отдел администрации г. Бийска. Ф.Р.-214. Оп.1.Д. 2. Архивный отдел администрации г. Бийска. Ф.Р.-214. Оп.3.Д .18. Лаборатория этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ им.
8. Лаборатория этнокультурных исследований В.М. Шукшина. Ф.Р.-214. Оп.1. Д.10.
9. Лаборатория этнокультурных исследований В.М. Шукшина. Ф.Р.-214. Оп.1. Д.1.
10. Лаборатория этнокультурных исследований ФИиП
АГГПУ им. В.М. Шукшина. Ф.Р.-214. Оп.1. Д.1.
11. Лаборатория этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ им. В.М. Шукшина. Ф.Р.-214. Оп.1. Д.10.
12. Лаборатория этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ им. В.М. Шукшина. Ф.Р.-214. Оп.1. Д.10.
13. Лаборатория этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ им.
B. М. Шукшина. Ф. Р. - 214. Оп. 1. Д.1.
14. Антропов, А. Скоро экзамены [Текст]/ А. Антропов // Бийский рабочий .- 1954.- № 48 .
15. Алтаева, В. Доверительный разговор [Текст]/ В. Алтаева // Бийский рабочий.- 1985.- №39.
16. Алферов, Г. В борьбе за прочные знания [Текст]/ Г. Алферов // Бийский рабочий.- 1954.- №48.
17. Барановский, Ф. Новый вуз [Текст] / Ф. Барановский // Бийский рабочий .- 1954.- № 22.
18. Бийский пед. государственный университет имени В.М. Шукшина. Буклет. Бийск: изд. Приобские Ведомости.
19. Верещагина, Ю. Город-селу [Текст]/ Ю. Верещагина// Бийский рабочий.- 1985.- №180.
20. Власов, А.И. Право на юбилей. [Текст] / А.И.Власов.- Бийск. 2000.- C. 42.
21. Для любителей туризма [Текст]/ Бийский рабочий .- 1955.- № 153.
22. Жупиков, Г. Студенты снова в колхозе [Текст]/ Г. Жупиков// Бийский рабочий.- 1956.- №6.
23. Исаков, В. Традиции продолжаются [Текст]/ В. Исаков // Бийский рабочий .-1985. №220.
24. Качкина, А. Педагогический поиск [Текст]/ Качкина, А.// Бийский рабочий.- 1978 .- № 81.
25. Ковриги, Л. Из выступления секретаря райкома комсомола пединститута. С помощью старших [Текст]/ Л. Ковриги// Бийский рабочий.- 1968.- № 96.
26. Кокарева, А. Учиться с упорством и напряжением [Текст] / А. Кокарева // Бийский рабочий.- 1941.- № 95.
27. Колтаков, К.Г. Вкус ректорского хлеба: Документальная публицистика; научные статьи и исследования; официальные документы истории БиГПИ.- Бийск : НИЦ БиГПИ,1998.- 535 с.
28. Колтаков, К.Г. Новые задачи на смотре сделанного: статьи и документальные материалы юбилейного года Бийского гос. пед. ин-та [Текст] / К. Г. Колтаков // Междунар. акад. пед. образования, Бийский пед. гос. ун-т. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 105 с.
29. Колтаков, К.Г. Учить - право нравственное [Текст] / К.Г. Колтаков.- Бийск. 2000.- С.4.
30. Коржнев, В. На сцене - “Вертикаль” [Текст]/ В. Коржнев // Бийский рабочий.- 1979.- № 68 .
31. Кузьмин, Н. В труде и учебе [Текст] / Н. Кузьмин // Бийский рабочий - 1954.-№ 3 .- С.2.
32. Ляровских, Г. Готовимся стать учителями [Текст]/ Г. Ляровских // Бийский рабочий .- 1968.- № 76.
33. Молодцов, К. Десант уходит в поход [Текст]/ К. Молодцов // Бийский рабочий.- 1985 .-№30.
34. Никишаева, В. Мы с тобой Гренада [Текст] / В Никишаева // Бийский рабочий 1983.- № 218.
35. Никишаева, В. Строка в историю [Текст] / В. Никишаева // Бийский рабочий .- 1985.- №220.
36. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Электронный ресурс]: Закон СССР от 24.12.1958 - Режим доступа: zakon-sssr-ot-24-12-1958.pdf, свободный.
37. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 15.05.1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» // СЗ. 1934. № 26. Ст. 206; Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 113, 16.05.1934.
