Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных и
технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 7
1.1 Сущность понятий «изобразительные и технические навыки», их
значение в развитии детей 7
1.2 Методика формирования изобразительных и технических навыков у
детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Дидактические игры и упражнения в формировании изобразительных
и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальные исследования по формированию
изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного
возраста посредством дидактических игр и упражнений 26
2.1 Выявление уровня сформированности изобразительных и
технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 26
2.2. Содержание работы по реализации формирования изобразительных
и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений 31
2.3 Анализ экспериментально-исследовательской работы 34
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение 48
В наше время все сложнее завлечь ребенка творчеством или играми, они все чаще предпочитают проводить свободное время за просмотром мультфильмов и игрой на различных гаджетах. Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира.
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно¬эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно-эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и
конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.[50]
На организованно-образовательной деятельности рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Изобразительная деятельность - это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Значительный вклад в разработку внесли исследователи художественного творчества
дошкольников А.А. Волкова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, и другие.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими
формирования изобразительных и технических дошкольников и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе. Недостаточные изобразительные навыки затрудняют развитие познания и эстетического восприятия у детей. Таким образом, возникает необходимость определить актуальность исследования и его проблему: как повысить изобразительные и технические навыки у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Цель исследования: выявить эффективность дидактических игр и упражнений в формировании изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект: образовательный процесс, направленный на формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.
Гипотеза исследования: дидактические игры и упражнения являются эффективным средством формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать проблему формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений;
2) определить уровень сформированности изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений;
3) разработать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
4) апробировать и выявить эффективность разработанного комплекса дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В решении задач проводимого поиска были использованы следующие методы и приемы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа; эксперимент, метод анализа детской работы, метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость: разработанный комплекс дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста, может найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников дошкольных учреждений.
Апробация дипломной работы в сборнике материалов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) опубликована статья «Формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
База исследования: МБДОУ «Детский сад №65 - Центр развития ребенка» г. Бийска, Алтайского края, дети средних групп №4, № 1 в количестве 40 человек, из них: экспериментальная группа - 20 детей,
контрольная группа - 20 детей.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав - теоретической «Теоретические основы формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений», и практической «Экспериментальные исследования по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений», заключения, списка литературы, приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследуемой проблемы; практическая значимость, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» дан анализ отечественной литературы по вопросам формирования изобразительных и технических навыков у детей дошкольного возраста.
В первом параграфе анализируется понятие «изобразительные и технические навыки», их значение в развитии детей дошкольного возраста.
Второй параграф посвящен методике формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В третьем параграфе рассматриваются дидактические игры и упражнения в формировании изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Во второй главе представлена опытно - экспериментальная работа по формированию изобразительных и технических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Рассмотрев ключевые понятия, становится очевидным, что одним из эффективных средств развития интереса к изобразительной деятельности является использование дидактических игр и упражнений.
Исходя из теоретического анализа проблемы сформированности изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений, а также экспериментальных данных, которые были получены в данной работе, можно сделать выводы:
• теоретический анализ показывает, что условием формирования изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность;
• формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста должно осуществляться в рамках целостного, непрерывного процесса;
• изобразительные и технические навыки у детей среднего дошкольного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:
а) многообразнее и сложнее становятся предметы и сюжеты;
б) разнообразнее становится используемый материал;
в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;
г) детские работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений.
Контрольный эксперимент представлен теми же диагностическими методиками, что и в констатирующем. Он проведён в конце учебного года, после реализации разработанного комплекса дидактических игр и упражнений по формированию изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, экспериментальная работа позволила сделать выводы, что изобразительная деятельность проходит более успешно, если целенаправленно использовать дидактические игры и упражнения.
Сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента показало повышение уровня сформированности изобразительных и технических навыков детей посредством дидактических игр и упражнений экспериментальной группы.
Таким образом, сформулированные нами задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза экспериментально подтверждена.
1. Астафьева, Н.С. Тематическое и перспективное планирование по
образовательной области «Художественное творчество» / Н.С. Астафьева, С.Н. Петрова;- Москва: Центр дополнительного образования
«Восхождение»,2012. - с 47.
2. Балашова, Ю. С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования [Текст]: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Ю.С. Балашова; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2013. - 205 с.
3. Бим-БаД, Б.М. Умение [Текст]: / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с. - Библиогр.: с 114.
4. Бревнова, Ю.А.Художественный труд в детском саду. - М. Издательство Сфера, 2013.-с 64.
5. Бутенко, Н. В. Концептуальные основы художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста : диссертация ... док. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Бутенко; Юж.-Ур. гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Челябинск, 2016. - 444 с.
6. Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова; - Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 133с.
7. Глушкова, Г. В. Игра или упражнение[Текст] /Г. В. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С.29-34. - Библиогр.: с40.
8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности[Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений. /Г. Г. Григорьева - Москва: Инфра, 2006 - 344с.