38. Репортует комсомолия. На встречу 50-летию ВЛКСМ [Текст]/ Бийский рабочий.- 1968.- № 63.
39. Речь товарища Б.Н. Ельцина, первого секретаря Свердловского областного комитета партии [Текст]/ XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза. 23 февраля - 3 марта 1981 года. Стенографический отчет. Т.1. М., 1981. С. 230-235.
40. Рыблева, Н. К спортивному лету [Текст]/ Н. Рыблева // Бийский рабочий .-1954.- №48.
41. Стругач, П. В дни студенческих каникул [Текст]/ П. Стругач // Бийский рабочий.- 1954.- №18.
42. Стручков, П. Выполним решения XII съезда ВЛКСМ [Текст]/ П.Стручков // Бийский рабочий .-1956. -№ 48 .-С.3.
43. Сухонина, И. Комсомольцы - пионервожатые [Текст]/ И. Сухонина// Бийский рабочий.- 1954.- № 48.
44. Тарасов, Ф. Зимняя сессия заочников [Текст]/ Ф.Тарасов// Бийский рабочий.- 1956.- №2.
45. ТАСС [Текст] / Бийский рабочий .- 1954.- №91.
46. Филиппов, В. Третий семестр. Студенты педагогического института закончили работу в ЖБИ [Текст]/ В. Филиппов// Бийский рабочий.- 1968 .-№ 65
47. Филиппова, М. Экзаменует поле [Текст]/ М. Филиппова// Бийский рабочий 1983.- №202.
48. Филологический факультет [Текст]/ Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина. 65 лет. Буклет. - Бийск ,2002.- С.5.
49. Чусова, Н. Отличникам учебы [Текст]/ Н. Чусова// Бийский рабочий.- 1979 .-№ 96.
Литература
1. Алтайская государственная педагогическая академия - первый вуз Алтая в документах и материалах [Текст] : учебно-методическое пособие. Ч. I. (1933-1952 годы) / сост. : И. Р. Лазаренко, Р.Г. Носонов, Д. В. Дьякова ; авт.предисл. Н. А. Матвеева. - Барнаул :АлтГПА, 2013 - 127 с.
2. Алтайская государственная педагогическая академия - первый вуз Алтая в документах материалах [Текст]: учебно-методическое пособие. Ч. II. (1953 - 1972 годы) / сост. : И. Р. Лазаренко, Р.Г. Носонов, Д. В. Дьякова. - Барнаул: АлтГПА, 2014 - 135 с.
3. Артемьева, С.И. Бийский учительский: очерк начальной истории [Текст] / С.И. Артемьева// Вопросы истории: сборник научных статей. Выпуск 7.- Бийск: РИО БГПУ им. В.М.Шукшина, 2005.- С. 3-24.
4. Артемьева, С.И. Факультет истории и права БПГУ им. В.М. Шукшина в документах, свидетельствах очевидцев: вчера, сегодня, завтра... [Текст]: сборник публицистических материалов и научных статей: К 10-летию образования факультета истории и права / отв. ред. С. И.Артемьева. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2006. - 158 с.
5. Баженова, С.С. Деятельность партийных организаций Сибири по развитию университетского образования (1976-1980 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук (00.07.02). - Томск, 1990. - 27с.
6. Байбаков, С.А. История образования СССР: Итоги и перспективы изучения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. ист. наук (07.00.02).- Москва, 1997 -28 с.
7. Бийск энциклопедия [Текст] / гл. ред. К.Г. Колтаков, В.П. Никишаева. Бийский пед. гос. ун-т. им. В.М. Шукшин.- Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.- 416 с.
8. Ванина, Э.В. Теория и методика обучения истории - словарь- справочник [Текст] / Э.В. Ванина, Л.К. Ермолаева, О.Н. Журавлева.- Изд.: "Высшая школа"- М., 2007.- С.122.
9. Днепров, Э.Д. Очерки историографии образования и педагогики России [Текст]/ Э.Д. Днепров.- М.: Мариос, 2014. - 232 с.
10. Дьякова Д.В.Социальные предпосылки и условия организации первого вуза на Алтае [Текст] / Д. В. Дьякова// Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6. - С. 231-233.
11. Зайченко, П. А. Томский государственный университет имени В. В.
Куйбышева: очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880-1955) [Электронный ресурс] / [ред. В. А. Пегель]. - Томск: Издательство Томского университета, 1960. Режим доступа: URL:
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000047747, свободный
12. Зыкин, B.A. Развитие университетского образования в Сибири и на Дальнем Востоке (1966-1975 гг.): автореф. дис. канд ист. наук (00.07.02.) / В.А.Зыкин. - М., 1992. 28с.