9. Гризлик, Т. И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму./ Т. И. Гризлик - Москва: Просвещение, 2008. - 47с. - Библиогр.: с. 3-5.
10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: Учеб.пособ. / Г.Г. Григорьева. - Москва: Академия, 2000. - 344 с. - Библиогр.: с 214-216.
11. ДавиДчук, А. Н. Обучение и игра: Методическое пособие. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 168 с.- Библиогр.: с 115-117.
12. ДавыДова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 88 с.
13. ДавыДова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 78 с.
14. Доронова, Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Мл.разновозраст. группа[Текст]:пособие для педагогов дошк. учреждений / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон; - Москва : Владос, 2004. - 134 с.
15. Доронова, Т. Н.Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов и групп кратковрем. пребывания / Т. Н. Доронова. - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 86 с.
16. Дрезнина, М. Г. Навстречу друг другу. /М. Г. Дрезнина, О. А.Куревина; - Москва: «Линка - Пресс», 2007. - 240 с.
17. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. — Электрон.текстовые данные. — Москва: Академический Проект, 2017. — 161 с. — Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/71801. html
18. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа./ Авт. сост. И. В. Гуреева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 112 с.
19. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / Авт.-сост. М. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
20. КайДошко, Н. Н.Малышева И. А., Ратников О. И. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников. - Москва: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 72 с.
21. Пантелеева, Л. В.Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада / Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич-Кастори; - Москва : Просвещение : Белград, 1987. - 286 с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: / С.А.
Козлова,Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2007. - 416 с.
23. Комарова, Т. С. Диагностика изодеятельности детей 6-7 лет./ Обруч. 2007. №1.24-27 с.
24. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. - Москва:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
25. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках /Т. С. Комарова //Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - с.54-59.
26. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др.; - Москва: Просвещение, 1977. - 253 с.
27. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова; - Москва: Просвещение, 1987. - 128 с.
28. Куцакова, Л. В. Мама, я умею рисовать. - Москва: Мой мир, 2008. -
96 с.
29. Крылова, Н. МДетский сад - дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. - Пермь: Книжный мир: Пермский гос. пед. ун-т, 2005. - 447 с.
30. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова; —Балашов: Балашовский филиал
Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, 2005.
- 71с.- Библиогр.: с. 35-38.
31. Львова, Н. В. Развитие цветовосприятия. // Ребёнок в детском саду. 2008. № 5. - с. 40-43
32. Максимова, Н.М. Аппликация: Демонстрационные (печатные) материалы по обучению детей старшего дошкольного возраста[Текст]: / Н.М. Максимова, Т.Г. Колобова; - Москва: Издательство АСТ, 1998. - 72 с.
33. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста[Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Маланов;
- Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 160 с. - Библиогр.: с. 135-138.
34. Незнаева, Ю.Ю. Формирование духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности [Текст]: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.Ю. Незнаева; Челябенский гос. пед. ун-т. - Тюмень, 2015. - 214 с.
35. Новосёлова, Т. И. Духовный мир пейзажа. //Воспитатель ДОУ. 2007. № 4. - с. 79
36. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
- Библиогр.: 104-112 с.
37. Пшеничных, Л.А. Изобразительная игра как педагогический инструментарий в работе педагога дошкольного учреждения[Текст] / Л.А. Пшеничных. - Белгород, 2005.-357 с.
38. Розова, И. Н. Эмоциональное развитие детей 5 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации [Текст]: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Н. Розова; Калужский гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского. - Череповец, 2015. - 231 с.
39. Сакулина, Н.П. Методика обучения рисованию, лепки и аппликации в детском саду учебник для дошк. педучилищ [Текст] / Н.П. Сакулина.- Москва: Просвещение, 1966. - 54 с. - Библиогр.: с. 35-37.
40. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова; - Москва : Просвещение, 1982. - 208 с.
41. Силаева, Е. А. Учимся составлять цветовые гармонии. // Ребёнок в детском саду. 2007. № 3. С. 64-66
42. Соломенникова, О. А. Радость творчества : Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - 2-е изд., испр. и доп. / О.А. Соломенникова; ГУП Чехов.полигр. комб. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005 - 168 с. - Библиогр.: с. 142-147.
43. Софронова, Т.И. Изобразительная деятельность дошкольника как социально-педагогический фактор развития личности [Текст]: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.06 / Т.И. Софронова; - Москва, 1998. - 204 с.
44. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина; - Москва: Учпедгиз, 1986. - 211 с. - Библиогр.: с. 158-160.
45. Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с. - Библиогр.: с. 10-12.
46. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подгот. к шк. группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - Москва: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2002. С. 174
47. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - Москва: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2008. С. 159
48. Швайко,Г. С. Здравствуй, весна! // Ребёнок в детском саду. 2005. №
2.
49. К 105-летию со дня рождения профессора Е. И. Игнатьева // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4. - С. 106-108
50. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://rg.ru/2018/03/25/doshk-standart-dok.html