13. Исаева, Т.А. Решение проблемы подготовки квалифицированных педагогов для сельских школ в Западно-Сибирском регионе: историко-педагогический анализ [Текст] / Т.А. Исаева // Известия Алтайского государственного университета.-2001- С.106-109.
14. Исаева, Т.А. Становление и развитие высшего педагогического образования в Западной Сибири [Текст]/ Т.А. Исаева // Известия Алтайского государственного университета.- 1999.- С.61-64.
15. История вуза [Электронный ресурс]. - Алтайский государственный
гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина. - М.: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. - Режим доступа
http://www2.bigpi.biysk.ru/wwwsite/viewpage.php?page_id=368, свободный.
16. История факультета [Электронный ресурс]: Факультет: Технологии и Профессионально-педагогического Образования - Режим доступа: http://www2.bigpi. biysk.ru /wwwsite/infusions/ds_fak_panel/ds_fak.php, свободный.
17. Факультет: Естественно- географический [Электронный ресурс]: История факультета: - Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/ wwsite/infusions/ds_fak_panel/ds_fak.php?ds_ fak_id=8, свободный.
18. Факультет: Технологии и Ирофессионально-педагогического
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Образования - Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/wwwsite/infusions/ds_fak_panel/ds_fak.php?ds_ fak_id=15, свободный.
19. Факультет: физико-математический [Электронный ресурс]. - История
факультета - Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/wwwsite/
nfusions/ds_fak_panel/ds_fak.php?ds, свободный.
20. Канакина, Е.Е. К вопросу о становлении системы высшего педагогического образования в Тюменском регионе во второй половине XX века [Текст] / Е.Е. Канаки // Мир науки, культуры, образования. - 2013.- № 3.
21. Коробкова, Н.И. Развитие высшего образования в Западной Сибири в период 1946-1958 гг. [Текст]: автореф. дис. канд. ист. наук (07.00.02).- Новосибирск, 1984 .- 23 с.
22. Костерева, А.Г. Научно-образовательный комплекс Западной Сибири (последняя четверть XIX - середина XX в.) [Текст]/ А.Г. Костерева, Д.В. Хаминова // Вестник Томского государственного университета. -2013. -№ 371. - С. 103-109.
23. Кудирмекова, Н.И. Становление и развитие алтайской национальной школы :1917-1958 гг.. [Текст]: автор. дис. канд. пед. наук (13.00.01.).- Горно-Алтайск, 2006. - 9 с.
24. Кузнецов, М.С. Научно-исследовательская работа ученых Томска в 1945-1980 гг. / М.С. Кузнецов // Культура: философия и история. - Томск, 1994. - С. 75-78.
25. Кузьмин, М.Н. Иолиэтничное российское общество на этапе перехода к гражданскому обществу: проблемы формирования исторического сознания [Электронный ресурс].- М.Н. Кузьмин. - Электрон. текстовые дан.
https://narfu.ru/agtu/www.agtu.ru/fad08f5ab5ca9486942a52596ba6582elit.html,
свободный
26. Курило, Л.В. Краеведение и туризм. Учеб. Пособие [Текст] /Л.В. Курило.- М.: РМАТ, 1999. - 72 с.
27. Лазаренко, И.Р. Управление инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования: монография [Текст] /И.Р. Лазаренко. - Барнаул: АлтГПА, 2011 - 148 с.
28. Лепин, П.В. Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования: На материале Западной Сибири [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук (13.00.01) - Новосибирск, 2000.- 18 с.
29. Лукиева, Е.Б. Историческое краеведение. Учеб. пособие [Текст] / Е.Б. Лукиева.- Том. гос. политехн. ун-т. - Томск, 2003. - 156 с.
30. Методологические и историографические вопросы исторической науки [Электронный ресурс] сборник статей. - Режим доступа: http://klio.tsu.ru/MIVIN.htm.
31. Модорова, В.В. Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.01). -Горно-Алтайск, 2003. - 8 с.
32. Мокрова, М.В. Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук (07.00.09).- Российская академия наук. Институт истории естествознания и техники им. С.В. Вавилова - Москва, 2004. - 23 с.
33. Палей, Л.А. Система краеведческой работы в школе [Электронный ресурс]: Инфоурок. - / Л.А. Палей - Режим доступа: https://infourok.ru/sistema- kraevedcheskoy-raboti-v-shkole-1264838.html, свободный
34. Петрик, B.B. Университетское образование в Сибири в 1980-е гг. (общественно-политический аспект): автореф. дис. канд. ист. наук (07.00.01) / - Томск, 1995. - 24 с.
35. Петрик, В.В. Система управления высшей школой в конце 50-х- начале 90-х гг. XX века ( а примере вузов сибирского региона) [Текст] / В.В. Петрик // Вестник Томского государственного университета .- 2004. - №11. -С. 168-176.
36. Петрик, В.В. Развитие высшей школы Сибири в конце 1950-х - начале 1990-х годов [Текст]: автореф. дис. д-ра ист. наук (07.00.02): ГОУВПО «Кемеровский государственный университет» (Кемерово), 2009.
37. Рященко, И.Р. Страницы истории развития дошкольных учреждений в Томске (вторая половина XIX в. - начало XXI в.) [Текст] / И.Р. Рященко//. - Томск: [Ветер], 2010. - 259 с.
38. Сахаров, A.M. Историческое образование // Педагогическая энциклопедия [Текст]/. - М., 1965. - Т. 2. - С. 300-302.
39. Сизов, С.Г. Идеологические кампании 1947-1953 гг. и вузовская интеллигенция Западной Сибири [Текст] / С.Г. Сизов // Вопросы истории.- 2004.- № 7.- С. 95 - 103. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp? id=28878525, свободный
40. Сорокин, А.Н. Сибирский физико-технический институт имени академика В.Д. Кузнецова : история создания и деятельности в 1920-е гг. - 1991 г. .[Текст] : автор. дис. канд. ист. наук (07.00.10) .- Нац. исслед. Том. гос. ун-т. , 2012. -17 с.
41. Сухотин, А.К. Предыстория и история философского факультета в Томском государственном университете [Текст] / А.К. Сухотин, М.П. Завьялова, М.Н. Баландин // Вестник Томского государственного университета.-1999.- №267. С. 129-135.
42. Терехов, А.Н. Становление и развитие высшего исторического образования на Южном Урале [Текст]: автореф. диссер. канд. исторических наук (07.00.02) .- Чел. гос. пед. ун-т (Челябинск),- 2003 - 26 с..
43. Федор, Ф.К. Очерки по истории советской школы и педагогики [Текст]: Ф.К. Федор, Т.Д. Корнейчик, З.И. Равкин.- Изд-во Академии педагог. наук РСФСР, 1961 .- 507 с.
44. Филоненко, Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: Школьные системы XIX - первой трети XX вв. [Текст]: автореф. дис. д-ра ист. наук ( 07.00.02 ). -Воронеж, 2004. 20 с.
45. Хаминов, Д.В. Историческая наука и образование в Томском университете : конец XIX в. - 1991 г. .[Текст]: автореф. дис. канд. ист. наук (07.00.10). - Томск, 2010. - 14 с.
46. Хаминов, Д.В. Общественно-политическая жизнь и идеологические кампании на историко-филологическом факультете Томского государственного университета во второй половине 1940-х - 1950-е гг. [Текст] / Д. В. Хаминов // Вестник Томского государственного университета.- 2011. - №3 .-С.88-91.
47. Хоткин, О.С. Проблемы финансирования научных исследований в вузах [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук (08.00.01).- М„ 1975. - 26 с.
48. Цеховой, Н.П. Аспирантура и докторантура Томского государственного университета и их роль в формировании и развитии научных школ и направлений : середина 1920-х гг. - 1991 г.. [Текст]: автореф. дис. канд. ист. наук (07.00.10): Том. гос. ун-т. ( Томск).- 2011. - 35 с.
49. Шмойлов, Э.П. Культура Бийска в 300-летнем обозрении [Текст]/ Э.П. Шмойлов //.- Бийск: Издательский дом «Бия».- 2009.- 211 с.
50. Шмойлов, Э.П. Бийск (очерки истории города) [Текст] /Э.П. Шмойлов//.- Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993.- С. 255.
51. Щеглова, Т. Устная история [Электронный ресурс]: Учебник. -/ Т. Щеглова - Электрон. текстовые дан.- АлтГПА, 2011. - Режим доступа: https://royallib.com/book/shcheglova_tatyana/ustnaya_istoriya.html, свободный
52. Щурова, Л.В. Формирование и развитие высшей школы в Кузбассе: 1931-1991 гг. [Текст]: дис. канд. ист. наук (07.00.02).- Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, 2007. - 24 с.